Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом штрафы

Обновлено: 05.07.2024

Статья о том, какие разрешения требуются при перевозке ОГ; кто, за что и по какой статье может оштрафовать перевозчиков опасных грузов. А также про то, кто может прийти с проверкой в вашу фирму, и кто может остановить вашу машину при совершении перевозки.

Права и возможности сотрудников контрольно-надзорных органов строго ограничены законодательством, и вам, как перевозчику или организатору перевозок, не помешает знать как свои права, так и права контролеров! Эти знания могут сильно сэкономить ваши нервы и деньги!

Перевозка опасных грузов всегда находилась в зоне повышенного внимания государства. Государство посредством контрольно-надзорных органов, во-первых, выдает разрешения, лицензии на действия с опасными грузами, а во-вторых, контролирует выполнение требований непосредственно при осуществлении деятельности.

Практически всегда органы, осуществляющие разрешительную деятельность, уполномочены осуществлять и контроль за ней.

Разрешительные функции условно можно разделить на выдачу лицензий и на выдачу разрешений. Лицензия выдается на вид деятельности. Разрешение — на конкретные перевозки. Разрешения могут быть разовыми, и на период.

Лицензируемые перевозки опасных грузов.

В отличие от остальных видов транспорта, деятельность по перевозке опасных грузов на автомобильном транспорте, в целом, не лицензируется.


Так было не всегда. Был период, когда перевозки опасных грузов лицензировались. Но в какой-то момент было принято решение, что достаточно одной лицензии на грузовые перевозки, и их объединили. Когда же было отменено лицензирование грузовых перевозок, то вместе с ними и перевозки опасных грузов стали нелицензируемой деятельностью.

На всех остальных видах транспорта, кроме автомобильного, перевозка и погрузочно-разгрузочные работы опасных грузов подлежат лицензированию.

И всё же есть перечень опасных грузов, которые нельзя перевозить автомобильным транспортом без лицензии:

  • Ядерные материалы и радиоактивные вещества. Для перевозки требуется Лицензия, выдаваемая Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
  • Наркотические, психотропные вещества, прекурсоры. Требуется Лицензия органа исполнительной власти субъекта РФ. Для пересечения границы потребуется так же лицензия регулятора внешнеторговой деятельности.
  • Этиловый спирт и нефасованная спиртосодержащая продукция (боле 25%). Перевозки Лицензируются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка – Росалкогольрегулирование.

Разрешения

Для получения разрешения в заявлении указывается конкретная информация, например: машина, маршрут, перевозимый груз. И уже принимая решение о выдаче документа, контрольно-надзорный орган основывается на рассмотрении и анализе конкретных параметров перевозок.

Разрешение на перевозку опасных грузов

Разрешение необходимо получать для следующих видов перевозок:

  • Перевозка грузов повышенной опасности по территории Российской Федерации возможна только с разрешением, полученным в территориальном подразделении Госавтодорнадзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ст. 31 ФЗ от 08.11.2007 №257-ФЗ)
  • Международная перевозка грузов повышенной опасности также осуществляется только с разрешением Госавтодорнадзора. При этом, перевозчик должен иметь допуск от Госавтодорнадзора для осуществления международных перевозок, и карточку допуска конкретного транспортного средства (ст. 4 Федерального закона от 24.07.1998 №127-ФЗ)
  • Транспортировка оружия и патронов требует разрешений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. При этом, надо понимать, что опасными грузами является только патроны. (ст. 69 Правительства РФ от 21.07.1998 N 814)

Контрольно-надзорная деятельность делится на проверки субъектов, и на контроль на дороге. Проверками субъектов занимаются только сотрудники территориальных подразделений Госавтодорнадзора. Проверками на дороге, помимо Госавтодорнадзора, занимаются и сотрудники ГИБДД.

Проверка бензовоза

Проверки субъектов

Еще несколько лет назад, плановыми проверками должны были быть охвачены все 100% перевозчиков опасных грузов, но фактически проверялось порядка 25%. Проверяли, в основном, только тех перевозчиков, которые перевозили грузы повышенной опасности, и, как следствие, получали в Госавтодорнадзоре специальные разрешения. Проще говоря, проверяли только тех, кто засветился в Федеральной службе по надзору в сфере транспорта. Проверки проводились раз в 3 года.

Сейчас, с введением принципов риск-ориентированного подхода в планировании проверок, Госавтодорнадзор приезжает к субъектам гораздо реже. Каждому перевозчику не мешает знать свою категорию риска и понизить её при наличии оснований (это тема отдельной статьи).

Количество плановых проверок, по указанию свыше, с каждым годом сокращается, но от подразделений контроля и надзора по-прежнему требуют показатели. Поэтому количество внеплановых проверок увеличилось.

Любая авария, с большой долей вероятности, выльется во внеплановую проверку вашего предприятия. Если в ходе поездки в отношении водителя выписан протокол, или вынесено постановление ГИБДД или Госавтодорнадзором, то на этом основании может быть вынесено распоряжение о внеплановой проверке, согласованное с прокуратурой.

Чем больше административного материала составлено на водителей субъекта, тем выше вероятность, что будет проверка субъекта Госавтодорнадзором.

Что важно знать:

  • Вы должны быть заранее извещены о проведении проверки — вам должны прислать распоряжение.
  • Плановая выездная проверка осуществляется только по утвержденным проверочным листам. Предметом проверки не могут быть вопросы, не указанные в списке.
  • Внеплановая проверка проводится только по темам и требованиям нормативных документов, указанным в распоряжении.
  • Осуществлять проверку без руководителя или представителя организации — запрещено.
  • Распространять информацию, полученную в ходе проверки, представители Госавтодорнадзора не имеют права.
  • Превышение сроков проверки, указанных в распоряжении, недопустимо.

Подробно требования к проведению проверок изложены в нормативных документах:

Контроль на дороге

На дороге водителю чаще всего приходится сталкиваться с инспекторами ГИБДД. Реже встречаются посты Госавтодорнадзора. У подразделений Госавтодорнадзора контроль на дороге проходит в форме двух мероприятий: это может быть транспортный контроль, а может быть рейдовое мероприятие.


CAMERA

Право остановки

Пост весового контроля

Если сотрудники Госавтодорнадзора проводят рейдовое мероприятие, то, чаще всего, остановку транспортного средства осуществляет сотрудник ГИБДД, а уже выявлением нарушений занимается сотрудник Госавтодорнадзора.

Рассмотрим основные статьи и нарушения, которые чаще всего применяются именно к перевозчикам опасных грузов, опустив общеизвестные статьи ГИБДД, такие как: за скорость, отсутствие прав и тому подобные.

Cтатья 11.23 – нарушение режима труда и отдыха

Статья применяется при обнаружении следующих нарушений:

  • нарушение режима труда и отдыха
  • отсутствие или нарушение правил использования тахографа

Штраф, в зависимости от части статьи:

на водителя – от 1 500 до 5 000,

на должностное лицо – от 7 000 до 10 000,

на индивидуальных предпринимателей от 15 000 до 25 000,

на юридическое – от 25 000 до 50 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор и ГИБДД

Статья 12.31.1 Нарушение требований обеспечения безопасности

часть 1

Штраф будет выписан, если не выполняются обязанности или нет документов, подтверждающих квалификацию:

  • Ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения
  • Диспетчера
  • Контролера автотранспортных средств

Штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 2

Проверяется наличие лицензий на медосмотры у организации, проводящей медосмотры сотрудников проверяемого субъекта. За отсутствие лицензий

штраф: на должностное лицо — 20 000, на юридическое – 100 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 3

Если не проводится предрейсовый контроль, то будет

штраф: на граждан – 3 000, на должностное лицо — 5 000, на юридическое – 30 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 5

В случае допуска водителей к управлению транспортным средством без проведения необходимых инструктажей

штраф: на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 30 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор при проверке субъекта

часть 6

Нарушение прочих правил безопасности перевозок.

В основном, по статье штрафуют за нарушение правил перевозки грузов, утвержденных приказом Минтранса России от 15.01.2014 №7. По данной статье привлекают за:

  • Нарушения в путевом листе или его отсутствие
  • Отсутствие диагностической карты (техосмотра)
  • Наличие неисправностей, при которых транспортное средство эксплуатировать запрещено
  • Отсутствие ремонтно-технической базы (только в рамках проверки субъекта)
  • Отсутствие стоянки транспортных средств (только в рамках проверки субъекта)

Штраф: на водителя — 1 500, на должностное лицо — 10 000, на юридическое – 25 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор.

Cтатья 12.21.2 – нарушение правил перевозки опасных грузов

Под правилами в данном случае понимается совокупность всех документов, регламентирующих перевозки опасных грузов. То есть, по второй части статьи можно привлечь к административной ответственности за нарушение любого нормативного правового акта, содержащего требования к перевозкам опасных грузов; в первую очередь за нарушения требований ДОПОГ. В основном привлекают за:

  • Отсутствие или ошибки информационных табло, маркировки ТС и средств удержания
  • Отсутствие аппаратуры ГЛОНАСС (до 31 мая 2021 года можно не ставить — действует отсрочка)
  • Отсутствие или ошибки в документации на груз
  • Отсутствие специального разрешения при перевозке грузов повышенной опасности (ссылка на статью)
  • Отсутствие свидетельства ДОПОГ водителя
  • Отсутствие или несоответствие установленной форме письменных инструкций (ссылка на статью)
  • Несоблюдение требований или отсутствие противопожарного оборудования
  • Отсутствие снаряжения или средств индивидуальной защиты
  • Нарушения в оснащении ТС
  • Нарушение условий перевозки – совместная перевозка, превышение количества перевозимого груза и прочее.
  • Стаж водителя, перевозящего опасный груз, менее одного года
  • Несоблюдение требований к конструкции транспортного средства: отсутствует защитное заземление, клеммы аккумуляторной батареи не изолированы, и прочие.
  • Наличие консультанта по перевозке опасных грузов (проверяется только в рамках проверки субъекта) (ссылка на статью)
  • Наличие и соблюдение плана обеспечения безопасности (проверяется только в рамках проверки субъекта)

Штраф, в зависимости от части статьи:

на водителя – от 1 000 до 2 500 или лишение прав от 4 до 6 месяцев,

на должностное лицо – от 5 000 до 20 000,

на юридическое – от 150 000 до 500 000 рублей.

Кто штрафует: Госавтодорнадзор, ГИБДД, таможня.

Инспектор Госавтодорнадзора обладает правом вынесения постановления на месте, в то время как инспектор ГИБДД по данной статье может составить только протокол, а право вынесения постановления предоставлено начальству, от заместителя командира роты ДПС и выше.


Таможенные органы могут выносить постановление по ч.1 ст. 12.21.2 в случаях, когда международная перевозка опасных грузов осуществляется без специального разрешения.

Стоит обратить внимание: когда нарушение обладает признаками, позволяющими отнести его к разным статьям КоАП РФ, но в одной предусмотрена административная ответственность за нарушение общих правил, а в другой за нарушение конкретных, — применяются нормы конкретной статьи.

По данной части штраф не только значительно меньше, но и, согласно ст.23.48 КоАП РФ, в качестве органов, уполномоченных выносить постановление, определены только Органы внутренних дел и Федеральный антимонопольный орган.

За нарушение лицензионных требований право административного воздействия есть у всех лицензирующих органов.

По результатам анализа правоприменительной практики Госавтодорнадзора прошлого и текущего года видно, что сумма наложенных штрафов по нарушениям перевозки опасных грузов увеличилась в 2,5 раза.

Это связано в первую очередь с тем, что инспектора Госавтодорнадзора стали чаще выявлять нарушения. Это стало возможным после внедрения Ространснадзором в программный комплекс СКАТ-ТК электронного помощника ДОПОГ — подсистему СКАТ-ОГ, в которой каждый инспектор, задав параметры перевозки, видит все требования нормативных документов к перевозке опасного груза.

С 12.05.2016 г. вступили в силу изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие административную ответственность за нарушение требований, установленных Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных приказом Минтранса РФ от 15.01.2014 г. № 7 и Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, утвержденных постановлением Правительства РФ № 1177 от 17.12.2013 г.

А именно: статья 12.31.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) дополняется частями 4-6, устанавливающими административную ответственность за осуществление перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом:

- с нарушением требований обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов в особых условиях (штраф на водителей в размере 2,5 тыс. рублей, на должностных лиц – 20,0 тыс. рублей, на юридических лиц – 100,0 тыс. рублей);

с нарушением запрета допускать водителей к работе, связанной с управлением транспортными средствами, без прохождения ими соответствующих инструктажей (штраф на должностных лиц в размере 10 тыс. рублей, юридических – 30 тыс. рублей);

- с нарушением требований Правил обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, кроме предусмотренных частями 1-5 данной статьи КоАП РФ (штраф на водителей в размере 1,5 тыс. рублей; на должностных лиц – 10,0 тысяч рублей; на юридических лиц – 25,0 тысяч рублей).

Кроме того, внесены изменения в ст. 12.23 КоАП РФ в части введения административной ответственности за нарушение требований к перевозкам организованных групп детей автобусами:

в случае если водитель или автобус не соответствуют Правилам перевозок детей, либо отсутствует один из следующих документов: договор фрахтования, программа маршрута, список детей, список назначенных сопровождающих, водитель привлекается к ответственности в виде штрафа на сумму 3 тыс. рублей, должностное лицо – на 25 тыс. рублей, юридическое лицо – на 100 тыс. рублей;

нарушение требования о запрете перевозки детей в ночное время (с 23:00 до 06:00) влечет наложение штрафа на водителя в размере 5 тыс. рублей или лишение права управления ТС на срок от 4 до 6 месяцев, на должностных лиц – 50 тыс. рублей, на юридических лиц – 200 тыс. рублей (решение принимает суд);

нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами организованной перевозки группы детей автобусами, за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 данной статьи (изложены выше), влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере 25 тыс. рублей, на юридических лиц – 100 тыс. рублей.

Полномочиями по рассмотрению административных дел о правонарушениях по вышеуказанным статьям КоАП РФ наделяются должностные лица Ространснадзора (за исключением дел по ч. 5 ст. 12.23 КоАП РФ, связанных с нарушением требований к перевозке детей в ночное время, которые будут рассматриваться судебными органами).

Опасные грузы. Штрафы


О том, какие штрафы выписывают за неправильную перевозку опасного груза, мы писали в обзорной статье. А в этом материале мы рассмотрим конкретные примеры нарушения правил ДОПОГ из судебной практики. Итак, кого, за что и как наказывают в этой области?

Чаще всего проверяющие органы находят нарушения требований к техническому состоянию автомобильного транспорта, перевозящего опасные грузы.

Пример 1: отсутствие нужных огнетушителей

Пример 2: маркировка, срок годности и фланцы

  • на корпусе выключателя аккумуляторных батарей отсутствует маркировка взрывобезопасности ЕХ;
  • истек срок годности использования огнетушителя;
  • сливная/наливная труба не закрыта винтовыми пробками или глухими фланцами.

Всё остальное было в порядке: были нужные разрешения и свидетельства ДОПОГ, правильно был заполнен путевой лист и прочие документы. Но недостаточно тщательный техосмотр перед поездкой — или вообще недостаточно внимательное отношение к техническому состоянию автомобиля — привели к такому большому штрафу. Который, если нарушения не будут устранены, могут наложить еще не один раз.

Вторая по частоте причина для штрафов — это отсутствие у водителя документа, который разрешает ему перевозить опасные грузы.

Пример 3: оштрафовали за перевозку без ДОПОГ

Напомним, что свидетельство ДОПОГ водитель может получить только при обучении в аккредитованном учебном центре и последующей аттестации в УГАДН. Любой другой путь получения такого свидетельства — незаконен, и здесь ответственность придется нести уже по Уголовному Кодексу. Как в нашем следующем примере.

опасные грузы

Обратите внимание!

Мы обучаем водителей по программам ДОПОГ в Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком округах. Опытный преподаватель, качественная подготовка к экзамену в УГАДН, умеренные цены.

Пример 4: штраф за поддельный ДОПОГ

В октябре прошлого года Ставропольский районный суд Самарской области признал водителя-экспедитора, который купил свидетельство ДОПОГ, виновным в хранении и использовании заведомо поддельного официального документа (Приговор Ставропольского районного суда Самарской области от 05 октября 2020 года).

В материалах приговора изъято название организации, где работал этот водитель — и нет данных по тому, какое взыскание было применено к самому предприятию и должностным лицам, которую такую ситуацию допустили. Но самого водителя приговорили к 6 месяцам ограничения свободы по ч.3 ст.327 УК РФ. И такой мягкий приговор вынесли только потому, что не случилось никакой аварии, никому не был нанесен вред, а на попечении водителя оставались престарелая мать и несовершеннолетняя дочь.

Поэтому: будьте благоразумны, внимательны и осторожны! И даже если учебный центр покажется вам солидным и достойным всякого доверия — все равно проверьте, есть ли у него право обучать водителей, перевозящих опасные грузы. Попросите предъявить разрешение от Ространснадзора и убедитесь, что название учебного центра есть в специальном Реестре.

Еще один распространенный тип нарушений в области перевозки опасных грузов — это неправильное оформление документов на перевозимый груз.

Пример 5: в транспортном документе не было одной строчки

Пример 6: отсутствие письменных инструкций

Вывод простой. Перевозка опасных грузов требует особой щепетильности и при оформлении документов, и при обучении водителей, и при техосмотре транспорта. Штрафы за нарушения в этой области большие — а если они накладываются еще и не единожды, суммы могут оказаться чрезвычайно серьезными для любого предприятия.


Для водителя

Транспортировка материалов, представляющих опасность для жизни и здоровья человека, окружающей среды – ответственная процедура, налагающая особые обязательства на исполнителя. В предлагаемом материале рассматривается штраф за перевозку опасного груза без разрешения с учетом характера допущенного нарушения.

Опасные грузы

Опасными называются вещества, утечка которых при транспортировке и хранении связана с опасностью для человека или экологии. Классификацию таких материалов устанавливает (исходя из характера воздействия) европейское соглашение – ДОПОГ.

Перечисленные материалы делят на классы (с подклассами), указанные в таблице.

Класс или подклассК каким веществам относят
1Взрывоопасным
2Газам в сжиженном или сжатом состоянии с транспортировкой в кислородных и других газовых баллонах, специальных емкостях (газовозами и прочим транспортом)
3Жидкостям с опасностью воспламенения (бензовозами, автоцистернами)
4.1Легковоспламеняющимся твердым компонентам, самореактивным и твердым десенсибилизирующим взрывоопасным материалам
4.2Склонным к самовозгоранию
4.3Выделяющим пожароопасные газы при взаимодействии с водой
5.1С окисляющими свойствами
5.2Пероксидам органического происхождения
6.1Токсичным компонентам
6.2Инфекционной опасности
7С радиоактивным излучением
8Коррозионным материалам
9Прочим компонентам, не отнесенным ни к одному из перечисленных классов

Опасные вещества отнесены к особой категории груза, перевозить которые запрещено обычными фурами или другим видом транспорта без принятия мер предосторожности:

  • маркировки тары;
  • применения оснащенных надлежащим образом транспортных средств;
  • обучения задействованного персонала;
  • проработки регламента перемещения материалов с определенным законодательством согласованием процедуры;

Каждому веществу присваивают четырехзначный номер ООН, указывающий на характер компонента и порядок обращения с ним.

Грузы повышенной опасности вправе перевозить организации, получившие соответствующее разрешение (для автомобильного транспорта) или лицензию (для остальных грузоперевозок) от государственных контролирующих органов.

Каждую такую операцию отдельно согласуют с надзорными ведомствами, владельцами магистралей, прочими заинтересованными сторонами. Оформляют установленную законодательными нормами документацию.

Допуск к ДОПОГ

При автоперевозках опасных компонентов исполнитель обязан получить разрешение органов автотранспортного надзора. Для выдачи такого разрешительного документа компания подтверждает наличие:

  • оснащенного транспорта, приспособленного для перемещения данной категории груза;
  • разработки внутренних инструкций о порядке выполнения таких грузоперевозок, действиях персонала в штатных и нештатных ситуациях;
  • проработки маршрута при определении пути следования с минимальными рисками для остальных участников движения, других людей и экологии;
  • обучения водителей по ДОПОГ с выдачей соответствующего свидетельства;
  • консультанта по БДД, состоящего в штате организации, обученного и аттестованного в установленном законодательством порядке.

Перечисленные меры указывают на безопасность транспортной операции с соответствующим документальным подтверждением.

Предоставление недостоверной документации, отсутствие или использование поддельного разрешения при опасных грузоперевозках не гарантируют соблюдения установленных законодательством норм, имеют риски соответствующих неблагоприятных последствий в случае утечки вещества или аварии при перемещении ОГ.

Когда возможна ДОПОГ без разрешения

Провоз опасных грузов без оформления разрешительной документации разрешен представителям военных ведомств и структур, от которых зависит государственная безопасность. Выполнение таких операций связано с соблюдением строгого режима секретности, что невозможно при согласовании маршрута, выполнении прочих мер, предусматривающих выдачу разрешения на перевозку.

Это относится к перемещениям военной техники, прочих грузов специального назначения. Отмена согласования и разрешения по ДОПОГ для данной категории исполнителей установлена изменениями, внесенными в марте 2020 года в ст. 3 Федерального закона РФ № 257 ФЗ, посвященного автомобильным дорогам и дорожной деятельности.

Перевозка опасных грузов

Ответственность за нарушение ДОПОГ автотранспортом

С учетом тяжести допущенного нарушения предусмотрено применение мер административной и уголовной ответственности в отношении нарушителей.

За неправильную транспортировку

Под неправильной перевозкой ОГ понимают транспортировку без исполнения требований, предусмотренных законодательными нормами. Данное нарушение предусматривает назначение штрафов (здесь и далее – в руб.):

  • водителю – от 1 000 до 1 500;
  • ответственным сотрудникам компаний – от 5 000 до 10 000;
  • организациям – от 150 000 до 250 000.

Эти наказания установлены ч. 2 ст. 12.21.2 КоАП РФ.

За отсутствие документов для ДОПОГ

Если опасный груз перевозят в отсутствие свидетельства ДОПОГ у водителя, бумаг о допуске транспорта к данной операции, выданного транспортным надзором разрешения, оформленной аварийной карточки перевозимых материалов, применяют наказание, предусмотренное ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, с назначением штрафов:

Штраф за отсутствие ДОПОГ у водителя, другой необходимой документации может быть заменен лишением водительских прав на срок от 4 месяцев до полугода.

Эта же статья КоАП РФ распространяется на перевозку ОГ транспортом, не оснащенным надлежащим образом, при отсутствии спутниковых контрольных систем.

Предусмотрена уголовная ответственность юридического лица, если свидетельство ДОПОГ или другие документы ненастоящие (поддельные).

Внимание! Согласно ч. 5 ст. 327 УК РФ, использование заведомо подложных бумаг грозит назначением штрафа до 80 000 руб., обязательных работ до 480 ч, исправительных работ до двух лет, ареста до полугода.

За управление ТС в нетрезвом состоянии

Если нарушение не привело к последствиям с применением уголовного законодательства, согласно ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, наказание предусматривает для водителя штраф 30 000 руб. с изъятием прав на полтора-два года.

Если при этом водитель не имел допуска к управлению авто, в соответствии с ч. 3 указанной статьи КоАП РФ может быть назначен аналогичный штраф или арест нарушителя на 10–15 суток.

В случае нанесения тяжкого вреда здоровью при управлении авто в пьяном виде в отношении водителя применяют ч. 2 ст. 264 УК РФ с назначением принудительных работ до 5 лет, лишения свободы на 3–7 лет. При смерти пострадавшего наказание еще более ужесточают.

За незаконную транспортировку оружия и материалов для его создания

Меры воздействия за незаконную перевозку оружия и материалов, из которых можно создать такие средства, определены ч. 1 ст. 222 УК РФ. Предусмотрено ограничение свободы до 3 лет, принудительные работы до 4 лет, арест до полугода или лишение свободы до 4 лет. Одновременно могут взыскать штраф в 80 000 руб.

За ущерб экологии

За нанесение экологического ущерба наказания определены такими статьями УК РФ:

  • 250 – за загрязнение водоемов с назначением штрафа до 80 000 руб., обязательных работ до 360 ч, исправительных работ до 12 мес., ареста до 3 мес.;
  • 252 – за опасность для морской среды с применением штрафа до 200 000 руб., обязательных работ до 480 ч, исправительных работ до 2 лет, арест до 4 мес.
  • 254 – за порчу земельных ресурсов с установлением наказания, аналогичного ст. 252 УК РФ (исключая арест).

Меры ужесточают, если загрязнение повлекло гибель людей или серьезный ущерб для экологии.

За создание аварийной ситуации

Непосредственно создание аварийной ситуации не квалифицируется российским законодательством. Предполагают наказание с учетом характера неправильных действий, приведших к ДТП или опасности возникновения дорожного происшествия.

Согласно ст. 12.14 КоАП, опасное маневрирование грозит водителю штрафом 500 руб.

Неправильный встречный разъезд, обгон учитывает ст. 12.15 КоАП РФ с такими вариантами штрафов за различные нарушения:

  • выезд на обочину, если это запрещено – 1 500 руб.;
  • передвижение по тротуару или велосипедной дорожке – от 1 000 до 1 500 руб.;
  • выезд на встречную полосу с нарушением ПДД – 5 000 руб. (либо изъятие прав на 4–6 мес.).

Если нанесен вред для здоровья других людей, наказание устанавливает ст. 12.24 КоАП РФ. Размер штрафа зависит от того, какой вред был причинен:

  • легкий – от 2 500 до 5 000 руб. или лишение допуска к управлению от года до полутора лет;
  • средний – от 10 000 до 25 000 руб. либо изъятие прав на полтора-два года.

При тяжком вреде для здоровья пострадавшего, согласно ч. 1 ст. 264 УК РФ, водителю грозит ограничение свободы до трех лет, принудительные работы до двух лет, арест до полугода, лишение свободы до двух лет.

Проверки ГИБДД

Сотрудники ГИБДД проявляют повышенное внимание к перевозке опасных грузов. Такой транспорт проверяют в ходе следования с изучением сопроводительной документации. Отсутствие необходимых бумаг грозит привлечением к ответственности водителей, сотрудников компаний и самих юридических лиц согласно нормам законодательства, отраженным ранее.

Если транспортную операцию осуществляют в условиях плохой видимости или сложного рельефа, возможна организация сопровождения машинами ГИБДД.


Спорные нарушения ПДД

Чтобы избежать наказания, следует выполнять предписанные законодательством условия. Водитель обязан иметь при себе необходимую документацию, соблюдать скорость движения и не отклоняться от согласованного маршрута.

Нельзя использовать ненастоящие удостоверения, свидетельства и прочие документы, чтобы действия не были квалифицированы по ст. 327 УК РФ.

Также важно учесть, что нарушения правил перевозки опасных грузов, согласно ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ, создают ситуацию, когда дальнейшее движение авто представляет опасность. В результате транспорт могут задержать до выяснения обстоятельств и устранения допущенных нарушений.

Наказания за нарушения перевозки опасных грузов другими видами транспорта

Наказания за неправильную перевозку ОГ другими видами транспорта предусмотрены ст. 11.14 КоАП РФ и указаны в таблице.

Виды транспортаЧасть ст. 11.14 КоАП РФРазмер штрафа, тыс. руб.
гражданамответственным сотрудникаморганизации
Воздушный10,5–11–210–20
Внутренний водный20,3–0,50,5–15–10
Железнодорожный30,1–0,30,3–0,53–5

Изменения к ДОПОГ 2020 года

В июле 2020 года вступили в силу поправки, изменившие некоторые положения ДОПОГ. Коррективы коснулись таких положений:

  • список опасных грузов дополнен полимеризующимися веществами (с дополнительным подклассом 4 класса);
  • разрешено перевозить данную категорию веществ в мягких упаковках при соблюдении установленных стандартов;
  • изменен формат большей части международной сопроводительной документации указанных транспортных операций;
  • разрешено пересекать тоннели автомобилям с опасными веществами под номерами ООН 3077; 3082;
  • ужесточен регламент к транспорту;
  • усовершенствован порядок аттестации водителей и консультантов;
  • откорректирована маркировка опасных компонентов;
  • установлена необходимость оснащения авто, перевозящего более 3,5 т ОГ, антиблокировкой тормозов.

Ранее (с 2018 года) был утвержден новый регламент МВД о допуске транспорта к опасным грузоперевозкам с внесением таких коррективов:

Перевозка грузов повышенной опасности требует неукоснительного соблюдения установленного законодательством регламента. Последствия нештатных ситуаций при таких грузоперевозках могут оказаться намного серьезней, чем предусмотренное наказание за нарушение предписанных требований.

Читайте также: