Особенности вождения автомобиля в дождь

Обновлено: 05.07.2024

Вождение автомобиля в сырую дождливую погоду может стать настоящим испытанием даже для опытных водителей. Летом во многих российских городах, обильные снегопады сменяются продолжительными дождями, что сказывается на движении транспортных средств и дорожном покрытии.

Свойства мокрой дороги

Фактор мокрой дороги, с первого раза может оказаться малозначительным, но это очень коварное свойство. Дорога, покрытая даже небольшим слоем воды, может стать скользкой, в результате смачивания мелкой дорожной пыли. От этого увеличивается риск заносов и становится длиннее тормозной путь. Другой опасностью движения на мокрой трассе является гидропланирование или водяной клин. Это происходит, когда образуется тонкий слой воды, между шинами и дорожным покрытием, по степени скольжения схожий со льдом. Ну и конечно нельзя забывать про обильные дождевые потоки, создающие проблему для обзора водителя.

Как подготовиться к вождению в дождь

Особенности вождения в дождливую погоду

Опасность гидропланирования

Водяной клин мешает водителю управлять транспортом с помощью рулевого колеса. Но еще большую опасность может создать торможение. В результате нажатия на педаль тормоза, автомобиль начнет скользить, что может стать причиной дтп. Чтобы этого не случилось, нужно сохранять спокойствие и плавно отпустить педаль газа, что позволит авто самопроизвольно замедлиться.

Затопленные дороги

Далеко не все водители осознают, что на мокрой дороге автомобиль ведет себя несколько иначе, нежели на сухой. Меж тем, по статистике, именно в дождливую погоду наблюдается значительный рост ДТП.

Правило 1. Увеличение дистанции


В дождь необходимо держать дистанцию, как минимум, вдвое большую, чем при сухой погоде. Даже на суперкрутых покрышках и с отличными тормозами в мокрую погоду коэффициент сцепления с дорожным покрытием снижается, увеличивая тормозной путь.

Правило 2. Автомобиль — не катер


Иногда на землю спускается столь большое количество осадков, что с ними не справляются ливневые канализации (если таковые вообще есть и нормально функционируют). Лужи в таком случае могут превращаться в самые настоящие озера.

В этом случае лучше воздержаться от поездок куда-либо, но если уж ехать все же пришлось, то делать это следует с крайней осторожностью. Во-первых, не заезжать в подобную лужу, не зная что скрывают ее мутные воды (не исключено, что там может оказаться глубокая яма или открытый люк).

Правило 3. Свет дает вам силу


Во время дождя видимость действительно значительно ухудшается, и даже включенные фары вряд ли сильно помогут. Зато они помогут обозначить ваш автомобиль в потоке, особенно если цвет кузова не особо кричащий, а, например, серый или черный. Причем лучше в данном случае не ограничиваться дневными ходовыми огнями, а включить сразу ближний свет — в этом случае включатся и задние габариты.

Можно также подключать и противотуманные огни спереди, если они имеются. А вот задние противотуманки по правилам предписывают использовать лишь во время тумана.

Правило 4. Дворники


Если ваш автомобиль при дождливой погоде движется по трассе со скоростью 100 км/ч, вам необходимо видеть дорогу примерно на 150 метров вперед. Смотрите сами, в среднем, за одну секунду машина с такой скоростью преодолевает около 28 метров. В случае возникновения экстренной ситуации среднестатистическому водителю требуется около 0,7 с, чтобы все осознать и начать торможение (т.е. авто успевает проехать еще метров 20). Тормозной путь с такой скорости на мокром покрытии — примерно 128 метров.

Щетки стеклоочистителя — не та вещь, которую следует особо беречь, но и экономить на них тоже не стоит — от этого зависит ваша безопасность и безопасность окружающих. Стоят они не очень дорого, вариантов на рынке огромное количество, причем на любой автомобиль и кошелек. В среднем, на бюджетный авто, типа Hyundai Solaris или Lada Granta, можно взять хороший комплект дворников не дороже 1 000 рублей. Меняются они, как правило, раз в полгода.

Правило 5. Не суетиться


Выше было отмечено, что коэффициент сцепления колес с мокрым покрытием гораздо хуже, нежели с сухим. От этого не только увеличивается тормозной путь, но и запаздывают реакции на руль, не всегда, кстати, заметно для водителя. От этого можно ошибиться с правильной траекторией движения.

Правило 6. Нет обочинам!


Если во время сильного дождя вам необходимо сделать остановку, особенно на загородной трассе, старайтесь избегать грунтовых обочин. По возможности выбирайте обочины с твердым покрытием, а лучше и вовсе асфальтовые площадки для отдыха и автозаправки.

Стартовать с такого покрытия тоже небезопасно — гораздо больше потребуется времени на то, чтобы нормально разогнаться для встраивания обратно в поток. Не говоря уже о том,что всю эту глиняную грязь вы затащите на дорогу, ухудшая сцепление с трассой всем последующим участникам движения.

Правило 7. Аквапланирование


Главное в этот момент — не дергаться, не пытаться тормозить или крутить рулем, потому что в любой момент сцепление с дорогой может резко восстановиться и такой неудачный маневр обернется печальными последствиями. А чтобы и дальше не попадать в это специфическое физическое явление, достаточно просто немного снизить скорость.

Ночных поездок при желании можно избежать, а вот от дождя укрыться довольно сложно. Сильный дождь неприятен тем, что уменьшает видимость, сужает поле зрения, ухудшает состояние дорог и способность автомобиля передвигаться. После первых капель асфальтированное шоссе превращается в каток, а проселочные дороги и участки местности с глинистым и черноземным грунтом становятся труднопроходимыми, образуются глубокие колеи, что приводит к повышению коэффициента сопротивления качению. Особенно осторожным следует быть на мостовой из больших булыжников и на мягком разъезженном асфальте, коварен грубый асфальт, бетон и веерная брусчатка из мелких плиток. Очень опасными являются первые капли дождя, так как на дороге всегда есть слой пыли, который, намокнув, превращается в незаметных слой грязи. Между поверхностью дороги и шинами эта грязь является своеобразной смазкой. Если дождь идет долго, он смывает грязь, и сцепление шин увеличивается.

Основой безопасной езды на мокром шоссе являются хорошие шины.

Причем шины с тонким узором лучше шин с крупным, так как густо расположенные каналы мелкого узора успевают отбрасывать попадающую в них воду, и гребень шины во время дождя прилегает к почти сухой дороге.

На мокрой дороге нужно значительно снижать скорость не только потому, что существует опасность юза, а потому, что тормозные пути, о значении которых уже говорилось, увеличиваются вдвое. В этих условиях необходимо наблюдать за дорогой намного дальше вперед, чтобы вовремя заметить и оценить опасность. Однако частый и сильный дождь настолько ухудшает видимость, что кажется, что все вокруг погружено в туман, даже близкие предметы видны расплывчато. Снижается видимость и от капель на лобовом стекле. Хорошую услугу при дожде окажут стеклоочистители. У них должна быть ровная, плотно прилегающая к стеклу кромка резины, чтобы на стекле не оставалось пропущенных мест.

Ночной дождь неприятен еще и тем, что капли, садящиеся на стекло, образуют слой маленьких линз, которые сильно преломляют свет и ослепляют водителя. Сильные потоки дождя, освещенные лучом света, имеют те же свойства, что и туман, и создают перед автомобилем отсвечивающую стену. В таком случает лучше ехать с включенными подфарниками, убрав свет, направляющий лучи вверх.

В грозу и сильный ливень нужно быть готовым и к внезапным естественным препятствиям: обломанные сучья, вывороченные деревья, большие лужи, потоки воды. Вода в них очень упруга, и, въехав в такое озеро одним колесом, можно почувствовать сильное сопротивление. К тому же вода может брызнуть фонтаном впереди автомобиля так, что зальет стекло и на какой-то миг ослепит водителя.

Еще одной существенной опасностью в дождь являются мокрые тормозные колодки, на которых вода превращается в своеобразную смазку и сильно снижает эффективность торможения. Чтобы высушить тормозные колодки, достаточно проехать небольшое расстояние, слегка нажимая на тормозную педаль, – тормоза согреются и вода испарится.

Дождевая вода может проникнуть и в электрические приборы автомобиля, например, в распределитель и к свечам, или промочить старые затвердевшие кабели, что приведет к короткому замыканию. Если вдруг остановится двигатель, причину, прежде всего, нужно искать в распределителе. Его необходимо досуха вытереть внутри. Кабели следует укрепить так, чтобы они не дотрагивались до металлических частей. Причем ночью легче найти поврежденное место, благодаря искрам, которые не заметны днем.

Скорость движения следует приспосабливать к условиям дороги и видимости. Даже если на шероховатой поверхности шоссе, вымытой дождем, можно ехать сравнительно быстро, не следует рассчитывать, что оно такое же шероховатое и на поворотах. Единственное место, отремонтированное гладким асфальтом, может привести к дорожно-транспортному происшествию. Принимайте во внимание низкую видимость и неблагоприятные условия, отражающиеся и на других автомобилях. Будьте внимательны к пешеходам. Они легко забывают об осторожности, стремясь поскорее укрыться от дождя.

Для медленной остановки автомобиля на мокрой дороге необходимо снизить скорость до 15 км/ч; плавно нажать на педаль тормоза, не выключая сцепления; перед самой остановкой выключить сцепление. Чтобы остановить автомобиль быстро, нужно прекратить подачу топлива; не выключая сцепления, быстро нажать на педаль тормоза на 1/2 или 3/4 ее хода и отпустить до 1/4 хода, не доводя колеса до блокировки; нажимать и опускать педаль до остановки автомобиля, перед самой остановкой выключить сцепление.

Если при торможении колеса заблокировались, значит поглощения кинетической энергии за счет трения тормозных колодок о барабан уже не происходит, а вся энергия поглощается лишь через небольшую площадь соприкосновения шин с дорогой. Энергия поглощается медленней и тормозной путь скользящего автомобиля увеличивается.

Скользящий по мокрой дороге автомобиль с заблокированными колесами, похож на сани с резиновыми полозьями. При юзе часто возникают потери устойчивости, занос, потеря управления. К этому нужно быть готовым и при заносе тут же отпустить педаль тормоза, повернуть колеса в сторону заноса, а затем вновь повернуть их в направлении движения автомобиля; слегка нажать на педаль подачи топлива (при небольшом увеличении частоты вращения коленчатого вала двигателя подводимое к ведущим колесам тяговое усилие препятствует боковому скольжению автомобиля); выровнять поворотом рулевого колеса автомобиль.

Стояночным тормозом пользоваться на мокрой дороге не рекомендуется, так как блокируются колеса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Основы безопасного вождения в ночное время

Основы безопасного вождения в ночное время Ночью управлять автомобилем значительно труднее, чем днем. С наступлением темноты ухудшается видимость дороги, окружающих предметов, нарушается представление о пространстве, ослабляется внимание, утомляется быстрее, чем днем

Основы безопасного вождения при движении в тумане

Основы безопасного вождения при движении в тумане Наиболее опасным погодным условием является туман. Он значительно ухудшает видимость, меняет окраску световых лучей всех цветов, кроме красного. Так, желтый цвет в тумане становится красноватым, а зеленый – желтоватым.

Основы безопасного вождения в зимних условиях

Основы безопасного вождения в зимних условиях Для начинающих водителей самым трудным и сложным периодом для поездок на автомобиле является зима. Даже при небольшом ветре на дороге могут образоваться наносы, сугробы и переметы.Небольшой низкий сугроб лучше всего

Основы безопасного вождения в условиях бездорожья

Основы безопасного вождения в условиях бездорожья Управлять автомобилем в условиях бездорожья так же непросто, как и в условиях гололеда, и здесь есть свои особенности.Для обычных автомобилей на бездорожье губительны малый дорожный просвет, длинная база и большие

Еще раз о канонах безопасного движения

Еще раз о канонах безопасного движения Как показывает анализ конкретных дорожно-транспортных происшествий, причины их очень разнообразны. На каждые 100 происшествий приходится почти 250 причин и сопутствующих факторов. Чтобы они не коснулись вас на пути к водительскому

V. Неблагоприятные условия вождения

V. Неблагоприятные условия вождения Величайшее наслаждение для автомобилиста — выехать куда-нибудь за город в чудесный солнечный летний день. Но автомобиль предназначен не только для прогулок при таких, можно сказать, идеальных условиях. Иначе он был бы весьма

Глава 1 Принципы безопасного вождения

Особенности вождения

Особенности вождения Легковой автомобиль сконструирован прежде всего для перевозки пассажиров. При буксировке прицепа-дачи, прицепа-магазина или грузового прицепа ухудшаются управляемость, тормозная динамика, топливная экономичность, долговечность, резко возрастает

Глава 1. БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЖДЕНИЯ

Глава 1. БЕЗОПАСНОСТЬ ВОЖДЕНИЯ 1.1. АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Безопасность вождения принято разделять на активную и пассивную.Активная безопасность подразумевает отсутствие дорожнотранспортного происшествия. Чем ниже вероятность ДТП в какой-то ситуации, тем

2.1.1. Ошибки в технике вождения

2.1.1. Ошибки в технике вождения Теперь мы можем посмотреть на составляющие грамотной техники и тактики вождения, которые были приведены в прошлой главе, с обратной стороны и сформулировать общий перечень возможных водительских ошибок.Ошибки в технике вождения могут быть

3.1. ДТП ИЗ-ЗА ОШИБОК В ТЕХНИКЕ ВОЖДЕНИЯ

3.1. ДТП ИЗ-ЗА ОШИБОК В ТЕХНИКЕ ВОЖДЕНИЯ 3.1.1. Посадка водителя Потеря контроля над автомобилем из-за неправильного хвата руляОписание ситуации (рис. 14)Водитель легковой машины двигался по загородной дороге (илл. 1). Поскольку дорожная ситуация длительное время была

3.2. ДТП ИЗ-ЗА ОШИБОК В ТАКТИКЕ ВОЖДЕНИЯ

3.2. ДТП ИЗ-ЗА ОШИБОК В ТАКТИКЕ ВОЖДЕНИЯ Теперь мы с вами переходим к разбору аварийных ситуаций, возникших из-за потери водителем контроля над дорожной обстановкой. Здесь также нарушаются условия активной безопасности, причем в большей степени первое (наличие запаса

Глава 2. Психофизиологические основы вождения автомобиля

Глава 2. Психофизиологические основы вождения автомобиля Понятие о деятельности водителя Физические и психофизиологические требования к водителям транспортных средств могут быть определены исходя из анализа деятельности водителя автомобиля. Водитель должен

Правила безопасного загара

0.2. Введение: наука вождения

0.2. Введение: наука вождения Водить машину – ни с чем не сравнимое удовольствие и одна из самых приятных сторон повседневной жизни. И одна из самых опасных. Не имеет значения, справа у вас руль или слева, автоматическая коробка передач или механическая, –


Мысли

Поездки по мокрой дороге небезопасны для всех водителей, независимо от их опыта и стажа. Для того чтобы обезопасить себя и своих пассажиров, следует запомнить и соблюдать ряд условий управления автомобилем в дождь.
Вот 5 правил, соблюдая которые вы без риска сможете управлять своим авто в любое ненастье.


Проверить шины

Это правило, справедливое для эксплуатации машины в любую погоду, но при дожде становится особо актуальным
Существуют действующие нормы глубины протектора. Это не капризы проверяющих — а ваша безопасность.

Изношенный протектор не всегда справится с отводом излишка воды от пятна контакта, что сильно затрудняет управление машиной в дождь, вплоть до полной потери управляемости.

Неравномерно или неправильно накачанные шины тоже могут привести к неприятностям. Одинаково небезопасно ехать как на недостаточно накачанных, так и на перекачанных колёсах.

Сбросить скорость

Сразу же после начала дождя рекомендуется сбросить скорость до 50-60 км/час. Только что начавшийся дождь — самый опасный! Вода смачивает пыль, масло и грязь, скопившуюся на покрытии, в результате чего резко снижается коэффициент сцепления колёс с дорогой.

Кроме того, при скоростях, превышающих 60 км/час возрастает риск аквапланирования, при котором колёса полностью теряют сцепление с дорогой, и машина становится неуправляемой.

Учитывать тормозной путь

Все вышеописанные процессы приводят к значительному увеличению в дождь тормозного пути. Поэтому следует увеличить дистанцию, начинать раньше тормозить, как при плановом торможении, так и в экстренных случаях.

При этом следует особо строго соблюдать главное правило торможения на мокром покрытии — тормозить максимально плавно и при этом не вращать руль!
Не рекомендуется при движении в дождь использовать круиз-контроль, так как он не делает поправки на особенности влажного покрытия дороги.

Осторожно на спусках и подъёмах

Двигаться по влажной дороге по рельефу тоже следует с учётом условий. На машинах с ручной коробкой передач нужно ехать исключительно на передаче! Ни в коем случае не переходить на нейтраль. Желательно включать понижающую передачу, даже с автоматической коробкой, если это предусмотрено её конструкцией. Как и при прочих условиях движения, в дождь не следует делать резких движений рулём, газом и тормозом. Особенно бдительно соблюдайте эти условия на спусках и подъёмах при движении по дорогам с грунтовым покрытием.

Соблюдать дистанцию

Сразу же после начала дождя следует увеличить дистанцию до безопасной, так как управление машиной затрудняется снизившимся сцеплением с дорогой и ухудшением видимости. Рекомендуем также после начала дождя включить передние и заднюю противотуманные фары. Это сделает вашу машину заметнее в транспортном потоке и повысит безопасность движения.
И последний совет. Если дождь, под который вы попали становиться очень сильным, то мы настоятельно рекомендуем вам остановиться в безопасном месте и переждать стихию.
Не надо также переоценивать сложность передвижения на автомобиле в дождь.

Усвоив перечисленные правила, вы обезопасите себя от неприятностей в дороге. Счастливого пути!

Читайте также: