Обязательно ли страхование жизни при оформлении осаго

Обновлено: 02.07.2024

На что жалуются автомобилисты

— Я попадал в мелкую аварию три года назад, но из-за ошибки страховая подняла мой КБМ дополнительно из-за того, что наемный водитель совершил ДТП на принадлежащей мне маршрутке и вместо него этот инцидент записали на мой счет, — рассказывает Андрей. — В результате мой КБМ возрос до 1,4: сейчас я пытаюсь оспорить это решение, но суть не в этом. В сентябре я, как обычно, пришел страховаться в офис АСКО, что делаю уже лет пять или шесть, и обнаружил там большую очередь прямо на улице, а потом оказалось, что я вообще стал персоной нон-грата.

В первый день достояться Андрею не удалось. На следующий он пришел в полседьмого утра и с горем пополам часам к 11 утра попал в офис, где, внеся его данные в компьютер, оператор сообщила, что система зависла.

— Вот знаете, ощущение, что просто сидит и лжет в глаза! — возмущается Андрей. — Как система могла зависнуть именно на мне, а потом внезапно развиснуть и продолжить работать на других клиентах? На это мне ответили: можете ругаться, сколько хотите, делу это не поможет.

— Эта ситуация возмутительна, потому что страхование по ОСАГО — не моя прихоть, а обязанность, установленная законом, — говорит Андрей. — Я всё равно добьюсь оформления полиса, потому что это стало делом принципа. Но подозреваю, что далеко не все автомобилисты настойчивы, а значит, мы просто получим растущее количество водителей без страховок.

Страховые не имеют права отказывать в продаже полиса ОСАГО обратившимся клиентам. Для аварийных категорий клиентов страховые могут устанавливать повышенный базовый тариф, плюс часть параметров учитывается коэффициентами, например аварийность — с помощью КБМ, неопытность водителя — коэффициентом возраста и стажа. Год назад состоялась очередная реформа ОСАГО, которая позволила страховым более гибко подходить к формированию цены полиса и увеличила максимальную его стоимость.

Что говорят в страховой

Отчасти нестабильность работы страховой базы объясняется недавним запуском новой версии системы АИС ОСАГО (ее называют АИС ОСАГО 2.0), из-за чего, по данным Банка России, действительно возросло число жалоб со стороны клиентов.

Проблема набирает обороты

Как бороться со строптивыми страховыми

Исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Сергей Ефремов рассказал, что до него доходят жалобы из разных регионов, как правило, от водителей такси. При этом он обрисовал алгоритм действий в случае отказа страховой:

— Договор ОСАГО публичный, поэтому ни одна компания не имеет права лишать клиента возможности оформить полис, если он явился в компанию лично (при обращении по почте на это дается месяц), — рассказал Сергей Ефремов. — Если же отказ происходит, пишите заявление на имя руководства страховой с требованием оформить полис и в случае отказа настаивайте на письменном обосновании его причин, после чего направляйте жалобу в РСА и Банк России.

Разговор с представителем страховой лучше записывать на смартфон. Как правило, видя настырного клиента, страховые идут на уступки и выдают полис в соответствии с законом.

Сергей Ефремов добавляет, что молодые водители действительно являются убыточной категорией для страховых, но это отчасти учтено повышенными коэффициентами стажа и возраста.

За езду без ОСАГО можно попасть под арест

Параллельно входит в моду арест водителей, которые ездят без ОСАГО. На днях глава ГИБДД России Михаил Черников в ответ на запрос депутата ЛДПР Ярослава Нилова подтвердил законность такого подхода. О подобном прецеденте мы рассказывали недавно — автомобилиста обвинили в невыполнении законного распоряжения сотрудника полиции, за что по части 1 статьи 19.3 КоАП ему грозило наказание вплоть до ареста на 15 суток. В том случае он отделался штрафом в 3000 рублей.

Позже в фокус внимания СМИ попали еще два похожих инцидента, закончившиеся реальным арестом: в одном случае — на двое суток, в другом — на семь.

К чему привели прошлые кризисы ОСАГО

Сложности с покупкой полиса, обострившиеся в 2014 году, повлекли масштабную реформу ОСАГО, которая прошла в два этапа. Так, в 2014–2015 годах базовый тариф, неизменный в течение 10 лет, подняли с 1980 рублей до 3432–4118 рублей, то есть впервые ушли от жесткого ценообразования. Стоимость полисов выросла примерно двукратно, но это не помогло: в 2016-м рынок опять столкнулся с дефицитом.

В настоящее время на потребительском рынке страховых услуг по-прежнему остро стоит вопрос о навязывании дополнительных страховок при заключении договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО), когда одновременно с полисом ОСАГО автовладельцу в безальтернативном порядке предлагается услуга по страхованию жизни и здоровья или иного страхового риска.

Подобная ситуация порождает массовые жалобы от потребителей страховых услуг в различные надзорные ведомства, в том числе и в органы Роспотребнадзора.

Если страховая компания отказывает в заключении договора ОСАГО, например, под предлогом отсутствия бланков, автовладельцу необходимо обратиться в адрес страховщика с письменным заявлением-офертой, содержащей просьбу о заключении такого договора без предоставления дополнительных платных услуг и со ссылкой на факт более раннего обращения в устной форме. В оферте необходимо указать разумный срок, в течение которого компания должна известить заявителя о дате, времени и месте заключения договора ОСАГО.

Вместе с тем, Правилами обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.2003 № 263) установлены императивные требования к форме обращения к страховщику с целью заключения договора обязательного страхования. К ним относятся: заявление о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, составленное по форме, утвержденной приказом Минфина России от 01.07.2009 № 67н, и перечень документов, предусмотренных пунктом 15 указанных Правил.

Согласно пункту 14 Правил страховщик не вправе отказать в заключении договора ОСАГО владельцу транспортного средства, обратившемуся к нему с соответствующим заявлением и документами.

При отказе страховой организации от заключения договора либо неполучения ответа на заявление-оферту в установленный в ней срок, следует на основании п. 3 ст. 426, п. 4 ст. 445 ГК РФ обратиться в суд с требованием о понуждении заключить такой договор (без приобретения дополнительных страховок), а также возместить убытки, причиненные вследствие необоснованного уклонения от заключения договора (при их наличии).

Что касается обжалования действий автостраховщиков в административном порядке необходимо отметить, что в сферу деятельности Роспотребнадзора не входит непосредственное решение вопросов, связанных с исполнением обязанности заключить договор ОСАГО, и органам Роспотребнадзора не представляется возможным принятие мер административного реагирования к страховщикам, препятствующим гражданам в какой-либо форме в реализации ими этого права и одновременно обязанности застраховать риск своей гражданской ответственности.

С учетом данного обстоятельства обращение гражданина в Роспотребнадзор (его территориальные органы) является оправданным лишь в том случае, когда суть его претензий касается не отказа от заключения договора ОСАГО как такового, а попыток страховщика навязать к договору ОСАГО заключение других возмездных сделок (в частности, договоров добровольного страхования жизни и здоровья), и результатом указанных действий страховщика является состоявшийся факт приобретения потребителем ненужных ему платных услуг. К обращению необходимо приложить документированные свидетельства в обоснование аргументов заявителя (копию договора ОСАГО и других договоров страхования, копии чеков, материалы переписки со страховщиком по обозначенному вопросу и т.д.).

В свою очередь, по фактам отказа в заключении договора ОСАГО, в том числе, в связи с якобы отсутствием бланков полисов ОСАГО, обращения следует направлять в Центральный банк Российской Федерации и его структурные подразделения, а также в органы прокуратуры, осуществляющие общий надзор за исполнением законов.

Такой подход к разделению компетенции и пределов реагирования надзорных ведомств на сложившуюся ситуацию в сфере страхования был выработан по итогам рабочего совещания, проведенного 18 апреля 2014 года в Генеральной прокуратуре с участием представителей Центрального банка Российской Федерации, Роспотребнадзора и Федеральной антимонопольной службы.

(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2022 г.

Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21


Статистика против статистики

Оформление полисов ОСАГО в одном из офисов страховой компании

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) посоветовали относиться к приведенной статистике с осторожностью.


Постоянно возникают технические сбои

Мотоциклист на дороге в Москве


Иванов отмечает, что, даже когда его коллеги пытаются оформить страховку офлайн, то есть приезжают в офис страховой компании, им дают направление на осмотр в другом конце города, а то и в Новую Москву, если речь идет о столице.

У таксистов тоже сложности

С такими же проблемами сталкиваются и таксисты. Например, пользователь Facebook Алла Зефирова просит помощи у интернет-сообщества:

Автомобили такси на стоянке


В подобных ситуациях эксперты советуют сразу писать жалобу в Центральный Банк России, осуществляющий надзор в том числе за страховым рынком.

Еще одна проблемная категория автовладельцев — это российские владельцы машин с армянскими номерами. Некоторое время назад российский гражданин мог приобрести автомобиль в Армении по очень выгодной цене, заплатить пошлины по армянским ставкам, которые были намного ниже российских, и преспокойно пересечь границу, не декларируя машину и не оформляя временный ввоз. Некоторым нравилось и то, что армянский регистрационный знак давал иммунитет против дорожных камер. Кроме того, не нужно было платить российский транспортный налог. В какой-то момент таких автомобилей стало очень много, и в 2020 году начались массовые претензии ГИБДД и таможенных органов к их владельцам.

Остановка сотрудником ДПС автомобиля


Внутренний приказ или программный запрет


В офисах тоже существует негласное правило не выдавать полисы убыточным категориям. Под любым предлогом менеджеры будут стараться проводить такого водителя на выход.

Страховые компании, предлагающие помимо обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) оформление дополнительных услуг в виде страховки жизни и здоровья, нарушают не один закон России. Поэтому страхователь должен знать, что он имеет право на получение полиса без переплат, а в случае навязывания, действия страховщиков могут быть обжалованы в суде или Роспотребнадзоре.

Какие компании страхуют авто без страхования жизни

Страхование автомобиля без страхования жизни является привычной процедурой страховых компаний (СК) — членов Российского Союза Автостраховщиков. Дело в том, что эти страховщики не противоречат закону, иначе их лишат лицензии.

Как оформить страхование автомобиля без страхования жизни в 2022 году?

Для оформления ОСАГО без дополнительных услуг, обращаются в любую компанию, состоящую в РСА (Ренессанс, Росгосстрах, Согласие и др.).

Но, есть один нюанс: у крупнейших страховых компаний имеются представительства в большинстве российских городов, которые могут добавлять свои внутренние правила. Например, в главном офисе, находящемся в Москве, сотрудник в процессе страхования не имеет права требовать оформления дополнительных услуг. Но в офисе небольшого города незаконно навязывают страхование жизни.

Как купить ОСАГО без страхования жизни

Владелец автотранспортного средства имеет право оформить страхование ОСАГО без страхования жизни в любой страховой фирме. Для этого достаточно грамотного составления заявления.

Алгоритм действий:

Подаются данные в виде оригиналов и копий.

  1. На следующем этапе скачивается, распечатывается и заполняется бланк заявления для получения полиса.
  1. Пишется сопроводительный лист, где требуется выдача страхового полиса. К бланку полиса прилагаются заявление с копиями всей документации, которая перечислена выше. Рекомендуется дополнительно иметь при себе выдержки из статей для подтверждения своего права на отказ от ненужных услуг.
  2. Необходимые сведения отправляются заказным письмом или передаются менеджеру.

Страховщик, получивший документы в таком виде, не сможет отказать в предоставлении обязательного страхования.

Автовладелец должен знать, какие нормативные акты следует указать:

Данные отсылки помогут напомнить менеджерам СК о том, что их легко могут лишить лицензии за нарушение закона.

Заявление на приобретение ОСАГО без страхования жизни

Для того чтобы получить купить ОСАГО и не оплачивать навязанное, по мнению водителя, страхование жизни, следует написать заявление на отказ от дополнительных услуг.

В этом документе указывается такая информация:

  • личные и контактные данные лица, владеющего авто;
  • дата обращения к страховщику для оформления договора страхования;
  • дополнительные услуги, предложенные гражданину;
  • отказ от навязываемого страхования;
  • отсылка на нормативные акты, доказывающие факт возможности добровольного отказа от необязательного страхования.

Перед подачей заявления рекомендуется самостоятельно с компанией урегулировать споры. Для этого важно дать понять страховым менеджерам, что автовладелец юридически подкован.

Но, если не удается прийти к общему решению, подается заявление вместе с такими документами:

  • паспортные данные;
  • ксерокопия паспорта транспортного средства и свидетельство о регистрации;
  • копия и оригинал водительского удостоверения;
  • ксерокопия диагностической карты.

После того как будет предъявлено данное заявление, подается копия заявления о заключении полиса ОСАГО. Заявление на отказ не имеет установленной формы, поэтому его оформляют в произвольной форме.

Как вернуть деньги за навязанную страховку жизни по ОСАГО

Процедуру возврата должен инициировать страхователь путем подачи заявления, которое составляется в трех экземплярах. К обращению прикрепляются документы, доказывающие, что услуга была навязана:

  • видео подтверждение;
  • аудио доказательства;
  • показания свидетелей с подписями.

Помимо заявления об отказе страхования жизни при ОСАГО прилагаются такие документы:

  • паспортные данные;
  • копии СТС/ПТС;
  • копия диагностической карты;
  • копия удостоверения водителя.

К бланку прикладывается копия соглашения с реквизитами, куда должны быть перечислены денежные средства.

Документ и ручка в женской руке

Письмо направляется заказным письмом с уведомлением для подтверждения факта вручения вовремя. Возможна и личная передача обращения, но рекомендуется написание еще одной копии для проставления на ней отметки о том, что был получен оригинал.


После того как получается заявление страховой компанией, в 70% случаев СК идут на уступки и деньги возвращаются в течение 10 дней с момента принятия решения.

Куда жаловаться на страховую компанию

Если при страховании ОСАГО навязывают страхование жизни, а после предоставления отказа от дополнительной услуги СК не идет на уступки, автовладелец обращается в уполномоченные правоохранительные и судебные органы. Жалобами занимаются:

  • Роспотребнадзор;
  • Прокуратура;
  • Российский Союз автостраховщиков (РСА);
  • Центробанк;
  • Служба по защите прав потребителя.

Помимо жалобы понадобятся доказательства в виде аудио или видео файлов, свидетельских показаний.


При положительном решении вопроса на компанию накладывается административный штраф в размере 50 тысяч рублей.

А при благополучном решении обращения в Центробанк виновник лишается лицензии. Но это произойдет при массовом обращении с жалобами единого характера.

Владелец автотранспортного средства должен быть уверен в своей правоте, так как никто не имеет права навязывать дополнительно к ОСАГО страхование жизни. Суд и другой уполномоченный орган в большинстве случаев становится на сторону водителя.

Ксения Крылова, публицист, журналист, автор сайта

Окончила Академию управления МВД РФ (44.07.01 Образование и педагогические науки, 2009 год). Основное направление профессиональной деятельности – публицистика, касающаяся вопросов автомобильного права и деятельности МВД в целом.

Читайте также: