Обязанности водителя велосипеда мопеда формирование качеств безопасного водителя

Обновлено: 06.07.2024

С наступлением тепла на дорогах столицы появляется все больше двухколесных транспортных средств. Будь то велосипед, мопед или скутер. Их водители, в основном – несовершеннолетние подростки, которые находятся в наибольшей опасности, так как двухколесный транспорт, в отличие от автомобильного, не защищен кузовом. Тому свидетельство – статистика ГИБДД по Москве, ежедневно сообщающая о случаях Дорожно-транспортных происшествий с участием водителей велосипедов, мопедов и скутеров на дорогах.

К сожалению, фиксируется резкий всплеск числа ДТП с участием водителей велосипедов, мопедов и скутеров. В большинстве случаев ими управляют молодые люди, которые очень слабо владеют навыками вождения, плохо знают правила дорожного движения, нередко грубо пренебрегая этими правилами, становятся участниками дорожных аварий. А водители автомобилей со своей стороны также в какой-то степени забыли о мотоциклистах, которые могут неожиданно появиться при перестроении или совершении иного маневра. В результате аварий гибнут, теряют здоровье и калечатся те, кто относятся к наиболее активной, трудоспособной части населения. Нередко увечья получают и несовершеннолетние – будущее нашей страны.

За шесть месяцев 2012 года на дорогах Московской области произошло 468 ДТП с участием водителей велосипедов, мопедов и скутеров. Жертвами данных аварий стали 56 человек, 466 получили ранения различной степени тяжести. Отчасти этому способствует доступность двухколесных транспортных средств и отсутствие необходимости регистрировать их в ГАИ.

По статистике, три четверти из общего числа происшествий с участием мототранспорта – столкновения с автомобилями.

Поэтому водителям велосипеда, мопеда и скутера надо знать Правила Дорожного Движения и владеть ситуацией на дороге. Знание ПДД – это самая верная гарантия безопасности.

Помните: велосипед, мопед и скутер – средства передвижения повышенной опасности, а водители этих транспортных средств рискуют в 8 раз больше, чем водители и пассажиры легковых автомобилей.

1. Запустить файл Презентация.pptx;

2. На экране появляется 1 слайд презентации;

Окно правил (слайд 5)

4. При переходе на слайд 7 на экране появляется окно с интерактивным кроссвордом;

Окно кроссворда (слайд 7)

5. При нажатии на номер вопроса (гиперссылка) появляется слайд, содержащий выбранный вопрос;

Окно вопроса

6. После прочтения вопроса, нажимаем на управляющую кнопку (гиперссылка) для перехода на слайд 7 на экране появляется окно с интерактивным кроссвордом. Затем щелкаем кнопкой мыши в любом месте окна для появления ответа и сопровождающей картинки на заданный вопрос.

Окно кроссворда с ответом

Для прохождения всего кроссворда повторить пункты 5 и 6.

По окончании прохождения всего кроссворда на экране останется заполненный кроссворд.

Окно заполненного кроссворда

Данная работа создана для профилактики ДТП при управлении велосипедами, мопедами и скутерами и может быть применена на классных часах и групповых собраниях в учебных заведениях связанных с представленной тематикой.

Регулирование дорожного движения, в том числе с применением технических средств и автоматизированных систем, возложено на Государственную инспекцию безопасности дорожного движения. Регулирование осуществляется сигналами светофоров и регулировщиков, дорожными знаками и дорожной разметкой.

Под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий и снижение тяжести их последствий.

Безопасность дорожного движения достигается соответствием дорог установленным требованиям и обустройством их объектами сервиса, хорошим техническим состоянием и оборудованием транспортных средств, организацией движения и выполнением участниками дорожного движения соответствующих законодательных и нормативных правовых актов.

Водителем называется лицо, управляющее каким-либо транспортным средством, а также погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо.

Управлять велосипедом разрешается с 14 лет, а мопедом — с 16 лет. На велосипедах и мопедах разрешается двигаться по крайней правой полосе в один ряд или по обочине. Колонны велосипедистов должны быть разделены на группы, не более 10 человек каждая. Расстояние между группами должно составлять 80—100 м.

Водителям велосипеда и мопеда запрещается:

— ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой;

— перевозить пассажиров, за исключением ребенка до 7 лет на дополнительном сиденье с надежными подножками;

— перевозить груз, мешающий управлению или выступающий по длине и ширине за габариты более чем на 0,5 м;

— при наличии велосипедной дорожки двигаться по дороге;

— разворачиваться и поворачивать налево на дорогах с трамвайным движением или имеющих более одной полосы движения в данном направлении;

— буксировать велосипеды и мопеды, а также велосипедами и мопедами, кроме специального прицепа.

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой (вне перекрестка) водители велосипедов и мопедов должны пропустить транспортные средства, движущиеся по этой дороге.

Травмы опорно-двигательного аппарата, возможные причины травм, меры профилактики. Оказание первой медицинской помощи при травме кисти рук, при травме предплечья, порядок наложения поддерживающей повязки.

К травмам опорно-двигательного аппарата относятся закрытые и открытые переломы, растяжения и разрывы связок, вывихи. Причинами этих травм обычно бывают удары по конечностям, падение на руку или ногу, резкое подворачивание стопы, рывки в суставах. Чтобы избежать травмирования, следует строго выполнять правила безопасности при проведении различных работ (особенно погрузочно-разгрузочных), к занятиям физическими упражнениями и спортивным играм приступать только после разминки, в ненастную погоду (особенно в гололед) и по- льду передвигаться, соблюдая меры предосторожности.

Первая помощь при открытом переломе кисти или предплечья оказывается в следующей последовательности :

— наложить на рану стерильную повязку, ни в коем случае не пытаясь поставить на место костные отломки;

— наложить стандартную или импровизированную шину;

— наложить на место перелома шину;

При необходимости получившему травму следует дать болеутоляющее средство (анальгин или содержащий его препарат).

Вывих предплечья в локтевом суставе происходит при падении на кисть руки. В этом случае первая помощь оказывается в следующей последовательности:

— дать пострадавшему обезболивающее средство;

— наложить на место травмы холод;

— руку пострадавшего согнуть в локтевом суставе;

— наложить шину от верхней трети плеча до основания пальцев кисти.

Травмированную при переломе или вывихе руку следует подвесить на косынке.

Велосипедист является таким же водителем транспортного средства, как и сидящий за рулем автомобиля или мотоцикла, поэтому ему необходимо выполнять правила дорожного движения (ПДД), действующие на территории своей страны. А это значит, что никакого спиртного за рулем, разговора по мобильному телефону во время движения, разворота через сплошные полосы, езды навстречу по дороге с односторонним движением. Основные обязанности велосипедиста изложены в отдельном разделе Правил дорожного движения.

Основные обязанности

1. В обязанности велосипедистов входит содержание своего транспортного средства в исправном техническом состоянии. Велосипед должен быть с исправным тормозом и работающим звуковым сигналом. Зачем нужны исправные тормоза, объяснять не стоит. А что касается звонка, то он, главным образом, требуется для предупреждения пешеходов о приближении велосипеда. При движении в потоке машин вряд ли кто-то из других водителей услышит ваш колокольчик.

Ездить ночью по дороге или во время дождя, тумана или снега, то есть в условиях недостаточной видимости, разрешается только с освещением. Спереди на велосипед нужно поставить фару или дополнительно белый световозвращатель, сзади — фонарь и обязательно красный световозвращатель, по бокам (ближе к передним и задним габаритам) — фонарики или световозвращатели оранжевого цвета, также разрешены задние боковые огни красного цвета. Глупо и опасно ставить спереди красный отражатель, даже если он валяется без дела, водители машин и так редко замечают велосипедистов, а тут ещё такая путаница.

2. Велосипедист должен ездить как можно ближе к правому краю дороги и только в один ряд с другими байкерами. В старых Правилах дорожного движения указывалось конкретное расстояние от обочины дороги, которого должен был придерживаться велосипедист. Оно должно составлять не более 1 метра. В новых редакциях это ограничение отсутствует. Каждый разумный человек и так должен, в первую очередь, думать о своей безопасности.

Во время обгона другого велосипедиста или гужевой повозки, а также объезда стоящего транспорта всё же нужно кратковременно удаляться от правого края дороги. И лучше как можно дальше объезжать препятствие, особенно остановившийся автомобиль, ведь из него в любой момент может начать выходить водитель, широко распихнув дверь, или непорядочный человек выбросит окурок в окошко.
И не забывайте, что обгон или объезд нужно совершать только слева, если не хотите быть придавленным к бордюру.

3. В обязанности велосипедиста также входит подача предупредительных сигналов перед каждым маневром, даже если сзади нет движущегося транспортного средства. Перед любым поворотом или перестроением и до торможения водитель велосипеда должен подать предупредительный сигнал рукой, и, что важно, не за секунду до начала вращения руля или нажатия на тормозные рычаги. Вам нужно заблаговременно предупредить сзади едущего водителя, иначе ваша запоздалая реакция будет критичной.

В ПДД предусмотрены следующие сигналы, подаваемые рукой:

  • Сигнал правого поворота или перестроения — вытянутая в направлении поворота правая рука либо левая, выставленная от себя и согнутая в локте под прямым углом.
  • Сигнал левого поворота или перестроения — вытянутая в направлении поворота левая рука либо правая, выставленная от себя и согнутая в локте под прямым углом.
  • Сигнал торможения — поднятая вверх и выпрямленная в локте левая или правая рука.

сигналы, подаваемые рукой

Подав сигнал рукой, вы не получаете никакого преимущества в движении, поэтому всегда убеждайтесь в том, что сзади едущий участник движения понял ваши намерения и не начал обгон.

сигнал поворота на рюкзаке

4. Если рядом с дорогой есть велосипедная дорожка, водители велосипедов должны ездить только по ней. О наличии такого блага цивилизации сообщает круглый дорожный знак с былым велосипедом на синем фоне. А если велосипедная дорожка частично разрушена, засыпана строительным мусором или занята припаркованными автомобилями, тогда эти заторы велосипедист может объезжать по проезжей части дороги, это входит в его права.

5. При движении в колоннах водители велосипедов обязаны двигаться только в один ряд по дороге группами по 10 человек. Расстояние между группами – 80-100 метров для облегчения обгона автомобилями.

При езде в группах приняты условные жесты, которые посылаются не автомобилистам, а движущимся за вами друзьям-велосипедистам:

  • Яма или препятствие справа — указывающая вниз правая рука.
  • Яма или препятствие слева — указывающая вниз левая рука.

Первым эти сигналы подает ведущий в группе, а следующие за ним должны немедленно их повторить. Не нужно дожидаться приближения к яме или кирпичу на дороге. Следует сразу же передать сигнал об опасности едущим за вами велотуристам.

Водителям велосипедов запрещается

1. Ездить, не держась за руль хотя бы одной рукой. Взрослые люди обычно пользуются велосипедом как транспортным средством, а дети катаются на нём для развлечения. Именно безответственные велосипедисты при езде по проезжей части могут отпустить руль и ехать дальше, скрестив руки на груди. При падении горе-лихач распластается по асфальту вместе с велосипедом, а при этом не исключен наезд на него рядом проезжающих автомобилей.

2. Кататься по тротуарам, пешеходным дорожкам и обочинам. В правах всё-таки допускается движение по обочине, нужно только не мешать пешеходам идти по ней или садиться в автобус. Ну а пешеходные дорожки или тротуары предназначены только для пешеходов, и при движении по ним каждый человек должен чувствовать себя в безопасности.

3. Передвигаться по автомагистралям. В этом запрете заложена забота о здоровье и безопасности велосипедиста.

4. Поворачивать налево или разворачиваться на дороге, которая имеет трамвайные пути или более одной полосы движения в определенном направлении. При необходимости повернуть или развернуться нужно доехать до пешеходного перехода, слезть с велосипеда и перекатить его на противоположную сторону дороги.

5. Буксировать велосипед другим транспортным средством. Велосипедом перевозить прицеп в жесткой сцепке разрешается.

велосипед с прикреплённой тачкой

Часто трагичными последствиями заканчивается попытка проехать, ухватившись за борт грузового автомобиля. Водитель грузовика в этом случае не видит пристроившегося велосипедиста и не думает о его безопасности. Любой автомобиль может двигаться со скоростью свыше 60 км в час. Совершая объезд ямы на дороге или осуществляя экстренное торможение, любитель автостопа может оказаться под колесами.

6. Перевозить груз, выступающий за габариты по ширине или длине более чем на 0,5 метра и мешающий управлению. Удочки, трубы и какие-то палки на велосипеде нарушают устойчивое положение, особенно при выполнении поворотов. Зацепив выступающий предмет, автотранспортное средство может перевернуть велосипед с езоком.

7. Катать взрослых пассажиров. А перевозить детей в возрасте от 2 до 7 лет можно, но только на дополнительно установленном сиденьи с подножками. При перевозке тяжелого человека на раме или багажнике серьезно нарушается упомянутое ранее устойчивое положение.

Ответственность велосипедиста за нарушение ПДД

Некоторые пункты статей об административных нарушениях подразумевают наказание водителей велосипедов. Например, есть штраф в размере от 1 до 2 минимальных зарплат за нарушение ПДД пешеходами и другими участниками движения. Это подразумевает 122-я статья — самая основная и легко оформляемая сотрудником ДПС.

Существуют также штрафы за нарушение правил пересечения пешеходных переходов, железнодорожных переездов, за несоблюдение требований дорожных знаков и разметки, за проезд на запрещающий сигнал регулировщика или светофора. Так что не стоит верить в полную безнаказанность при езде на велосипеде.

Цель – ознакомиться с общими обязанностями водителя; рассмотреть правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.

Учитель: Хаматгалеев Э. Р.

Повторение пройденного материала.

Беседа по вопросам:

- Что такое дорога и каковы её составные части?

- Для чего предназначено регулирование дорожного движения и при помощи чего оно осуществляется?

- Кто является участниками дорожного движения и какие общие обязанности определены пешеходу и пассажиру?

- Какие меры безопасности необходимо соблюдать пешеходу и пассажиру как участникам дорожного движения?

- Какие качества пешехода могут характеризовать уровень его общей культуры в области безопасности дорожного движения?

Изложение программного материала.

Водитель – главная фигура в обеспечении дорожного движения.

Напомним, что в нашей стране высокими темпами идёт рост числа автомобилей: ежегодно примерно на 1300000 автомобилей становится больше. По прогнозам специалистов в ближайшем будущем на 1000 человек будет приходиться 330-440 автомобилей (в 2002-2003 гг. этот показатель составлял 230-250 единиц автомобилей).

Следовательно, также быстро растёт и число водителей. При этом уровень их профессиональной подготовки и уровень культуры в области безопасности дорожного движения не очень высокий и не соответствует в полной мере возрастающим требованиям к участникам дорожного движения по обеспечению безопасности на дорогах в современных условиях (как уже говорилось, более 70% ДТП происходит по вине водителей).

Поэтому безопасность дорожного движения в первую очередь зависит от уровня подготовки водителей и привития им высокого чувства ответственности за личную безопасность и безопасность окружающих.

По каким духовным и физическим качествам водителя можно судить об уровне его культуры в области безопасности дорожного движения? По нашему мнению, можно выделить наиболее значимые черты:

Соответствие состояния здоровья водителя и его работоспособности физическим и психологическим нагрузкам, возникающим при управлении транспортным средством в условиях современных дорог.

Глубокие знания ПДД, их осознанное соблюдение и умение применять в различных ситуациях, возникающих на дороге.

Постоянное совершенствование профессиональных качеств в управлении транспортным средством.

Воспитание в себе чувства высокой ответственности за безопасность других участников дорожного движения (пешеходов и пассажиров), соблюдение их прав в области безопасности жизнедеятельности.

Такие качества сами собой не появляются. Не возникнут они и с получением прав на вождение транспортным средством. Они должны воспитываться со школьного возраста и должны служить фундаментом подготовки современного водителя, ведь большинство молодых людей в жизни станут водителями транспортных средств. Об этом свидетельствует интенсивная автомобилизация страны.

Целенаправленно эти качества должны формироваться с момента, как человек стал участником дорожного движения. С этого момента он должен начать постигать азы ПДД и формировать убеждение в необходимости соблюдения их постоянно.

Первым транспортным средством, которым человек начинает управлять в школьные годы, является велосипед. Вот с этого момента и необходимо начинать воспитывать в себе качества культурного водителя.

Велосипед – транспортное средство, имеющее два колеса и более и приводимое в движение мускульной силой человека.

Управлять велосипедом при движении по дорогам Правилами дорожного движения разрешается лицам не моложе 14 лет, а мопедом – не моложе 16 л6т. Этот возраст решениями соответствующих органов регионов может снижаться, но не более чем на 2 года. В соответствии с этим управлять велосипедом на дорогах может подросток в возрасте 12 лет, а мопедом – в возрасте 14 лет.

Движение на велосипеде не разрешается на большинстве улиц городов, в населённых пунктах и на автомобильных дорогах. Велосипед как транспортное средство имеет свои особенности. Во-первых, он приводится в движение не двигателем, а мускульными усилиями велосипедиста. Следовательно, его скорость зависит от физической натренированности водителя. Во-вторых, велосипед обладает высокой маневренностью и, в-третьих, характеризуется недостаточной устойчивостью. Поэтому необходимо серьёзно учиться езде на велосипеде, быть готовым к различным ситуациям, которые могут возникнуть на дороге.

Велосипедист является водителем транспортного средства, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как и к любому водителю.

Это должен знать каждый

Перед выездом каждый водитель обязан проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства.

Основные требования к техническому состоянию велосипеда:

Велосипед всегда должен иметь исправные тормоза и звуковой сигнал (звонок).

При движении на дорогах в тёмное время суток велосипед должен быть оборудован впереди фонариком (фарой) белого цвета, сзади фонарём или световозвращателем красного цвета, с боковых сторон световозвращателями оранжевого или красного цвета.

Водителям велосипеда запрещается:

Двигаться при неисправности тормозной системы или рулевого управления.

Ездить на велосипеде, не держась за руль хотя бы одной рукой.

Перевозить пассажиров, кроме ребёнка в возрасте до 7 лет, на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками.

Перевозить груз, который выступает более чем на 0,5 м по длине или ширине за габариты велосипеда или мешает управлению.

Двигаться по проезжей части улицы при наличии рядом велосипедной дорожки.

Поворачивать налево или разворачиваться на дорогах с трамвайным движением и на дорогах, имеющих более одной полосы для движения в данном направлении.

Обучаться езде на велосипеде на улицах города и автомобильных дорогах.

Ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам (тротуар – это дорога для пешеходов).

Основные обязанности велосипедиста:

На дороге необходимо держаться крайней правой полосы, на расстоянии не более 1 м от тротуара или обочины. Это обеспечит безопасность велосипедисту.

Выполнять левый поворот или разворачиваться можно лишь на дорогах с одной полосой для движения в данном направлении и не имеющих трамвайного движения. На таких дорогах проезжая часть имеет небольшую ширину, что позволяет велосипедисту относительно безопасно выполнить поворот или разворот. При необходимости повернуть налево или развернуться на дороге с трамвайными путями и имеющей более одной полосы для движения в одном направлении велосипедист должен сойти с велосипеда и вести его руками, соблюдая правила, установленные для пешеходов.

При намерении повернуть или остановиться необходимо заранее предупредить об этом остальных участников движения с помощью сигналов, подаваемых рукой. При повороте налево поднимают в сторону левую руку или согнутую в локте правую руку. При повороте направо поднимают в сторону правую руку или согнутую в локте левую руку.

На нерегулируемом пересечении велосипедной дорожки с дорогой нужно уступить дорогу транспортному средству, движущемуся по пересекаемой дороге.

Усваивая и совершенствуя свои навыки в управлении велосипедом, целесообразно не просто лихо кататься на нём, нарушая все Правила дорожного движения, а готовиться стать профессиональным водителем транспортных средств.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации в 1995 г. была создана Ассоциация юношеских автомобильных школ России.

По состоянию на 1 января 2004 г. в состав Ассоциации входят юношеские автомобильные школы 32 регионов России, основными из которых являются Московская, Саратовская, Ростовская, Самарская, Пензенская, Курская, Пермская, Ставропольская, Нальчикская, Калининградская, Рязанская, Борисоглебская Воронежской области и многие другие образовательные учреждения.

Главная задача Ассоциации юношеских автомобильных школ России – создание единой целостной системы обучения навыкам безопасного поведения детей и подростков на улицах и дорогах начиная с 5-летнего возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют статус учреждений дополнительного образования. За время обучения учащиеся получают профессиональную подготовку водителей транспортных средств.

Программа подготовки водителей транспортных средств предусматривает:

3-годичное обучение с 14 лет;

2-годичное обучение с 15 лет;

1-годичное обучение с 16-16,5-летнего возраста.

Юношеские автомобильные школы имеют оборудованную учебно-материальную базу, в которую входят классы, учебно-методические кабинеты для лабораторно-практических занятий, а также учебная техника. В настоящее время парк автошкол насчитывает свыше 2000 автомобилей, в том числе более 200 грузовых. Ежегодное обновление автомобильного парка составляет до 100 автомобилей.

- Какие факторы свидетельствуют о возрастании влияния уровня подготовки водителя транспортного средства на безопасность дорожного движения?

- Какие качества характеризуют уровень общей культуры водителя в области безопасности дорожного движения?

- Какую роль может сыграть велосипед для подготовки будущего водителя транспортного средства?

- Какие основные требования предъявляются к техническому состоянию велосипеда?

- Перечислите основные обязанности велосипедиста.

Из ПДД выберите и запомните основные положения того, что запрещено водителю велосипеда.

Похожие документы:

. противодействовать им; · формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях . №5) 6 Водитель. Формирование качеств безопасного водителя. 1 ИНМ Лекция Водитель. Формирование качеств безопасного водителя. Общие обязанности водителя. Правила .

Рабочая учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности 5 9 классы

. Устный опрос Рисунки 6 Водитель. Формирование качеств безопасного водителя. ИНМ Лекция Водитель. Формирование качеств безопасного водителя. Общие обязанности водителя. Правила поведения на .

Тематический поурочный план обж (5 класс) №

. движения. Обязанности пешеходов и пассажиров 1 2.3 Водитель, формирование качеств безопасного водителя 1 3 Безопасность на водоемах 3 3.1 Безопасное поведение на водоемах в различных .

. обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. Безопасность на водоемах . и пассажиров 22. Эвакуация населения. 6. Водитель, формирование качеств безопасного водителя 23. Мероприятия по инженерной защите .

Календарно-тематическое планирование, 8А и 8В классы

. 1 Водитель, формирование качеств безопасного водителя Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. . основные положения того, что запрещено водителю велосипеда. Безопасность на водоёмах (3 часа) .

Читайте также: