Отказы и неисправности системы питания и их внешние признаки газ 3102

Обновлено: 07.07.2024

Двигатель не запускается.

Возможной причиной неполадки может быть неисправность в работе:

  • впрыскивающего насоса, нужно удалить воздух;
  • нагнетательного трубопровода, топливо слишком медленно протекает или утекает, нужно проверить состояние трубки или подтянуть резьбовые соединения;
  • холодный мотор, есть возможность поднять температуру за счет горячей воды, залитой в систему охлаждения;
  • малое количество топлива, просто долить горючего в бак;
  • недостаточное сжатие топливной смеси в цилиндрах, возможно, застревают клапаны, слишком обгорели, лопнула одна из пружин клапанного механизма, изношенность цилиндров или повреждение поршневых колец;
  • нельзя запустить двигатель из-за слишком тугого прокручивания или вообще стопора, возможно, произошел задир подшипников или поршней, единственное решение – капитальный ремонт мотора.

После запуска двигатель останавливается сам собой.

Причиной может быть неисправность подводящего трубопровода, системы впрыска (в частности впрыскивающего насоса), забит или неисправен топливный фильтр. При ремонте нужно или заменять новыми деталями, или прочистить имеющиеся части.

Неплавная работа дизеля.

Причиной может быть недостаточная плотность во всасывающих трубках, нарушение впрыска, слабое охлаждение, низкокачественное топливо, попадание воды в бак, слабое сжатие или слабая плотность клапанов, попадание воздуха в топливную систему.

Резкая остановка двигателя.

Среди возможных причин важно выделить следующие:

  • недостаток топлива, нужно просто долить горючее и проверить перепускной кран (открыть);
  • причина в топливном трубопроводе, необходимо убедиться, что каналы не засорены, проверить отсутствует ли воздух в трубках. Нужно прочистить трубки и выпустить воздух из системы;
  • кривошипно-шатунный механизм. Возможно, произошло заклиниванием поршней из-за повреждений, также заедают коренные или шатунные подшипники. Запрещено насильно проворачивать коленный вал мотора, для ремонта требуется разборка механизма и возможно замена подшипников, поршней, поршневых колец или, что требует очень редко, полная замена кривошипного механизма.

Сильное выделение дыма при работе с нормальными нагрузками.

Существует две основные причины:

  • слабое сжатие топлива, что может вызываться высокой нагрузкой, не плотностью поршня (поршневых колец или износ самого поршня), низкая плотность клапанов. Доступное решение – снизить нагрузку;
  • неполадки с впрыскивающей форсункой, возможно деталь засорена или игла форсунки не выдерживает компрессию. Для устранения неисправности можно или заменить форсунку или проверить исправность имеющейся.

Стук двигателя.

Причиной может служить:

  • перегрев. Нарушение в работе охлаждения, слабая проходимость топлива, нарушения работы впрыска;
  • стук подшипников. Необходимо немедленно остановить мотор и заменить неисправный подшипник. Причиной стука может быть поломка коренного или любого другого подшипника, который испытывает значительные нагрузки при работе двигателя;
  • нарушение сжатия. Ошибки в настройке впрыска, неисправность устраняется при настройке параметров по тех. данным;
  • подшипники перегреты, недостаточное количество масла. Нужно незамедлительно пополнить запас смазывающей жидкости;
  • задираются подшипники и поршни. Причина – недостаточное количество масла или засорены каналы смазывающей системы. Необходимо промыть систему и долить до требуемого уровня;
  • большой зазор подшипников, является обычным результатом долгой работы, ремонт – полная замена детали.

Чтобы дизельный генератор работал стабильно, важно постоянно следить за уровнем топлива и смазывающей жидкости, иначе упущения будут стоить больших материальных затрат.

Возможные неисправности системы питания дизельных двигателей

Данная публикация рассказывает про наиболее часто встречающиеся неисправности систем питания дизельных двигателей и их диагностику. В процессе эксплуатации автомобиля могут быть следующие неисправности системы питания двигателя.

Двигатель не запускается или пуск его затруднен. Причинами неисправности могут быть: топливоподкачивающий насос не подает топливо; неправильный угол опережения зажигания; неисправность форсунки; износ плунжерных пар или зависание плунжера; износ или зависание нагнетательного клапана; заедание рейки насоса высокого давления или на coca-форсунки; подсос воздуха в систему питания.

Двигатель работает неравномерно. Причинами неисправности могут быть: неисправность отдельных форсунок; зависание или негерметичность клапана насоса высокого давления; ослабление крепления зубчатого венца гильзы плунжера; неисправность регулятора числа оборотов; нарушение равномерности подачи топлива; подсос воздуха в систему питания.

Двигатель не развивает мощность и дымит. Основными причинами неисправности являются: неисправность топливоподкачива-ющего насоса; неисправность форсунок или насосов-форсунок; сб-рыв сопла распылителя; малый угол опережения впрыска топлива; износ плунжерных пар; нарушение регулировки насоса высокою давления или насосов-форсунок; утечка воздуха из воздушной камеры через неплотности смотровых люков; засорение продувочных окон в гильзах цилиндров; засорение воздухоочистителей.

Двигатель стучит и дымит. Причины: преждевременное начало подачи топлива; применение топлива с малым цетановым числом; плохое распиливание топлива форсунками.

Причиной звонких негромких стуков, вибрации двигателя и недостаточной мощности может являться подсос воздуха в систему питания.

Стук автоматической муфты опережения впрыска топлива. Причины: износ деталей муфты или усадка пружин; выброс смазки через сальники; отсутствие смазки в корпусе муфты.

Большинство отмеченных выше неисправностей устраняется путем ремонта, регулировки или замены соответствующих приборов питания. Засоренные продувочные окна в гильзах цилиндров очищаются от нагара. При отсутствии смазки в автоматической муфте она заполняется смазкой. Если двигатель стучит и дымит вследствие применения топлива с малым цетановым числом, необходимо перейти на топливо с цетановым числом не менее 40.

При неисправности регулятора, заедании рейки насоса или насосов-форсунок, попадании большого количества масла в камеру сгорания двигатель идет в разнос.

Масло может попадать:

Электрическая часть станции, и ее неисправности

Автономный генератор имеет в себе электрическую машину переменного тока, построенную по принципу синхронных установок. В процессе работы могут возникать следующие неисправности:

Для предупреждения неисправностей в работе генератора, необходимо тщательно придерживаться всех указанных производителем норм и требований. Запрещено перегружать установку по току и реактивной нагрузке. Постоянно должны быть исправными контролирующие приборы на панели установки. А также исключать увлажнения электрической части станции, особенно катушек, так как этом может приводить к преждевременному выходу из строя защитного лака обмоток (защита от межвиткового замыкания или контакта).

Признаки неисправности дизельного двигателя

Запуск двигателя затруднен

Износ нагнетательных элементов насоса высокого давления. Неправильный угол опережения подачи топлива в двигателе. Износ распылителей, вызывающий плохое распыление топлива. Слишком низкое давление впрыска.

Нехватка топлива перед насосом высокого давления из-за попадания воздуха в систему подачи топлива. Неисправности подкачивающего топливного насоса. Слишком малая доза топлива при запуске, вызванная неправильной работой регулятора. Загустение топлива зимой. Неисправны свечи накаливания.

Снижение мощности двигателя

Износ прецизионных элементов топливного насоса высокого давления или регулятора. Неправильная регулировка насоса или всережимного регулятора. Неправильный угол опережения впрыска. Износ или повреждение распылителей. Чрезмерное снижение давления впрыска. Недостаточное количество топлива, подаваемого системой нагнетания, из-за засорения топливного фильтра, недостаточной производительности подкачивающего топливного насоса или попадания воздуха в топливную систему.

Повышенный расход топлива

Неверный угол опережения впрыска. Износ нагнетательных элементов насоса высокого давления. Неправильная регулировка насоса высокого давления. Износ или повреждение распылителей. Слишком большое снижение давления впрыска. Загрязнен воздушный фильтр. Утечка топлива. Недостаточная компрессия.

Черный дымный выхлоп

Плохое смесеобразование в камере сгорания из-за нагара или неплотного закрытия клапанов. Поздний впрыск топлива. Плохое распыление топлива форсунками. Неверные зазоры в клапанах. Недостаточная компрессия.

Серый или белый дымный выхлоп

Неверное опережение впрыска. Недостаточная компрессия. Пробита прокладка головки блока. Переохлаждение двигателя.

Жесткая работа двигателя

Слишком ранний впрыск топлива. Большая разница между дозами топлива, впрыскиваемого в разные цилиндры двигателя. Неправильная работа некоторых форсунок. Недостаточная компрессия.

Перегрев двигателя

Не развивается полная мощность двигателя

Короткий ход у педали акселератора, неправильно отрегулирована тяга педали акселератора. Загрязнен воздушный фильтр. Воздух в системе питания. Повреждены топливопроводы. Неисправны крепления распылителей (форсунок). Распылители неисправны. Сбит угол опережения впрыска топлива. Неисправен топливный насос высокого давления.

Повышенный расход топлива

Негермётична система питания. Забит топливопровод слива (от насоса к топливному баку). Высокие обороты холостого хода или же сбито опережение впрыска. Плохо работает двигатель. Неисправны распылители, неисправны форсунки. Неисправен топливный насос высокого давления.

Повышенный шум двигателя

Загрязнения в системе питания, вследствие чего не работают распылители. Уплотнительные шайбы под распылителями отсутствуют или плохо установлены, распылитель слишком сильно (слишком слабо) завернут в головку цилиндров. Воздух в системе питания.

Неравномерная работа двигателя на холостом ходу

Неправильно установлены обороты холостого хода. Затруднен ход педали акселератора. Ослаб топливопровод подачи топлива между топливным насосом высокого давления и топливным фильтром. Повреждена опорная пластина насоса высокого давления. Неисправности в подаче топлива. Неисправны распылители, неисправны форсунки. Неправильное опережение впрыска.

Колебания частоты оборотов коленчатого вала

Износ регулятора оборотов. Разрегулирование или износ системы впрыска. Чрезмерное сопротивление перемещению элементов в системе регулирования. Попадание воздуха в топливную систему. Избыточное давление газов в картере.

Внезапная остановка двигателя

Смещение угла опережения нагнетания (нарушение соединения насоса с приводом). Засорение топливного фильтра и нехватка топлива, подаваемого в насос. Отсутствие подачи топлива, вызванное повреждением топливного насоса высокого давления или подкачивающего насоса. Повреждение трубопровода впрыска. Износ и перекос поршня-разделителя, ротора или поршней насоса высокого давления.

Часто выходят из строя калильные свечи

Неисправны форсунки в соответствующих цилиндрах.

Невозможно заглушить двигатель

Неисправен запорный электромагнитный клапан.

Повышается уровень моторного масла в картере

Течь через уплотнитель цепного или шестеренчатого привода насоса высокого давления.

Слабое торможение двигателем

Засорены сливные топливопроводы. Неверно установлены ускоренные обороты холостого хода.

Диагностика карбюраторного двигателя: система питания

Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя

Даже с учетом того, что автомобили, оснащенные карбюратором, представляют собой устаревшее решение, на территории СНГ такие машины продолжают пользоваться популярностью и прочно обосновались в нижнем ценовом сегменте. При этом относительно простая система питания карбюраторного двигателя требует отдельного внимания и нуждается в регулярном обслуживании.

Такой подход позволяет добиться стабильной работы ДВС на разных режимах, а также снизить расход топлива и уровень токсичности выхлопа. Далее мы рассмотрим основные неисправности системы питания моторов с карбюратором, которые обычно возникают в процессе эксплуатации ТС.

Система питания двигателя с карбюратором: особенности и неполадки

Как известно, автомобильный двигатель внутреннего сгорания, причем независимо от типа мотора и вида топлива (карбюратор, инжектор, бензин или дизель), работает на смеси топлива и воздуха.

На тех или иных двигателях подача горючего и смесеобразование может быть также реализовано разными способами. В инжекторных моторах (кроме двигателей с прямым впрыском) горючее сначала подается во впускной коллектор через форсунки, после чего смешивается с находящимся там воздухом. Затем смесь поступает в камеру сгорания.

В дизеле впрыск топлива происходит прямо в камеру сгорания, где уже находится предварительно поданный, сжатый и нагретый воздух. Кстати, дизельный мотор имеет самую сложную топливную систему.

По этой причине диагностика системы питания дизельного двигателя является важной и ответственной процедурой, так как от исправной работы системы питания дизеля сильно зависит общий ресурс таких моторов.

  • Если же говорить о карбюраторе, это самое простое механическое дозирующее устройство, карбюраторный мотор имеет внешнее смесеобразование. Это значит, что в цилиндры поступает готовая рабочая смесь топлива и воздуха. Приготовление топливовоздушной смеси происходит в карбюраторе, куда подается как горючее, так и воздух.

Как правило, карбюраторы представляют собой механические устройства, то есть конструктивно не предполагается активное использование электронных компонентов. Исключением можно считать только отдельные поздние разработки, которые фактически являются переходными устройствами от карбюратора к моноинжектору. В таких карбюраторах присутствуют отдельные электронные исполнительные устройства.

Для лучшего понимания давайте рассмотрим основные элементы в устройстве карбюратора:

  • устройство имеет поплавковую камеру, которая отвечает за уровень горючего в карбюраторе.
  • также имеются жиклеры и эмульсионные трубки, наличие которых позволяет рассчитывать количество и дозировать воздух и топливо.
  • еще в конструкции следует выделить диффузор, который является трубкой (указанная трубка имеет узкую часть). В тот момент, когда открывается дроссельная заслонка, в диффузоре резко увеличивается скорость потока воздуха, что позволяет реализовать засасывание топлива в цилиндры двигателя.

Неисправности системы питания карбюраторных моторов и диагностика

  • Прежде всего, чтобы понять, нужен ли ремонт системы питания карбюраторного двигателя, следует исключить проблемы с подачей воздуха до карбюратора (завоздушивание, загрязнение воздушного фильтра). Также нужно проверить целостность топливных магистралей, состояние топливного фильтра, качество горючего в баке, состояние бензобака, работоспособность бензонасоса.
  • Если с данными элементами все в порядке, горючее чистое и качественное, а также проверка системы зажигания ничего не выявила, тогда нужно проводить диагностику карбюратора. Первое, нужно проверить плотность соединения карбюратора и все его прокладки, штуцеры и т.д. Затем можно переходить к снятию устройства и его разборке. На начальном этапе в ряде случаев бывает достаточно почистить карбюратор. Данная процедура выполняется при помощи специального очистителя для карбюраторов. Также добавим, что такую очистку нужно выполнять 1-2 раза в год в целях профилактики.
  • Если же очистка проблему не решила, тогда необходимо разобрать карбюратор, отдельно прочистить или заменить жиклеры. Затем производится регулировка карбюратора. Как правило, такая регулировка предполагает выставление уровня топлива в поплавковой камере, а также настройку оборотов холостого хода.

Что касается регулировки холостого хода на карбюраторе, такие настройки выполняются при помощи упорного винта, который ограничивают закрытие дроссельных заслонок (винт количества смеси) и двумя винтами, которые позволяют изменить состав рабочей смеси топлива и воздуха (винты качества).

Что в итоге

Как видно, карбюратор даже с учетом своей простоты все равно нуждается в периодическом обслуживании. При этом важно понимать, что качество топлива также играет большую роль.

Использование низкосортного бензина с большим количеством сторонних примесей приводит к тому, что жиклеры загрязняются, в результате чего возникают проблемы с подачей топлива в карбюратор. Еще важно поддерживать общую чистоту системы питания, не допускать сильного загрязнения топливного бака, следить за состоянием топливного фильтра и т.д.

Возможные неисправности системы питания

Продолжая тему как доехать при непредвиденных повреждениях Нивы в дороге, рассмотрим возможные повреждения системы питания и выпуска выхлопных газов, на примере карбюраторной Нивы. В предыдущих статьях мы уже осмотрели состояние топливо проводов и воздухопровода, испытали стартер , проверили систему зажигания, а двигатель все равно не запускается. Теперь необходимо проверить системы питания и выпуска отработанных газов.

Возможны следующие варианты:

Бензин не поступает в поплавковую камеру карбюратора;

Бензин не поступает в поплавковую камеру карбюратора

Чтобы проверить это предположение необходимо:

Снять воздушный фильтр.

Полностью открыть воздушную заслонку.

Нажав рукой на привод дроссельной заслонки посмотреть в диффузор первой камеры.

Должна быть видима тонкая струйка бензина из распылителя, насоса ускорителя.

Возможны два варианта:

Первый вариант говорит, что нет бензина в поплавковой камере карбюратора.

Попадать туда он должен из бензобака по металлической и гибким трубкам через топливо заборник, находящийся в бензобаке, фильтр тонкой очистки, бензонасос и игольчатый клапан в карбюраторе.

Для определения повреждения, нужно отсоединить шланг от, топливо подводящего штуцера, карбюратора и нажать на рычаг ручной подкачки бензонасоса.

Если из шланга польется бензин довольно мощной струей, значит неисправность в игольчатом клапане карбюратора. В этом случае придется снять верхнюю часть карбюратора, предварительно отсоединив тросик управления воздушной заслонкой и шланг с топливовозвращающего штуцера. Осторожно приподнять ее. Перевернув вверх поплавками, осмотреть игольчатый клапан на предмет прилипания к гнезду и приподнимая и опуская поплавки просмотреть, как перемещается клапан. При необходимости устранить залипания или заклинивания клапана. Отвернув ключом на 13 топливо подводящий штуцер, осмотреть и очистить сетчатый фильтр. Перевернув в нормальное положение и заткнув топливо возвращающий штуцер, продуть насосом или компрессором входное отверстие карбюратора.

Если из шланга бензин не польется, то проблема в бензонасосе или засоренности топливо заборника, топливо проводов или фильтра.

Вылил воду из бочка омывателя лобового стекла. Налил туда бензин. Соединил гибкой трубкой электрический насос омывателя с топливоприемным штуцером карбюратора. И доехал до дома, периодически подкачивая бензин в карбюратор насосом омывателя.

Топливная смесь не всасывается в цилиндры

Второй вариант — то есть если бензин в карбюраторе есть, а двигатель не заводится, говорит о том, что забита системы выпуска отработанных газов. Что препятствует наполнению цилиндров топливной смесью. Это может произойти при движении задним ходом, наехав на кучу песка или грунта, плотного снега или при попадании задними колесами в глубокую канаву. В этом случае необходимо осмотреть и очистить выходную трубу. Препятствовать свободному выпуску отработанных газов может и скопившаяся в глушителе или резонаторе ржавчина, как выйти из этого положения, я уже описывал здесь.

Отказы и неисправности системы питания карбюраторных двигателей и их причины

Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя

Основные неисправности системы питания проявляются, как правило, в нарушении работы дозирующих систем карбюратора, в результате чего он приготовляет чрезмерно богатую или бедную горючую смесь, при сгорании которой двигатель не развивает полной мощности, перерасходует бензин и выбрасывает с отработавшими газами много токсичных веществ.

Рывок — тот же провал, но более ограниченный во времени (0,1-0,4 с).

Подергивание — серия следующих один за другим легких коротких рывков.

Раскачивание — серия следующих один за другим провалов.

Вялый разгон — низкая интенсивность увеличения скорости движения автомобиля.

Распространенной причиной неисправности карбюратора является установка жиклеров несоответствующей пропускной способности.

Причинами переобогащения горючей смеси являются высокий уровень топлива в поплавковой камере, отворачивание и выпадение жиклеров, засмоления воздушных жиклеров, потеря герметичности клапаном экономайзера и нарушение регулировки его привода, неполное открытие воздушной заслонки.

Переобеднение горючей смеси может иметь место, как при уменьшении подачи бензина, так и при подсосе воздуха в местах крепления карбюратора и впускного трубопровода к головке блока цилиндров.

Кроме того, пламя от догорающей горючей смеси может попасть через уже открывающийся впускной клапан во впускной коллектор, вызвать в нем хлопки или взрывообразное сгорание и пожар в подкапотном пространстве.

Причины переобеднения горючей смеси:

  • заедание воздушного клапана
    в пробке бензобака, засорение шламом топливопроводов и осмоление фильтров;
  • образование паровых пробок
    в системе подачи топлива (происходит обычно в жаркое время года при перегреве двигателя и бензонасоса);
  • образование ледяных пробок
    в системе топливоподачи (происходит при замерзании конденсата воды, причем при замерзании воды увеличивается объем, ледяные пробки могут полностью перекрыть трубопровод);

подсос воздуха через не плотности

с образованием воздушных пробок (происходит в штуцерных соединениях, через прокладки, из-под крышек фильтров и т. д.);

Причины переобогащения горючей смеси из-за неисправности бензонасоса:

  • ослабление крепления
    — чрезмерная растянутость, коробление или разрыв эластичных пластин мембраны, при этом значительно ухудшается всасывающая способность;
  • поломка или засорение клапанов
    ;
  • уменьшение упругости рабочей пружины бензонасоса
    — в результате снижается давление подаваемого к карбюратору топлива, что приводит к снижению уровня топлива в поплавковой камере;
  • поломка или повышенное изнашивание деталей привода —

уменьшается ход мембраны, ухудшается всасывающая способность и снижается количество подаваемого топлива;

коробление стыковочных плоскостей крышки и корпуса бензонасоса

происходит при ослаблении их крепления, особенно при перегреве двигателя и самого бензонасоса, изготовленного из легкого сплава, при этом бензонасос может полностью прекратить подачу топлива.

В то же время излишнее обогащение горючей смеси вызывает ускоренное изнашивание цилиндропоршневой группы деталей; особенно ускоряет изнашивание двигателя плохая очистка воздуха воздушным фильтром.

Соотношение объемов воздуха и топлива при различных режимах работы двигателя имеет большое значение для процесса сгорания горючей (рабочей) смеси — даже незначительное отклонение этого соотношения от нормы приводит к целому ряду негативных явлений.

При работающем двигателе проверяют:

  • отсутствие течи топлива в местах соединений топливопроводов, топливного бака и карбюратора;
  • состояние прокладок под крышкой поплавковой камеры карбюратора, впускного и выпускного трубопроводов;
  • фильтр-отстойника;
  • фильтр тонкой очистки.

Неисправности, возникающие в системе питания в большинстве случаев приводят к образованию бедной или богатой смеси. Кроме перечисленных работ по осмотру и контролю, приборы системы питания карбюраторных двигателей подвергают периодической проверке и регулировке.

К топливной системе относят топливный бак, топливопроводы, топливный насос, фильтр тонкой очистки топлива, датчики, карбюратор. Принцип действия карбюраторной системы питания заключается в следующем (рис 1).

Рисунок 1.Принципиальная схема карбюраторной системы питания

При вращении коленвала начинает действовать топливный насос, который через сетчатый фильтр засасывает бензин из бака и нагнетает его в поплавковую камеру карбюратора. Перед насосом или уже после него бензин проходит через фильтр тонкой очистки топлива. При движении поршня в цилиндре вниз из распылителя поплавковой камеры вытекает топливо, а через воздушный фильтр засасывается очищенный воздух. В смесительной камере струя воздуха смешивается с топливом, образуя горючую смесь. Впускной клапан открывается, и горючая смесь поступает в цилиндр, где на определенном такте она сгорает. После этого открывается выпускной клапан, и продукты сгорания по трубопроводу поступают в глушитель, а оттуда выводятся в атмосферу.

Главной неисправностью системы питания бензинового двигателя с карбюратором является увеличение расхода топлива (богатая смесь, повышенное содержание СО и СН в отработавших газах). Основные причины:

  • увеличение пропускной способности топливных жиклеров;
  • уменьшение пропускной способности воздушных жиклеров;
  • заедание клапана экономайзера, его неплотное закрытие, преждевременное открытие;
  • загрязнение воздушного фильтра;
  • воздушная заслонка полностью не открывается;
  • увеличение уровня топлива в поплавковой камере.

Переобеднение горючей смеси, пониженное содержание СО и СН в отработавших газах. Основные причины:

  • уменьшение уровня топлива в поплавковой камере;
  • заедание игольчатого клапана поплавковой камеры в верхнем положении;
  • загрязнение топливных жиклеров;
  • слабое давление, развиваемое топливным насосом.

Двигатель не работает при минимальной частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу. Основные причины:

  • нарушение регулировки системы холостого хода карбюратора;
  • засорение жиклеров системы холостого хода;
  • нарушение уровня топлива в поплавковой камере;
  • подсос воздуха в карбюратор;
  • подсос воздуха в шланг вакуумного усилителя;
  • дроссельные заслонки не возвращаются в исходное положение, когда педаль управления находится в исходном положении;
  • нарушение работоспособности экономайзера принудительного холостого хода;
  • попадание воды в карбюратор.
  • слабая подача топлива в поплавковую камеру;
  • засорение жиклеров и распылителей;
  • клапан экономайзера не открывается или засорен;
  • подсос воздуха через неплотности крепления карбюратора и впускного коллектора.

Увеличение содержания СО и СН в отработавших газах в режиме минимальной частоты вращения коленчатого вала. Основными причинами являются:



Комментарии: Избранное: 0

Шаг 1

Исправная система питания обеспечивает работоспособность двигателя на всех режимах его работы. Однако со временем в ней, как и в других системах автомобиля, могут появиться неисправности, вызывающие нарушения в работе двигателя. В начальный период эксплуатации нового автомобиля наиболее распространены неисправности в карбюраторе или топливном насосе. Чаще всего отказ в их работе происходит из-за засорений, вызванных недостаточной чистотой используемого топлива. При более длительной эксплуатации появляются отказы системы из-за потери герметичности в соединениях топливопроводов, смолистых отложений в узких проходных сечениях, износа подвижных соединений, старения полимерных и резиновых деталей узлов системы, деформации их корпусных деталей. Неисправности отдельных узлов системы вызывают различные нарушения работы двигателя и могут быть определены по характеру этих нарушений. Общее у этих неисправностей одно – практически все они приводят к резкому увеличению расхода топлива, падению мощности двигателя и повышению токсичности отработавших газов.

Все неисправности системы питания можно свести к трем видам: отсутствие подачи топлива и образование либо чрезмерно обедненной, либо богатой горючей смеси. Внешние признаки этих неисправностей – невозможность пуска двигателя или затрудненный пуск, его неустойчивая работа, падение мощности, перегрев, повышенный расход топлива.

Подача топлива прекращается при засорении сетчатых фильтров топливоприемной трубки в баке, карбюратора и топливного насоса, фильтра тонкой очистки, топливопроводов, при неисправностях топливного насоса и карбюратора. В топливном насосе возможны износ, заедание топливных клапанов и повреждение диафрагмы, в карбюраторе – заедание клапана подачи топлива в закрытом положении из-за перекоса его иглы или задевания поплавков за стенки поплавковой камеры. При неисправности электромагнитного клапана в системе холостого хода и при обрыве в проводах прогретый двигатель можно пустить, лишь нажав на педаль акселератора. При отпущенной педали электромагнитный клапан остается закрытым, топливо в систему холостого хода не поступает и двигатель, даже будучи пущенным, сразу останавливается.

Горючая смесь обедняется либо при уменьшении подачи топлива, либо при увеличении количества подаваемого воздуха. Подача топлива может уменьшиться по тем же причинам, что и ее полное прекращение, а также из-за низкого уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, засорения его топливных жиклеров, износа рычага привода топливного насоса, уменьшения упругости диафрагмы насоса или его неправильной установки на двигатель. Лишний воздух поступает при неполном закрытии воздушной заслонки карбюратора во время пуска двигателя, а также из-за его подсоса в местах соединения корпусных деталей карбюратора, крепления карбюратора к впускной трубе, впускной трубы к головке блока цилиндров двигателя и воздушного фильтра к карбюратору.

Переобедненная горючая смесь сгорает с меньшей скоростью, чем смесь нормального состава, и догорает в цилиндре двигателя, когда уже открыт впускной клапан. Пламя распространяется во впускную трубу и смесительную камеру карбюратора, поджигая там свежую горючую смесь с характерными резкими хлопками. Двигатель перегревается, его мощность падает, а расход топлива увеличивается, так как для достижения нужной скорости движения приходится открывать дроссельные заслонки на больший, чем обычно, угол, компенсируя недостаточное общее количество поступающего в цилиндры двигателя топлива. При обедненной смеси двигатель обычно неустойчиво работает на всех режимах, а разгон автомобиля сопровождается характерными рывками.

Переобогащение горючей смеси обычно вызвано засорением фильтрующего элемента воздушного фильтра, неправильной установкой топливного насоса на двигатель, когда его подача становится настолько велика, что давление бензина в магистрали между насосом и карбюратором отжимает иглу топливного клапана карбюратора и топливо переполняет поплавковую камеру, а также некоторыми неисправностями карбюратора. Этими неисправностями могут быть следующие:

– повышенный уровень топлива в поплавковой камере из-за его неправильной регулировки, заедания поплавков на оси, нарушения герметичности топливного клапана;

– увеличение отверстий топливных жиклеров, вызванное их неправильной установкой или чисткой металлической проволокой;

– осмоление проходных сечений отверстий воздушных жиклеров или загрязнение частицами пыли при неправильной установке воздушного фильтра и повреждении или несвоевременной замене его фильтрующего элемента.

Очень богатая горючая смесь, так же как и переобедненная, горит медленно и, кроме того, из-за недостатка кислорода не успевает полностью сгореть за рабочий цикл. Оставшееся топливо продолжает догорать в системе выпуска отработавших газов. В результате двигатель перегревается и при большом количестве скопившегося в глушителе бензина в нем происходят резкие хлопки, а из выхлопной трубы появляется черный дым. Двигатель очень плохо пускается в прогретом состоянии и неустойчиво работает в режиме холостого хода. В камерах сгорания и на электродах свечей зажигания откладывается большое количество нагара. Кроме того, несгоревшее топливо смывает смазку со стенок цилиндров двигателя и попадает через зазоры в цилиндропоршневой группе в картер двигателя, разжижая моторное масло, что приводит к повышенному износу двигателя.

Помимо перечисленных причин, двигатель может неустойчиво работать на холостом ходу, если нарушена регулировка частоты вращения коленчатого вала в этом режиме или неисправна система ЭПХХ (экономайзер принудительного холостого хода). Провалы и рывки при интенсивном разгоне могут быть обусловлены неисправностью ускорительного насоса карбюратора: повреждением диафрагмы, заеданием привода, негерметичностью нагнетательного и всасывающего клапанов, засорением распылителя.

Снижение мощности двигателя может быть вызвано неполным открытием дроссельных заслонок карбюратора из-за нарушения регулировки их привода или засорением воздушного фильтра.

Повышенный расход топлива, кроме перечисленных выше причин, может быть вызван его течью через неплотные соединения топливопровода или поврежденную диафрагму топливного насоса.

О карбюраторе — главнейшем узле системы питания — написано много. Поэтому мы хотели бы предостеречь автолюбителей от вольного обращения с карбюратором. Со всей ответственностью заявляем: если на прежних его моделях можно было поэкспериментировать, улучшив один из показателей работы, то в последних образцах конструкция настолько усложнилась, что всякие кустарные попытки что бы то ни было улучшить обречены на неудачу и добром не кончаются. Автомобилисту следует лишь поддерживать его четкую, безотказную работу. Он должен знать, какие типичные поломки бывают в карбюраторе, как их определить и устранить. Разумеется, необходимо иметь хотя бы общее представление о конструкции карбюратора. Начнем с того, что в нем создается горючая бензо-воздушная смесь, соответствующая разным режимам работы двигателя — от холостого хода до максимальных оборотов. Это достигается наличием в карбюраторе поплавковой камеры с игольчатым запорным клапаном, главной дозирующей системы, систем холостого хода и холодного пуска, ускорительного насоса и эконостата.

Поплавковая камера предназначена для поддержания постоянного уровня топлива в карбюраторе. Как только он падает, опускающийся поплавок открывает запорный клапан. Топливо поступает в карбюратор до момента, пока его уровень в поплавковой камере не достигнет необходимой величины, и всплывающий поплавок не закроет запорный клапан, перекрывающий поступление бензина. Местоположение иглы запорного клапана постоянно меняется, поэтому уровень топлива в поплавковой камере практически постоянен на всех режимах работы двигателя.

Дозирующая система карбюратора — это главные воздушные и топливные жиклеры, эмульсионные трубки, большой и малый диффузоры как в первичной, так и во вторичной камерах. Система эта обеспечивает образование постоянного состава экономичной горючей смеси на средних режимах работы двигателя. Все ее детали выполнены с высокой точностью и при обслуживании требуют особой аккуратности.

Эконостат расположен во второй камере, подвижных изнашивающихся деталей не имеет, засоряется очень редко из-за относительно больших отверстий в жиклерах. Он вступает в работу на максимальных оборотах двигателя, чтобы обогатить горючую смесь и повысить мощность.

Ускорительный насос предназначен для кратковременного обогащения топливной смеси при разгоне, когда резко открываются дроссельные заслонки. При плавном же нажатии на педаль газа ускорительный насос в работу не включается.

Принцип работы системы пуска основан на обогащении горючей смеси, что достигается закрытием воздушной заслонки в первой камере карбюратора. С ее помощью включается и прогревается двигатель.

Его работу на малой частоте вращения без нагрузки обеспечивает система холостого хода. Она имеет наружные органы регулировки карбюратора — винт качества и винт количества.

Имея представление о влиянии систем карбюратора на разные режимы работы двигателя, уже по его поведению в том или ином режиме можно понять, какая из систем карбюратора неисправна. Проиллюстрируем это на примерах.

  • Пример 1. Холодный двигатель очень плохо заводится — требуется пять-десять попыток. А в нагретом состоянии заводится, как говорят, с пол-оборота. Очевидно, что разрегулирована или неисправна система холодного пуска двигателя.
  • Пример 2. Двигатель во всех режимах работает стабильно, но постоянно глохнет на холостом ходу. Возможно, засорены воздушный или топливный жиклеры холостого хода; может быть, нарушена герметичность запорного топливного клапана и повышен уровень бензина в поплавковой камере; вполне вероятно, что подсасывается воздух через поврежденную дренажную трубку или слабо завернут электромагнитный клапан. Причина может быть и в обрыве электрической связи.
  • Пример 3. Автомобиль хорошо набирает скорость при плавном нажатии на педаль газа, а при резком — ощущается кратковременный провал в оборотах. Легко догадаться, что неисправен ускорительный насос, так как именно он должен в этой ситуации впрыскивать порцию бензина, обеспечивая дополнительную мощность двигателя. Устранить выявленную неисправность несложно. Вам помогут наша таблица и описание возможных неисправностей двигателя в заводской рекомендации по эксплуатации автомобиля.

Система питания двигателя с карбюратором: особенности и неполадки

Как известно, автомобильный двигатель внутреннего сгорания, причем независимо от типа мотора и вида топлива (карбюратор, инжектор, бензин или ), работает на смеси топлива и воздуха.

На тех или иных двигателях подача горючего и смесеобразование может быть также реализовано разными способами. В инжекторных моторах (кроме двигателей с прямым впрыском) горючее сначала подается во впускной коллектор через форсунки, после чего смешивается с находящимся там воздухом. Затем смесь поступает в камеру сгорания.

В дизеле впрыск топлива происходит прямо в камеру сгорания, где уже находится предварительно поданный, сжатый и нагретый воздух. Кстати, дизельный мотор имеет самую сложную топливную систему.

Что касается регулировки холостого хода на карбюраторе, такие настройки выполняются при помощи упорного винта, который ограничивают закрытие дроссельных заслонок (винт количества смеси) и двумя винтами, которые позволяют изменить состав рабочей смеси топлива и воздуха (винты качества).

Неисправности, чаще всего возникающие в системе питания автомобиля

Причина неисправности

Способ устранения

Основные неисправности системы питания карбюраторного двигателя.

К явным неисправностям системы питания относят нарушение герметичности и течь топлива из топливных баков и трубопроводов,

К неявным неисправностям следует отнести загрязнение воздушных фильтров, прорыв диафрагмы и негерметичность клапанов бензонасоса , нарушение герметичности игольчатого клапана и изменение уровня топлива в поплавковой камере, изменение (увеличение) пропускной способности жиклеров , неправильная регулировка системы холостого хода.

Выявление неявных неисправностей карбюратора и бензонасоса проводится ходовыми и стендовыми испытаниями , а также путем оценки состояния отдельных элементов после снятия карбюратора и его профилактической переборки , регулировки и испытаний в цеховых условиях.

6.2.3. Проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора.

Уровень топлива в поплавковой камере карбюратора проверяют различными способами. В карбюраторах моделей К-126 –визуально по рискам смотрового окна во время работы двигателя при минимальной частоте вращения коленчатого вала, приложив линейку к смотровому окну и определяя расстояние от уровня топлива до плоскости разъема верхней части карбюратора.

Регулировка уровня топлива в карбюраторе К-151 автомобиля ГАЗ-3102

Клапана 3 должен быть в пределах 2,0…2,3 мм. Ход клапана регулируется подгибанием язычка 2 рычага привода. Уровень топлива должен находиться в пределах 20…23 мм от плоскости разъема поплавковой камеры.


гибанием упора кронштейна поплавка для обеспечения размера А(рис 6.2)

равного 6,5 0,25 мм и размера В , равного 8 0,25 мм , причем крышка должна находиться в вертикальном положении. Для увеличения уровня топлива упор отгибают вниз, а для уменьшения – вверх.


На двигателях ВАЗ-2108 расстояние между поплавком 1 и прокладкой 4, прилегающей к крышке 5, определяющее уровень топлива , составляет 1 0,2 мм(рис 6.3) ,при этом крышка располагается горизонтально

поплавком вверх. Уровень топлива регулируется подгибанием язычка вниз для увеличения уровня и вверх – для уменьшения .При этом упорная поверхность язычка должна быть перпендикулярна оси игольчатого клапана 3 и не должна иметь вмятин и забоин.

Уровень топлива также зависит от герметичности поплавка , правильности его установки , свободы его перемещения . Для проверки герметичности поплавка его помещают в горячую воду с температурой не ниже 800 С. В случае негерметичности из него появляются пузырьки. Удалив топливо из поплавка, запаивают повреждённое место и проверяют его массу.

6.3 Контрольные вопросы.

1. Основные неисправности системы питания.

2. Проверка и регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора.

Читайте также: