Особенности и правила вождения в населенных пунктах

Обновлено: 05.07.2024

п 10.1 ПДД. Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил.

При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

п 10.2 ПДД. В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах, велосипедных зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч.

Примечание. По решению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации может разрешаться повышение скорости (с установкой соответствующих знаков) на участках дорог или полосах движения для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения, установленные для соответствующих видов транспортных средств на автомагистралях.

п 10.3 ПДД. Вне населенных пунктов разрешается движение:

мотоциклам, легковым автомобилям и грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой не более 3,5 т на автомагистралях - со скоростью не более 110 км/ч, на остальных дорогах - не более 90 км/ч;

междугородним и маломестным автобусам на всех дорогах - не более 90 км/ч;

другим автобусам, легковым автомобилям при буксировке прицепа, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 3,5 т на автомагистралях - не более 90 км/ч, на остальных дорогах - не более 70 км/ч;

грузовым автомобилям, перевозящим людей в кузове, - не более 60 км/ч;

транспортным средствам, осуществляющим организованные перевозки групп детей, - не более 60 км/ч;

Примечание. По решению собственников или владельцев автомобильных дорог может разрешаться повышение скорости на участках дорог для отдельных видов транспортных средств, если дорожные условия обеспечивают безопасное движение с большей скоростью. В этом случае величина разрешенной скорости не должна превышать значения 130 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.1, и 110 км/ч на дорогах, обозначенных знаком 5.3.

п 10.4 ПДД. Транспортным средствам, буксирующим механические транспортные средства, разрешается движение со скоростью не более 50 км/ч.

Тяжеловесным транспортным средствам, крупногабаритным транспортным средствам и транспортным средствам, осуществляющим перевозки опасных грузов, разрешается движение со скоростью, не превышающей скорости, указанной в специальном разрешении, при наличии которого в соответствии с законодательством об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности допускается движение по автомобильным дорогам таких транспортных средств.

п 10.5 ПДД. Водителю запрещается:

превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства;

превышать скорость, указанную на опознавательном знаке "Ограничение скорости", установленном на транспортном средстве;

создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью;

резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.


Комментарий к Разделу 10 Правил дорожного движения РФ

10.1.

Опытный водитель выбирает скорость движения учитывая многие факторы. Движение с разрешенной максимальной скоростью, установленной ПДД на конкретном участке дороги, в определенных условиях не всегда может быть безопасным. Например, на дороге установлена предельная скорость движения 90км/ч. Но в гололед двигаться с такой скоростью опасно.

Увеличение скорости движения удлиняет остановочный и тормозной путь автомобиля.

Остановочный путь автомобиля – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента обнаружения водителем опасности до полной остановки. Учитывая условия видимости, водитель должен так выбирать скорость, чтобы остановочный путь автомобиля не превышал расстояние видимости.

Тормозной путь – это расстояние, которое проходит автомобиль с момента нажатия на педаль тормоза до полной остановки. Тормозной путь является частью остановочного пути. Тормозной путь автомобиля зависит от скорости, эффективности работы тормозной системы, состояния проезжей части и шин, а также массы ТС.

10.2.

Речь идет о населенных пунктах, въезды и выезды у которых обозначены знаками 5.23.1 — 5.24.2 (на белом фоне). Подробнее — в статье Знаки Начало и Конец населенного пункта.

10.3.

Разрешенная максимальная скорость движения транспортных средств (км/ч)


Движение в населенных пунктах, начало и конец которых обозначены знаками 5.25 и 5.26 с названием на синем фоне, также подчиняется требованиям ПДД для движения ВНЕ населенных пунктов.

10.4.

Помимо скоростных ограничений, обозначенных в пунктах 10.1-10.4 ПДД, существует такое понятие как безопасная скорость. В любой дорожной ситуации безопасная скорость всегда разная, она зависит от многих факторов: местности, наличия других участников движения, времени суток, погодных условий, состояния дороги и пр.

Поэтому, кроме правовых ограничений скоростного режима, для безопасного передвижения следует выбирать именно безопасную скорость.

10.5.

При движении вне населенного пункта, если обгон вашего ТС затруднен, следует принять как можно правее или даже остановиться, чтобы пропустить скопившиеся сзади машины (п.11.6 ПДД).

Выезд на главную улицу или дорогу. При подъезде к пересечению с главной дорогой водитель должен приготовиться к остановке и только оценив обстановку принять решение: остановиться или выезжать на главную дорогу.

Останавливаться для пропуска транспортных средств, двигающихся по главной дороге, следует на соответствующей полосе движения (для поворота направо - на крайней правой, для поворота налево - на левой полосе, если иное расположение транспортных средств не предусмотрено дорожными знаками или разметкой). На полосе встречного движения останавливаться запрещается.

Чем выше скорость движения транспортных средств по главной дороге, тем большее расстояние от них должно быть при выезде на главную дорогу. Встраивание в транспортный поток необходимо выполнять при обеспечении не менее чем при - секундном интервале между автомобилями.

Если впереди движется автомобиль, то при выезде на главную дорогу необходимо внимательно следить за его замедлением, так как часто из-за нарушения дистанции происходит наезд сзади.

На многополосную главную дорогу необходимо выезжать только на крайнюю правую полосу. Запрещается выезжать с перекрестка на полосу встречного движения.

Выехав на дорогу, следует плавно, но быстро разогнаться до скорости движения транспортного потока, так как высокая или низкая скорость по сравнению с основным потоком автомобилей может привести к столкновению.

Движение в потоке автомобилей. При движении за впереди идущим транспортным средством следует выдерживать безопасную дистанцию, которая исключает столкновение в случае его торможения. Дистанция зависит, прежде всего, от скорости движения и, как правило, первоначально должна быть ей численно равна. Например, при скорости движения 60 км/ч дистанция должна быть 60 м; однако при приобретении водителем определенных навыков, при движении в плотном транспортном потоке, целесообразно выдерживать не менее чем 2 - секундную дистанцию, которая обеспечивает необходимый запас времени и обзор обстановки спереди.

Увеличивать дистанцию до 5-6 с нужно, как правило, в ситуациях:

на скользкой дороге;

если впереди движется большегрузное транспортное средство, закрывающее боковой и передний обзор дорожной обстановки;

при подъезде к зоне, где возможно торможение впереди идущего автомобиля (перекресток, ремонтируемый участок дороги и т. д.);

при маневрировании лидирующего автомобиля (при перемещении к обочине или на левую сторону дороги для совершения объезда, обгона, поворота налево);

водитель сзади идущего автомобиля начал обгон и ему необходимо обеспечить завершение обгона, т. е. возврат на ранее занимаемую полосу движения;

при движении автомобиля с полным грузом или прицепом. Водитель должен следить не только за впереди идущим автомобилем, но и по возможности за потоком автомобилей впереди и сзади себя (через зеркала заднего
вида), стараясь прогнозировать их поведение, с тем, чтобы принять правильное решение.

При движении за транспортным средством с грузом водитель должен вести наблюдение и за положением груза. Плохо закрепленный груз может выпасть на дорогу и создать препятствие для движения.

Водителю следует знать, что при движении по дороге нужно располагать автомобиль так, чтобы вокруг него всегда было как можно больше свободного пространства, что позволит увеличить время для наблюдения, анализа обстановки, выбора и реализации решения.

Водитель должен уметь менять полосу движения так, чтобы не создавать помех движущимся транспортным средствам и исключить возможность столкновения. Смену полосы движения следует осуществлять лишь при необходимости, а не для получения выигрыша в скорости. Перед перестроением нужно взглянуть в зеркало заднего вида, убедиться в отсутствии обгоняющего или опережающего автомобиля, подать сигнал перестроения и, наблюдая в зеркало заднего вида, плавно, но быстро сменить полосу движения. Для того чтобы ускорить перестроение, необходимо перед началом маневра увеличить скорость.

На мокрой дороге из-под колес идущего впереди или встречного транспортного средства брызги воды или грязи могут залить ветровое стекло, поэтому водитель должен незамедлительно включить стеклоочиститель и омыватель стекла, плавно снизить скорость и не допускать никаких поворотов рулевым колесом.

Для съезда на второстепенную дорогу следует заранее занять соответствующую полосу, посмотрев в зеркало заднего вида, включить соответствующий указатель поворота, начать плавное торможение и после снижения скорости совершить поворот. При повороте налево при наличии встречных транспортных средств необходимо остановиться на крайней левой полосе в центре пересечения дорог и, дождавшись необходимого разрыва в транспортном потоке, закончить поворот.

Движение на подъемах и спусках. Крутые подъемы преодолеваются на пониженных передачах в коробке передач и раздаточной коробке. Передачи выбираются такими, чтобы обеспечить преодоление подъема без переключения передач. Выбранные передачи включаются перед подъемом заблаговременно. На особо тяжелых (скользких) подъемах включается передний мост или блокировка дифференциала. Движение на подъем начинается с разгона, остановки на подъеме нежелательны. На крутой подъем автомобиль направляется строго перпендикулярно его основанию и по подъему должен двигаться без бокового крена. При наличии крена возникает опрокидывающий момент, который увеличивает нагрузку на колеса одного борта и уменьшает на колеса другого борта. Кроме того, на подъеме возникает опрокидывающий момент, который вызывает перераспределение массы по осям автомобиля: нагрузка на переднюю ось уменьшается, на заднюю увеличивается. Наконец, в движении автомобиля постоянно существует момент реакции трансмиссии. Он всегда вызывает увеличение нагрузки на заднюю ось. При движении на крутой подъем, когда к ведущим колесам подводится наибольший крутящий момент, момент реакции трансмиссии достигает довольно большой величины.

Таким образом, на подъеме с креном опрокидывающие моменты и момент реакции трансмиссии разгружают переднюю ось и колеса одного борта автомобиля. На разгруженных колесах резко уменьшаются силы сцепления, а при подводе к ним большого крутящего момента они начинают буксовать даже на достаточно плотном грунте. В таком случае автомобиль теряет способность преодолеть подъем.

Движение на крутой подъем следует начинать после того, как впереди идущий автомобиль достигнет вершины подъема.

При перегреве двигателя на затяжных подъемах автомобиль можно останавливать только на специальных площадках или уширениях дороги. Охлаждается двигатель переводом его работы в режим минимальной частоты вращения коленчатого вала. Выключать перегретый двигатель не рекомендуется, это может привести к возникновению повышенных напряжений в деталях цилиндро-поршневой группы, что, в свою очередь, значительно снижает срок ее службы.

На спусках включается та передача в коробке передач, на которой мог быть преодолен этот подъем. Торможение применяется комбинированное: двигателем и периодическое притормаживание рабочим тормозом. На длительных спусках может применяться моторный (вспомогательный) тормоз. Крутые спуски преодолеваются с включенным передним мостом или блокировкой дифференциала. Движение по крутому спуску начинается после того как впереди идущий автомобиль достиг подножья подъема. Категорически запрещается спуск с отключенным от трансмиссии двигателем. Это может привести к полному израсходованию воздуха в тормозной системе с пневматическим приводом и выключению из работы гидроусилителя рулевого управления. Нельзя также выключать зажигание при включенной передаче в коробке передач. Поступающее в двигатель горючее смывает смазку со стенок цилиндров двигателя, и износ цилиндропоршневой группы резко возрастает. На спуске водитель автомобиля с пневматической системой тормозов должен постоянно следить за давлением воздуха в системе. При падении давления ниже 0,45 МПа необходимо увеличить частоту вращения коленчатого вала.

Вождение автомобиля в зоне дорожных сооружений.

Мосты и подъезды к ним следует рассматривать как опасные участки на дороге, требующие от водителя соблюдения мер предосторожности. Отсутствие обочин на мостах создает у водителей впечатление значительного сужения дороги. Поэтому несмотря на то, что проезжая часть на всех автомобильных мостах несколько шире, чем на прилегающем участке дороги, водители стремятся прижаться к осевой линии, что часто затрудняет встречный разъезд.

Во многих случаях подъезды к мостам выполняются под углом. Чем круче такая кривая, тем большую опасность представляет она для въезжающих на мост и съезжающих автомобилей. В месте соединения проезжих частей прилегающих дорог с мостами часто бывают ямы, колдобины, неровности. Кроме того, перед въездом на многие мосты ухудшена обзорность. Поэтому на подходах к большинству мостов скорость движения должна быть заблаговременно снижена до безопасных пределов. Двигаться по мосту нужно с постоянной скоростью, соблюдая безопасную дистанцию.

С наступлением холодов при въезде на мост надо остерегаться гололедицы, хотя ее еще может не быть на полотне дороги. Это объясняется тем, что пролетные строения моста быстро охлаждаются. Обледенению также способствует повышенная влажность воздуха от испарения воды.

На автомобильных дорогах с твердым покрытием мосты построены капитально и об их грузоподъемности, если она ограничена, судят по дорожным знакам. На грунтовых дорогах часто встречаются деревянные мосты, состояние и грузоподъемность которых нигде не обозначены. Прежде чем въезжать на такой мост, водитель должен остановиться и тщательно осмотреть подъезды к нему, убедиться в его прочности. Двигаться по деревянному мосту нужно с малой скоростью, избегая рывков, торможений и остановок. Резкие торможения могут привести к порче настила и аварии. На узких деревянных мостах нужно двигаться в один ряд и избегать встречных разъездов.

Устройство пересечений в разных уровнях - важное условие увеличения пропускной способности дорог и улучшения организации движения.

Проезд перекрестков. Для безопасного проезда перекрестков большое значение имеет обзорность. Чтобы легче оценить дорожную ситуацию, необходимо правильно разместить автомобиль при подъезде к пересечению дорог. В условиях ограниченного обзора обучаемый должен снизить скорость движения или остановиться в том месте, где обеспечивается достаточный обзор.

Последовательность действий водителя при проезде нерегулируемого перекрестка должна быть следующая:

определить главенство пересекаемых дорог (улиц);

заблаговременно занять необходимую полосу движения, включив соответствующий указатель поворота;

оценить условия обзора и обстановку на перекрестке: наличие знаков, пешеходных переходов, транспортных средств и пешеходов;

проверить обстановку сзади и начать торможение;

внимательно следить за двигающимися впереди транспортными средствами; спрогнозировать, не придется ли им резко тормозить из-за помех на дороге, и при необходимости снизить скорость вплоть до остановки автомобиля;

посмотреть налево и направо; при наличии транспортных средств остановиться, не выезжая за границы перекрестка, и пропустить их;

при отсутствии помех слева и справа плавно совершить поворот и, заняв нужную полосу, выключить указатель поворота.

При проезде пересечения неравнозначных дорог обучаемый должен четко определить, на какой дороге он находится: на главной или второстепенной. Транспортные средства, движущиеся по - главной дороге, имеют преимущество.

При проезде нерегулируемого перекрестка в прямом направлении обучаемый должен внимательно следить за автомобилями, собирающимися повернуть со встречного направления, и быть готовым к торможению, если они не уступят дорогу. При совершении правого поворота на нерегулируемом перекрестке обучаемый обязан:

перестроиться на крайнюю правую полосу и остановиться;

начать поворот рулевого колеса после того, как автомобиль наполовину выедет на перекресток; если рулевое колесо повернуть раньше, то задние колеса (особенно длиннобазного автомобиля) могут наехать на тротуар и сбить пешеходов; если же рулевое колесо повернуть позже, то автомобиль может не вписаться в поворот и выехать на полосу встречного движения, где возможно столкновение;

при проходе автомобилем 2/3 дуги поворота начинать плавно поворачивать рулевое колесо влево.

Обучаемый должен учитывать, что наиболее опасен левый поворот на нерегулируемом перекрестке. Поэтому к совершению левого поворота необходимо тщательно готовиться. При подъезде к перекрестку надо заранее перестроиться на крайнюю левую полосу и, убедившись, что транспортное средство слева не препятствует движению, подъехать к центру перекрестка. Пропустить транспортные средства, двигающиеся навстречу в прямом направлении и поворачивающие направо. После этого, убедившись в отсутствии помехи справа, завершить левый поворот.

Если на пересечении равнозначных дорог одновременно с автомобилями двигается трамвай, то он имеет преимущественное право проезда, и обучаемый обязан его пропустить.

Техника выполнения поворотов (разворотов) на регулируемом перекрестке аналогична технике выполнения этих маневров на нерегулируемом перекрестке, но выполняются они при соответствующем сигнале светофора или регулировщика.

Управление автомобилем в транспортном потоке. В потоке автомобилей необходимо двигаться параллельно другим автомобилям сдвинувшись относительно рядом идущих в среднем на корпус автомобиля вперед или назад, как бы в шахматном порядке. При движении в потоке необходимо следить не только за впереди идущим автомобилем, но и за автомобилями, следующими сзади с левой и правой сторон, с помощью зеркал заднего вида. Двигаться следует по средней полосе, выдерживая равные интервалы с каждой стороны автомобиля, но не менее 1 м. При выполнении поворота в потоке необходимо следить за сохранением рядности и интервалов движения. При наличии разметки это сделать несложно. При ее отсутствии необходимо ориентироваться по соседнему справа (при повороте направо) или по соседнему слева (при повороте налево) автомобилю.

Особое внимание водителям следует обращать на вождение автомобиля в потоке с определенными видами транспортных средств, которые оказывают влияние на тактику движения и вождение. Так, при движении в потоке с автобусом необходимо учитывать, что для городского автобуса характерны частые остановки, иногда через каждые 300-400 м.

Лучше располагаться сзади или слева от автобуса, чтобы не мешать ему останавливаться. При этом объезд безопаснее всего совершать, когда автобус отошел от остановки и водитель выключил указатель поворота.

Водитель должен быть внимательным при движении в потоке с сочлененным автобусом, у которого возможен занос прицепа при резком маневрировании. Поэтому если обучаемый видит, что автобус подал сигнал маневрирования, необходимо срочно принять меры предосторожности.

При движении в потоке с трамваем надо учитывать, что для трамвая также характерны частые остановки. Водителю тоже приходится останавливаться, чтобы пропустить пассажиров на посадку и высадку. Поэтому лучше, по возможности ехать впереди трамвая, чтобы избежать этих остановок. Если приходится поворачивать одновременно с трамваем, необходимо учитывать, что при повороте у трамвая выносит его заднюю часть. Поэтому, двигаясь с ним рядом, следует предусмотреть интервал не менее 1 м от задней части трамвая и внимательно следить за его перемещением.


После получения водительских прав не каждый автомобилист рискует сразу самостоятельно выехать в город. На практических занятиях в автошколе рядом всегда был инструктор, теперь же нужно полагаться сугубо на свои силы и внимание. Даже если вы идеально знаете ПДД, всегда есть риск оказаться в сложном положении. Ведь не все участники дорожного движения и не всегда действуют предсказуемо. Кроме того, плохая погода или ужасное состояние дорожного покрытия также могут внести свои коррективы. Мы разобрали несколько самых распространенных ситуаций, которые могут выбить из колеи новичка.

Подготовка к выезду

Первое, что нужно сделать, прежде чем начать движение — настроить зеркала. Линия горизонта в отражении боковых зеркал должна проходить немного ниже середины. При этом важно видеть бок своей машины, но не более, чем 2 см. На оставшейся площади отражается вся дорога и транспорт, который по ней движется. Задача боковых зеркал — показать относительное движение, чтобы водитель смог подстроиться под других участников. Для начинающих это особенно важно.

Зеркало, размещенное в салоне, настраивается в соответствии с задним окном. Центры обоих конструкций должны совпадать. Можно легко проверить, правильно ли вы выполнили регулировку:

  • попросите другого человека обойти машину по окружности на расстоянии 2 метра;
  • как только его отражение исчезло в одном зеркале, он сразу должен появиться в другом;
  • если так и есть, значит вы все сделали верно.

Еще один важный момент — настройка водительского кресла. При посадке вам должно быть комфортно управлять рулем и нажимать на педали. От этого будет зависеть скорость реакции при сложной ситуации на дороге.

Выезд в город – полезные советы

Соблюдая правила дорожного движения, вы существенно снижаете риск стать участником ДТП. Как минимум практически в любой аварии, не будет вашей вины, а значит и штрафа. Однако, не всегда проблемы на дорогах выливаются лишь в финансовые расходы. Чтобы обезопасить себя и своих пассажиров от безрассудства других водителей и пешеходов, придерживайтесь нескольких советов.

Правильно определяйте тормозной путь

Всегда соблюдайте адекватное расстояние между своей и другими машинами на дороге. Неважно насколько быстрой будет реакция, мгновенно затормозить не удастся, так как:

  • если вы едете со скоростью 60-70 км/ч, то до полной остановки вы пройдете не менее 12-15 метров;
  • тормозная система срабатывает меньше, чем за секунду, но даже этого времени хватит для того, чтобы машина проехала 2-3 метра;
  • величина тормозного пути при разном скоростном режиме и у разных авто составляет от 20 до 60 метров, и чем хуже состояние шин и транспорта в целом, тем он больше.

При езде следите не только за автомобилем, который движется впереди вас. Обращайте внимание и на участников движения, едущих впереди нее. Не факт, что тот водитель успеет быстро отреагировать на внезапно сложившуюся сложную ситуацию. У вас же будет в запасе пара секунд, чтобы избежать столкновения.

Пропускайте тех, кто вытесняет вас с дороги

К сожалению, на дорогах всегда были и будут невоспитанные и наглые водители. Ситуация, когда кто-то пытается вытеснить вас с полосы, чтобы обогнать или занять ваше место — не редкость. Хотя бывают и экстренные случаи, например, если водителю другого авто стало плохо или в его машине вот-вот родится ребенок. Не нужно разбираться, почему вас намерены сместить. Лучше сбросьте скорость и пропустите спешащего. Так вы убережете себя от ДТП.

Если вас ослепили фарами…


Если водитель авто, движущегося по встречной полосе, не переключил дальний свет на ближний, прежде всего, постарайтесь не смотреть на фары. Зажмурьте левый глаз, так удастся сохранить способность видеть и ослепление пройдет быстрее. Чтобы лучше видеть разметку на дороге, едьте по правой полосе и сбросьте скорость.

Сбавляйте скорость на поворотах

Действовать нужно по принципу: чем круче поворот, тем ниже должны быть скорость и передача. В большинстве случаев достаточно уменьшить скорость до 40 км/ч, переключиться на 3 передачу, и при выходе из поворота включить 4 передачу и увеличить скорость.

Планируйте поездку заранее

Не поддавайтесь на провокации


Если вас провоцируют на дороге сделать то, что противоречит правилам дорожного движения, не стоит идти на поводу. Вам могут сигналить, мигать фарами, кричать ругательные слова. Безусловно, обстановка вызывает стресс, однако, научитесь оставаться спокойным. Перед вами есть одна задача: добраться до пункта назначения без происшествий. Запомните: лучше уступить место тому, кто торопится и злится, чем нарушить правила по инициативе такого человека. Ведь он не будет отвечать за последствия.

Паркуйтесь правильно

Парковка дается новичкам обычно сложнее всего. Совершая маневр, можно зацепить рядом стоящие авто, или создать помеху для других машин и стать причиной затора. Специализированные стоянки в городе встречаются не так часто, поэтому нужно научиться парковаться у тротуара. Как это сделать:

  • подъедьте к бордюру как можно ближе;
  • во время движения следите за боковым зеркалом;
  • выйдите из авто, оцените положение;
  • если вас все устраивает, поставьте ориентир, например, найдите точку пересечения видимой части бордюра с краем капота и запомните ее;
  • при следующей парковке в городе ориентируйтесь на заданную точку.

Не торопитесь покупать гаджеты

Навигаторы и прочие устройства, которые призваны облегчать жизнь водителям, на самом деле могут серьезно отвлекать. Для начинающего автомобилиста будет сложно одновременно следить за дорогой и воспринимать информацию с гаджета. Достаточно отвлечься на пару секунд, чтобы попасть в ДТП.

Не бойтесь сотрудников ГИБДД


Люди в форме априори провоцируют волнение, особенно у новичков, которые совсем недавно сели за руль. Если вы не нарушаете правила, им не будет никакого дела до вас. Сотрудники ГИБДД — обычные люди, выполняющие свою работу.

Вывод

Правила дорожного движения вне города. Часть 1. Выезжаем за городскую черту.

Сегодня я начинаю новую серию статей, которая называется "Правила дорожного движения вне города", в которой будут рассматриваться особенности управления автомобилем при движении по загородным трассам.

Водители, которые сдавали экзамены и получали права 20-30 лет, конечно же вспомнят, что когда-то движение за городом и в городе мало чем отличалось. И там, и там автомобилей было немного. Однако за последние 10-20 лет ситуация изменилась кардинально, а выезд из города можно сравнить с попаданием в другой мир.

Сегодня езда в городе - это в основном стояние в пробках. В противовес этому за городом по крайней мере можно ехать, а не стоять. Ну а поскольку большинство кандидатов в водители проходят обучение именно в городах, да и большинство водительских удостоверений выдается именно там же, первый выезд за город часто оказывается сюрпризом. Для кого-то приятным, а для кого-то не очень.

Поэтому в этой серии статей я рассмотрю правила дорожного движения, которые чаще всего применяются при движении за городом, и соответствующие штрафы за нарушения этих правил.

Что нужно сделать при выезде из города

Относительно недавно (до 20 ноября 2010 года) при выезде из города или другого населенного пункта было необходимо включить ближний свет фар, однако в настоящее время это требование ушло в прошлое, т.к. ближний свет фар стал обязателен для использования и в населенных пунктах.

В настоящее время при выезде из города никаких специальных действий выполнять не нужно, поэтому в принципе можно продолжить движение в точности так же, как и в городе.

Правила дорожного движения разрешают легковым автомобилям вне населенного пункта двигаться со скоростью 90 км/ч, поэтому увеличение скорости является единственным действием в рамках правил, которое можно выполнить при пересечении городской черты.

Подробнее о скорости движения вне города речь пойдет в одной из следующих статей серии, здесь лишь отмечу, что при движении за городом нужно внимательно следить за знаками, обозначающими начало населенного пункта, и вовремя снижать скорость.

Выбор маршрута движения за городом

Вопрос выбора маршрута движения за городом конечно же не стоит у водителей, которые имеют в своем распоряжении автомобильный GPS-навигатор. Для тех кто не знаком с навигатором поясню, что это устройство, внешне напоминающее телефон, позволяет строить на специальной карте маршрут движения для автомобиля и показывает этот маршрут на экране.

Тем же водителям, у которых навигатора нет, а ехать нужно, следует ориентироваться по знакам, обозначающим начало населенного пункта, а также по указателям направления и предварительным указателям направления:

5.23.1, 5.23.2 "Начало населенного пункта". Начало населенного пункта, в котором действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

5.25 "Начало населенного пункта". Начало населенного пункта, в котором на данной дороге не действуют требования Правил дорожного движения Российской Федерации, устанавливающие порядок движения в населенных пунктах.

6.9.1 "Предварительный указатель направлений", 6.9.2 "Предварительный указатель направления". Направления движения к обозначенным на знаке населенным пунктам и другим объектам. На знаках могут быть нанесены изображения знака 6.14.1, символы автомагистрали, аэропорта и иные пиктограммы. На знаке 6.9.1 могут быть нанесены изображения других знаков, информирующих об особенностях движения. В нижней части знака 6.9.1 указывается расстояние от места установки знака до перекрестка или начала полосы торможения.

6.10.1 "Указатель направлений", 6.10.2 "Указатель направления". Направления движения к пунктам маршрута. На знаках может быть указано расстояние (км) до обозначенных на них объектов, нанесены символы автомагистрали, аэропорта и иные пиктограммы.

Лучше всего свой маршрут движения за городом спланировать заранее, изучив соответствующую карту, например, в интернете. При этом рекомендую записать крупные населенные пункты, через которые Вы планируете ехать в одну колонку, а те, через которые ехать не планируете, - в другую. Такой список позволит Вам вовремя заметить отклонение от маршрута и не удаляться на сотни километров в неправильном направлении.

Выбор правильной полосы для движения

Последний момент, на котором я остановлюсь в первой статье серии, - выбор правильной полосы движения за городом. Для этого рассмотрим пункт 9.4 правил дорожного движения:

9.4. Вне населенных пунктов, а также в населенных пунктах на дорогах, обозначенных знаком 5.1 или 5.3 или где разрешено движение со скоростью более 80 км/ч, водители транспортных средств должны вести их по возможности ближе к правому краю проезжей части. Запрещается занимать левые полосы движения при свободных правых.
В населенных пунктах с учетом требований настоящего пункта и пунктов 9.5, 16.1 и 24.2 Правил водители транспортных средств могут использовать наиболее удобную для них полосу движения. При интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия.

Таким образом, вне населенного пункта нужно ехать по крайней правой полосе, и только если она занята, можно ехать по другим полосам. В этом месте возникает вопрос: "Что такое занятая полоса", ответ на который в правилах дорожного движения не дается.

Очевидно, что полоса может быть занята автомобилями, а вот может ли она быть занята ямами и ухабами не понятно совершенно.

Кроме того, за городом могут встретиться дороги, объективно имеющие только одну полосу (колею), но по ширине позволяющие разъехаться двум автомобилям. Т.е. колея накатана в середине двухполосной дороги. Особенно актуально это в зимнее время на небольших загородных дорогах.

Так вот в описанной ситуации рекомендую ехать либо всеми колесами в колее, либо всеми колесами вне колеи. Если этим советом пренебречь и поехать двумя колесами по асфальту, а двумя по льду, то можно попасть в очень неприятную ситуацию при торможении.

Штрафы за нарушение ПДД

В завершении этой статьи рассмотрим штрафы, которые могут быть наложены при описанных выше нарушениях правил дорожного движения.

Штраф за отсутствие ближнего света фар при движении за городом:

Статья 12.20. Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки
Нарушение правил пользования внешними световыми приборами, звуковыми сигналами, аварийной сигнализацией или знаком аварийной остановки -

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере ста рублей.

Штраф за выбор неправильной полосы для движения:

Статья 12.15. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда или обгона

1. Нарушение правил расположения транспортного средства на проезжей части дороги, встречного разъезда, а равно движение по обочинам или пересечение организованной транспортной или пешей колонны либо занятие места в ней -
влечет наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.

Читайте также: