Плавают обороты из за картерных газов

Обновлено: 03.07.2024

Теория газов​

Все мы прекрасно помним, что мотор работает вследствие сгорания топливо-воздушной смеси. В момент, когда в камере сгорания начинается этот очень красивый, но невидимый глазу процесс, там резко возрастает давление. Это давление толкает поршень вниз, поршень давит на свою шейку коленвала, а тот выполняет свою непосредственную работы: преобразует поступательное движение шатуна поршня во вращательное, которое передаёт на маховик двигателя. Картинка идеальная, но в жизни, как вы понимаете, что-то всегда идёт не так. В нашем случае не все газы, образующиеся во время горения, выходят потом через выпускной клапан в систему выпуска. Часть их обязательно прорывается в картер. Грубо говоря – под поршень. Происходит это по простой причине: как бы плотно ни прилегали компрессионные кольца, у них всегда есть хотя бы минимальный зазор – иначе поршень просто не смог бы ходить внутри цилиндра. А на холодном моторе этот зазор ещё больше, так что газ, который находится под очень большим давлением, лазейку в картер мотора всегда найдёт. Чем это грозит?

В этих газах есть всё то, чего не любит моторное масло. Не полностью сгоревший бензин, пары воды (они всегда есть в воздухе), частички нагара – всё это оседает в моторном масле. Ничего хорошего, конечно, после этого не происходит: масло усиленно стареет и перестаёт нормально работать. Но это не самое страшное.

Одним словом, как-то эти газы надо выводить. И для этого придумали систему вентиляции картерных газов.

Открыто и закрыто

Изначально система вентиляции была примитивной – открытого типа (или эжекционная). Помните такое потрясающее слово – сапун? Вот это и было той самой открытой системой вентиляции. Через гордо торчащий сапун в атмосферу выбрасывались картерные газы со всеми их прелестями в виде сажи, масла и прочей гадости. А иногда оттуда ничего не выбрасывалось, потому что особой эффективностью такая система не отличалась.

Не отличалась хотя бы просто потому, что на холостых оборотах давления картерных газов не хватало, чтобы они выводились из мотора. Всё прорвавшееся в картер в нём и откладывалось в масло. Кроме того, всегда была вероятность через сапун хватануть грязного воздуха, который потом оказался бы в картере. Там все примеси из этого воздуха осели бы в масло, а это существенно снизило бы ресурс цилиндро-поршневой группы. В общем, ничего хорошего в сапуне не было, и система прямо-таки требовала серьёзного пересмотра. И в результате такого пересмотра появилась современная система PCV (positive crankcase ventilation) – принудительная система вентиляции.

Системы PCV отличаются по реализации. Они могут быть проще или сложнее, с двумя контурами, с эжекторным насосом, с редукционным клапаном. Но мы рассмотрим самую простую и распространённую систему с одним клапаном PCV. Итак, как это работает?


Решением первой задачи занимается как раз тот самый клапан PCV. Во время работы на минимальных оборотах он практически закрыт. А значит, в коллекторе остаётся разрежение, а так как в таком режиме выброс картерных газов минимален, даже небольшого их отвода вполне достаточно. По мере роста оборотов коленвала клапан начинает открываться. Это необходимо по двум причинам: во-первых, разрежение падает, а значит, нужно более интенсивно откачивать газы, а во-вторых, количество этих газов растёт. Открытие клапана позволяет удалять большое количество газов даже при небольшом разрежении во впускном коллекторе.

Второй вопрос – это очистка картерных газов. Тут есть несколько способов, но наиболее простой и очевидный – это установка маслоотделителя. В нём есть сложный лабиринт, по которому движутся газы. Во время прохождения лабиринта скорость движения падает, а капельки масла оседают на его стенках, откуда стекают обратно в картер. Более-менее чистый воздух после этого поступает опять во впуск. Конечно, маслоотделители бывают разных конструкций – лабиринтные или центробежные, но задачу они решают одну и ту же.

У системы PCV есть ещё одно небольшое, но важное преимущество: после пуска холодного мотора в мороз в дроссельную заслонку попадает и тёплый воздух из системы вентиляции. Прогрев проходит быстрее и теоретически – менее травматично для холодного пуска. Правда, при условии, что система исправна. А она иногда всё-таки выходит из строя.

Работает или нет?

Существуют десятки способов проверить, работает ли клапан PCV (для краткости – КВКГ, клапан вентиляции картерных газов). Почти все они порождены сумрачным народным гением и сводятся к тому, чтобы проверить, прут ли газы из мотора или нет. Наиболее простой способ – открутить крышку маслозаливной горловины и посмотреть, что произойдёт дальше. Если приложить руку и почувствовать давление валящих оттуда газов – КВКГ не работает. Отчасти правда в этом есть, но не во всём. Потому что если, например, поршневая очень устала жить, то повышенное давление тоже будет. Даже если клапан работает. А на некоторых моторах (например, BMW с Valvetronic, N42, N46 и иже с ними) даже с исправной системой вентиляции некоторое давление может быть, так что этот способ помогает мало. То же самое и насчёт всасывания воздуха. Мол, в исправном моторе крышка будет присасываться к горловине. Обычно – да, но не обязательно. Если всасывается очень сильно, то, возможно, клапан заклинил в открытом положении или у него порвалась мембрана.


Всё то же самое относится и к проверке воздушного фильтра. Масло на этом фильтре – это не обязательно признак почившей системы вентиляции. Оно там может быть из-за той же убитой поршневой группы. Однако если вы уверены, что ЦПГ исправна, а масляный щуп вылетает со своего места, это действительно может быть признаком неисправности системы ВКГ. Особенно если есть сопутствующие проблемы (например, то же масло на воздушном фильтре).

Есть ещё один способ проверки, о котором часто говорят в Интернете, – снять клапан и потрясти им. Если внутри ничего не бренчит, он заклинил. И это тоже не лучший способ диагностики.

Гораздо лучше снять патрубки вентиляции (обычно это сделать не сложно) и посмотреть, что у них там внутри. Если они забиты отложениями, то клапан, скорее всего, тоже забит и, вероятно, не работает. В этом случае патрубки стоит промыть, а клапан просто поставить новый. Заодно есть повод как минимум проверить компрессию: может оказаться, что этот шлак в системе неспроста, и пора подумать о ремонте мотора.


Не стоит забывать о том, что лабиринт маслоотделителя тоже со временем покрывается отложениями. Это приводит к похожим симптомам: в картере растёт давление, возможны течи масла через уплотнения и сальники. В этом случае всё приходится промывать. Самое печальное, что грязные картерные газы могут загадить не только дроссельную заслонку и весь впуск, но и сократить этой дрянью жизнь другой системе – системе рециркуляции отработавших газов EGR. Так что затягивать с ремонтом вентиляции не стоит.

Ну и последнее. Когда маслоотделитель забит, масло может попадать прямо во впуск. Это приводит к дымности, а если система вообще на ладан дышит, то к росту расхода масла. Всё это по симптомам похоже на износ маслоотражательных колпачков или поршневых колец. Не стоит сразу лезть в кубышку (если она вообще есть) и торопиться всё это менять. Иногда достаточно привести в порядок систему вентиляции картерных газов, и проблема решится малой кровью.



Достаточно распространенной неисправностью, которая свойственна бензиновым инжекторным и карбюраторным ДВС, а также дизельным моторам, является проблема плавающих оборотов двигателя.

Важно понимать, если обороты двигателя плавающие на холостом ходу или под нагрузкой, это указывает на необходимость проведения комплексной диагностики в целях определения и устранения неисправностей.

В этой статье мы поговорим о том, почему происходит плавание оборотов, какую опасность для силового агрегата может представлять данная проблема, а также по каким причинам плавают обороты на горячую.

Почему при прогреве двигателя плавают обороты? Возможные проблемы

Многие неполадки автомобилей, к примеру, почему при прогреве двигателя плавают обороты, затрагивают две и более системы машины. В данном случае это система воздушной подачи и регуляции топлива. Причем проблема плавающих оборотов на холостом ходу при прогревании характерна для бензинового, карбюраторного, инжекторного и дизельного силового агрегата. А причина связана с нарушением подачи воздуха из-за наличия динамических или статических препятствий. Почему при прогреве двигателя плавают обороты? Потому что воздушный поток неравномерный, а потому в разные циклы количество газов различное. На тахометре водитель может заметить, что сначала двигатель берет нормальный базовый уровень оборотов сразу после включения зажигания, а позже этот уровень меняется. Он либо снижается постепенно, либо варьирует в пределах от 1200 до 2000\мин.

Механизм неполадки

Причина плавающих оборотов – регулятор расхода топлива. Его место расположение – топливный насос, функция которого регулируется посредством электронного блока управления. В момент включения зажигания напряжение подается на датчик кислорода в катализаторе. Однако этот уровень начинает регулироваться ЭБУ не сразу, а спустя минуту.

В условиях, когда датчик топливной подачи работает неправильно, а ЭБУ определяет переизбыток воздуха, включается дополнительный элемент регуляции.


Им является клапан ERG

, предназначенный для дожигания оставшегося топлива. Он позволяет добавить воздуха в отсек сгорания, устраняя дисбаланс между количеством топлива и концентрацией кислорода в смеси. В момент, когда топливный насос недорабатывает по причине дефектного клапана, обороты начинают несколько снижаться. В ответ на наличие большого количества воздуха в камере ЭБУ заставляет его выпрыскивать больше топлива. Тогда обороты несколько повышаются.
Часто случается проблема
, когда начальный уровень скорости вращения на холостом ходу при прогревании устанавливается в пределах 1500 оборотов. Но затем они падают, а сам двигатель может заглохнуть. Тогда причина проблемы кроется только в системе подачи воздуха. Либо недорабатывают ее клапаны, либо есть дефект патрубков, в которых имеется засорение.

Продувка клапанов, их регулирование на карбюраторе или проверка дроссельной заслонки решает эти вопросы (вполне возможно ее нужно почистить). В случае, когда обороты плавают на инжекторном двигателе, причиной чаще является заедание клапана вентиляции картера. Когда двигатель дизельный, то чаще страдают лопастные детали топливных насосов. А у карбюраторных силовых агрегатов к плаванию оборотов приводит заедание серводвигателей.


Выявление неработоспособности датчика и его возможных сбоев

Много систем опирается на показания термодатчика, поэтому его несправная работа влечет за собой цепочку ошибочных действий автоматики и некорректную работу мотора. Такие проблемы способны быстро вывести из строя отдельные детали и целые узлы.


Проверка датчика температуры охлаждающей жидкости

Нужно знать, что большинство проблем, как свидетельствует опыт, связаны не с поломкой ДТОЖ или его внутренними проблемами, а с неприятностями с проводкой или заржавевшим либо негерметичным соединением в системе.

Одним из факторов воздействия от работы термодачика является термостат. Запуск хладогена постоянно по большому кругу даже на непрогретом моторе не даст долго выйти двигателю в рабочий температурный режим. Это приведет к дополнительному расходу топлива, интенсивному износу деталей силовой установки, повышению выбросов и другим проблемам.

При осмотре зоны установки ДТОЖ можно самостоятельно выявить возможные неисправности.

Беспокоиться стоит при таких признаках:

  • наличие повреждений корпуса термодатчика (трещины, сколы и т.д.);
  • утечка хладогена (видимые потеки, наличие капель вокруг соединения, присыпанные пылью высохшие потеки);
  • окисления вокруг резьбового соединения (проблемы с выкручиванием датчика даже на неполный оборот).

Однако, даже с такими дефектами электроприбор может быть в работоспособном состоянии. Причина может заключаться в несоответствии его электрических выходных параметров.

Проводить проверку можно с помощью мультиметра. Показания надо сверять с эталонными значениями для каждой модели авто. При выявлении короткого замыкания, некорректных выходных данных либо неисправностью контактов прибор подлежит замене.


Когда тест выявил работоспособность датчика, правильную реакцию на колебания температур, но мотор при этом продолжает функционировать с разомкнутым контуром, не обращая внимания на сигналы с ДТОЖ, то нужно выявлять проблемы в электронном блоке управления.

Попытки устранения неполадок

Изначально плавающие обороты появляются спустя минуту от включения зажигания, что практически никак не влияет на скорость прогревания авто. Однако поскольку причина неполадки кроется в системе подачи воздуха, то возможен момент, когда она проявит себя и на ходу. Тогда неудобств будет намного больше. В придачу у дизельных двигателей к таким неполадкам может привести только заедание лопастей регулятора подачи топлива. Это требует замены насоса

Можно попробовать закрутить винт регулировки воздушной подачи или заменить электромагнитные клапаны.

Однако почему при подогреве двигателя плавают обороты, если силовой агрегат оснащен карбюратором? В этой ситуации вина также лежит на системе подачи воздуха. А причина – неправильная регулировка серводвигателей, предназначенный для уменьшения и раскрытия клапанов

воздушной подачи в различные циклы работы двигателя. Здесь нужно немного отжать винту серводвигателей, после чего обороты либо восстановятся, либо будут падать меньше.

На холодном двигателе плавают обороты, что делать!?

В последнее время плавают обороты на холодном двигателе? Не спешите с выводами – данный вид неисправности может быть вызван рядом причин. В любом случае, проблему с нестабильной работой мотора нужно решать незамедлительно, чтобы плавающие обороты не закончились для вас комплексной разборкой и ремонтом всего движка. А это – совсем другие расценки.

Плавают обороты на холодном двигателе, а причина не ясна? Начните с ДМРВ, второе название которого – датчик массового расхода воздуха. От того, насколько корректно и пропорционально составлена смесь топлива, напрямую зависит стабильная работа мотора.

Известно, что в состав топливной смеси входит собственно топливо и воздушная масса. Чтобы ее состав был оптимальным, нужен расходомер. Он следит за формированием правильных пропорций, подает информацию на бортовой компьютер автомобиля. Помимо формирования смеси, ДМРВ отвечает за объем воздуха, который насыщает цилиндры, а также за своевременный запуск двигателя.

Как можно проверить регулятор и расходомер?

Если обороты начали плавать с завидной регулярностью, диагностику лучше начинать с проверки датчика расхода воздушно-топливной смеси. О неисправности ДМРВ говорят такие симптомы:

Как определить, что датчику пора на покой? Очень просто – воспользоваться обычным тестером. Он должен показать 1 В, если с ДМРВ все в порядке. В противном случае, вам необходимо будет произвести замену.

С расходомером разобрались – теперь давайте поговорим о регуляторе. Обороты в вашем двигателе могут плавать из-за того, что вышел из строя регулятор работы холостого хода. Он отвечает за быстрое увеличение либо уменьшение подачи топлива, используя для этих целей шток с иголочкой. Среди ключевых неисправностей регулятора можно отметить:

Что еще может привести к сбою?

Возвращаясь к теме неисправных высоковольтных проводов, нужно выяснить причины, по которым ток не доходит до свечей. В большинстве случаев, это связано с обрывом провода или нарушением изоляции. Происходит сильный пробой, сопротивление вырастает до запредельных значений, контактная группа работает плохо.

В принципе, это все причины, при которых существенно плавают обороты на холодном двигателе. Иногда проблема может заключаться в электромагнитном клапане, но он ломается крайне редко.

Когда обращаться к специалистам

То же самое касается дроссельной заслонки: ее замену должны осуществлять профессионалы. Если она исправна и нужно только ее промыть, то это можно сделать самостоятельно: для этого надо вытащить шланги, а в сам дроссель залить очистителем. Только не забудьте отключить от заслонки электроконтакты.

Могут ли плавать обороты из за ДТОЖ ?

Обороты плавают в районе 1000 … Раз резко упали обороты что чуть не заглохла машина …

Датчик температуры показывает не правильно, стрелка поднимается но не доходит даже до 70 …

Решил из за ДТОЖ потому что когда я ДТОЖ отключаю обороты падают на 900 …

Видео выложу через пару часов …

Симптомы неисправности: На холодную заводится и т.д. как положено, как только двигатель нагревается без нагрузки (коробка в положении P или N) начинают плавать обороты от 1к до 2к. Пример 1 в 1: youtu.be/jej8_T4A5r8

Плавают обороты на холодную

На холодную плавают обороты, при увеличенной подачи топлива в цилиндры для быстрого прогрева, когда во впускном коллекторе имеется подсос неучтенного воздуха, при проблемах с датчиками (кислорода, положения дроссельной заслонки, массового расхода воздуха, датчика температуры двигателя), низком давлении топлива, неисправном регуляторе холостого хода и ряду других, в зависимости от типа двигателя. При неисправных датчиках ЭБУ выдает некорректные команды, из-за которых на холодную могут плавать обороты двигателя.

Большинство проблем, независимо от того инжектор это, карбюратор или дизель, одинаковы, однако есть и свои особенности, которые как раз и могут быть причинами того, что возникают провалы оборотов на холодную, а зачастую — и на горячую тоже. Вкратце, все причины, по которым двигатель не держит обороты на холодную, отображены в таблице, но если нужны более конкретные рекомендации по устранению скачков оборотов холодного двигателя — читайте статью и комментарии к ней, где часто автовладельцы делятся своим опытом.

  • прокладка впускного коллектора;
  • прокладка на дроссельной заслонке;
  • патрубок от воздушного фильтра до дроссельного узла;
  • уплотнительное кольцо форсунок;
  • вакуумный усилитель тормозов;
  • вакуумные шланги в системе воздуховода;
  • клапан адсорбера;
  • регулятор холостого хода;
  • колечки форсунок
  • датчик положения дроссельной заслонки;
  • датчик массового расхода воздуха;
  • датчик абсолютного давления воздуха;
  • датчик температуры воздуха во впускном коллекторе;
  • датчик температуры двигателя.
  • неисправные или загрязненные топливные форсунки.
  • высоковольтные провода;
  • вышедшие из строя свечи зажигания;
  • модуль (катушка) зажигания.
  • прокладка головки блока цилиндров;
  • изношенность поршней, колец;
  • клапана.
  • неисправный бензонасос;
  • забитые топливные фильтры;
  • регулятор давления топлива.
  • загустевание топлива;
  • частично вышел из строя насос высокого давления.
  • использовать зимнюю солярку либо пользоваться антигелем;
  • выполнить ревизию насоса высокого давления, при необходимости заменить его на новый.
  • датчик давления воздуха/массового расхода;
  • проблемы в работе ЭБУ.
  • выполнить проверку датчика или его замену;
  • проверить блок управления в автосервисе.
  • уплотнения, резиновые шланги и патрубки топливной системы;
  • топливный фильтр.

Как выявить неисправность датчика температуры охлаждающей жидкости

Современные автомобили строят свои алгоритмы действия на основании показаний различных датчиков. Большинство из этих устройств анализирует какой-либо параметр и передает информацию в электронный блок управления (ЭБУ).
Если, например, появляются признаки неисправности датчика температуры охлаждающей жидкости (ДТОЖ) или другого тестера, то такие приборы стоит заменить. Неправильная информация с них чревата сбоями в работе мотора и остальных важных систем автомобиля. Разберем ситуацию на примере с охлаждением блока цилиндров.

Почему на холодную плавают обороты


Общие причины скачущих оборотов

Сначала рассмотрим основные причины указанной неисправности для инжекторных двигателей, поскольку чаще всего именно на нем и возникает данная проблема. К тому же большая часть ниже перечисленных неисправностей будут встречаться на моторах любого типа питания топливом.

Подсасывание атмосферного воздуха

Так как вопрос стоит почему именно холодный двигатель не держит обороты, а при прогреве все приходит в норму, то в данном случае стоит вспомнить обычную физику. Просто по мере прогрева прогреваются и все элементы под капотом, из-за чего их корпуса расширяются и воздух, если и подсасывается, то в меньшей мере. Следовательно обороты выравниваются и больше не скачут.

Способы проверки на работоспособность

Контролировать выходные параметры помогут два прибора:

  • цифровой осциллограф с функцией запоминания;
  • вольтметр с электронной шкалой.

Ориентироваться нужно на значение в 3 В. При разогревании мотора и повышении температурных показателей напряжение будет опускаться до 1,3-0,5 В. На осциллографе выход на эти значения должен произойти через 4-5 минут.

Когда тестеры показывают напряжение менее 5 В, то это свидетельствует о потере опорного напряжения или коротком замыкании. Некоторые датчики оснащены функцией максимум/минимум. Во время тестирования их появятся резкие скачки напряжения при повышении температуры. На полученных данных осциллограммы закороченные моменты будут в виде падения к нулю, а разрывы в цепи обозначатся повышением напряжения до 5 В.


В том случае, когда выходные параметры ДТОЖ соответствуют норме, а температура в системе не выходит в рабочий режим, причина неисправности, скорее всего, кроется в термостате. Его цепь остается в разомкнутом положении, и хладоген не нагревается до установленной автопроизводителем температуры.

Почему плавают обороты на холодную карбюратор

  • Неправильная настройка карбюратора. Чаще всего причиной нестабильных оборотов, в том числе на холодную, является некорректная настройка карбюратора (работа на холостых).
  • Грязная дроссельная заслонка или подклинивание хода. Вместе с проверкой чистоты дроссельной заслонки также имеет смысл проверить ее привод.
  • Износилась диафрагмы пускового устройства. Если диафрагма частично выйдет из строя (на холодную резина может попросту задубеть), то обороты двигателя будут нестабильными. В таких случаях диафрагму меняют на новую.
  • Прокладка карбюратора. При потере герметичности лишний воздух будет попадать в топливовоздушную смесь и пока резина не разогреется обороты двигателя будут плавать. Хотя они могут быть нестабильными и после прогрева мотора.
  • Электромагнитный клапан. При выходе его из строя нарушается расход топлива.

Почему плавают обороты на холодную дизель

Запуск дизельного двигателя в морозную погоду зачастую усложняется тем, что у солярки температура загустевания выше, чем у бензина, поэтому зачастую при значительных морозах она попросту с трудом прокачивается по топливной системе. И соответственно, после запуска тоже могут быть проблемы с нормальной работой двигателя в разных режимах работы двигателя, в том числе, плавающие холостые обороты.

Иные причины, почему плавают обороты холостого хода на холодную у дизельного двигателя:

Заключение

Разновидности датчиков температуры охлаждающей жидкости

Чаще всего в качестве рабочего инструмента ДТОЖ выступает терморезистор. Он способен изменять сопротивление в электроцепи при изменениях температуры среды, в которой находится. Обычно используются материалы, в которых электрическое сопротивление снижается, если жидкость нагревается.


Как выкрутить ДТОЖ

Когда происходит ее остывание, то сопротивление датчика температуры охлаждающей жидкости существенно растет. На основании этих показаний выстраиваются сигналы, отправляющиеся в ЭБУ.

В качестве примеров рассмотрим датчики General Motors. При температуре 0 С он обладает сопротивлением на уровне 10 кОм. Если же охлаждающаяся жидкость в процессе работы двигателя прогревается примерно до 93 С, то показатель терморезистора снижается до 0,2 кОм. У компании Ford ДТОЖ при О С обладает параметром в 95 кОм. При выходе в рабочий температурный режим силовой установки с 93 С уровень сопротивления доходит да 2,3 кОм.

Скачки оборотов на холостом ходу двигателя свидетельствуют о нарушении его нормальной работы. Если обороты холостого хода стали нестабильными – это говорит о том, что в двигателе возникли какие-то неполадки. Рассмотрим, какие неисправности могут скрываться за плавающими оборотами двигателя, и как их необходимо выявлять и устранять.

Режим холостого хода двигателя


Какие обороты двигателя должны быть на холостом ходу (ХХ)? Средние показатели для большинства автомобилей находятся в диапазоне — 700 — 900 об/мин. В режиме холостого хода ДВС не испытывает существенных нагрузок, а расход топлива — минимальный.

При настроенном ХХ — двигатель получает минимальные нагрузки, а топливо израсходуется экономно.

Отрегулированный холостой ход необходим: при прогреве двигателя, простое в пробках на нейтральной передаче и работе печки отопления без передвижения транспортного средства.

Принудительное повышение оборотов, при запуске холодного двигателя даёт свой плюс — смазка ДВС приобретает необходимую текучесть при быстром нагреве. При поломке регулятора ХХ можно воспользоваться педалью газа, но лучше пройти комплексную диагностику и устранить причину плавания оборотов на холостом ходу.

Возникают ситуации, когда двигатель попросту нельзя глушить из-за поломки стартёра, генератора или при севшем аккумуляторе.

При движении по трассе прыгание оборотов незаметно, а в городском режиме доставляет немало забот и лишних нервов.

К чему приводит нестабильная работа двигателя

Нестабильность холостого хода (ХХ) – это более серьезная проблема, чем полагают многие водители. Дело в том, что она ведет к следующим негативным последствиям:

Поэтому если вы заметили, что плавает холостой ход, необходимо сразу же приступить к поиску и устранению причин, чем мы далее и займемся.

Причины плавающего холостого хода

О том, что у двигателя случилась неисправность с нарушением оборотов холостого хода, владелец автомобиля узнает по показаниям тахометра. При нормальном функционировании силового агрегата в режиме холостого хода стрелка указателя оборотов находится в одном положении, чаще всего в интервале 750-850 оборотов, в зависимости от марки автомобиля. Если в двигателе возникли неисправности, то стрелка тахометра начинает прыгать вверх и вниз в интервале 500-1500 оборотов, а бывает и больше.

Если в автомобиле отсутствует такой прибор, как тахометр, то скачущие обороты можно определить на слух. Звук работающего мотора становится громче и тише. Неравномерный холостой ход также определяется по повышающейся и снижающейся вибрации, поступающей в салон автомобиля из подкапотного пространства.

Причин нестабильного холостого хода в работе мотора может быть много. Современные автомобили постоянно усложняются в своем обслуживании и устройстве. Обычно без специального оборудования для диагностики нельзя сразу выявить неисправность. Множество разных датчиков и электронных систем, программная оболочка и своя сеть передачи информации становятся частью конструкции современных автомобилей, что значительно усложняет диагностику и ремонт в домашних условиях.

Причины нарушения функционирования мотора могут быть вполне закономерными и распространенными. Наиболее частыми основными причинами нарушения холостого хода мотора, которые можно определить без вспомогательного оборудования, являются:

  • Нарушение герметичности вентиляции картера.
  • Уменьшение компрессии в нескольких цилиндрах.
  • Малое давление топлива в топливной системе.
  • Неисправные свечи зажигания.
  • На инжекторных автомобилях загрязнение форсунок.
  • Подсос воздуха в системе впуска.

Сложные неисправности, требующие вмешательства работников диагностического сервиса:

  • Вышел из строя или загрязнился датчик расхода воздуха.
  • Неисправны катушки зажигания или коммутатор.
  • Неисправен датчик коленчатого вала или распределительного вала.
  • Не работает в нужном режиме датчик холостого хода.
  • Сбои в работе электронного блока управления мотором.

Это далеко не полный перечень причин нестабильности холостого хода, а только наиболее распространенные проблемы.

Чаще всего неравномерные обороты работы мотора возникают на холостом ходу. Однако на промежуточных режимах двигатель может также работать с провалами или внезапными увеличениями оборотов, что наиболее характерно для дизельных моторов. Рассмотрим эти вопросы отдельно более подробно.

Нарушение герметичности впускной системы

Плавающие обороты в режиме холостого хода наиболее популярные на автомобилях, оснащенных инжекторными моторами. Это связано с особенностью настройки работы холостого хода электронной системой двигателя. Электронные мозги машины периодически считывают данные о работе мотора на холостом ходу, и при ее нарушении выдают сигнал соответствующим датчикам на исправление этого положения для корректной работы.

Рекомендуем: Возможные неисправности и их самостоятельное устранение на автономных отопителях Eberspacher

Сбиваться с нормального функционирования холостой ход способен из-за проникновения излишков воздуха в систему подачи топлива, а именно в цилиндры мотора. В этой ситуации датчик расхода воздуха подает сигнал на электронный блок о поступлении в двигатель лишней порции воздуха.

Для выравнивания объема воздуха и топлива, создающего совместно горючую смесь, электронный блок подает сигнал на клапаны инжектора на большее открывание и впуска большего количества топлива в цилиндры. При этом обороты мотора резко повышаются. Далее электронная система получает информацию, что в цилиндры поступило много топлива, и снижает его подачу, от чего обороты сразу снижаются.

Проверить работу этого датчика довольно просто. Нужно снять с него штекер и запустить двигатель. Если после этого обороты стабилизировались, а мощность возросла, то это свидетельствует об исправности датчика. Негерметичные соединения впускных патрубков можно выявить путем подачи сжатого воздуха давлением около 0,5 атмосфер во впускную систему при неработающем моторе. Если есть утечка воздуха, то это легко обнаруживается по шипящему звуку.

Регулятор холостого хода

Причиной плавающих холостых оборотов может быть выход из строя этого устройства. Он выполнен в виде электромагнита, в устройство которого входит игла с конусным наконечником. Его задачей является выравнивание оборотов двигателя во время холостого хода.

Основной причиной выхода его из строя является износ его деталей: обрыв провода, износ привода иглы или направляющих из-за длительной работы на низкокачественном бензине. При неисправном регуляторе мотор начинает увеличивать или уменьшать обороты.

Клапан вентиляции картера

При функционировании двигателя в картере накапливаются отработанные газы, которые называются картерными. На новом двигателе картерных газов образуется немного, а у двигателя со значительным пробегом объем картерных газов довольно большой. Излишек этих газов выводится через клапан в систему вентиляции, и далее во впускную систему и к дроссельной заслонке. Картерные газы являются составной частью горючей смеси, поступающей в двигатель.

При заклинивании этого клапана из-за большого накопления масляных отложений, находящегося в газе масла, во впускную систему проходит меньший объем картерных газов, горючая смесь обогащается недостаточно. В результате этого обороты мотора на холостом ходу начинают плавать от 750 до 1100.

Система вентиляции картера является сложным устройством, и состоит из множества патрубков и клапанов. Все они могут со временем разрушаться и засоряться. Периодическое обслуживание этой системы обеспечивает стабильное функционирование мотора, уменьшает расход топлива и масла. При плановом осмотре можно своевременно выявить неисправность этой системы. Проблемы выявляются по большому задымлению в моторном отсеке, а также загрязнению мотора.

Выяснить причину плавания оборотов на горячем двигателе можно довольно просто. На запущенном двигателе открыть маслоналивную горловину и поднять ее. Если приэтом работа мотора изменилась, то следует искать неисправность в системе вентиляции картера.

Датчик расхода воздуха

​Нередко случается выход из строя датчика расхода воздуха, который коротко обозначается ДМРВ.

Он так же, как и рассмотренный ранее регулятор, при длительной эксплуатации выходит из строя от масляного налета, что приводит к нарушению его работоспособности. Очень редко в датчике расхода воздуха выходит из строя термоанемометр. Это элемент, который отвечает за измерения количества воздуха, проходящего в камеру сгорания мотора. Электронный блок при этом не получит истинных данных о массовом потреблении воздуха и дает сигнал на подачу его в цилиндры, что приводит к плаванию оборотов двигателя.

Дроссельная заслонка

Задачей этого устройства является регулировка давления воздуха, который поступает в цилиндры двигателя. Она способна заклинить по нескольким причинам:

  • Внутри самой заслонки накапливается масляный налет, не позволяющий заслонке открываться и закрываться на необходимую величину.
  • Заклинивание может происходить также ввиду неисправности привода этой заслонки.

Наиболее распространена причина нестабильных холостых оборотов мотора для карбюраторных автомобилей. Рассматривая карбюраторные моторы, определим причины, из-за которых появляются перепады оборотов холостого хода.

  1. Неправильная регулировка холостого хода.
  2. Неисправность электромагнитного клапана.
  3. Загрязнение жиклера системы холостого хода нагаром.

Неисправность форсунок

На дизельных и бензиновых моторах впрыск топлива по своему действию аналогичен. Форсунка распыляет топливо в цилиндр под давлением 1-й атмосферы. Если форсунка засоряется, то распыление топлива осуществляется неравномерно, нарушается геометрия факела распыления. Это приводит к неравномерной работе двигателя, уменьшению мощности и плаванию оборотов.

Выяснить, что форсунки засорены, можно своими руками. Для этого топливная рампа демонтируется совместно с форсунками и снимается с двигателя. Этот способ подходит не для любых машин. Система находится под давлением, подключенной к топливопроводу. При этом видны все распылители форсунок. Далее нужно включить зажигание и несколько раз провернуть двигатель с помощью стартера. Форсунку с неправильным факелом будет сразу видно. Ее необходимо снять и произвести промывку. Перед снятием следует помнить о наличии высокого давления в топливной рампе.

Контроль свечей зажигания

Визуальный осмотр свечей дает возможность определения их работоспособности, а также качество топливной смеси. При сырой свече, и замасленных электродах ее следует заменить. Однако неисправность может оказаться вовсе не в свече, а в катушке зажигания.

О качестве топлива может сказать цвет нагара на резьбе и электродах. Нормальным считается бурый цвет. Чистая и сухая свеча говорит об ее исправности. На керамическом изоляторе не должно быть следов перегрева оранжевого цвета. Если металлические части свечи черные или белые, то смесеобразование неправильное. Чаще всего проблема возникает в системе впуска воздуха.

Уменьшено давление топлива

Постепенно топливный насос выдает все меньшее давление, которого уже не хватает для нормального функционирования силового агрегата. Насос может работать с перебоями, из-за чего давление создается неравномерно, нарушается стабильность впрыска топлива. Также нарушается герметичность мест соединения топливопровода и насоса, что определяется визуальным осмотром. Имеются и другие причины уменьшения давления топлива. Если топливные фильтры не менять вовремя, то это приведет к трудному прохождению топлива к форсункам, и к высокой нагрузке на насос.

При замене топливного фильтра следует обращать внимание на направление прохода топлива, которое обозначается стрелкой. Фильтры могут иметь регулятор давления, который иногда перестает работать, либо неправильно установлен. Во время установки топливного фильтра не следует забывать о повышенном давлении в системе.

Низкая компрессия в цилиндрах

Мотор машины должен быть всегда сухим и чистым. Постоянный уход за поверхностью силового агрегата поможет своевременно выявить разные утечки эксплуатационных жидкостей, вовремя приехать в автосервис и не допустить излишних расходов. Особенно важно вовремя выявить утечку моторного масла. Для этого имеется множество причин, которыми могут быть изношенные сальники, прокладки поддона и крышки клапанов, а также свечных колодцев. Однако мы рассматриваем уменьшение компрессии, связанное с неисправностью прокладки головки блока цилиндров. Большая утечка масла, выходящего под давлением из двигателя, сразу видна на его поверхности.

Повреждение прокладки приводит к неравномерной работе силового агрегата, и проникновению охлаждающей жидкости в моторное масло, а также к гидравлическому удару, короблению блока цилиндров. Своевременная замена поврежденной прокладки предотвратит машину от серьезных неисправностей и сохранит его сухим и чистым.

Основные причины нестабильной работы двигателя на холостом ходу

Главные моменты, почему плавают обороты на холостом ходу: изношенность поршневой группы, системы выпуска EGR, коррозии лопастей турбины или сбой системы зажигания.

Одной из часто встречающихся причин является забивка клапана системы EGR. Система EGR отвечает за вывод отработанных газов. Особенностью её работы является возврат части выхлопа в камеру сгорания от коллектора выпуска системы циркуляции. Технология EGR позволяет снизить вред окружающей среде от выхлопа и выполнять полное сгорание топлива. Поломку устраняют заменой клапана или его очисткой (продувкой).


Частная практика доказала эффективность добавления моторного масла (100 — 200 грамм) в топливный бак для смазки лопастей насоса.

Износ поршня и колец приводит к потере степени сжатия в ДВС. Компрессия напрямую связана и с герметичностью головки блока цилиндров. Износ прокладки приводит к протравливанию воздушно-масляной массы, которые визуально определяются по потёкам на блоке двигателя. Этот характерный показатель сопровождается перебоями в запуске и работе ДВС, изменению стабильных оборотов холостого хода.

Разрушенная прокладка под головкой блока может привести к катастрофическим последствиям для двигателя — поступлению охлаждающей жидкости внутрь картера, загрязнению масла и гидроудару (при изменении геометрии блока за счёт перегрева).


Помимо свечей, проводят осмотр бронепроводов — на целостность, а катушку зажигания — на замыкание обмотки.

Качество топливной смеси можно определить визуально по цвету и состоянию свечей: следы перегрева и зашлакованности говорят о некачественном топливе.

Ищем проблему в топливной системе

Прежде всего обычно производится проверка крепления клапана, так как он нередко со временем просто откручивается. Если же с креплением проблем нет, следует выкрутить клапан и разобрать. Внутри него расположен жиклер, который необходимо промыть в специальном средстве для чистки карбюраторов и прочистить сжатым воздухом. При этом обратите внимание на состояние провода и место контактного соединения. При необходимости место контактного соединения нужно почистить.

Перед установкой электромагнитного клапана на место желательно поставить новую прокладку, чтобы исключить подсос воздуха. Если после его установки ситуация не изменилась, возможно, клапан полностью вышел из строя. Чтобы проверить это, просто включите и выключите зажигание. Если клапан не издает характерных щелчков, значит, его необходимо заменить.

У более старых моделей ВАЗ вместо клапана установлена заглушка с жиклером внутри. Ее нужно выкрутить, и затем почистить жиклер.


Если клапан в норме, но проблема плавающих оборотов никуда не делась, скорее всего, требуется чистка карбюратора. В этом случае нужно демонтировать карбюратор, выкрутить клапан холостого хода, а также винт регулировки качества смеси холостого хода и винт, отвечающей за регулировку количества оборотов на холостом ходу. Положение регулировочных винтов желательно запомнить. Для этого закрутите каждый винт до упора и посчитайте количество оборотов. При установке винтов на место вы сможете закрутить их до упора, а затем открутить на это же количество оборотов. Таким образом, у вас не собьются настройки карбюратора, если, конечно, вы уверены, что он настроен правильно.

Средство для промывки карбюратора и сжатый воздух можно приобрести в аэрозольных баллончиках. Это позволяет качественно выполнить прочистку даже в домашних условиях.

Затем во все отверстия нужно впрыснуть средство для прочистки карбюратора и продуть сжатым воздухом каждое отверстие. Имейте в виду, что с первого раза добиться хорошего результата не получится, поэтому каждое отверстие нужно прочищать и продувать по несколько раз. После продувки обязательно нужно разобрать карбюратор, т.е. снять верхний блок и заменить прокладку межу верхним и нижним блоками. Причем после сборки место стыка следует промазать автомобильным герметиком.

Не рискуйте совершать действия, если не обладаете достаточной подготовкой и знаниями. Иногда будет достаточно вникнуть в суть проблемы, чтобы проконтролировать затем работу ремонтной службы

Иногда причины нестабильности холостого хода заключаются в настройках качества смеси. Если обороты слишком низкие и автомобиль периодически глохнет, возможно, смесь сильно обедненная, т.е. в цилиндры попадает много воздуха, в результате чего при взрыве смеси в камере сгорания не образуется необходимое давление. Другими словами, падает мощность, в результате чего снижаются обороты и двигатель глохнет.

Имейте в виду, что нельзя регулировать обороты, пока двигатель холодный. Предварительно его нужно прогреть до рабочей температуры.


Чтобы оценить состояние агрегата, нужно его разобрать и осмотреть его детали визуально. Вполне возможно, что износилась диафрагма, пришли в негодность прокладки или другие элементы. В продаже существуют ремкомплекты, которые содержат все изнашивающиеся элементы насоса. На современных моделях, таких как ВАЗ 2115, ВАЗ 2110 и пр., независимо 8 или 16 клапанов, причиной неисправности очень часто становится фильтрующая сетка, которая крепится к нижнему торцу бензонасоса. В таком случае ее нужно просто заменить.


Проверьте, в каком состоянии свечи. По разным причинам на них может образовываться налет или нагар. Если свечи с нагаром, в масле или залиты бензином, их чистка или замена на новые не решит вопрос – нужно устранять саму суть проблемы.

Свечи зажигания


Нагар на свечах зажигания

Чаще всего это может быть:

  • неправильно выставленный угол зажигания;
  • повышенное давление картерных газов из-за грязной системы вентиляции;
  • износ маслосъемных колпачков;
  • неправильное смесеобразование из-за неисправного ДМРВ;
  • прогар клапана или залегание колец двигателя.

Следующий этап – проверка высоковольтных проводов и катушек. На современных автомобилях устанавливается одна катушка на каждый цилиндр.

Проверьте, как меняются обороты двигателя при отключении одного из проводов. Отключать стоит на выключенном моторе.

Если провод был исправен, после запуска вибрации усилятся. Если ничего не изменилось, значит, данный провод был поврежден. Также можно проверить сопротивление первичной обмотки катушки – оно колеблется в районе 0,4-2 Ом.

Катушки зажигания


Катушки зажигания и высоковольтные провода

ВВ-провода и катушки – это те элементы, на которых нельзя экономить. К сожалению, участились случаи брака среди производителей аналогов. Приобретайте те запчасти, на которые предоставляется гарантия.

Клапан EGR

Если ваш мотор имеет систему рециркуляции отработавших газов, нестабильная работа на холостых оборотах может быть вызвана неисправностью клапана ЕГР. Проблема наступает уже спустя 5 лет эксплуатации.

Клапан ЕГР


Загрязненный клапан рециркуляции газов

Датчик ДМРВ


Датчик массового расхода воздуха

Проверку ДМРВ производят мультимером. Исправный датчик при замере напряжения должен выдавать 1В. Если напряжение выше – плавают обороты на прогретом моторе. ДМРВ трудно поддается ремонту. Это же относится и к чистке. К сожалению, чистка сенсора дает только временный эффект – в случае неисправности, ДМРВ следует заменить на новый.

Распространенные причины плавающих оборотов

Итак, с основными симптомами разобрались. Теперь перейдем к причинам. Сразу отметим, плавающие обороты на холостом ходу чаще являются проблемой инжекторных двигателей. Дело в том, что за холостой ход в этом случае отвечает сложная система ЭСУД.

Указанная система предполагает наличие контроллера, датчиков и исполнительных устройств. Блок управления получает сигналы от датчиков и передает команды на исполнительные устройства, (например, РХХ), поддерживая стабильные обороты двигателя на холостом ходу и других режимах независимо от нагрузки на ДВС.

Однако любые сбои, которые связаны с подачей воздуха, топлива, нарушением состава рабочей топливно-воздушной смеси или ее воспламенением, а также различные механические поломки приведут к плаванию оборотов.

Получается, начинать проверку стоит с дроссельного узла, датчиков и исполнительных устройств. В диагностике также нуждается система зажигания, регулятор холостого хода, ДМРВ, необходимо оценить состояние топливного и воздушного фильтров, инжекторных форсунок и т.д.

  • Как правило, на практике немало проблем водителям доставляет регулятор холостого хода. Фактически это шаговый электромотор, который имеет конусную запорную иглу. Когда дроссельная заслонка закрыта, воздух идет в обход заслонки по каналу, который перекрывается иглой.
  • Отдельного внимания также заслуживает датчик массового расхода воздуха. ДМРВ в процессе эксплуатации может загрязняться или возникает его поломка.

Так или иначе, на ЭБУ не поступает корректных данных о расходе воздуха, что приводит к нарушению смесеобразования и скачкам оборотов двигателя.

  • Часто плавание оборотов мотора может быть связано с сильным загрязнением самой дроссельной заслонки или механическими поломками дросселя, повреждениями, деформацией. Заслонка может клинить, не закрываться до конца.

Сейчас читают
Налёт на свечах зажигания: диагностика и причины

Замена расширительного бачка своими руками

Для предотвращения подобных осложнений необходимо периодически чистить дроссель от грязи, а также на многих автомобилях после чистки требуется дополнительное обучение дроссельной заслонки.

  • Еще при диагностике следует проверить клапана вентиляции картера. В норме картерные газы перенаправляются во впуск, где смешиваются с воздухом и топливом, после чего дожигаются в цилиндрах.

На моторах с пробегом картерных газов скапливается много по причине естественного износа ЦПГ. Избыточное количество таких газов приводит к нарушению состава смеси в том случае, если клапан вентиляции картера подклинивает. Это также является частой причиной того, что обороты двигателя плавают.

  • Кстати, если затрагивать карбюраторные двигатели, плавают обороты на карбюраторе обычно по причине сбитых настроек и регулировок данного устройства. Также не следует исключать вероятность поломки электромагнитного клапана карбюратора, засорение жиклера холостого хода.

Еще добавим, если плавают обороты дизельного двигателя, к этому часто приводит ржавчина ржавчины на лопастях ТНВД. Коррозия образуется по причине наличия воды в дизтопливе.

Датчик РХХ

На холодную двигатель работает нормально, но после прогрева тахометр сходит с ума. Это может быть причиной неисправного датчика или самого регулятора холостого хода. Вместе с этим двигатель удается запустить только с нажатой педалью газа, а на ходу при переключении передач мотор глохнет.

Регуляторы ХХ


Загрязненный и новый регуляторы ХХ

Из-за нагара, шток не в состоянии нормально двигаться. Если плавают обороты на прогретом двигателе из-за датчика РХХ, разборка и чистка механизма с заменой уплотнительного кольца поможет устранить проблему. Но так бывает не всегда – возможно, вышла из строя обмотка, статор или подшипник. В таком случае проще заменить РХХ на новый.

Причина появления плавающих оборотов

Если плавают обороты на прогретом двигателе при нагрузке или в холостом режиме, следует незамедлительно провести комплексную диагностику автомобиля, чтобы не усугубить ситуацию. Но на начальном этапе исследования целесообразно разобраться с особенностями плавания оборотов. Зафиксировать это поможет обыкновенный тахометр. Если с двигателем всё нормально, с помощью тахометра будут фиксироваться стабильные показатели примерно одного и того же уровня (около 800 оборотов в минуту), без резких прыжков. Однако если с мотором что-то неладно, диапазон показаний тахометра стремительно увеличится, составляя в минуту от 500 до 1500 оборотов.

Наличие плавания оборотов доказывает и величина рокота мотора, которая время от времени то нарастает, то падает. Кроме того, в салоне автомобиля из двигателя начинают отчётливо ощущаться изменяющиеся подобно синусоиде вибрации разной силы. Подобные казусы чаще всего фиксируют при нестабильных оборотах мотора, который действует в холостом режиме.

  • после нажатия тормозной педали;
  • вращения оснащённого гидроусилителем рулевого колеса;
  • включения кондиционера;
  • при езде переходного типа и прочее.

Наличие плавающих оборотов двигателя

Датчик положения дроссельной заслонки

ДПДЗ влияет на холостые обороты и работу автомобиля в движении. При неисправности ДПДЗ плавают обороты на горячую, мотор троит, глохнет, а при разгоне автомобиль дергается. Блок управления не может понять, в каком положении дроссель и неправильно подбирает смесь.

Датчик положения дроссельной заслонки


Устройство ДПДЗ

Датчик выходит из строя по разным причинам:

  • изношена шестерня привода ползунка;
  • стерт резистивный слой (из-за этого пропадает контакт);
  • потерян контакт на ползунке (часто из-за износа самого ползунка или при обломе иглы).

Исправный датчик должен иметь сопротивление от 2 до 10 Ом в зависимости от положения педали газа (с увеличением нажатия, сопротивление возрастает). Можно попробовать почистить датчик, но если это механическая поломка, поможет только замена.

Дроссельная заслонка

На холостом ходу двигатель поднимает обороты. Это нормально, когда машина не прогрета. Но если обороты не падают на горячем двигателе, нужно принимать меры.

Дроссельная заслонка


Грязная дроссельная заслонка

BMW X5 , Citroen C5 , Mazda MPV

Нарушена регулировка карбюратора

Регулировка карбюратора

Регулировка оборотов на холостом ходу

Если плавают обороты на холостом ходу карбюраторного двигателя, неисправность также может вызвана неправильной регулировкой. Здесь есть специальный винт, который управляет подачей топлива при минимальных оборотах. Настройки холостого хода часто сбиваются и необходимо проводить регулировку. Если в карбюраторе установлен электромагнитный клапан – он может ломаться и перекрывать поступление топливной смеси.

Датчик температуры

Этот датчик не только показывает температуру мотора на панели, но и помогает блоку управления правильно корректировать смесь в разных режимах. Если датчик неисправен, ЭБУ получает неправильную информацию и ложно корректирует смесь.

Датчик температуры двигателя


Датчик температуры ДВС

Она становится слишком бедной или богатой, ввиду чего плавают обороты на горячем двигателе. Вместе с этим ухудшается динамика разгона авто, возрастает расход.

Засорен жиклер карбюратора

Если плавают обороты на холостом ходу инжектора, причины обычно связаны с датчиками, которые подключаются к главному блоку управления. В карбюраторном двигателе таких датчиков нет, и подача топлива не регулируется карбюратором. Поэтому неисправность нужно искать именно в карбюраторе. Здесь очень часто забиваются каналы подачи смеси, то есть жиклеры. Это связано с длительной эксплуатацией или с использованием низкокачественного топлива. При этом жиклер необходимо снять и прочистить. Для этого лучше использовать компрессор или промывочную жидкость.

Чем промыть систему охлаждения двигателя

Если перелить масло в двигатель: что будет, последствия

Датчик детонации — признаки неисправности

Впускной коллектор и патрубки

С появлением пластиковых впускных коллекторов, владельцы чаще начали сталкиваться с подсосом воздуха. По разным причинам в них образовывались трещины, едва заметные глазу. Но этого вполне достаточно, чтобы после прогрева плавали обороты двигателя.

Впускной коллектор


Впускной коллектор

Проблема может сидеть глубже. Так, нередко воздух подсасывает из-за поврежденной или банально засохшей прокладки коллектора. Эта проблема актуальна и для пластиковых, и для алюминиевых впускных систем. Плавают обороты на горячую, мотор глохнет и трудно запускается. Похожий эффект дают пробитые вакуумные трубки. Потеря разряжения заметно отображается на работе авто. А если это вакуумная трубка усилителя тормозов, вдобавок будут проблемы с торможением.

Поиски микротрещин могут затянуться надолго, но есть способ, позволяющий быстро найти даже малейшие утечки. Это дымогенератор. Устройство точно находит все утечки, не нанося вреда мотору.

Генератор дыма


Дымогенератор

Почему плавают обороты двигателя?

Возможные причины, почему плавают обороты на холостом ходу:

Выше описаны причины, почему на холодную падают обороты (в том числе при запуске).

Если падают обороты на горячем двигателе, проверьте:

  • датчики после прогрева вашего транспорта;
  • катушки, наконечники и свечи зажигания (признак — сильно сниженная тяга, авто долго “отзывается” на нажатие газа);
  • ДМРВ (для разных машин подходят разные способы проверки).

При включении дополнительных потребителей энергии обороты падают. Дайте машине прогреться и поддайте газу — мотор на ХХ восстановится, если нет других поломок.

Авто глохнет при выжатом сцеплении? Возможно, неисправен датчик холостого хода или ДЗ, загрязнен дроссель, поломана ДПДЗ, засорились фильтры, отказали форсунки инжектора и пр.

Форсунки

Чистка форсунок ультразвуком


Профессиональная очистка форсунок

Однако не всегда проблема в загрязнении. Не исключен обрыв в цепи питания. Чтобы это понять, нужно поочередно отключать каждую форсунку и следить за работой двигателя. Но лучше, конечно, обратиться к опытному диагносту, который определит точное состояние форсунок, их работу и выставит правильные коррекции.

Кольца форсунок

Казалось бы, в чем может скрываться проблема, если форсунки не забиты и правильно распыляют топливо? Больше диагностировать нечего, кроме… уплотнительных колец.

Уплотнительные кольца форсунок


Уплотнительные кольца форсунок

Распылители форсунок дизеля

Распылители форсунок


Топливные распылители форсунок

Выявив проблему, не стоит медлить с ее устранением. Заклинившие распылители смывают защитную пленку со стенок цилиндров, что приводит к образованию задиров. Это влечет необратимый процесс разрушения двигателя с падением компрессии и жором масла.

Прыгают обороты на холостом ходу


Основная причина плавающих оборотов на холостом ходу – подсос воздуха

Возможная неисправностьОписание
Неверная работа одной или нескольких свечей зажиганияСвеча работает с перебоями, следовательно, топливо сгорает неравномерно.
Сбой ДМРВПодача воздуха в ДВС осуществляется неправильно.
Подсос воздуха извнеВоздух поступает в в двигатель извне, что приводит к беспорядочным сигналам компьютера и неравномерной подаче топлива.
Нарушения в работе высоковольтных проводовНеравномерная подача искры на свечу зажигания.
Выход из строя датчика холостого ходаДатчик начинает некорректно подавать воздух, возникает нестабильная воздушно-топливная смесь.
Сбой в работе датчика EGRОпять же нестабильная смесь.


Неисправность свечей зажигания может быть причиной плавающих оборотов двигателя

Если прыгают холостые обороты, и вы не можете определить причину, то самым правильным будет обратиться к профессионалам.

Электронный блок управления

Это более редкая причина, но и ее не стоит исключать из списка, особенно если авто старше 15 лет. За это время с ЭБУ может произойти все, что угодно – окисление контактов, обрыв дорожек, повреждение конденсаторов и резисторов. Не исключено, что один из поврежденных элементов отвечает за подачу топлива или считывание информации с датчиков. Определить суть неисправности может только опытный диагност. И так как в ЭБУ заложены аварийные значения датчиков на случай неисправности, мотор может нестабильно работать на холостых. Особенно проблема усиливается на горячую и под нагрузкой, так как стандартные коррекции впрыска топлива не годятся в таком режиме работы.

ЭБУ


Электронный блок управления

Читайте также: