Оставление водителем и пассажиром кабины тс

Обновлено: 02.07.2024

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27 июня 2016 г. N 683-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33554-2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 апреля 2017 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

6 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2019 г.

Информация о введении в действие (прекращении действия) настоящего стандарта и изменений к нему на территории указанных выше государств публикуется в указателях национальных стандартов, издаваемых в этих государствах, а также в сети Интернет на сайтах соответствующих национальных органов по стандартизации.

В случае пересмотра, изменения или отмены настоящего стандарта соответствующая информация будет опубликована на официальном интернет-сайте Межгосударственного совета по стандартизации, метрологии и сертификации в каталоге "Межгосударственные стандарты"

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает нормы, методы испытаний и измерений загрязняющих (вредных) веществ в воздухе обитаемого помещения (далее - кабины, отделения водителя, пассажирского помещения, салона) транспортных средств.

Настоящий стандарт распространяется на транспортные средства категорий М, N, , в соответствии с [1] с двигателями внутреннего сгорания, имеющие закрытое обитаемое помещение и максимальную расчетную скорость не менее 25 км/ч.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 8.578 Государственная система обеспечения единства измерений. Государственная поверочная схема для средств измерений содержания компонентов в газовых средах

ГОСТ 12.1.007 Система стандартов безопасности труда. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 загрязняющее вещество; ЗВ: Химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду.

3.2 фоновое загрязнение: Содержание ЗВ в атмосферном воздухе.

3.3 класс опасности загрязняющего вещества: Классификационный код, характеризующий степень опасности загрязняющего вещества как вредного вещества - источника химического воздействия на организм.

Термины "загрязняющее вещество" и "вредное вещество" в рамках настоящего стандарта являются идентичными.

Примечание - В соответствии с ГОСТ 12.1.007 по степени воздействия на организм вредные вещества подразделяют на четыре класса опасности:

1 - чрезвычайно опасные;

3 - умеренноопасные (в частности, оксид азота NO);

4 - малоопасные (в частности оксид углерода СО, предельные углеводороды от метана до гептана СН-СН).

3.4 транспортное средство; ТС: Устройство на колесном ходу категорий L, M, N, предназначенное для перевозки людей, грузов или оборудования, установленного на нем.

3.5 тип транспортного средства в отношении содержания загрязняющих веществ в кабине водителя и пассажирском помещении: Транспортные средства, не имеющие существенных различий в отношении характеристик:

- изготовителя (производителя) ТС;

- типа ТС, установленного производителем;

- категории ТС (М или N);

- конструкции кабины, в том числе наличия (отсутствия) спального места для ТС категорий , ;

- расположения двигателя для ТС категорий М, N;

- двигателя (тип топлива, рабочий процесс);

- положения выпускной трубы по отношению к кузову (кабине) ТС.

Примечание - Характеристики ТС представлены в техническом описании в отношении содержания загрязняющих веществ в воздухе кабины водителя и пассажирского помещения в соответствии с приложением А.

3.6 тип транспортного средства, установленный производителем: Тип транспортного средства, характеризующийся совокупностью одинаковых конструктивных признаков, зафиксированных в общем техническом описании.

3.7 обитаемое помещение: Внутренняя часть транспортного средства, используемая для размещения водителя (экипажа) и пассажиров (пассажирское помещение, салон, кабина, отделение водителя).

3.8 пассажирское помещение (салон): Основное внутреннее помещение транспортного средства, предназначенное для размещения только пассажиров либо пассажиров и водителя.

3.9 отделение водителя: Пространство, которое предназначено исключительно для пользования водителем и в котором расположены сидение водителя, рулевое колесо, органы управления, приборы и другие устройства, необходимые для управления ТС.

3.10 кабина водителя: Обособленное пространство на транспортном средстве категории N, предназначенное для размещения водителя и сопровождающих лиц и характеризующееся наличием сиденья(ий) для водителя, пассажира(ов), а также (опционно)-спального(ых) места(мест) и устройств жизнеобеспечения (например, кухня, умывальник, туалет - для ТС категории ).

3.11 кузов: Часть конструкции транспортного средства, предназначенная для размещения и защиты пассажиров, груза или спецоборудования.

3.12 система климат-контроля: Совокупность устройств для поддержания в автоматическом режиме заданных тепловых условий в обитаемом помещении.

3.13 система очистки воздуха: Техническое средство, обеспечивающее очистку воздуха от загрязняющих веществ в обитаемом помещении транспортного средства.

3.14 средство измерений; СИ: Техническое средство, предназначенное для измерений, имеющее нормированные метрологические характеристики, воспроизводящее и/или хранящее единицу физической величины, размер которой принимают неизменным (в пределах установленной погрешности) в течение известного интервала времени.

3.15 зона дыхания: Пространство в радиусе до 50 см, расположенное в передней полусфере по отношению к лицу водителя (пассажира) ТС.

3.16 экспресс-анализ: Анализ загрязняющих веществ непосредственно в зоне нахождения анализируемого объекта методом прямого измерения.

3.17 лабораторный химический анализ: Анализ загрязняющих веществ, проводящийся с использованием стационарного газоаналитического оборудования.

3.18 пробоотборные устройства; ПУ: Аспирационные устройства (электроаспираторы, насосы), предназначенные для отбора проб воздуха.

3.19 пробоотборные трубки: Гибкие трубки (шланги), изготовленные из инертных материалов (силикона, фторопласта).

3.20 поглотительные емкости: Устройства, предназначенные для отбора проб воздуха, вместимостью не менее 0,1 дм [эластичные емкости (мешки), пипетки], изготовленные из газонепроницаемых инертных материалов (стекла, фторопластовой пленки, полиамида и др.).

3.21 концентратор: Металлический, полимерный или стеклянный патрон, заполненный материалами, адсорбирующими и концентрирующими загрязняющие вещества (например, активированным углем, силикагелем, полимерным сорбентом, оксидом алюминия).

3.22 концентрация загрязняющего вещества, мг/м: Массовая концентрация загрязняющего вещества.

3.23 методика измерений; МИ: Совокупность конкретно описанных операций, выполнение которых обеспечивает получение результатов измерений загрязняющих веществ с установленными показателями точности.

4 Номенклатура загрязняющих веществ и нормативные требования

4.2 Номенклатура ЗВ, регламентируемых настоящим стандартом, определяется типом двигателя.

Типы двигателей*, в отношении которых осуществляется проверка

Проверяем информацию о штрафах,
пожалуйста, подождите несколько секунд

Субъектом комментируемого правонарушения выступает только водитель, имеющий ВУ, позволяющее ему управлять ТС соответствующей категории до момента наступления одного из обстоятельств, составляющих объективную сторону административного проступка. Это связано с тем, что в качестве наказания, помимо крупного штрафа в размере 30 000 руб., к нарушителю применяется лишения прав на срок от полутора до двух лет.

Субъективная сторона характеризуется наличием у виновного прямого умысла. При этом причины и мотивы, по которым он не подчиняется законным запретам, значения не имеют.

Как неповиновение и нарушение части третьей будут квалифицироваться следующие случаи неподчинения водителя правомерным запретам на употребление алкоголя, наркотиков или других веществ, способных вызвать состояние опьянения:

  • после ДТП, к которому он причастен,
  • после остановки управляемого им ТС по законному требованию представителя транспортной полиции,
  • до того, как уполномоченное должностное лицо проведет необходимое медицинское освидетельствование для выявления состояния алкогольного либо иного опьянения,
  • до того, как сотрудник, обладающий соответствующими полномочиями, примет решение о том, что водитель может быть освобожден от прохождения медицинской экспертизы.

Таким образом, если нарушитель будет принимать алкоголь или другие одурманивающие вещества в одной из вышеперечисленных ситуаций, его действия будут квалифицированы как нарушение. Водитель будет немедленно отстранен от дальнейшего управления своим ТС, которое будет отправлено на ближайшую охраняемую парковку. Все расходы по перемещению авто и его пребывание на штрафстоянке также должны быть возмещены субъектом правонарушения.

Как понять, что вы причастны к ДТП?

До 2015 года действовала подробная классификация дорожных происшествий, по которой к таким инцидентам относились:

WhatsApp

Управляя автомобилем, водитель отвечает за причинение вреда другим участникам дорожного движения. Нередко после ДТП некоторые автолюбители пытаются схитрить и меняются местами с пассажирами. Например, если до этого немного выпили или сели за руль, не имея водительских прав. Возникают вопросы, грозят ли дополнительные санкции за рокировку с пассажиром после аварии, узнают ли об этом инспекторы ДПС, и как, а также что будет пассажиру, который поддержал затею водителя? Давайте разбираться по порядку.

Что будет, если я поменяюсь местами с пассажиром после ДТП?

Начнём с того, что среди обязанностей участников аварии нет прямого запрета водителю меняться местами с пассажиром. Однако, практически во всех случаях эти действия свидетельствуют о попытке находившегося за рулём лица избежать административной ответственности – а вот это уже является противозаконным!

На практике возможны две ситуации:

  1. После ДТП пассажир пересаживается на водительское сиденье, а водитель – на место пассажира. Если махинация кем-то обнаружена, то прибывшие инспекторы ДПС наверняка заинтересуются произошедшим. Реального водителя могут проверить на алкотестере или пробить по базе на предмет лишения прав – кроме того, ИДПС укажет в протоколе, кто на самом деле был за рулём автомобиля в момент ДТП.

Нарушителю в любом случае грозит наказание по соответствующей статье КоАП РФ. Но не за сам факт рокировки с пассажиром, а за первоначальное допущенное нарушение.

Так, за езду в состоянии опьянения предусмотрены:

  • штраф 30 000 рублей,
  • а также лишение прав на срок до 2 лет (ч. 1 ст. 12.8 Кодекса).

А за управление автомобилем будучи лишенным прав:

  • тот же штраф 30 тысяч,
  • арест до 15 суток,
  • либо обязательные работы (ч. 2 ст. 12.7 КоАП).
  1. Пьяный или лишенный прав водитель замечает впереди экипаж ДПС, останавливает машину (не доезжая до полицейских), быстро меняется местами с пассажиром, и затем автомобилем управляет уже недавний пассажир. Либо сотрудник ГИБДД требует от вас остановиться, но вы проезжаете несколько метров вперёд, и пока ИДПС идёт к машине, меняетесь местами с пассажиром.

Инспекторы прекрасно знают о трюках с пересаживаниями. Но если во время остановки на дороге этот факт установить легче – через лобовое стекло ИДПС обратит внимание, кто сидит в салоне со стороны водителя, то в момент аварии полицейские отсутствуют на месте инцидента. Поэтому при ДТП им сложнее определить, была ли в реальности рокировка водителя и пассажира машины, или нет.

Водитель и пассажир меняются местами

Но как об этом узнают приехавшие инспекторы ДПС?

Теперь к вопросу о том, а как сотрудники ГИБДД узнают, что водитель и пассажир поменялись местами?

Но в остальных случаях вполне реально установить рокировку. Подойдут следующие доказательства:

  1. Видеозапись с регистратора. Обязательно покажите её прибывшему на место ДТП инспектору или сделайте копию файла, чтобы видео можно было посмотреть на разборе в ГАИ.
  2. Записи с дорожных/уличных камер. Конечно, вам их не добыть самостоятельно. Однако установить, где висят эти самые камеры и какому владельцу/организации они принадлежат – вполне реально. Имея эту информацию, можно ходатайствовать перед инспектором ДПС – чтобы тот изъял записи с камер и просмотрел их на предмет неправомерных действий водителя и пассажира другой машины сразу после аварии.
  3. Показания свидетелей. Желательно не одного, а нескольких лиц – более того, их показания должны совпадать. Одни очевидцы происшествия сами проявляют инициативу, другие осторожничают. Но их свидетельские показания о том, что в момент ДТП за рулём был один водитель, а после аварии со стороны водителя вышел другой человек дают пищу для размышления приехавшим на место ДТП сотрудникам полиции. Должностные лица обязаны внести в протокол данные о свидетелях. В дальнейшем очевидцев могут вызвать для дачи показаний в ГИБДД или суд.

Пример из судебной практики, где суд рассматривал жалобу водителя, лишенного прав по ч. 1 ст. 12.8 КоАП за езду в пьяном виде. Но, как оказалось, сразу после аварии находившийся за рулём мужчина поменялся местами с девушкой-пассажиром, и манёвр заметили очевидцы. Они и пролили свет на ситуацию приехавшим сотрудникам ГИБДД. Суд признал показания очевидцев допустимыми доказательствами. В итоге жалоба нетрезвого автолюбителя была отклонена, а его наказание оставлено в силе.

Водитель убежал, а пассажиры остались – лишат прав за оставление места ДТП?

Да, но только если найдут сбежавшего водителя.

Считается ли бегство водителя оставлением места ДТП, если машина и сидящие в ней пассажиры никуда не делись? Да, считается. Покидание места происшествия может происходить любым способом – водитель может уйти пешком, убежать, скрыться на такси или попутной машине. Ключевое значение играет умысел. Но если виновник аварии сбежал, значит он пытался уйти от ответственности, и за это применяют санкции.

Оставившему место ДТП участнику грозит наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП, по норме которой предусмотрено:

  • лишение водительских прав на срок от 1 до 1,5 лет,
  • либо административный арест до 15 суток.

Но водитель убежал, как его накажут? Действительно, в дело могут вмешаться сроки исковой давности. Поскольку речь идет о лишении прав или аресте, итоговое наказание будет выносить суд. И согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП, судья должен вынести постановление об административном правонарушении не позднее 3 месяцев с момента совершения ДТП. На практике, если за этот период сбежавшего водителя так и не разыщут, сроки выйдут – а значит привлечь беглеца уже будет нельзя.

Опрос пассажиров тоже не всегда помогает. Они могут совершенно законно не сообщать, куда делся и где находится сбежавший водитель. Такое право пассажирам даёт ст. 51 Конституции РФ – она позволяет не свидетельствовать против самих себя и своих родственников. И на практике это действительно работает.

Водитель убегает после ДТП

Что грозит пассажиру, если он поменяется местами с водителем после аварии?

Многие думают, что если уловка с пересаживаниями будет раскрыта, то накажут только водителя. К примеру, за управление автомобилем в состоянии алкогольного опьянения.

Однако пассажира тоже поджидают неприятные последствия, о которых следует знать.

Лишение прав за передачу управления

Нет, вы не ослышались!

Достаточно чётко об этом говорит пункт 2.7 ПДД:

2.7. Водителю запрещается:

передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения на право управления транспортным средством соответствующей категории или подкатегории, кроме случаев обучения вождению в соответствии с разделом 21 Правил;

После того, как будет установлено, что водитель и пассажир поменялись местами, инспектору ДПС не составит труда выяснить, кто находился за рулём в момент ДТП.

И если рядом с нетрезвым водителем в роли пассажира находился собственник или владелец машины, тому будет достаточно сложно доказать свою непричастность к произошедшему. Ведь налицо вина собственника (владельца) автомобиля. Его обязанность убедиться в том, что он передаёт управление транспортным средством трезвому водителю, у которого имеются действующие водительские права.

И если собственник в этом не убедился, то в 2022 году его привлекут за передачу права управления автомобилем в зависимости от ситуации:

  • за передачу пьяному водителю – грозит наказание по ч. 2 ст. 12.8 КоАП, где предусмотрен не только штраф в 30 000 рублей, но и лишение водительских прав пассажира (владельца машины),
  • лицу без прав или водителю, лишённому прав – ответственность по ч. 3 ст. 12.7 КоАП, где в качестве меры наказания значится только штраф в 30 000 рублей.

Согласно пункту 12 Постановления Пленума Верховного Суда № 20, лицом, передавшим управление автомобилем пьяному водителю может быть не только собственник, но и владелец – тот, кто вписан в ОСАГО и/или имеет право управлять транспортным средством, но в момент ДТП оказавшийся в роли пассажира этого автомобиля.

Лишение прав за передачу управления автомобилем

Штраф за дачу ложных показаний

Какими бы убедительными не были объяснения пассажира, как свидетеля, ИДПС и судьи отнесутся к его словам критически. И уж точно будут оценивать другие доказательства. К примеру, записи с дорожных камер, уличного видеонаблюдения, показания незаинтересованных лиц, других участников происшествия.

И если пассажир убеждает, что не менялся с водителем местами после ДТП, а сам был за рулём, но махинацию заснял видеорегистратор другого участника аварии – такому свидетелю грозит штраф от 1 000 до 1 500 рублей за дачу заведомо ложных показаний (ст. 17.9 КоАП РФ). Санкция выносится судом при рассмотрении административного дела.

Очень часто автомобилисты отправляются в поездку не одни, а с семьей. Например, при поездке на дачу в автомобиле могут быть заняты все места пассажиров. Именно такие машины любят проверять сотрудники ГИБДД - пристегнутые ремни, детские кресла и прочее. А сам водитель может подвергнуться проверке алкотестером на состояние алкогольного опьянения. Если прибор показывает не в пользу автомобилиста, он должен пройти медицинское освидетельствование в пункте, куда его отвозят сотрудники ГИБДД. В результате, наряд с водителем уезжает, а пассажиры остаются одни. Но что делать, если в машине остаются несовершеннолетние дети или никто из пассажиров не умеет управлять автомобилем?

Водителя отправляют на медицинское освидетельствование — что делать пассажирам в автомобиле?

Если сотрудник ГИБДД видит первые признаки, которые указывают на нетрезвость водителя, он может предложить пройти экспресс-тест на наличие алкоголя. Если в выдыхаемом воздухе содержится более 0.16 мг на 1 литр, это говорит об алкогольном опьянении. После этого инспектор составляет акт об отстранении от управления ТС и предлагает пройти медицинское освидетельствование. Как правило, именно сотрудники доставляют автомобилиста в медицинское учреждение. Если вместе с автомобилистом в салоне находятся пассажиры, которые не могут управлять ТС, то автомобиль должен оставаться на месте, а пассажиры, в свою очередь, должны самостоятельно решать вопрос о дальнейшем передвижении.

Водителя отправляют на медицинское освидетельствование — что делать пассажирам в автомобиле? 3

Водителя отправляют на медицинское освидетельствование — что делать пассажирам в автомобиле? 4

Итог. Что делать, если водителя отправляют на медицинское освидетельствование, а в машине остаются пассажиры? В таком случае, сотрудники ГИБДД должны позаботиться о них и доставить в безопасное место при необходимости.


То, что водители не должны нарушать ПДД – прописная истина, понятная каждому. Как и то, что за нарушение предусмотрено наказание. Однако в ПДД есть пункты, которые напрямую от водителя не зависят – их должны выполнять пассажиры. Но вот в чем нюанс: наказание за их проступки обычно в той или иной мере все равно может нести водитель. Давайте разберемся с тем, что нужно учитывать и помнить, перевозя пассажиров.

Обязанности пассажира четко зафиксированы в ПДД, как и то, что ему делать запрещено. Так, пункт 5.1 указывает, что при поездке на транспортном средстве, оборудованном ремнями безопасности, пассажиры должны быть пристегнуты ими, а посадку и высадку из машин нужно производить со стороны тротуара или обочины и только после полной остановки транспортного средства. Выходить из машины со стороны проезжей части можно только в том случае, если выйти на правую сторону невозможно, а выход слева будет безопасным и не создаст помех другим участникам движения.

Пункт 5.2 содержит запреты, касающиеся пассажиров: при поездке на легковом автомобиле им запрещено отвлекать водителя от управления транспортным средством и открывать двери транспортного средства во время движения.

Но, несмотря на ответственность и на тот факт, что обязанностей у пассажира немного, на практике он может принести водителю немало проблем.

Все рассмотренные выше ситуации касаются нарушений ПДД, не связанных с авариями. Однако стоит помнить еще и о том, что в случае ДТП пассажир, здоровью которого был причинен вред, вправе подать в суд не только на того водителя, что был в другой машине, но и на того, с кем он ехал, и истребовать компенсацию причиненного вреда здоровью, а в случае смерти пассажира это право переходит к его родственникам.

Читайте также: