Подключение imo imi pandora

Обновлено: 02.07.2024


При покупке автомобиля вы непременно столкнетесь с необходимостью приобретения современной противоугонной системы, способной защитить Ваше транспортное средство от посягательства злоумышленников. Наиболее современные и грамотные системы и стоят недешево, потому не рассчитывайте приобрести высокотехнологичный защитный комплекс с наиболее современными интерфейсами и gsm управлением за малую цену. Дешевый сыр бывает только в мышеловке — эта давным-давно известная истина постоянно подтверждает себя. Если уж вы решились на покупку сигнализации, разумеется, выбирать стоит только модель из списка лидеров, и сигнализации Пандора в этом списке занимают далеко не последнее место, а по некоторым мнениям — едва ли не первое. Например – модель DXL 3930. Сама установка сигнализации Pandora — это один из несомненных плюсов данных систем, так как этот процесс очень упрощён благодаря возможности программирования системы с помощью ноутбука. Программа DXL Loader специально созданная для этих целей, обладает очень понятным и простым интерфейсом, с которым справится даже неопытный пользователь ПК.

Упаковка

В технической части системы мы также видим множество моментов, достойных всяческих похвал. Это и использование наиболее современных и качественных комплектующих базового блока, и водостойкое покрытие базового блока и брелока, и использование наиболее современных алгоритмов диалогового кодирования, и широчайший функционал системы, дающий вам огромные возможности управления и настройки.

Pandora DXL 3930 отвечает всем самым современным стандартам и требованиям, которые предъявляет не только рынок, но и ситуация на улицах больших городов. Угон стал привычным делом, однако, как правило, угнать можно лишь автомобиль, который недостаточно хорошо защищен, так как если в нём установлена современная и правильно настроенная сигнализация — не то что угнать, даже проникнуть в салон преступникам будет очень непросто.

Управление охранным комплексом

Управление в данной модели осуществляется в первую очередь при помощи брелока, который обладает пыле и влагозащитным исполнением по стандарту ip40, и, кроме того, способен выдержать различные механические повреждения.

Брелок с ЖК-дисплеем

При производстве корпуса брелока используются новейшие технологии литья, а дисплей оборудован силиконовым демпфером, смягчающим возможные удары и возможное оказываемое давление, например – разными предметами в кармане. Метки иммобилайзера также выполнены с расчетом на возможные повреждения.

Штатная комплектация

Комплектация системы как всегда радует, однако ее можно еще больше расширить, купив дополнительные модули, такие как gps модуль, дополнительный замок капота, а также контроллер замков капота, брелоки, в том числе и наручные, сирену и прочее.

Дополнительный модуль

Все это может значительно расширить возможности вашей охранной системы, и если у вас дорогой автомобиль, то следует серьезно задуматься о таком расширении.

В базовую комплектацию системы Pandora DXL 3930 входят:

  • Базовый блок
  • Брелок с двухсторонней связью
  • Радиомодуль
  • Метки иммобилайзера с кнопкой
  • Микрофон
  • Модуль автозапуска RMD-5
  • Датчик температуры двигателя
  • Документация.

Элементы сигнализации перед установкой

Подготовка к установке

Прежде чем приступать непосредственно к монтажу компонентов системы, следует приготовить необходимые для этого инструменты, а также не забыть снять с аккумулятора минусовую клемму.

Специалист отсоединяет аккумулятор

Далее нужно обезопасить салон автомобиля, а именно — сиденья и руль, от возможных механических повреждений, накрыв их полиэтиленом или обтянув защитной тканью. Выполнив эти несложные манипуляции, можно приступать к установке.

Установка базового блока и радиомодуля

Базовый блок устанавливается в салоне автомобиля, для чего вам нужно будет демонтировать либо торпеду, либо переднюю панель, это зависит от того, где вы решите устанавливать базовый блок. Отметим, что размеры блока очень малы.

Ниша за бардачком

Определившись с местом установки и демонтировав необходимые части, выберите подходящее место, и закрепите там на саморезы базовый блок. Важно помнить, что это место должно находиться подальше от системы отопления и вентиляции, так как резкие перепады температуры для тонкой электроники в базовом блоке вредны.

Радиомодуль установим в центр лобового стекла, прямо над зеркалом заднего вида.

Радиомодуль

А для того, чтобы провести кабель от RF-модуля, снимите пластик с одной из передних стоек.

Стойка лобового стекла

Установка светодиодного индикатора и кнопки Valet

Светодиодный индикатор должен быть установлен на видном месте, как правило, этим местом служит нижний угол лобового стекла со стороны водителя. Светодиодный индикатор понадобится вам при манипуляциях с кнопкой Valet.

Светоиндикатор

Кнопку Valet установим в каком-нибудь скрытом месте, незаметном с улицы. Однако вы должны иметь полный и свободный доступ к этой кнопке, так как может понадобиться аварийный и быстрый ввод сервис-кода, чтобы отключить сигнализацию.

Сервисная кнопка

Установка сирены и температурного датчика

Сирена устанавливается в моторном отсеке, однако можно установить дополнительную сирену в салоне автомобиля. В любом случае помните, что сирену не стоит устанавливать на видном месте, особенно если она устанавливается в салоне. Также не забудьте повернуть рупор сирены вниз, чтобы в него не попадала влага.

Двигатель

Термодатчик установите на двигатель, для этого хорошо подойдет один из штатных болтов, или, как указано в инструкции — головка блока цилиндра. А вот вблизи выхлопного коллектора температурный датчик устанавливать не стоит.

Термодатчик

Проводку от сирены и термодатчика прокладываем через технологическое отверстие в салон, чтобы подключить их затем к базовому блоку.

Установка концевых выключателей и микрофона

При установке концевиков помните, что иногда все намного проще, чем кажется, так и здесь — в бортовой системе освещения автомобиля присутствуют концевые датчики, установленные в дверях, к которым ведет уже проложенная штатная проводка. Мы воспользуемся этими путями проводки, а также расположением самих штатных концевиков, установив возле них концевые выключатели сигнализации. Проводку от них проложим по уже существующим путям.

Концевой выключатель двери

Микрофон можно установить под обшивкой двери со стороны водителя.

Монтаж микрофона сигнализации

Проводка, автозапуск и блокировки

Установка сигнализации Пандора DXL 3930 выполняется относительно быстро благодаря используемым современным шинам, который значительно ускоряют весь процесс, однако вам наверняка потребуется схема подключения которую вы можете увидеть ниже:

Подсоединение сигнализации

Для реализации автозапуска в данной модели присутствует модуль, однако подключать бортовые цепи вам нужно будет не только к модулю автозапуска, но и к базовому блоку.

Релейный модуль RMD-6

Схема, предлагающаяся в документации, как правило, только запутывает — это очевидный минус комплектации систем Пандора. Для реализации автозапуска и различных блокировок вам потребуется консультация специалиста.

Электросхема

Еще один крайне важный момент — это маскировка. Злоумышленники, как всегда, пытаются вычислить местоположение базового блока, как только проникают в салон, но если вы установили в салоне дополнительную сирену, то сперва они, конечно же, будут искать сирену, чтобы нейтрализовать ее, и только после этого найти и вырвать провода из базового блока. Поэтому как можно тщательнее маскируйте проводку, так как именно по ней злоумышленники и вычисляют местоположение базового блока.

Производитель вашего авто для скрепления проводки пользуется специальной текстильной изолентой, и вы должны найти такую же, так как обычная будет слишком выделяться. Кроме того, обычная изолента зимой затвердеет и будет стучать по твердым частям кузова, а летом начнет расползаться от высокой температуры.

Настройка системы

Как и другие производители, Аlarmtrade предусмотрел различные варианты программирования противоугонной системы, однако наиболее удобным из них является настройка с помощью ноутбука.

Подключение главного блока к ноутбуку

Для обновления прошивки вам также потребуется подключение к Интернету. Кроме того, система может быть настроена с помощью кнопки Valet, однако этот способ лучше использовать, когда других вариантов просто нет, так как он требует большого терпения от установщика.

Мало просто установить сигнализацию Пандора, ее нужно еще и правильно настроить. Прежде чем программировать систему, нужно подключить ноутбук с установленной на него программой dxl loader к базовому блоку. Программу скачиваем с официального ресурса:

Через кнопку Valet вводим пин код с пластиковой карты, поставляемой в комплекте.

Вводя пин код, не делайте паузу между вводом каждой из цифр более одной секунды, а когда введете все цифры верно, вы должны увидеть серию вспышек красно зеленого цвета. Это значит, что ваша система перешла в режим программирования, и можно приступать к обновлению прошивки.

Обновление ПО

Окно программы настроек

Затем нужно будет указать путь для файла обновленной версии, и дождаться окончания загрузки. После этого можно переходить к самому процессу программирования, который достаточно труден, несмотря даже на то, что разработчики попытались его максимально упростить, сделав интерфейс программы очень понятным.

Установки функционала системы

Дело в том, что настраиваемых функций в системе более 500, потому запаситесь терпением и, пользуясь инструкцией, настройте весь доступный функционал, который потом еще нужно будет протестировать, предварительно сохранившись.

Настройки CAN

Когда настройка и тестирование будет завершено, установите обратно демонтированные панели, подключите минусовую клемму аккумулятора, установка закончена.

Тема закрыта. Вы можете задать новый вопрос по этому устройству.

Здравствуйте. Не могу соединить приложение с сигнализацией. Телефон Huawei Nowa. Сигнализация Pandora DX90 B v2.34, обновленно до v2.45. Телефон с сигнализацией "конектится" и сразу же пишет "Попытка соединения". И так постоянно.

Ответы 11

Pandora DX 90BT

Здраствуйте. У вас не проходит соединение по причине вторичной записи кода сигнала . Подотрите приложение на телефоне сзатем скачайте его сново . Перед этим сбросьте кнопкой валет или через прогу на компе все установки главного блока. И только после этого произведите соединение через блютуз ещё раз. Удачи.

Осенью еще самостоятельно поставил себе на первый тиг (2016г, из последних выпусков) автосигнализацию Pandora DX90Lora и сделал "бесключевой обход штатного иммобилайзера" для автозапуска автомобиля с брелка. Принципиально для меня было "бесключевой обход", т.е. чтобы не запрятывать в недра машины один из штатных ключей.

Информации об этом мало, установщики зарабатывают на этом деньги и делиться особенно не хотят (установка зачастую дороже чем сама сига). Так как раньше был опыт, и на несколько своих предыдущих машин ставил разные сигнализации самостоятельно (было интересно мне), решил попробовать снова. Ну и поделиться опытом, что не все так страшно и сложно))))

Мой опус будет из введения и трех частей) Будет многабукафф, кому интересно - милости прошу)

1. Введение.
Собственно, от сигнализации было нужно три функции:
1. автозапуск - у нас пол-года зима, и очень удобно и приятно садиться в прогретую машину (я предполагал что так будет, но оказалось что это вообще огонь!).
2. обратная связь на брелок о состоянии машины и срабатывании сиги при различных ситуациях (эвакуатор итд). В нашем городе это очень актуально.
3. управление (снятие-постановка в охрану) со штатного ключа, чтобы по-минимуму трогать брелок (он в основном как "индикатор"), это так называемый режим slave. Ну вот мне так хотелось.

Собственно, почему выбор пал на Пандору - наиболее аккуратное и качественное изделие, хорошие брелки, регулярно обновляются прошивки, настройка с планшета через приложение итд. Тут конечно, как говорится "на вкус и цвет. ", но по моему мнению - Алармтрейд (разработчик и производитель Пандор) в нашей стране лидер. Не реклама, выражаю лично свое мнение)

На самом деле установка сигнализации самостоятельно достаточно проста. Если вы хоть немного разбираетесь в электроцепях, и умеете пользоваться мультиметром - вы справитесь!
Современные сиги подключаются преимущественно к бортовой сети по СAN-шинам, все данные получают с нее и управляют всем тоже. И подключать "миллион проводов во все цепи" как раньше делали, не требуется.

Собственно, были большие сомнения, будет ли работать "безключевой обход". Производитель не гарантирует это на 100%, говорят что сильно зависит от комплектации, модельного года и применяемых в автомобиле блоков.
На профильном форуме alarmforum вообще местные гуру писали, что типа "если у вас задние фонари светодиодные, то не будет вам автозапуска!" (как раз мой случай, у меня задние светодиодные).
Вообщем, никто ответа дать не мог - все говорили что "пробуйте, может получится, может не получится. Если "не получится" - то ничего уже не сделать. Я рискнул.


Из изучения форумов на эту тему (все-таки не хотелось заморачиваться впустую, т.к. нужен был автозапуск и ради него все это городилось, да и сига сама стоила около 15т.р.), единственное внятное что мне удалось найти на эту тему, это вот такой вот рисунок:

Там определение возможности было по маркировке на штатном ключе. В моем случае маркировка была подходящая, и вроде как должно было работать.

2. Планирование установки (прежде чем все разобрать. ).
Та схема, что дается в комплекте с сигнализацией, она показывает только какой провод блока сигнализации за что отвечает. Но не показывает, куда именно в вашем авто их подключать.
Поэтому нужны схемы подключения, чтобы не отгадывать провода (без схем - не отгадаете, разве что по эльзе все смотреть, и то там нужно очень хорошо понимать что смотреть и где).

Стал искать готовые схемы подключения. Так как проводка типовая, и на 98% она у всех тигуанов совпадает.
У самого производителя моей сигнализации, т.н. "карт установки" (схем подключения уже готовых, с картинками, с цветом проводов номерами разъемов итд) очень много выложено на сайте, на разные автомобили.
Даже была отличная "карта установки" на второй Тиг, а вот на первый - почему-то не было Странно, достаточно массовый автомобиль.

Из наиболее подходящих - был Yeti с кнопкой "старт-стоп" (у меня обычный ключ- не совсем подходил). Пассат и октавия тоже как-то не были совсем уж похожи. Начал искать дальше.

Более менее адекватную (понятную) схему мест подключения, нашел у Старлайна (подсказали на профильном форуме), прикладываю ее.
Она показывает основные места подключения сиги к электропроводке тигуана с обычным ключем, как у меня (без кнопки "Старт-Стоп").
Если у вас тиг с кнопкой - то на 99% подойдет карта от Yeti.

Хорошую цветную инструкцию с последовательностью работ по разборке салона (что снять, чтобы добраться до проводки), нашел на сайте у производителя какого-то иммобилайзера Zont.
Даже не знаю что это за иммобилайзер такой, но там было хорошо все разрисовано, как раз в стиле отсутствующей схемы у Алармтрейда.
Ну и периодически посматривал в схему от Yeti, сверял все три схемы (старлайн йети и зонт) между собой и думал.

3. Устанавливаем и подключаем сигнализацию.
Все подключения делал на пайку с последующей изоляцией термоусадкой (где возможно ее надеть) или изолентой (если не надеть, при подключении параллельно к проводу).
Просьба по поводу пайки холивары не устраивать. Я так делаю уже много лет и ни разу ничего не "отломилось". Не навязываю этот метод никому.

Разбирать салон, оказалось не так уж и много: снимаем панель под рулем (там где маленький бардачок), накладку, переключатель света фар, разбираем кожух рулевой колонки и снимаем щиток приборов. Я по незнанию снял еще магнитолу, как потом выяснилось - зря снимал, ничего там полезного за ней нет. В первый раз конечно время занимает много, последующие разы будете снимать с закрытыми глазами)

Сам блок сигнализации приклеил за щитком приборов, прямо на пластиковый воздуховод от печки на лобовое стекло. Антенной вверх, разъемами вниз.
Место может и не самое правильное (воздуховод нагревается от печки), но уж больно удобное мне показалось.
Клеил на качественную толстую "липучку" (двухсторонний скотч) фирмы 3M. Опасался, чтобы не высохла липучка от нагрева, поэтому клеил ее очень много (не "кусочком", а всю заднюю панель заклеил). Надеюсь, не отвалится, будет держать за счет качества и количества. Базовый блок сигнализации очень маленький, просто невесомый.

Все жгуты проводов вел совместно с жгутом, идущим на щиток приборов (провода шли справа налево и уходили вниз к блоку BCM). Тут же, на жгуте к щитку, подключил провода шины CAN2 сигнализации (точки смотрим в схеме старлайна, там она называется CAN-B).
Запитал сигу от штатного блока предохранителей, чтобы было все "по фэн-шуй". Можно не заморачиваться, и запитать прямо с коричневого разъема BCM (как на схеме старлайна), вы все равно в этот разъем полезете подключать CAN1 (СAN-A в схеме старлайна). Массу можете взять где вам больше понравится, она везде там есть) Не обязательно лезть в предложенное схемой место за левой кик-панелью (у двери).
Для подключения проводов, отключал большие разъемы от блока BCM и отводил их вниз, и там зачищал провода и паялся. Аккумулятор не отключал (лень было) ничего страшного при этом отключении не случилось)))

Так как по шине CAN сига умеет управлять только включением "габаритов и ДХО" в качестве световой сигнализации, мне это не нравилось. Я привык миганию поворотников. Поэтому подключаем дополнительный проводок к проводу идущему на кнопку "аварийки" (опять же на коричневом разъеме BCM он был). Если вам это не принципиально - можете не заморачиваться.

Вложения

serg_sol

Заинтересовавшийся

Далее идет подключение, необходимое для реализации автозапуска. В автомобиле ничего штатно не предусмотрено для этой функции, поэтому реализовать автозапуск можно только путем полной имитации действий человека по запуску двигателя: т.е. сигнализации нужно проделать все "действия человека": вставить ключ, повернуть его в зажигание, подождать, повернуть в стартер, после завода - отпустить ключ.

Естественно, никакого ключа никто не вставляет и не крутит - сига обманывает автомобиль, подавая различные электрические сигналы на провода, которые идут от замка зажигания, в той последовательности, как если бы живой человек вставил настоящий ключ.

Эти подключения делаются через так называемый "релейный модуль" RMD-07, который идет в комплекте с сигнализацией. Его задача - подавать +12В на определенные свои провода, по командам от сигнализации. Скажу сразу, если бы пандоровцы сделали на своем блоке управление RMD не "минусом" питания а плюсом, то и модуль этот был бы не нужен. Цепи замка зажигания на тигуане все равно слаботочные.

RMD подключаете штатным кабелем в блок сигнализации, далее нужно подключить толстый красный провод RMD к плюсу питания сигнализации.

Цепи управления замком зажигания находятся на рулевой колонке снизу (белый разъем на 5 контактов с тонкими проводами). Провода от него куда-то идут далее, я не нашел куда именно. Предполагаю, что они идут на тот же BCM, но куда именно приходят - я не нашел (искать было лень). Поэтому было решено подключаться к проводам на рулевой колонке.
Сразу скажу - надо было мне не лениться, и найти эти провода на BCM) подключение к колонке - этот тот еще геморрой.

Хотя бы потому, что рулевая колонка может двигаться по высоте и вылету, и для обеспечения этого "движения" жгут проводов, который на нее идет (а это провода на руль с кнопками, на замок зажигания и на "стрекозу" переключателей) - проходят через специальную пластиковую штуку с гибкой петлей внутри (будете разбирать - поймете). Так вот эту штуку разобрать (чтобы также гибкой петлей проложить провода от сиги к замку) - это те еще маты я сложил.
Сделать можно, несложно, но муторно. Только проведение проводов к замку заняло у меня часа четыре.

И еще такой момент, сразу хочу вас предупредить - провода на RMD очень толстые. Провода на замке зажигания - очень тонкие. Подключить напрямую одни к другим - не получится, из-за разного диаметра это не будет нормально, да и обломаться/оборваться они могут (потому что толстые провода будут тянуть тонкие).
Поэтому я поставил RMD внизу в районе предохранителей, а к рулевой колонке вел тонкий "переходной" шлейф из 4х проводов (взял провод от датчика удара какой-то старой давно демонтированной сигнализации и нарастил им провода от RMD).

Позже выяснилась одна "засада" которую я не предполагал изначально - в моем автомобиле для того чтобы сработал стартер, надо нажать педаль тормоза (как на бесключевом), это типа для безопасности (какой? на передаче чтобы не уехать? так у меня АКПП). Если не нажать - на дисплее появится надпись "Нажмите педаль тормоза" в момент поворота ключа в положение "стартер".

На старом моем тигуане 2012г, такого не было. Там стартер включался сразу по повороту.
Вообщем, на RMD оставался свободен еще один канал (каналы "ключ в замке", "зажигание" и "стартер" задействовались на подключение к замку), и я этот свободный канал подключил к проводу идущему от выключателя педали тормоза. В настройках сигнализации, настроил чтобы этот канал включался вместе со стартером.
Т.е. у меня одновременно с командой на стартер, идет команда на включение на "стоп-сигналы". Машину это устроило, она разрешила заводиться.

Итого, описываю все точки подключения:
CAN1 (два провода, low и high) - коричневый разъем блока BCM, цвета проводов и номера контактов - все делаем, как указано на схеме старлайна для CAN-A.
CAN2 (два провода, low и high) - жгут на щиток приборов, цвета проводов и номера контактов - все делаем, как указано на схеме старлайна для CAN-B.
замок зажигания (шестиконтактный белый разъем с тонкими цветными проводами, снизу на рулевой колонке) - три провода от RMD. Точки подключения берем со схемы старлайна. Цвета ответных проводов, подключаемых от RMD (выходы "ключ в замке", "зажигание" и "стартер") - смотрим в бумажной схеме от сигнализации.

Дополнительно, чего не было в схеме старлайна:
- провод от выключателя педали тормоза - коричневый разъем блока BCM, черно-красный провод (подача +12в на этот провод зажигает стопы).
- провод на управление "аварийкой" - - коричневый разъем блока BCM, пин 7 коричнево-красный провод (подача импульса +12в на этот провод включает аварийку, повторная подача импульса- отключает).
Обратите внимание, там несколько проводов на коричневом разъеме, реально имеют цвет похожий на "коричнево-красный", лучше проверять по пину7.
Я сначала подключился не к тому проводу "цвета похожего на коричнево-красный", хорошо что засомневался и перепроверил.

А то так был мог еще пожечь какую-нибудь другую цепь в автомобиле (не связанную с аварийкой), подав на нее +12В напрямую от сигнализации. "Попал" бы на блок BCM.

Все подключение, не считая питания и массы - это девять проводков!
Ну еще нужно где-то поставить кнопку "валет" со светодиодом (она обязательно нужна для входа в программирование), также можно вывести под капот термодатчик двигателя и провода на сирену. Это уже по желанию.

Далее, включаем питание. По доке вроде как требуется первое подключение выполнять через ноутбук и программу Alarmstudio (подключая ноутбук кабелем micro-USB к блоку сигнализации). Возможно, это можно сделать и с планшета по bluetooth через приложение "Пандора специалист", но я так не делал.
Обновляем прошивку сигнализации (обязательно!), ставим код автомобиля 1127 (тигуан с ключом, управление в режиме slave) и обучаем по инструкции сигнализацию безключевому обходу (в инструкции на сигу и в карте от йети все описано как это делать).
В этот момент сигнализация будет через интернет подключаться к серверу Alarmtrade для "клонирования иммобилайзера", если все получится - она об этом напишет.
Собственно, вот и все. Далее настраиваете сигу по своему вкусу и пробуете автозапуск.

Вот собственно и все. Сразу скажу, если вы не профессиональный установщик, готовьтесь что этот "секас" займет у вас целый день (а то и два). Лучше всего это делать на даче, где есть электричество и можно спокойно разобрать машину и оставить ее открытой и разобранной)))

Если тема заинтересовала - пишите вопросы, постараюсь ответить. Так вроде все описал, что помнил.
Автозапуском очень доволен, в эту зиму он крайне радовал меня! Так что цель достигнута!


Для доступа к блоку BCM снимите пластиковую накладку, открутите два самореза для демонтажа пластиковой защиты снизу.

Подключение CAN Тойота Королла

Подключение CAN Тойота Королла

Подключения производятся под рулем в модуле BCM, (MAIN BODY ECU) в среднем разъеме

Подключитесь к витой паре в следующей последовательности:
оранжево-белый - к (CAN-H);
оранжево-черный - к (CAN-L).

Питание можно взять с OBD разема 4 или 5 пин масса 16 пин +12В.

Подключение автозапуска Тойота Королла

Подключение автозапуска Тойота Королла

Для запуска двигателя необходимо подключиться к замку зажигания.

Розовый провод Зажигание 1.
Белый провод Зажигание 1.

Обязательно подавать +12В на оба Зажигания 1.
Зеленый провод +12В.
Белый провод +12В.
Белый провод Стартер

Подключение запуска двигателя с ключом

Подключение запуска двигателя с ключом

Для обхода штатного иммобилайзера подключитесь к штатным цепям IMO IMI

Подключение запуска двигателя с ключом

Подключение запуска двигателя с ключом

Подключение запуска двигателя с ключом

Провода цепей IMO IMI находятся за приборной панелью, жгут указан на фото.
IMI- Розовый
IMO- Зелёный

Читайте также: