От чего поставить колеса на картинг

Обновлено: 17.05.2024




Картинг — это гонки на автомобилях без кузова. Такие автомобили называются картами. Они бывают одноместными или двухместными.

Чем карт отличается от обычного автомобиля

Карт весит меньше 100 кг. Обычные болиды, на которых вы покатаетесь в любом картинг-клубе, развивают скорость до 60 км/ч. Существуют и более быстрые карты, которые участвуют в профессиональных гонках. Они могут разгоняться до 260 км/ч.

Кого допустят к заезду

Вас пустят на картинг, если ваш рост больше 120 см, а вес — меньше 120 кг. Если по состоянию здоровья противопоказаны удары и тряска, то лучше выбрать другое развлечение.

На взрослый картинг не пускают детей младше 12 лет. Но есть детские школы картинга:

Дети младше 12 лет занимаются на мини-картах только в присутствии тренера. Обучение в школах включает в себя не только практические занятия, но и теорию. Иногда перед реальными заездами дети тренируются на симуляторах.

Как подготовиться к заезду на карте

Поиграть в симулятор. Если вы ни разу не были на картинге и совсем не представляете, что это, поиграйте в симулятор. В играх KartKraft и Kart Racing Pro физика максимально схожа с реальными гонками на картинге. С помощью симулятора вы поймете, как карт ведет себя на поворотах и научитесь выбирать подходящую траекторию в разных ситуациях. В Kart Racing Pro вы сможете устроить онлайн-гонки с другими игроками.


Заезд в игре Kart Racing Pro. Скрин: Steam

Выбрать подходящую одежду. В картинг-центрах обычно предлагают специальные костюмы для заездов. Они уберегут одежду от пятен, которые может оставить смазка и жжёная резина.


Так выглядят комбинезоны, которые выдают на картодромах

Если в клубе экипировку не выдают, приходите в удобной и немаркой одежде. Обувь во время гонки обычно не пачкается, но она должна быть максимально удобной. Девушек на каблуках вряд ли допустят к заезду, поэтому есть резон подумать о сменных кроссовках.

Выбрать правильный шлем. Каждый участник гонки на картинге должен быть в шлеме. На картодроме предложат шлемы разного размера. Выберите тот, который плотно сидит на вашей голове, но не сдавливает её. Если шлем будет хотя бы немного велик, вы почувствуете дискомфорт во время гонки. Такой шлем будет болтаться и отвлекать.

Как вести себя на трассе и на картодроме, чтобы не получить травму

Картинг ассоциируется с гонками на настоящих автомобилях, а они действительно опасны. Но картинг — это другое. Самые распространенные травмы на картинге — это ушибы или ссадины, но при соблюдении техники безопасности даже их получить трудно. Карт оборудован бамперами со всех сторон, которые поглощают энергию во время столкновения. Поэтому если вы врежетесь в борт или в другого гонщика, вы всего лишь почувствуете резкий толчок.

Если вы участник заезда, следуйте инструкциям работников картодрома, чтобы избежать травм. Наденьте шлем перед поездкой. Начинайте движение только с разрешения инструктора. Двигайтесь только по ходу движения и останавливайтесь в специально отведенных для этого карманах. Не создавайте преграду для остальных участников гонки. Если намеренно врезаться в других гонщиков, вас, скорее всего, исключат из заезда.

Если вы зритель, не мешайте участникам заезда и не отвлекайте их. Не выходите на трассу во время заезда — это опасно. Нельзя садиться в карт и трогать его без разрешения персонала.

Как управлять картом

Как и за рулем обычного автомобиля, на карте нужно правильно сидеть. Сядьте в кресло болида, выпрямите спину и поставьте ноги на педали. Корпус должен быть слегка отклонен назад.


Когда вы держитесь за руль, руки должны быть вытянуты практически во всю длину

Если карт ещё не заведён, понажимайте на педали. Убедитесь, что ступни не соскальзывают с них, а вы не чувствуете дискомфорта.

Представьте, что руль — это циферблат часов. Во время гонки ваши руки должны держать его на цифрах 2 и 10. Покрутите рулем в обе стороны. Это поможет понять, сколько усилий потребуется для поворота, а также сколько вращений руля допускает карт. Перед заездом работники картинга проведут подробный инструктаж, как себя вести на трассе.

Как начать движение на карте

У карта есть две педали: правая — газа и левая — тормоза. Не нажимайте их вместе — это может вывести болид из строя. Чтобы начать движение, нужно нажать на педаль газа.


Перед тем как начать движение, дождитесь взмаха флажка либо разрешающего сигнала светофора

Если вы видите трассу впервые, сделайте пару пробных кругов. Так вы привыкнете и к карту, и к трассе. При прохождении поворотов отмечайте для себя сложные места.

Как тормозить на картинге

Тормозить можно двумя способами: нажав педаль тормоза или отпустив газ.

Если нужно полностью остановить карт, нажмите на педаль тормоза. Карт затормозит очень резко, зато тормозной путь будет минимальным. Если вы резко тормозите во время прохождения поворота, будьте готовы к неконтролируемому заносу.

Если нужно лишь притормозить, но не остановиться полностью — — тормозите двигателем, отпустив педаль газа. Это удлинит тормозной путь, зато карт будет более управляемым.

Как входить в поворот на картинге

Главная задача при проезде поворота — выбрать максимально прямую траекторию. Чем плавнее будет линия движения, тем быстрее вы проедете сложный участок.


Перед вхождением в поворот бывалые гонщики заранее намечают траекторию движения

Поворот состоит из трёх этапов:

  1. Вхождение. На этом этапе вы подъезжаете к повороту, намечаете траекторию, занимаете нужную позицию на трассе и придерживаетесь оптимальной скорости. Чтобы быстрее пройти поворот, подъедьте к нему с внешней стороны.
  2. Поворачивание. Вы отпускаете педаль газа и подруливаете в сторону поворота. Самая крутая точка поворота у гонщиков называется апексом. Во время проезда апекса подъедьте максимально близко ко внутренней стороне поворота.
  3. Выход из поворота. Достигнув апекса, вы начинаете плавно газовать. После прохождения апекса держитесь внешней стороны поворота, тогда ваша траектория будет максимально прямой.

Как управлять заносом на картинге

Вас может занести по двум причинам — слишком быстрая скорость и слишком резкое торможение. Чтобы занос стал управляемым, сделайте две вещи:

  1. поверните руль в сторону заноса;
  2. отпустите педаль, которая его вызвала. Если вас занесло после торможения, отпустите педаль тормоза. Если вы потеряли управление из-за резкого ускорения, отпустите газ.

Что делать, если врезался в ограждение на картинге

У карта нет задней передачи. Если вы врезались в ограждение, дождитесь работника картодрома. Он развернёт карт и вы продолжите гонку.

Где покататься на картинге

Картинг-клубы есть почти в каждом городе. Самый зрелищный картодром Москвы — Black Star Karting. Здесь можно покататься на электрическом карте по двухуровневой трассе с мостами и тоннелями. Благодаря футуристичным световым инсталляциям во время гонки вы почувствуете себя в компьютерной игре. Побывать в Black Star Karting можно и в Санкт-Петербурге.

Сетевые картинг-клубы есть и в других городах: в Новосибирске — это картодромы K-54. В Екатеринбурге можно покататься в картинг-центрах Kart-Start. Погонять можно и на море — клуб картинга Forza Karting есть в Сочи.

Узнайте картинг-центре, надо ли бронировать заезд заранее или можно дождаться его в порядке живой очереди.

Сколько стоит заезд на картинге

Заезд обычно длится десять-пятнадцать минут. Стоимость десятиминутного заезда в нескольких картинг-клубах Москвы:

Black Star Karting — 1200 ₽ в будни, 2000 ₽ в выходные.

Forza Karting — 1000 ₽ в будни; 1200 ₽ в выходные.

Lemans Karting — 1000 ₽ в будни; 1200 ₽ в выходные.

Sky Karting — 900 ₽ в будни; 1000 ₽ в выходные.

Главное о картинге

Карт — это одноместный или двухместный автомобиль без кузова.

Карт весит меньше 100 кг и предназначен для езды по ровному покрытию.

Вас пустят на картинг, если ваш рост больше 120 см, а вес — меньше 120 кг. Дети младше 12 лет катаются только с тренером.

Если вы собрались на картинг, позвоните в картинг-клуб и забронируйте заезд. Приходите не позже чем за 15 минут до его начала в удобной одежде и обуви. Кататься на карте можно только в шлеме. Перед заездом внимательно слушайте инструктаж работников картодрома.

У карта есть две педали: газ и тормоз. Чтобы начать движение, нажмите педаль газа. Чтобы остановиться, нажмите тормоз. Чтобы уменьшить скорость, отпустите педаль газа. Чтобы быстро пройти поворот, постарайтесь выбрать наиболее прямую траекторию.

Чтобы занос стал управляемым, отпустите педаль, которая его вызвала, и поверните руль в сторону заноса.

картинг

Картинг на сегодняшний день – одно из самых популярных увлечений. Занимаются им не только дети, но и взрослые. Эти небольшие, но очень быстрые автомобили дают первые навыки вождения, а также позволяют получить порцию адреналина в процессе захватывающей гонки по автодрому.

Что же такое картинг или карт? Картинг – это спортивный мини-автомобиль, не имеющий подвески и способный развивать большую скорость за короткий промежуток времени. Часто любители картинге имеют возможности купить свой личный картинг или хотят, создать эксклюзивный картинг своими руками. Конечно, ведь сделать самодельный картинг получается не только дешевле, но и очень увлекательно в любом возрасте.

К тому же, если вспомнить историю картинга, этот вид спорта зарождался именно как гонки на самодельных картингах. Только с течением времени картинги были поставлены на производство. Рассмотрим основные этапы конструирования.

Проектирование

картинг

    Первым шагом к созданию собственного картинга является его проектирование. Картинг может иметь самые разнообразные формы и размеры. Вы можете придумать абсолютно любой дизайн. Главное, помните, что основу картинга составляют: рулевая/тормозная система, шасси и двигатель. Нарисуйте подробную схему своего будущего автомобиля. Только используя план-схему, вы сможете правильно собрать картинг своими руками. Подходите к процессу проектирования творчески. Чтобы вдохновиться, вы можете воспользоваться интернетом, который предоставит вам множество разнообразных моделей самодельных картингов. Пообщайтесь со знакомыми механиками. Можно заказать платную разработку чертежа, а можно воспользоваться шаблоном, внеся в него свои изменения;

будьте крайне внимательны, указывая габариты картинга. Размеры должны соответствовать росту и возрасту водителя. Так, для подростка достаточно ширины 0,76 метра и длины 1,3 метра. Картинг для взрослого должен иметь ширину 1 метр и длину 1,8 метра. Продольное расстояние между осями самодельного картинга должно составлять от 101 до 122 сантиметров при длине 132 см. Проект картинга должен быть максимально точным. Иначе в процессе подбора материалов будет трудно правильно определиться с их количеством;

материалы для самодельного картинга можно купить в специализированных магазинах, но если вы ограничены в средствах, то подобрать все необходимые детали можно на свалках, барахолках или обратиться в ремонтную мастерскую, где производят ремонт газонокосилок и подобного оборудования.

Ниже представлен перечень необходимых материалов для того, чтобы сделать картинг своими руками.

  1. Рулевая/тормозная система:
  • коробка передач;
  • ручник;
  • руль;
  • колеса;
  • рулевой и приводной валы;
  • педали газа и тормоза;
  • подшипники.
  1. Двигатель:
  • движок (можно использовать двигатель от бензопилы или газонокосилки-триммера);
  • цепь;
  • топливный бак;
  • болты и шайбы.
  1. Шасси:
  • 2,5-сантиметровая квадратная труба, длиною 9,2 метра;
  • стальная труба диаметром 2 см, длиною 1,8 метра;
  • труба диаметром 1,5 см, длиною 1,8 метра;
  • пластина из стали по размерам чуть больше двигателя и толщиной 0,5 см;
  • металл или фанера для днища и сидения;
  • само сидение.

Чтобы сделать картинг своими руками вам понадобится сварочный аппарат. Шасси является основой картинга. Они удерживают вас во время поездки, в них же находится двигатель. Если вы никогда не занимались сварочными работами, то лучше воспользоваться услугами профессионала, потому как сваренные непрофессионалом детали могут только казаться прочными, а на практики иметь микротрещины и щели, в результате чего, ваш картинг может стать смертельно опасным транспортом. Если шасси будут состоять из нескольких деталей, то сварку необходимо проводить при высокой температуре и глубокой степени проникновения, сварочные швы должны быть максимально аккуратными. Если вы решили произвести сварочные работы самостоятельно, то лучше потренироваться на сварке небольших изделий и только получив хороший опыт начинать сварку картинга.

сварочный аппарат

Одним из вариантов сборки самодельного картинга является приобретение готовых деталей. Так, если вам не хочется мучиться с самостоятельным созданием деталей и последующей их сваркой, то можно приобрести готовый конструктор, который легко можно собрать по схеме с помощью простых инструментов и без производства сварочных работ. Примерная стоимость такого конструктора для самодельного картинга составляет 550 долларов.

каркас

Сборка шасси и рулевой колонки

Совет: делайте всю сложную и важную работу в первую очередь, дополнительные детали лучше добавлять в конце.

сиденье

Установка двигателя и рулевой колонки

  • Подготовка двигателя от бензопилы для картинга. С двигателя от бензопилы необходимо снять все лишние детали (рукоятки, цепи, баки и пр.). Трудоёмким является процесс переделки звёздочки. За основу берётся звёздочка бензопилы, стачиваются зубчики, тем самым придав звездочке произвольный размер. В кожухе охлаждения проделывают 2 отверстия для крепления к подрамнику двигателя. В конструкции картинга можно использовать двигатель от бензинового триммера. Это небольшой двигатель внутреннего сгорания. Скорость у самодельного картинга с двигателем от триммера будет невысокая, но ее вполне достаточно для начинающих картингистов;
  • установка подвески двигателя. Для того, чтобы прикрепить двигатель необходимо приварить пластину из стали к задней части рамы. Расположите двигатель на пластине таким образом, чтобы его шкив совпадал с рабочим шкивом на оси. Затем сделайте разметку, где будут отверстия для болтов. Крепление шкива к оси лучше производить до того, как вы будете вставлять ось во втулки. Для укрепления шкива можно воспользоваться установочным винтом. Ещё одним вариантом его укрепления является сварка его с осью, но он должен обязательно лежать со шкивом двигателя на одной линии;
  • сборка рулевого привода. На этом этапе понадобятся двухсантиметровый стержень для осей и полутора сантиметровый для привода. Необходимо согнуть стержень диаметром 1,5 см под прямым углом. Для этого надо воспользоваться паяльником для нагревания стали. Чтобы выровнять руль понадобятся регулируемые соединения, так как важно правильно отрегулировать развал-схождение: наклон руля и вертикаль переднего колеса;
  • установка тормозной системы и колёс на самодельный картинг. Для обеспечения картингу наибольшего ускорения и контролируемости лучше взять небольшие гоночные колеса. Присоедините их к осям. Далее начинайте работу по установке тормозной системы для обеспечения безопасности картинга. Для создания тормозной системы необходимо прикрепить суппорт к шасси и диск к задней оси. В тормозной системе картинга должно быть задействовано не менее двух колёс. Для более безопасной системы лучше установить тормозные диски на все четыре колеса вашего картинга. Можно установить тормозную систему от старого сломанного мотоцикла. Такие системы имеют подходящий размер и могут облегчить вашу работу по созданию самодельного картинга. Независимо от вида акселератора необходимо установить педаль ножного тормоза, так как руки должны быть максимально свободными в процессе управления картингом. Предусмотрите ограждения, которые не будут давать ногам слетать с педалей во время крутых поворотов.
  • соединение кабеля зажигания и ручного дросселя. Для управления газом вы можете установить ножную педаль, но можно организовать прибавку газа также как на газонокосилке. Все зависит от вашего желания и опыта, а также от типа двигателя, установленного на картинге;
  • проверка подвески и тормозной системы перед тестированием картинга. Даже если вы не планируете гонять на высоких скоростях, необходимо иметь уверенность в надёжности вашего картинга. Дважды проверьте крепление оси, прочность сварочных швов, крепёж двигателя и надёжность тормозной системы.

Совет: приведённая выше инструкция рассчитана на то, что при создании самодельного картинга будут использоваться детали от старых поломанных мотоциклов, газонокосилок и т. п. Если использовать только покупные готовые детали, то, вероятно, будет дешевле купить готовый картинг.

Предупреждения:

  • перед тем как выехать на гоночный трек, убедитесь в исправности вашего самодельного картинга, так как детали могут сломаться или отсоединиться;
  • всегда перед поездкой на картинге надевайте защитные приспособления, такие как шлем, подкладка и прочее;
  • не стоит разгоняться на самодельном картинге до скорости более 30 км/ч. Это может спровоцировать сбой механизма или поломку деталей, так как эта модель не имеет высокотехнологичных проектных и инженерных решений;
  • помните! Картинг – это ненастоящий автомобиль. Ни в коем случае не нужно выезжать на нём на дорогу.

Видео: самодельный картинг. Сборка.

Видео: Как сделать картинг своими руками

Внимание! Видео ниже представлено как плей-лист, т.е. там можно выбрать одно из нескольких видеороликов. Жмите на специальноку кнопку плей-листа

Русский народ любит скорость и машины. Вот только быстро ездить по нашим дорогам опасно для жизни, да и ограничений много. Картинг – другое дело. Полихачить на картодромах можно вволю. Это не только весело, но и безопасно. При этом спортсмен вырабатывает такие качества, как целеустремленность, быстрота реакции, выносливость.

Виды картинга

Карт – машина, у которой нет кузова, но есть небольшие колеса, рама, сиденье для водителя и мотор. Этот вид спорта подразделяется на две категории:

Любительский, или прокатный картинг доступен даже детям от 6 лет. Кататься на карте могут и мужчины, и женщины. Картодромы для любителей безопасны, а управление прокатными автомобилями намного проще, чем у моделей профессионального уровня. Мотор менее мощный, рама крепче, нет коробки переключения передач и рычага, а также педали сцепления. На картодроме всегда присутствует инструктор, готовый при необходимости помочь.


Для любителей нет смысла покупать автомобиль, специальный костюм и другое снаряжение – все предоставляют в аренду. Продолжительность гонки составляет в среднем 15 минут. Спортсмен должен быть надлежащим образом одет. В частности, в экипировку входят:

  • защитный шлем;
  • жилет;
  • комбинезон с защитой от огня;
  • перчатки;
  • специальный воротник;
  • ботинки для картинга.

Любитель в первую очередь наслаждается гонкой, для него важен сам процесс, а не результат. Профессионал же старается любыми путями занять первое место, поэтому обладает некоторыми навыками. Он обычно находится в хорошей физической форме, умеет быстро реагировать, уравновешен, стрессоустойчив, сконцентрирован на дороге.

Устройство современных картов

На современных авто для картинга нет педали сцепления – только газ и тормоз. Последняя очень чувствительна, а вот ход по сравнению с обычной машиной довольно жесткий. Амортизация отсутствует. Мотор крепится к раме, поэтому она вибрирует во время езды. Водители любят карт за его динамичный ход.


Особенностью автомобиля является разный выворот передних колес при поворотах. Если выруливать вправо, то правое колесо вывернется больше левого, и наоборот. Чтобы управлять такой машиной, нужно иметь хорошую физическую подготовку, особенно плечевого мышечного корсета.

Картингом сейчас занимаются не только в теплое время года, но даже зимой. Это стало возможным благодаря специфическим зимним шинам, у которых шипы и протекторы изобретены специально именно для гоночных моделей. Стоит отметить, что в северных государствах соревнования проводятся именно в холодные сезоны.

Классификация машин

Картинг – развивающийся вид спорта, поэтому модели авто постоянно усовершенствуются. Однако для тех болидов, которые участвуют в соревнованиях, существуют четкие требования. Все они сводятся в единую классификацию, состоящую из 4 групп:

Соревновательные классы

Спортсмены участвуют в классах:


Также существуют заводские классы, когда турниры проводятся на машинах от одного и того же производителя.

Навыки езды на карте

Карт больше похож по внешнему виду и техническим характеристикам на гоночный автомобиль, а не на обычный. Болид не рассчитан на медленную скорость, он легкий и довольно маневренный. Вес машины составляет не более 100 кг. Авто чутко реагирует на каждое движение руля. Водителя во время езды сильно потряхивает, так как отсутствует амортизация.

Основная педаль – газ, реже пилот жмет на тормоз. Карт быстро реагирует на нажатие педали тормоза, что не всегда безопасно, так как легко потерять управление, ввиду чего появится вероятность нежелательного и неконтролируемого дрифтинга. Опытные водители могут выполнять крутые маневры, резко нажимая на тормоз.

Начинающим гонщикам нравится сцепление колес карта с дорогой. При этом появляются новые ощущения от управления гоночным транспортным средством, ведь это совсем не похоже на езду за рулем обычного авто: другое ощущение поворотов, дороги и скорости. Не всем импонирует то, что после поездки водитель чувствует себя как выжатый лимон – управление болидом требует много физической силы и напряжения в мышцах.

Подготовка карта к гонке

Львиная доля успеха в соревнованиях – комфорт пилота. Спинка сиденья должна быть отрегулирована так, чтобы спортсмен смог отклониться назад на расстояние вытянутых рук. Ладони всегда упираются в верхнюю часть руля.


Спина водителя должна быть прямой и ровной, а ноги без напряжения согнуты в коленях, ступни удобно расположены на педалях. Во время тряски тело может мотать из стороны в сторону, если сидеть в неправильной позиции. Такая посадка может привести к потере управления или к снижению его эффективности. Пилот меньше устанет и будет хорошо себя чувствовать при правильной посадке, что позволит концентрироваться на скорости и важных деталях. Также положение пилота напрямую влияет на центр тяжести болида.

Что еще должно быть отрегулировано?

  • давление в шинах;
  • жесткость рамы и задней оси;
  • угол Акермана;
  • задняя и передняя колеи;
  • поворотный шкворень;
  • развал.

Обязательно подбираются шины, которые должны соответствовать сезону и дорожному покрытию на площадке для соревнований.

Техника пилотирования

Во время управления картом перед водителями стоят несколько задач. Необходимо в обязательном порядке поддерживать высокие обороты двигателя (в максимальном значении), а также скорость болида. Нажимать на педаль тормоза следует как можно реже. Хороший водитель сразу займет выгодную позицию на трассе, которая позволит исполнять маневры и беспрепятственно управлять аппаратом.

В плане набора скорости нет ничего сложного, пилот лишь нажимает на педаль газа. За пару секунд легко разогнаться до 100 км/ч. Маленький вес делает карты резвыми несмотря на небольшое количество лошадиных сил.

У машин есть тормозная система на все колеса или только на задние. Она представлена гидравлическими либо механическими тормозами. Водитель тормозит всегда резко. Если делать это медленно, то для разгона в дальнейшем потребуется больше времени. Гонщик использует педаль тормоза для поворота и остановки авто.

В поворот на карте входить тяжелее, чем на легковом транспортном средстве. Процесс разбивается на три этапа:

Очень важно на момент начала маневра иметь нужную скорость и находиться в правильном месте. Если водитель легко рассчитывает в голове эти параметры, то он является мастером своего дела. Начинающим спортсменам поможет только постоянная практика. При вхождении в поворот нельзя сильно давить на газ, иначе упадут обороты. Руль полностью выкручивать не нужно, достаточно слегка повернуть. Как только пилот достигает точки апекса, он начинает давить на педаль газа.

Классы участников

Соревнования и чемпионаты проводятся между участниками разных возрастных групп. В нашей стране существует четыре класса:


  • Пионеры. Дети от 8 до 12 лет. Их машины оснащены серийным двигателем и коробкой передач, в которой до 5 скоростей.
  • Кадеты. Подростки до 15 лет. Их болиды похожи на предыдущие, разница в объеме цилиндра до пятидесяти кубов.
  • Юниоры. Подростки от 13 до 18 лет. У карта объем мотора около 125 кубов, а коробка передач имеет до 6 скоростей.
  • Взрослые от 16 лет и старше.

Существуют определенные требования к пилотам.

Требования к пилоту

Профессиональный спортсмен должен поддерживать хорошую физическую форму. Она обязательно понадобится для управления картом. Гонщик также обязательно должен следить за своим здоровьем. У профессионала должно быть хорошее зрение, ведь он водит авто на большой скорости. Несомненно, у водителя карта должна быть быстрая реакция. Он не может позволить себе быть рассеянным, расслабляться, так как это как минимум приведет его к проигрышу, а в худшем случае закончится травмами. Именно поэтому у гонщика не должно быть проблем с нервной системой.

Спортсмен на карте обязательно должен быть выдержанным и стрессоустойчивым. Чтобы стать победителем, только этих навыков недостаточно. Необходимо разбираться в устройстве болида, уметь оценивать состояние дорожного покрытия трассы и общие условия.

Виды трасс

Картодромы бывают открытые и закрытые. Последний вариант часто встречается в торговых центрах или специальных клубах. Крытые площадки хороши тем, что не зависят от погодных условий. Они обеспечивают в любое время года отличное сцепление с дорогой. Минусом является лишь то, что закрытая трасса ограничена в размерах.


Открытые площадки чаще используются для соревнований и тренировок профессионалов. Несмотря на зависимость открытых картодромов от внешних условий, у них есть огромный плюс – большая протяженность. Однако в плохую погоду на открытой трассе спортсмены вынужденно надевают защитный костюм, так как существенно увеличивается вероятность аварийной ситуации. В дождливую погоду управлять картом трудно, а в снегопад – невозможно.

Какие качества формирует картинг?

Не у каждого человека хватит моральных сил на управление гоночной машиной такого типа. Однако те спортсмены, которые занимаются гонками на карте, могут похвастаться:

  • быстротой реакции;
  • выносливостью;
  • высокой способностью сконцентрироваться;
  • отличной физической подготовкой;
  • хладнокровием;
  • стремлением и волей к победе.

Настоящий гонщик чувствует свой автомобиль, умеет стратегически мыслить.

Старты, заезды и финальные флаги

Перед началом гонки машины выстраиваются в определенном заранее согласованном порядке. Стартом считается тот момент, когда подается сигнальная команда к началу гонки. Старт бывает двух видов:

Старт объявляется к заранее оговоренному времени. Перед подачей сигнала гонщиков информируют о том, сколько осталось до начала соревнования. В период движения карта запрещено оказывать стороннюю помощь спортсмену. Когда судья показывает зеленый флаг, пилоты начинают формовочный круг, во время которого запрещен обгон. Этот заезд – показательный, скорость движения в котором задает первый карт. Лидирующий спортсмен показывает сигналы рукой последующим гонщикам о всех препятствиях на трассе. Если во время формовки произошел неприятный инцидент, то организаторы могут объявить старт заново.


После завершения круга формовки водители встают на свои места в том же порядке, и после сигнала светофора начинают движение. Светофор находится на краю трассы на расстоянии около 15-20 метров перед стартовой линией, но не выше 3 метров над уровнем площадки. На аппарате всего 8 линз красного цвета. Когда они загораются, движение запрещено. Если красные огни отключили, движение разрешено. Зеленый свет означает начало гонки.

Сигнальные флаги используются, когда светофор сломан. Прежде чем дать основной стартовый сигнал, информатор призывает водителей к полной готовности тем, что медленно поднимает флаг вверх. Когда он вновь резко поднимает флаг вверх, это считается отсчетом старта.

Если пилот ошибся и поехал раньше времени, это называется фальстартом. При этом спортсмен продолжает участвовать в гонке, но к его результату добавляют дополнительное время. Его отсчитывают по тому, сколько гонщик успел проехать, пока водителя не оповестили о фальстарте, либо добавляют по фиксированному штрафному времени.

На линии старта находится еще один судья, который оценивает, кто за кем стартовал. Другой эксперт занимается хронометражем, то есть определяет время каждого спортсмена, отсчитывает время лучшего круга у каждого пилота.

Турниры часто состоят из нескольких заездов. Их количество определяет организатор мероприятия. Состав заезда могут изменить спортивные комиссары, но делается это редко и в виде исключения. Место в заезде получает каждый водитель, даже если не успел финишировать и пройти один круг. Профессионалам засчитывается прохождение только полных кругов. Призовые места определяются согласно тому, кто первым пересек финишную черту. Если показатели будут одинаковые, соревнование не повторяют, вопрос решают спортивные комиссары.

Во время движения судьи информируют гонщиков флагами. Это делается в целях:

  • соблюдения правил безопасности и регламентации;
  • осуществления своевременного вмешательства.

Если пилот не подчиняется сигналам, он исключается из заезда. Всего предусмотрено 12 флагов:

  • стартовый;
  • красный (на линии старта);
  • клетчатый (оповещает водителей о завершении тренировки и гонки);
  • черно-белый (предупреждает о неспортивном поведении);
  • черно-оранжевый (предупреждает водителя о неисправности карта);
  • зеленый (сигнализирует о фальстарте, подает сигнал о формовке, обозначает конец проблематичного участка трассы);
  • красно-голубой (указывает водителю на необходимость прекратить препятствовать движению других участников);
  • желтый (сообщает об опасности);
  • желто-красный (информирует о проблемах с дорожным покрытием площадки);
  • голубой (информирует, что водителя собираются обгонять);
  • белый (предупреждает гонщиков, что рядом движется карт с невысокой скоростью).

Заезд могут не засчитать в исключительных случаях, когда прекращать мероприятие нет смысла, но при этом были нарушены правила и права водителей.

Официальные лица

Официальными лицами гонок являются члены судейской бригады, которых организатор наделяет определенными полномочиями для надлежащего проведения турнира. К официальным лицам относятся:


  • судьи на линии старта/финиша;
  • хронометристы;
  • спортивные и технические комиссары;
  • эксперты на трассе;
  • контролеры в зоне ремонта;
  • секретари;
  • руководители.

Контролируют судейскую работу наблюдатели, которых назначает организатор. Наблюдатели выполняют свои функции, не вмешиваясь в ход соревнования.

Протесты и апелляции

Каждый пилот имеет право на апелляции и протесты. Последний подается в письменном виде и сопровождается денежным взносом. Заявление передается секретарю, который фиксирует время подачи протеста и оповещает об этом руководителя гонки.

Подача протеста осуществляется не позже, чем через 20 минут после оглашения итогов. Если водитель хочет протестовать против других гонщиков, то сделать он это должен еще быстрее – не дольше, чем в течение 15 минут. Руководитель рассматривает заявление спортсмена в течение получаса. Если требование гонщика будет удовлетворено, то денежный залог возвращают, а виновного подвергают штрафу. Аппеляцию подают до процесса награждения водителей. Если руководитель по каким-то причинам не может рассмотреть запрос, то результаты заезда считаются предварительными.

Федерации

У картинга нет отдельной мировой федерации. Этот вид спорта относится к Международной федерации автоспорта, в которой комиссия по картингу создана еще в 60-х годах прошлого века. В нашей стране имеется Российская автомобильная федерация (РАФ), которая организует состязания гонщиков, развивает и популяризирует этот вид спорта в России, защищает права отечественных спортсменов на европейской и мировой арене.

История картинга

Только в 50-е годы был сконструирован первый автомобиль для картинга. Создатель – рабочий на производстве гоночных машин и бывший летчик Инглс Арт. Уже спустя год карты стали выпускать массово, появились картодромы (площадки для гонок), была образована система правил и оценивания игры. Картинг обрел популярность в Европе и получил преданных фанатов среди любителей гоночных машин. Так появились станции обслуживания картов, специализированные магазины оборудования. В 1964 году прошел первый Чемпионат мира по картингу, незадолго до этого образовалась Международная комиссия. Она разрабатывала регламент проведения турниров.


Однако вскоре карты начали сильно дорожать, и из-за этого спрос на такой вид спорта значительно снизился, так как не каждый мог себе позволить им заниматься. Рост цены был связан с тем, что производители стали уделять много внимания безопасности машины, усложняли конструкцию, добавляли мощность.

Со временем картинг перерос в профессиональный вид спорта, так как управлять картом сложнее, чем обычным автомобилем. В нашей стране увлекаться картингом начали в 60-х годах прошлого века. Первое соревнование прошло в столице на центральном стадионе. Участие в гонках приняли два спортсмена на картах, которые спроектировал Мелихов.

Литература по картингу

На современном этапе картинг имеет большую аудиторию поклонников, ведь для управления таким авто не нужны водительские права. Картинг стал доступен по всему миру. Для любителей такого вида спорта имеются площадки в специальных клубах и торговых центрах. Ездить на картах могут даже дети, это помогает развить в них чувство ответственности, оттачивает быстроту реакции и ловкость.


Карт, маленькая четырёхколесная машинка, на которой на специальных трассах резвятся как взрослые, так и дети, известна многим. Однако не все знают, что картинг является фундаментом всего автоспорта, а сам аппаратик — настоящий спортивный болид.

Устройство карта


Одна из положительных особенностей карта того времени — его всегда можно было собрать самому. Главное — детали найти или изготовить их



Многое поменялось с тех пор, но не концепция болида. Она осталась неизменной, и именно на таком голом карте её можно рассмотреть


В советское время карты были похожи на самоделки, заводского производства было далеко не всё. Один из элементов народного хэнд-мейда — руль карта

Но благодаря такому хэнд-мэйду многое удалось познать. Кстати, с появлением карта в моей жизни у меня попёрла физика в школе. Ручного труда ныне поубавилось в разы, и сегодня не надо думать, где бы найти старый бампер, чтобы сделать из него обтекатель на переднюю часть. Да что там обтекатели, тормозные колодки надо было выпиливать собственноручно. Сегодня всё используется фирменное, необходимые детали, расходники в свободном доступе. Есть возможность и кастомизировать машины, не выходя за рамки технических требований и регламента соревнований.


— Современный взрослый карт Sodi французского производства. Считается, что эти шасси одни из лучших в мире. Такие сегодня гоняют и в Казахстане на соревнованиях с международным статусом

Гляжу я на современный карт, слюной истекаю: брендовые тормозные системы, щиток приборов на руле, обшитом замшей, глушитель из карбона. Такое нам даже не снилось. Правда, вместе с этим увеличилась стоимость карта и дороже стало его содержать.

Тормоза у карта, кстати, гидравлические и разделены на контуры. В зависимости от класса машины тормоза могут различаться. К примеру, детским машинам хватает тормоза на задней оси, взрослым — уже на каждый контур: на каждом переднем колесе по одной системе и один большой на задней оси.

Даже несмотря на то что обдуву тормозов в конструкции карта практически ничто не мешает, они склонны к перегреву, скорости ведь очень высокие! По этой причине диски тормозов вентилируемые и перфорированные. Всё по-серьёзному!


Сзади один тормозной диск, но он увеличенного размера, крепится непосредственно к оси. Ресурс колодок тормозов у взрослых картов примерно равен ресурсу шин, т. е. меняются они очень часто. Кстати, на данном карте диски керамические


У карта всего две педали: правая — газ, левая — тормоз ( при этом в зависимости от типа карта бывает, что передние тормоза с ручным управлением). Водителям автомобилей, с ходу севших на карт, не всегда легко приспособиться к такому алгоритму, ведь левая нога не привыкла к чувствительной педали тормоза. Непривычными покажутся и жёсткий ход карта, и зудящие вибрации. Если покрытие трассы оставляет желать лучшего, то протрясёт изрядно, а можно и мозоли кое-где натереть. У карта нет подвески — колёса и задняя ось крепятся к раме без каких-либо демпфирующих элементов. Лонжероны рамы, конечно, работают на кручение и изгиб, но смягчающим фактором это не назовёшь. Вибрации вызваны работой высокооборотистого мотора, который тоже прикручен непосредственно к раме. От тренировки к тренировке к этим особенностям привыкаешь, равно как и к вою двигателя справа под ухом. Я даже влюбился в это.


— Комфортабельным место пилота не назовёшь: сиденье жёсткое, справа звенит мотор, высокие вибрации проходят по всему телу. Но сама посадка удобная и позволяет чувствовать карт на треке

Полетели!



Кокпит карта выглядит незамысловато: щиток приборов да руль. Сверху руль срезан по хорде, возможно, ради лучшего обзора или лучшей аэродинамики. Круглый на карте не нужен, ведь он не делает ни оборота, а руки пилота практически всегда в одном положении



Слева под рулём рукоятка сцепления. Работа сцепления требуется только на старте, после коробка передач переключается без его участия


Справа сам рычаг коробки. Ходы очень короткие, двигается только в двух направлениях: вперёд или назад, количество передач — 6, задней, кстати, нет


Штуковина, отдалённо напоминающая шотландскую волынку, — воздухозаборник для системы впуска двигателя. Отсюда воздух поступает в карбюратор


За спиной у гонщика выхлопная система. Обратите внимание, банка глушителя выполнена из карбона. Круто, не правда ли?


Топливный бак находится между ног пилота, сюда льётся смесь обычного высокооктанового автомобильного бензина с моторным маслом


Радиатор охлаждающей жидкости мотора выведен справа от пилота. Моторы классом пониже обходятся воздушным охлаждением

Управляемый полёт

Конечно, динамика — это первое, что ощущаешь в карте. Но ещё больше удовольствия доставляет управление машинкой на высокой скорости. Колёса у карта поворачиваются следом за мыслью, ведь тут как такового рулевого механизма и рейки нет. Две тяги, правая и левая, при помощи шарниров прикручены непосредственно к рулевой колонке.




Передние колёса независимы друг от друга и прикручены через ступицу к поворотному кулаку, угол поворота достаточно большой и может регулироваться. Кулак крепится к раме жёстко без каких-либо демпфирующих элементов


Рулевые тяги крепятся к рулевому валу напрямую, колёса следуют за поворотом руля без какой-либо задержки


Руль, кстати, не делает ни оборота. Вкупе с низким центром тяжести, жёсткой рамой и отсутствием подвески управляемость фантастическая. По сравнению с автомобилями карт словно приклеен к асфальту. Но, конечно, до поры до времени. Как и на всё остальное в этой жизни, на него распространяются все законы физики, поэтому, достигнув определённого момента, задняя ось сорвётся в занос.

Как и в любом виде спорта, в картинге есть свои хитрости. К примеру, разный угол поворота колёс относительно оси. Повернув до упора руль налево, можно даже визуально заметить, что левое колесо вывернуто гораздо круче правого. То же самое получится, если повернуть руль направо. Естественно, в зависимости от трассы эти параметры можно регулировать прямо на месте. Такая игра с геометрией колёс позволяет карту буквально ввинчиваться в поворот. Для него характерна именно избыточная поворачиваемость, нежели недостаточная.


Стоит заметить, что, несмотря на всю простоту рулевой системы, маленькие колёса и скромный вес болида, карт требует физической подготовки. Пары-тройки кругов хватит, чтобы почувствовать, как забились бицепсы, а ещё через кружок-второй неподготовленный человек почувствует сильную усталость — руки словно свинцом налились. Утром, естественно, вчерашние покатушки напомнят о себе болью в мышцах.


Прошла ещё пара-тройка недель, и карт я чувствовал каждой клеточкой. В принципе было бы сложно не постичь это состояние, ведь пятая точка опоры находится в одной плоскости с рамой, что позволяет интуитивно понять, куда едет карт, а кресло выполнено из жёсткого стеклопластика и не имеет никаких мягких подушек, что помогает ещё быстрее установить связь с машиной. У современного карта сиденье не изменилось, разве что может быть оклеено покрытием, напоминающим ковролин.


Матч состоится в любую погоду

Картинг, кстати, является универсальным видом спорта по той причине, что может проходить в зимнее время. К примеру, Формулу-1 по снегу не проводили никогда, кузовной WTCC тоже. Правда, зимний картинг проводят в основном в северных странах, включая Россию, а главным отличием от летнего сезона является использование шипованных шин.


В традиционном картинге шины также имеют разные тип и назначение. Для сухого покрытия используют слики без протектора. Можно подумать, что они изношены, а спортсмены не торопятся их поменять. Но нет, изначально именно такие шины имеют лучшие сцепные способности на сухом асфальте картодрома. В дождь ставят шины с направленным протектором, которые уже напоминают автомобильные. Кстати, даже один тип шин может быть разным по составу, т. е. мягкости. Подбор правильной резины зависит и от особенностей трассы, и от температуры окружающей среды, и от стиля пилотирования.


Мне 9 лет. И я настоящий гонщик!


— Современный карт класса MINI производства CRG. С такого начинают дети — он меньше габаритами, и колёса уже, хотя издалека визуально неопытный глаз легко может спутать его со взрослым болидом

В это непросто поверить, но в школу картинга пацаны (и девчонки, кстати, тоже) принимаются уже с 9 лет. Встречаются, правда, спортсмены и ещё моложе, но к соревнованиям допускают с 9-летнего возраста. Для занятия картингом, естественно, требуется настоящая автоспортивная амуниция: шлем, перчатки, огнеупорный комбинезон, специальная обувь, воротник для шеи, защитный жилет. Требуется и специальное нательное бельё. В общем, всё как у Шумахера. В то время именно Шумми маячил во всех автомобильных глянцах и по телевизору — поэтому у меня аналогии возникали именно с ним (к тому же Шумахер ведь тоже начинал с картинга). Мечтал я о красном комбезе и красиво разрисованном гермаке. Но в то время приходилось обходиться обычным спортивным костюмом с вещевого рынка, кедами, какие были, а из настоящего автоспортивного обмундирования — только старый шлем противного зелёного цвета. Однако выбирать не приходилось, да и хватало мне этого — важнее был сам процесс.


— Красный барон Михаэль Шумахер начинал свою карьеру именно с картинга и по сей день этот спорт не забывает. И многие другие звёзды автоспорта начинали именно с маленьких картов

А можно стать настоящим гонщиком в столь юном возрасте? Легко. Да так, что объедешь и опытного гражданского водителя с мегастажем. Картинг — самый идеальный фундамент для начала занятий автоспортом. Все азы поведения четырёхколёсного транспортного средства заложены именно в этой маленькой, на первый взгляд несерьёзной машинке. А как известно, чтобы превратиться в профессионала, спортом надо заниматься с детства. Так и выходит, что картинг совмещает такие ключевые особенности: доступен для детей, является первой важной ступенью в автоспорте.


Историческая справка

Говорят, что картинг зародился в США, а если быть точнее, это американские военные лётчики в годы Второй мировой на военных базах забавы ради устраивали гонки на тележках для авиабомб. После, в 50-х, интерес к тележкам проявил американский автоспортсмен и в 1956 году впервые вывел гоночную машину на соревнования. Новую спортивную технику так и обозвали — тележка (cart по-английски) и с тех пор это простейшее название закрепилось. Уже с 1957 года появились фирмы, которые специализируются на выпуске картов, а сама дисциплина постепенно начинает развиваться не только в Новом Свете, но и в Европе.


Группы, классы, двигатели и возраст


Картингом занимается народ разных возрастов, и соответственно машины делятся на группы и классы, которые, в свою очередь, различают карты по размерам, весу, объёму двигателя и т. д. Это только так кажется, что все карты одинаково маленькие. А вот и нет. Разновидностей их больше, чем в любом другом виде автоспорта. Мы распишем их лишь поверхностно, чтобы иметь представление о том, как примерно делятся классы в Казахстане. Все технические требования по гоночным машинам расписаны куда детальнее.

Читайте также: