Обязанности пешехода и водителя обж 8 класс

Обновлено: 01.07.2024

Ежедневно и постоянно по улицам городов и населенных пунктов передвигаются тысячи людей, которые спешат на работу, в школу, во многие другие места или возвращаются домой. Для передвижения в заданном направлении люди пользуются общественным транспортом, личными транспортными средствами (автомобилями, мотоциклами, велосипедами) или идут пешком. Все они являются участниками дорожного движения. Участник дорожного движения — это лицо, принимающее непосредственное участие в движении в качестве водителя, пешехода, пассажира транспортного средства.

Для того чтобы это движение носило упорядоченный характер и обеспечивало всем участникам возможность быстро и безопасно двигаться в необходимом им направлении, они должны соблюдать определенные правила, которые регулируют движение на улицах и дорогах. Это Правила дорожного движения.

В настоящее время в Российской Федерации действуют Правила дорожного движения, введенные в действие с 1 июня 1994 г., с изменениями и дополнениями, внесенными в 1998— 2010 гг.

Коротко напомним основные положения Правил дорожного движения и ключевые понятия и термины, которые в них используются (все это вы уже изучали в определенном объеме в 5 классе на уроках ОБЖ).

В соответствии с Правилами в нашей стране принято правостороннее движение, т. е. транспорт при движении придерживается правой стороны проезжей части дороги.

Дорога — это обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения (моста).

Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы. Проезжая часть дороги предназначена для движения безрельсовых транспортных средств (легковых и грузовых автомобилей, автобусов, троллейбусов), трамвайные пути — для трамваев, тротуары — для пешеходов, обочина — для движения пешеходов и для остановки автомобилей. Разделительная полоса разделяет смежные проезжие части и не предназначена для движения или остановки транспортных средств и пешеходов. Разделительная полоса (как и тротуар) немного возвышается над проезжей частью дороги. На разделительной полосе может быть устроен газон или установлены ограждения.

Дорожная разметка проезжей части с разделительной полосой и пешеходным переходом

Для обеспечения безопасности на улицах и дорогах осуществляется регулирование дорожного движения — управление потоком движения транспорта и пешеходов. Дорожное движение регулируют дорожная разметка, дорожные знаки, светофоры и регулировщики.

С помощью дорожной разметки на проезжей части обозначают пешеходный переход.

Пешеходные переходы

Насчитывается более 200 знаков. Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на 8 групп:

К каждой группе относятся знаки, передающие информацию одинакового значения.

Для того чтобы уверенно себя чувствовать на улицах и дорогах и безопасно двигаться по ним, каждый участник дорожного движения должен знать дорожные знаки 1 .

Для регулирования очередности пропуска участников дорожного движения через определенный участок дороги применяют светофоры, которые имеют сигналы зеленого, желтого и красного цвета.

ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ

Зеленый сигнал светофора разрешает движение.

Желтый сигнал запрещает движение и предупреждает о предстоящей смене сигналов.

Для регулирования дорожного движения применяются две группы светофоров: транспортные и пешеходные.

Транспортные светофоры могут быть трехсекционными, с вертикальным расположением сигналов сверху вниз: красный, желтый, зеленый. Транспортные трехсекционные вертикальные светофоры могут иметь расположенные по горизонтали дополнительные секции со стрелками зеленого цвета, указывающими направление движения транспортных средств.

Пешеходные светофоры бывают двухсекционные и имеют два вертикально расположенных сигнала с изображением на них красным цветом стоящего пешехода (запрещающий сигнал) и зеленым цветом идущего пешехода (разрешающий сигнал). Пешеходные светофоры размещают на тротуарах с обеих сторон проезжей части.

В некоторых случаях движение на дорогах может регулировать регулировщик. Он может подавать сигналы руками, положением корпуса, при помощи жезла и флажков.

Регулировщик находится в центре перекрестка, на линии, разделяющей встречные потоки транспорта, или на краю проезжей части. Сигналы, подаваемые регулировщиком с центра перекрестка или с осевой линии дороги, обязательны для всех участников дорожного движения.

При управлении мотоциклом быть в застегнутом мотошлеме и не перевозить пассажиров без застегнутого мотошлема.

3. Перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние своего ТС.

4. По требованию сотрудников полиции проходить освидетельствование на состояние опьянения, которое может быть проведено на месте остановки либо в наркологической лаборатории.

5. Предоставлять своё ТС в случаях предусмотренных законодательством:

  • сотрудникам полиции;
  • сотрудникам федеральных органов государственной охраны;
  • сотрудникам ФСБ;
  • медицинским и фармацевтическим работникам для перевозки граждан в ближайшее лечебно-профилактическое учреждение в случаях, угрожающих их жизни.

Право остановки ТС предоставлено регулировщикам. Лица, обладающие правом остановки ТС, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение, или номерной жетон.

Водителю запрещается

Управление ТС в
нетрезвом виде

Действия водителя при ДТП

При дорожно-транспортном происшествии с пострадавшими или погибшими водитель, причастный к нему, обязан:

Выставить знак
аварийной остановки

ДТП без пострадавших

ДТП без пострадавших

При ДТП без пострадавших необходимо выполнить пункты 1, 3 и 4. До прибытия полиции следует тщательно осмотреть место происшествия и повреждения на своем транспортном средстве.

Собранная вами информация может очень пригодиться при оформлении ДТП.

Если в ДТП нет пострадавших и разногласий между его участниками, то допускается вместо вызова ГИБДД самостоятельно приехать на ближайший пост ДПС или в подразделение полиции с составленной и подписанной обоими участниками схемой ДТП.

Поскольку схема ДТП является доказательством по делу о дорожно-транспортном происшествии, подписывать ее можно, только убедившись, что всё изображенное на схеме соответствует действительности.

Если в ДТП без пострадавших участвует только два ТС, владельцы которых имеют действующие полисы ОСАГО, и отсутствуют разногласия по поводу обстоятельств происшествия и характера причиненных повреждений, допускается не привлекать сотрудников полиции к оформлению происшествия, а ограничиться заполнением Извещения о ДТП, чтобы страховая компания возместила потерпевшему причиненный вред.

При этом потерпевший должен иметь в виду, что при упрощенной процедуре оформления максимально возможная сумма возмещения составляет 25 тысяч рублей. Если предварительная оценка причиненного вреда превышает эту сумму, необходимо оформить ДТП с привлечением сотрудников ГИБДД.

Тема урока: Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.

Тип урока: комбинированный

ВложениеРазмер
organizatsiya_dorozhnogo_dvizheniya.docx 47.12 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Организация дорожного движения. Обязанности пешеходов и пассажиров.

Тип урока : комбинированный

Планируемые результаты урока

Универсальные учебные действия:

  • 1.Уметь работать с текстом, выделять в нем необходимую информацию.
  • 2.Анализировать и оценивать информацию и делать обобщающие выводы.
  • 3.Уметь использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач.
  • 1.Формировать умение строить продуктивное сотрудничество в группе в общении и совместной деятельности.
  • 2.Развивать коммуникативные способности: умение слушать, участвовать в обсуждении проблемы и принятии решений.
  • 3.Оформлять свои мысли и идеи в письменной и устной форме.
  • 1.Выявление проблемы и определение способов ее решения.
  • 2.Составлять план действий при выполнении работы.
  • 3.Осуществлять контроль, коррекцию и самооценку своей деятельности.

учебник, тетради, карточки для разминки, карточки для рефлексии; ноутбук; проектор, карточки для работы в командах.

1. Актуализация накопленного опыта и опорных знаний учащихся .

Работа в группах , индивидуальная работа.

-Кого называют участниками ДД?

-Кого из участников ДД называют пешеходами, пассажирами, водителями?

-Являются ли дорожные рабочие участниками ДД?

-Что называют дорогой, проезжей частью дороги, тротуаром?

-Что является разделительной полосой?

-Что требуется для того, чтобы движение носило упорядоченный характер и обеспечивало всем участникам возможность быстро и безопасно двигаться в заданном направлении?

Кроссворд “Самое важное на дороге”.

  1. Водители – лихачи очень любят его совершать. (Обгон)
  2. Трехглазый постовой. (Светофор)
  3. Самые строгие дорожные знаки. (Запрещающие)
  4. Дорожка вдоль дороги, не для машин. (Тротуар)
  5. Это случается с теми, кто не соблюдает правила дорожного движения. (ДТП)
  6. Пешеходный переход по-другому.( Зебра)
  7. Самое опасное место для пешеходов. (Перекресток)
  8. Это “говорит” желтый свет светофора. (Внимание)
  9. Часть автомобиля, под которую попадает разиня. (Колесо)
  10. Его боятся нарушители правил. (Инспектор)
  11. В него попадает зазевавшийся водитель. (Кювет)


2. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Беседа. Просмотр видео, презентации (фрагменты)

Приветствие, позитивный настрой на урок.

Осторожность – мать безопасности.

Знай правила движения, как таблицу умножения.

И днем, и ночью, и в сумерках, включи внимание на дороге.

Помни правила, внимательным будь, тогда безопасным станет твой путь.

Знать и соблюдать ППД должны все водители и пешеходы.

Ученики самостоятельно определяют тему урока по просмотренному видео. Называют основные задачи урока, ориентируясь на параграф учебника.

Вместе с учителем определяют в чем заключается значимость данной темы.

-Почему сегодня мы рассматриваем вопросы организации дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров?

Обучающиеся высказывают свои мнения, учитель направляет деятельность.

4. Восприятие и усвоение учащимися нового учебного материала .

Работа в группах , индивидуальная работа.

1.Организация дорожного движения.

2. Обязанности пешеходов и пассажиров.

Знаете ли вы, что…

-В январе 1683 года Петр I издал указ о введении ПДД. Они указывали на то, где можно было ездить, а где останавливаться конным экипажам.

-Первые водительские права в России были выданы извозчику Ивану Иванову в 1784 году.

-Светофор появился раньше, чем автомобиль на 30 лет. Это было в 1868 году в Лондоне. это был газовый двухсекционный фонарь.( красный и зеленый)

-В России первый трехсекционный светофор появился в 1929 году в Москве.

-Почему выбраны такие сигналы для светофора? (заслушать мнения обучающихся ).

-Раньше каждое государство имело свои дорожные знаки. теперь дорожные знаки одинаковы во всех государствах.

-Первый в мире автомобиль появился 29 января 1886 года, когда немецкий инженер Карл Фридрих Бенц получил первый патент на экипаж с газовым мотором.

5. Применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения)

1) Закрепление знаний по карточкам для работы в командах – права и обязанности пассажиров.

1. При поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, быть пристегнутыми ими, а при поездке на мотоцикле — быть в застегнутом мотошлеме;

2. Посадку и высадку производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства.

3. Если посадка и высадка невозможна со стороны тротуара или обочины, она может осуществляться со стороны проезжей части при условии, что это будет безопасно и не создаст помех другим участникам движения.

1.Отвлекать водителя от управления транспортным средством во время его движения;

2. При поездке на грузовом автомобиле с бортовой платформой стоять, сидеть на бортах или на грузе выше бортов;

3 Открывать двери транспортного средства во время его движения.

Задания для групп :

1гр-составить памятку для пассажира;

2гр-составит памятку для пешехода;

3гр- группы дорожных знаков.

6. Творческий перенос знаний и навыков в новые условия с целью формирования умений (творческие упражнения)

Р абота в парах- составить памятку для учащихся.

Памятка для учащихся

  1. Ходите только по тротуару!
  2. Переходить улицу в местах, где имеются линии или указатели перехода, а где их нет – на перекрестках по линии тротуаров.
  3. Переходя улицу посмотрите налево, а дойдя до середины – направо!
  4. На улицах и дорогах, где движении регулируется, переходите проезжую часть только при зеленом сигнале светофора.
  5. Не перебегайте дорогу перед близко идущим транспортом!
  6. Не ездите на подножках и выступах транспорта.
  7. Стоящий на остановке автобус или троллейбус обходите только в разрешенных для перехода местах, соблюдая при этом осторожность.
  8. Не устраивайте игры и не катайтесь на коньках, лыжах и санках на проезжей части!

а) Отчеты групп, рекомендации для дальнейшего использования памяток пассажиров и пешеходов для презентации в начальной школе.

б) Знакомство с группами дорожных знаков, краткий рассказ и демонстрация с помощью таблиц, обучающиеся работают с приложениями в учебнике.

Ситуационное задание: на твоих глазах произошло ДТП. При этом пострадал пешеход, а виновник аварии скрылся. От удара при столкновении пострадавший упал на обочину. Взрослых рядом нет.

7. Анализ достижений учащихся.

Анализ работы команд.

Домашнее задание . (по уровням)

Параграф 2.2,стр 35-44.

Из Правил дорожного движения: выберите дорожные знаки, которые регулируют движение пешехода на дороге, зарисуйте их в тетради.

Стремительный рост автомобилей на наших улицах, увеличение транспортных потоков, низкая пропускная способность дорог создает угрозу безопасности движения. Все мы являемся участниками дорожного движения, и это накладывает на каждого из нас определенные обязательства.




Именно водители, а не автомобили, именно пешеходы, а не кто-то другой, именно пассажиры, а не автобусы. Таким образом, мы с вами являемся участниками дорожного движения, а не те транспортные средства, которые нас перемещают, это всего лишь машины, которыми мы управляем.

Все мы с вами ходим в школу, посещаем другие общественные места, для передвижения на большие расстояния мы пользуемся транспортом: общественным в качестве пассажира или личным в качестве водителя. В повседневной жизни мы постоянно участвуем в дорожном движении, каждый из нас обязательно сталкивается с дорогой.

Рассмотрим более детально, из чего состоит дорога.

Проезжая часть – элемент дороги, предназначенный для движения безрельсовых транспортных средств, таких как автобусы, автомобили, троллейбусы и т.д.


Проезжая часть предназначена только для транспортных средств. Пешеходы не имеют права ходить по ней.

Трамвайные пути – эта та часть дороги, по которой можно ездить так называемому рельсовому транспорту, то есть трамваям.


Тротуар – это элемент городской дороги, каменная, деревянная или асфальтовая пешеходная дорожка, располагающаяся сбоку или по бокам улицы, приподнятая над проезжей частью и обрамлённая бордюром.

Тротуар предназначен только для пешеходов; движение транспортных средств по тротуарам запрещено, за исключением работы машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подвоза грузов к торговым и другим предприятиям и объектам. Стоянка транспортных средств на тротуаре разрешена только в местах, указанных соответствующими знаками.


Обочина – это та часть дороги, по которой разрешено движение пешеходов, если нет следующей части дороги, пешеходного тротуара, а так же для остановки автомобилей.


Очень часто обочина отличается от проезжей части характером покрытия: проезжая часть оформляется с помощью асфальта, а обочина – посредством гравия, щебня, песка, глины, дерна и пр.

И наконец, разделительные полосы. Они необходимы, чтоб определить каким-то образом, где, чья сторона, отделить друг от друга проезжие части.


Для того, чтобы управлять потоком движения транспорта и пешеходов, на дороге существуют специальные помощники – это дорожная разметка, светофоры, дорожные знаки и конечно сотрудники ДПС, регулировщики.



Дорожная разметка предназначена для регулирования движения транспортных средств и пешеходов, увеличения безопасности дорожного движения. Она выполняется в виде надписей, линий и других обозначений, нанесенных на проезжую часть дороги, и информирует пешеходов и водителей об условиях движения.

Самыми распространенными примерами дорожной разметки являются: пешеходный переход, стоп линия, обозначение края проезжей части дороги.

Качественно выполненная дорожная разметка, которая хорошо различима в любое время суток и в любых погодных условиях, направляет потоки транспортных средств, дополняет информацию, сообщаемую дорожными знаками, существенно повышает безопасность дорожного движения.

Дорожные знаки, так же, как и разметка, служат для регулирования дорожного движения, для передачи его участникам необходимой информации о различных дорожных ситуациях.

Для того чтобы облегчить их распознавание, они разделены на восемь подгрупп:


5. Особых предписаний

8. Дополнительной информации

Светофоры помогают нам в расстановке приоритетов движения, кто первым должен пересечь перекресток, а также пешеходам для безопасного перехода через дорогу.

Поэтому светофоры бывают двух типов: пешеходные и для транспортного потока.


Сигнал светофора имеет три цвета:

Светофор является основным средством регулирования дорожного движения.

Пешеход –лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящий на ней работу. Пешеходами считаются так же лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие велосипед, мопед, везущие санки, тележку, детскую или инвалидную коляску. Правила строго предписывают пешеходам ходить только по тротуарам или пешеходным дорожкам, а где их нет – по обочине или велосипедной дорожке (если это не затрудняет движение велосипедистов).

За пределами населённых пунктов пешеходы, передвигающиеся по обочине или краю проезжей части, должны идти навстречу движению транспортных средств.

Лица, передвигающиеся по обочине или краю проезжей части в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед или велосипед, должны двигаться в направлении движения транспортных средств.

Если в зоне видимости нет пешеходного перехода или перекрёстка, а дорога имеет не более трёх полос движения для обоих его направлений, разрешается переходить её под прямым углом к краю проезжей части в местах, где дорогу хорошо видно в обе стороны, и только после того, как пешеход убедится в отсутствии опасности.


Перед выходом на проезжую часть из-за стоящих транспортных средств или каких-либо объектов, ограничивающих обзорность, пешеходы должны убедиться в отсутствии приближающихся транспортных средств.

Ожидать транспортное средство пешеходы должны на тротуарах, посадочных площадках, а там, где они отсутствуют, - на обочине, не создавая препятствий дорожному движению.

При переходе пешеходами железнодорожных путей необходимо:

·посмотреть во все стороны и прислушаться – не слышен ли звук приближающегося поезда

·посмотреть назад – нет ли машин, затем еще раз налево и направо, и только тогда переходить железнодорожные пути.

Нельзя переходить пути, если виден приближающийся поезд.

·Выходить на переезд при закрытом или начинающем опускаться шлагбауме, независимо от сигнала светофора.

·выходить на проезжую часть, не убедившись в отсутствии опасности для себя и других участников движения;

·внезапно выходить, выбегать на проезжую часть, в том числе на пешеходный переход;

·Переходить проезжую часть вне пешеходного перехода, если имеется разделительная полоса или дорога имеет четыре и более полос для движения в обоих направлениях, а также в местах, где установлены ограждения;

·двигаться по автомагистрали или дороге для автомобилей, за исключением пешеходных дорожек, мест стоянки и отдыха.

Итак, Вы повторили основные азы поведения на дороге, обговорили, кто и как регулирует дорожное движение. Запомните: у дороги свои правила, и Вы должны хорошо знать их.

Читайте также: