Обязан ли водитель такси предоставить чек

Обновлено: 05.07.2024

Командированному специалисту часто приходится перемещаться по городу на легковом такси. Чтоб не платить за такие служебные поездки из своего кармана, ему нужно подтвердить свои расходы. В этом поможет бланк строгой отчётности. О всех тонкостях, связанных с БСО для такси в 2019 году, рассказываем в статье.

Июль 2019 года принёс с собой не только законодательные изменения в сфере применения онлайн-касс, но и отмену типографских бланков строгой отчётности. Теперь БСО должен печататься с помощью ККТ в фискальном режиме. По реквизитам он мало чем отличается от обычного кассового чека, в нём даже должен быть QR-код. По сути, единственное важное отличие БСО от чека – это их название.

Это значит, что с 01.07.2019 водитель легкового такси обязан применять онлайн-кассу и после выполнения заказа выдавать пассажиру напечатанный с помощью неё бланк строгой отчётности.

Порядок выдачи БСО:

в бумажном виде ─ выдача распечатанного с помощью онлайн-кассы электронного бланка;

в электронном виде ─ отправка БСО на электронный адрес, указанный пассажиром.

За выдачу бланков старого образца и неиспользование онлайн-кассы законом предусмотрен штраф на сумму от 30 000 рублей (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).

Исключения из правил

Возникает закономерный вопрос: а что должен выдавать пассажиру водитель легкового такси, оформленный как индивидуальный предприниматель и не имеющий наёмных работников?

Согласно Закону № 129-ФЗ от 06.06.2019 и Письму Минфина № 03-01-15/28134 от 18.04.2019, в таком случае ИП может выдать любой бумажный документ, подтверждающий оплату. Это может быть квитанция или расписка. Законом не оговорена форма такой квитанции, но лучше, если в ней будут реквизиты первичного документа:

наименование услуги, цена;

Помимо этого, использовать онлайн-кассу не обязаны водители, которые работают на онлайн-агрегаторов – таких, как Яндекс.Такси. Вся ответственность за выдачу документов, подтверждающих расходы, ложится на плечи самого агрегатора.

Давайте разберемся, кто такие самозанятые, как стать и как работать самозанятым в такси, и действительно ли это выгодно.

Кто такие самозанятые

Получить статус самозанятого вправе как любое физическое лицо, так и ИП (индивидуальный предприниматель). Закрывать действующее ИП не потребуется – надо просто подать заявление в ФНС на смену режима налогообложения.

Закон о самозанятых (422-ФЗ от 27.11.2018 г.) предусматривает более мягкие условия ведения бизнеса для этой категории граждан. Налоговые ставки, условия и правила работы для физлиц и ИП, применяющих НПД, одинаковые. Подробнее об этом расскажем далее в статье.

Но использовать новый спецрежим получится не у всех.

Кто может стать самозанятым

Для применения НПД есть ограничения. Стать самозанятым можно, если:

у вас нет наемных работников,

ваш годовой доход не превышает 2,4 млн рублей,

вы оказываете услуги самостоятельно,

ваш вид профессиональной деятельности не запрещен для этого статуса (полный список есть в статье 4 ФЗ-422).

Кто может стать самозанятым таксистом

Если вы хотите стать самозанятым таксистом, вам не обойтись без регистрации ИП и оформления разрешения на деятельность по перевозке пассажиров, так гласит ч. 1 ст. 9 Федерального закона №69. Получить его могут только юрлица и ИП.

Если ИП у вас уже оформлен, то все гораздо проще – надо просто перейти на новый налоговый режим НПД.

Какая альтернатива есть?

Устроиться водителем в таксомоторную компанию или к ИП-посреднику по трудовому договору. Но тогда с вашего заработка будет удерживаться 13% НДФЛ. А это очень ощутимый размер налога, по сравнению с тем, который платит самозанятый водитель. Кроме того, сегодня все меньше фирм и ИП, которые хотят брать таксистов в штат и оформлять их легально. Так они избавляются от включения сведений об исполнителе во всевозможные отчеты, экономят на налогах и взносах.

Надо ли таксисту становиться самозанятым: плюсы и минусы режима НПД

Плюсы для водителей на режиме НПД:

Низкие налоговые ставки – 4% при оказании услуг физическому лицу и 6% по корпоративным заказам. Это меньше, чем у ИП на других СНО, и меньше комиссии, которую водители платят парку. Первое время из-за налогового вычета в 10 000 рублей ставка будет еще меньше – 3% и 4% соответственно.

Если дохода не было, налог не начисляется. ИП на других СНО платят всегда.

Освобождение от НДС и НДФЛ.

Никаких обязательных страховых взносов, как у ИП на других СНО. Взносы в ПФР платятся по желанию, чтобы доход в такси учитывался при формировании будущей пенсии и начислялся трудовой стаж. Взносы 1,5% в фонд ОМС уже включены в налог.

Декларации сдавать не надо.

Получить справку с подтвержденным официальным доходом можно прямо в приложении.

Отдельных специальных банковских счетов не нужно. Вы вправе использовать свой счет физлица. Но лучше завести отдельную карту, можно даже виртуальную. Тогда все денежные потоки вашей бизнес-деятельности в качестве плательщика НПД будут удобно проходить по одному счету.

Минусы применения режима НПД:

Налог платится со всего дохода, в том числе с бонусов и доплат от агрегатора и чаевых от пассажиров, без вычета расходов.

Стаж работы в качестве самозанятых не учитывается при расчете пенсии.

Если намечается расширение деятельности, то с этим будут сложности, т. к. есть ограничения по годовому доходу, нельзя нанимать работников и нельзя иметь несколько машин.

Выгодна ли работа самозанятым в такси? Многие считают, что да, изучив условия спецрежима.

Как стать самозанятым в такси

Если вы действующий таксист с лицензией, то для перехода в режим НПД вам надо, не закрывая ИП, зарегистрироваться в ФНС в качестве плательщика НПД и затем уведомить налоговую о смене режима налогообложения. Подробно о том, как действующему ИП перейти на НПД, мы писали в нашей статье.

Если вы обычное физлицо и только начинаете работать в сфере пассажирских перевозок, то для того, чтобы получить разрешение и начать работать в такси со статусом самозанятого, у вас есть два пути:

Открыть ИП на УСН или ОСНО – оформить лицензию – перейти в самозанятые.

Зарегистрироваться самозанятым как физлицо – подать документы на регистрацию ИП на НПД – получить лицензию.

Подать пакет необходимых документов на открытие ИП можно разными способами: лично в налоговой, онлайн – в МФЦ, через Госуслуги, на сайте ФНС. Код ОКВЭД для такси – 49.32. Если документы предоставляются в электронной форме госпошлина 800 рублей не взимается. Некоторые банки и финансовые организации также предлагают комплексную услугу регистрации ИП.

Что делать, если вам все-таки не подходит режим самозанятого?

Если по каким-то причинам вам не подходит режим самозанятого, или вы вынуждены с него уйти, вам потребуется онлайн-касса.

В МТС Кассе есть удобное и бюджетное решение для пассажирских перевозок – онлайн-касса в смартфоне водителя.

Используйте одну кассу для фискализации чеков со всех такси.

Снабжать кассами каждого водителя вовсе не обязательно. С нашим решением достаточно одной кассы и личных смартфонов водителей.

С помощью кассового приложения, установленного на смартфоне водителя, и терминала эквайринга D200, который подключается к мобильному устройству, водитель принимает оплату наличными и банковской картой. Пассажир получает электронный чек по E-mail или посредством SMS.

Как это работает?

Ставим МТС Кассу на автовокзале, в офисе или даже дома.

Превращаем смартфон водителя в кассу. Устанавливаем на телефон кассовую программу МТС.

Подключаем смартфоны к МТС Кассе Одна МТС Касса справляется со всеми задачами: она собирает чеки от всех водителей и отправляет их в ОФД.

Пассажиры сканируют QR-код на смартфоне водителя и получают электронную копию чека.


Если вы примете решение покупать онлайн-кассы каждому водителю, используйте модели, в которых встроена функция продажи билетов.Подробности решения здесь.

Есть вариант не покупать кассу, а взять в аренду или рассрочку.

Разрешение на перевозку пассажиров легковым такси

Разрешение выдается на собственную машину, или на автомобиль, который вы используете для работы на основании договора аренды или лизинга у таксопарка или агрегатора. Услуга платная (кроме Москвы).

Разрешение выдается на машину, с указанием данных организации, марки и госномера машины. Одна машина – одно разрешение сроком действия 5 лет. Документ должен храниться в салоне транспортного средства и предъявляться по требованию пассажира или сотрудника ГИБДД. За отсутствие разрешения налагается штраф в размере 5 000 рублей.

Чтобы успешно получить разрешение, автомобиль для такси должен соответствовать определенным требованиям, которые в регионах отличаются. Например, в Москве разрешается только желтый кузов такси, на крыше должен быть фонарь оранжевого цвета и т. д.

Как самозанятому работать в такси в 2021 году

У самозанятого таксиста есть несколько вариантов работы: на таксопарк, либо через посредника-агрегатора (например, Яндекс.Такси, но таких служб много), либо искать заказы самостоятельно.

Работа в таксопарке

По этому принципу сейчас работают очень многие таксисты. Так как налоговое законодательство запрещает самозанятому работать по трудовому договору, вам надо заключить с таксопарком договор, по которому вы будете предоставлять услугу – заниматься перевозкой граждан за вознаграждение. Таксопарк берет две комиссии – 3%-5% за предоставление заказа и 1%-2% за вывод заработанных средств. Но деньги приходят в тот же день.

Сотрудничество напрямую с агрегатором

При подключении к интернет-агрегатору (например, Яндекс.Такси) заключения договора как такового не происходит. Чтобы получать заказы, достаточно пройти несложную и быструю процедуру регистрации в приложении Яндекс.Про (Таксометр) после чего договор считается по умолчанию заключенным. Агрегаторы берут комиссии за заказы в среднем 5%, комиссий за вывод средств нет. Из минусов – средства могут поступить на следующий день, нет хорошей техподдержки.

При работе с интернет-агрегатором водитель самостоятельно выбирает свой график работы, а также количество часов в день в рамках смены.

Поиск заказов самостоятельно

Плюсы: никаких комиссий таксопаркам и агрегаторам, деньги вы получаете сразу, все преимущества плательщика НПД, полностью свободный график работы. Но есть и значительный минус: самостоятельно искать клиентов сложно, отсюда непостоянный заработок. Кроме того существует местная мафия. Все прибыльные места у вокзалов, на остановках, развлекательных заведениях, как правило распределены. Такой способ работы подойдет только в качестве подработки.

Дополнительные выгоды для таксиста от партнерства с агрегатором (на примере Яндекс.Такси)

К перечисленным ранее плюсам статуса самозанятого добавляется выгода от партнерства с агрегаторами, например с Яндекс.Такси:

Повышенный приоритет на заказы в течение полугода с момента регистрации в качестве самозанятого водителя-партнера.

Нет комиссии парка. Вы можете сотрудничать с сервисом Яндекс.Про напрямую. Перевод денег с баланса сразу на вашу банковскую карту без посредников.

Совмещение с официальной работой. Можно быть самозанятым прямым партнером Яндекс.Такси и при этом официально работать в другом месте.

3 бесплатные юридические консультации каждый месяц на весь период сотрудничества с Яндекс.Такси в качестве самозанятого. Промокод приходит в течение двух дней после первой поездки.

Все новые самозанятые водители-партнеры получают промокод на 12 часов без комиссии агрегатора в подарок.

Доступ к автокредиту от банков-партнеров.

Отзывы самозанятых таксистов и таксопарков. Стоит ли переходить в режим НПД или нет? Таксопарк или агрегатор: с кем выгоднее сотрудничать?

Вот что думают участники рынка пассажирских перевозок о режиме НПД и с кем лучше работать самозанятым водителям.

В самозанятости в такси есть как плюсы, так и минусы. Положительный момент – в случае работы с Яндекс.Такси водитель на полгода получает бонусные баллы приоритета.
Официальное подтверждение зарплаты – неочевидный плюс. Многим возможность показывать свой фактический доход не нужна, например, плательщикам алиментов и должникам банков.
Размер налога спорный. Если сопоставить его со средней комиссией таксопарков 3-5%, то разница получается совсем небольшой в пользу самозанятости.
Большой минус – самозанятый водитель не может отследить поступления от агрегатора. Они приходят частями и не всегда понятно, за какой период времени пришла выплата.
Плата за сегодняшний заказ может поступать водителю в течение трех дней. То есть, если водитель выполнил за день заказов на 1000 рублей, а на следующий день он получает от агрегатора 700 рублей, то непонятно, что ему не доплатили. Вообщем, нет прозрачности в выплатах.

Самозанятый таксист работает напрямую с Яндекс.Такси — платить паркам не нужно, а это весомый плюс. Хоть парки и заявляют о комиссии 2-3%, мы почему-то забываем про процент за вывод средств, который они удерживают. А это 1-3%, но не менее, к примеру, 30 или 40 рублей. Водитель теряет на этой комиссии за месяц все 5-7% в сумме. Самозанятый водитель никакой комиссии не платит. Сколько заработал, столько и получил на карту.
Из минусов – например, отвратительная работа техподдержки Яндекс.Такси. Раньше все мои проблемы и вопросы решал парк. Сейчас же их приходится задавать напрямую техподдержке, которая может сутками не отвечать.
К недостаткам я отношу и неравномерное списание денег с баланса в Таксометре. При выводе денег через парк, я обнулял баланс и четко видел все поступления. Самозанятому приходится отслеживать оплату по каждому заказу — пришла, не пришла? Деньги появляются на карте только на следующий день после обеда, а заработок за субботу приходит в понедельник. Это не очень удобно.

Я вижу несколько проблем с самозанятостью как для таксопарков, так и для водителей. Первая: агрегаторы активно переманивают к себе водителей из парков. Вторая: заработок на карту происходят частями. Частенько нельзя разобраться, какие заказы оплачены, а какие — нет. И третья проблема: водители, которые умеют считать, сразу понимают, что самозанятость не будет для них выгоднее, т. к. 4% и 6% с заказов обычно дают больший минус, чем комиссия парка в 4-5%.

Например, у нашего таксопарка есть тариф, по которому водитель платит с заказа 2,5%. Сюда прибавляется комиссия за вывод средств 1% (минимально — 20 рублей) на карту, но это все равно дешевле, чем 4% и 6%, которые платит самозанятый таксист.
Также водители теряют помощь парка. Мы круглосуточно поддерживаем с таксистами обратную связь, а самозанятые остаются наедине с агрегаторами и свои вопросы им приходится решать самим.
Еще один минус самозанятости — это порядок расчета. Работая с парком, водитель точно знает, что он получит заработанные деньги вовремя, чего не скажешь о работе самозанятых напрямую с агрегаторами.

Изменения в законе о такси в 2021 году

В России каждый год вступают в силу различные изменения, которые касаются такси. Какие поправки уже утверждены в 2021 году, а какие – планируются?

Утвержденные поправки

Новые правила перевозки пассажиров в такси, утвержденные Постановлением Правительства №1586 от 01.10.2020 г., вступили в силу с 1 января 2021. Наиболее важные пункты:

до подачи автомобиля такси клиенту необходимо сообщить номер заказа, наименование перевозчика, стоимость проезда и время прибытия автомобиля;

после поездки водитель обязан пассажиру бумажный или электронный чек;

на передней панели автомобиля справа от водителя должна находиться информация об организации, данные о номере и сроке действия разрешения, а также тарифы на проезд.

Отмена запрета на парковку такси во дворах с 1 января 2021.

Новые требования Яндекс.Такси с 1 февраля 2021.

Автоматическое продление разрешений для таксистов.

Согласно Постановлению Правительства России от 11 июня 2020 года №849, разрешения на перевозку пассажиров в такси, срок действия которых истекал с 15 марта по 31 декабря 2020 года, автоматически продлены на 12 месяцев из-за пандемии коронавируса.

Планируемые поправки

Здесь приведены поправки, которые сейчас обсуждаются депутатами и могут вступить в силу в течение 2021 года.

Запрет на работу в такси с судимостью, с иностранными правами.

Ограничение работы до 8 часов.

Дополнительная страховка для такси — обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).


С 2017 года все, кто что-то продает, использует ККТ с подключением к интернету. Этого требует закон 54 ФЗ.

Нужна ли ККМ для такси в 2021 году

Онлайн-кассы в 2021 году обязательны для всех такси, кроме ситуации, описанной ниже.

Так, компании и ИП с работниками должны применять онлайн-кассы независимо от режима налогообложения. То есть, доставив пассажира, водитель должен выдать чек и передать сведения в ФНС через интернет (письмо Минфина от № 03-01-15/91866).

Однако для услуг такси внесены изменения. Чек можно пробить онлайн и передать пассажиру в электронном виде через интернет. Не обязательно это делать на бумаге. Например, так делает популярная служба Яндекс.Такси.

Для малого бизнеса льгота по пробитию чека удаленно означает существенную экономию. Поэтому не надо устанавливать в каждое такси онлайн-ККТ. Достаточно иметь одну кассу на предприятии и выбивать чеки удаленно. Новые правила распространяются на перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом.

Кто освобожден от онлайн-касс по услугам такси в 2021 году

Что касается услуг такси, то в 2021 году нужно бить чек ККТ по каждой поездке. Исключение сделано только ИП без работников. То есть если ИП сам работает таксистом. При этом режим налогообложения по данной льготе не имеет значения. Таким образом, отсрочка по онлайн-кассам предусмотрена только для ИП без работников (до 1 июля 2021 года). Они могут не пробивать чеки ККТ и вообще не применять онлайн кассы.

Как работают кассовые аппараты для такси

Касса для такси выдает фискальные чеки и отправляет данные в налоговую. Работает так: клиент оплачивает поездку, водитель выбирает услугу "перевозка груза или пассажиров", принимает оплату и отдает пассажиру чек, который напечатала ККТ.

Водитель может считать стоимость поездки по таксометру и вводить в кассу готовую сумму, или выбирает нужные услуги в меню кассового аппарата. В Модулькассе можно добавлять в чек несколько услуг: посадку, поездку в километрах, ожидание и детское кресло.

Модулькасса подключается к интернету и передает информацию оператору фискальных данных, ОФД. Налоговая может запросить сведения у ОФД и сверить их с теми, которые таксист пишет в декларации. Так государство контролирует оборот денег в малом бизнесе.

Какая касса нужна в такси

Место в машине ограничено, поэтому касса должна быть компактной и беспроводной. Модулькасса работает от аккумулятора 48 часов и на одном заряде печатает до 500 чеков. Заряжается на 100 % за 40 минут. Устройство подключается к интернету по вай-фаю или через сим-карту.

У Модулькассы сенсорный экран диаметром 5,5 дюймов, как у айфона. Аппарат по размеру чуть больше, чем обычный смартфон и его можно держать одной рукой или закрепить на приборной панели.

В кассе Модульбанка встроена камера, которая работает как сканер штрих-кодов и кьюар-кодов. Его можно использовать, чтобы считывать дисконтные карты постоянных клиентов или рекламные флаеры.

Мы постоянно улучшаем кассы, чтобы сделать их быстрее и удобнее. Поэтому цена и количество моделей могут меняться. Актуальная информация — на главной странице сайта.

Кассовый аппарат для такси: особенности регистрации

Чтобы начать работать с кассой, ее регистрируют в налоговой и заключают договор с ОФД. Можно сделать это по интернету, но для этого нужна электронная цифровая подпись. Раньше закон обязывал предпринимателей заключать договор с сервисным центром, но теперь это необязательно.

Как купить ККМ для такси

1. Оставьте заявку на сайте

Оставьте свой номер телефона на сайте. Мы перезвоним, расскажем об условиях обслуживания, подберем тариф и узнаем данные для договора.

2. Получите кассу у курьера

Мы бесплатно доставляем кассовые аппараты в 93 города России. В Москве вы получите кассу через три дня, в регионах — через неделю. Курьер привезет заполненные документы, их останется подписать.

3. Зарегистрируйте аппарат в налоговой


Самозанятый при этом чек не формирует и покупателю не передает. Но если посредник не передал сведения налоговикам, сообщить их должен таксист — плательщик НПД: по каждой оплате или сводные данные за месяц в срок не позднее 9-го числа следующего месяца.

На это обратила внимание ФНС в письме от 14.09.2021 № АБ-4-20/13039@.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

УФНС по Москве напомнило, какие документы должен получить пассажир такси и какие данные необходимо в них указать.

Управление ФНС по Москве распространило разъяснения для водителей и пассажиров такси. Специалисты ответили на поступившее обращение. Его автор интересовался, какие документы водитель должен выдать пассажиру в подтверждение оплаты за проезд – должен ли это быть кассовый чек или бланк строгой отчетности. "Влияет ли применение ЕНВД в данном случае?" - интересовался житель столицы. В специальном письме УФНС напомнило, какие документы должен получить пассажир такси и какие данные необходимо в них указать:

. документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать реквизиты, установленные Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14.02.2009.

Пунктом 111 Правил определено, что за пользование легковым такси в подтверждение оплаты выдается либо кассовый чек, либо квитанция в форме бланка строгой отчетности, которая должна содержать реквизиты, представленные в приложении N 5 к Правилам, а именно:

В квитанции на оплату пользования легковым такси допускается размещение дополнительных реквизитов, учитывающих особые условия осуществления перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

. водитель легкового автотранспортного средства при наличных денежных расчетах за оказываемую услугу обязан в общеустановленном порядке выдавать пассажиру по окончании поездки либо кассовый чек, отпечатанный контрольно-кассовым аппаратом, либо квитанцию в форме бланка строгой отчетности, которая должна содержать определенные реквизиты.

С 1 января 2012 года система уплаты ЕНВД для отдельных видов деятельности на территории г. Москвы не применяется.

Невыдача документа строгой отчетности, приравненного к кассовому чеку, а также неиспользование контрольно-кассовой техники при наличных денежных расчетах является основанием для привлечения налогоплательщика к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения в установленных законом случаях ККТ в соответствии с частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.

Добавим, что по этой статье гражданам грозят штрафы от 1,5 до 2 тысяч рублей, юридическим лицам – от 30 до 40 тысяч.

При применении письма следует учитывать, что оно не носит нормативный характер и служит разъяснением по конкретному запросу.

Напомним, ряд требований к перевозкам легковыми такси установил федеральный закон от 21.04.2011 N 69-ФЗ. Вопросы применения ККТ при наличных денежных расчетах регулируются федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ. В некоторых ситуациях документ разрешает не использовать кассовые аппараты. В частности, это касается оказания услуг населению. В подобных случаях должны выдаваться соответствующие бланки строгой отчетности.

Читайте также: