Оценка обстановки на месте дтп

Обновлено: 05.07.2024

Последнее обновление: 25.04.2019

1. Не покидайте место происшествия, не перемещайте транспортное средство (далее – ТС) и не трогайте предметы, имеющие отношение к произошедшему событию. В случае повреждения ТС в результате дорожно-транспортного происшествия (далее – ДТП), включите аварийную сигнализацию и выставьте знак аварийной остановки (не менее чем за 15 (пятнадцать) метров от ТС в населенном пункте и не менее чем за 30 (тридцать) метров от ТС вне населенного пункта). Зафиксируйте с помощью фото и видео по отношению к друг другу и объектам дорожной инфраструктуры ТС и их повреждения, следы и предметы, относящиеся к происшествию. Запишите данные свидетелей и очевидцев произошедшего события, их контактные телефоны, данные договоров (полисов) ОСАГО.

2. Незамедлительно заявите в компетентные органы, уполномоченные законом расследовать произошедшее событие в зависимости от характера произошедшего, и действуйте в соответствии с полученными указаниями сотрудников компетентных органов (телефон 112).

  • в случае ДТП (включая наезд на припаркованное ТС другого (в том числе неизвестного) ТС, либо падения посторонних предметов на ТС во время его движения) – сотрудникам полиции (ГИБДД);
  • в случае повреждения или хищения деталей ТС третьими лицами (включая повреждение припаркованного ТС неизвестными лицами) – сотрудникам полиции (территориальный отдел МВД);
  • в случае падения посторонних предметов на припаркованное ТС – сотрудникам полиции (территориальный отдел МВД);
  • в случае пожара (включая поджог припаркованного ТС неизвестными лицами) – в службу противопожарной охраны и сотрудником полиции (территориальный отдел МВД);
  • в случае причинения вреда жизни и здоровью застрахованных лиц (в результате ДТП) – в службу медицинской помощи и сотрудникам полиции (ГИБДД);
  • в случае повреждения ТС в результате стихийного бедствия (града, землетрясения, урагана, ливня, обильного снегопада, наводнения, оседания грунта и т.п.) – сотрудникам полиции (территориальный отдел МВД) и МЧС (Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды России).

ВАЖНО! В соответствии с Правилами страхования не требуется получение и предоставления документов из компетентных органов по факту произошедшего события в следующих случаях:

3. В случае если ТС получило повреждения в результате ДТП, при наличии на месте происшествия других участников ДТП, заполните совместно с причастными к ДТП водителями бланк Извещения о ДТП. Обращаем Ваше внимание на то, что водитель участник ДТП обязан сообщить другим участникам ДТП сведения о договоре (полисе) ОСАГО, в том числе номер страхового полиса обязательного страхования, а также наименование, адрес местонахождения и телефон страховщика, а также заполнить бланк Извещения о ДТП, независимо от оформления документов о ДТП прибывшими на место сотрудниками полиции.

5. Подайте письменное заявление о страховом событии Страховщику по адресу местонахождения Головного центра урегулирования убытков Страховщика, либо по адресу местонахождения Центра урегулирования убытков Страховщика в соответствующем регионе РФ. Форма Заявления о страховом событии приведена на сайте Страховщика.

Заявление о страховом событии подается в письменном виде Страхователем или Владельцем ТС (их представителями, уполномоченными на совершение указанных действий доверенностью), либо лицом, прямо указанным в Договоре страхования как Лицо допущенное к управлению ТС:

  • при условии обращения по факту произошедшего события в компетентные органы – не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента получения документов из компетентных органов, подтверждающих факт наступления страхового события;
  • при отсутствии обращения по факту произошедшего события в компетентные органы – не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента, как только указанным лицам стало известно о наступлении страхового события.

6. Представьте Страховщику при подаче письменного заявления оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов:

  • документ, удостоверяющий личность заявителя;
  • доверенность на право представления интересов Владельца ТС в страховой компании (для юридических лиц и организаций, а также по всех случаях, когда лицо подающее заявление не является Страхователем/Владельцем ТС и/или прямо не указанно в Договоре страхования как Лицо допущенное к управлению ТС);
  • регистрационные документы, подтверждающие право собственности на застрахованное ТС на дату ДТП (свидетельство о регистрации ТС, паспорт транспортного средства, паспорт самоходной машины (для спецтехники) и т.п.);
  • документ, подтверждающий право на получение страховой выплаты при повреждении ТС, принадлежащего другому лицу (в случае получения страхового возмещения лицом, не являющимся Владельцем ТС).
  • водительское удостоверение лица, управлявшего застрахованным ТС в момент ДТП, либо иной документ установленного образца, предусмотренный действующим законодательством РФ на право управления ТС соответствующей категории;
  • путевой лист либо доверенность на право управления застрахованным ТС на дату события (для юридических лиц и организаций);
  • извещение о ДТП (в случае, если ТС было повреждено в результате его столкновения с ТС других участников ДТП);
  • договор страхования и все заключенные к нему дополнительные соглашения;
  • документ, подтверждающий факт оплаты страховой премии/взноса (квитанция на получения страховой премии либо платежное поручение);
  • дополнительные документы, предусмотренные Правилами страхования и запрошенные при необходимости Страховщиком для принятия решения о признании заявленного события страховым случаем.

7. В случае если по факту произошедшего события было совершено обращение в компетентные органы, уполномоченные законом расследовать произошедшее событие, представьте Страховщику дополнительно оригиналы или заверенные надлежащим образом копии следующих документов, выданных компетентными органами:

а) в случае обращения к сотрудникам полиции (ГИБДД):

  • протокол об административном правонарушении или определение о возбуждении дела об административном правонарушении (если указанный документ составлялся уполномоченными сотрудниками полиции);
  • постановление по делу об административном правонарушении/прекращении производства по делу об административном правонарушении или определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (если указанный документ составлялся уполномоченными сотрудниками полиции); по форме Приложения к приказу МВД России от 01.04.2011 № 154 (для ДТП, произошедших до 20.10.2017);
  • акт (заключение) медицинского освидетельствования участника ДТП (если такое освидетельствование производилось);

б) в случае обращения к сотрудникам полиции (территориальный отдел МВД):

  • талон уведомление; (по запросу Страховщика)
  • постановление о возбуждении уголовного дела, либо постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту произошедшего события;

в) в случае обращения в службу противопожарной охраны:

  • акт о пожаре;
  • справку о пожаре или заключение пожарно-технической экспертизы о причинах пожара (если такая экспертиза производилась).

г) в случае обращения в органы МЧС (ФС по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды):

  • документ (справку), подтверждающий сведения о характере и времени действия соответствующего стихийного бедствия или другого опасного явления природы, если застрахованное имущество повреждено вследствие таких явлений.

д) в случае принятия решения по произошедшему событию судебными органами РФ:

  • вступившее в законную силу решение судебного органа.

По согласованию со Страховщиком возможно предоставление иных документов компетентных органов, которые должны содержать сведения о дате, времени и месте события, сведения о поврежденном ТС и описание полученных повреждений, сведения о характере и причине происхождения события и подтверждение факта его наступления.

  • оригинал или заверенную страховой компанией потерпевшего по ОСАГО/причинителя вреда по ОСАГО копию извещения о ДТП, подписанного обоими водителями, участниками ДТП, и оформленного надлежащим образом (по запросу Страховщика). Инструкция по совместному заполнению водителями участниками ДТП бланка Извещения о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции приведена на сайте Страховщика.
  • заверенную страховой компанией потерпевшего по ОСАГО/причинителя вреда по ОСАГО копию акта осмотра поврежденного ТС причинителя вреда, участника ДТП (по запросу Страховщика);
  • данные об обстоятельствах причинения вреда ТС в результате ДТП, зафиксированные его участниками и переданные в автоматизированную информационную систему обязательного страхования (в случае такой фиксации):
  • с помощью технических средств контроля, обеспечивающих оперативное получение формируемой в некорректируемом виде на основе использования сигналов глобальной навигационной спутниковой системы РФ (ГЛОНАСС) информации, позволяющей установить факт ДТП и координаты места нахождения ТС в момент ДТП.

9. Представьте поврежденное ТС для его осмотра сотрудникам Страховщика или независимой экспертной организации по направлению Страховщика. Время и место осмотра назначается Страховщиком и согласовывается со Страхователем (его уполномоченным представителем).

10. Согласуйте дальнейшие действия по возмещению причиненного ущерба с сотрудниками Страховщика.

Размер страховой выплаты определяется Страховщиком в соответствии с условиями договора страхования и в порядке, предусмотренном Правилами страхования.

Предварительно следует определить границы зоны осмотра, которые должны включать участок дороги со следами, образовавшимися при ДТП, а также объекты, которые могли оказать влияние на процесс развития ДТП:

  • • объекты, ограничивающие обзорность для участников ДТП (здания, дорожные сооружения, заборы, зеленые насаждения, стоящие транспортные средства и т.п.);
  • • препятствия, которые могли вынуждать участников ДТП изменить скорость и направление движения (ограждения, стоящий транспорт, дефекты дороги и т.п.);
  • • технические средства регулирования движения (разметка, светофоры, дорожные знаки). Следует указывать не только дорожные знаки, установленные в границах зоны осмотра, но и знаки, находящиеся за ее пределами, действие которых распространяется на участок дороги, где непосредственно произошло ДТП.

Специфика дорожно-транспортного происшествия определяет тактику его проведения. В первую очередь следует зафиксировать следы и объекты, которые могут быть уничтожены либо видоизменены проезжающим транспортом из-за атмосферных и метеорологических условий или по другим причинам. Затем фиксируются все остальные следы (повреждения на транспортных средствах и объектах окружающей обстановки; геометрические элементы дороги и их размеры; расположение дорожных знаков, разметки, ограждений и др.).

Применение в ходе осмотра фотосъемки позволяет значительно полнее и качественнее провести фиксирование следовой информации, содержащейся на месте происшествия, а также намного сократить время, необходимое для ознакомления с условиями места происшествия и их изучения лицами, непосредственно не принимавшими участие в осмотре.

Фиксация следов и объектов на месте ДТП с помощью фотосъемки проводится по правилам криминалистической судебной криминалистической масштабной фотосъемки.

При фиксация следов на дороге необходимо следующее 1 .

1. Использовать при съемке мерный объект или любой иной предмет с известным размером (рис. 2.1).

Использование масштабной линейки при замере высоты ограждения (а) и высоты бордюра (б)

Рис. 2.1. Использование масштабной линейки при замере высоты ограждения (а) и высоты бордюра (б)

2. Фиксировать параметры участка дороги, на котором произошло ДТП, а при наличии повреждений на проезжей части или предметов на ней проводить их отдельную фотосъемку относительно элементов дороги (рис. 2.2, а—г).

Фотофиксация участка дороги, на котором произошло ДТП

Рис. 2.2. Фотофиксация участка дороги, на котором произошло ДТП

3. Делать фотографии мест расположений транспортных средств, а также поверхностей под ними. Во многих случаях (даже когда идет снег или дождь) под автомобилями остаются участки следов их перемещений, по которым можно определить направление движения транспортных средств на конечном этапе. Особо следует уделить внимание осмотру колес транспортных средств и их повреждениям (рис. 2.3, а, 6 и 2.4). 4

Фотофиксация взаимного расположения транспортных средств

Рис. 2.3. Фотофиксация взаимного расположения транспортных средств

Внешний вид повреждений транспортного средства

Рис. 2.4. Внешний вид повреждений транспортного средства

4. Фиксировать начало и окончание следов колес или частей транспортных средств, их конфигурацию, в том числе места изломов или сдвига (при их наличии) (рис. 2.5, а—г).

Фиксация следов торможения транспортного средства

Рис. 2.5. Фиксация следов торможения транспортного средства

Отсутствие на фотоизображениях мерного объекта усложняет привязку следов при составлении схемы места происшествия и требует проведения дополнительного исследования (рис. 2.6, а, б). 5

Отсутствие на фотоизображениях мерного объекта

Рис. 2.6. Отсутствие на фотоизображениях мерного объекта

5. Проводить фотофиксацию характера следа.

Следы качения образуются в результате качения колеса в свободном (ведомом) или тяговом (ведущем) режиме при отсутствии проскальзывания колеса относительно опорной поверхности в продольном и поперечном направлениях, когда рисунок протектора шины отображается на следовоспринимающей поверхности без видимого искажения. На снегу и почве они представляют собой объемные отпечатки рисунка протектора шины (рис. 2.7); на асфальтобетонном покрытии — поверхностные следы наслоения.

След качения колеса транспортного средства на снегу (а) и на почве (б)

Рис. 2.7. След качения колеса транспортного средства на снегу (а) и на почве (б)

Следы торможения образуются в результате скольжения колеса в продольном направлении при торможении ТС. На асфальтированных покрытиях это смазанная в продольном направлении темная полоса, а на фунтовых — разрыхленная борозда. Они могут быть прямолинейными и несколько дугообразными. Элементы рисунка протектора противодействуют поступательному движению ТС, поэтому их отображения оказываются вытянутыми в направлении его движения. В данном следе можно различить продольные канавки рисунка протектора; структуру отображений поперечных элементов рисунка протектора различить нельзя (рис. 2.8, а, б).

След торможения колеса транспортного средства на асфальтном покрытии

Рис. 2.8. След торможения колеса транспортного средства на асфальтном покрытии

Следы бокового скольжения образуются при скольжении колес в боковом направлении и могут возникать при заносе ТС, движении в повороте, столкновении. Чаще всего эти следы располагаются дугообразно, причем расстояние между следами шин левых и правых колес изменяется; также может иметь место их взаимное пересечение (рис. 2.9).

След бокового скольжения колеса транспортного средства

Рис. 2.9. След бокового скольжения колеса транспортного средства

Следы перемещения на спущенном колесе располагаются прямолинейно или дугообразно; при этом на поверхности проезжей части дороги образуется след с неровными краями и неравномерным наслоением резины (рис. 2.10).

След перемещения транспортного средства на спущенном колесе

Рис. 2.10. След перемещения транспортного средства на спущенном колесе

6. Фиксировать расположение осыпи грязи на проезжей части, которое необходимо для установления места столкновения автомобилей. При этом следует, используя осветительное оборудование, произвести осмотр и сфотографировать арки колес и элементы подвески, с которых могло произойти осыпание фунта (рис. 2.11, а, б).

Наличие осыпи грязи в районе левого переднего колеса

Рис. 2.11. Наличие осыпи грязи в районе левого переднего колеса

транспортного средства

Достаточно часто осыпь может образовываться не с места наибольшей деформации кузова ТС, а там, где этот грунт находился (арки колес, элементы подвески, днище автомобиля и т.д.). Например, столкновение двух автомобилей произошло передними частями, а осыпь образовалась из задней арки ТС. Это обстоятельство существенно меняет информацию о реальном расположении места столкновения.

7. Фиксировать размеры осыпей осколков и фрагментов пластмассовых деталей так, чтобы можно было провести их соотнесение с шириной дороги или полосой движения (рис. 2.12).

Фотофиксация осыпи стекла и пластмассовых деталей

Рис. 2.12. Фотофиксация осыпи стекла и пластмассовых деталей

транспортного средства

8. Отображать расположение отделившихся деталей ТС относительно элементов проезжей части (рис. 2.13, ау б).

Расположение отделившихся деталей ТС относительно элементов проезжей части

Рис. 2.13. Расположение отделившихся деталей ТС относительно элементов проезжей части

  • 9. При наезде на пешехода обязательно фиксировать следы, которые могли быть им оставлены на проезжей части до места наезда (следы обуви, наслоения грязи и т.д.).
  • 10. При наезде на пешехода обязательно фиксировать расположение тела пешехода относительно элементов проезжей части (рис. 2.14).

Рис. 2.14. Фиксация расположения транспортного средства и пешехода относительно элементов проезжей части

На время производства осмотра места происшествия из зоны ДТП необходимо убрать людей и ТС, не участвовавшие в нем. Движение по участку проезжей части на момент фотофиксации перекрывается.

В том случае, если осмотр производится в темное время суток, для подсветки может быть использовано освещение автомобиля выездной группы; при этом он должен располагаться так, чтобы не закрывать собой объекты вещной обстановки.

В большинстве случаев осмотр транспортных средств проводится после осмотра места ДТП.

При осмотре транспортных средств все повреждения автомобиля необходимо разделить на зоны. Эти зоны могут быть выбраны исходя из места их расположения, характера повреждений, направления образования и г.д. Такое разделение позволит в дальнейшем установить порядок образования зон повреждений и затем соотнести их с этапами механизма ДТП. Тем более важно производить такое разделение, когда в ДТП участвовало несколько транспортных средств.

Фотографии транспортных средств делают с использованием мерного объекта. При этом на обзорных фотографиях мерный объект должен быть полностью виден.

При осмотре транспортных средств необходимо соблюдать следующие правила.

  • 1. Фиксировать общий вид автомобиля (т.е. виды автомобиля со всех сторон); при этом фотографии должны быть сделаны так, чтобы было понятно расположение зон повреждений (рис. 2.15, а—д).
  • 2. Фиксировать расположение зон повреждений автомобиля относительно опорной поверхности (рис. 2.16, а, б).

Рис. 2.15. Общий вид автомобиля с повреждениями

Фиксация повреждений автомобиля от опорной поверхности

Рис. 2.16. Фиксация повреждений автомобиля от опорной поверхности

3. Сделать снимки повреждений в этих зонах и определить их характер и направление образования (рис. 2.17). В некоторых случаях для установления направления образования повреждений следует производить макросъемку.

Размерные характеристики повреждений детали транспортного средства (а) и ее макросъемка (б)

Рис. 2.17. Размерные характеристики повреждений детали транспортного средства (а) и ее макросъемка (б)

При осмотре транспортных средств необходимо помнить, что в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств грузовые автомобили и автобусы, осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров, должны быть оборудованы тахографами. Тахографами оборудуются также автомобили и автобусы, принадлежащие иностранным перевозчикам и осуществляющие международные перевозки пассажиров и грузов. Кроме того, ТС могут быть оборудованы и иными техническими средствами (Глонасс, видеорегистраторы), содержащими сведения, которые могут служить доказательствами по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Поэтому при осмотре транспортного средства в случае его оборудования указанными техническими средствами необходимо с помощью специалистов (экспертов, сотрудников Ространснад- зора или технического надзора ГИБДД) данные средства изымать, приобщать их или их показания в качестве вещественных доказательств к протоколу осмотра места ДТП [1] .

Протокол осмотра места происшествия составляется с соблюдением требований ст.166, 167, 180 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

Протокол осмотра состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной. В описательной части протокола следует указать на отсутствие тех следов и вещественных доказательств, которые должны быть по характеру происшествия. Если на месте происшествия нет следов торможения, столкновения транспортных средств или следов крови при наезде на человека, а также вблизи места происшествия нет пешеходных переходов, дорожных знаков, остановок общественного транспорта, то это должно быть специально оговорено в протоколе. Отсутствие таких записей может вызвать сомнение: либо указанных следов, переходов, остановок и т.п. вблизи места происшествия не было, либо при осмотре на них не обратили внимания. В протоколе осмотра необходимо отразить все следы, характеризующие движение транспортного средства, действия водителя и пострадавших. В заключительной части протокола обязательно указывать: какие следы и другие вещественные доказательства изъяты; каким способом изымались следы и фиксировалась обстановка места происшествия; условия, порядок использования технических средств, объекты их применения и полученные результаты. В протоколе, кроме того, отмечается, что лица, участвующие в осмотре, перед применением технических средств об этом уведомлены.

Автомобильная авария

Задачи осмотра места ДТП имеют свои особенности, которые вытекают из самого характера ДТП и специфичности его объектов.

Результаты осмотра дают возможность наметить ряд версий о причинах происшествия, дальнейшая разработка которых приводит к установлению истины по делу.

Дорожно-транспортное происшествие скоротечно, оно развивается и заканчивается в течение нескольких секунд. Обстановка места ДТП не может сохраняться длительное время в связи с тем, что проезжая часть должна быть по возможности быстрее освобождена от транспортных средств, а следы на месте происшествия быстро уничтожаются либо проходящим транспортом, либо в результате атмосферных воздействий. Не исключается возможность умышленного или случайного внесения изменений в дорожную обстановку со стороны лиц, находящихся на месте ДТП. В связи с этим результаты и качество расследования во многом зависят от своевременного выезда следователя на место происшествия, тщательного и квалифицированного его осмотра и от правильного закрепления результатов осмотра в соответствующих документах.

Практика показывает, что преобладающее количество информации, использование которой в конечном итоге позволяет принять законное решение по делу, содержится на месте ДТП и утрата какой-либо ее части, как правило, приводит к необходимости проведения дополнительных следственных действий, к увеличению сроков расследования, а в некоторых случаях и к невозможности установить виновного.

Спустя непродолжительное время участники осмотра, даже те, кто непосредственно производили фиксацию расположения объектов путем соответствующих измерений, не могут достаточно точно указать первоначальные места, которые те занимали во время осмотра (транспортные средства, следы, осыпи и т.д.). А неизбежные ошибки при повторных выездах на место происшествия для установления расположения тех или иных объектов могут привести к неправильным выводам о степени виновности участников ДТП.

При проведении осмотра не следует поддаваться обманчивому впечатлению, будто случившееся и его причины, в связи с их кажущейся очевидностью, ясны и поэтому нет необходимости в подробной фиксации всех объектов на месте ДТП, что достаточно обозначить некоторые узловые моменты для подтверждения очевидности случившегося.

Практика исследования многочисленных обстоятельств ДТП экспертами-автотехниками показывает, что поспешный вывод производившего осмотр лица об очевидной виновности одного из участников происшествия после экспертного анализа с учетом мест расположения иных объектов, не принятых во внимание этим лицом, может быть существенно скорректирован либо вообще измениться на противоположный.

Поэтому следует принимать за аксиому то, что на месте ДТП нет объектов главных и второстепенных, все объекты необходимо расценивать как главные, а истинная значимость их определяется при окончательном рассмотрении дела.

И наконец, непременным условием, определяющим качество проведенного осмотра, является возможность полного моделирования (восстановления) обстановки места ДТП, зафиксированной в протоколе осмотра и схеме к нему. Это значит, что, используя протокол осмотра места ДТП и схему к нему, исходя из содержащихся в них данных, Можно восстановить обстановку места ДТП, которая была на момент осмотра.

Специфика места дорожно-транспортного происшествия определяет и тактику проведения его осмотра.

Первоначально следует зафиксировать те объекты, которые необходимо убрать с дороги для того, чтобы обеспечить движение транспорта (транспортное средство, выпавший груз, отделившиеся детали транспортных средств и т.п.), объекты, положение которые, может быть видоизменено после возобновления движения (осыпи грунта, стекла, потёки жидкости и т.п.), а также следы перемещения транспортных средств и иных объектов (груза, деталей транспортных средств и т.п.). После этого фиксируются объекты обстановки сохраняющиеся длительное время (элементы дороги и их размеры конфигурация перекрестков, расположение дорожных знак метки, ограждения и т.п.).

Прежде чем приступить к осмотру осмотра необходимо принять меры, обеспечивающие безопасность всех его участников. В каждом конкретном случае эти меры могут быть различными (установка ограждений, знаков, привлечение работников милиции и т.д.). Они должны быть обязательно четко организованы перед началом осмотра.

Необходимо также предварительно определить и границы зоны осмотра, куда должны быть включены участки, прилегающие непосредственно к месту ДТП, с таким расчетом, чтобы в них вошли, а впоследствии были и зафиксированы в протоколе осмотра и схеме к нему объекты, которые могли оказать влияние на процесс развития и завершения ДТП. Это объекты, ограничивающие обзорность для участников ДТП (здания, дорожные сооружения, заборы, зеленые насаждения, стоящие транспортные средства и т.п.), препятствия, которые могли вынудить участников ДТП изменить скорость и направление движения (ограждения, стоящий транспорт, дефекты дороги и т.п.), технические средства регулирования движения (разметка, светофоры, указатели, дорожные знаки). Зона действия некоторых знаков может иметь значительную протяженность, поэтому, следует особо отметить, в зоне действия каких знаков произошло ДТП.

Предварительно следует определить границы зоны осмотра, которые должны включать участок дороги со следами, образовавшимися при ДТП, а также объекты, которые могли оказать влияние на процесс развития ДТП:

  • • объекты, ограничивающие обзорность для участников ДТП (здания, дорожные сооружения, заборы, зеленые насаждения, стоящие транспортные средства и т.п.);
  • • препятствия, которые могли вынуждать участников ДТП изменить скорость и направление движения (ограждения, стоящий транспорт, дефекты дороги и т.п.);
  • • технические средства регулирования движения (разметка, светофоры, дорожные знаки). Следует указывать не только дорожные знаки, установленные в границах зоны осмотра, но и знаки, находящиеся за ее пределами, действие которых распространяется на участок дороги, где непосредственно произошло ДТП.

Специфика дорожно-транспортного происшествия определяет тактику его проведения. В первую очередь следует зафиксировать следы и объекты, которые могут быть уничтожены либо видоизменены проезжающим транспортом из-за атмосферных и метеорологических условий или по другим причинам. Затем фиксируются все остальные следы (повреждения на транспортных средствах и объектах окружающей обстановки; геометрические элементы дороги и их размеры; расположение дорожных знаков, разметки, ограждений и др.).

Применение в ходе осмотра фотосъемки позволяет значительно полнее и качественнее провести фиксирование следовой информации, содержащейся на месте происшествия, а также намного сократить время, необходимое для ознакомления с условиями места происшествия и их изучения лицами, непосредственно не принимавшими участие в осмотре.

Фиксация следов и объектов на месте ДТП с помощью фотосъемки проводится по правилам криминалистической судебной криминалистической масштабной фотосъемки.

При фиксация следов на дороге необходимо следующее 1 .

1. Использовать при съемке мерный объект или любой иной предмет с известным размером (рис. 2.1).

Использование масштабной линейки при замере высоты ограждения (а) и высоты бордюра (б)

Рис. 2.1. Использование масштабной линейки при замере высоты ограждения (а) и высоты бордюра (б)

2. Фиксировать параметры участка дороги, на котором произошло ДТП, а при наличии повреждений на проезжей части или предметов на ней проводить их отдельную фотосъемку относительно элементов дороги (рис. 2.2, а—г).

Фотофиксация участка дороги, на котором произошло ДТП

Рис. 2.2. Фотофиксация участка дороги, на котором произошло ДТП

3. Делать фотографии мест расположений транспортных средств, а также поверхностей под ними. Во многих случаях (даже когда идет снег или дождь) под автомобилями остаются участки следов их перемещений, по которым можно определить направление движения транспортных средств на конечном этапе. Особо следует уделить внимание осмотру колес транспортных средств и их повреждениям (рис. 2.3, а, 6 и 2.4). 4

Фотофиксация взаимного расположения транспортных средств

Рис. 2.3. Фотофиксация взаимного расположения транспортных средств

Внешний вид повреждений транспортного средства

Рис. 2.4. Внешний вид повреждений транспортного средства

4. Фиксировать начало и окончание следов колес или частей транспортных средств, их конфигурацию, в том числе места изломов или сдвига (при их наличии) (рис. 2.5, а—г).

Фиксация следов торможения транспортного средства

Рис. 2.5. Фиксация следов торможения транспортного средства

Отсутствие на фотоизображениях мерного объекта усложняет привязку следов при составлении схемы места происшествия и требует проведения дополнительного исследования (рис. 2.6, а, б). 5

Отсутствие на фотоизображениях мерного объекта

Рис. 2.6. Отсутствие на фотоизображениях мерного объекта

5. Проводить фотофиксацию характера следа.

Следы качения образуются в результате качения колеса в свободном (ведомом) или тяговом (ведущем) режиме при отсутствии проскальзывания колеса относительно опорной поверхности в продольном и поперечном направлениях, когда рисунок протектора шины отображается на следовоспринимающей поверхности без видимого искажения. На снегу и почве они представляют собой объемные отпечатки рисунка протектора шины (рис. 2.7); на асфальтобетонном покрытии — поверхностные следы наслоения.

След качения колеса транспортного средства на снегу (а) и на почве (б)

Рис. 2.7. След качения колеса транспортного средства на снегу (а) и на почве (б)

Следы торможения образуются в результате скольжения колеса в продольном направлении при торможении ТС. На асфальтированных покрытиях это смазанная в продольном направлении темная полоса, а на фунтовых — разрыхленная борозда. Они могут быть прямолинейными и несколько дугообразными. Элементы рисунка протектора противодействуют поступательному движению ТС, поэтому их отображения оказываются вытянутыми в направлении его движения. В данном следе можно различить продольные канавки рисунка протектора; структуру отображений поперечных элементов рисунка протектора различить нельзя (рис. 2.8, а, б).

След торможения колеса транспортного средства на асфальтном покрытии

Рис. 2.8. След торможения колеса транспортного средства на асфальтном покрытии

Следы бокового скольжения образуются при скольжении колес в боковом направлении и могут возникать при заносе ТС, движении в повороте, столкновении. Чаще всего эти следы располагаются дугообразно, причем расстояние между следами шин левых и правых колес изменяется; также может иметь место их взаимное пересечение (рис. 2.9).

След бокового скольжения колеса транспортного средства

Рис. 2.9. След бокового скольжения колеса транспортного средства

Следы перемещения на спущенном колесе располагаются прямолинейно или дугообразно; при этом на поверхности проезжей части дороги образуется след с неровными краями и неравномерным наслоением резины (рис. 2.10).

След перемещения транспортного средства на спущенном колесе

Рис. 2.10. След перемещения транспортного средства на спущенном колесе

6. Фиксировать расположение осыпи грязи на проезжей части, которое необходимо для установления места столкновения автомобилей. При этом следует, используя осветительное оборудование, произвести осмотр и сфотографировать арки колес и элементы подвески, с которых могло произойти осыпание фунта (рис. 2.11, а, б).

Наличие осыпи грязи в районе левого переднего колеса

Рис. 2.11. Наличие осыпи грязи в районе левого переднего колеса

транспортного средства

Достаточно часто осыпь может образовываться не с места наибольшей деформации кузова ТС, а там, где этот грунт находился (арки колес, элементы подвески, днище автомобиля и т.д.). Например, столкновение двух автомобилей произошло передними частями, а осыпь образовалась из задней арки ТС. Это обстоятельство существенно меняет информацию о реальном расположении места столкновения.

7. Фиксировать размеры осыпей осколков и фрагментов пластмассовых деталей так, чтобы можно было провести их соотнесение с шириной дороги или полосой движения (рис. 2.12).

Фотофиксация осыпи стекла и пластмассовых деталей

Рис. 2.12. Фотофиксация осыпи стекла и пластмассовых деталей

транспортного средства

8. Отображать расположение отделившихся деталей ТС относительно элементов проезжей части (рис. 2.13, ау б).

Расположение отделившихся деталей ТС относительно элементов проезжей части

Рис. 2.13. Расположение отделившихся деталей ТС относительно элементов проезжей части

  • 9. При наезде на пешехода обязательно фиксировать следы, которые могли быть им оставлены на проезжей части до места наезда (следы обуви, наслоения грязи и т.д.).
  • 10. При наезде на пешехода обязательно фиксировать расположение тела пешехода относительно элементов проезжей части (рис. 2.14).

Рис. 2.14. Фиксация расположения транспортного средства и пешехода относительно элементов проезжей части

На время производства осмотра места происшествия из зоны ДТП необходимо убрать людей и ТС, не участвовавшие в нем. Движение по участку проезжей части на момент фотофиксации перекрывается.

В том случае, если осмотр производится в темное время суток, для подсветки может быть использовано освещение автомобиля выездной группы; при этом он должен располагаться так, чтобы не закрывать собой объекты вещной обстановки.

В большинстве случаев осмотр транспортных средств проводится после осмотра места ДТП.

При осмотре транспортных средств все повреждения автомобиля необходимо разделить на зоны. Эти зоны могут быть выбраны исходя из места их расположения, характера повреждений, направления образования и г.д. Такое разделение позволит в дальнейшем установить порядок образования зон повреждений и затем соотнести их с этапами механизма ДТП. Тем более важно производить такое разделение, когда в ДТП участвовало несколько транспортных средств.

Фотографии транспортных средств делают с использованием мерного объекта. При этом на обзорных фотографиях мерный объект должен быть полностью виден.

При осмотре транспортных средств необходимо соблюдать следующие правила.

  • 1. Фиксировать общий вид автомобиля (т.е. виды автомобиля со всех сторон); при этом фотографии должны быть сделаны так, чтобы было понятно расположение зон повреждений (рис. 2.15, а—д).
  • 2. Фиксировать расположение зон повреждений автомобиля относительно опорной поверхности (рис. 2.16, а, б).

Рис. 2.15. Общий вид автомобиля с повреждениями

Фиксация повреждений автомобиля от опорной поверхности

Рис. 2.16. Фиксация повреждений автомобиля от опорной поверхности

3. Сделать снимки повреждений в этих зонах и определить их характер и направление образования (рис. 2.17). В некоторых случаях для установления направления образования повреждений следует производить макросъемку.

Размерные характеристики повреждений детали транспортного средства (а) и ее макросъемка (б)

Рис. 2.17. Размерные характеристики повреждений детали транспортного средства (а) и ее макросъемка (б)

При осмотре транспортных средств необходимо помнить, что в соответствии с Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств грузовые автомобили и автобусы, осуществляющие коммерческие перевозки грузов и пассажиров, должны быть оборудованы тахографами. Тахографами оборудуются также автомобили и автобусы, принадлежащие иностранным перевозчикам и осуществляющие международные перевозки пассажиров и грузов. Кроме того, ТС могут быть оборудованы и иными техническими средствами (Глонасс, видеорегистраторы), содержащими сведения, которые могут служить доказательствами по уголовному делу или делу об административном правонарушении.

Поэтому при осмотре транспортного средства в случае его оборудования указанными техническими средствами необходимо с помощью специалистов (экспертов, сотрудников Ространснад- зора или технического надзора ГИБДД) данные средства изымать, приобщать их или их показания в качестве вещественных доказательств к протоколу осмотра места ДТП [1] .

Протокол осмотра места происшествия составляется с соблюдением требований ст.166, 167, 180 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (УПК РФ).

Протокол осмотра состоит из трех частей: вводной, описательной и заключительной. В описательной части протокола следует указать на отсутствие тех следов и вещественных доказательств, которые должны быть по характеру происшествия. Если на месте происшествия нет следов торможения, столкновения транспортных средств или следов крови при наезде на человека, а также вблизи места происшествия нет пешеходных переходов, дорожных знаков, остановок общественного транспорта, то это должно быть специально оговорено в протоколе. Отсутствие таких записей может вызвать сомнение: либо указанных следов, переходов, остановок и т.п. вблизи места происшествия не было, либо при осмотре на них не обратили внимания. В протоколе осмотра необходимо отразить все следы, характеризующие движение транспортного средства, действия водителя и пострадавших. В заключительной части протокола обязательно указывать: какие следы и другие вещественные доказательства изъяты; каким способом изымались следы и фиксировалась обстановка места происшествия; условия, порядок использования технических средств, объекты их применения и полученные результаты. В протоколе, кроме того, отмечается, что лица, участвующие в осмотре, перед применением технических средств об этом уведомлены.

Читайте также: