Обязанности водителей пешеходов и пассажиров классный час

Обновлено: 05.07.2024

-познакомить учащихся с правилами пользования общественным транспортом; показать, как нужно обходить автобус, троллейбус, автомобиль.

Основные понятия и термины:

Правила дорожного движения

Автотранспорт

Общественный транспорт

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

-Каждый человек знает место, где он живёт. И, прежде всего, вы знаете, где находится ваш дом, ваша школа, дома ваших друзей. Многие, наверное, знают, где находятся места работы родителей, кинотеатры, стадионы.

Все эти места связывают дороги. И, чтобы добраться куда нужно, вам необходимо знать, не только как туда пройти, но и как сделать это безопасно, без риска для жизни. Ведь по дорогам передвигаются и другие УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Назовите, какие именно? (Водители, пешеходы, пассажиры.)

-Все эти машины-помощники для невнимательного ПЕШЕХОДА могут превратиться в опасных врагов. Когда мы идём по улице - мы …пешеходы.

-Итак, вы идёте на автобусную остановку. По пути к ней вы обязаны соблюдать все правила движения, предназначенные для пешеходов. Давайте ещё раз вспомним ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ПЕШЕХОДОВ НА ТРОТУАРЕ.

(Ответы детей)

1. Нужно идти по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2. Нельзя бегать, прыгать, играть или баловаться. Нужно идти спокойным шагом.

3. Нельзя переступать через поребрик и даже наступать на него.

4. Обходить препятствие на тротуаре следует, не выходя на проезжую часть.

5. Нельзя перелезать через пешеходное ограждение, подлезать под него и сидеть на нём.

6. Обронив что-либо на проезжую часть, нужно оставшись на тротуаре, обратиться за помощью к взрослым.

7. При передвижении группой нельзя выходить из строя, шуметь, толкаться. Следует выполнять указания учитель, и никого больше.

-Если автобусная остановка находится на той стороне улицы, по которой вы идёте, то ваш путь будет проще, чем когда нужная остановка находится на противоположной стороне улицы. Тогда вам придётся пересечь проезжую часть. Но и это вам ничем не грозит, если вы будете соблюдать Правила дорожного движения, т.е. дойдёте до ближайшего пешеходного перехода и по нему перейдёте на противоположную сторону. Конечно, если идти не по пешеходному переходу, а напрямую, через проезжую часть, путь к остановке иногда кажется короче. Но запомните! Короче только тот путь, который безопасен!

Идти надо только по пешеходному переходу как того требуют ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ.

Посмотри налево и убедись, что водители транспортных средств стоят и пропускают пешеходов.

Переходи дорогу, придерживаясь правой стороны перехода.

Иди быстро, но не бегом.

Дойдя до середины, убедись, что транспортные средства справа стоят.

Если при подходе к середине проезжей части загорелся жёлтый сигнал, остановись. Стоя на середине проезжей части, не делай шагов ни вперёд, ни назад. Следи за проезжающими транспортными средствами справа и слева.

Заканчивай переход, только убедившись, что тебе снова горит зелёный свет и транспортные средства справа стоят.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ОСТАНОВКЕ




-Назовите остальные знаки.

-Итак, мы ждём нужный нам транспорт на остановке. Есть ли какие-либо специальные правила поведения на остановке? Назовите их.

1. На остановке нужно вести себя спокойно, не толкаться, не играть, не бегать.

2. Стоять надо только на тротуаре, не наступая на поребрик.

3. Не выходить на проезжую часть.

-Наконец, нужный нам транспорт подъехал. Как нужно вести себя при посадке в него?

(Ответы детей)

1. Подходить к двери автобуса или троллейбуса можно только после полной его остановки.

2. Сначала нужно пропустить выходящих пассажиров.

3. Всегда надо соблюдать осторожность при посадке, чтобы не оказаться зажатым закрывающимися дверьми.

4. Не задерживаться в дверях и на ступеньках, чтобы не мешать другим пассажирам.

-Ну вот мы и в автобусе. Когда человек становится пассажиром, он успокаивается: ещё бы, ведь теперь за его безопасность отвечает водитель. Но вот беда: и внутри пассажирского транспорта может произойти несчастье. Представьте себе, что вы в автобусе спокойно едите, а он в это время движется, и очень быстро. Подумайте, что случится внутри, если водитель вдруг резко затормозит?

(При резком торможении происходят очень неприятные и неожиданные вещи:

-тот, кто стоит и не держится, может упасть вперёд и получить ушибы о различные предметы, например, о поручни;

-тот, кто сидит задом наперёд, может получить травму шеи;

-вещи, стоящие на полу, вызовут падение человека, даже если он держится.

-Конечно, водитель, перевозящий пассажиров, знает, что резко тормозить ему нельзя. Но иногда и он не имеет другого выхода. А что же будет, если в аварийной ситуации ваш транспорт во что-нибудь врежется?

Поэтому, находясь в салоне автобуса или троллейбуса, не забывайте о том, что он движется, и не полагайтесь на водителя. Будьте дисциплинированными и внимательными пассажирами.

В ситуации экстренного торможения хуже всего, конечно, тем, кто не очень хорошо может отреагировать на внезапную остановку. Это больные и пожилые люди. Помните: уступать им место - это правило не только вежливости, но и безопасности. Не забывайте о тех, кто рядом с вами!

Заранее готовьтесь к выходу.

При выходе не суетитесь и не толкайтесь.

Выйдя из общественного транспорта, вы вновь оказываетесь на тротуаре и сразу опять становитесь пешеходами.

Как нужно идти по тротуару, вы знаете. А если необходимо перейти на противоположную сторону улицы, дойдите до пешеходного перехода и переходите улицу только по нему. Другого пути на противоположную сторону у пешехода нет.

-Сейчас мы проверим, насколько вы были внимательны, и насколько хорошо запомнили основные правила. Для этого мы поиграем в игру.

- Перед вами плакат с дорожной ситуацией. Ваша задача найти, как можно больше, ошибок. Их достаточно много, поэтому называть ошибки будет каждая команда по очереди. Команда, назвавшая ошибку последней, побеждает.

( Девочка переходит проезжую часть дороги не по пешеходному переходу! Это само по себе грубое нарушение Правил Дорожного движения. Известно, что неожиданное появление пешехода на проезжей части опасно. Расстояние до приближающегося автомобиля может оказаться меньше, чем остановочный путь, и тогда наезда не предотвратить. Девочка выходит из троллейбуса и попадает как раз в такую опасную ситуацию.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ ЗАНЯТИЯ

-Наше занятие подошло к концу. Скажите, что нового вы сегодня узнали?

Как надо вести себя на улице, чтобы не попасть в беду?

Нужно ли соблюдать какие-нибудь правила безопасного поведения в транспорте?

-Какое место в автомобиле наиболее опасно для пассажира?

-Где находится аварийный выход в автобусе?

-Что делать, если в автобусе начался пожар?

-Где безопаснее сидеть детям в автомобиле?

-Как действовать, если машина, в которой вы ехали перевернулась?

-К кому нужно обратиться, если вы замелили огонь или дым в транспорте?

-Как правильно обойти автобус и почему?

-Как можно выйти из машины, потерпевшей аварию?

-Как вести себя при внезапном торможении в транспорте?

-Что делать, если дым мешает покинуть транспорт?

-Что делать, если при входе (выходе) из электротранспорта, ты почувствовал воздействие тока?

-Как выйти из попавшего в аварию автобуса, если в дверях много людей?

У учащихся формируются некоторые обобщённые понятия,, развивается умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные так и неправильные – опасные; расширяется словарный запас по дорожной лексике.

Оценить 730 0

Классный час по ПДД "Обязанности пешеходов и пассажиров"


Цели: сформировать у учащихся некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления, развивать умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные так и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке – тетради.
Оборудование: книжки – тетради, таблицы, дорожные знаки, диск с учебными мультфильмами.

Содержание классного часа

1. Беседа.
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами об обязанностях пешеходов и пассажиров. Как вы думаете какие обязанности есть у пешехода? А какие у пассажира? Зачем мы должны соблюдать эти обязанности?
В беседе ввести новые для учащихся слова и словосочетания по дорожной лексике. Объяснить значение новых слов.
Пешеход – человек, который ходит по улице пешком, а не едет и не работает на дороге.
Пассажир – Человек, находящийся в машине, кроме водителя. Перечислите машины. (Автобус, трамвай, поезд, самолёт, троллейбус, автомобиль). Когда человек входит или выходит из машины, то он тоже является пассажиром.

2. Работа в тетради.
- задание №1 - определить: кто нарисован на рисунке?
- задание №2 – какие виды транспорта вы видите?
- задание №3 – назовите особенности каждого транспорта.
- задание №4,5 – соединить линиями одинаковые виды транспорта.
- задание №6 – найти конец линии от пешеходов к транспорту.

3. Знакомство, разучивание правил - обязанностей пассажиров.
Учитель: Ребята, давайте с вами сейчас повторим и запомним обязанности пассажира:
- садиться и выходить из транспорта следует со стороны тротуара или обочины и только после его полной остановки
- внутри следует держаться за поручни
- нельзя отвлекать водителя во время движения
- нельзя высовывать руки из окон, открывать двери до полной остановки
- уступать место пожилым пассажирам, быть вежливым и культурным
- нельзя сидеть на коленях у взрослых
- до 12 лет можно сидеть только на заднем сидении


4. Работа в тетради.
- задание №1 – записать названия транспорта
- задание №2 – отгадать, с какой стороны находятся двери в маршрутном транспорте
- задание №3 – закрасить карандашом кружок того места, где не должен сидеть ребёнок
- задание №4 – изобразить стрелками безопасный путь мальчика из школы домой

5. Игра "Мы - пассажиры".
Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру. Вы все становитесь пассажирами какого-то транспорта.
Учащиеся разбиваются на группы по 5 человек и отрабатывают правильные безопасные действия учащихся в качестве пассажиров. Как правильно входить в транспортное средство? Как правильно выходить на тротуар? Куда смотреть? Как перейти на противоположную сторону?

6. Отгадывание загадок.
Учитель: Я знаю, что вы любите разгадывать загадки. Я вам буду загадывать загадки, но простые, а связанные с ПДД.
1. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят длинные дома. ( Трамвай)
2. Дом по улице идёт, на работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (Автобус)
3. Две пары ног по мостовой и пара рук над головой. ( Троллейбус)
4. В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (Поезд)
5. Что за дом по реке плывёт и людей везёт? (Корабль)
6. Лети птица – небылица, а внутри народ сидит. (Самолёт)
7. Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём! Только лучше правь рулём (Велосипед
8. Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)
7. Просмотр учебных мультфильмов, обсуждение ситуаций, обмен мнениями, разбор ошибок, исправление ошибок.
Учитель: Ребята, давайте посмотрим мультфильмы и вы расскажите: что дети делали неправильно? Почему это опасно? Как нужно поступить правильно?
8. Итоги занятия. Ответы на вопросы:
- Кого мы называем пешеходом?
- Кого мы называем пассажиром?
- Какие обязанности пассажиров вы знаете?
Учитель: Спасибо, ребята, я хочу пожелать вам, чтобы вы помнили всегда о ПДД, соблюдали обязанности пешеходов и пассажиров и тогда с вами никогда не случится беда!

- воспитывать у детей желание соблюдать правила дорожного движения.

Ход занятия.

- Ребята, здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, как вести себя на улице,

вспомним правила дорожного движения и поиграем.

- Давайте вспомним, что обозначает аббревиатура ГИБДД? (Ответы детей).

Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

-А кто главные участники дорожного движения? (пешеходы, водители, пассажиры).

- ПДД существуют для водителей, пешеходов и пассажиров.

• Самое безопасное место для перехода – оборудованное светофором. Начинать переходить улицу можно только при зеленом сигнале светофора. Красный сигнал светофора запрещает движение пешехода и транспорта.

• Переходить дорогу нужно только по пешеходным переходам – “зебрам” – или на перекрестках. Не забывай, что идти через проезжую часть следует строго под прямым углом, потому что только так ты можешь полностью контролировать движение машин.

• В местах, где нанесена “зебра” или установлены специальные знаки, пешеход получает преимущество перед транспортом, но начинать переходить дорогу нужно только после того, как убедишься, что все машины остановились и пропускают тебя.

• Переходить проезжую часть лучше не по одному, а в группе людей. Но и здесь внимательно следи за транспортом – среди водителей могут оказаться недисциплинированные люди.

• Выйдя на проезжую часть, не отвлекайся на разговоры, не пользуйся сотовым телефоном и не играй в карманные электронные игры.

• Не беги и не спеши при переходе! Переходи улицу быстрым, уверенным шагом, не останавливайся и не отвлекайся. НИКОГДА не перебегай дорогу перед близко идущим транспортом.

• Даже на дорогах, где редко проезжает транспорт, во дворах домов, нужно быть всегда внимательным и не забывать о своей безопасности.

• Ходить следует только по тротуарам, придерживаясь правой стороны.

• Если тротуара нет, можно идти по обочине или по краю проезжей части, только обязательно НАВСТРЕЧУ движению транспортных средств.

В зимнее время стёкла автомобилей покрываются инеем и водителю очень трудно наблюдать за дорогой. Переход улицы перед близко идущим автомобилем всегда опасен, а сейчас тем более. Расстояние, необходимое для остановки автомобиля, на скользкой дороге увеличивается. Чтобы с тобой не случилось беды, не торопись, подожди, пока пройдёт весь транспорт. Не забудь, что движение пешехода может быть затруднено из-за гололёда на проезжей части.

Зимой световой день короткий, поэтому твоя одежда должна быть яркой. Желательно, чтобы на ней были световозвращающие элементы.

1. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?

2. Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?

3. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по улицам и дорогам?

4. Почему опасно играть в мяч на проезжей части?

5. Что означает желтый сигнал светофора?

6. Как и где лучше переходить улицу?

7. Почему нельзя цепляться за грузовые автомобили?

9. Где следует ожидать автобус, троллейбус?

10. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?

11. Что означает красный сигнал светофора?

1. Ожидать общественный транспорт только на остановках.

2. Прежде чем зайти, выпусти тех, кто выходит из транспорта.

3. При нерегулируемом переходе улицы трамвай обходи спереди, а автобус и троллейбус сзади

4.В транспорте веди себя достойно:

• не шуметь и не толкаться;

• уступать места пожилым людям и инвалидам, женщинам с тяжёлыми сумками;

• держаться во время движения транспорта за поручни;

• не забывать оплатить свой проезд или предъявить проездной документ;

• никогда не стремиться сесть в транспорт на ходу (можно соскользнуть со ступенек и попасть под колёса автобуса);

• не входить в переполненный автобус, троллейбус, трамвай;

• острые и неудобные для других пассажиров предметы хорошо упаковывать и аккуратно ставить, чтобы никому не мешали.

1. Раньше счёта и письма,

Всем ребятам нужно знать

Азбуку (Движенья)

2. Не живая, а идет,

Неподвижна — а ведет. (Дорога.)

3. Высоких деревьев длинней,

Травиночки маленькой ниже.

С ней дали становятся ближе

И мир открываем мы с ней. (Дорога)

4. Тянется нитка, среди нив петляя,

Без конца и края.

Ни в клубок смотать. (Дорога)

5. Выходя на улицу

Вежливость и сдержанность,

А главное — (Внимание)

6. Здесь не катится автобус.

Здесь трамваи не пройдут.

Здесь спокойно пешеходы

Вдоль по улице идут.

Для машин и для трамвая

Путь-дорога есть другая. (Тротуар)

7. Лёша с Любой ходят парой.

Где идут? По (Тротуару)

8. Как зовутся те дорожки,

По которым ходят ножки?

Различать учись их точно,

Не лети как на пожар.

Пешеходные дорожки –

Это только? (Тротуар)

9. Ну, а если пешеходу

Тротуар не по пути?

Если нужно пешеходу

Сразу ищет пешеход

Знак дорожный …? (Переход)

10. Если ты спешишь в пути

Через улицу пройти

Там иди, где весь народ,

Там, где знак есть … (Переход)

Водитель транспортного средства обязан уступить дорогу пешеходам, переходящим проезжую часть, по нерегулируемому пешеходному переходу.

Если перед нерегулируемым пешеходным переходом остановилось или замедлило движение транспортное средство, то водители других транспортных средств, движущихся по соседним полосам, могут продолжать движение, лишь убедившись, что перед указанным транспортным средством нет пешеходов.

На регулируемых пешеходных переходах при включении разрешающего сигнала светофора водитель должен дать возможность пешеходам закончить переход проезжей части данного направления.

Запрещается въезжать на пешеходный переход, если за ним образовался затор, который вынудит водителя остановиться на пешеходном переходе.

Водитель, помни! Дорога – зона повышенной опасности! Неукоснительно соблюдай Правила дорожного движения. Нарушения их может привести не только к потере транспортного средства и Вашей гибели, но и к массовой гибели пассажиров.

Помни! Безопасность перевозки пассажиров зависит, прежде всего, от того, как ее организует водитель. Перед поездкой ты должен проинструктировать пассажиров о порядке посадки и высадки из транспортного средства, а также о правилах пользования аварийными выходами. Нужно обратить особое внимание пассажиров на то, что стоять во время движения запрещено. Начинать движение водитель может, только убедившись, что условия безопасной перевозки пассажиров обеспечены.

Не превышай установленной скорости, не эксплуатируй неисправное транспортное средство, не допускай перегруза автобуса и не управляй транспортом в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

• Вы переходите дорогу на красный свет? (Нет)

• Вы катаетесь на самокате во дворе? (Да)

• Говорят, вы не уступаете место старшим в транспорте. Это правда? (Нет)

• А правда ли, что вы дорогу переходите на зеленый свет? (Да)

• Вы играете на проезжей части? (Нет)

• Точно ли, что на желтый свет светофора вы смело переходите дорогу? (Нет)

• Автобус нужно ли ждать на автобусной остановке? (Да)

• В этом зале есть дети, которые могут прокатиться на транспорте, прицепившись к нему? (Нет)

• Так нужно ли соблюдать правила дорожного движения? (Да)

Права, гарантии, обязанности родителей и ребенка Права, гарантии, обязанности… Наряду с детьми и педагогическими работниками, родители (законные представители) являются участниками образовательного.

Роль и обязанности отца в воспитании детей Роль отца в воспитании детей В современном мире такое понятие как семья у большинства людей ассоциируется в большей степени с матерью, а.

Занятие по ПДД для младших школьников
Цели занятия: сформировать у учащихся некоторые обобщённые понятия, добиться их понимания и осмысления, развивать умение оценивать действия водителей, пешеходов, пассажиров как правильные, безопасные так и неправильные – опасные; расширить словарный запас по дорожной лексике, используя специальные задания в учебной книжке – тетради.
Оборудование: книжки – тетради, таблицы, дорожные знаки, диск с учебными мультфильмами.

1. Беседа.
Учитель: Ребята, сегодня мы поговорим с вами об обязанностях пешеходов и пассажиров. Как вы думаете какие обязанности есть у пешехода? А какие у пассажира? Зачем мы должны соблюдать эти обязанности?
В беседе ввести новые для учащихся слова и словосочетания по дорожной лексике. Объяснить значение новых слов.
Пешеход – человек, который ходит по улице пешком, а не едет и не работает на дороге.
Пассажир – Человек, находящийся в машине, кроме водителя. Перечислите машины. (Автобус, трамвай, поезд, самолёт, троллейбус, автомобиль). Когда человек входит или выходит из машины, то он тоже является пассажиром.

2. Работа в тетради.
- задание №1 - определить: кто нарисован на рисунке?
- задание №2 – какие виды транспорта вы видите?
- задание №3 – назовите особенности каждого транспорта.
- задание №4,5 – соединить линиями одинаковые виды транспорта.
- задание №6 – найти конец линии от пешеходов к транспорту.

3. Знакомство, разучивание правил - обязанностей пассажиров.
Учитель: Ребята, давайте с вами сейчас повторим и запомним обязанности пассажира:
- садиться и выходить из транспорта следует со стороны тротуара или обочины и только после его полной остановки
- внутри следует держаться за поручни
- нельзя отвлекать водителя во время движения
- нельзя высовывать руки из окон, открывать двери до полной остановки
- уступать место пожилым пассажирам, быть вежливым и культурным
- нельзя сидеть на коленях у взрослых
- до 12 лет можно сидеть только на заднем сидении

4. Работа в тетради.
- задание №1 – записать названия транспорта
- задание №2 – отгадать, с какой стороны находятся двери в маршрутном транспорте
- задание №3 – закрасить карандашом кружок того места, где не должен сидеть ребёнок
- задание №4 – изобразить стрелками безопасный путь мальчика из школы домой

5. Игра "Мы - пассажиры".
Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру. Вы все становитесь пассажирами какого-то транспорта.
Учащиеся разбиваются на группы по 5 человек и отрабатывают правильные безопасные действия учащихся в качестве пассажиров. Как правильно входить в транспортное средство? Как правильно выходить на тротуар? Куда смотреть? Как перейти на противоположную сторону?

6. Отгадывание загадок.
Учитель: Я знаю, что вы любите разгадывать загадки. Я вам буду загадывать загадки, но простые, а связанные с ПДД.
1. Спозаранку за окошком стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят длинные дома. ( Трамвай)
2. Дом по улице идёт, на работу всех везёт.
Не на курьих тонких ножках, а в резиновых сапожках. (Автобус)
3. Две пары ног по мостовой и пара рук над головой. ( Троллейбус)
4. В поле лестница лежит, дом по лестнице бежит. (Поезд)
5. Что за дом по реке плывёт и людей везёт? (Корабль)
6. Лети птица – небылица, а внутри народ сидит. (Самолёт)
7. Этот конь не ест овса, вместо ног – два колеса.
Сядь верхом и мчись на нём! Только лучше правь рулём (Велосипед
8. Не летает, не жужжит, жук по улице бежит.
И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)

7. Просмотр учебных мультфильмов, обсуждение ситуаций, обмен мнениями, разбор ошибок, исправление ошибок.
Учитель:Ребята, давайте посмотрим мультфильмы и вы расскажите: что дети делали неправильно? Почему это опасно? Как нужно поступить правильно?

8. Итоги занятия. Ответы на вопросы:
- Кого мы называем пешеходом?
- Кого мы называем пассажиром?
- Какие обязанности пассажиров вы знаете?
Учитель: Спасибо, ребята, я хочу пожелать вам, чтобы вы помнили всегда о ПДД, соблюдали обязанности пешеходов и пассажиров и тогда с вами никогда не случится беда!

Читайте также: