Погрешность тахографа и спидометра

Обновлено: 02.07.2024

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к установке тахографов на автомобильные транспортные средства (АТС).

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 41.10-99 (Правила ЕЭК ООН № 10) Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении электромагнитной совместимости

ГОСТ 14254-96 Степени защиты, обеспечиваемые оболочками (код IP )

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 тахограф: Автоматическое бортовое техническое устройство для непрерывной индикации и регистрации пройденного пути и скорости движения АТС, времени работы и отдыха водителя, призванное обеспечить выполнение законодательных и нормативных требований, обеспечивающих гармонизацию социальных и коммерческих взаимоотношений в сфере транспорта, а также опасность дорожного движения.

3.2 автомобильные перевозки: Любое передвижение по дорогам, открытым для общего пользования порожних либо с людьми или с грузом АТС.

3.3 активация: Процесс, который выполняется с использованием карточки предприятия и присвоенного ей PIN-кода и в ходе которого тахограф становится полностью работоспособным и выполняет все функции, в том числе функции защиты.

3.4 блок памяти: Электронное устройство тахографа для хранения данных.

3.5 бортовое устройство; БУ: Тахограф, за исключением датчика движения и электропроводки для подсоединения датчика движения.

3.6 датчик движения: Компонент тахографа, подающий сигнал, который отображает скорость автомобиля и (или) пройденное расстояние.

Примечание - На автомобилях категорий М 1 и N 1 компонент, выполняющий эти функции, может называться адаптером.

3.7 загрузка: Копирование вместе с цифровой подписью части или всего массива данных, записанных в блоке памяти тахографа автомобиля или в блоке памяти карточки тахографа.

3.8 идентификация автомобиля: Выявление идентифицирующих номеров: номера государственной регистрации АТС с указанием страны регистрации и идентификационного номера транспортного средства (VIN).

3.9 калибровка: Обновление или подтверждение, с использованием карточки предприятия, данных об автомобиле, которые должны храниться в блоках памяти тахографа в качестве постоянных до следующей калибровки.

3.10 карточка тахографа: Карточка, предназначенная для использования в тахографе и позволяющая тахографу хранить определенные данные, проверять идентификационные данные держателя карточки (или идентификационные данные соответствующей группы) и передавать держателю карточки необходимые данные.

3.11 номер карточки тахографа: Номер в виде 16 буквенно-цифровых знаков, который однозначно идентифицирует карточку тахографа в данной стране и помещается после 3-х знаков кода страны, выдавшей эту карточку.

3.12 официальное утверждение типа: Процесс подтверждения страной, того факта, что данный тахограф (его компонент) либо карточка тахографа, подвергаемые проверке, удовлетворяют установленным требованиям (например, [1]).

3.14 постоянная тахографа, k : Числовая характеристика величины сигнала, генерируемого датчиком движения за пройденный АТС путь в один километр.

3.16 сертификация защиты: Процесс подтверждения сертифицирующим органом, что тахограф (его компонент) или карточка тахографа, подвергаемые контролю, выполняют требования в отношении защиты, определенные в соответствующих нормативных документах.

3.17 установка: Комплекс операций по монтажу, активации и проверке правильности функционирования тахографа на автомобиле.

3.18 характеристический коэффициент автомобиля, w : Числовая характеристика компонента АТС (например, вторичного вала коробки передач автомобиля), возбуждающего в датчике движения сигнал, величина которого соответствует пробегу АТС пути в один километр.

3.19 эффективная окружность шин колес: Среднее значение расстояний, пройденных колесами автомобиля, связанными со счетчиком пути (например, ведущими колесами), за один их полный оборот.

Тахограф обеспечивает регистрацию:

- расстояния, пройденного АТС;

- скорости движения АТС;

- продолжительности управления автомобиля водителем;

- периодов работы или нахождения водителя на рабочем месте;

- вскрытия корпуса, содержащего регистрационный листок.

Электронный тахограф, представляющий собой устройство, которое функционирует на основе передачи электрических сигналов с датчиков расстояния и скорости, регистрирует любой перерыв продолжительностью свыше 100 ∙ 10 -3 с в электрическом питании регистрирующего оборудования (за исключением освещения), в электрическом питании датчиков расстояния и скорости, а также любой перерыв в подаче сигнала на датчик расстояния и скорости.

4.2 Общие требования к конструкции тахографа

4.2.1 Тахограф включает устройства: визуальные, регистрирующие, записывающие.

- пройденное расстояние (счетчик расстояния);

4.2.4 Записывающие устройства регистрируют отдельно:

- каждое вскрытие корпуса, содержащего регистрационный листок;

- для электронного тахографа (по 4.1) - любой перерыв, продолжительностью свыше 100 ∙ 10 -3 с в электрическом питании датчика расстояния и скорости, в подаче сигнала на датчик расстояния и скорости, а также в электрическом питании тахографа (за исключением освещения) до повторного включения источника электрического питания.

4.2.5 В аналоговых тахографах функции по 4.2.2 и 4.2.3 может выполнять одно устройство.

4.2.6 Тахограф в части электромагнитной совместимости и устойчивости к воздействию внешних источников электромагнитного излучения должен соответствовать ГОСТ Р 41.10 (Правила ЕЭК ООН № 10).

4.2.7 Все составные части тахографа изготавливают из материалов, обладающих достаточной устойчивостью и механической прочностью, а также стабильными электрическими и магнитными характеристиками.

4.2.8 Требования к измерениям пробега, скорости и времени

4.2.8.1 Пройденный путь должен измеряться и регистрироваться при движении вперед и движении задним ходом, либо при движении только вперед. Погрешность регистрации не более 0,1 км.

4.2.8.2 Тахограф должен обеспечивать постоянное измерение и указывать значение скорости движения АТС. Погрешность регистрации скорости не более 1 км/ч.

Измерение времени не должно нарушаться в результате прекращения электропитания от источника, внешнего для прибора измерения времени, в течение менее 12 месяцев в условиях, предусмотренных для официального утверждения типа.

Максимально допустимые отклонения показаний или записей соответствующих приборов не должны превышать величин, указанных в таблице 1 в диапазоне температур от 0 °С до 40 °С.

Главная задача данного устройства — контроль режима труда и отдыха водителя. С цифровым тахографом водитель должен находиться за рулем не более 9 часов в день или 56 часов в неделю.

2. Можно ли избежать установки тахографа?

Необходимость в таком оборудовании отсутствует, если вы используете машину для личных целей. Если речь идет о транспортных средствах категории M2, M3, N2, N3, которые используются для грузовых или пассажирских перевозок, то, согласно приказу Министерства транспорта РФ №319, использование бортовых самописцев на них обязательно.

3. Можно ли перенести тахограф с одного автомобиля на другой?

Да, бортовой самописец можно установить на другое авто, но в этом случае потребуется обязательная замена блока СКЗИ, в котором хранятся сведения о предыдущем авто (использовать старый блок на новой машине категорически запрещено).

4. Какой мне надо поставить тахограф?

5. Кто имеет право производить монтаж тахографа на автомобиле?

6. Что будет, если проигнорировать требование по установке тахографа?

В законе по отношению к нарушителям предусмотрены штрафные санкции, размер которых зависит от того, кто допустил нарушение. Например, водителям придется заплатить от 1 до 3 тысяч рублей, а должностные лица за отсутствие бортового самописца должны заплатить от 5 до 10 тысяч рублей.

7. Можно ли карту водителя от российского тахографа использовать в европейских самописцах?

Нет, нельзя, поскольку в устройствах со СКЗИ (российские) и ЕСТР (европейские) применяются разные алгоритмы шифрования данных.

8. Сколько будет стоить установка тахографа?

9. Могут ли не совпадать данные самописца и спидометра?

Да, расхождение данных возможно. Оно объясняется тем, что погрешность при расчете пройденного пути у электронного спидометра составляет 4-5%, а суммарная погрешность при расчете пройденного пути по цифровому тахографу — 10%. Поэтому расхождения в показаниях не облагаются штрафами.

10. Существует ли возможность прошивки имеющейся карты водителя или предприятия?

11. Есть ли ограничения на продолжительность использования карт для тахографа?

Есть, причем эти ограничения зависят от типа карты. Например, срок действия карты водителя составляет до 3 лет. Аналогичный показатель у карты мастерской — до 1 года, а карту предприятия можно использовать не более 3 лет.

12. Обязательно ли сохранять данные с цифрового тахографа на внешних носителях?

Да, эту процедуру нужно выполнять в обязательном порядке. Юридическое лицо должно сохранять информацию за последний год не только с внутренней памяти бортового самописца, но и с карт водителя.

13. Может ли тахограф заменить спидометр?

Бортовой самописец может с высокой точностью определять скорость движения автомобиля — для этого нужно только выбрать соответствующий режим регистратора. Однако при поломке спидометра тахометр не получится использовать в качестве альтернативы. Дело в том, что, согласно ПДД, при возникновении поломок у штатных контрольно-измерительных приборов водитель должен самостоятельно устранить неисправность или следовать к месту стоянки или ремонта с соблюдением мер осторожности.

Ещё есть небольшая проблемка(я с ней и купил машину) .Стоит тахограф вместо спидометра,при первых поездках понял,что он врёт. Потом научным методом сравнивания с другими авто (ездили в паре и засекали скорость и пробег) выяснилось,что обманывает он примерно на 25%. Что бы получить реальный пробег за день например,я умножаю то что он накрутил на 1.33 и получаю точную цифру. Всё бы ничего,но клиенты бывают разные и доказывать им зачем я это делаю бессмысленно.Что с ним и как бороться с этой аномалией?

Может сдесь как на Евротягачах, если врёт тахо, то либо его нужно оттарировать либо резину поставить правильную, под каторую тахо отторирован. Вот как то так.

Может сдесь как на Евротягачах, если врёт тахо, то либо его нужно оттарировать либо резину поставить правильную, под каторую тахо отторирован. Вот как то так.

я как то и не подумал об этом! На кабине есть табличка с размером шин,вроде такая и стоит. перед на 16,задок на 17,5.

я как то и не подумал об этом! На кабине есть табличка с размером шин,вроде такая и стоит. перед на 16,задок на 17,5.

Вот где скорей всего собака и порылась;) наверняка у тебя стояли по кругу 16 шины..Обычно 17,5 по кругу стоят.

У меня из за резины спидометор стал даже врать
Раньше стояла 175 поставл 185. я про R 14 при тех же оборотах двигателя спид показывает больше

Такое соотношение, как у автора не попадалось-перед на 16,задок на 17,5. Скорей всего сзади не родная, больше, вот и врет..

А где узнать то теперь,какая должна стоять резина у меня? Я завтра сфотаю эту табличку и выложу сюда - может кто подскажет?

Да ЖПС удобная вещь и скорость показывает, маршрут показывает, растояние, и в какое время ты будеш в пункте назначения.

Да ЖПС удобная вещь и скорость показывает, маршрут показывает, растояние, и в какое время ты будеш в пункте назначения.

А я люблю, когда у меня в машине всё работае и всё исправно. Кто мешает разобраться с тахо и поставить ещё новигатор.

По навигатору могу сказать ,что не стоит тупо верить ,что бакланит телка,сидящая внутри. Ездили с отцом на НГ праздники к родне под Ростов(на моей тойоте), взял у тестя навигатор, ну так ,испробовать, что это за штука. Ехали все нормально до Дюртюлей,пока не вспомнил я про этого балбеса(нави).И тут началось.
Езжай туда,езжай сюда,вы ушли с маршрута и прочее.
Первый косяк случился перед Самарой на кольце Красный яр: нави отправляет прямо,через 8 км развязка,там он нас разворачивает и обратно на кольцо 8км,затем снова обратно. Такой вот навигатор.Пока сами не разобрались ,он все по кругу нас водил. И таких сбоев за всю дорогу предостаточно.Один раз в Шахтах(РОстовская обл) ваще отправлял нас на якобы имеющуюся дорогу- а там кусты и дороги в помине не было.Уже после поездки,в Перми, взял с собой этого гада на заказик(адрес не особо представлял),на улицу он привел правильно,а вот дома этого ну никак не хотел видеть.
После такого опыта могу сказать,что вещь эта в плане навигации почти бесполезная.А вот расстояния показывает очень точно,тут нечего сказать.

[QUOTE=manec74;1082476368]По навигатору могу сказать ,что не стоит тупо верить ,что бакланит телка,сидящая внутри. Ездили с отцом на НГ праздники к родне под Ростов(на моей тойоте), взял у тестя навигатор, ну так ,испробовать, что это за штука. Ехали все нормально до Дюртюлей,пока не вспомнил я про этого балбеса(нави).И тут началось.
Езжай туда,езжай сюда,вы ушли с маршрута и прочее.

К навигатору нужно привыкнуть.Он действительно иногда посылает в другую сторону т.к. большинство карт годов этак 80-90гг.Он меня тоже один раз за Уфой отправил через Дюртули, а мне надо было в Наб. Челны. Чем дальше от Москвы в сторону востока, тем хуже карты. Я 2 года им пользуюсь и карты обновляю 1 раз в три месяца.

Почему показания GPS/ГЛОНАСС мониторинга отличаются от данных одометров?

Любая система мониторинга транспорта показывает пробег меньше, чем показания одометра. Различные пробеги, списанные со штатных одометров, установленных на автомобилях, и данные о пробегах полученные с помощью спутникового мониторинга транспорта могут стать причиной служебных проверок, перерасчётов и конфликтных ситуаций в организации. Разберёмся в погрешностях установленных одометров и GPS/ГЛОНАСС-трекеров.

Конструкция одометров и их погрешности


Для измерения пройденного пути на транспортном средстве используют специальный прибор — одометр. Бортовые одометры всех видов не относятся к классу точных приборов. Для каждого вида данных устройств установлены допустимые погрешности. Для полного понимания приведённых сведений и цифр, нужно иметь ввиду:
1. Данные погрешности установлены только для самих приборов. Все конструктивные изменения, а так
же физический износ некоторых узлов и агрегатов автомобиля в эту погрешность не включены.
2. По техническим требованиям ЕЭК ООН №39 спидометры не могут занижать показания.

Средняя погрешность спидометра по этим правилам (ГОСТ Р 41.39-99) может быть только положительной и не превышать истинную скорость движения более чем на 10%+6 км/ч. Поэтому и одометр, конструктивно связанный со спидометром, так же даёт завышенные показания.
Заводы-изготовители завышают показания скорости и пробега на 5-10%. Об этом ведётся множество разговоров и бурные обсуждения на форумах автолюбителей. Возможно, что автопроизводители заботятся не только о безопасности водителей, но и вполне законно (опираясь на правила ЕЭК ООН №39) уменьшают реальный гарантийный пробег на неизвестную величину, потому что отсутствуют требования к точности измерения пробега.

Одометры бывают различных конструкций: механические, электромеханические или электронные.


Механический одометр — весьма оценочное устройство, имеет собственную погрешность до 5%. В зависимости от условий эксплуатации, износа деталей и агрегатов и использовании не оригинальных запчастей суммарная погрешность прибора может достигать 15%.
Электромеханические одометры — основаны на показаниях электронного измерителя числа импульсов от датчика скорости, расположенного обычно на коробке передач. Эти приборы несколько точней механических, ведь они избавились лишь от нескольких слабых мест механической части. Погрешность большинства из них находится в пределах 5-7%.
Электронные одометры — дальнейшее эволюционное развитие. Избавились от механического индикатора, который заменили жидкокристаллическим экраном. В тоже время сам принцип контроля пройденного пути (обороты колеса) остается неизменным, и даже точная электроника находится в зависимости от технического состояния ходовой части автомобиля.

Общие факторы, влияющие на любые одометры:
• Радиус колеса может внести существенную погрешность в показания одометра. Разница в высоте протектора в 1 см, например, даст на 100 км пробега автомобиля разницу в пробеге в 1955 м: диаметр одного колеса 1 м, второго — 1.02 м. Первое совершит 31 830 оборотов, второе — 31 206. Каждый оборот — 3.1416 м, разница — 1955 м. И эту разницу мы получаем только при одном сантиметре! К примеру, разные шины 325/70 и 325/75 дадут сразу разницу в диаметре в 3.2 см. Поэтому одометр на автомобиле со стёртым протектором покажет большее значение по сравнению с таким же автомобилем, но на новых шинах. Ещё важно знать, на какой радиус колёс рассчитан одометр: если поставить другой размер колёс, то будут совсем другие данные по скорости и пройденному пути.
• Вес груза — при полной или чрезмерной загрузке автомобиля, шина проминается по-разному, поэтому изменяется диаметр колеса.
• Давление в шинах — шина проминается по-разному при штатном и нештатном давлении. На давление влияет температура, при прогретых или перегретых шинах оно выше.
• Скольжение колес — при пробуксовках, скольжениях, или же наоборот — торможении на льду, автомобиль или находится на месте при вращении колес, либо наоборот — движется при блокировке колес.

Измерение пробега системой GPS/ГЛОНАСС мониторинга


Система мониторинга транспорта на основе спутниковой навигации может определять пройденное расстояние двумя основными способами:
• По координатам точек маршрута: данные о пробеге рассчитываются как расстояние по прямой между координатами точек (долгота и широта), которые присылает прибор. Причем временной интервал между присланными точками может быть разный. Обычный интервал: 10-30 сек.
• Данные о пробеге рассчитываются терминалом системы мониторинга на основе дополнительной информации получаемой с GPS-приемника. В данном способе терминал сам определяет моментальное значение скорости каждую секунду. Данный способ является максимально точным по отношению к предыдущему.
Слабым местом использования любой навигационной системы является то, что при определённых условиях сигнал может не доходить до приёмника, или приходить со значительными искажениями или задержками. Например, практически невозможно определить своё точное местонахождение в подвале или в тоннеле.

По официальным данным чистая погрешность модуля ГЛОНАСС/GPS находится в пределах 2-5 метров (это порядка 1.5% в определении пробегов). Согласно данным СДКМ (Российская система
дифференциальной коррекции и мониторинга) ошибки навигационных определений ГЛОНАСС по долготе и широте составляли 4,46-7,38 м при использовании в среднем 7-8 видимых спутников (в зависимости от точки приёма). В то же время ошибки GPS составляли 2,00—8,76 м при использовании в среднем 6—11 видимых спутников (в зависимости от точки приёма). Рельеф местности также не оказывает сильного влияния на погрешность измерения пробега. Например, при уклоне по знаку в 15-20% — угол наклона дороги составит 8.53-11.31°, а погрешность измерения пробега составит около 1.5%. И даже при очень крутом уклоне в 40% по знаку (угол наклона дороги составит 21.8°), погрешности измерения пробега составит всего около 6%. Но все современные терминалы системы мониторинга умеют определять высоту и делать соответствующие поправки при вычислении пробега. Таким образом, общая погрешность систем
мониторинга транспорта ГЛОНАСС/GPS, при нормальных условиях, составляет менее 3,5%.

Неполадки и саботаж

Читайте также: