Почему на эндуро разные колеса

Обновлено: 08.07.2024

О ширине мото покрышек

Как показывает практика, вопрос “а не вставить ли пошире?” беспокоит добрую часть двухколесного сообщества, от владельцев скутеров до пилотов экстремальных “литров” (при этом неизвестно, кого больше). Первые хотят за счет инсталляции “пошире” приблизиться по управляемости ко вторым, а вторые - так вообще к машинам класса MotoGP. И сильно удивляются, когда достигают обратного результата.

Наиболее очевидный параметр любой покрышки - ширина профиля. От него зависит площадь пятна контакта, соприкосновения покрышки с поверхностью. Эта самая площадь определяет, какой вес выдерживает покрышка, насколько хорошо она отводит воду с влажной поверхности. А самое главное - какова величина трения между покрышкой и асфальтом, это ключевой для данной статьи показатель. Увеличивая ширину покрышки, мы увеличиваем площадь контактного пятна и, соответственно, величину трения, или, другими словами, сцепления с дорогой.

Казалось бы, чем сильнее сцепление с дорогой, тем лучше. Это позволит пройти поворот на большей скорости, а на выходе из поворота раньше открыть “газ”. И это еще не все. Даже когда мотоцикл движется по прямой, на колесо постоянно действуют сторонние силы, вызванные, прежде всего, неровностями дорожного полотна, которые пытаются вывести колесо из нейтрального положения. Наряду с гироскопическим эффектом вращающихся колес, этим силам противостоит и сила трения между резиной и дорогой. Чем больше трение, тем меньшее влияние оказывают сторонние силы на движение. Таким образом, более широкие покрышки улучшают траекторную устойчивость мотоцикла и позволяют ему лучше “держать” прямую на большой скорости.

А вот максимальная скорость с ростом ширины покрышки падает. Причина - все то же возросшее трение колеса с покрытием дороги. Кроме того, увеличенное сцепление позволяет покрышкам лучше сопротивляться не только попыткам сторонних сил, но и усилиям пилота, направленным на то, чтобы изменить направление движения. Иными словами, придется прикладывать большее усилие для входа в поворот.

Соответственно, уменьшая ширину, мы приходим к противоположным результатам: байк хуже держит прямую, менее стабилен, раньше теряет сцепление с поверхностью при попытках пройти поворот быстрее, но зато получает более легкое управление, благодаря которому легче, а значит, и быстрее, входит в поворот.

Далее следует высота профиля покрышки - расстояния между поверхностью покрышки и поверхностью колесного диска. Точнее профиль можно определить как половину разности общего диаметра колеса и номинального диаметра колесного диска. Главным образом, профиль изменяется за счет изменения высоты боковин покрышки. В свою очередь от высоты боковин зависит очень важный для нас параметр - боковая эластичность покрышки. Ширину покрышки мы увеличивали, поэтому профиль будем, наоборот, уменьшать. Итак, уменьшение профиля обеспечивается за счет уменьшения высоты боковин, что приводит к уменьшению боковой эластичности покрышки.

Этим достигается более предсказуемое и точное поведение мотоцикла при маневрировании, улучшение реакций на действия пилота (реакции становятся быстрее). При этом, чем выше скорость, тем сильнее проявляется эффект. Однако уменьшение эластичности боковин в сочетании с уменьшением ее внутреннего объема ухудшает амортизационные качества всей конструкции. Покрышка с низким профилем хуже поглощает неровности, сильнее передавая вибрации на корпус мотоцикла. Таким образом, ценой улучшения управляемости страдает плавность хода, а попутно растет риск “пробить до обода” покрышку, что нехорошо с точки зрения долговечности и покрышки, и диска.

Форма профиля также оказывает существенное влияние на управляемость аппарата. Плоский профиль обеспечивает большее пятно контакта на прямой, однако контактное кольцо “плоской” покрышки раньше достигнет ее кромки, а значит, предельного угла наклона. Округлый профиль обеспечивает меньшее пятно контакта, но зато дает больший угол наклона при достижении кромки покрышки. Это далеко не единственное, что следует иметь в виду. Большее пятно контакта, разумеется, означает лучшее сцепление резины с поверхностью дорожного полотна.

Однако отнюдь не означает более быстрого прохождения поворота. Странно? Дело в том, что перед поворотом мотоцикл движется в вертикальном положении, и в поворот его необходимо еще положить. Залог хорошей скорости прохождения поворота - быстрое закладывание. И вот здесь избыточное сцепление опять остается не у дел. Чем оно больше, тем сильнее мотоцикл сопротивляется, противостоит рулению (вот она, обратная сторона стабильности и устойчивости!), и тем тяжелее для пилота становится руление, больше силы ему необходимо прикладывать. В таких случаях говорят, что аппарат медленнее управляется. Поэтому иметь возможность развить в повороте большую скорость - еще не означает пройти его быстрее. Вопреки традиционным представлениям об округлости профиля, он может иметь форму, больше напоминающую равнобедренный треугольник, основание которого лежит на поверхности колесного диска, а вершина делит на две равные части контактную поверхность покрышки. Исторически такие покрышки имеют гоночные корни, и их конструкция призвана удовлетворять именно специфические требования гоночного “кольца” (быстрое закладывание, экстремальные углы наклона).

У “треугольных” покрышек профиль округлый в центре и плоский по краям. По мере наклона мотоцикла в повороте контактное кольцо покрышки продвигается все ближе и ближе к кромке, где у “треугольных” покрышек профиль более плоский, а значит, там обеспечивается большее пятно контакта. Это дает возможность иметь большую скорость в повороте. В тоже время округлый в середине профиль уменьшает пятно контакта в вертикальном положении и позволяет легче (или быстрее) закладывать мотоцикл в поворот. Единственный, но весомый, минус такой конструкции в том, что мотоцикл буквально “проваливается” в каждый поворот, что вряд ли положительно скажется на езде в городских условиях, особенно при отсутствии должного опыта.

Теперь о размерности колесных дисков. Точнее, об их ширине (в отличие от автомобилей, вопрос установки дисков увеличенного диаметра в мототюнинге не актуален). В целом ширина диска должна обязательно соотноситься с шириной покрышки: шире покрышка - шире диск, уже покрышка - и диск тоже нужен уже. Но в разумных пределах это соотношение все же нарушают. Даже производители в своих таблицах с рекомендациями размерностей зачастую приводят несколько размерностей дисков для одной и той же покрышки. Если мы увеличиваем ширину обода, а покрышка остается прежней, неизбежно деформируется ее профиль - покрышка как бы “распрямляется”. Расстояние между бортами шины в месте контакта с диском увеличивается. А за счет сужения формы профиля также увеличивается и фактическая ширина покрышки. Считается, что таким образом можно выиграть в боковой жесткости шины, а значит, увеличить сопротивление боковому уводу.

Поясню, что это такое. Когда мы смотрим на неподвижное колесо, его конструкция кажется вполне монолитной и жесткой, но как только дело доходит до движения, все меняется. Шина - упругое тело, и в движении она постоянно деформируется в различных направлениях. Особенно важна для нас деформация шины в повороте, когда колесный диск под действием центробежной силы смещается наружу поворота, в то время как элементы шины в пятне контакта, цепляясь за поверхность дороги, остаются на месте. Нижняя часть покрышки, таким образом, смещается относительно плоскости вращения колеса. На практике это означает, что для поворота по какому-то определенному радиусу понадобится больший поворот руля, чем рассчитывалось. Это и есть боковой увод колеса.

Понятно, что чем больше боковой увод, тем менее точным будет управление, поэтому с боковым уводом и пытаются всячески бороться. Правда, делать это нужно в комплексе: соотношение бокового увода переднего и заднего колеса сказывается на поворачиваемости. К примеру, уменьшение увода заднего колеса при постоянстве этого показателя у переднего изменит поворачиваемость в сторону недостаточной. На деле при использовании более широкого обода на него устанавливают покрышку с меньшим профилем. Это дополнительно увеличивает боковую жесткость (боковины ведь становятся короче). Только поведение в сильном наклоне мотоцикла с такими “катками” может быть очень непредсказуемым: уж больно быстро он будет нащупывать кромку покрышки. Поэтому производители шин в один голос советуют с осторожностью подходить к ширине диска и ни в коем случае не нарушать установленные ими предписания.

Итак, вы решились на установку резины пошире. Значит ли это, что без новых дисков никуда? Разумеется, для резины, на 10 мм шире стандартной, новые диски не нужны, но в таких вещах всегда есть предел, переходить (да и достигать) которого не стоит. Скажем, 40 мм - это уже не 10, как бы банально это не звучало. Поэтому, даже если новая широкая покрышка “влезает” на место старой, это еще не значит, что ее эксплуатация принесет вам одни только радости. Почему-то всех тянет “добавить мускул” именно заднему колесу - про переднее обычно забывают. А зря, ведь соотношение пятен контакта переднего и заднего колес тоже оказывает непосредственное влияние на поворачиваемость. Поставил сзади покрышку пошире - сдвинул поворачиваемость в сторону недостаточной. В результате переднее колесо стало более склонным к потере сцепления с поверхностью (сносу) в повороте. А это, знаете ли, куда опаснее, чем проскальзывающее от избыточной тяги заднее.

И последнее. В основу конструкции любого мотоцикла разработчиками заложен баланс таких показателей, как устойчивость, поворачиваемость, плавность хода… Изменение размерности шин не сделает ваш аппарат ЛУЧШЕ, а сделает его ДРУГИМ, изменив баланс перечисленных показателей. Прибавится в одном - убавится в другом. Ну, а коль решились, то ознакомьтесь хотя бы с рекомендациями производителей шин относительно того, какой размерности диски должны использоваться с той или иной покрышкой. Кого хотите обмануть? Разработчиков? Так ведь не они на вашем аппарате поедут!

Чем эндуро отличается от кросса?


— В эндуро-мотоцикле есть электростартер и мягкая подвеска, которая позволяет прыгать по бревнам и комфортно передвигаться по ямам и ухабистым лесным дорогам. На кроссовых моделях нет аккумулятора и светотехники. Там все сделано для снижения массы. И подвеска у них более жесткая. Отмечу, что эндуро-модели тоже бывают без фар и поворотников, но тогда они считаются спортинвентарем и не могут быть поставлены на учет, — рассказал Onliner инструктор Геннадий, который организует любительские эндуро-покатушки под Минском.


Спортивные дисциплины мотокросса и эндуро-соревнований тоже отличаются. Кросс — это замкнутая трасса, созданная искусственно. Здесь присутствуют эффектные вылеты, красивые развороты. В целом мотокросс — это скоростной и динамичный спорт в том числе для зрителей. Эндуро же в первую очередь интересен райдеру. Эндуро-соревнования могут иметь трассу протяженностью в десятки километров, и мотоциклисты не всегда знают, что их ждет за новым поворотом. Препятствия могут быть самыми разными, вплоть до устья реки, бревен и крутых склонов. Часто эндуристы ездят по лесу. Международные соревнования обычно проходят в живописных местах. Отдельно принято выделять мототриал (странные байки без сидений), но это уж слишком узкий сегмент.

Если кратко, мотокросс — это закрытая трасса, на которой спортсмены наматывают круг за кругом, а эндуро — это езда по пересеченной местности с разнообразными препятствиями.

Не сложно ли ездить зимой?

— Ездить на эндуро зимой сложнее, чем летом, но это очень интересно. Если мы говорим о людях, которые участвуют в гонках, то они просто обязаны кататься зимой, чтобы не терять навыки. Но и для обычных мотоциклистов зимние выезды лишними не будут. Как известно, в начале сезона наблюдается всплеск аварий с участием байков. Конечно, это связано в том числе с автомобилистами, которые отвыкают от присутствия двухколесной техники на проезжей части, но свою роль играет и то, что байкеры по полгода не прикасаются к мотоциклу и подзабывают особенности управления. А если ты всю зиму ездишь по лесу на эндуро, то ты хотя бы не потеряешь рефлекторные навыки управления этой техникой, — считает Геннадий.


Негативный первый опыт

Важно понимать, что эндуро-заезд проходит не только по утоптанным лесным дорожкам, которые вы видите на фотографиях в этой статье. На практике тебе постоянно приходится преодолевать глубокие ямы, атаковать грязевые лужи, переезжать из одной глубокой колеи в другую. Иногда ты едешь по краю возвышенности, и малейшая потеря сцепления неминуемо приводит к падению. Поскользнуться и распластаться на земле — проще простого. Хорошо, если не накроет 120-килограммовым байком.




В стойке сложнее держать мотоцикл ногами, поэтому машинально держишься за байк руками. Нужно учиться расслаблять кисти и предплечья. Для этого есть упражнение — необходимо стать на подножки на неподвижном мотоцикле и наклоняться взад-вперед, отпустив руль. Еще в стойке могут уставать спина и ноги. На прямых и ровных участках можно садиться, чтобы отдохнуть.


Баланс


Например, на крутых спусках нужно максимально сдвигать тело назад, включать вторую передачу и притормаживать исключительно задним тормозом. А для того чтобы заехать на гору, нужно наклониться вперед и поперечными движениями корпуса ловить равновесие, не забывая при этом газовать. Потеряешь импульс — остановишься прямо на подъеме и скатишься. В крутую гору лучше подниматься на второй передаче и регулировать тягу на колесе с помощью сцепления. Газ откручиваешь по максимуму и левым рычагом дозируешь порцию крутящего момента. У новичка это получается далеко не каждый раз.


Первое падение

На одном из первых занятий у меня произошло первое падение. Как уже отмечалось выше, эндуро — это когда ты не знаешь, что тебя ждет за следующим поворотом или горкой. Заехав кое-как на крутой холм, я не рассчитывал сразу за апексом подъема увидеть такой же крутой спуск. В итоге растерялся, не успел затормозить и сдвинуть тело назад, поэтому хорошенько грохнулся. Учитывая, что это было мое первое падение на мотоцикле вообще, я довольно сильно испугался.

— Даже когда ты начинаешь ездить на мотоцикле по городу, будь готов, что однажды тебе придется упасть. А если ты взялся за эндуро, то здесь падения будут постоянно. Если к этому не готов — лучше вообще найти себе другое занятие. Способов получить эмоции в этом мире масса, — подбодрил меня инструктор. Урок после падения усвоен: не видишь — не едь. На эндуро частенько приходится останавливаться, чтобы оценить ситуацию вокруг.


Отряхнул грязь, поднял мотоцикл, едем дальше. Теперь перед завершением заезда на любую возвышенность сбавляю газ, чтобы остановиться, как только заднее колесо преодолело препятствие. Говорят, в эндуро чем сложнее участок — тем интереснее. Значит, для меня пока самое интересное — это подъемы, за которыми сразу же начинаются спуски.

Не холодно кататься?


Экипировка


Это дорогое хобби?



Дополнительно нужно купить полный набор экипировки, шлемом и перчатками здесь не ограничишься. За весь комплект придется отдать около тысячи долларов. Если кататься в том числе зимой, то до места покатушек байк нужно как-то доставлять. Здесь все индивидуально. Кто-то может хранить мотоцикл на даче (а значит, поближе к лесу), кто-то может возить его на прицепе, кто-то — в грузовом бусе.

Практика кросс-кантри и эндуро — это две разные концепции. Действительно, вес автомобиля не тот, и эндуро предпочтительнее для крутых склонов. Если у вас есть мотокросс, не рекомендуется кататься по дороге, так как вы серьезно повредите шины. Точно так же многие мотоциклы для мотокросса не одобрены для езды по дороге. Практикуя эндуро, вы имеете право ездить по дороге. Однако не рекомендуется перебарщивать, так как ваши шины изнашиваются намного быстрее, так как изначально они предназначены для неабразивных дорожек.

Итак, какие шины выбрать для езды в эндуро? Как выбрать шину для мотокросса? Можно ли использовать шины для мотокросса в эндуро? Откройте для себя в этом мини-руководстве список что нужно учитывать при покупке шин для мотоцикла.

Учитывайте тип шин для кросс-кантри или эндуро.

Чтобы выбрать шины для своего мотоцикла, необходимо учитывать несколько параметров, чтобы обеспечить безопасность и высокий уровень комфорта водителя. Мягкая и тесная резина, твердая резина, … Выбор должен быть сделан в соответствии с типом грунта, по которому вы планируете кататься, его сухим или влажным состоянием, а также продолжительностью ваших соревнований (мотокросс, триал, эндуро, соревнования) и т. Д.

Прежде всего, знайте, что шина заводится терять работоспособность от 30% износа. Фактически, настоятельно рекомендуется менять их часто. Особенно в кроссе и эндуро — внедорожных дисциплинах, требующих большого количества резины.

При покупке новых шин сначала проверьте размеры моделей, установленных на заводе. Важно, чтобы те, которые вы выбрали, идеально адаптировались к вашему мотоциклу, чтобы получить абсолютный комфорт вождения.

Кроме того, рекомендуетсявыбирайте качественные шины, который прослужит долго и гарантирует легкость вождения, если вы выберете тип дорожек, предназначенных для мотокросса. Вне соревнований некоторые байкеры рекомендуют устанавливать более дешевые шины, например, Mitas.

Если вы не знаете, какие модели подходят для местности, на которой вы часто тренируетесь, перейти на сайт квалифицированного мотокросса для информации. На платформе этого типа предлагается широкий выбор шин, подходящих для вашего мотоцикла, и множество советов по уходу за его частями.

Наконец, некоторые шины позволяют ездить на мотоцикле как по бездорожью, так и по бездорожью. Действительно, они одобрено для дороги и одинаково хорошо сцепляются с грязью, гравием, землей и асфальтом. При занятиях эндуро и кроссом этот момент очень важен, потому что мотоциклисты прежде всего стремятся к хорошему сцеплению с передним и задним колесом. Вы можете добраться до трассы для беговых лыж на мотоцикле, не вкладывая средства в покупку транспортного прицепа.

Кросс / эндуро: какие шины выбрать для своего мотоцикла?

Выбирайте шины, подходящие для бездорожья

Если вы привыкли ездить по сухим дорогам, отдайте предпочтение твердым составам. С другой стороны, если вы предпочитаете влажные грунты, вам больше подойдут мягкие составы. Учет типа местности, по которой вы едете, позволит вам не потерять производительность и не изнашивать шины очень быстро.

Например, участки с твердой резиной часто бывают очень агрессивными (усыпаны камнями, галькой, галькой и т. Д.). В результате, если вы используете мягкие резинки на этом типе поверхности, очевидно, что ваши шины не выдержат долгое время.

Также имейте в виду, что вы можете делать ставки на жестко смешанные модели. В целом, их можно использовать на всех схемах. Однако они не будут вам особенно полезны на илистой местности. Не забудьте подготовиться к кроссу или эндуро.

Если вы занимаетесь бегом по пересеченной местности, имейте в виду, что выбор мягких покрышек может быть очень дорогим, потому что они ломаются быстрее, чем твердые составы. Более того, у них есть большое преимущество, так как они адаптируются к большему количеству ландшафтов. Поэтому они очень популярны среди байкеров благодаря своей универсальности и устойчивости. Итак, если вы планируете менять шины на своем мотоцикле на кросс-кантри и эндуро, лучше остановить свой выбор на жестких ластиках.

Мотокросс.jpg



В мотоспорте существует множество тонкостей, которые зачастую незаметны на первый взгляд. Настройка техники, улучшение компонентов, подбор нужной экипировки – подобные аспекты можно перечислять бесконечно и в этот список, безусловно, попадает сложный выбор подходящих покрышек для бездорожья.

Как и в случае с другими компонентами байка (или экипировкой), покрышки бывают самые разные. Резина изготавливается производителями не только под конкретную дисциплину, но и под определенные условия эксплуатации. Учитывается множество факторов – тип почвы на трассе, особенности погодных условий, определенные цели, например, скорость и накат или наоборот максимальный зацеп.

В этой статье мы рассмотрим различные виды покрышек для мототехники и поговорим о наиболее популярных производителях мотоциклетной резины, поехали!

Что такое компаунд?

Покрышки для внедорожного спорта

Покрышки для мотокросса

Шины для мотокросса.jpg

Всем известно, что мотокросс – самая динамичная дисциплина экстремального мотоспорта. Спортсмен, техника и, в частности, покрышки мотоцикла подвергаются жестким нагрузкам в течение всего заезда. Именно поэтому резина для кросса должна быть выносливой, надежной и агрессивной.

Эти характеристики отражаются в использовании жесткого корда (стальной основы) для придания максимальной прочности, агрессивного рисунка протектора с ярко выраженными элементами для лучшего зацепа, а также специального состава компаунда, который выбирается в зависимости от типа покрытия конкретной трассы.

Покрышки для эндуро и хард-эндуро

В покрышках для эндуро применяется более мягкий и очень широкий корд, а также липкий и весьма эластичный компаунд, который обеспечивает максимальный зацеп на любой поверхности. Согласно регламенту международных соревнований FIM, рисунок протектора эндуро-покрышек имеет ограничение по высоте, поэтому резина для эндуро имеет менее агрессивный протектор, нежели кроссовые покрышки.

В дисциплине эндуро чаще используются бескамерные покрышки, наполняемые специальным муссом вместо воздуха в камерах, как это реализовано в случае резины для мотокросса. Такое решение позволяет использовать минимальное давление в покрышках без риска получить пробой или проскальзывание шины на дисках во время заезда.

Универсальные покрышки для бездорожья

Универсальные шины.jpg

Многие бренды предлагают покупателям универсальные покрышки, которые ориентированы на использование в любительском сегменте. Такая резина совмещает в себе характеристики покрышек для кросса и эндуро, что и делает её более универсальной при езде по любым типам грунта.

Иногда подобная резина применяется в соревновательных дисциплинах - кантри-кросс и софт-эндуро. Многие модели могут использоваться как с воздушными камерами, так и со специальными муссами по аналогии с резиной для хард-эндуро.

Специализированные покрышки

Шины1.jpg

Помимо перечисленных и наиболее распространенных типов внедорожной резины, существуют узкоспециализированные покрышки, созданные для определенных целей.

Зимняя внедорожная резина

Популярные бренды

К наиболее известным брендам, производящим внедорожные покрышки, относятся такие лидеры индустрии как Kenda, Dunlop, Bridgestone, Mitas, Continental, Metzeler, Pirelli и Michelin.

Производством зимней резины занимаются Mitas, Trelleborg и отечественная Петрошина.

Продукция всех перечисленных компаний широко распространена на территории РФ и встречается практически в любом магазине запчастей для внедорожных мотоциклов.


Подведение итогов

В этой статье мы подробно рассказали о наиболее популярных видах внедорожной резины и особенностях каждого типа покрышек. Надеемся, что данная информация поможет вам при выборе комплекта резины, который будет соответствовать выбранной дисциплине внедорожного мотоспорта, стилю езды и поставленным целям.

Не забывайте, что видов покрышек достаточно много, и определенный тип резины подбирается в соответствии с условиями эксплуатации, типом грунта на треке, погодными условиями и даже временем года.

Читайте также: