Первичный инструктаж водителя на рабочем месте образец

Обновлено: 05.07.2024

Инструктажи для водителей автотранспортных средств проводятся на основании двух нормативных документов.

Второй документ – Межотраслевые Правила по охране труда на автомобильном транспорте ПОТР М — 027-2003.

К инструктажам по безопасности дорожного движения в соответствии с приказом №7 относятся вводный, предрейсовый, сезонный и специальный инструктажи.

К инструктажам по охране труда (ПОТР М — 027-2003) относятся вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

  1. Вводный инструктаж проводится на основании двух вышеуказанных документов, то есть является общим инструктажем как по безопасности дорожного движения, так и по охране труда.

Инструктаж проводится со всеми водителями, принимаемыми на работу независимо от уровня квалификации и стажа работы и включает в себя следующие положения:

— общие сведения о субъекте транспортной деятельности (размер и структура парка транспортных средств, виды осуществляемых перевозок);

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила организации безопасного движения АТС на территории предприятия;

— особенности условий работы предприятия, установленные маршруты, особенности погрузки, перевозки и разгрузки грузов, нормы загрузки транспортных средств;

— действия водителей при дорожно-транспортных происшествиях;

— порядок прохождения предрейсовых, текущих и послерейсовых медосмотров;

— порядок привлечения водителей к работам по ремонту автомобилей;

— порядок закрепления АТС за водителями;

— основные данные об аварийности на маршрутной сети, обстоятельствах и причинах преобладающих видов ДТП;

— документы, необходимые для осуществления перевозок пассажиров и (или) грузов. порядок прохождения предрейсового контроля технического состояния транспортного средства;

2. Первичный на рабочем месте.

По содержанию также является смешанным инструктажем. Включает в себя вопросы техники безопасности и безопасности дорожного движения при эксплуатации автотранспортных средств. Проводит инструктаж должностное лицо, у которого водители находятся в прямом подчинении. Инструктаж проводится при приеме на работу после проведения вводного инструктажа по соответствующей инструкции.

3. Повторный инструктаж проводится в объеме первичного инструктажа на рабочем месте один раз в квартал.

4. Предрейсовый инструктаж (инструктаж по БД) проводится с водителями в следующих случаях:

— при отправлении водителя по маршруту движения впервые;

— при перевозке детей;

— при перевозке опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов.

5. Сезонные инструктажи (инструктажи по БД) проводятся со всеми водителями два раза в год — в весенне-летний и осенне-зимний периоды.

В тематику сезонных инструктажей включаются вопросы, определяющие особенности эксплуатации и управления транспортных средств в весенне-летний и осенне-зимний периоды, а также связанные с обеспечением безопасности дорожного движения в сложных погодных и дорожных условиях.

6. Специальный инструктаж (инструктаж по БД) проводится со всеми водителями при необходимости срочного доведения до них информации в случаях:

— вступления в силу нормативных правовых актов, положения которых влияют на профессиональную деятельность водителей;

— изменения маршрута движения и условий движения, влияющих на безопасность дорожного движения;

— получения информации о ДТП с человеческими жертвами, значительным материальным и экологическим ущербом;

— совершения и (или) угрозы совершения террористических актов.

7. Внеплановый инструктаж (охрана труда) проводится в следующих случаях:

— при изменении правил по охране труда;

— при изменении технологического процесса, замене или модернизации оборудования, приспособлений, инструментов, исходного сырья, материалов и других факторов, влияющих на безопасность труда;

— при нарушении работником требований безопасности труда, которое может привести или привело к травме, аварии, взрыву или пожару, отравлению;

— при перерывах в работе:

на 30 календарных дней и более — для работ, к которым предъявляются дополнительные(повышенные) требования безопасности труда;

на 60 дней и более — для остальных работ.

Объем и содержание инструктажа определяются в каждом конкретном случае в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

8. Целевой инструктаж (ОТ) проводится при выполнении: разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности (погрузке, разгрузке, уборке территории и т.п.); ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф; производстве работ, на которые оформляется наряд-допуск, разрешение и другие документы; проведении экскурсий в организации; организации массовых мероприятий с учащимися.

Проведение целевого инструктажа фиксируется в наряде-допуске на производство работ и в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте.

Инструктажи проводятся на основании разработанных программ и инструкций, проведение инструктажей фиксируется в журналах их регистрации.

Инструктаж по безопасности дорожного движения для водителей — обязательное обучение водителей, без которого их нельзя выпускать на рейс.

Частный автомобилист сам отвечает за себя, своих пассажиров и перевозимый груз. В организациях все иначе. Если шофер работает по найму, а машина стоит на балансе, ответственность за безопасность участников дорожного движения отчасти ложится и на работодателя.

Законодательная база

Пункты 16-21 Приказа Минтранса № 7 от 15.01.2014 обязывают юридических лиц доводить до сотрудников сферы перевозки необходимую информацию. Рассмотрим, какие темы инструктажей по БДД с водительским составом предусмотрены и как часто нужно организовывать такие мероприятия.

Согласно Положению № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, существуют пять видов соответствующих мероприятий.

О чем нужно проинформировать шофера

Каждая организация составляет и утверждает программы и проводит календарно-тематическое планирование, руководствуясь требованиями законодательства и спецификой работы. Все темы можно разделить на пять категорий:

  1. Вводные необходимы каждому, кто только поступает на работу и будет сидеть за рулем.
  2. Предрейсовые проводят перед каждым выходом на маршрут, если шофер везет детей, туристов, опасные грузы, если едет в другой город или страну.
  3. Периодические служат для поддержания уровня знаний сотрудников. Как правило, инструктор организует их в последней декаде каждого месяца.
  4. Сезонные обязательны для напоминания сотрудникам об особенностях вождения в осенне-зимний и весенне-летний периоды.
  5. Специальные нужны в случае форс-мажора, когда стандартной информации, полученной на плановых мероприятиях, недостаточно.

Можно взять за образец пример Положения, разработанного НИИ автотранспорта, и адаптировать его под свои нужды.


Инструктаж водителей по безопасности дорожного движения: периодичность

Как видно из назначения этих мероприятий, часть из них можно запланировать и проводить в определенное время. Часть же предугадать невозможно. Начнем с тех, время организации которых известно заранее:

  1. Сезонный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения проводится раз в полгода. Положение № РД-200-РСФСР-12-0071-86-09 рекомендует использовать периоды 20-30 марта и 20-30 октября. Эти даты во всех регионах страны означают переход с осенне-зимнего на весенне-летний сезон. Внутри этих интервалов можно подобрать подходящее время.
  2. Периодический обязательным не является, поскольку в Приказе Минтранса № 7 не упоминается. Цикл таких лекций компания может наметить по своему усмотрению.
  3. Предрейсовый инструктаж водителей по безопасности дорожного движения в некоторых компаниях не нужен вовсе. Если сотрудник возит, к примеру, стройматериалы по городу, его можно дополнительно и не информировать. Если же он управляет школьным автобусом, то такие мероприятия посещать должен каждое утро по установленному графику.

Вводный нужно организовывать каждый раз, как организация заключает договор с новым шофером.

Специальный инструктаж водителей по безопасности дорожного движения невозможно встроить в график. Его проводят по мере возникновения потребности (если изменился маршрут, появились опасные участки на нем).


Инструкция по охране труда для водителя автомобиля — документ кадрового документооборота, обязательный для составления и последующего ознакомления с ним сотрудника компанией-работодателем в силу требований ТК РФ. В чем его специфика, расскажем в нашей статье.

Обязательно ли составлять инструкцию по охране труда для водителя

Обязанность по разработке внутрикорпоративных инструкций по охране труда для всех сотрудников, независимо от их специализации, установлена для российских работодателей положениями ст. 212 ТК РФ.

Ст. 211 ТК РФ требует от российских работодателей соблюдать государственные нормативные требования в сфере охраны труда. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 27.12.2010 № 1160 к нормативным актам, в которых содержатся государственные нормативные требования по охране труда, относятся и типовые инструкции по охране труда.

При этом типовые инструкции должны использоваться фирмами в качестве основы для разработки внутрикорпоративных инструкций для работников, в том числе и для водителей (п. 3 Методрекомендаций, утвержденных Минтрудом России 13.05.2004).

Особенности разработки инструкций по охране труда

Инструкция по охране труда для работника разрабатывается с учетом специфики производственных процессов в фирме, особенностей трудовых функций работника и условий труда. Положения документа должны пересматриваться не реже чем один раз в пять лет. Внеплановый пересмотр инструкций возможен, если:

  • были изменены положения типовых инструкций, на основе которых разработан внутрикорпоративный документ;
  • изменились условия работы сотрудников;
  • изменились технологические процессы на производстве;
  • были получены предписания о пересмотре инструкций от государственных органов;
  • расследование аварии или инцидента на производстве показало, что необходим пересмотр инструкции.

Инструкции по охране труда могут выдаваться работникам фирмы на руки после прохождения первичного инструктажа, располагаться в непосредственном доступе на рабочих местах либо в иных местах, удобных для работников.

На предприятии ведутся журналы учета:

Факт ознакомления с инструкцией работник удостоверяет подписью в журнале учета выдачи инструкций.

Существует типовая инструкция по охране труда для водителя автомобиля (ТОИ Р-200-01-95), утвержденная приказом департамента автотранспорта при Минтрансе РФ от 27.02.1996 № 16 ( согласованная к моменту утверждения с компетентными профсоюзными организациями). В соответствии с приказом Минтранса России от 14.08.2020 № 308 она отменена. Но многим фирмам данная форма инструкции привычна, и целесообразно продолжение ее использования.На практике заниматься составлением инструкций для работников, как следуетиз положений рассматриваемой типовой инструкции, должны руководители подразделений.

При этом работодатель должен согласовать разработанную инструкцию по охране труда:

  • с профсоюзом или иной организацией, представляющей интересы сотрудников, если таковые учреждены и функционируют (ст. 212 ТК РФ, п. 4Методрекомендаций Минтруда);
  • инженером службы охраны труда предприятия (как следует из рекомендаций по применению типовых инструкций, содержащиеся в ТОИ Р-200-01-95).

Структура типовой инструкции для водителей

Типовая инструкция включает:

  • введение;
  • раздел, регламентирующий общие требования по безопасности;
  • разделы, регламентирующие требования по безопасности перед началом работ, в процессе их выполнения, по окончании работ, а также в аварийных ситуациях.

Изучим, какие формулировки должны содержаться в перечисленных разделах внутрикорпоративных инструкций по охране труда для водителя.

Введение к инструкции

В данный раздел документа могут включаться положения, устанавливающие:

  • для кого предназначена инструкция;
  • какие еще инструкции по охране могут использоваться водителем наряду с основной (с указанием ссылок на соответствующие документы);
  • обязанность водителя участвовать в контроле за соблюдением норм безопасности труда другими работниками, оказывать первую помощь пострадавшим при инцидентах;
  • обязанность водителя исполнять распоряжения комиссии по охране труда фирмы или представителей профсоюза;
  • что водитель, прежде чем начинать какую-то непрофильную работу, должен пройти целевой инструктаж.

Общие требования по безопасности

В данном разделе следует привести формулировки:

  • регламентирующие допуск водителей предприятия к автомобилям;
  • регламентирующие допуск водителей к работе;
  • закрепляющие обязанность водителя следовать правилам трудового распорядка;
  • устанавливающие длительность рабочего времени водителя (в неделю, день, по специальным графикам);
  • устанавливающие перечень опасных факторов, которые могут воздействовать на водителя в процессе работы и о которых он должен знать;
  • разъясняющие, в связи с чем соответствующие факторы опасны и как они могут влиять на организм;
  • устанавливающие запрет на использование водителем оборудования, порядок эксплуатации которого не изучен им в ходе инструктажа;
  • устанавливающие порядок выдачи водителю спецодежды, обуви и средств защиты;
  • обязывающие водителя соблюдать правила пожарной безопасности;
  • устанавливающие порядок устранения неисправностей автомобиля, обнаруживаемых водителем в ходе работы;
  • устанавливающие порядок координации совместной работы водителя, получившего инструкцию, с другими водителями и специалистами фирмы;
  • регламентирующие особенности эксплуатации газобаллонных автомобилей;
  • устанавливающие базовые нормы личной гигиены водителя;
  • устанавливающие порядок ответственности водителя за несоблюдение положений инструкции и иных связанных с ней источников норм.

Безопасность перед началом работ

В данном разделе инструкции следует зафиксировать положения, устанавливающие:

  • необходимость прохождения водителем предрейсового медосмотра, получения путевого листа, а также сведений о работе на линии и перевозимом грузе;
  • необходимость проверки вместе с механиком КПП технической исправности автомобиля, а также регламентирующие основные критерии определения его исправности;
  • необходимость ежедневного осмотра газобаллонных автомобилей на предмет герметичности топливного оборудования, а также обязывающие устранять выявляемые неисправности на специализированных постах или в мастерских;
  • порядок действий водителя перед пуском двигателя;
  • порядок действий водителя в процессе пуска двигателя;
  • перечень запрещенных действий водителя, связанных с пуском двигателя, управлением различными агрегатами автомобиля и иными нюансами эксплуатации транспортного средства.

Безопасность во время работ

В данном разделе инструкции рекомендуется выделить несколько тематических блоков, которые включали бы формулировки, регламентирующие:

  • осуществление водителем основных действий, связанных с эксплуатацией автомобиля в процессе работы на линии;
  • отдельные нюансы управления автомобилем на линии;
  • отдельные нюансы заправки автомобиля, диагностики неисправностей топливных, охлаждающих систем;
  • процедуру прохождения дополнительных инструктажей, необходимых в целях обеспечения безопасности труда в нетипичных для водителя условиях работы;
  • отдельные нюансы заправки газобаллонных автомобилей;
  • перевозку пассажиров;
  • перевозку грузов;
  • порядок остановки автомобиля в различных ситуациях;
  • отдельные нюансы диагностики и ремонта автомобиля;
  • порядок эксплуатации автокранов, подъемников и иных механизмов, которыми оснащен автомобиль;
  • перечень запрещенных действий водителя автомобиля в процессе работы на линии.

Безопасность по завершении работ

В данный раздел инструкции следует включить положения:

  • отражающие тот факт, что по завершении работы водитель должен осуществить необходимые процедуры в рамках следования требованиям безопасности, а также устанавливающие перечень данных процедур;
  • регламентирующие порядок завершения работы на газобаллонных автомобилях;
  • обязывающие водителя удостовериться в отсутствии утечки автомобильного топлива перед постановкой транспортного средства на стоянку с подогревом;
  • обязывающие водителя провести необходимые гигиенические процедуры по завершении работы;
  • обязывающие водителя информировать своего руководителя о неисправностях автомобиля, обнаруженных им в ходе работы.

Безопасность при аварийных ситуациях

В данном разделе следует отразить формулировки:

  • обязывающие водителя оперативно информировать работодателя об аварийных ситуациях и иных инцидентах, свидетелем которых он стал;
  • обязывающие водителя оказывать пострадавшим первую помощь в соответствии с установленными правилами, содействовать доставке пострадавшего в лечебное учреждение, вызывать человеку скорую помощь либо обращаться за помощью к медработникам организации;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение неисправностей в газовой системе;
  • устанавливающие порядок реагирования водителя на обнаружение утечки газа из топливного баллона;
  • регламентирующие порядок управления газовыми вентилями, устанавливающие требования по безопасности управления вентилями;
  • устанавливающие запрет на осуществление определенных действий по управлению газовым оборудованием при работающем двигателе либо активированном зажигании, а также при расположении автомобиля около стоянки, источников огня либо мест нахождения граждан.

Нюансы оформления инструкции

Приказ № 16 предписывает работодателям составлять инструкции по охране труда с учетом установленных требований к структуре обложки, первой и последней страниц соответствующих документов. Данные требования содержатся в приложениях 1, 2 и 3 к данному приказу.

В приложении 1 к приказу № 16 зафиксирована структура обложки инструкции по охране труда. Она предполагает несколько блоков:

  • наименование фирмы-работодателя;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция;
  • место и год составления инструкции.

В приложении 2 к приказу № 16 приведена структура первой страницы документа. Она предполагает наличие полей, в которых приводятся:

  • наименование предприятия;
  • отметки об утверждении инструкции руководителем фирмы и представителем профсоюза;
  • наименование должности, для которой составляется инструкция.

В приложении 3 к приказу № 16 отражена структура последней страницы документа. Она предполагает наличие:

  • блока с Ф. И. О. руководителя подразделения, в котором разработана инструкция, а также его подписью;
  • блока с Ф. И. О. начальника службы охраны труда, с которым согласована инструкция, а также его подписью.

В целях более эффективного усвоения водителями норм безопасности труда, формирования у них последовательных установок на осуществление необходимых действий в нештатных ситуациях на производстве рекомендуется дополнять инструкции по охране труда документами, раскрывающими ее отдельные положения и демонстрирующими их более наглядно. Это могут быть, к примеру, памятки, схемы, плакаты. Нюансы инструкций можно также разъяснять посредством показа сотрудникам тематических фильмов, презентаций, иных мультимедийных продуктов и т. д.

Итоги

Инструкция по охране труда для водителя автомобиля — документ, который работодатель обязан составлять в силу требований ТК РФ. Алгоритм составления и утверждения данной инструкции регламентируется положениями федеральных и ведомственных нормативных источников.

Ознакомиться с иными аспектами обеспечения безопасности труда на предприятиях вы можете в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Первичный инструктаж по охране труда

Казалось бы, есть вводный инструктаж и проводится стажировка, для чего необходим первичный инструктаж на рабочем месте?

Но требование обязательное и прописано в п.2.1.4 Порядка 1/29, кроме того, данная обязанность продублирована в п.8.7 ГОСТ 12.0.004-2015.

Поэтому сегодня решила обсудить все про первичный инструктаж по охране труда, разобрать детали (кто, что, где, зачем и когда) и в конце материала в комментариях обсудить ваше мнение, выводы и опыт.

Первичный инструктаж на рабочем месте

Первичный инструктаж – это необходимая процедура в охране труда, и нужна она для того, чтобы уже на рабочем месте, где будет трудиться работник перед началом выполнения обязанностей и поручений в данной организации, ознакомиться со всеми необходимыми правилами безопасности, которые нужно обязательно соблюдать, чтобы не поставить под угрозу свою жизнь, и жизнь, и здоровье своих коллег.

То есть, как вы понимаете, цель первичного инструктажа – это чтобы работник приступил к исполнению своих обязанностей уже будучи ознакомленным со следующими важными моментам в трудовых буднях:

  • производственной обстановкой;
  • используемыми в работе инструкциями;
  • какой порядок работы считается безопасным;
  • используемым инструментом и оборудованием, приспособлениями и механизмами;
  • источниками повышенной опасности (если таковые имеются);
  • характером работы производства.

Поэтому моя установка и цель проведения первичного инструктажа на рабочем месте – это, во-первых, сформировать правильное мышление сотрудников о безопасности на производстве, для того чтобы снизить – а желательно совсем исключить – уровень травматизма и избежать аварийных ситуаций, а во вторую, подписать все соответствующие документы, чтобы не нести ответственности за тех, кто не намерен – по своей глупости или воли случая – соблюдать правила, будучи с ними ознакомленным.

Едем дальше, смотрим, что такое первичный инструктаж, в его узких сегментах.

С кем проводится первичный инструктаж на рабочем месте

Как уже говорила в самом начале, первичный инструктаж на рабочем месте несмотря ни на что, должен быть проведен и без него приступать к выполнению работ ни в коем случае нельзя.

В моей личной практике печальных случаев, когда не провели инструктаж и произошел несчастный случай не было, но коллеги рассказывают и делятся “косяками”, потому как, если ответственное лицо пропустило проведение столь важной процедуры, то это, вообще, нонсенс.

Пример из практики коллег – в организации произошел тяжелый несчастный случай, а все потому, что недавно принятому на работу молодому и неопытному сотруднику не провели первичный инструктаж, поэтому он не знал, что по всей территории и даже в цехах может передвигаться спецтехника.

А также он был не в курсе, что на работе слушать музыку при помощи наушников категорически запрещено, потому что можно не услышать предупреждающие сигналы, что в скором времени, собственно, и произошло: выходил из-за угла здания и из-за громкой музыки не слышал, что за поворотом работает погрузчик.

Водитель сдал назад и совершил наезд на человека. Благо скорость была невелика, и он все же заметил парнишку, впрочем, затормозить сразу не вышло и в результате множественные переломы обеих ног и длительный больничный. А у работодателя расследование, проверка и масса штрафов, помимо не проведенного первичного инструктажа на рабочем месте.

Поэтому давайте подробно рассмотрим с кем проводится первичный инструктаж на рабочем месте в обязательном порядке:

1. Вновь принимаемым на предприятие работникам, которые в течение трудового дня будут использовать какие-либо инструменты, возможно оборудование, агрегаты и механизмы, в том числе:

  • работники, с которыми были подписаны срочные трудовые договоры;
  • совмещающие обязанности;
  • работающие на удаленке (дома);
  • направленные к вам с другого подразделения.

2. Сотрудники, которым поручается выполнить новую для них работу.

3. Работники посторонней организации, направленные в командировку в вашу компанию.

5. Другие работники, которые принимают участие в работе организации, но относящейся к производственной стороне.

6. Работники, устроенные по ГПХ и участвующие в функционировании компании с ее производственной стороны.

Все перечисленные варианты людей, ступающие в зону ответственности вашей организации, первичный инструктаж на рабочем месте проходят без исключения! И неважно, например, что это работник сторонней организации у вас что-то выполняет на задворках.

В договора ГПХ (гражданско-правового характера) обязательно пропишите обязанности и ответственности сторон в части обеспечения безопасных условий и охраны труда, сможете сразу, таким образом, заработать несколько плюсов в создании системы ОТ на своем предприятии. Данная рекомендация, в том числе прописана в Письме Минтруда № 15-2/ООГ-1157 от 17.05.2019 г. 😀

Кто освобождается от первичного инструктажа

Как вы думаете, а если те, кто освобожден от первичного инструктажа на рабочем месте?

Надо понимать, что не всем работникам реально нужен этот инструктаж, поэтому порядком обучения 1/29 абз. 6 п. 2.1.4 определен ряд сотрудников, для которых эта процедура не нужна и неуместна.

А все потому, что в их должностные обязанности не входят такие работы: как эксплуатация, обслуживание, испытания, наладка и ремонт оборудования, использованием электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов.

Зачастую это офисники, которые ничего не ремонтируют, не чинят, а только пьют кофе и сидят за компьютером. Белые воротнички те, кто ничего не делает и тому подобные выражения, которые любят “отвешивать” работники производства :)))

Поэтому в п. 2.1.4 Порядка обучения разъяснено, что у каждого работодателя должен быть свой созданный и утвержденный перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа.

Приказ об освобождении от первичного инструктажа на рабочем месте

Образец приказа об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте

Образец приказа об утверждении перечня профессий и должностей работников, освобожденных от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте вы можете скачать и использовать в своей работе.

Нужен документ для того, чтобы не надо было гадать на кофейной гуще, кому нужен инструктаж, а кому нет, открыл и все ясно, потому что фиксирует должности, освобожденные от первичного инструктажа на рабочем месте.

Можете посмотреть краткое и емкое видео про обоснование, почему можно не проводить первичный инструктаж в офисе, а также оставлю ссылку на свой YouTube канал, где можно узнать много полезного по охране труда.

Не стоит предполагать, что это совершенная не обязательная бумажка :) Потому как, раз об этом перечне должностей говорится в Порядке обучения 1/29, как об обязательном, значит, за его отсутствии грозит штраф:

  • должностное лицо – от 2000 до 5000 рублей;
  • ИП – от 2000 до 5000 рублей;
  • ЮЛ – от 50000 до 80000 рублей.

Забыли, получите штраф! Стоит разработать, не правда ли?

В какой-то мере, считаю, все превентивные меры со стороны государства в охране труда многим помогают. Конечно же, со временем, когда получают штраф :) выстраивать более совершенную и налаженную систему безопасности труда на предприятии.

Весь спектр услуг по охране труда

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – профессиональное решение ваших задач по охране труда. Качественно и в срок!

Кто проводит первичный инструктаж на рабочем месте

Далее, второй по важности вопрос “Кто проводит первичный инструктаж на рабочем месте?” Ошибкой будет полагать, что абсолютно любой, к примеру, коллега по цеху!

Первичный инструктаж проводится “новенькому” сотруднику его непосредственным руководителем. И это важно! Потому что даже руководитель подразделения не имеет права проводить первичный инструктаж, если он не прошел подготовку и проверку знаний по охране труда в учебном центре.

Так как, с точки зрения закона, данный руководитель не может полагаться только на свой опыт, знания должны обязательно подкрепляться “корочкой”, поэтому любой проверяющий, когда придет к вам в организацию, сможет в этом убедиться, просто проверив этот документ.

Рассмотрим такую ситуацию, когда одновременно устраиваются сразу несколько человек, как лучше организовать проведение инструктажа со всеми сразу или индивидуально?

Тут уже решает инструктирующий!

Но ему придется учесть, что проходить сотрудник первичный инструктаж на рабочем месте должен в пределах одного рабочего места и однотипного оборудования.

И по окончании инструктажа необходимо убедиться, что инструктируемый усвоил правила безопасной работы, порядок использования средствами индивидуальной защиты, ему понятны требования безопасности во время трудового процесса, изложенные в инструкциях.

Думаю, по представленной информации понятно, что первичный инструктаж на рабочем месте проводит по закону не абы кто, и не каждый “белый” и “не белый воротничок”, начальник, мастер и т.п.

Поэтому советую не пренебрегать и заранее в зависимости от размеров вашей организации продумать этот нюанс, так как на подконтрольном мне предприятие с пиковым количеством сотрудников в 2000+ человек приходилось порою “голову почесать” так как за несколько тысяч километров по вахтовикам не наездишься.

Предлагаю ознакомиться с видео о том, как не допустить ошибки при оформлении инструктажей, а также оставлю ссылку на свой YouTube канал, где можно узнать много полезного по охране труда.

Программа первичного инструктажа на рабочем месте

Как правильно осуществить проведение первичного инструктажа, отсебятину каждый раз выдумывать? 😀 Конечно же, нет!

Поэтому для того чтобы подготовить работника ко всем “прелестям жизни” на предприятии необходима специальная программа первичного инструктажа на рабочем месте, которая тотально разрабатывается наверняка вами, раз вы сейчас читаете мою статью.

В целом же, программа проведения первичного инструктажа на рабочем месте готовится в соответствии со спецификой производства, технической документацией, на основании законодательных актов и инструкций по охране труда, разработать которую для каждой должности должен непосредственный руководитель, согласовав ее со службой ОТ и утвердив ее руководителем.

Если у вас в штате нет ТБшника, то советую обратиться к аккредитованному специалисту, чтобы не допустить ошибок. Данные услуги я со своей командой тоже оказываю, обращайтесь, рады будем поработать вместе.

Перечнь программ инструктажей на рабочем месте

Образец перечня программ инструктажей на рабочем месте

Образец перечня программ инструктажей на рабочем месте можно скачать, перейдя по ссылке.

Очень часто, например, встречается такая ошибка – разработана всего одна программа для проведения первичного инструктажа для всего рабочего персонала.

Это очень грубая ошибка, и если произойдет несчастный случай (или просто проверка), инспектор выявит данный недочет, тогда штраф такой же, как за отсутствие перечня обеспечен.

На практике такое нечасто встретишь, потому как эту обязанность все перекладывают на плечи тбшников. Производственникам ведь вечно некогда бумажками заниматься. А мы “бумажные крючкотворы” как раз для этого и нужны.

Программа программой, ну, и не забываем,что кроме правильного текста в документах и подписей, что после окончания инструктажа необходимо устно проверить, как усвоил информацию инструктируемый!

А также, делюсь рабочей фишкой, все проверяющие инспектора любят, когда на все программы есть один общий перечень с указанием порядковых номеров. Имейте это в виду и вам будет “плюсик в карму” при проверке 😀

Журнал регистрации первичного инструктажа на рабочем месте

Чтобы задокументировать факт проведения и прохождения первичного инструктажа, необходимо сделать запись в журнал регистрации инструктажа на рабочем месте, образец представлен ниже.

Журнал по регистрации инструктажа на рабочем месте

Образец журнала по регистрации инструктажа на рабочем месте

Образец журнала по регистрации инструктажа на рабочем месте можно скачать, распечатать, прошить, пронумеровать и использовать в работе.

Дата прохождения должна совпадать с первым рабочим днем в данном подразделении. Этот факт должен быть подтвержден подписью инструктирующего и инструктируемого.

Вроде бы мелочь, подпись в журнале, а такая многозначительная, потому что без нее вы не докажете, что процедура была соблюдена. После того как закончится стажировка на рабочем месте, необходимо сделать запись о допуске к самостоятельной работе.

Ответственность работодателя

Допускать к стажировке и в дальнейшем к самостоятельной работе сотрудников без прохождения первичного инструктажа запрещается, потому что, помимо моральной ответственности в случае ЧП, в противном случае возможен штраф за каждого работника:

  • на должностных лиц в размере – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица – от пятнадцати тысяч до двадцати пяти тысяч рублей;
  • на юридических лиц – от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.

Основные выводы

Поэтому в помощь нам выступает не только интеллект руководителей на местах, но и документы, декларируемые нам госорганами, с прилагаемым кнутом без пряника, потому что пряник – это сохраненная жизнь и здоровье доверившихся людей предприятию.

Которые рассчитывают, что за них подумают и все сделают вышестоящие люди хотя, и не особо охотно воспринимают все эти мероприятия в большинстве моментов, но зато охотно идут в суд за возмещением в случае несчастного случая.

Желаю вам безопасной и эффективной работы!

Если после прочтения материала остались вопросы, приглашаю ниже в обсуждение в комментарии, если требуется индивидуальная помощь, то обращайтесь на этой странице, буду рада помочь.

разработаю документы за вас

Введите номер телефона, рассчитаю смету по вашим задачам. Вводите без восьмерки. "Бюро Екатерины Воронцовой" – весь спектр услуг по охране труда. Качественно и в срок!

Читайте также: