Особенности крим характеристики дтп

Обновлено: 07.07.2024

Автотранспортное средство является одним из видов техногенных источников повышенной опасности. Резкий скачок автомобилизации и совершенствование механических транспортных средств привели не только к существенному улучшению жизнедеятельности общества, но и к негативному социальному явлению - дорожно-транспортной аварийности. Такое положение дел отрицательно сказывается даже на демографической ситуации в стране. Рост дорожно-транспортных происшествий (ДТП) происходит на фоне снижения качества их расследования.

Дорожно-транспортное происшествие (с позиций криминалистики) - это уголовно-релевантное событие, связанное с рассогласованием целесообразного и безопасного порядка дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, содержащее признаки преступления или выражающееся в факте обнаружения общественно опасного вреда и следов, которые воспринимаются как последствия транспортного преступления.

Различают следующие виды дорожно-транспортных происшествий:

а) столкновение движущихся автотранспортных средств между собой или с подвижным составом железных дорог;

б) опрокидывание движущегося автотранспортного средства;

в) наезд движущегося автотранспортного средства на стоящее транспортное средство, а также прицеп или полуприцеп;

г) наезд движущегося транспортного средства на неподвижный предмет (опора моста, столб, дерево, ограждение и т.д.);

д) наезд на пешехода или велосипедиста;

е) падение пассажира с движущегося транспортного средства или в салоне (кузове) движущегося транспортного средства в результате резкого изменения скорости или траектории движения и др.;

ж) падение перевозимого груза или отброшенного колесом транспортного средства предмета на человека, другое транспортное средство, наезд на лиц, не являющихся участниками дорожного движения, наезд на внезапно появившееся препятствие (упавший груз, отделившееся колесо и пр.) и др.

К элементам криминалистической характеристики преступного нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, интерпретирующим обстоятельства предмета доказывания, обычно относят: механизм происшествия, непосредственные (ближайшие) и основные причины ДТП, обстановку совершения преступления, особенности следообразования, личность правонарушителя.

Механизм ДТП следует рассматривать как длящийся многоэтапный процесс, каким бы скоротечным он ни был. При таком подходе механизм происшествия может анализироваться как система взаимосвязанных элементов, каждый из которых "участвовал" в возникновении и развитии преступного деяния. Это способствует более глубокому и полному расследованию этого преступного деяния. В криминалистической литературе выделяют семь основных стадий развития дорожно-транспортного происшествия:

1) исходная стадия, позволяющая устанавливать первоначальное состояние автомобиля, водителя и окружающей среды;

2) начальная стадия ДТП, которая определяется появлением в процессе движения транспорта объективного фактора, требующего ответного реагирования водителя и других участников движения в целях поддержания безопасности;

3) возникновение опасной дорожной ситуации, особенность которой заключается в появлении реальной угрозы наступления ДТП со всеми возможными общественно опасными последствиями;

4) ответное реагирование системы дорожного движения на опасность, которое предопределяет варианты развития аварийной обстановки;

5) управляемая аварийная обстановка, при которой водитель еще имеет какую-то возможность повлиять на развитие опасного процесса и наступление вредных последствий ДТП;

6) неуправляемая аварийная обстановка, в которой водитель или иной участник движения полностью лишен возможности повлиять своими целенаправленными действиями на наступление финальных последствий;

7) финальная стадия с прямыми или отклоненными последствиями дорожно-транспортного происшествия.

Познание механизма ДТП способствует установлению его причинно-следственных связей. Данные происшествия могут происходить по вине участников дорожного движения (водителя, пешехода, пассажира транспортного средства), лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, а также вследствие случайного стечения обстоятельств, непреодолимой силы природы (наводнение, обильный снегопад, землетрясение и т.п.).

Для установления истины по делу, возбужденному в связи с обнаружением дорожно-транспортного происшествия, основополагающее значение имеет получение доказательного знания относительно двух видов причин: а) о причинах, повлекших причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть; б) о причинах, обусловивших само происшествие, т.е. о том, что привело к нему, в результате чего оно стало возможным.

Получению данного знания способствует последовательное решение задач по: собиранию информации, характеризующей место, время, механизм развития и другие обстоятельства общественно опасного происшествия; установлению непосредственной, а также основной причины этого события (т.е. действий или бездействия, обусловивших возможность реализации непосредственной причины); установлению личности виновного (виновных), мотива, цели и других обстоятельств содеянного.

Ключевое значение для выяснения истины по делу имеет выявление непосредственной причины ДТП. Чаще всего дорожно-транспортные происшествия возникают в результате нарушения правил дорожного движения (ПДД) водителями и пешеходами.

К наиболее распространенным нарушения ПДД водителями относятся: превышение установленной скорости движения; несоблюдение очередности проезда транспортных средств на перекрестках; нарушение правил маневрирования при обгоне, перестроении, поворотах и т.д.; управление водителем транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного).

Нарушения ПДД пешеходами обычно состоят в неожиданном появлении из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля, припаркованного у тротуара или обочины); выходе на проезжую часть дороги в запрещенном месте или из неосвещенной зоны; непредсказуемом поведении, при котором водитель ошибочно уверен во взаимопонимании с пешеходом (например, пешеход, явно пережидавший проезд транспортного средства, вдруг бежит наперерез ему).

Обстановка ДТП представляет собой комплекс условий, при которых возник источник опасности, сложилась аварийная ситуация и наступили вредные последствия. Важными элементами обстановки являются:

1) дорожные условия, связанные с конструктивными параметрами и качественным состоянием участка дороги, на котором произошло ДТП;

2) условия видимости, которые зависят от времени суток, погодных условий, искусственного освещения и т.п.;

3) интенсивность движения транспортных средств и пешеходов, наличие средств регулирования движения (светофоры, линии разметки и т.д.).

Характерные следы дорожно-транспортных происшествий могут оставаться:

1) на дороге: а) следы транспортного средства: ходовой части; неходовой части (кузова, бампера, крыльев и др.); отделившиеся при столкновении с препятствием вещества, материалы и изделия (горюче-смазочные материалы, осколки стекла, части, детали узлов и агрегатов, осыпи перевозимого груза и т.д.); б) следы, оставленные пострадавшими: отпечатки и следы скольжения обуви (хорошо обнаруживаются на снегу и влажном грунте); волочения (пятна крови, волосы, фрагменты тканей человеческого тела, наслоения материалов одежды, царапины, оставляемые ее фурнитурой, и др.); личные вещи и т.д.;

2) на транспортном средстве: следы и повреждения, образовавшиеся при столкновении с преградой или в результате наезда на неподвижные объекты и пешеходов (следы, отображающие макро- и микрорельеф следообразующего объекта; наслоения различных материалов и веществ, принадлежащих другому транспортному средству либо объекту, на который был совершен наезд, и др.);

3) на объектах окружающей обстановки: следы воздействия транспортного средства и пострадавшего на опоры мостов и путепроводов, осветительные устройства и столбы электропередачи, придорожные сооружения и т.д. (наслоения лакокрасочных материалов и покрытий, нефтепродуктов, горюче-смазочных материалов и др.; отделившиеся от транспортного средства осколки фар и стекол, частей декоративной решетки, бампера и др.);

4) на одежде, обуви и теле пострадавшего: следы при наезде и переезде тела транспортным средством (отпечатки рисунка протектора шин и частей транспортного средства, наслоения горюче-смазочных и лакокрасочных материалов и др.); следы контакта с частями салона (кабины) автомобиля (отпечатки рисунка накладок педалей на подошвах обуви водителя; повреждения материала одежды в результате контакта с рулевым колесом, ручками дверей, рычагом переключения передач и др.; частицы ткани, из которой сшиты чехлы, обивки сидений, и т.д.).

Преступные нарушения правил дорожного движения отличаются значительной распространенностью и повышенной общественной опасностью. Успешное расследование дорожно-транспортных происшествий (ДТП), совершенствование деятельности органов предварительного следствия во многом зависят от четкого представления о наиболее типичных условиях и обстоятельствах, при которых чаще всего имеют место нарушения правил безопасности дорожного движения. Большую помощь здесь может оказать криминалистическая характеристика ДТП, явившихся следствием преступных нарушений правил безопасности.

События, происшедшие в результате нарушения тех или иных правил безопасности дорожного движения, в котором обязательно участвовал автомототранспорт либо городской электротранспорт и после которого наступили вредные последствия, именуется дорожно-транспортным происшествием. Однако не все, а лишь те дорожно-транспортные происшествия, в результате которых наступили серьезные вредные последствия – менее тяжкие или тяжкие телесные повреждения либо смерть потерпевшего, именуется дорожно-транспортными преступлениями, то есть деяниями, влекущими уголовную ответственность в соответствии с уголовным законодательством. Остальные случаи дорожно-транспортных происшествий являются, как правило, основанием дисциплинарной, административной и гражданско-правовой ответственности.

Видами ДТП являются: а) наезд транспортного средства на пешеходов, велосипедистов, гужевой транспорт и животных; б) столкновение транспортных средств; в) опрокидывание транспортного средства; г) наезд транспортного средства на препятствие; д) падение пассажиров; е) прочие ДТП.

По причинам возникновения дорожно-транспортные происшествия можно подразделить на: 1) происшествия, возникшие по вине людей (водителей, пассажиров, лиц, ответственных за техническое состояние транспортных средств и дорог, и другие) и 2) происшествия, которые обусловлены непреодолимой силой природы (наводнение, обвал, землетрясения и т.п.), а также случайным стечением обстоятельств.

В подавляющем большинстве случаев ДТП возникают в результате нарушения правил дорожного движения водителями, пешеходами, пассажирами, велосипедистами, а также вследствие грубых нарушений работниками транспортных хозяйств правил технической эксплуатации и плохого контроля за состоянием дорог и организации регулирования уличного движения.

Нарушение правил дорожного движения со стороны водителей чаще всего заключаются в: превышении безопасной скорости при маневрах (повороте, обгоне, необходимости уклонится от столкновения или наезда, объехать препятствие или неровность дороги), попадании на участок дороги с худшими характеристиками; обострении дорожной обстановки; несоблюдении очередности проезда перекрестков; неподачи или неправильной подачи предупредительного сигнала; неправильном расчете минимального остановочного пути при различных скоростях движения и состоянии дорожного покрытия; нарушении требований сигналов светофора, дорожных знаков и указателей, требований дорожной разметки; не соблюдении безопасной дистанции; неожиданном выезде из своего ряда движения и ослеплении светом фар; стоянке на проезжей части без освещения; нарушении правил перевозки пассажиров; нетрезвом состоянии водителя, его работе по времени, превышающем допустимые пределы, после которых наступает утомляемость и другие.

Нарушение правил дорожного движения со стороны пешеходов обычно состоят в: неожиданном появлении пешехода из-за препятствия (например, из-за стоящего на остановке автобуса, автомобиля у тротуара или обочины); внезапном выходе из-за транспортного средства, движущегося в попутном или встречном направлении; непредсказуемом поведении пешехода, при котором водитель ошибочно уверен во взаимном контакте с пешеходом (например, пешеход, явно пережидающий проезд автомашины, вдруг перебегает наперерез); выходе на проезжую часть в месте, где это запрещено; внезапном выходе из неосвещенной зоны дороги и другие.

Огромную опасность представляет управление механическими транспортными средствами лицами, находящимися в состоянии опъянения. Специальные медикопсихологические и психофизиологические исследования неопровержимо подтверждают, что даже незначительное количество алкоголя в организме человека существенно снижает его способность к управлению автомобилем, мотоциклом, трактором и другим механическим транспортным средством.

Для ДТП характерно наличие многочисленных следов и изменений в материальной обстановке. Это – и следы движения, скольжения по дороге, следы повреждений на самих транспортных средствах, наземных сооружениях, повреждения и травмы, полученные водителем, пассажирами, пешеходами и т.п.

Последствием ДТП, как правило, является материальный ущерб, связанный с повреждением (уничтожением) транспортного средства, наземных сооружений и т.д. Наиболее тяжкие последствия – гибель людей, получение телесных повреждений, психических травм. В результате ДТП возможны и вредные воздействия на окружающую среду (аварии транспортных средств, перевозящих взрывоопасные, токсичные и радиоактивные вещества).

Криминалистическая характеристика ДТП включает в себя также совокупность общих, частных и индивидуальных взаимообусловленных черт, проявляющихся преимущественно в механизме преступления, некоторых особенностях способа его совершения, обстановки и средств совершения преступления, а также особенностях личностного характера участников.

В криминалистической характеристике данного преступления ведущим элементом является именно механизм преступления, а не способ его совершения, как это нередко наблюдается в криминалистических характеристиках других преступлений. Способ совершения дорожно-транспортного происшествия, имеющий своеобразные черты, чаще играет подчиненную роль по отношению к механизму и другим элементам криминалистической характеристики дорожно-транспортного происшествия. При этом под механизмом дорожно-транспортного происшествия понимается совокупность промежуточных состояний и процессов, формирующих последствия на взаимодействовавших объектах в материализованном виде, на предаварийном, аварийном и послеаварийном этапах развития дорожно-транспортного происшествия.

Способ совершения дорожно-транспортного происшествия как самостоятельный элемент криминалистической характеристики в силу своеобразия этого вида преступлений чаще всего рассматривается с позиций особенностей поведения в предаварийной обстановке, способа предотвращения наступления вредных последствий либо уменьшения их тяжести. Способ сокрытия факта дорожно-транспортного происшествия или своего участия в нем, а иногда и способ маскировки его под другое преступление являются самостоятельными элементами указанной характеристики.

Обстановка преступных нарушений правил безопасности включает в себя такие элементы, как место, время и другие обстоятельства. Дорожная обстановка, например, представляет собой сложную исключительную динамичную совокупность объективных и субъективных обстоятельств, которые должны учитываться водителем при управлении транспортным средством. Она включает в себя и планировку дорог и уличных магистралей, освещенность проезжей части в темное время суток, состояние дорожного покрытия, средств автоматического и иного регулирования дорожным движением, интенсивность и скорость движения машин и пешеходов, поведение пешеходов и водителей автомобилей и т.д. Чем сложнее дорожная обстановка, тем больше оснований ожидать возникновения аварийных ситуаций. Так, чаще всего дорожно-транспортные происшествия имеют место в часы наиболее интенсивного движения транспорта, при неблагоприятных погодных условиях, в ночное время и т.п.

Наряду с обстановкой, криминалистическое значение имеет также техническое состояние транспортного средства, попавшего в аварию. Судебно-следственная практика свидетельствует о нередких фактах недоброкачественного технического осмотра, ремонта транспортных средств, использование в отдельных автохозяйствах при ремонте нестандартных деталей, некачественных, легко воспламеняющихся смазочных материалов. Выезд водителей на неисправных автомобилях по указанию должностных лиц нередко приводит к авариям с тяжелыми последствиями.

Важное значение имеют особенности личности нарушителей правил дорожного движения. Как правило, этой категории правонарушений свойственны: излишняя самоуверенность, эгоизм, нечестность; пренебрежительное отношение к правилам безопасности; недостаточная профессиональная подготовка; отсутствие необходимого опыта, практических навыков; недостаточная требовательность к себе и подчиненным в части соблюдения требований безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта.

Дорожно-транспортное происшествие, как правило, -- результат многих обстоятельств, образующих совокупность причин и следствий. Установление истинных причин нарушения правил безопасности, приведших к аварии, и обстоятельств, им способствующих, не только одна из важных задач раскрытия преступления, но и неотъемлемая часть обеспечения безопасности движения и эксплуатации автотранспорта. Наиболее типичными обстоятельствами, способствующими автотранспортным преступлениям в обобщенном виде, являются: недостатки в организации движения автотранспорта и пешеходов, в контроле за техническим состоянием транспортных средств, дорог и улиц; отсутствие надлежащего надзора за движением со стороны органов ГАИ, общественности; недостатки в подготовке водителей транспортных средств (как профессионалов, так и автолюбителей), в пропаганде правил дорожного движения среди его участников.

Преступления против безопасности движения и эксплуатации автотранспорта в криминалистике принято называть дорожно-транспортными преступлениями (ДТП). Под указанными преступлениями понимаются виновно совершенные деяния, вследствие которых в процессе движения транспортного средства (средств), произошла авария, результатом которой явились общественно-опасные последствия, предусмотренные УК РФ.

Такими последствиями в соответствии с УК РФ являются причинение смерти либо тяжкого вреда здоровью одному или нескольким лицам. В подавляющем большинстве случаев указанные последствия наступают в результате нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств водителем транспортного средства – ст. 264 УК РФ (от 60 до 80 %).

Специфика криминалистической характеристики ДТП определяется тем, что данные преступления совершаются с неосторожной формой вины, как правило, в виде преступного легкомыслия. В связи с этим в криминалистической характеристике данной группы преступлений отсутствует такой элемент как способ преступления. Вместо него говорят о видах и механизме ДТП.

  1. Столкновение двух или более движущихся транспортных средств. Столкновения могут быть встречными, которые происходят в основном при нарушении правил обгона, объезда препятствий, выезде на встречную полосу при заносе, неисправности транспортного средства и т.п. Кроме встречных, столкновения могут быть попутными. Они происходят как правило в результате несоблюдения безопасной дистанции при движении. Боковые столкновения в основном происходят при нарушении правил проезда перекрёстков, разворота и т.п.
  2. Наезды совершаются на пешеходов, велосипедистов, неподвижные препятствия. Столкновения и наезды составляют основную часть ДТП.
  3. Опрокидывания.
  4. Выпадения пассажиров
  5. Иные ДТП.

Механизм ДТП включает несколько стадий:

  1. Появление в обстановке дорожного движения обстоятельств, нарушающих равновесие движения. Такое равновесие может быть нарушено в результате умышленного нарушения правил дорожного движения водителем, неправильного поведения пешеходов вблизи дороги или на дороге, резкого ухудшения погодных условий (дождь, гололёд, ухудшение видимости и т.п.), возникновения неисправности транспортного средства и т.д.
  2. Возникновение аварийной ситуации, которая характеризуется тем, что управляющий транспортным средством частично утрачивает возможность своими действиями влиять на развитие события
  3. Перерастание аварийной ситуации в неуправляемую. В данном случае участники события полностью лишаются возможности влиять на его механизм.
  4. Финальная стадия происшествия характеризуется наступлением вредных последствий. Окончательный характер данных последствий зависит от многих факторов. Некоторые из них могут оказать положительное действие, и результат будет менее тяжким, Если обстоятельства финальной стадии окажутся отрицательными, то последствия наступят более тяжкие.

В большинстве случаев лица, совершающие автотранспортные преступления отличаются такими чертами характера как безответственность, легкомыслие и т.п. В то же время, в отличие от большинства виновных в умышленных преступлениях, эти лица не имеют стойкой криминальной установки, часто раскаиваются в содеянном, оказывают помощь в расследовании. Особенно активно виновные проявляют раскаяние в первые дни после происшествия под влиянием жалости к пострадавшим. Этот факт часто неправильно оценивается следователем, который, надеясь на правдивые показания, полученные от обвиняемого (подозреваемого), снижает активность по поиску доказательств объективного характера. Обвиняемый же в свою очередь, обнаружив, что доказательств его вины недостаточно и обвинение фактически базируется на его собственных показаниях, изменяет их, признавая только то, что имеет объективное подтверждение.

Место, время и обстановка ДТП

Основная масса дорожно-транспортных происшествий происходит на участках дороги с наиболее интенсивным движением. Время ДТП также характеризуется месяцами, днями и часами, на которые приходится пик интенсивности движения: май – сентябрь (период отпусков, выездов на дачу), вечерние часы пятницы и воскресенья. Количество ДТП возрастает при ухудшении климатических условий.

Обстановка дорожно-транспортного происшествия включает в себя несколько элементов:

  • условия внешней среды, в которой осуществляется движение транспорта (конструктивные особенности устройства дороги, состояние дорожного покрытия, средства регулирования и организации движения, наличие ограждений, разметки, зелёных насаждений вдоль дороги, различных сооружений);
  • динамические элементы дорожного движения (интенсивность движения, взаимное положение транспортных средств и пешеходов, изменение сигналов движения;
  • условия восприятия обстановки (время года, суток, погода, наличие, естественное освещение, наличие искусственных источников света, интенсивность звуков, свойства участников движения – состояние зрения, слуха, реакции).

Типичный механизм следообразования определяется тем какое именно ДТП произошло, в какой обстановке, каков был механизм развития аварии. Во время ДТП, как правило, образуется большое количество материальных следов. Так, при столкновении движущихся транспортных средств взаимодействие происходит между данными транспортными средствами, вследствие чего наблюдается деформация их отдельных частей, отделение узлов и деталей, разрушение стеклянных элементов. Характерно наличие следов – веществ – потёки и пятна воды, масла, антифриза, смазки и т.п. При взаимодействии транспортных средств между собой и с предметами окружающей обстановки остаются следы лакокрасочного покрытия (особенно важные при идентификации скрывшегося автомобиля).

Аналогичные следы возникают при наезде транспортного средства на неподвижные объекты. При наезде на пешехода (велосипедиста) на дороге остаются следы крови, трассы от волочения пострадавшего и т.п. Достаточно типичные следы в виде различных телесных повреждений имеются, как правило, на теле пострадавших пешеходов и водителей.

Данные следы способствуют установлению механизма происшествия, помогают установить положение пострадавших во время аварии. Исключительно важное значение имеют следы – отпечатки. Наиболее информативные из них – следы колёс транспортных средств. Они могут дать возможность идентифицировать автомобиль (следы качения), а также установить механизм происшествия (следы скольжения – юза, заноса, бокового перемещения колёс и т.п.).

При характеристике идеальных следов ДТП необходимо учитывать специфику их образования. Для дорожных происшествия характерна быстротечность события, его неожиданность, кратковременность восприятия и вследствие этого – ограниченность воспринятой и зафиксированной в памяти информации. Качество восприятия и запоминания зависит и от таких факторов, как освещённость, метеорологические условия, состояние участников ДТП и очевидцев (часто это состояние можно охарактеризовать как стрессовое). Всё это требует особенно тщательной работы с очевидцами и участниками ДТП, глубокой проверки и оценки всех показаний.

Криминалистическая характеристика ДТП

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) – это событие с участием любого транспортного средства (автомобиля, мотоцикла, автобуса и так далее), в результате которого произошла гибель людей, повреждение транспорта и причинен иной материальный или моральный ущерб. Часто в результате ДТП люди не погибают, но становятся инвалидами или при травме головы теряют память.

Криминалистическая характеристика ДТП

Все дорожно-транспортные происшествия условно можно разделить на несколько видов согласно их механизму:

  1. Столкновение транспортных средств.
  2. Наезд на пешеходов.
  3. Опрокидывание автомобиля (обычно это бывает в результате несчастного случая, но иногда имеет место и заранее спланированное убийство, которое злоумышленник маскирует под ДТП).
  4. Выпадение людей из транспортного средства. Так часто поступают похитители при преследовании. Они на полном ходу выбрасывают заложника из автомобиля, что может привести к его гибели.

При возникновении ДТП возможны два вида развития дальнейших событий:

  1. Виновник ДТП остался на месте, вызвал полицию и скорую помощь, оказал помощь пострадавшим, принял все меры для того, чтобы следы аварии сохранились. Также имеются свидетели происшествия. Это могут быть водители и пассажиры из пострадавших автомобилей, либо пешеходы, на глазах у которых произошло ДТП.
  2. Виновник ДТП скрылся с места преступления. Обычно такое бывает, если водитель насмерть сбил пешехода, причем свидетелей при этом не было (темное время суток, спальный район города и так далее). В таких случаях преступник старается скрыть следы происшествия. Он может уехать с места ДТП, не оказать помощь, попытаться спрятать труп. После этого обычно он отправляет автомобиль в ремонт, чтобы заделать и закрасить вмятины на капоте.

При осмотре места ДТП наиболее характерной для криминалистической характеристики является ситуация, когда присутствуют все необходимые для осмотра элементы:

  • Транспортные средства, принимавшие участие в ДТП.
  • Труп.
  • Живой человек, пострадавший в ДТП.
  • Участок дороги, где произошло ДТП.
  • Местность, которая прилегает к этом участку (жилые дома, офисные здания, предприятия, магазины и так далее).

Важным следственным действием при расследовании ДТП является допрос водителей, пассажиров, потерпевших, свидетелей. Он проводится на месте, потому что многие детали могут через некоторые время стереться из памяти. Также в настоящее время практически на каждом здании расположены камеры видеонаблюдения. Если ДТП случилось в городе, а не на трассе, то камеры на близлежащих домах могут его зафиксировать. Для этого по постановлению следователя проводится изъятие и просмотр записи.

Если пострадавшего в ДТП человека увезли в больницу, то проводить его допрос следователь может только с разрешения врача. Поэтому для начала он беседует именно с врачом о состоянии здоровья потерпевшего. Иногда больной находится без сознания. В таком случае следователь узнает приблизительный врачебный прогноз о том, когда человек должен прийти в себя и будет ли он в состоянии давать показания. Если потерпевший в коме, то даже врачи ничего не могут гарантировать.

При расследовании ДТП обязательно проводится автотехническая экспертиза всех транспортных средств, которые пострадали при этом. Проверяются тормозные колонки на наличие намеренного вредительства, общая исправность или неисправность автомобиля. Кроме того, обязательна судебно-медицинская экспертиза (при наличии трупа). Если человек выжил (обычно он определенное время находится в больнице), то следователь обязательно приобщает к делу выписки из его истории болезни.

Таким образом, с точки зрения криминалистики, ДТП ничем не отличается от любого другого происшествия. Оно так же представляет собой место происшествия, оставление следов, наличие виновного, потерпевшего и свидетелей. И следственные действия по факту ДТП проводятся самым обыкновенным образом.

Читайте также: