Поднявшись вверх по волге баржа будет выгружена на причалах нижнего новгорода ошибка

Обновлено: 02.07.2024

1. Нельзя в ряд однородных членов предложения включать видовые и родовые, а также логически несовместимые понятия. Например, ошибочными будут предложения: По улице шли люди, мужчины, старики и дети. Вчера я пил чай с лимоном и с другом.

2. При перечислении однородных членов предложения нельзя опускать разные предлоги: Во время поездки они побывали в театре, в музее, на выставке. (Ошибкою будет предложение: Во время поездки они побывали в театре, музее, выставке.)

3. К числу ошибок относится соединение в однородном ряду синтаксически разнородных элементов предложения: причастного и деепричастного оборотов, имени существительного и неопределенной формы глагола: Ничего не понимающая в жизни и не зная, что предпринять, она была расстроена. Данное предложение следует изменить: Ничего не понимающая в жизни и не знающая, что предпринять, она была расстроена. - Ничего не понимая в жизни и не зная, что предпринять, она была расстроена. – Она ничего не понимала в жизни, не знала, что предпринять, поэтому была расстроена.

5. При двух или нескольких однородных членах ставится общее управляемое слово только в том случае, если они требуют одинакового падежа и предлога: читать и конспектировать статью.

Употребление причастного и деепричастного оборотов

1. Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово. Например, исправленная рукопись редактором – неверно, следует заменить на а) рукопись, исправленная редактором или б) исправленная редактором рукопись.

3. Деепричастный оборот не может быть употреблен, если предложение выражено страдательной конструкцией: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода. Данное предложение следует изменить: Баржа поднимется вверх по Волге и будет выгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода.

5. Следует избегать несоответствия грамматических времен деепричастия и глагола, приводящего к нарушению грамматических отношений в предложении. Например, нельзя сказать Булгаков работал над романом десять лет, так и не успев его отредактировать.

Упражнение № 56.

Раскройте скобки. Выберете один из предложенных вариантов.

1. Высокая требовательность к подчиненным командирам, жесткость при проведении в жизнь приказов (сочеталась – сочетались) у Жукова с уважительным отношением к солдатам.

2. Около 55% работающего населения города (сосредоточена – сосредоточены – сосредоточено) на крупных и средних предприятиях Таганрога.

3. Произведенные анализ и изучение проблем городского социума (позволяет – позволяют) доказательно говорить о необходимости применения элементов самоуправления в государственных органах власти.

4. Он еще до рассвета хотел выехать в тыл, в Зубровку, куда завтра к утру (должно – должны) прибыть двести человек пополнения.

5. В переулке Серпилина (дожидалось – дожидались) два грузовика. На одном (стояло – стояли) два гроба, и сейчас их подвигали, чтобы поставить третий.

6. Из леса, правей ограды МТС, (выползло – выползли) на опушку семь наших танков и (стали – стало) вести огонь по немцам.

7. Цепь упала, несколько человек, одетых в маскировочные халаты, (поднялось – поднялись) торопясь добежать до мертвого пространства.

8. Большинство из тех сорока двух человек, кто еще сегодня утром (составлял – составляли) его роту, были теперь мертвы.

9. Некоторая часть наших работников еще (нуждается – нуждаются) в переподготовке.

10. Ряд конструкторских проектов (внедрено – внедрены - внедрен) в производство.

11. Опытный инженер В.Г. Солодова, имеющая несколько изобретений, (направлен - направлена) в зарубежную командировку.

12. Кресло-кровать (стояла – стояло) в дальнем углу.

13. Газета “Аргументы и факты” (завоевала – завоевали) популярность своих читателей.

14. (Новый – новая) эколог города Бережная Н.К. (выступил – выступила) с заявлением.

15. Стенд-витрина (отражал – отражала) основные направления деятельности предприятия по производству сельскохозяйственной техники.

16. ЖСК (построила – построили – построило) еще один дом.

17. Производственное объединение “Темп” на месяц раньше срока (завершил – завершило) выполнение заказа.

Упражнение № 57.

Поставьте приложения в нужной форме, укажите возможные варианты.

1. Многим надолго пришлось покинуть царский двор и стольный город (Москва).

2. Знатный и богатый Сольвычегодск стоял при впадении реки (Усолка) в реку (Вычегда).

3. Делегация с острова (Мадагаскар) побывала в музее (“Эрмитаж”).

4. Группа делегатов из республики (Колумбия) разместилась в доме отдыха (“Дружба”).

5. Мы плыли на байдарках по рекам (Дон) и (Северный Донец).

6. Теплоход курсирует между портами (Одесса) и (Александрия).

7. Музей, созданный на крейсере (“Аврора”) пользуется большой популярностью у туристов.

8. Наш путь лежал от города (Ворсма) до города (Павлово), а затем мы ехали на автобусе до города (Решетиха).

9. Шведы напали на русскую землю, и царь Иван отдал им город (Нарва), где в кровопролитной борьбе (полегло - полегли) семь тысяч русских.

10. Соревнования по гребле проведены на (Москва-река).

Упражнение № 58.

Проанализируйте употребление форм управления. Исправьте предложения.

1. Разорившиеся служилые люди взывали к царю за помощью.

2. Все были обеспокоены об усложнении и ухудшении положения крестьян после отмены права их ухода в Юрьев день на несколько лет.

3. Выборы состоялись только благодаря работы агитаторов.

4. Согласно решения администрации, празднование день рождения города состоится на Пушкинской набережной.

5. Писатель показал, какие трудности приходилось преодолевать при организации колхозов в кулацкой среде.

6. Лучшим соотношением азота к фосфору в наших условиях является 1:1.

7. В выпуске дан обзор о применяемых до сих пор классических и современных методах исследования ценных бумаг.

8. Бельский не выдержал взгляд большого дьяка и опустил глаза.

9. Я имею в виду о положении на Дальнем Востоке.

10. Командующий вооруженных сил после случившегося был отстранен с должности.

11. После переписи мы должны получить ответ о вопросе численности населения России.

12. В глубине души писатель никогда не терял надежду снова вернуться в эти края.

13. Послание, набранное большими буквами, ассоциируется как крик.

14. Для повышения требования устранения отставания производства деталей намечены конкретные мероприятия.

15. Они стали запрашивать из Генштаба возможность отпустить на четверо суток в Москву командира дивизией по семейным обстоятельствам.

16. Матвеев знал, что версия о его назначении ошибочна, но боязнь за свое будущее заставила его замолчать.

Упражнение № 59.

Укажите формы управления, характерные для каждого слова из пар синонимов или однокоренных слов. Составьте словосочетания с этими словами.

Уверенность – вера, отзыв – рецензия, уплатить – оплатить, обращать внимание – уделять внимание, предостеречь – предупредить, идентичный – сходный, удивляться – удивлен, примириться – смириться, различать – отличать, тревожиться – беспокоиться, превосходство – преимущество, опираться – базироваться, обидеться – обижен, основываться – обосновывать, препятствовать – тормозить, отчитаться – сделать отчет, обрадоваться – обрадован, рассердиться – рассержен.

Упражнение № 60.

Раскройте скобки. Образуйте словосочетания с данными предлогами.

Согласно (приказ, договор, распоряжение, закон, устав, решение, план). Благодаря (случай, внимание, забота). Вопреки (обещание, враги, советы, расчеты). По (прибытие поезда, окончание школы, поступление в институт).

Объясните ошибки в употреблении однородных членов. Внесите в предложения изменения.

1. Даже сыну он не верил и подозревал в измене.

2. В лесной чащобе водились лоси, волки, дикие звери и медведи.

3. Купцы Строгановы занимались не только солеварением, они добывали в своих землях железо, медь, полезные ископаемые.

4. За службу и радение царь пожаловал Семену Строганову два местечка: Малая соль и Большая соль.

5. Так говорил он, понимая, но досадуя на командира.

6. Она согласилась не только кормить, но и присматривать за внучкой.

7. Из номера в номер газета рассказывает не только об успехах, но и откровенно говорит о тех трудностях, которые могут помешать работе.

8. Любящие свою работу и стремясь хорошо ее выполнить, строители добились высоких производственных показателей.

9. В Германии запрещалась пропаганда фашизма, нацизма, идеи тоталитарной власти.

10. Успокоившись, Баус занялся осмотром возвращенных подарков: луки-самострелы, соболя, украшения и многое другое.

11. На улицах города, площадях, переулках, скверах, учреждениях была развернута широкая реклама.

12. Выступавшие в прениях, не возражая против основных положений доклада, однако считают его неполным.

13. Была создана специальная комиссия, которой было поручено координировать и руководить всеми работами.

14. В это время были не только созданы материальные блага, но и великие сокровища культуры.

15. Эти сведения получены как из официальных, так и неофициальных источников.

Упражнение № 62.

Исправьте предложения, включающие причастные и деепричастные обороты. Укажите характер ошибки.

1. Приведенные факты в докладе свидетельствуют о значительных изменениях в работе предприятия.

2. В таком же положении, как и жители Адрии, находились жители близлежащих селений и ферм, отрезанных наводнением и спасающиеся на крышах домов, угрожающих в любой момент рухнуть.

3. Батюк кивнул, не одобряя, но и не имеющий оснований запрещать.

4. Матрос, спасающий троих утопающих, награжден медалью.

5. Арестованный тревожился о семье, взятой под надзор полицией и которую он оставил без всяких средств к существованию.

6. В сводке было сказано, что зерна, могущего быть отправленным на элеватор, имеется более сорока тонн.

7. Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путем наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы.

8. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Куйбышева и Горького.

9. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке.

10. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года.

11. Дослушав доклад до конца и уточнив вопросами несколько подробностей, было решено ехать.

12. Они не знали и не могли знать, что генералы еще победоносно наступавший на Москву, Ленинград и Киев германской армии через пятнадцать лет назовут этот июль сорок первого года месяцем обманутых ожиданий, успехов, не ставших победой.

Упражнение № 63.

Найдите случаи нарушения грамматической нормы, отредактируйте предложения.

1. Сегодня город Таганрог, согласно Проекта городской черты и плана землехозяйственного устройства, представлен инфраструктурой, включающий пять территориальных управлений и более сто двадцать два избирательных участка.

2. Современное российское общество решает исключительно труднейшие, но исторически неизбежные и необходимые модернизации: для каждого человека переход от психологии “винтика” системы к осознанию себя как субъектом хозяйственной деятельности, а в экономической жизни - от административно-командной системы к гибкому регулированию.

3. Сегодня необходимы четкая программа и контроль за расходованием средств из городского бюджета.

4. Не успел он произнести этих слов, как навстречу ихней машине с бешеной скоростью промчались несколько грузовых машин.

5. Вдруг он увидел его однокашника еще по КИЖ, известного московского фоторепортера Мишку Вайнштейн, теперь уже одетого в военную форму, а в остальном такого же, как до войны, - толстый, веселый, шумный.

6. Нет, это не могло быть провокация: там, в восьмисот метрах отсюда, между первой и второй линией немецких позиций, двигались, умирали, прорывались и откатывались назад люди, со всех сторон сжатые все уплотнявшимся кольцом немецкого огня.

7. Над ранеными, медленно пресекая белесое зимнее небо, с востока к западу за друг другом прошло четыре девятки наших бомбардировщиков.

8. Малинин узнал их сразу, это были шофера, помогающие ему в прошлом году, еще в начале войны, разыскать свою часть.

9. Казалось, что командующий дивизии уже не способный двигаться самостоятельно, и все же, услыша взрыв, он попытался обоими руками схватиться за ствол винтовки.

10. Серпилин понимал, что уйти из приемной начальника Генеральным штабом, вопреки приказа дождаться, было недопустимой вольностью.

12. Жене он сказал, что встречал в лагерях ни в чем не виноватых людей, и среди их комкора Гринька, своего бывшего командира полка. Об этом Гриньке он до сих пор так и не написал Сталину.

13. После консилиумы профессоры пришли к выводу, что больной помочь нельзя, спасти нее может лишь чудо.

14. Еще не решив, какое из этих платий взять для похорон, он нагнулся, пошарил по дну шкафа, нашел пару туфлей, две пары чулков, вынул все и стал слаживать на кровать.

15. Кузимич понимал, что действовать нужно согласно приказа и при этом во что бы то ни стало сберегая людей.

16. В эпоху Ломоносова были сделаны первые попытки опровергнуть эту теорию, доказывая, что процесс возникновения государства – следствие внутреннего развития общества.

Исправьте грамматические ошибки (некоторые предложения допускают несколько правильных вариантов):

Он прошёл на лыжах более сто пятидесяти километров.
С тысячи девятисот восьмидесяти шестого года (год Чернобыля) прошло уже много лет.
Нижний Новгород расположен по обоим сторонам Оки.
Двое студенток подошли к нам на остановке автобуса.
Пётр взял для охоты четверых собак.

Закрыв книгу, у вас в памяти надолго остаются её герои.
Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, быстро раздевшись, бросились в воду.
Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода.
Газеты сообщают, что фермер Джонс сошёл с ума, выбросившись из окна двадцатого этажа.

Переподготовку прошли 51 человек.
Вы и ваши помощники смогут выполнить задание в срок.
Художник с учениками ходили по мастерской.
Громадное большинство населения голосовали за демократов.
Маша набрала полную корзинку боровиков – крупных, ядрёных, словно покрытые сизоватым налётом.
Цех принял на себя следующие обязательства: а) снижение себестоимости продукции; б) повышать производительность труда; в) улучшать качество продукции.
Школьники обеспечены следующими учебными принадлежностями: книги , тетради , карандаши .
Научная работа требует прежде всего умелого подбора и тонких наблюдений над фактами ; изучение которых приводит к созданию системы знаний.

Он прошёл на лыжах более ста пятидесяти километров.
С тысяча девятьсот восемьдесят шестого года (год Чернобыля) прошло уже много лет.
Нижний Новгород расположен по обеим сторонам Оки.
Две студентки подошли к нам на остановке автобуса.
Пётр взял для охоты четырёх собак.

* Когда вы закроете книгу, у вас в памяти надолго останутся её герои. Когда вы закрываете книгу, у вас в памяти надолго остаются её герои.
Подъехав к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, быстро раздевшись, бросились в воду.
* После того, как баржа поднимется вверх по Волге, она будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода. После подъёма вверх по Волге баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода.
* Газеты сообщают, что фермер Джонс сошёл с ума и выбросился из окна двадцатого этажа. Газеты сообщают, что фермер Джонс, сойдя с ума, выбросился из окна двадцатого этажа.

Переподготовку прошёл 51 человек.
Вы и ваши помощники сможете выполнить задание в срок.
Художник с учениками ходил по мастерской.
Громадное большинство населения голосовало за демократов.
Маша набрала полную корзинку боровиков – крупных, ядрёных, словно покрытых сизоватым налётом.
* Цех принял на себя следующие обязательства: а) снизить себестоимость продукции; б) повысить производительность труда; в) улучшить качество продукции. Цех принял на себя следующие обязательства: а) снижение себестоимости продукции; б) повышение производительности труда; в) улучшение качества продукции.
Школьники обеспечены следующими учебными принадлежностями: книгами, тетрадями, карандашами.
Научная работа требует прежде всего умелого подбора фактов и тонких наблюдений над ними; изучение же фактического материала приводит к созданию системы знаний.

3. Т. Новиков отлично защитил диплом, окончив заводской техникум.

3. Т. Новиков окончил заводской техникум, отлично защитив диплом.

4. Расположенная по соседству школа № 7 будет представлена на слете 20 учениками.

4. 20 учеников на слете представят соседнюю школу № 7.

5. Имеющиеся недостатки в этом деле вызывают необходимость распределения тиражей в соответствии с размещающимися кадрами на территории страны.

5. Чтобы устранить эти недостатки, необходимо при распределении тиражей учитывать размещение учебных заведений по стране.

6. Надев пальто, у меня явилась мысль, что, будучи членом приемной комиссии, мне придется сегодня задержаться до позднего вечера.

6. Надев пальто, я подумал, что как член приемной комиссии вынужден буду задержаться сегодня до позднего вечера.

Упражнение 350. Укажите ошибки в употреблении деепричастных оборотов, отредактируйте предложения, используя параллельные синтаксические конструкции.

1. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Нижнего Новгорода. 2. Употребление этих выражений и оборотов может быть уяснено путем наглядных примеров, взяв в качестве иллюстраций образцы художественной литературы. 3. Подъезжая к реке, мы остановили лошадей, соскочили на землю и, быстро раздевшись, бросились в воду. 4. Раньше для промера детали останавливали станок, в то время как теперь, пользуясь скобой особой системы, размер определяется за один прием на ходу станка. 5. Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Ярославля. 6. От науки требуются такие советы, применив которые получился бы большой эффект в практической работе. 7. Прочитав вторично рукопись, мне думается, что она нуждается в серьезной доработке. 8. Затем Сергеев назначается начальником автобазы, работая в этой должности полтора года. 9. Все изложение в книге сделано предельно коротко, учитывая бюджет времени практического врача. 10. Приехав во Владивосток, молодой коммерсант на второй день был найден убитым.

Упражнение 351. Оцените употребление в речи отглагольных существительных. В случае необходимости предложите вариант правки текстов, используя параллельные синтаксические конструкции.

Упражнения по стилистике русского языка: Учебное пособие - 3-е изд., испр.

М.: Рольф, 2001. 240 с. 5000 экз.

Рецензенты: доктор философских наук проф. МГУ Н.Н. Кохтев; проф. М.А. Теленкова.

Все права защищены.

Никакая часть данной книги не может переиздаваться или распространяться в любой форме и любыми средствами, электронными или механическими, включая фотокопирование, звукозапись, любые запоминающие устройства и системы поиска информации без письменного разрешения Правообладателя.

Учебное пособие

Предисловие

В пособии ставится цель закрепить теоретические знания по курсу стилистики, научить студентов стилистическому анализу текста, определению речевых ошибок в словоупотреблении, словообразовании, формообразовании, использовании частей речи и синтаксических средств русского языка, а также в звуковой организации речи. При этом особое внимание уделяется выработке навыков стилистической правки текста и литературному редактированию. Во многих упражнениях предлагается сопоставить неотредактированный и отредактированный варианты текстов, сравнить их разные редакции, проанализировать поучительные примеры авторедактирования писателей-классиков.

Многие упражнения дают возможность изучить различные стилистические приемы создания образности речи, усиления ее выразительности. Для наблюдений предлагаются классические образцы русской прозы, поэзии, публицистики. Ряд упражнений строится на критическом анализе текстов, свидетельствующих о низкой речевой культуре авторов, о небрежном их отношении к русскому языку, незнании его норм, неоправданном увлечении иноязычными словами, неологизмами, просторечием. Задания призваны выработать у филологов - будущих словесников и редакторов - нетерпимость к стилистическим недочетам в речи, профессиональные навыки исправления различных стилистических ошибок.

Читайте также: