Ошибки в словоупотреблении например смешение слов аллигатор и аллегория

Обновлено: 02.07.2024

2) \"\u041e\u043d \u043f\u0440\u043e\u044f\u0432\u043b\u044f\u0435\u0442 \u043a \u043d\u0435\u0439 \u0436\u0433\u0443\u0447\u0438\u0439 \u0438\u043d\u0442\u0435\u0440\u0435\u0441, - \u0432\u043e\u0440\u043a\u043e\u0432\u0430\u043b\u0430 \u0434\u0430\u043c\u0430, - \u0433\u0440\u0435\u0437\u0438\u0442 \u043e \u043d\u0435\u0439 \u043f\u043e \u043d\u043e\u0447\u0430\u043c, \u0441\u043b\u043e\u0432\u043e\u043c, \u043e\u0442\u043d\u043e\u0441\u0438\u0442\u0441\u044f \u041d\u0415\u0420\u0410\u0412\u041d\u041e\u0414\u0423\u0428\u041d\u041e ((\u0430)
3)\" \u043d\u0435 \u043e\u0442\u043a\u0440\u044b\u0432\u0430\u0439 \u0441\u0432\u043e\u0439 \u0420\u041e\u0422\u00a0\u00a0\u043a\u043e\u0433\u0434\u0430 \u0442\u0435\u0431\u044f \u043d\u0435 \u043f\u0440\u043e\u0441\u044f\u0442!\" - \u043f\u0440\u043e\u043a\u0440\u0438\u0447\u0430\u043b \u0418\u0432\u0430\u043d.(\u0434)(\u0432)
4) \u043d\u0430 \u0441\u0435\u0433\u043e\u0434\u043d\u044f\u0448\u043d\u0435\u043c \u043c\u0430\u0442\u0447\u0435 \u043c\u044b \u043d\u0435\u0441\u043a\u043e\u043b\u044c\u043a\u043e \u0440\u0430\u0437 \u0432\u0438\u0434\u0435\u043b\u0438 \u044d\u0442\u043e\u0433\u043e \u0438\u0433\u0440\u043e\u043a\u0430 ,\u041a\u041e\u0422\u041e\u0420\u042b\u0419 \u0420\u0410\u0417\u042b\u0413\u0420\u042b\u0412\u0410\u041b \u041a\u0420\u0410\u0421\u0418\u0412\u042b\u0415 \u041a\u041e\u041c\u0411\u0418\u041d\u0410\u0426\u0418\u0418.(\u0413)
5)\u0441\u0443\u043c\u043c\u044b \u0434\u043e\u043f\u043e\u043b\u043d\u0438\u0442\u0435\u043b\u044c\u043d\u044b\u0445 \u043f\u043b\u0430\u0442\u0435\u0436\u0435\u0439 \u0432\u0437\u044b\u0441\u043a\u0438\u0432\u0430\u044e\u0442\u0441\u044f \u0441 \u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u044f\u0442\u0438\u0439 \u0432 \u041e\u0411\u042f\u0417\u0410\u0422\u0415\u041b\u042c\u041d\u041e\u041c\u00a0\u043f\u043e\u0440\u044f\u0434\u043a\u0435.(\u0410) ">]" data-testid="answer_box_list">

amastapova

1) в конце письма поставьте свою ПОДПИСЬ (б)
2) "Он проявляет к ней жгучий интерес, - ворковала дама, - грезит о ней по ночам, словом, относится НЕРАВНОДУШНО ((а)
3)" не открывай свой РОТ когда тебя не просят!" - прокричал Иван.(д)(в)
4) на сегодняшнем матче мы несколько раз видели этого игрока ,КОТОРЫЙ РАЗЫГРЫВАЛ КРАСИВЫЕ КОМБИНАЦИИ.(Г)
5)суммы дополнительных платежей взыскиваются с предприятий в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке.(А)

Новые вопросы в Русский язык

Письмо. Напишите эссе ( 80-100 слов) 1. Напишите эссе - рассуждение на одну из тем: А) Какое из 7 чудес света поразило вас больше остальных и почему? … B) Почему чудеса света нас привлекают? 2. Используйте в эссе простые и сложные предложения, выражающие целевые, причинно-следственные отношения.

С классом вы участвовали в геологической экспедиции по поиску новых месторождений природных ресурсов. Напишите отчет для директора школы о вашей экспе … диции. Постарайтесь отразить в отчете ее цель и события.

ПОМОГИТЕ ПОЖАУЛЙСТА ДАЮ 60 БАЛЛОВ!! (1)Даже вокруг жилищ.. (не)было сугробов. (2)Дороги (не)заносимые п..земкою и (не)заметаемые метел..ю были пр..вос … ходны. (3)Сани (не)ныряли по ним, как по волнам бушу..щего моря, и даже ноч..ю путник (не)мог бы сбит..ся с них ибо отч..тливо чернелись на сером фоне зимней ночи правильные ряды соломе(н,нн)ых вешек ещ.. (не)разнесе(н,нн)ых бурею по степи и (не) поникших под напором беше(н,нн)ых снеговых волн. (4)Небо не завеш..валось мглою и не закрывалось хмурыми тучами но с (не)утомимой яркостью синело и сверкало. (5)Зори не пог..рали заж..гая небо зловещим б..грянцем и подобно пожару пылая над пусты(н,нн)ыми снегами но кротко и тихо сияли нежно окрашивая и степь и небо приветл..вым румянц..м и предвещая все ту(же) постоя(н,нн)ую погоду (на)завтра. (6)Днем ослепительно бл..стало холодное солнце. (7)По ночам высыпали бе..числе(н,нн)ые звезды тускло м..рцал Млечный Путь и светила голубая луна обливая молчаливые поля меланхолически(сказочным) сиянием. А. Эртель Задания: Спишите текст. Вставьте пропущенные орфограммы и пунктограммы. Подчеркните грамматические основы. Определите тип сказуемого. Объясните пропущенные орфограммы, выписав их из текста. Выпишите из 5 предложения все словосочетания с синтаксической связью примыкание. Перестройте их в управление. Укажите часть речи главного слова во всех словосочетаниях. 5 Назвать все средства выразительности, которые использует автор. Подкрепить их примерами из текста. 6 Объясните отсутствие запятой перед союзом И в 7 предложении.

В иных случаях причиной нелогичности высказывания становится употребление лишних слов. Например: Гостеприимные хозяева угощают нас оригинальным подбором национальных блюд] Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма (демонстрируется один и гот же фильм).

Нелогичной нашу речь делает и неоправданное расширение или сужение понятия. Объявление: Стоянка охраняется животными] Я приехал на общественном транспорте (на метро); Это дикие места, непроходимая тайга, где не ступала даже нога журналиста (человека). При расширении понятия (первый и второй примеры) используется родовое наименование вместо видового, и это не только лишает речь точности, но и приводит к утрате тех конкретных сведений, которые составляют живую ткань речи, и придает ей канцелярскую окраску.

Алогизм

Речевая недостаточность может стать и причиной алогизма, т.е. сопоставления несопоставимых понятий: Сравним показатели первой таблицы с седьмой таблицей. Язык героев Шолохова отличается от всех других героев.

Несопоставимые понятия находим также в предложениях: Подобно многим другим произведениям идея этой картины вынашивалась художником в течение ряда лет; Композиция туркменских сказок имеет много общего со сказками европейскими.

Иногда алогизмом называют всякое нарушение логичности речи. Например: У отца Ломоносова не было детей; Петров погиб, к сожалению, за Родину; На потерпевшем было четыре раны: две смертельные, две, к счастью, нет.

Чтобы устранить алогизмы в речи, иногда приходится значительно переделывать фразу. Например: Наши знания о богатствах недр земли являются лишь незначительной частью скрытых, еще больших богатств. Можно предложить такие варианты: Мы еще так мало знаем о богатейших залежах полезных ископаемых, тайну которых хранят недра земли; В недрах земли скрыты огромные богатства, о которых мы еще так мало знаем; Наши знания о полезных ископаемых еще так неполны; Мы знаем лишь о незначительной части богатств, скрытых в недрах земли.

Употреблять слова необходимо в точном соответствии со значением, зафиксированным в толковых словарях. Только тогда речь будет точной. В противном случае говорят об использовании слова без учета значения (семантики), о нелогичности высказывания.

Например, нельзя сказать:Он был достаточно высокий, т.к достаточно = столько, сколько требуется для чего-то. Правильно сказать:Он был довольно высокий или Он был достаточно высокий, чтобы играть е баскетбол.

Упражнение 20. Найдите в предложениях слова, употребленные без учета семантики (они являются ошибочным звеном в структуре предложения, поэтому называются сигналом ошибки). Пользуясь толковым словарем, исправьте предложения, подобрав слово, точно отражающее смысл высказывания.

1. Пришла весна, у куниц скоро появится наследство. 2. Я решил стать офицером, потому что хочу продолжить семейную династию. 3. Граждане, не обращайтесь за разменной монетой к водителю, размножайтесь сами! (Объявление). 4. Наша передача выходит в эфир ежедневно по средам. 5. В течение февраля продолжительность суток возрастает на два часа. 6. Люди перестают доверять радио- и телепередачам, так как нередко мы получаем полную деформацию о военных действиях.

Часто лексическая ошибка возникает из-за того, что многие слова (особенно заимствованные) являются для говорящего агнонимами, т.е. словами с неизвестным значением. Их неверное употребление также ведет к нелогичности, абсурдности высказывания.

Упражнение 22. Исправьте лексические ошибки. При необходимости воспользуйтесь словарём, данным в конце практикума.

1. Спортсмен имеет ресурсы для улучшения своей спортивной формы. 2. Внимание нужно уделить ранним проявлениям болезни, дебюту астмы. 3. Датчанки остаются серьезными оппонентами нашим лыжницам. 4. Эксклюзивный ремонт обуви! (Объявление)

Иногда лексические ошибки - неясность высказывания, неуместный комизм - возникают из-за того, что говорящий не учитывает многозначности слова, не снимает ее в контексте.

Упражнение 23.Объясните происхождение ошибки, исправьте её:

1. Возле входа вы увидите разбитые клумбы, это дело рук студентов. 2. Важное значение имеет открытие Института мхов в Ялте. 3. Миллионы людей теряются из-за отсутствия информации на улицах. 4. Первое место в стрельбе заняла С. Петрова, перестрелявшая всех мужчин. 5. Компания РИКО обует всю страну! (Реклама) 6. За год мы потеряли 6 студентов.

Причиной лексической ошибки может быть употребление слов с обобщенным значением вместо слов с конкретным значением, и наоборот.

Упражнение 24. Исправьте лексические ошибки.

1. Моей подруге вырезали аппендицит. 2. На стенах мастерской висела живопись. 3. Я неравнодушен к трем вещам: журналистике, рекламе и пиару. 4. В рекламной статье речь идет о сохранности аскорбиновой кислоты в пище.

Причиной неверного толкования высказывания может стать паронимия – смешение однокоренных слов, близких по звучанию, но не совпадающих по значению: подпись (автограф) – роспись (рисунок по мокрой штукатурке, дереву)или парономазия - звуковое подобие неродственных слов: извиняться – изменяться, инфекция – инъекция.


Упражнение 25. Исправьте ошибки, обратившись за толкованием слов к к толковому словарю. Определите, что перед вами – паронимы или парономазы:

1. Наконец—то обнаружены остатки царской семьи. 2. Приведенные докладчиком факторы никого не убедили. 3. В конце авторитарному жюри предстоит назвать победителя. 4. Гарантийный оклад составит не менее 5 тысяч. 5. Трибуна была представлена гостям. 6. Вы уже ходили вешаться? 7. Поставьте свою роспись в ведомости.

В речи часто путают паронимыодеть – надеть.Глаголнадеть(что? на кого?) имеет антонимснять,и в словосочетании с ним есть или можно вставить предлогна(надеть на голову).Глаголодеть(кого? во что?) имеет антонимраздеть.

Упражнение 26. Вставьте в данные предложения глаголы одеть/надеть. Выбор паронима объясните тремя способами (вопрос, предлог, антоним).

1. Музыкант …чехол на гитару. 2. На мебель были …чехлы. З. Девочка …куклу. 4. Слесарь …хомут на трубу. 5. Невеста …новые туфли. 6. Брат …часы на руку. 7. Муж жену …как принцессу. 8. Космонавт …скафандр. 9. Сегодня холодно, … шарф!

Лексическая сочетаемость и связанные с ней трудности

Лексическая сочетаемость – способность слов соединяться друг с другом. Ошибки сочетаемости связаны с тем, что объединенные слова:

а) противоречат друг другу по смыслу(мини-супермаркет),

б) не сочетаются по стилистической (эмоциональной, оценочной) окрашенности (ужасно красивая девушка),

в) не сочетаются по традиции (иметь роль– неверно; верны традиционно устойчивые выраженияиметь значениеилииграть роль),

г) не сочетаются друг с другом по смыслуставить процедуру, лечить иммунитет, облокотился спиной,

д)не сочетаются по грамматической нормекрасный бежать.

Упражнение 27. Прокомментируйте случаи нарушения лексической сочетаемости слов. Отредактируйте следующие предложения:

1. Необходимо ускорить урегулирование кровопролития. 2. Юбилейный - огромный микрорайон. 3. Эффективно и мягко очищает кожу лица, шеи и декольте от всех видов загрязнений и макияжа (Реклама косметики). 4. В 70 км от Санкт-Петербурга, в 15 минутах ходьбы от прекрасных пляжей реки Оредеж, среди экзотических елей расположен этот интересный коттедж (Рекламная статья). 5. Стихийные рынки значительно обезобразили город. 6. Она соучастница во всех переживаниях своих друзей. 7. Трите морковный сок, укрепляйте иммунитет!




Проблемы многословия

Многословие — это употребление слов, которые не несут новой информации, например:писал в своейавтобиографии.

Упражнение 29. Исправьте ошибки в следующих предложениях:

1. В декабре месяце было 6 самовольных прогулов. 2. В аудитории собралось 26 человек студентов. 3. После первого же дебюта актриса получила предложение сниматься в кино. 4. Вы с ним вместе общались когда-нибудь? 5. Говорил, бурно жестикулируя руками. 6. Он ногами растоптал мою мечту.

Многословие может принимать форму плеоназма – употребления близких по смыслу слов, например, синонимов:в конечном итоге, упал вниз, бесполезно пропадает.

Разновидностью плеоназма является тавтология – повторное обозначение уже названного понятия, когда рядом ставятся однокоренные слова спросить вопрос или русские и заимствованные слова, дублирующие друг друга памятные сувениры, юный вундеркинд, мизерные мелочи. Не считаются тавтологичными сочетания однокоренных слов, явялющихся единственными носителями соответствующих значений:варить варенье, посылать посылку, постелить постель, словарь иностранных слов, накрыть крышкой или выполняющие стилистическую задачу усиления эмоциональности речи:горе горькое, виды видывать, белым-бела.

Упражнение 30. Устраните многословие, повторы, плеоназм и тавтологию в предложениях:

1. В своей работе руководители учреждений руководствуются новейшей методической литературой. 2. Сборники текстов песен группы вы сможете купить за деньги в холле (Устная реклама). 3. Агентство обязуется подбирать свободные вакансии для клиента в соответствии с его требованиями (Объявление). 4. Помочь уставшим клеткам головного мозга помогает фосфор, содержащийся в рыбных продуктах (Устная реклама). 5. Очень уникальные иконы контрабандисты пытались провести через границу.

Проблемы речевой недостаточности

Речевая недостаточность - это непреднамеренный пропуск нужного слова. При речевой недостаточности искажается мысль автора, высказывание становится абсурдным, алогичным:Тараканы. Успех гарантирован на 100% (Объявление).

Упражнение 31. Проанализируйте предложения, устраните ошибки:

Проблемы использования фразеологизмов

Фразеологизмы – устойчивые обороты речи с самостоятельным значением – характеризуются постоянством состава, грамматической формы, семантики.

Упражнение 32. Закончите выражения, дав полный вариант фразеологизма (учтите, что некоторые фразы вариативны). Определите, к какому из пластов языка (просторечие, литературный язык: нейтральный, разговорный, книжный) относится фразеологизм. Объясните происхождение устойчивого выражения (бытовая ситуация, библейская история, история языка, древняя мифология).

1. Бередить. 2. Брать быка. 3. Быльем . 4. В трех соснах. 5. В шею… 6. Ахиллесова. 7. Не от мира. 8. Дрожать над каждой …9. Фома… 10. Рвать на себе. 11. Вынь да. 12. Ставить точки…

Остерегайтесь речевых ошибок при использовании фразеологизмов. Частые причины ошибочных употреблений:

а) незнание семантики– Много лет она занималась танцами, и сегодня было ее очередное боевое крещение.

б) незнание стилистической окраски –Он работал кадровым водителем степных кораблей.

в) неоправданное изменение состава (сужение или расширение) – Со всех своих длинных ног она кинулась бежать. Он сделал хорошую мину.

г) искажение лексического состава (замена компонента) – провести вокруг пальца.

д) искажение грамматической формы– предсказания сбылись с полной мерой.

е) разрушение образности -Аэрофлот удержал поток пассажиров на высоком уровне.

ж) нарушение единства образной системы фразеологизма и контекста –Решение собрания гласит черным по белому.

з) контаминация (соединение в речи элементов разных устойчивых выражений) –оказать значение (от оказать влияние и придавать значение).

Упражнение 33. В предложениях найдите фразеологизмы, дайте им толкование, объясните ошибки в употреблении.

Типичный писатель • Typical writer

Типичный писатель • Typical writer

Типичный писатель • Typical writer запись закреплена

Речевые ошибки, вызванные неправильным выбором слова

Употребление слов без учета их семантики меняет значение высказывания: "Начало 1992 года было отмечено ухудшением климатических условий - метелями, резким понижением температуры". Автор имел в виду, конечно, погодные условия (плохую погоду), климат не мог измениться за один год.

При чтении рукописи редактору приходится взвешивать каждое слово, устраняя подобные ошибки. Стилистическая правка в таких случаях часто сводится к простой лексической замене:
(Здесь и далее сначала дается неотредактированный вариант, затем - отредактированный)
1. Минеральные и витаминные добавки, введенные в рацион, очень калорийны.
1. Минеральные и витаминные добавки, введенные в рацион, очень полезны.
2. Платиновые термометры сопротивления работают в сложных условиях.
2. Платиновые термометры сопротивления применяются в сложных условиях.
3. Мы обращаем главное внимание на развитие качества продукции. 3. Мы заботимся об улучшении качества продукции.

Однако иногда, добиваясь точности и ясности, приходится прибегать к более сложным видам правки, обновляя лексический состав предложения, изменяя формулировки, перестраивая конструкцию. Рассмотрим примеры такой стилистической правки:
1. После звонка людям трудно пробраться в зал, приходится долго стоять в очереди из-за узкой двери.
1. После звонка люди толпятся возле узкой двери и долго не могут войти в зал.
2. Сферой формирования общественного сознания человека, его нравственных качеств, духовной жизни является художественная литература.
2. На формирование общественного сознания человека, его нравственных принципов, на его духовную жизнь огромное влияние оказывает художественная литература.

Употребление слов без учета их семантики может стать причиной алогичности и даже абсурдности высказывания.

"В XVIII веке в Ленинграде было закрыто несколько типографий" (название города на Неве, которое употребил автор, было неизвестно в XVIII веке, следовало написать: в Петербурге).

Неправильное словоупотребление нередко приводит и к логическим ошибкам. В числе их назовем алогизм - сопоставление несопоставимых понятий, например: "Синтаксис энциклопедических статей отличен от других научных статей". Получается, что синтаксис сравнивается с научными статьями. Устраняя алогизм, можно написать: "Синтаксис энциклопедических статей отличается от синтаксиса других научных статей", или: "Синтаксис энциклопедических статей имеет ряд особенностей, несвойственных синтаксису других научных статей". Часто выявление алогизма не вызывает затруднений, стилистическая правка в этих случаях проста:
1. Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от обыкновенного рябчика.
1. Клюв лесного рябчика по цвету не отличается от клюва обыкновенного рябчика.
2. Композиция туркменских сказок имеет много общего со сказками европейскими.
2. Композиция туркменских сказок имеет много общего с композицией европейских сказок.
3. Поломку в машине можно сравнить с нездоровым человеком, а слесаря - с врачом.
3. Поломку в машине можно сравнить с заболеванием человека, а слесаря - с врачом.

Однако иногда алогизмы не столь очевидны, и, чтобы устранить их, приходится значительно изменять авторский текст. Например: "Наши знания о богатствах недр земли являются лишь незначительной частью скрытых, еще больших богатств". Можно предложить такие варианты стилистической правки этой фразы: "Мы еще так мало знаем о богатейших залежах полезных ископаемых, тайну которых хранят недра земли"; "В недрах земли скрыты огромные богатства, о которых мы еще так мало знаем"; "Наши знания о полезных ископаемых еще так неполны! Мы знаем лишь о незначительной части богатств, скрытых в недрах земли".

Причиной нелогичности высказывания может стать подмена понятия, которая часто возникает в результате неправильного словоупотребления: "Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется одно и то же название фильма". Конечно, демонстрируется фильм, а не его название. Можно было написать: "Плохо, когда во всех кинотеатрах города демонстрируется один и тот же фильм". Подобные ошибки в речи возникают и вследствие недостаточно четкой дифференциации понятий, например: "Приближения дня премьеры коллектив театра ждет с особым волнением" (ждут не приближения премьеры, а когда состоится премьера).

Нелогичной нашу речь делает и неоправданное расширение или сужение понятия, возникающее вследствие смешения родовых и видовых категорий: "При хорошем уходе от каждого животного можно надаивать по 12 л молока" (следовало употребить не родовое наименование -животное, а видовое - корова); "В любое время суток медицина должна прийти на помощь ребенку". Надо было написать: "В любое время суток медицина должна прийти на помощь больному" (ведь в медицинской помощи нуждаются не только дети).

Причина нелогичности высказывания, искажения его смысла иногда кроется и в нечетком разграничении конкретных и отвлеченных понятий, например: "Нужно подумать о кормах на зиму для общественного животноводства" (имеются в виду, конечно, корма для животных, скота).

Рассмотрим примеры стилистической правки предложений, в которых нелогичность высказывания является следствием неоправданного расширения понятия или его сужения, замены конкретного понятия отвлеченным:
1. Нам рассказали о писателе и прочитали отрывки из его творчества.
1. Нам рассказали о писателе и прочитали отрывки из его произведений.
2. Три часа продолжался темпераментный ритм народной бразильской музыки.
2. Три часа продолжалась темпераментная бразильская народная музыка.
3. Новогодняя елка стала любимым праздником нашего детства.
3. Новогодняя елка стала любимым праздником наших детей.

Искажение смысла и даже абсурдность высказывания возникают в результате несоответствия посылки и следствия, например: "Быстрота размножения вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба". Получается, что чем больше борются с вредителями, тем быстрее они размножаются. В этом случае следовало бы писать не о размножении вредителей, а об уничтожении, тогда мысль была бы сформулирована правильно. Приемлемы различные варианты стилистической правки предложения: "Быстрота уничтожения вредителей зависит от того, насколько упорно и планомерно ведется с ними борьба"; "Настойчивая борьба с вредителями ведет к более быстрому их уничтожению"; "Чтобы быстрее уничтожить вредителей, надо вести с ними упорную и планомерную борьбу"; "При упорной борьбе с вредителями можно быстрее добиться их уничтожения" и т.д.

* Голуб Ирина Борисовна, кандидат филологических наук, профессор кафедры русского языка и стилистики Московского Государственного Университета Печати (с 1968 по 2012 гг.), соавтор Дитмара Розенталя.

Читайте также: