Обязанности водителя мототранспортных средств

Обновлено: 05.07.2024

1. Водитель служебного автомобиля (лицо управляющее служебным автомобилем) назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом руководителя Компании.

2. Водитель служебного автомобиля (сотрудник управляющий автомобилем) должен знать:

  • правила дорожного движения;
  • основные технические характеристики и общее устройство автомобиля, показания приборов и счетчиков, элементы управления (предназначение клавиш, кнопок, рукояток);
  • порядок установки и снятия систем сигнализации, характер и условия их срабатывания;
  • правила содержания автомобиля, ухода за кузовом и салоном, поддержания их в чистоте и благоприятном для длительной эксплуатации состоянии (не мыть кузов под прямыми солнечными лучами, горячей водой зимой, своевременно наносить защитные лосьоны, моющие жидкости и др.);
  • правила подачи грузового автомобиля под погрузку и разгрузку грузов, укладки и крепления груза (для инструкции водителя грузового автомобиля);
  • правила технической эксплуатации автобуса (для инструкции водителя автобуса);
  • обслуживаемый маршрут, места расположения остановок, опасные участки дороги, схемы объезда ремонтных участков, а также расположения медицинских учреждений, заправочных и технических пунктов помощи на маршруте следования (для инструкции водителя автобуса);
  • расположение конечных станций маршрутов (для инструкции водителя автобуса);
  • особенности вождения автобусов в осенне-зимних условиях (для инструкции водителя автобуса);
  • режимы труда и отдыха водителей автобуса (для инструкции водителя автобуса);
  • сроки проведения очередного технического обслуживания, технического осмотра, проверки давления в шинах, износа шин, угла свободного хода рулевого колеса согласно инструкции эксплуатации автомобиля;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда.

1. Обеспечить корректное плавное профессиональное вождение автомобиля, максимально обеспечивающее сохранность жизни и здоровья пассажиров и технически исправное состояние самого автомобиля. Не применять без крайней необходимости звуковые сигналы и резкие обгоны впереди идущих автомобилей. Водитель (сотрудник, управляющий автомобилем) обязан и может предвидеть любую дорожную обстановку, выбирать скорость движения и дистанцию, исключающие возникновение аварийной ситуации.

2. Не оставлять автомобиль без присмотра за пределами видимости на любой минимальный срок, дающий шанс угона автомобиля или кражи каких-либо вещей из салона. Парковать автомобиль лишь на охраняемых стоянках.

3. В обязательном порядке ставить автомобиль на сигнализацию при любых случаях выхода из салона. Во время движения и стоянки все двери автомобиля должны быть блокированы. При выходе из автомобиля (посадке) необходимо убедиться в отсутствии потенциальной опасности.

4. Следить за техническим состоянием автомобиля, выполнять самостоятельно необходимые работы по обеспечению его безопасной эксплуатации (согласно инструкции по эксплуатации), своевременно проходить техническое обслуживание в сервисном центре и технический осмотр.

5. Содержать двигатель, кузов и салон автомобиля в чистоте, защищать их предназначенными для этого соответствующими средствами ухода за теми или иными поверхностями.

6. Строго выполнять все распоряжения руководителя Компании и своего непосредственного начальника. Обеспечивать своевременную подачу автомобиля.

7. Сообщать своему непосредственному руководителю правдивую информацию о своем самочувствии.

8. Не употреблять перед или в процессе работы алкоголь, психотропные, снотворные, антидепрессивные и другие средства, снижающие внимание, реакцию и работоспособность организма человека.

9. Категорически не допускать случаев подвоза каких-либо пассажиров или грузов по собственному усмотрению, а также любых видов использования автомашины в личных целях без разрешения руководства. Всегда находиться на рабочем месте в автомобиле или в непосредственной близости от него.

10. Ежедневно вести путевые листы, отмечая маршруты следования, пройденный километраж, расход топлива. Штатные водители отмечают также количество отработанного времени.

11. Внимательно следить за окружающей дорожной обстановкой. Сообщать непосредственному начальнику все свои подозрения, касающиеся вопросов безопасности, вносить свои предложения по ее повышению.

12. Не допускать случаев занятия посторонними делами в рабочее время. Проявлять творческий подход к своим непосредственным обязанностям, стараться быть полезным Компании в текущей хозяйственной деятельности. Проявлять разумную конструктивную инициативу. В случае служебной необходимости водитель (сотрудник, управляющий автомобилем) может привлекаться к выполнению своих обязанностей сверхурочно, в порядке, предусмотренном положениями федерального законодательства о труде.

13. Соблюдать правила подачи автомобилей под погрузку и разгрузку грузов, проверять соответствие укладки и крепления груза на автомобиле требованиям безопасности движения и обеспечения сохранности автомобиля (для инструкции водителя грузового автомобиля).

14. В трудных погодных условиях вести автобус со скоростью, обеспечивающей безопасность перевозки пассажиров и движения. В подобных случаях водитель может следовать по маршруту, не придерживаясь установленного расписания (для инструкции водителя автобуса);

15. В случае обнаружения неисправности в автобусе во время движения, съехать с проезжей части дороги, включить аварийную сигнализацию, проинформировать пассажиров об опасности выхода на проезжую часть дороги, выставить знак аварийной остановки (для инструкции водителя автобуса).

1. Требовать от пассажиров соблюдения норм поведения, чистоты, пристегиваться ремнем безопасности.

2. Вносить руководству предложения, направленные на повышение безопасности и безаварийности эксплуатации автомобиля, а также по любым другим вопросам, касающимся исполнения настоящей инструкции.

Водитель служебного автомобиля (сотрудник управляющий автомобилем) несет административную, дисциплинарную и материальную (а в отдельных случаях, предусмотренных законодательством РФ – уголовную) ответственность за:

1.2.На должность водителя автомобиля принимается лицо со средним образованием и удостоверением на право управления автомобилем соответствующей категории.

1.3.Водитель автомобиля должен знать:

-назначение, устройство, принцип действия и работу агрегатов, механизмов и приборов обслуживаемых автомобилей;

-правила дорожного движения и технической эксплуатации автомобилей;

-причины, способы обнаружения и устранения неисправностей, возникших в процессе эксплуатации автомобиля;

-порядок проведения технического обслуживания и правила хранения автомобилей в гаражах и на открытых стоянках;

-правила эксплуатации аккумуляторных батарей и автомобильных шин;

-правила обкатки новых автомобилей и после капитального ремонта;

-правила перевозки скоропортящихся и опасных грузов;

-влияние погодных условий на безопасность вождения автомобиля;

-способы предотвращения дорожно-транспортных происшествий;

-порядок экстренной эвакуации пассажиров при дорожно-транспортных происшествиях;

-правила заполнения первичных документов по учету работы обслуживаемого автомобиля.

1.4.Водитель автомобиля принимается на должность и освобождается от нее по приказу руководителя учреждения в соответствии с действующим законодательством РФ.

1.5.Водитель автомобиля находится в подчинении у руководителя автотранспортного подразделения (гаража) или заместителя руководителя по АХЧ.

2. Должностные обязанности

Водитель автомобиля обязан:

2.2.Управлять подъемным механизмом самосвала, крановой установкой автокрана, насосной установкой автоцистерны, холодильной установкой рефрижератора, подметально-уборочными механизмами и другим оборудованием специализированных автомобилей.

2.3.Заправлять автомобили топливом, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью.

2.4.Проверять техническое состояние и принимать автомобили перед выездом на линию, осуществлять сдачу и постановку автомобилей на отведенное место по возвращении в автохозяйство.

2.5.Подавать автомобили под погрузку и разгрузку грузов и контролировать погрузку, размещение и крепление груза в кузове автомобиля.

2.6.Устранять возникшие во время работы на линии мелкие неисправности, не требующие разборки механизмов.

2.7.Оформлять путевые документы.

3. Права

Водитель автомобиля вправе:

3.1.Вносить предложения руководству учреждения по вопросам организации и условий своей трудовой деятельности.

3.2.Пользоваться информационными материалами и нормативно-правовыми документами, необходимыми для исполнения своих должностных обязанностей.

3.3.Проходить в установленном порядке аттестацию с правом получения соответствующего квалификационного разряда.

3.4.Повышать свою квалификацию.

Водитель автомобиля пользуется всеми трудовыми правами в соответствии с Трудовым кодексом РФ.

4. Ответственность

Водитель автомобиля ответственен за:

4.1.Своевременное и качественное осуществление возложенных на него должностных обязанностей.

4.2.Организацию своей работы, своевременное и квалифицированное выполнение приказов, распоряжений и поручений руководства, нормативно-правовых актов по своей деятельности.

4.3.Соблюдение правил внутреннего распорядка, противопожарной безопасности и техники безопасности.

4.4.Ведение документации, предусмотренной действующими нормативно-правовыми актами.

4.5.Оперативное принятие мер, включая своевременное информирование руководства, по устранению нарушений техники безопасности, противопожарных и иных правил, создающих угрозу деятельности учреждения, его работникам и иным лицам.

4.6.Нарушение трудовой дисциплины, законодательных и нормативно-правовых актов водитель автомобиля может быть привлечен в соответствии с действующим законодательством в зависимости от тяжести проступка к дисциплинарной, материальной, административной и уголовной ответственности.

Руководитель структурного подразделения: _____________ __________________

Водитель обязан не иметь медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Для проверки его способности управлять транспортным средством все водители с определенной периодичностью проходят медицинское освидетельствование. По итогам этого освидетельствования водители получают медицинскую справку, в которой указывается их годность к управлению определенной категории транспортных средств.

Право на управление транспортным средством предоставляется:

Гражданин, который хочет получить право на управление транспортным средством, обязан пройти подготовку в объеме, предусмотренном программой подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории или типа:

А – мотоциклы, мотороллеры, мотонарты и другие мототранспортные средства;

В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг (7700 фунтов) и количество сидячих мест которых, кроме места сидения водителя не превышает восьми;

С – автомобили, которые предназначены для перевозки грузов и разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг (7700 фунтов);

D –автомобили, которые предназначены для перевозки пассажиров и имеют больше восьми сидячих мест, кроме места сидения водителя;

Е – составы транспортных средств с тягачом, которые относятся к категории В, С. или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые сами не входят в одну из этих категорий или эти категории;

  • трамваи;
  • троллейбусы;
  • мотоколяски.

Водитель является самым главным, но и менее надежным звеном системы автомобиль – дорога. На современном уровне развития автомобильного транспорта с одной стороны управление автомобилем упрощено и облегчено, но с другой стороны, возросшие скорости, интенсивность движения вызывают трудности в управлении автомобилем, которые превышают психофизические возможности человека. Эти трудности в основном, относятся к таким дорожным ситуациям, когда водитель при дефиците времени должен решать сложные задачи, которые в ряде случаев не всегда ему по силам, а значит, неотъемлемой обязанностью водителя болжно быть умение здраво оценивать свои возможности.

Инженерная психология – наука, изучающая закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники. Человеческий фактор в технике исследуется на строго научной основе.

Водитель автомобиля – оператор сложной системы управления водитель – автомобиль - дорога (В-А-Д). Обязанность водителя – переработка всей информации, которая поступает в отделы мозга, принять решение, и выполнить действия. Управляя автомобилем, водитель должен видеть дорогу, пешеходов, другие транспортные средства, сигналы средств регулирования движения, слышать работу двигателя и других источников звуковой информации, воспринимать показания контрольных приборов.

Все эти сведения, получаемые через органы чувств, являются для него информацией, необходимой для управления автомобилем.

В целом водитель большую информацию получает не от приборов, а от дороги и среды движения. Характер этой информации быстро меняется. Нередко ее объем превышает возможности нервной системы человека, а в других случаях малый объем информации затрудняет принятие правильного решения.

В условиях интенсивного движения в городе водитель в течение 1 секунды замечает на дороге не менее 10 различных предметов, делает 2 или более наблюдений, принимает 1-3 решения. За 1 минуту выполняет от 30 до 120 различных движений, каждые 2 минуты совершает, по крайней мере, одну ошибку. Сложная дорожная обстановка возникает в среднем один раз за 1-2 часа. Водитель близок к ДТП приблизительно 1 раз в месяц и в среднем один раз в 6 лет становится ее участником.

Непредсказуемое поведение других участников движения нередко создает для водителя совершенно неожиданные ситуации. Отсюда еще одна важная обязанность водителя - уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, а не только к себе.

Указанные факторы позволяют отнести работу водителя к наиболее сложным видам человеческой деятельности.

Научиться управлять автомобилем в простых условиях может каждый здоровый человек. Вместе с тем не каждый водитель в состоянии обеспечить должную безопасность дорожного движения в сложных условиях. Пригодность водителя определяется состоянием его здоровья, психофизическими качествами и личностными особенностями. Имеет огромное значение подготовленность, а это – тренировка умений и навыков вождения, которые водитель обязан постоянно совершенствовать.

Работоспособность повышается в дневное время, особенно в первую половину дня и снижается при утомлении, болезненном состоянии и после употребления даже небольших доз алкоголя.

Восприятие: увидеть предмет – это не только ощутить его цвет, а и оценить его форму и величину. Так различают лежащие на дороге предметы, камни, бумагу и т.п., в зависимости от того, твердые они или нет, тупые или острые, большие или маленькие. Отсюда и принимаются решения, как поступить, объехать, ехать прямо или остановиться. Такая оценка предмета с точки зрения его свойств называется восприятие. Восприятие предметов и их расположения друг от друга, удаленность от автомобиля, носит название статического и динамического глазомера.

Острота зрения определяется наименьшим промежутком между двумя видимыми раздельно точками. Водитель обязан иметь хорошее зрение. Норма зрения =1,0. Остротой зрения считается способность увидеть две точки, разделенные промежутком в одну угловую минуту. Водительская острота зрения зависит от опыта водителя.

Другим важным пространственным признаком является удаленность предметов от водителя. Восприятие величины предмета основано на оценке соотношения ее угловой величины в поле зрения и расстояния до предмета. Чем дальше расстояние от него, тем он кажется меньше.

Решающее значение для зрения имеют условия освещенности глаза, приспособляемости к освещению за счет изменения размера проходного отверстия зрачка. При уменьшении света зрачки расширяются. Это адаптация глаза. Поле зрения каждого глаза представляет площадь, несимметричную относительно оси глаза.

Размеры рассматриваемого предмета зависят от скорости движения. Поле зрения зависит от цвета предмета. Граница поля зрения для голубого цвета на 10 –15 % меньше, чем для белого, а для красного еще меньше, чем для голубого. Поле зрения зеленого цвета в два раза меньше, чем белого. Восприятие скорости и направления движения, наряду с восприятием расстояния и времени, лежит в основе динамического глазомера.

Нормальное зрение.

Нормальное поле зрения для глаз имеет следующие размеры: 80 o вправо и влево, 60 o вверх и 90 o вниз. Зона наиболее ясного видения находится в центре поля зрения, и ее размер приблизительно равен 2 o . Несколько хуже мы видим в зоне 6 o , за пределами зоны 10 o - 12 o менее отчетливо, а при угле 90 o неотчетливо.

Когда человек смотрит двумя глазами, поле зрения перекрывается, предметы, находящиеся в средней части поля зрения обеих глаз, видны наиболее четко, чтобы рассмотреть лучше какой либо предмет, находящийся вне поля зрения, или на краю, человек переводит взгляд, для того, чтобы предмет был виден обеими глазами.

Для того чтобы перевести глаза с одного предмета на другой, зафиксировав увиденное, требуется от 0,2 сек до 1,5 сек, а в среднем принимается 0,8 сек. Такое время называется временем реакции водителя. Вследствие ограниченных возможностей зрения водитель должен направлять свой взор так, чтобы в каждый момент не упустить объекты, представляющие опасность для движения. Это полоса движения с появляющейся полосой препятствий.

Бинокулярное (двухглазовое) поле зрения = 120 o . Этого недостаточно, чтобы хорошо воспринимать обстановку на проезжей части дороги. Для оценки обстановки нужно перемещать взор до 150 o . Это обеспечивает и конструкция современного автомобиля. Время осмотра перекрестка 0,5 – 0,6 сек. Время на оценку и принятие мер действия 2,5 сек. Время рассмотрения обстановки через зеркало заднего вида до 2 сек. Для сравнения в населенных пунктах средняя скорость движения равна 55 – 60 км/ч, что равно примерно 17 м/с. за время равное 0,8 сек автомобиль проходит 15 м, а за 2,5 сек - 43 м. Это вынуждает водителя видеть обстановку особым образом, выделяя из всего полученного им объема информации в первую очередь ту информацию которая предупреждает его об опасности или опасном развитии ДТС (дорожно-транспортной ситуации).

Экспериментально доказано, что 80 % времени водитель направляет прямо, остальное время по сторонам и назад. Острота слуха позволяет ясно слышать звуковые сигналы.

Водитель обязан уделять должное внимание следующим элементам

Мастерство управления - связано с личностными качествами водителя, направленностью, способностями, темпераментом, характером, восприятием, вниманием, памятью, волевыми качествами, сенсомоторными реакциями и определяется запасом специальных знаний, умений и навыков.

Знания - совокупность усвоенных водителем сведений, необходимых для управления автомобилем (по учебной программе). Наличие этих знаний хорошо, однако без приобретения специального умения и навыков управлять автомобилем просто еще не сможете.

Умение – способность целеустремленно пользоваться своими специальными знаниями в практической деятельности. Так самостоятельное управление автомобилем как раз и свидетельствует о наличии не только соответствующих знаний, но и умений.

Навык – способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять отдельные действия автоматически, без специально направленного внимания, но под контролем СОЗНАНИЯ. Навыки, как действия автоматизированные, нельзя совершенно отделять от действий, производимых сознательно. Каждый навык в процессе деятельности может перейти в сознательное действие и в дальнейшем управление автомобилем всегда остается сознательной деятельностью. В деятельности водителя можно выделить 3 группы навыков: сенсорные, мыслительные, двигательные.

Сенсорные навыки – восприятие, в котором главную роль играют органы чувств. Они позволяют и точно оценивать расстояние от своего автомобиля до других объектов на дороге, и лежат в основе динамического глазомера.
Они позволяют оценить скорость автомобиля, используются в контроле за работой двигателя на слух, быстром восприятии малейших отклонений автомобиля от направления движения и при оценке сцепления шин с дорожным покрытием; (формирование сенсорных навыков – зрение, слух, суставно-мышечные анализаторы).

Мыслительные или умственные навыки – определяют скорость и точность оценки дорожной обстановки, что необходимо для своевременного принятия соответствующих решений. Эти навыки позволяют без дополнительного обдумывания применять имеющиеся знания и опыт для выполнения практических задач и осуществлять необходимые логические операции. (обгон, смена полосы движения, переезд перекрестков и т.д.)

Двигательные навыки – сознательное выполнение и автоматизированное выполнение действий при управлении автомобилем, которое является физиологической основой автоматизированных двигательных навыков.
Для повышения профессионального мастерства водителей необходима целенаправленная непрерывная тренировка, которая выражается в сознательном совершенствовании навыков.

Надежность водителя в значительной степени определяется его работоспособностью.

Работоспособность – состояние человека, позволяющее ему выполнить работу качественно и с высокой производительностью. Она снижается при: болезненном состоянии, после употребления алкоголя, при утомлении, а иногда после сильного нервного возбуждения или угнетенного состояния.

Утомление – процесс временного снижения работоспособности, наступающей в результате деятельности. Водитель в состоянии утомления может избежать ошибок даже при внезапном изменении обстановки путем повышения интенсивности внимания и готовности к действиям. Но от водителя потребуется большое волевое усилие и повышенный расход энергии, что выражается в
учащенном сердцебиении, более глубоком дыхании, избыточной потливости, покраснении кожи лица и т.д. Утомлению обычно предшествует чувство усталости.

Усталость – это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. При тяжелой, но выполняемой с удовольствием работе человек меньше устает, чем при выполнении более легкой, но неприятной ему работе.
Утомление, развившееся в течение работы – нормальное состояние организма, которое проходит после отдыха. Если же чувство усталости после ночного сна не проходит, то это свидетельствует о начинающемся переутомлении.

Переутомление – хроническое последствие после нагрузки, когда утомление от предыдущего дня не проходит и накапливается. Причина – недостаточный отдых, так как для восстановления нарушений в организме, этого времени Вам недостаточно.

К особенностям трудовой деятельности водителей, способствующих возникновению утомления, следует отнести: неудобное сидение, высокая или низкая температура воздуха в кабине автомобиля, попадание в нее паров бензина и отработавших газов, плохая видимость и недостаточная освещенность дороги в темное время суток, шум, вибрация и др. (появляется сонливость, в дороге необходимо остановить автомобиль).

Необходим своевременный отдых и принятие пищи. Наилучшим методом борьбы с утомлением и переутомлением водителей является рациональный режим их труда и отдыха, обеспечивающий сохранение здоровья и работоспособности на протяжении рабочей смены, недели, месяца и года. Необходимо учитывать состояние водителя и продолжительность отдыха перед началом работы. Установлено, что 60 % водителей с остаточным утомлением до работы засыпает за рулем уже через 3,5 часа работы. Поэтому, если водитель не получит достаточного отдыха перед рейсом, то даже сокращение продолжительности рабочего дня не предотвратит от тяжелых последствий.

Этика поведения водителя

Человек не только воспринимает окружающие его предметы и явления, но и действует на них. У него всегда возникает определенное отношение к увиденному, которое выражается в его чувствах или переживаниях. Это отношение – переживание к вещам, к людям и их поступкам, к своей работе и к самому себе, к своим действиям называется ЭМОЦИЯМИ.

Эмоции – выражаются в любви и ненависти, удовольствии и неудовольствии, радости и горе, уважении и неуважении, восхищении и презрении, страхе и в гневе. Различают стенические и астенические эмоции.

Стенические – лежат в основе мужественных поступков, которые, рискуя жизнью, предотвращают гибель людей в сложнейших дорожных ситуациях и повышают жизнедеятельность организма.

Астенические – при которых появляется чувство страха, которое водитель не может преодолеть. Эти люди теряют хладнокровие, становятся суетливыми, беспокойными, теряют способность к действию и сопротивлению. Водитель прекращает управление автомобилем . Это создает угрозу для безопасности движению.

Эмоциональную устойчивость можно воспитывать. Волевой человек при большом желании может преодолеть свою эмоциональную неуравновешенность. Необходимо научиться преодолевать отрицательные эмоции. Ведь подчас мы раздражаемся по мелочам: - пешеход медленно переходит дорогу, автомобиль, мешающий обгону, поврежденные участки дороги, красный сигнал светофора и т.д.

Дисциплинированность – это подчинение своих действий требованиям общественного долга, добросовестное выполнение служебных обязанностей. Это, прежде всего, выражается в строгом выполнении ПДД, а также в уважении других водителей и пешеходов, в культуре поведения, в опрятности внешности, в соблюдении технических норм и правил эксплуатации автомобиля.

Недисциплинированность – это сознательное нарушение известных правил и ограничений. Причиной недисциплинированности молодых неопытных водителей чаще всего и является переоценка ими своих возможностей. Имея поверхностные знания, они полагают, что уже достигли совершенства в профессии, и допускают маневры, которые доступны только опытным водителям. В результате допускают ДТП .

Управляя автомобилем, который является источником повышенной опасности, водитель должен проявлять лучшие качества своего характера и эмоционального состояния. Установлено, что водители, которые в обычной жизни не отличаются высокой культурой, ведут себя так же и при управлении автомобилем (отсюда и нарушения ПДД , неподчинение работникам ГАИ , грубость к коллегам и пешеходам).

Безопасность движения зависит не только от стажа и опыта водителей, но, прежде всего от их непосредственных действий в конкретных дорожных ситуациях. А эти действия во многом определены характером водителя, его моральными и нравственными качествами. Установлено, что люди, систематически нарушающие ПДД, не подчиняющиеся работникам служб ГАИ, грубящие пешеходам и коллегам в большинстве своем эгоистичные, легкомысленные, с трудом усваивающие не только правила, но и нормы общественной жизни. Водитель должен обладать такими категориями нравственности, как совесть, честность, правдивость, доброжелательность, человечность, уважение к людям, особенно к детям и людям преклонного возраста.

Воспитание этих качеств имеет значение для повышения безопасности дорожного движения и сохранения здоровья и жизни многих людей.
Поэтому профессиональный отбор играет огромную роль в профессиональной ориентации, которая выявляет личностные и психофизиологические особенности человека. С этой целью поступающие на курсы должны проходить медицинский отбор, образовательный отбор, психофизиологический отбор.


Инструкция по охране труда для водителя автомобиля — документ кадрового документооборота, обязательный для составления и последующего ознакомления с ним сотрудника компанией-работодателем в силу требований ТК РФ. В чем его специфика, расскажем в нашей статье.

Обязательно ли составлять инструкцию по охране труда для водителя

Обязанность по разработке внутрикорпоративных инструкций по охране труда для всех сотрудников, независимо от их специализации, установлена для российских работодателей положениями ст. 212 ТК РФ.

Ст. 211 ТК РФ требует от российских работодателей соблюдать государственные нормативные требования в сфере охраны труда. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 к нормативным актам, в которых содержатся государственные нормативные требования по охране труда, относятся и типовые инструкции по охране труда.

При этом типовые инструкции должны использоваться фирмами в качестве основы для разработки внутрикорпоративных инструкций для работников, в том числе и для водителей (п. 3 Методрекомендаций, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).

Особенности разработки инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается с учетом специфики производственных процессов в фирме, особенностей трудовых функций работника и условий труда. Положения документа должны пересматриваться не реже чем один раз в пять лет. Внеплановый пересмотр инструкций возможен, если:

  • были изменены положения типовых инструкций, на основе которых разработан внутрикорпоративный документ;
  • изменились условия работы сотрудников;
  • изменились технологические процессы на производстве;
  • были получены предписания о пересмотре инструкций от государственных органов;
  • расследование аварии или инцидента на производстве показало, что необходим пересмотр инструкции.

Инструкции по охране труда могут выдаваться работникам фирмы на руки после прохождения первичного инструктажа, располагаться в непосредственном доступе на рабочих местах либо в иных местах, удобных для работников.

На предприятии ведутся журналы учета:

Факт ознакомления с инструкцией работник удостоверяет подписью в журнале учета выдачи инструкций.

Существует типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля (ТОИ Р-200-01-95), утвержденная приказом департамента автотранспорта при Минтрансе РФ от 27.02.1996 № 16 ( согласованная к моменту утверждения с компетентными профсоюзными организациями). В соответствии с приказом Минтранса России от 14.08.2020 № 308 она отменена. Но многим фирмам данная форма инструкции привычна, и целесообразно продолжение ее использования.На практике заниматься составлением инструкций для работников, как следуетиз положений рассматриваемой типовой инструкции, должны руководители подразделений.

При этом работодатель должен согласовать разработанную инструкцию по охране труда:

  • с профсоюзом или иной организацией, представляющей интересы сотрудников, если таковые учреждены и функционируют (ст. 212 ТК РФ, п. 4Методрекомендаций Минтруда);
  • инженером службы охраны труда предприятия (как следует из рекомендаций по применению типовых инструкций, содержащиеся в ТОИ Р-200-01-95).

Структура типовой инструкции для водителей

Типовая инструкция включает:

  • введение;
  • раздел, регламентирующий общие требования по безопасности;
  • разделы, регламентирующие требования по безопасности перед началом работ, в процессе их выполнения, по окончании работ, а также в аварийных ситуациях.

Изучим, какие формулировки должны содержаться в перечисленных разделах внутрикорпоративных инструкций по охране труда для водителя.

Введение к инструкции

В данный раздел документа могут включаться положения, устанавливающие:

  • для кого предназначена инструкция;
  • какие еще инструкции по охране могут использоваться водителем наряду с основной (с указанием ссылок на соответствующие документы);
  • обязанность водителя участвовать в контроле за соблюдением норм безопасности труда другими работниками, оказывать первую помощь пострадавшим при инцидентах;
  • обязанность водителя исполнять распоряжения комиссии по охране труда фирмы или представителей профсоюза;
  • что водитель, прежде чем начинать какую-то непрофильную работу, должен пройти целевой инструктаж.

Общие требования по безопасности

В данном разделе следует привести формулировки:

  • регламентирующие допуск водителей предприятия к автомобилям;
  • регламентирующие допуск водителей к работе;
  • закрепляющие обязанность водителя следовать правилам трудового распорядка;
  • устанавливающие длительность рабочего времени водителя (в неделю, день, по специальным графикам);
  • устанавливающие перечень опасных факторов, которые могут воздействовать на водителя в процессе работы и о которых он должен знать;
  • разъясняющие, в связи с чем соответствующие факторы опасны и как они могут влиять на организм;
  • устанавливающие запрет на использование водителем оборудования, порядок эксплуатации которого не изучен им в ходе инструктажа;
  • устанавливающие порядок выдачи водителю спецодежды, обуви и средств защиты;
  • обязывающие водителя соблюдать правила пожарной безопасности;
  • устанавливающие порядок устранения неисправностей автомобиля, обнаруживаемых водителем в ходе работы;
  • устанавливающие порядок координации совместной работы водителя, получившего инструкцию, с другими водителями и специалистами фирмы;
  • регламентирующие особенности эксплуатации газобаллонных автомобилей;
  • устанавливающие базовые нормы личной гигиены водителя;
  • устанавливающие порядок ответственности водителя за несоблюдение положений инструкции и иных связанных с ней источников норм.

Безопасность перед началом работ

В данном разделе инструкции следует зафиксировать положения, устанавливающие:

  • необходимость прохождения водителем предрейсового медосмотра, получения путевого листа, а также сведений о работе на линии и перевозимом грузе;
  • необходимость проверки вместе с механиком КПП технической исправности автомобиля, а также регламентирующие основные критерии определения его исправности;
  • необходимость ежедневного осмотра газобаллонных автомобилей на предмет герметичности топливного оборудования, а также обязывающие устранять выявляемые неисправности на специализированных постах или в мастерских;
  • порядок действий водителя перед пуском двигателя;
  • порядок действий водителя в процессе пуска двигателя;
  • перечень запрещенных действий водителя, связанных с пуском двигателя, управлением различными агрегатами автомобиля и иными нюансами эксплуатации транспортного средства.

Безопасность во время работ

В данном разделе инструкции рекомендуется выделить несколько тематических блоков, которые включали бы формулировки, регламентирующие:

  • осуществление водителем основных действий, связанных с эксплуатацией автомобиля в процессе работы на линии;
  • отдельные нюансы управления автомобилем на линии;
  • отдельные нюансы заправки автомобиля, диагностики неисправностей топливных, охлаждающих систем;
  • процедуру прохождения дополнительных инструктажей, необходимых в целях обеспечения безопасности труда в нетипичных для водителя условиях работы;
  • отдельные нюансы заправки газобаллонных автомобилей;
  • перевозку пассажиров;
  • перевозку грузов;
  • порядок остановки автомобиля в различных ситуациях;
  • отдельные нюансы диагностики и ремонта автомобиля;
  • порядок эксплуатации автокранов, подъемников и иных механизмов, которыми оснащен автомобиль;
  • перечень запрещенных действий водителя автомобиля в процессе работы на линии.

Безопасность по завершении работ

В данный раздел инструкции следует включить положения:

  • отражающие тот факт, что по завершении работы водитель должен осуществить необходимые процедуры в рамках следования требованиям безопасности, а также устанавливающие перечень данных процедур;
  • регламентирующие порядок завершения работы на газобаллонных автомобилях;
  • обязывающие водителя удостовериться в отсутствии утечки автомобильного топлива перед постановкой транспортного средства на стоянку с подогревом;
  • обязывающие водителя провести необходимые гигиенические процедуры по завершении работы;
  • обязывающие водителя информировать своего руководителя о неисправностях автомобиля, обнаруженных им в ходе работы.

Безопасность при аварийных ситуациях

В данном разделе следует отразить формулировки:

  • обязывающие водителя оперативно информировать работодателя об аварийных ситуациях и иных инцидентах, свидетелем которых он стал;
  • обязывающие водителя оказывать пострадавшим первую помощь в соответствии с установленными правилами, содействовать доставке пострадавшего в лечебное учреждение, вызывать человеку скорую помощь либо обращаться за помощью к медработникам организации;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение неисправностей в газовой системе;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение утечки газа из топливного баллона;
  • регламентирующие порядок управления газовыми вентилями, устанавливающие требования по безопасности управления вентилями;
  • устанавливающие запрет на осуществление определенных действий по управлению газовым оборудованием при работающем двигателе либо активированном зажигании, а также при расположении автомобиля около стоянки, источников огня либо мест нахождения граждан.

Нюансы оформления инструкции

Приказ № 16 предписывает работодателям составлять инструкции по охране труда с учетом установленных требований к структуре обложки, первой и последней страниц соответствующих документов. Данные требования содержатся в приложениях 1, 2 и 3 к данному приказу.

В приложении 1 к приказу № 16 зафиксирована структура обложки инструкции по охране труда. Она предполагает несколько блоков:

  • наименование фирмы-работодателя;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция;
  • место и год составления инструкции.

В приложении 2 к приказу № 16 приведена структура первой страницы документа. Она предполагает наличие полей, в которых приводятся:

  • наименование предприятия;
  • отметки об утверждении инструкции руководителем фирмы и представителем профсоюза;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция.

В приложении 3 к приказу № 16 отражена структура последней страницы документа. Она предполагает наличие:

  • блока с Ф. И. О. руководителя подразделения, в котором разработана инструкция, а также его подписью;
  • блока с Ф. И. О. начальника службы охраны труда, с которым согласована инструкция, а также его подписью.

В целях более эффективного усвоения водителями норм безопасности труда, формирования у них последовательных установок на осуществление необходимых действий в нештатных ситуациях на производстве рекомендуется дополнять инструкции по охране труда документами, раскрывающими ее отдельные положения и демонстрирующими их более наглядно. Это могут быть, к примеру, памятки, схемы, плакаты. Нюансы инструкций можно также разъяснять посредством показа сотрудникам тематических фильмов, презентаций, иных мультимедийных продуктов и т. д.

Итоги

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля — документ, который работодатель обязан составлять в силу требований ТК РФ. Алгоритм составления и утверждения данной инструкции регламентируется положениями федеральных и ведомственных нормативных источников.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятиях вы можете в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: