Почему на формуле 1 открытые колеса

Обновлено: 04.07.2024

Каждый производитель, претендующий на положение лидирующего бренда в автомире, хотя бы раз за свое существование задумывался над тем, чтобы принять участие в автомобильных соревнованиях. И многим это удается.

Это делается не только из спортивного интереса. Гонщикам интересно проверить свои навыки в предельно экстремальных условиях. Для автопроизводителя это в первую очередь возможность проверить надежность и эффективность своей продукции, а также протестировать новые технологии.

Немного ранее Avtotachki представили краткий обзор самых популярных автогонок в мире. Сейчас подробней остановимся на категории Гран-при. Что это за гонка, основные правила соревнований и некоторые тонкости, которые помогут новичкам разбираться в деталях заездов на машинах с открытыми колесами.

Впервые заезд Формулы-1 произошел в 50-м году прошлого столетия, хотя до 1981-го года соревнование называлось Чемпионатом мира для гонщиков. Почему сейчас формула? Потому что это совокупность правил, которые создают определенную комбинацию, позволяющую участвовать в заездах только лучшим пилотам на самых инновационных и быстрых машинах.

Контролируется соревнование Международной группой, которая имеет название Formula1 Group. На протяжении года проходит несколько этапов на разных трассах. В Гран-при соревнуются как отдельные пилоты, которые стремятся получить титул всемирного чемпиона, так и команды, состязующиеся за звание лучшего конструктора.

Чемпионат стартует в марте каждого года, и длится вплоть до ноября. Между этапами имеется перерыв в 1-2 недели. Посреди сезона гонка прерывается приблизительно на месяц. За первую половину производители уже получают информацию по недостаткам их автомобилей, на устранение которых у них есть около 30 дней. Нередки случаи, когда этот перерыв кардинально менял ход гонки.

Ключевым моментом в данном соревновании является не столько скорость пилота, сколько тактика, которую выберет команда. Для успеха в каждом гараже имеется особенная бригада. Аналитики изучают тактики других команд и предлагают свои схему, которые, по их мнению, будут более успешными в ходе всех этапов. Примером тому служит время, когда машину нужно загнать в бокс для замены колес.

Правила Формулы 1 (подробное описание)

Каждой команде предоставляется три свободных заезда, которые позволяют пилотам познакомиться с виражами на трассах, а также привыкнуть к поведению нового болида, получившего обновленную комплектацию. Максимально допустимая скорость машин – 60 км/ч.

Перед каждым этапом проводится квалификация, по результатам которой определяется позиция гонщиков на старте. Всего проводится три сессии квалификационных заездов:

  1. Гонка проходит на протяжении 30 минут, начиная с 14:00 субботы. В ней принимают участие все гонщики, которые успели пройти регистрацию. В конце соревнования пилоты, пришедшие к финишу последними (семь мест от конца), перемещаются на самые последние места на старте.
  2. Похожий заезд с участием остальных пилотов. Цель та же – определить следующие 7 мест после предыдущей семерки ближе к старту.
  3. Последний заезд проходит в течение десяти минут. В нем участвует лучшая десятка предыдущей гонки. Результат – каждый пилот получает свое место на стартовой линии основной гонки.

После того, как квалификация закончилась, первые десять автомобилей закрываются в боксах. Их нельзя регулировать или комплектовать новыми запчастями. Всем остальным участникам разрешается заменить покрышки. В случае изменения погодных условий (пошел дождь или наоборот – стало солнечно) всеми участниками может меняться резина на подходящую к данному типу дорожного покрытия.

Гонка начинается в последний день недели. Заезд проходит по трассе, форма которой – круг с множеством сложных поворотов. Длина дистанции минимум 305 километров. По продолжительности отдельное соревнование не должно длиться дольше двух часов. Дополнительное время начисляется в случае аварии или временной остановки заезда по другим причинам. В конечном счете, максимально гонка длится до 4 часов с учетом дополнительного времени.

Болид заправляется один раз перед заездом. Разрешается менять сломавшиеся детали или износившуюся резину. Гонщик должен аккуратно вести машину, потому что количество пит-стопов может отодвинуть его на более низкую позицию, из-за чего менее эффективный пилот может взять финишный флаг. Когда машина заезжает на пит-лейн, она должна ехать со скоростью не ниже 100 километров в час.

Спортивный регламент

Это термин, который подразумевает список того, что можно делать, а что запрещается всем участникам состязаний. Правила составляет всемирная компания FIA Formula1 Championship. В списке правил описаны права и обязанности гонщиков. Контроль за соблюдением всех правил осуществляется членами Международной федерации автоспорта.

Основные положения

Чемпионом становится тот, кто получит максимальное количество очков, а не самый быстрый гонщик на определенной трассе. Если участник не является на состязание, и причина не уважительная, ему назначается серьезный штраф.

Болиды

Помимо правил, регламентирующих действия всех участников, существуют рамки, по которым создаются спортивные автомобили, допускающиеся к участию в заездах. Вот основное руководство, которое касается болидов:

  1. Максимальное количество автомобилей в парке команды – две. Водителя – тоже два. Иногда от команды может участвовать три-четыре пилота, но машин все равно должно быть две.
  2. Шасси болида можно создавать в конструкторском отделе команды. В этом случае авто можно комплектовать двигателем стороннего производителя. Ширина автомобиля в собранном виде должна быть в пределах до 1,8 метра, высота – не более 0,95 метра, а вес полного снаряжения (вместе с водителем и полным баком) – минимум 600 килограмм.
  3. Автомобиль должен пройти сертификацию по безопасности во время столкновения. Корпус – облегчен, и изготавливается из углепластика.
  4. Колеса болида – открытые. Колесо должно иметь максимальный диаметр в 26 дюймов. Передняя покрышка должна быть шириной минимум 30 с половиной сантиметров, максимум – 35,5см. Задняя шина должна быть шириной от 36 с половиной до 38 сантиметров. Привод – задний.
  5. Топливный бак должен быть прорезиненным, чтобы повысить его ударопрочность. Внутри него должно быть несколько секций для обеспечения большей безопасности.
  6. Двигатели, которые используются в подобном транспорте, имеют 8 или 10 цилиндров. Нельзя использовать турбированные агрегаты. Их объем – 2,4-3,0 литра. Максимальная мощность – 770 лошадиных сил. Обороты двигателя не должны превышать показатель в 18 тысяч в минуту.

Система очков

На протяжении сезона разыгрывается 525 очков. Баллы начисляются только за занятые первые десять мест. Если коротко, то вот по какой схеме происходит начисление баллов гонщику или команде:

Баллы получают, как пилоты, так и команды. Каждый страхующий гонщик также получает очки, которые зачисляются ему на личный счет.

Когда побеждает команда, на церемонии вручения награды включают гимн страны, которая дала лицензию ей на участие в соревнованиях. В честь победы конкретного пилота звучит гимн страны клуба, за который он выступал. Если страны совпадают, национальный гимн звучит один раз. Однако эти детали периодически изменяются в отдельных сезонах.

Шины для Формулы Один

Производством шин для гонок Формулы 1 занимается единственная компания – Pirelli. Это позволяет сэкономить время и средства на тестирование моделей для гонок. Каждой команде на один этап выделяется 11 комплектов покрышек для езды по сухому треку, три комплекта для мокрой дороги, а также четыре промежуточного типа.

Каждый тип шин имеет специальную маркировку, благодаря чему стюарты контролирующей компании имеют возможность проследить, не нарушает ли команда регламент гонки. Категории маркируются следующими цветами:

  • Оранжевая надпись – жесткий тип резины;
  • Надпись белого цвета – средний тип шин;
  • Желтые буквы и символы – мягкая резина;
  • Красные надписи – самые мягкие покрышки.

На протяжении гонки пилоты обязаны использовать разные категории шин.

Безопасность гонщиков

Так как машины во время заездов разгоняются до скоростей, превышающих 200 километров в час, часто на треке происходят столкновения, в результате которых нередко пилоты погибают. Одной из самых страшных аварий произошла в 1994-м году, когда погибла восходящая звезда, Айртон Сенна. По результатам экспертизы водитель не справился с болидом из-за сломавшейся рулевой колонки, которая при столкновении пробила шлем гонщика.

Чтобы снизить риск летального исхода во время неизбежных аварий, ужесточили требования по безопасности. С того года каждый болид должен оснащаться дугами безопасности, боковые части кузова стали выше.

Что касается амуниции гонщиков, то обязательным являются специальные термостойкие костюмы, включая и особенную обувь. Машина считается безопасной, если пилот справляется с задачей покинуть болид в течение 5 секунд.

Машина безопасности

Во время проведения гонки бывают ситуации, когда нет возможности остановить заезд. В таких случаях на трек выезжает машина безопасности (или пейс-кар). На трассе появляются желтые флаги, которые дают сигнал всем гонщикам выстроиться в одну линейку за автомобилем с мигающими желтыми сигналами.

Пока этот транспорт едет по треку, гонщикам запрещается совершать обгон соперника, в том числе и идущего спереди желтого авто. Когда угроза аварий будет устранена, пейс-кар завершает круг и покидает трек. Сигнал светофора дает зеленый сигнал, предупреждающий участников заезда о возобновлении гонки. Отмашка зеленым флагом дает возможность пилотам вдавить педаль в пол, и продолжить борьбу за первое место.

Остановка гонки

Согласно регламенту F-1, гонку могут полностью остановить. Для этого включают красный свет основного светофора и совершают взмахи флагами соответствующего цвета. Ни один автомобиль не может выезжать из пит-лейна. Болиды останавливаются в соответствии с теми позициями, которые они заняли на тот момент.

Если гонка останавливается (крупномасштабная авария), когда болиды уже преодолели ¾ части дистанции, то после устранения последствий заезд не возобновляется. Позиции, которые были заняты гонщиками до появления красных флагов, фиксируются, и участникам назначаются положенные очки.

Бывает так, что авария случается спустя один круг, но лидирующие машины еще не успели завершить второй круг. В этом случае происходит новый старт с тех же позиций, которые изначально занимали команды. Во всех остальных случаях гонка возобновляется с тех позиций, на которых она была остановлена.

Классификация

Классификация водителей происходит, если они прошли более 90 процентов от кругов, которые прошел лидер. Неполное количество кругов округляется к меньшему значению (то есть незавершенный круг не засчитывается).

Это единственный параметр, по которому определяется победитель всех этапов. Вот небольшой пример. Лидер прошел 70 кругов. В классификацию попадают участники, прошедшие 63 кольца или более. Лидер получает первое место на пьедестале. Остальные занимают свои места в соответствии с тем, сколько кругов было завершено.

Когда лидер пересекает финишную линию последнего круга, гонка завершается, и жюри подсчитывает количество пройденных колец другими участниками. На основании этого определяются места в турнирной таблице.

Флаги Формулы 1

Вот значение флагов, которые в процессе гонки могут видеть пилоты:

  1. Зеленый цвет – возобновление гонки;
  2. Красного цвета – полная остановка соревнования;
  3. Черный цвет – гонщик дисквалифицирован;
  4. Два треугольника (черный и белый) – гонщик получает предупреждение;
  5. Жирная оранжевая точка на черном фоне – машина находится в опасном техническом состоянии;
  6. Черно-белая клетка – завершение заезда;
  7. Желтый цвет (один флаг) – снизить скорость. Обгонять соперников запрещается из-за опасности на дороге;
  8. Идентичный цвет, только уже два флага – замедлиться, нельзя обгонять и нужно быть готовым остановиться;
  9. Полосатый флаг из желтых и красных линий – предупреждение о потере сцепления с трассой в связи с разлитым маслом или дождем;
  10. Белый цвет сигнализирует о том, что на треке едет медленная машина;
  11. Голубой цвет – сигнал конкретному пилоту о том, что его хотят обогнать.

Постановка машин на стартовую решетку

Под этим термином подразумевается разметка на дороге, которая указывает места, где должны располагаться болиды. Расстояние между участками – 8 метров. Все автомобили размещаются на треке в две колонны.

Вот по какому принципу происходит построение:

  • Места 24-18 предназначены для гонщиков, которые оказались в замыкающей семерке первой сессии квалификационных заездов;
  • Позиции 17-11 занимают последние семь гонщиков второй сессии квалификации;
  • Места первой десятки распределяются в соответствии с результатами третьего квалификационного заезда.

Если два гонщика показали одинаковое время в одной из сессий, то более передовую позицию займет тот, кто показал этот показатель раньше. На лучшей позиции стают те гонщики, кто начал, но не закончил быстрый круг. Далее располагаются те, кто не успел завершить прогревочное кольцо. Если команда допустила нарушения перед началом гонки, ей назначаются штрафы.

Подготовка к старту

До того, как начнется гонка, происходит подготовительный процесс. Вот что должно происходить за определенное время до зеленого света светофора:

  • 30мин. Открывают пит-лейн. Болиды полностью заправленные выкатываются на соответствующее место на разметке (двигатели не работают). В этот момент некоторые гонщики решают сделать ознакомительный заезд, но они все равно должны заехать на соответствующее положение перед стартом.
  • 17мин. Активируется звуковое предупреждение, что через 2мин. пит-лейн закроют.
  • 15мин. Пит-лейн закрывают. Присутствующие слышат вторую сирену. Если какой-то болид не успевает выехать из этой зоны, ему можно будет стартовать только после того, как весь пелотон пройдет первое кольцо. Участники видят светофор с пятью красными сигналами.
  • 10мин. Загорается табло, на котором указано положение каждого пилота на старте. Все покидают площадку. Остаются только пилоты, представители команд и механики.
  • 5мин. Гаснет первый комплект ламп на светофоре, звучит сирена. Болиды, которые еще не на колесах, обязаны стартовать от бокса, где производится замена колес или же с самой последней позиции решетки.
  • 3мин. Гаснет второй комплект красных ламп, звучит еще одна сирена. Пилоты салятся в болиды и пристегиваются.
  • 1мин. Механики уходят. Подается сигнал сирены. Гаснет третий комплект ламп. Заводятся моторы.
  • 15сек. Светится последняя пара ламп. В случае неполадок с машиной гонщик поднимает руку. За ним становится маршал гонки с желтым флагом.

Старт

Когда все сигналы на светофоре исчезают, все болиды должны проехать первое кольцо, которое называется прогревочным. Заезд длится 30 секунд. Каждый соперник едет не просто ровно, а виляет по трассе, чтобы максимально нагреть покрышки для улучшения сцепления.

По завершении прогрева машины возвращаются на свое место. Далее поочередно активируются все лампы на светофоре, и резко гаснут. Это является сигналом к старту. В случае отмены старта загорается зеленый свет.

Если болид начал движение раньше времени, ему полагается 10-секундный штраф за фальстарт. Это время он проведет очередной замены шин или он заезжает на пит-лейн. В случае возникновения проблем с какой-либо машиной все остальные снова заезжают на прогрев, а это авто откатывается на пит-лейн.

Бывает так, что поломка возникает на прогреве. Тогда пейс-кар включает оранжевый сигнал на крыше, после чего старт откладывается. Когда погода резко меняется (начался дождь), старт могут отложить, пока все не заменят шины.

Финиш

Гонка заканчивается взмахами клетчатого флага, когда лидер пересекает последний свой круг. Остальные гонщики прекращают борьбу после того, как пересекут финишную линию на завершении текущего круга. После этого соперники заезжают в парк команды.

Случается так, что флаг показывают раньше, чем необходимо, что можно считать концом гонки, а лидер получает свои очки на основании пройденных кругов. Другая ситуация – флаг не показывают, хотя уже пройдена положенная дистанция. В этом случае соревнование все равно завершается в согласии с выделенным регламентом.

Заезд завершается по истечении 120мин. (если гонка останавливается, к общему времени приплюсовывается и этот период) или когда лидер проедет все круги раньше.

Ограничения для повышения зрелищности

В этом случае гонщику начисляется штраф. В качестве наказания за использование подобного мотора его перемещают на самую последнюю позицию. Из-за этого ему нужно обогнать всех соперников. Не совсем справедливо, зато зрелищно.

Пилоты — только самые лучшие

Соревнования F-1 доступны исключительно для лучших гонщиков. Невозможно пробиться в Гран-при, имея только деньги. В этом случае ключевой момент – это опыт. Чтобы пройти регистрацию, спортсмен обязан иметь суперлицензию. Для этого он должен пройти всю карьерную лестницу в спортивных соревнованиях данной категории.

Из-за большого количества профессионалов не каждому удается пробиться в Королевские гонки. По этой причине много пилотов с суперлицензией вынуждены сотрудничать с менее перспективными командами, но при этом они все равно имеют неплохие деньги за счет выгодных контрактов.

Но даже в таком случае пилоту все равно нужно повышать свое мастерство. В противном случае на его место команда найдет другую восходящую звезду с большей перспективой.

В отличие от кузовных машин, способных долго менять владельцев, классы и даже дисциплины, формулы — автомобили с открытыми колёсами — стремительно устаревают. А пенсионерам одна дорога — в такой вот цирк.

Наша группа из пяти человек — не первые российские журналисты за рулём . Мы просто обязаны вспомнить статью Михаила Подорожанского четырёхлетней давности — хотя бы для того, чтобы не повторяться. Как выяснилось, я подписался в точности на такое же мероприятие, какое мой тогдашний шеф посетил в Только приглашающая команда называлась тогда Renault F1. Но правила, по которым функционирует французский формульный аттракцион, не изменились. Буквально те же инструкторы, тот же распорядок дня, те же замаскированные под современные Renault машины образца 2002 года почившей некогда в бозе команды Prost Grand Prix. Та же двухлитровая Formula Renault для разминки. Почитайте!

Всё почти как на гран-при. Только на этот раз бивуак команды Lotus Renault GP единственный в паддоке. Судя по наклейкам, основная работа купе Evora — фирменные курсы Lotus Driving Academy.

Главное отличие — новая раскраска игрового инвентаря, чтобы соответствовать актуальному спонсорскому набору. Поскольку команда теперь именуется Lotus Renault GP, инструкторы пересели из хот-хэтчей Renault Megane RS в купе Lotus Evora. На парковке перед мотор-хоумом и шеренгой трейлеров припаркована выставочная Evora — от Лотуса. А от Renault подогнали позже Latitude, который от такого соседства сделался ещё страшнее, чем есть. Сама программа одного гоночного дня получила модную i в названии — А ещё организаторы на этот раз отказались от таких пафосных площадок, как Paul Ricard в пользу Хунгароринга близ Будапешта. Это самый дешёвый из подходящих по требованиям безопасности треков, как признаются сами французы.

Трасса Hungaroring (на чёрно-белом фото её первоначальный проект) обязана своим появлением советским бюрократам, которые продинамили Берни Экллстоуна с Гран-при СССР в начале Экллстоун переключился на другую страну соцлагеря — Венгрию. Под личным присмотром Берни автодром близ Будапешта был построен в 1985 году всего за восемь месяцев (рекорд!). С Hungaroring начал принимать . За 25 лет трасса несколько раз перестраивалась ради пущей безопасности и зрелищности. Так, в например, исчезла шикана после четвёртого поворота, а в вытянулась прямая старта-финиша, и первый поворот стал шпилькой. Трек узкий, относительно короткий (4381 м) и по меркам F1 медленный. Здесь пыльно и трудно обгонять. Зато под дождём. На этапе 2011 года произошло 54 обгона, хотя в их было всего восемь! Больше всего побед в Венгрии — четыре — на счету Михаэля Шумахера. Ему же принадлежит рекорд круга в текущей конфигурации — (2004 год). Здесь чуть не погиб Фелипе Масса, получивший в 2010 году по голове пружиной от машины Баррикелло на подъёме от третьего к четвёртому повороту.

Профессиональная карьера формульной машины совсем коротка — в лучшем случае, сезона два. Причём если команда не меняет автомобиль раз в год, значит, она в глубокой яме. Болиды. Простите! Терпеть не могу это бестолковое слово, означающее неуправляемое небесное тело, но в автоспорте совсем туго со словарём. Так вот, болиды Prost с десятицилиндровыми двигателями Ferrari (их ещё именовали Acer по имени спонсора программы) в своей профессиональной карьере не были успешными. Равно как и Бенеттоны последнего поколения с моторами Renault, которые здесь используются вперемежку с Простами. Зато прожили эти машины все девять жизней! Я буду мучить, возможно, ту же самую формулу, что пять лет назад терзал Подорожанский!

Прежде меня, правда, самого помучают. Нас ждут занятия на батаке (тренажёре, развивающем реакцию и координацию), сеанс у физиотерапевтов (теперь уже вру людям в глаза, что здоров, — нехорошо), несколько брифингов по безопасности и правилам поведения на треке, короткий курс ознакомления с матчастью. От разговоров устаёшь ещё до того, как сел в разогревочную формулу Renault 2.0. Слишком много информации! Вся она кажется важной, и вдобавок усваивать её нужно в атмосфере неподъёмной ответственности, которую нагнетают французы. Когда, наконец, приходит время втискиваться в кокпит юниорского болида, испытываешь некоторое облегчение. Наставления позади — можно быть просто разумным парнем.

Занятия с инструкторами и фирменная атрибутика — то, что отличает от простых покатушек на старых формулах. Вас разминают грамотные фитнес-инструкторы в настоящем мотор-хоуме, вас поят энергетиками для спортсменов. Причём на личной бутылочке, как и на шлеме, — наклейка с вашим именем.

Сразу понимаю: любви с формулой Renault не получится. Не могу нормально устроиться, а от правильной посадки сейчас зависит фокусировка внимания. Надо сосредоточиться на процессе управления, а не на том, в каком отделе позвоночника больнее. У механиков есть правильные ложементы, но отформованные будто под детей. Толстый зад редактора ни в один не влезает. В итоге сажусь прямо на пол кокпита, под попу подложен тонкий резиновый мат. Дно и перегородка моторного отсека такой формы, что при посадке по педалям поясница остаётся на весу. А сверху ещё добавляется прижим с силой утянутых ремней — хуже не придумаешь. Не желая быть парализованным раньше, чем поезжу на , я не позволяю механикам затянуть сбрую намертво. Это аукается в первом же повороте.

Formula Renault 2.0 — популярный молодёжный класс. Следующая ступень после мощного карта. Через такие моносерии прошло большинство будущих звёзд Королевских гонок. Автомобильчик не очень мощный, но непростой в управлении. На заднем плане, у питвола разложены невостребованные ложементы и резиновые коврики.

Хунгароринг — трасса олдскульная, извилистая. А формула — машинка весьма резвая. Кренов как таковых здесь нет, боковые перегрузки нарастают очень быстро. Поскольку я не зафиксирован должным образом, то сползаю под действием центробежной силы на сторону. Руль тяжёлый и сильно вибронагружен. Держаться за него двумя руками не выходит — правой нужно переключать передачи в кулачковой коробке. От себя на торможении — вниз, к себе на разгоне — вверх. Коробка работает безошибочно (не в пример секвенталке на миникаре серии Legends). Хотя усилие на рычаге всё время разное. Иногда надо дергать сильно, выбирая весь ход, а иногда хватает короткого, лёгкого движения.

В каждой Эворе по двое: один следит за дорогой, другой — за нами. Ничто не ускользает от зоркого взгляда. Когда мы выезжаем без пейс-кара, инструкторы рассредотачиваются по трассе и наблюдают за заездами со стороны, обмениваясь информацией по рации. Вдобавок на трассе работает система видеонаблюдения. С нарушителями-рецидивистами разговор короткий — в боксы.

Formula Renault 2.0 — настоящий гоночный автомобиль, даром что маленький. Даже если не валишь на все деньги, всё равно не расслабишься. Главное — определиться, чему верить. Собственным ощущениям или опыту инструкторов. При относительно невысокой скорости и несильной загрузке крыльев я прекрасно чувствую начало скольжений и даже могу их корректировать. Но французы настаивают на том, что беда приходит внезапно. И чаще всего — к излишне самоуверенным.

После каждой сессии самостоятельных заездов — разбор телеметрии. Данные, снятые с наших, машин сравниваются с данными, записанными тест-пилотом Renault Ромэном Грожаном. Тут важна не чистая скорость (лучший пилот нашей группы уступает Грожану по четыре секунды с круга), а то, насколько правильно мы управляем машиной. Прогрессивно ли работаем газом, достаточно ли сильно и быстро тормозим, и плавно ли уходим с тормоза. Всё это важно для сохранения баланса автомобиля.

— Представьте, — говорит инструктор на разборе наших первых самостоятельных полётов, — что нижняя часть руля и педаль газа соединены проволокой. Увеличивать давление на акселераторе можно только по мере возвращения руля в нейтральное положение. Если добавлять газ слишком рано, при повёрнутых колёсах, то невидимая нить рвётся и начинается занос. Ты порвал проволоку, ты порвал тоже, — тычет француз в наших ребят, которых развернуло на трассе. Меня не разворачивало, потому что я не гнал. Но я понимаю, что правило проволоки не соблюдаю. По годами сложившейся привычке я стараюсь выйти на газ пораньше, иногда ещё до апекса, но это приводит к скольжениям, то есть в условиях гонки к потере времени. Идея с проволокой — элементарна. Но она доходит до меня лишь в ситуации, где её влияние гипертрофировано.

На двигателях нет никаких опознавательных знаков, и невозможно сказать точно, Renault ли это, или Ferrari-Acer. Спортивная карьера закончена. Сегодня этим машинам не надо быть конкурентоспособными. В обслуживании они дешевле действующих, их можно ремонтировать с использованием более дешёвых элементов. Но персонал заставляет гостей относиться к ним, как к полноценной .

А если вдруг решит, что это игрушки, рискует попасть в большие неприятности. Эмоциональное объяснение с инструкторами — меньшая из забот рыжеволосого клиента. По договору с Renault Lotus GP на него могут повесить расходы по ремонту болида. Даром что машине десять лет — новенькую Ferrari починить дешевле. Людей, которые разбили ещё меньше, чем тех, кто на ней ездил. Но едва ли такой славой можно гордиться.

Прежде чем сесть в автомобиль королевского класса, мы репетируем на специальном стенде процедуру старта. Дисплей на руле тренажёра показывает степень открытия дросселя в процентах. В современной формуле третья педаль — анахронизм. Сцепление управляется лепестками под рулём. Причём привод работает по разным алгоритмам в зависимости от последовательности действий пилота. Инженеры думают над тем, чтобы модернизировать свой парк, дабы придать опыту гостей актуальности.

В роли эвакуатора выступает Dacia Duster. Нам повезло с погодой, но на случай дождя у механиков заготовлены шины с зубастым протектором.

Непривычно работать правой ногой в миллиметровом диапазоне. Как тело при ближайшем рассмотрении делится на клетки, так и самые плавные его движения в узких рамках становятся дискретными. Отклики двигателя на подачу топлива слишком остры, чтобы можно было сразу перестроить свою моторику и избежать рывков при ускорении. Я понимаю, что управляющие импульсы должны быть короче и точнее. Однако машина оставляет так мало места для проб и ошибок, что пробы туда не помещаются — только ошибки. На выходе из каждого поворота я получаю пинок под зад при переходе к разгону. Каждое переключение передач — ещё удар. Изо всех сил сосредотачиваюсь на плавности и прогрессивности управляющих действий, но сразу теряю скорость. Как же эти ребята в делают всё быстро и плавно? А ведь они теперь едут без трекшн-контроля, тогда как на моей машине он вмешивается каждый раз, когда я слишком резок с газом.

Мешают не только дурацкая посадка и собственная нерасторопность. На прямой, когда представляется наконец уникальный шанс выжать всё из старика Проста, набегающий поток вдруг начинает с такой силой стаскивать с головы шлем, что, кажется, едва держит застёжка. Если уж на дефорсированной машине я подвергаюсь подобному аэродинамическому воздействию, то как же должна доставать подъёмная сила реальных пилотов! Возможно, я слишком высок, но обзорность хороша. В компьютерных играх, где есть машины , вид из кабины — самый слепой и неудобный. А тут я смотрю выше колёс, хорошо чувствую габариты. Болид расходится почти впритирку с конусами, которыми размечена для нас оптимальная траектория.

Люди, далёкие от автоспорта, спрашивают, страшно ли иметь дело с болидом Нет, не страшно. Интересно. Но тяготит груз ответственности. Как только французы видят, что ты отлавливаешь машину, то немедленно вывешивают тебе табличку с предупреждением — полегче с газом! Обратите внимание, как на первом круге мне показывают предупредительный сигнал с обочины. Я уверен, что мог бы извлечь из этих двух кругов за рулём гораздо больше пользы, если бы сидел нормально.

После жёсткой, дискомфортной формулы Renault — это необыкновенно удобный в управлении автомобиль. Здесь чувствуются и уводы пухлых шин, и все нюансы управляемости. Большой машине свойственны все житейские слабости: и недостаточная поворачиваемость при переборе со скоростью (особенно на плохо прогретом слике), и избыточная. В Renault 2.0 ты опираешься больше на информацию от собственной вестибулярки, а F1 обеспечивает прочную обратную связь по рулю. Роскошь, необязательная для гонщика, но крайне полезная для новичка. Понятно, почему каждый амортизатор тут стоит целое состояние. Плавность хода — на уровне гражданских спорткаров. Реакции быстры и при этом мягки, на руле почти нет вибраций. Паразитных точно нет. Если из фомулы Renault хочется побыстрее выбраться, то в объятиях Королевы автоспорта хочется провести как можно больше времени.

А какие тормоза! Никакого обезболивающего не надо — забываешь обо всём на свете. Можно давить с сумасшедшей силой, не опасаясь блокировки. И при этом привод прозрачнейший. Позади всего два круга, а я прочувствовал машину лучше, чем Renault 2.0 за полчаса. Но вот красный флаг — в боксы! в уголке сознания, конечно, сидит профессиональное сожаление о том, что я по тем или иным причинам не довёл автомобиль до положенного предела. Не использовал уникальную возможность на все сто. Но вместе с тем мне чисто спокойно, что всё прошло без эксцессов. А испытать на своей шкуре реальный нрав , не обременяя себя лишней ответственностью, можно во время пассажирских заездов с китайским пилотом Хо Пин Туном — запасным игроком команды Lotus Renault GP.

В спарке пилот сидит буквально между ног у пассажира, которому дают в руку специальную кнопку. Её нужно держать нажатой, пока с тобой всё в порядке. Если струсил или стало плохо — отпускай. Тогда Хо Пин Тун сбавит ход. Китаец, к слову, довольно востребованный гонщик, выступающий как в формульных сериях разных стран, так и в кузовных гонках на выносливость.

Спарка, как зовут в авиации, двухместные машины — служила демо-каром в команде Arrows (помните, были такие оранжевенькие?). От том, как именно она настроена, не знает даже китаец. Скорее всего, она тоже придушена. Но, кажется, будто здесь не только два места, но и два двигателя, и второй включается только тогда, когда загорается последняя пара светодиодов. Хорошо сидеть прямо позади пилота! Обзор неважнецкий, зато вестибулярный аппарат воспринимает всё адекватно. Вот как поздно и сильно можно тормозить, ах как эффективны крылья в ходовых связках и нагретые шины. Если так ехали Арроузы начала то как же мчат современные Ред Буллы, Ferrari и Мерседесы! Проезд пассажиром информативен, хотя и не доставляет такого удовольствия, как за рулём. И, увы, как обезболивающее не действует. Даже совсем наоборот.

Здорово, что для нас с вами стала логическим развитием истории, начавшейся на заводе Renault F1 в Энстоуне — пусть и не все автомобили тут имеют к нему отношение. Я не сетую на подмену, не жалею о принятом решении. Есть предложения, от которых не отказываются. Я счастлив тем, что видел, как создаётся , познакомился с людьми, к этому причастными, а теперь на собственной шкуре ощутил температуру и давление в точке, куда проецируются их усилия. Там, где инженерная мысль объединяется с талантом пилота. Ну а что машины несвежие. Так ведь — это космос. Свет от далёких звёзд идёт к нам ох как долго. Повезло, наверное, что хватило одной жизни, чтобы пройти по лучу от начала до конца. Детям расскажу, что ездил на , — коли это подействует на женщин. Скорее всего, я больше никогда не сяду за руль автомобиля с открытыми колёсами. Не моё. Если только для короткого сравнения. Например, в Lotus Renault R31 со специально подогнанным под меня ложементом. Как Том Круз.

Перейдем сразу к делу.

Начало начал

Все мы когда-то слышали, что профессиональные гонщики начинают свою карьеру с картинга, однако, это далеко не всегда так. Не существуют идеального рецепта в становлении пилота.

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Как и любой другой, гонщик должен пройти долгий путь от теоретических занятий и наработки практики до своего первого трофея.

Виталий Петров, главный редактор нашего журнала, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC и Blancpain GT:

После выступления в этапах для новичков и любителей юный гонщик может подняться выше, в профессиональный картинг, но при условии, что будет показывать отличные результаты в любительских гонках.

Всего есть 4 класса картинга в Российской Федерации. Все они контролируются Российской Автоспортивной Федерацией.

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Параллельно с выступлением в России, подросток может начать свой путь гонщика и в Европе, где существует бесчисленное множество чемпионатов по картингу. Самый главный среди них — Чемпионат Европы. Гонщик, чье имя закрепляется на высших строчках турнирной таблицы, с большой вероятностью сможет перейти дальше: в формульную или кузовную серию автоспортивных соревнований.

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Константин Терещенко, гонщик серии ELMS

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

На пути к большим призам

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

DTM (Deutsche Tourenwagen Masters) — чемпионат Германии среди кузовных автомобилей. Соревнования проводятся на машинах, внешне напоминающих обычные автомобили. Но на самом деле из внешних деталей от обычного кузовного авто на болиде остаются лишь фары. Все остальные панели кузова облегчены и крепятся на пространственную раму специальными защелками для того, чтобы в случае поломки механики смогли легко добраться к нужным агрегатам.

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1

Евгений Кустов

Интересно, что то же самое можно сказать и про оформление КАСКО. Страховка чаще всего тоже вызывает у владельцев авто ассоциацию с чем-то сложным и непонятным, однако Mafin старается сделать страхование автомобиля простым, понятным и дружелюбным процессом для своих клиентов. Вам не нужно обращаться за советом к звёздам автоспорта, чтобы узнать все тонкости страховых продуктов. Не упустить ни одной детали, получить ответы на вопросы и выбрать КАСКО под индивидуальный запрос поможет Mafin. Кстати, до 30 июня 2021 года вы можете получить 10-процентную скидку на оформление КАСКО по промокоду AUTOSPORT10 (условия использования промокодов — по ссылке). Ну а теперь давайте разбираться в нюансах гонок!

Шины: типы, лимиты, пит-стопы…

Серия: Формула-1


Фото: MARK THOMPSON/GETTY IMAGES

На уик-энд у каждого пилота 13 комплектов шин для сухого асфальта — считается, что именно столько достаточно, чтобы проехать достаточно кругов на тренировках и сохранить нужное число шин для квалификационных попыток и гонки. Хотя гонщики любят жаловаться, что комплектов маловато: достаточно сильно заблокировать одно колесо, и ты уже теряешь половину тренировки. Но экономию никто не отменял: плюс один комплект — это уже 20 на весь пелотон, дополнительные расходы на транспортировку и утилизацию.

Три гонки за уик-энд и перевёрнутые решётки

Серия: Формула-2


В главной молодёжной серии планеты в 2021 году произошла серьёзная реформа регламента и календаря. Если ранее Ф-2 каждый сезон проводила 12 этапов с двумя гонками в каждом (основная в субботу и спринтерская в воскресенье), то теперь этапов осталось лишь восемь, но в каждом из них проводятся две спринтерские гонки в субботу и основная в воскресенье. Общее число гонок, таким образом, осталось неизменным, зато команды получили возможность экономить. Если они не представлены в Формуле-3, то теперь должны ехать лишь на восемь уик-эндов вместо 12, а если представлены, то могут задействовать в обеих сериях одних и тех же механиков и инженеров.

Серия: Формула-1


Фото: LARS BARON/GETTY IMAGES

Вернёмся к Ф-1. С 2014 года в чемпионате используются гибридные турбомоторы, при этом есть довольно серьёзные ограничения по числу элементов установок, которые можно использовать за сезон. Например, в 2021 году пилоты за весь год могут использовать только три двигателя внутреннего сгорания. Поставил четвёртый — получишь штраф в виде потери позиций на стартовой решётке.

Ну, сейчас все автопроизводители уже добились достойной надёжности силовых установок, а вот несколько лет назад бывало, что кто-нибудь переступал лимит ещё до середины чемпионата и начинал регулярно откатываться назад на решётке. При этом команды, разумеется, разом меняли все элементы силовой установки, из-за чего им выписывали безумные штрафы вроде потери 50 мест на старте (на практике пилот в любом случае уходил в бой последним). Поняв абсурдность происходящего, правила в последнее время чуть изменили, но глобально штрафы никуда не делись. Так что не удивляйтесь, что прекрасно выступивший в субботу пилот потом стартует не пойми откуда.

Электричество и сейфти-кар: пересчёты на грани здравого смысла


Фото: FIA FORMULA E

В Формуле-Е, где пилоты используют исключительно электромоторы, своя атмосфера. В серии существуют ограничения на максимальное количество энергии, которое можно потратить за гонку: то есть на самом деле машина ещё может ехать дальше на почти пустой батарее, но если гонщик растратил весь дозволенный заряд до финиша, его всё равно дисквалифицируют. Спорно? Безусловно. Но сделано для того, чтобы каждая команда работала над эффективным использованием энергии — мы ведь продвигаем зелёные технологии…

Вроде идея здравая, но недавно, на первой гонке в Валенсии, ситуация вышла из-под контроля: так получилось, что у пилотов отобрали слишком много заряда, времени компенсировать его уже не осталось, и в итоге в лимит не уложилась почти половина пелотона: кто-то сошёл, кого-то наказали после финиша, кто-то проехал финальный круг в черепашьем темпе… Всё это вызвало бурные обсуждения, по репутации чемпионата нанесён сильный удар, а сторонний наблюдатель, вероятно, так и не понял, почему после финиша были дисквалифицированы обладатели второго и третьего мест.




Запрет на общение. И на мат

Серия: Формула-1 и NASCAR


Фото: SEAN GARDNER/GETTY IMAGES

Оказывается, говорить пилотам иногда тоже нельзя. Например, в Формуле-1 гонщик не может выходить на радиосвязь с командой по время прогревочного круга гонки: это сделано для того, чтобы все пилоты сами готовились к старту гонки, выставляя все нужные настройки и контролируя температуру шин, тормозов и всего остального. Раньше гонщики получали очень много команд от инженеров, что приводило к впечатлению, что старт зависит не от пилотов за рулём, а от инструкций с капитанского мостика.

Ну, если в Ф-1 нельзя говорить с инженером один круг, то в американском чемпионате NASCAR другое интересное ограничение. В серии официально запрещён мат! В 2014 году Дэйл Эрнхардт-младший после победы в Талладеге позволил себе крепкое словечко, за что моментально лишился 25 очков в общем зачёте! Удивительно, что при этом в NASCAR куда более толерантно относятся к случаям, когда два гонщика дерутся после финиша…

Границы трассы и споры вокруг них

Серия: Формула-1 и все остальные


Фото: BRYN LENNON — FORMULA 1/FORMULA 1 VIA GETTY IMAGES

Напоследок вернёмся в Ф-1. Чуть ли не каждый этап вновь приходится обсуждать спорную ситуацию с соблюдением пределов трассы. В целом езда по обочине в Формуле-1 запрещена, но есть невероятное количество нюансов. Во-первых, что такое обочина? Это когда ты всеми четырьмя колёсами выезжаешь за белую пограничную линию или за бордюр в повороте. Но перед каждым гоночным уик-эндом ФИА дополнительно определяет, за какие именно прегрешения тебя будут лишать круга (что особенно болезненно в квалификации), а за какие — нет. В федерации составляют список поворотов, где несоблюдение границ трассы даёт преимущество в скорости, и сообщает пилотам, что в этих местах переступать черту нельзя.

Интересно, что в гонках отношение к границам другое: иногда пилотов предупреждают, что за третье нарушение может последовать штраф, а иногда можно проезжать по обочине чуть ли не половину дистанции, прежде чем соперники обратят внимание стюардов и попросят принять меры (либо начнут ехать так же). Обгонять по обочине, опять же, нельзя: хотя бы часть машины должна оставаться на трассе. Но и тут есть исключения: если тебя выдавил соперник, то тогда накажут уже его.

Надеемся, теперь происходящее на гоночных трассах стало вам ещё понятнее, а значит, интереснее! Непростые и ставящие в тупик правила гонок мы вам разъяснили. А за понятным и простым в оформлении КАСКО, напомним, обращайтесь в Mafin.

Читайте также: