Особенности расследования дтп диплом

Обновлено: 30.06.2024

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ROAD ACCIDENTS / ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ / CAUSES / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / CRIMINALISTICS CHARACTERISTIC / ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ / FEATURES OF THE INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Базан А.В., Ненашев Л.Н.

В статье рассмотрены способы и особенности расследования дорожно-транспортных происшествий , дана их криминалистическая характеристика , а также указаны причины.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Базан А.В., Ненашев Л.Н.

Особенности проведения допроса водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие, при расследовании дорожно-транспортных происшествий

Особенности расследования причин и условий дорожно-транспортных проишествий следственно-опреративной группой ОВД

METHODS OF INVESTIGATION OF TRAFFIC ACCIDENTS

This article describes basic terminology, classification, methods of investigation of road accidents . The authors make a conclusion about the causes of road accidents , crime characteristics and peculiarities of the investigation of road accidents .

А.В. Базан, Л.Н. Ненашев МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

В статье рассмотрены способы и особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, дана их криминалистическая характеристика, а также указаны причины.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, причины возникновения, криминалистическая характеристика, особенности расследования.

A.V. Bazan, L.N. Nenashev METHODS OF INVESTIGATION OF TRAFFIC ACCIDENTS

This article describes basic terminology, classification, methods of investigation of road accidents. The authors make a conclusion about the causes of road accidents, crime characteristics and peculiarities of the investigation of road accidents.

Key words: road accidents, causes, criminalistics characteristic, features of the investigation.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - несоблюдение привычного установленного правилами дорожного движения передвижения автотранспорта по проезжей части, вследствие которого возникают угрожающие жизнедеятельности человека факторы. Нарушения, исходя из наступивших последствий, предусмотрены как уголовным законодательством, так и Кодексом об административных правонарушениях РФ.

К возникновению аварийных ситуаций на проезжей части, прежде всего, приводит возрастание количества автотранспорта, неудовлетворительное состояние дорог, использование старого технически неисправного автотранспорта, недисциплинированность лиц управляющих автотранспортом, в том числе и употребление водителем алкогольной продукции, наркотических средств, психотропных и других одурманивающих веществ, а также прочие стечения условий. Количество ДТП возрастает с каждым годом, увеличиваются тяжкие последствия аварий. По этой причине обеспечение безопасности дорожного движения давно стало одним из приоритетных направлений политики не только нашего государства, но и всего мирового сообщества [1, c. 5].

Ключевыми видами ДТП являются:

- столкновение автотранспорта с преградой;

- столкновение автотранспорта друг с другом;

- копотирование (опрокидывание) автотранспорта;

- наезд автотранспорта на человека, в том числе и передвигающегося на велосипеде;

- наезд автотранспорта на домашнее или дикое животное.

Участок местности, где совершено ДТП, содержит важнейшие, часто малозаметные для обывателя, но в то же время значимые для сотрудника, проводящего расследование, сведения о причинах и условиях произошедшего.

При осмотре места совершения ДТП необходимо учитывать следующие особенности обследуемого участка:

1. Покрытие автодороги, погодные условия, различимость предметов и просматриваемость, искусственная или естественная освещенность.

2. Исходные, ключевые обстоятельства, полученные в результате автопроисшествия, объединённые воедино действия и их последствия. К таким моментам относятся: месторасположение автотранспорта, имеющего отношение к ДТП на определенном промежутке автодороги и примыкающему к ней участку местности; следы (оттиск, трасса) автотранспорта; месторасположение тел погибших, если таковые имеются; следообразование (следы скольжения автотранспорта, осколки автостекол, деформированные и оторванные вследствие удара части автотранспорта, пятна различных веществ и многое другое).

3. Технические характеристики участка автодороги, откуда начинается и где заканчивается автопроисшествие (наличие склона, покрытие дорожного полотна, погодные условия и т.д.).

Успешному расследованию ДТП способствует организация первоначальных действий на месте произошедшего события, которые заключаются в следующем:

3. Проведение оперативно-розыскных действий в случае, если водитель на автотранспорте покинул место происшествия.

4. Объективное изучение обстоятельств, полный сбор и документальная фиксация вещественных доказательств [2, с. 158].

На первой стадии расследования ДТП, возникают следующие ситуации:

1) все участники присутствуют на месте произошедшего события к моменту прибытия сотрудников ОВД. В таком случае осуществляется осмотр места события и осмотр автотранспорта; проверка водителя на наличие алкоголя в крови (не только алкоголя, но и на предмет наркотического или токсического опьянения); допрос потерпевшего лица c акцентом на полученные им в результате ДТП травмы, подозреваемого лица, свидетелей; последующее назначение определенной экспертизы. В ходе допроса потерпевшего необходимо выяснить, каким образом он переходил дорогу, в каком месте, темп движения, сколько он прошел по дороге и т.д. Эти обстоятельства имеют огромное значение для дальнейшего проведения следственного эксперимента, в ходе которого устанавливается время, которое прошло с момента возникновения опасности для движения водителя до произошедшего наезда (когда потерпевший переходил дорогу);

2) водитель покинул место ДТП, оставив автотранспорт. На этой стадии следователь осуществляет осмотр места события и осмотр автотранспорта, особое внимание уделяется поиску следов лица, управлявшего автотранспортом; допрашивает потерпевшего, делая акцент на полученных им в результате ДТП травмах, а также на действиях водителя (оказывал ли водитель помощь пострадавшему, его приметы и т.д.); принимает меры для поиска водителя, покинувшего место ДТП;

3) водитель скрылся с места ДТП с автотранспортом. В данной ситуации осуществляется осмотр места события и осмотр следов автотранспорта, значительное внимание уделяется поиску улик; допрос потерпевшего лица, свидетелей; последующее назначение определенной экспертизы, а также принятие мер для поиска водителя, покинувшего место события, и автотранспорта [4, а 683].

Если известно, что автотранспорт имеет серьезное повреждение, которое затруднит ему движение, или не позволит далеко уехать, то должна быть осмотрена территория, прилегающая к месту происшествия.

При обнаружении груза, оставшегося на месте происшествия, можно примерно установить место погрузки. Далее следует выяснить, кто получал данный груз в день происшествия, на каком автотранспорте он перевозился. По следам протекторов шин на месте происшествия можно определить тип и модель автотранспорта. Затем установить по данным учетов ГИБДД, в какой организации имеется данный автотранспорт, где находился в день произошедшего события. Если имеются сведения oб индивидуальном регистрационном номере автомобиля или части его и o типе автотранспорта, то по данным учетов ГИБДД устанавливают, кому он принадлежит. В целях розыска автотранспорта, покинувшего место происшествия, информацию передают во все посты ДПС, сообщают приметы автотранспорта и указывают имеющиеся или предполагаемые на нем повреждения. Обнаруженное по указанным приметам транспортное средство должно быть

осмотрено [2, c. 156]. Также по данным учетов ГИБДД, если имеются сведения об автотранспорте, можно узнать владельца.

Нередки случаи, когда водитель, скрывшийся с места происшествия, оставляет где-либо свой автотранспорт, а затем заявляет в полицию о его краже. Доказать причастность такого водителя к ДТП можно либо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо используя результаты биологической экспертизы, если она дала заключение, что следы наложения биологического вещества на рулевом колесе и рычаге переключения скоростей оставлены одним человеком, а именно водителем, образцы (буквальные эпителии) которого предоставлены на сравнительную экспертизу. Кроме того, распространённым способом установления места автомобиля является определение места, откуда поступил звонок заявителя о краже. Как правило, такой заявитель сообщает о краже, находясь в непосредственной близости от брошенного им автомобиля, и исходит из того, что, чем быстрее после ДТП он позвонит в полицию, тем правдоподобнее будет его алиби неучастия в ДТП.

Список использованной литературы

1. Зубенко Е.В., Степанюгин К.В. Организация деятельности органов внутренних дел на первоначальном этапе раскрытия и расследования оставления в опасности при дорожно-транспортном происшествии: учебно-практическое пособие. Хабаровск, 2015. 188 с.

2. Ищенко П.П. Методика расследования ДТП // Криминалистика: учебник: В т. 2. Волгоград, 2008, 458 с.

3. Зубенко Е.В. К вопросу об установлении состояния опьянения по уголовным делам о дорожно-транспортных преступлениях // Правовые и организационные механизмы реализации уголовно-процессуального законодательства: сб. науч. статей. М.: Академия управления МВД РФ, 2017. С. 230-235.

4. Ищенко Е.П., Егоров Н.Н., «Криминалистика для следователей и дознавателей: научно-практическое пособие. М.: Контракт, 2010. 683 с.

5. Зубенко Е.В., Лаптев С.А. Особенности организации и проведения розыскных мероприятий первоначального этапа расследования дорожно-

транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности // Транспортное право. 2014. № 4. С. 15-19.

6. Грибунов О.П., Трубкина О.В., Третьякова Е.И. Тактические особенности проведения следственного осмотра: учебное пособие. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. 92 с.

ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫЕ ПРОИСШЕСТВИЯ / ROAD ACCIDENTS / ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ / CAUSES / КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА / CRIMINALISTICS CHARACTERISTIC / ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ / FEATURES OF THE INVESTIGATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Базан А.В., Ненашев Л.Н.

В статье рассмотрены способы и особенности расследования дорожно-транспортных происшествий , дана их криминалистическая характеристика , а также указаны причины.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Базан А.В., Ненашев Л.Н.

Особенности проведения допроса водителя, совершившего дорожно-транспортное происшествие, при расследовании дорожно-транспортных происшествий

Особенности расследования причин и условий дорожно-транспортных проишествий следственно-опреративной группой ОВД

METHODS OF INVESTIGATION OF TRAFFIC ACCIDENTS

This article describes basic terminology, classification, methods of investigation of road accidents . The authors make a conclusion about the causes of road accidents , crime characteristics and peculiarities of the investigation of road accidents .

А.В. Базан, Л.Н. Ненашев МЕТОДИКА РАССЛЕДОВАНИЯ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ

В статье рассмотрены способы и особенности расследования дорожно-транспортных происшествий, дана их криминалистическая характеристика, а также указаны причины.

Ключевые слова: дорожно-транспортные происшествия, причины возникновения, криминалистическая характеристика, особенности расследования.

A.V. Bazan, L.N. Nenashev METHODS OF INVESTIGATION OF TRAFFIC ACCIDENTS

This article describes basic terminology, classification, methods of investigation of road accidents. The authors make a conclusion about the causes of road accidents, crime characteristics and peculiarities of the investigation of road accidents.

Key words: road accidents, causes, criminalistics characteristic, features of the investigation.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) - несоблюдение привычного установленного правилами дорожного движения передвижения автотранспорта по проезжей части, вследствие которого возникают угрожающие жизнедеятельности человека факторы. Нарушения, исходя из наступивших последствий, предусмотрены как уголовным законодательством, так и Кодексом об административных правонарушениях РФ.

К возникновению аварийных ситуаций на проезжей части, прежде всего, приводит возрастание количества автотранспорта, неудовлетворительное состояние дорог, использование старого технически неисправного автотранспорта, недисциплинированность лиц управляющих автотранспортом, в том числе и употребление водителем алкогольной продукции, наркотических средств, психотропных и других одурманивающих веществ, а также прочие стечения условий. Количество ДТП возрастает с каждым годом, увеличиваются тяжкие последствия аварий. По этой причине обеспечение безопасности дорожного движения давно стало одним из приоритетных направлений политики не только нашего государства, но и всего мирового сообщества [1, c. 5].

Ключевыми видами ДТП являются:

- столкновение автотранспорта с преградой;

- столкновение автотранспорта друг с другом;

- копотирование (опрокидывание) автотранспорта;

- наезд автотранспорта на человека, в том числе и передвигающегося на велосипеде;

- наезд автотранспорта на домашнее или дикое животное.

Участок местности, где совершено ДТП, содержит важнейшие, часто малозаметные для обывателя, но в то же время значимые для сотрудника, проводящего расследование, сведения о причинах и условиях произошедшего.

При осмотре места совершения ДТП необходимо учитывать следующие особенности обследуемого участка:

1. Покрытие автодороги, погодные условия, различимость предметов и просматриваемость, искусственная или естественная освещенность.

2. Исходные, ключевые обстоятельства, полученные в результате автопроисшествия, объединённые воедино действия и их последствия. К таким моментам относятся: месторасположение автотранспорта, имеющего отношение к ДТП на определенном промежутке автодороги и примыкающему к ней участку местности; следы (оттиск, трасса) автотранспорта; месторасположение тел погибших, если таковые имеются; следообразование (следы скольжения автотранспорта, осколки автостекол, деформированные и оторванные вследствие удара части автотранспорта, пятна различных веществ и многое другое).

3. Технические характеристики участка автодороги, откуда начинается и где заканчивается автопроисшествие (наличие склона, покрытие дорожного полотна, погодные условия и т.д.).

Успешному расследованию ДТП способствует организация первоначальных действий на месте произошедшего события, которые заключаются в следующем:

3. Проведение оперативно-розыскных действий в случае, если водитель на автотранспорте покинул место происшествия.

4. Объективное изучение обстоятельств, полный сбор и документальная фиксация вещественных доказательств [2, с. 158].

На первой стадии расследования ДТП, возникают следующие ситуации:

1) все участники присутствуют на месте произошедшего события к моменту прибытия сотрудников ОВД. В таком случае осуществляется осмотр места события и осмотр автотранспорта; проверка водителя на наличие алкоголя в крови (не только алкоголя, но и на предмет наркотического или токсического опьянения); допрос потерпевшего лица c акцентом на полученные им в результате ДТП травмы, подозреваемого лица, свидетелей; последующее назначение определенной экспертизы. В ходе допроса потерпевшего необходимо выяснить, каким образом он переходил дорогу, в каком месте, темп движения, сколько он прошел по дороге и т.д. Эти обстоятельства имеют огромное значение для дальнейшего проведения следственного эксперимента, в ходе которого устанавливается время, которое прошло с момента возникновения опасности для движения водителя до произошедшего наезда (когда потерпевший переходил дорогу);

2) водитель покинул место ДТП, оставив автотранспорт. На этой стадии следователь осуществляет осмотр места события и осмотр автотранспорта, особое внимание уделяется поиску следов лица, управлявшего автотранспортом; допрашивает потерпевшего, делая акцент на полученных им в результате ДТП травмах, а также на действиях водителя (оказывал ли водитель помощь пострадавшему, его приметы и т.д.); принимает меры для поиска водителя, покинувшего место ДТП;

3) водитель скрылся с места ДТП с автотранспортом. В данной ситуации осуществляется осмотр места события и осмотр следов автотранспорта, значительное внимание уделяется поиску улик; допрос потерпевшего лица, свидетелей; последующее назначение определенной экспертизы, а также принятие мер для поиска водителя, покинувшего место события, и автотранспорта [4, а 683].

Если известно, что автотранспорт имеет серьезное повреждение, которое затруднит ему движение, или не позволит далеко уехать, то должна быть осмотрена территория, прилегающая к месту происшествия.

При обнаружении груза, оставшегося на месте происшествия, можно примерно установить место погрузки. Далее следует выяснить, кто получал данный груз в день происшествия, на каком автотранспорте он перевозился. По следам протекторов шин на месте происшествия можно определить тип и модель автотранспорта. Затем установить по данным учетов ГИБДД, в какой организации имеется данный автотранспорт, где находился в день произошедшего события. Если имеются сведения oб индивидуальном регистрационном номере автомобиля или части его и o типе автотранспорта, то по данным учетов ГИБДД устанавливают, кому он принадлежит. В целях розыска автотранспорта, покинувшего место происшествия, информацию передают во все посты ДПС, сообщают приметы автотранспорта и указывают имеющиеся или предполагаемые на нем повреждения. Обнаруженное по указанным приметам транспортное средство должно быть

осмотрено [2, c. 156]. Также по данным учетов ГИБДД, если имеются сведения об автотранспорте, можно узнать владельца.

Нередки случаи, когда водитель, скрывшийся с места происшествия, оставляет где-либо свой автотранспорт, а затем заявляет в полицию о его краже. Доказать причастность такого водителя к ДТП можно либо путем предъявления его для опознания свидетелям, либо используя результаты биологической экспертизы, если она дала заключение, что следы наложения биологического вещества на рулевом колесе и рычаге переключения скоростей оставлены одним человеком, а именно водителем, образцы (буквальные эпителии) которого предоставлены на сравнительную экспертизу. Кроме того, распространённым способом установления места автомобиля является определение места, откуда поступил звонок заявителя о краже. Как правило, такой заявитель сообщает о краже, находясь в непосредственной близости от брошенного им автомобиля, и исходит из того, что, чем быстрее после ДТП он позвонит в полицию, тем правдоподобнее будет его алиби неучастия в ДТП.

Список использованной литературы

1. Зубенко Е.В., Степанюгин К.В. Организация деятельности органов внутренних дел на первоначальном этапе раскрытия и расследования оставления в опасности при дорожно-транспортном происшествии: учебно-практическое пособие. Хабаровск, 2015. 188 с.

2. Ищенко П.П. Методика расследования ДТП // Криминалистика: учебник: В т. 2. Волгоград, 2008, 458 с.

3. Зубенко Е.В. К вопросу об установлении состояния опьянения по уголовным делам о дорожно-транспортных преступлениях // Правовые и организационные механизмы реализации уголовно-процессуального законодательства: сб. науч. статей. М.: Академия управления МВД РФ, 2017. С. 230-235.

4. Ищенко Е.П., Егоров Н.Н., «Криминалистика для следователей и дознавателей: научно-практическое пособие. М.: Контракт, 2010. 683 с.

5. Зубенко Е.В., Лаптев С.А. Особенности организации и проведения розыскных мероприятий первоначального этапа расследования дорожно-

транспортных преступлений, сопряженных с оставлением потерпевших в опасности // Транспортное право. 2014. № 4. С. 15-19.

6. Грибунов О.П., Трубкина О.В., Третьякова Е.И. Тактические особенности проведения следственного осмотра: учебное пособие. Иркутск: ФГКОУ ВО ВСИ МВД России, 2016. 92 с.

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Ачмиз, Рамазан Юсуфович

Глава I. Криминалистическая характеристика преступлений, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств.

§ 1. Классификации аварийной дорожной обстановки и видов дорожно-транспортных происшествий.

§ 2. Криминалистическая характеристика дорожно-транспортных преступлений как элемент предмета доказывания по делу.

§ 3. Особенности возбуждения уголовного дела и организация расследования ДТП.

Глава II. Особенности проведения следственных действий на первоначальном этапе расследования дорожно-транспортных преступлений.

§ 1. Тактические особенности осмотра места дорожноt транспортных происшествий и транспортных средств.

§ 2. Установление и исследование обстоятельств дорожно-транспортного преступления при допросе его участников и свидетелей.

§ 3. Особенности тактики следственного эксперимента по делам данной категории.

§ 4. Экспертиза и ее роль в расследовании дорожно-транспортных преступлений.

§ 5. Профилактические действия следователя и органа дознания

ГИБДД) по предупреждению преступлений данной категории.

Расследование наезда транспортного средства на пешехода 2011 год, кандидат юридических наук Владимиров, Сергей Владиславович

Особенности расследования дорожно-транспортных преступлений, совершенных в сельской местности 2004 год, кандидат юридических наук Кольчурин, Андрей Геннадьевич

Проблемы расследования дорожно-транспортных преступлений: На материалах Приморского края 2004 год, кандидат юридических наук Коленко, Александр Дмитриевич

Противодействие расследованию дорожно-транспортных преступлений и криминалистические методы его преодоления 2007 год, кандидат юридических наук Ремизов, Сергей Михайлович

Механизм дорожно-транспортного преступления и его установление на предварительном следствии 1999 год, кандидат юридических наук Чих, Николай Владимирович

Актуальность темы. Нарушения правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств представляют собой наиболее распространенные неосторожные преступные деяния, в результате которых причиняются вред здоровью и смерть людям.

Достаточно отметить, что в последние годы на территории Российской Федерации ежегодно регистрируются порядка двухсот тысяч дорожно-транспортных происшествий, при которых погибает около 35 тысяч, и получают ранения более 200 тысяч человек. Значительная часть лиц, управляющих транспортными средствами и совершивших нарушения, признаются виновными, более 100 тысяч из них приговариваются судами к различным мерам наказания.

Анализ дорожно-транспортных происшествий прошлых лет позволяет сделать вывод о действенном контроле службы ГИБДД края за безопасностью дорожного движения. За пять лет количество дорожно-транспортных

1 Оперативные сведения о ДТП по строевым подразделениям ДПС и районам Краснодарского края на 17.06.99 г. происшествий снизилось на 9,3 %, число погибших и раненых на 13,2 и 8,6% соответственно.

Все еще остается на уровне и ниже средне российских показателей тяжесть последствий и удельный вес дорожно-транспортных происшествий, в которых пострадали дети. Следует отметить, что тяжесть последствий дорожно-транспортных происшествий, совершаемых на Северном Кавказе по вине водителей, управлявших транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения, превышает средне российский показатель.

По-прежнему основными причинами совершения дорожно-транспортных происшествий по вине водителей остаются превышение установленной скорости, управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения и нарушение правил маневрирования; среди виновников-пешеходов наиболее частой причиной является переход перед близко идущим транспортом и переход проезжей части в не установленном месте.

Распространенным видом ДТП все еще остается наезд на пешехода и столкновение транспортных средств. Следует отметить, что количество наездов на пешеходов резко увеличивается в период с 17.00 до 22.00. Более 90% всех опрокидывании совершено водителями мото транспорта, при этом основная их часть приходится на вечернее и ночное время суток. В этот же период регистрируется более 75% наездов на препятствие.

Современное состояние проблемы. Данной проблематикой ранее занимались ученые правоведы и криминалисты. Подобные научные исследования в виде докторской диссертации выполнены И.П. Маландиным (1964), отдельные направления в виде кандидатских диссертаций или другие исследования для подготовки учебных пособий выполнены следующими: А.И. Булатов (1961), Е.С. Кузнецов (1958), К.М. Карацев (1959), М.Г. Богатырев (1962), Коман Лупу (1962), А.Б. Сахаров (1961), О.Ф. Шишов (1962), В.И. Василенко (1959), Н.П. Яблоков (1963), И.Х. Максутов (1959), И.С. Андреев (1982), А.Н.Басалаев (1984), В.И.Жулев (1991), В.А.Иларионов (1989), Ж.Г. Куты-кужанов (1995), Б.В. Россинский (1993), Ю.Б. Суворов (1993), А.А. Трошкин (1994), В.А. Мызников (1996), Н.Ф. Колосов (1996) и др.

Однако, с момента издания основных монографических работ по тактике и методике расследования дорожно-транспортных преступлений (И.Г. Маландин, А.И. Булатов, Н.П. Яблоков, В.А. Иллароионов и др.) прошло более десяти лет. За это время на дорогах России появились скоростные импортные легковые и грузовые автомашины, автопарк возрос в 20 раз, а автомобильные дороги остались на уровне двадцатилетней давности.

Изменения в уголовном законодательстве (1997), а также в социально-экономической обстановке страны требуют дальнейшего совершенствования отдельных элементов методики расследования преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, разработки новых научно-тактических рекомендаций. Этим обосновывается выбор и актуальность темы диссертационного исследования.

Целью научного исследования является изучение и попытка разработки тактических и методических рекомендаций, направленных на повышение эффективности расследования и предупреждения преступлений, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, на основе проведенного обобщения и анализа следственной, судебной и экспертной практики по делам данной категории преступлений и внедрение их в практику органов предварительного следствия и дознания системы МВД России.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи: проанализировать практику расследования уголовных дел данной категории;

2) провести интервьюирование работников предварительного следствия и дознания Северо-Кавказского региона относительно данной проблематики;

3)разработать криминалистическую характеристику данной категории преступлений и их возможности в формировании элементов предмета доказывания;

4) разработать классификацию аварийной дорожной обстановки и видов дорожно-транспортных происшествий;

5) рассмотреть особенности возбуждения уголовного дела и организации расследования;

6) выявить особенности проведения следственных действий на первоначальном и последующем этапе расследования преступлений данной категории, обратив внимание на тактику осмотра ДТП и транспортных средств, психологические и тактические особенности допроса участников и свидетелей ДТП, следственного эксперимента, экспертизы и ее роль в расследовании дорожно-транспортных преступлений;

7) проанализировать деятельность ГИБДД по проведению профилактических мероприятий, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Объект и предмет исследования. Объект расследования составляют дорожно-транспортные происшествия, преступления, информация о них, а также содержание следственной, судебной, экспертной практики, деятельность ГИБДД как органа дознания по предупреждению и расследованию данного вида преступлений.

Предметом диссертационного исследования являются закономерности организации, предупреждения, раскрытия и расследования ДТП.

Методология и методика исследования. При подготовке диссертации использовались положения материалистической диалектики, сравнительно-правового, системно-структурного, социологического и иных методов исследования. В ходе исследования были изучены и систематизированы конституционные законы, положения уголовного и уголовно-процессуального закона, относящиеся к проблемам исследования обстоятельств уголовного дела и доказывания. Использовались частные методики исследования: анализ систематики, следственной практики, анкетирование, интервьюирование, экспрессный опрос, прогнозирование. Использовались научные труды в области уголовного, уголовно-процессуального права, криминалистики, криминологии, психологии, судебной медицины, других наук, ведомственные акты МВД России.

В работе над диссертацией неоценимую помощь оказали научные труды по проблемам совершенствования тактики и методики расследования отдельных видов преступлений, написанные Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкиным, В.М. Быковым, А.И. Винбергом, И.М. Лузгиным. Г.М. Меретуковым, Н.А. Селивановым, Н.И. Кулагиным, В.Е. Корнауховым, Ю.Г. Коруховым, В.Я. Кол-диным, В.В. Лукьяновым, П.М. Зуевым, Г.Г. Зуйковым, А.А. Закатовым, В.И. Поповым, А.В. Дуловым, Ф.В. Глазыриным, Ю.И. Ильченко, А.А. Хмы-ровым, А.А. Эйсманом, Е.Р. Российской, В.К. Григорьевым, Л.А. Винбергом, Н.П. Яблоковым, В.П. Лавровым, А.И. Водериным, М.С. Шейфером, А.А. Чуви-левым, Б.П. Смагоринским, А.Р. Ратиновым, А.П. Резваном и др.

Результаты научного исследования сопоставлялись с данными, полученными другими учеными, ранее работавшими в области борьбы с дорожно-транспортными происшествиями и преступлениями, написанные авторами: А.И. Булатовым, М.Г. Богатыревым, Б.Е. Боровским, Г.Л. Грановским, В.П. Гурским, И.Ф. Герасимовым, Н.Ф. Колосовым, И.Г. Маландиным, Н.П. Яблоковым, И.Х. Максутовым, В.А. Иларионовым, Б.В. Россинским,

Д.В. Суворовым, Ю.Б. Суворовым, А.Х. Натовым, А.П. Онучиным А.А. Трош-киным, О.Н. Сафаргалиевым, Ш.Ш. Ярамышяном и др.

Положения, выводы и рекомендации, содержащиеся в настоящей работе, основываются на результатах обобщения следственной, судебной, экспертной практики, материалов дознания органов внутренних дел. Эмпирическую базу научного исследования составили результаты изучения и обобщения 300 уголовных дел, рассмотренных судами Северо-Кавказского региона, 150 прекращенных уголовных дел, интервьюирование сотрудников органов внутренних дел ГИБДД - 120, следователей - 80 и 58 дознавателей, непосредственно занимающихся дознанием и расследованием дорожно-транспортных преступлений.

Предложенный автором методический подход, разнообразная информация, полученная из различных источников, составили фактографическую базу исследования, обеспечили достаточную достоверность и обоснованность выводов и предложений.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в ней за последние десять лет с учетом происшедших изменений в уголовно-правовой и процессуальной науке, в криминалистической науке предпринята попытка на монографическом уровне исследовать особенности тактики и методики расследования дорожно-транспортных преступлений.

Основные выводы и положения, выносимые на защиту:

1. Содержание криминалистической характеристики дорожно-транспортных происшествий в качестве элемента предмета доказывания.

2. Классификация аварийной дорожной обстановки и видов дорожно-транспортных происшествий.

3. Особенности возбуждения уголовного дела и организации расследования данной категории преступлений.

4. Особенности проведения основных следственных действий на первоначальном и последующем этапе расследования преступлений рассматриваемой категории преступлений.

5. Деятельность органа дознания и следствия по проведению профилактических мероприятий, обеспечивающих безопасность движения и эксплуатации транспорта.

Научная и практическая значимость результатов исследования. Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно может быть использовано в научных исследованиях по криминалистике, уголовно-процессуальной науке, и является вкладом в раздел криминалистики, посвященный тактике и методике расследования преступлений, объекту и предмету доказывания, а также деятельности субъектов уголовного судопроизводства.

По теме диссертации опубликованы 2 научные статьи и учебное пособие общим объемом 6,8 п. л. Основные положения работы внедрены в учебный процесс ВУЗов МВД России по криминалистике, а также в практическую деятельность органа предварительного следствия и дознания (ГИБДД) органов внутренних дел Северо-Кавказского региона (МВД Республики Адыгея, Осетия (Алания) Кабардино-Балкарской и Карачаево-Черкесской республик, ГУВД Краснодарского края)

Структура диссертации обусловлена ее предметом и объектом, целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, двух глав, объединяющих восемь параграфов, заключения, библиографии и приложения.

Введение 3
Глава 1. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий 5
1.1. Уголовно-правовая характеристика дорожно-транспортных происшествий 5
1.2. Классификация и характеристика дорожно-транспортных происшествий 10
1.3. Особенности расследования дорожно-транспортных происшествий 14
Глава 2. Уголовно-правовая и процессуальная регламентация расследования некоторых дорожно-транспортных происшествий 25
2.1. Особенности расследования столкновения транспортных средств 25
2.2. Особенности расследования транспортных происшествий, связанных с наездами и гибелью людей 37
2.3. Особенности расследования транспортных происшествий, совершенных в темное время суток 48
Глава 3. Проблемы законодательства и правоприменительной практики при расследовании дорожно-транспортных происшествий 51
3.1. Проблемы повышения эффективности уголовно-процессуального доказывания при расследовании ДТП 51
3.2. Повышение профилактических мер, направленных на предупреждение дорожно-транспортных происшествий 53
Заключение 55
Список литературы 58

Преимущества покупки этой работы:

Сомневаетесь купить эту работу или заказать новую? Эта работа ничем не отличается от новой на заказ, только дешевле!
Зачастую авторы-исполнители из других фирм покупают наши готовые работы и продают их Вам как новые, только в разы дороже.

Времени на написание не осталось? Вы получите эту работу уже сегодня.
Мы отправим Вам работу в порядке очереди в течение 15-и мин. – 4-х часов в рабочее время.

Боитесь покупать готовую работу? Зря. Да, это уже полностью готовая работа, но на сайте представлен только её план, т.е. в свободном доступе самой этой работы нигде нет!
Эта работа есть только у нас и нигде больше. Если Вы найдете эту работу в интернете, мы сразу же вернем Вам все деньги.

Формат файла: Кол-во страниц: 61 Год: 2017 Номер работы: 633252 (508520) Предмет: Криминалистика, судебная экспертиза Цена: 4420 рублей Число продаж: 0 (продается впервые) Примечание: Мы уверены, что Вам понравится выбранная работа. Если Вы найдете эту работу в интернете, мы сразу же вернем Вам все деньги.

– После заполнения формы Вам придет письмо с условиями Вашего заказа и разъяснениями.

Читайте также: