Основные причины несчастных случаев среди водителей автомобилей

Обновлено: 05.07.2024

По данным В. П. Могилы, 79% травм и несчастных случаев среди работников АТП регистрируются у водителей, хотя они составляют не более половины общего числа работающих на автотранспорте. По нашим данным, травмы и несчастные случаи занимают второе место среди причин ВУТ (8,1 болевших лица; 8,3 случая; 163,9 дня на 100 водителей в год; средняя длительность одного случая 19,8 дня), третье — среди причин первичной инвалидности (13,6%, 0,71 на 1000 работающих водителей в год) и второе (20,4%) —среди причин инвалидности у контингента инвалидов бывших водителей, состоящих на учете в органах социального обеспечения. Следует отметить, что длительность пребывания на пенсии по инвалидности вследствие травм и несчастных случаев (в среднем 6,2 года) больше лишь у инвалидов с заболеваниями нервной системы и органов чувств. Это приводит к максимальному по сравнению с другими классами заболеваний (за исключением психических расстройств) коэффициенту накопления инвалидов (отношение показателя контингента инвалидов к показателю первичного выхода на инвалидность, принятому за 100), равному 1208,4%.

Анализ контингента водителей-инвалидов вследствие травм показал, что 6,7% из них имеют первую группу, 23,4%—вторую и 69,9%—третью. Существенное влияние на тяжесть инвалидности оказывает характер получен ных травм.

Судя по приведенным данным, к наиболее тяжелым последствиям приводят множественные травмы, травмы черепа и переломы костей. В этом случае I группа инвалидности обусловлена в основном повреждением позвоночника.

Важно отметить, что травмы, полученные при ДТП и приведшие к инвалидности, чаще локализовались на нижних конечностях и на позвоночнике и составляли почти половину всех случаев переломов и ампутации, а травмы полученные водителями при ремонте и обслуживании автомобилей, чаще всего были связаны с повреждением верх них конечностей и глаз. Самая частая причина инвалид ности водителей вследствие производственных травм (26,4%)—повреждения глаз, затем травмы конечностей (верхних 9,7%; нижних 18,1%), головы (16,6%), нозво ночника (13,8%) и множественные (5,6%).

тяжесть травм

Травматизм у водителей имеет определенную сезонность, увеличиваясь, по данным В. А. Чернобая, в мае — августе (52%). В то же время, по данным А. П. Филина с соавт. и В. П. Могилы, Мануйлен-ко Ю. И. и Сабирова А. К., отмечается увеличение показателей в осенне-зимпий период при ухудшении дорожных условий и увеличении длительности темного периода суток. Кажущееся противоречие данных В. А. Чернобая объясняется тем, что он анализировал травматизм при работе водителей в сельской местности при резком увеличении объема перевозок в летние месяцы. Специфические условия труда и в других случаях определяют особенности травматизма у водителей, например, показа- тели травматизма у водителей карьерных самосвалов в 6,9 раз ниже, чем у работающих на самосвалах под зем-лей.

Влияние профессионального стажа и возраста на частоту и тяжесть травм хорошо иллюстрируют сравнительные данные о первичной инвалидности водителей. Молодые водители (до 29 лет) почти в 2 раза чаще выходят на инвалидность вследствие травм, чем их более взрослые коллеги. В структуре причин инвалидности в этом возрасте травмы занимают 1-е место, а 91,4% контингента инвалидов находятся в трудоспособном возрасте. Вместе с тем с увеличением стажа показатели инвалидности повышаются, особенно после 20 лет работы по специальности, что позволяет отнести этот фактор к группе факторов риска травматизма у водителей.

К группе факторов риска, несомненно, относятся и средняя длительность вождения за смену (менее 8 ч 4,1; 8— 10 ч — 4,5 случая ВУТ на 100 водителей в год), а также тип автомобиля (соответственно легковые такси — 2,7; грузовые до 3 т — 3,9; грузовые более 3 т — 4,6; автобусы— 5,1). В. П. Могила отмечает, что травмы при ДТП регистрируются в 2 раза чаще у водителей автобусов, чем грузовых автомобилей. Причем на территории АТП и в производственных помещениях это соотношение увеличивается еще больше (в 3 раза).

Таким образом, отчетливо выделяются 2 основных направления борьбы с травматизмом водителей: первое — профилактика ДТП; второе — сведение к минимуму использования для производства ремонтных работ и технического обслуживания автомобилей водителей, у которых навыки для проведения подобных работ, как правило, недостаточны.

Естественно, что профилактика травматизма невозможна без большой работы по обучению водителей технике безопасности, санитарному просвещению в плане борьбы с вредными привычками, в частности с алкоголизмом.

Источником повышенного профессионального риска водителей автотранспортных средств (автобусы, грузовики, такси) является автомобильный транспорт. Профессия-водитель предполагает возникновение профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, получение травм различной степени тяжести, в том числе травм несовместимых с жизнью, развитие которых может привести к утрате полноценной трудоспособности работника, и в отдельных случаях – к получению инвалидности.

Ключевые слова

Статья

Актуальность проблемы. Под влиянием комплекса факторов различной интенсивности у водителей автотранспортных средств формируются профессиональные и профессионально обусловленные заболевания.

Цель. Провести анализ данных литературы о вредных факторах, влияющих на здоровье водителей.

Задачи исследования. Определить группы профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, развивающихся у водителей и уточнить роль факторов, принимающих участие в их формировании.

Материалы и методы. Изучение и анализ литературных данных о состоянии здоровья водителей современного автотранспортного транспорта.

Полученные результаты. По статистическим данным отмечено, что 42,3% работников (почти 30 млн. человек) трудятся во вредных и тяжелых условиях, в число которых входит большинство водителей. Число проб, взятых на рабочих местах, в которых количественные показатели вредных производственных факторов превышают допустимые нормативы, колеблется в пределах 20-40%. К конкретным причинам, приводящим к развитию профессиональной патологии, относятся износ оборудования и устаревание технологий, недостаточное количество средств индивидуальной и коллективной защиты, недостаток нормативной информации, массовые нарушения технологической дисциплины, низкий уровень культуры производства и подготовки работников, снижение контроля за соблюдением санитарных норм и других охранно-трудовых нормативов, несоблюдение режимов труда и отдыха, пренебрежение к собственному здоровью, распространение вредных привычек (алкоголизм, курение, наркомания). Следует подчеркнуть, что перечисленные причины во многом определяются невысокой в целом медико-гигиенической культурой российских работников транспортной отрасли. Работами ряда авторов установлено, что профессиональные и профессионально обусловленные заболевания прямо связаны с неблагоприятными условиями труда, достаточно распространенны среди работников транспортной отрасли, определяя не только уровень их работоспособности, но и состояние здоровья, а также продолжительность творческого долголетия.

Профессиональные и профессионально обусловленные заболевания водителей условно делятся на 5 групп.

1. Болезни, связанные с продолжительным воздействием стрессов. Нервная система постоянно находится под напряжением, что вызывает заболевания нервно-психической сферы и сердечно-сосудистую патологию. У водителей нередко развиваются аритмии, кардиалгии, гипертензия, инфаркты миокарда.

2. Болезни, вызванные продолжительным нахождением в сидячем положении. К таким заболеваниям относятся остеоартозы, остеохондрозы, спондилоартрозы, спондилолистезы (несращение дуги позвонков), радикулиты, грыжи дисков позвонков, привычные вывихи, шейно-плечевые плекситы, вибрационная болезнь, простатит, геморрой.
3. Болезни, связанные с неполноценным и нерегулярным питанием в рабочее время. К ним причисляют гастрит, язвенную болезнь, холецистит, колит, панкреатит, дисбактериоз.
4. Заболевания, обусловленные малоподвижным образом жизни и нарушениями обмена веществ. Это - сахарный диабет и ожирение.

5. Аллергические и онкологические заболевания. К ним относят бронхиальную астму (выхлопные газы, дизельное топливо, бензин, смазочные масла), рак легкого и гортани (при изготовлении тормозных колодок применяют асбест; в момент торможения автомобиля на тормозных колодках происходит температурный рост, достигающий восьмисот градусов по Цельсию, с одновременным выделением фенола).

Данные заболевания касаются профессиональных водителей, а не любителей.

Гигиенистами доказано, что важный по степени значимости вредный производственный фактор - физические нагрузки, влияющие на шейно-плечевые суставы и связочный аппарата из-за частых поворотов головы (90-150 раз за 1 час) на 50-130° (к зеркалам заднего вида, дверям, пассажирам). Частота нажима педалей ногами, обращение к рычагам, штурвалам, вынужденная поза (сидя) в течение длительного времени - все это создает большие физические нагрузки общего и местного характера. Одним из самых частых метаболических заболеваний костной системы, вызванным воздействием общей, локальной или комбинированной вибрации, является остеопороз. Выявляется функциональная перестройка костной ткани, которая проявляется в изменении костных балок, изменении рельефа суставных поверхностей, появлении зон остеосклероза, усилении бугристости в местах прикрепления мышц, изменении направления костных балок. При наступлении декомпенсации развиваются патологические изменения в виде кист (из-за развития дистрофического процесса вследствие травмы или ангиоспазма, приводящего к появлению очагов ишемии), эностозов (из-за избыточной продукции остеобластов), остеоартрозов. Нередко костно-дистрофические изменения возникают задолго до клинических появлений профессиональной патологии. Ряд публикаций содержит сведения о том, что постоянными вредными факторами, оказывающими действие на водителя, являются также вибрация и шум, превышающие допустимые санитарные нормативы, а также инфразвуковые колебания, загазованность воздуха оксидом углерода (угарным газом), оксидами азота, серы, бензином, углеводородами, канцерогенными и другими продуктами, запыленность, пониженная или повышенная температура воздушной среды, недостаточная освещенность. Учитывая влияние этих неблагоприятных условий труда, среди водителей, начиная примерно с 45 лет, то есть еще до наступления пенсионного возраста, нередко наблюдается уход из своей профессии. Во многих исследованиях выявлено что, у водителей регистрируются такие профессиональные заболевания, как отравления угарным газом, этилированным бензином, вибрационная болезнь, токсико-пылевой бронхит, нейросенсорная тугоухость, заболевания опорно-двигательного аппарата и периферической нервной системы. Возможны острые отравления выхлопными газами (в основном угарным газом), которые наблюдаются даже в средней полосе России в жаркое время года при не отрегулированной работе двигателя; бензиновые пневмонии от попадания бензина в легкие при его засасывании через шланг. Из-за работы в вынужденной позе у водителей наблюдаются застой венозной крови в нижней части тела и предрасположенность к геморрою, варикозной болезни нижних конечностей. Необходимо отметить, что наиболее распространенное заболевание у этой группы – простатит, основной причиной которого является застой кровообращения в малом тазу из-за неудобного сидячего положения за рулем. Частая задержка мочеиспускания из-за безостановочной езды может стать причиной рака мочевого пузыря и мочевыводящих путей. Недостаточно благоприятные условия труда водителей вызывают патологию органов дыхания (до 50% от всех болезней), желудочно-кишечного тракта, периферической нервной системы, женской половой сферы (6-7%), нарушение обмена веществ, аллергические и онкологические заболевания. Водители автотранспорта являются группой повышенного онкологического риска по раку желудка, гортани, легкого, а также раку почек и мочевого пузыря.

Выводы. Проведенный анализ литературных данных позволил оценить негативное влияние вредных факторов на состояние здоровья водителей, способных вызывать развитие у них профессиональных и профессионально обусловленных заболеваний, что требует в дальнейшем проведения профилактики и реабилитации лиц данной профессии.

Литература

1. Акентьев П.В. Влияние экстремальных ситуаций профессиональной деятельности на работоспособность и заболеваемость водителей оперативного транспорта: Автореф. дис. канд. мед. наук. - М., 2005. – 18 с.

3. Арустамов Э.А. Охрана труда. Справочник. – М., 2008. – 588 с.

5. Гореликова О.Н. Онкологическая заболеваемость и смертность водителей автомобильного транспорта (обзор литературы). – Медицина труда и промышленная экология. – 1993. - №5-6. – С. 34-38.

6. Измеров Н.Ф., Каспаров А.А. Медицина труда. Введение в специальность. – М.: Медицина, 2002. – 392 с.: ил.

7. Косарев В.В., Лотков В.С., Бабанов С.А. Профессиональные болезни. - М.: Эксмо, 2009. - 352 с.

11. Чурсин Г.В. Методы и средства прогнозирования, диагностики и профилактики профессиональных заболеваний операторов человеко-машинных систем: на примере водителей агропромышленного комплекса: дис. . канд. техн. наук. - Курск, 2010. - 154 с.

45 % несчастных случаев со смертельным исходом и 50 000 аварий на автомобилях каждый год, это усталость за рулём. Продолжительное время за рулём, повышает риск усталости и основная причина смертности и травматизма на дорогах.


Повышенная утомляемость дальнобойщиков, в 30-40 % случаев стало причиной аварии с тяжёлыми грузовиками. Исследования показали: что в период с 1980 по 1995 год 35% аварий на автомобилях, вызваны усталостью или сонливостью.
Подобные столкновения, связанные непосредственно с усталостью или сонливостью, стали серьёзной проблемой, для страховых компаний и здравоохранения.


Очевидно, что если вовремя предотвратить начала усталости, то уменьшиться количество аварий и лобовых столкновений. У водителей старше 40 лет меньше ночных сбоев, но с 50 % вероятностью, те же люди не внимательны днём. Всевозможные исследования и отчёты показывают, что на водителей, возрастом до 25 лет, приходится половина ночных дорожных столкновений.

Знать меру:
Опытные водители помнят о необходимости остановки и отдыха, а вот начинающие напротив, предпочитают не останавливаться, уверенные в том, что усталость не про них.
Большинство аварий, связанных с сонливостью и усталостью, происходят на дорогах за пределами населённых пунктов, таких как скоростные автомагистрали. Последствия аварии на таких дорогах, на много серьёзней, из-за повышенных скоростей.

Факторы риска:
Сон не единственный фактор, в проблемах за рулём. Автоматизированные системы, такие как круиз-контроль, взывают усталость, продлевая время вождения в условиях монотонности.
Равномерно расположенные световые столбы огней, действуют гипнотически. Стресс тоже идентифицируется как фактор усталости и снижению концентрации за рулём.

Подпитка:
Избегайте употребления алкоголя и лекарств, вызывающих сонливость. Помните что кофе и напитки, содержащие кофеин, это кратковременный эффект .

Вывод:
Научитесь распознавать симптомы беды, и будьте готовы в нужный момент съехать с дороги и отдохнуть. Жизнь, которую вы вовремя спасёте, нужна вашим близким и родным.


Задача работодателя обеспечить безопасность водителей. Обучая своих сотрудников основным правилам безопасного вождения, а затем поощряя такую практику, вы можете помочь своим сотрудникам и их семьям избежать трагедии.

Эта статья написана в помощь работодателям, которые хотят обеспечить безопасность своих водителей, независимо от размера организации, типа перевозок, количества транспортных средств или от того, управляют сотрудники служебным транспортом или личными автомобилями в рабочих целях.

Дорожно-транспортные происшествия дорого обходятся работодателю. Это затраты на расследование несчастных случаев, компенсации, судебные издержки, ремонт автомобилей, потеря грузов, простои и снижение производительности. Кроме того, увеличиваются накладные расходы компании, связанные с администрированием этих инцидентов.

Что может предпринять работодатель для улучшения показателей безопасности дорожного движения и минимизации риска ДТП?

1. Уйти от формального подхода

2. Рассказать

Необходимо что бы сотрудники понимали ожидания руководства. Требуется разработать программы обучения водителей. Включить требования о безопасности в соответствующие инструктажи. Приобрести или изготовить наглядные агитационные материалы.

Даже опытные водители получают выгоду от периодических тренировок и напоминаний о правилах и навыках безопасного вождения. Опыт часто граничит с самоуверенностью и отучает думать о последствиях наших привычек вождения.

3. Проверить уровень подготовки водителей

К сожалению, не всегда большой стаж водителя автоматически подтверждает его навыки безопасного вождения. Проверьте историю водителя. Запросите рекомендации с предыдущего места работы. Если сотрудник перевозит пассажиров, собирайте их отзывы о поездке в части манеры вождения и своевременно реагируйте на поступающие жалобы. Ведите учет данной информации. Принимайте меры если у водителя начинает развиваться система повторных нарушений правил дорожного движения, учащаются признаки небезопасного вождения.

4. Выбрать транспортное средство и его техническое состояние

Выбор, правильное техническое обслуживание и регулярный осмотр транспортных средств компании являются важной частью предотвращения аварий и связанных с этим потерь.

Личные транспортные средства не обязаны подчиняться тем же критериям, что и транспорт предприятия и, как правило, являются зоной ответственности владельца. Тем не менее, личные автомобили, используемые в служебных целях, должны обслуживаться таким образом, чтобы обеспечить максимальную безопасность работника.

5. Поощрять

Следует активно поощрять участие и вовлеченность сотрудников на всех уровнях организации. Разработайте и внедрите программу поощрения водителей (не обязательно только деньгами), чтобы сделать безопасное вождение неотъемлемой частью вашей деловой культуры.

6. Соответствовать законам

Что нужно знать водителям о безопасном вождении

Растущая загруженность дорог способствует агрессивному поведению за рулем. Если вы сами водите аккуратно, это не гарантирует, что вы застрахованы от ДТП. Исторически сложилось так, что младшая возрастная группа водителей часто более склонна к рискованному поведению при вождении, включая: отказ от использования ремней безопасности, превышение скорости, вождение в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

Мы предлагаем включать в материалы подготовки водителей следующую информацию:

- Употребление алкоголя связано с 40 процентами всех смертельных автомобильных аварий. За время пока машина проезжает 1 км водитель успевает принять до 200 решений. Скорость принятия решений после приема алкоголя у большинства людей замедляется задолго до того, как у них появляются видимые признаки опьянения.

- До 30 процентов всех дорожно-транспортных происшествий происходит от того, что водитель отвлекся во время движения. Телефон, карта навигатора, общение с пассажирами, регулировка кондиционера или радио, курение, еда, питье, уход за детьми – все это может стать причиной ДТП. Бесчисленное количество отвлекающих факторов побуждает водителей забыть, что их главная обязанность – обеспечить безопасность себе и пассажирам.

- Использование ремня безопасности может снизить риск смерти в дорожно-транспортном происшествии на 45 процентов в автомобиле и на 60 процентов в грузовике. В случае аварии, любой кто не пристегнут ремнем может получить удар об руль, лобовое стекло, части автомобиля или может быть выброшен из машины.

- Во время аварии или при резких маневрах незакрепленные предметы могут переместиться, травмируя водителя и пассажиров. Объекты, представляющие опасность, следует закреплять или хранить вне пассажирского салона.

- Усталость и сонливое состояние водителя часто приводят к аварии. ДТП, вызванные сонным состоянием чаще всего происходят на незагруженных скоростных магистралях, когда водитель один. Важно быть хорошо отдохнувшими, бдительным и трезвым на дороге, чтобы защитить себя от водителей, которые не сделали такой же выбор.

- Загруженность дороги может побудить других водителей начать вести себя агрессивно. Агрессивное вождение включает в себя: чрезмерную скорость, неиспользование поворотников при смене полосы, обгон справа, частое перестроение между рядами, перестроение перед движущимся автомобилем. Лучший способ обезопасить себя от агрессивного поведения другого водителя - избегать конфликта.

Советы водителю

  • Избавьтесь от своих собственных небезопасных привычек за рулем
  • Сохраняйте спокойствие в пробках; будьте терпеливы и вежливы с другими водителями
  • Заранее спланируйте маршрут или измените свое расписание, чтобы избежать загруженности дорог
  • Игнорируйте провокации других участников движения
  • Выходите из машины каждые 1 - 2 часа, чтобы потянуться и пройтись пешком
  • Не садитесь за руль если вы не выспались или сильно устали
  • Не садитесь за руль если вы принимали алкоголь

Советы пассажирам

  • Находясь в транспортном средстве, всегда пристегивайтесь ремнями безопасности
  • Старайтесь садиться в машину и покидать ее с правой стороны. Выходя из левой двери, предварительно убедитесь в отсутствии транспорта
  • Не отвлекайте водителя во время движения / Не давайте водителю советов по управлению автомобилем, даже если вам кажется, что он не прав
  • Если вы заметили у водителя признаки сонливости (частое зевание, закрываются глаза, опускается голова) попросите его остановиться

Как отличить пьяного водителя на дороге?

Водители, находящиеся под воздействием алкоголя, часто демонстрируют определенные характерные особенности вождения. Чтобы избежать опасной ситуации, держитесь дальше от автомобиля со следующими признаками:

  • Машина постоянно уходит с полосы или виляет
  • Вождение на очень низкой скорости
  • Частое торможение или ускорение без повода
  • Медленная реакция на сигналы светофора
  • Открытое окно в холодную погоду

Управляя транспортным средством работник подвергает свою жизнь опасности. Признайте, что вождение требует вашего полного внимания.

Читайте также: