Порядок освидетельствования водителей на алкоголь в рб

Обновлено: 04.07.2024

Факт состояния опьянения или факт употребления наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ может быть выявлен в результате приборного контроля, а также сотрудниками Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь (ГАИ).

Нам (адвокату по спорам с ГАИ) задали вопрос: Какова минимальная концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, при которой запрещено управлять ТС? Как это устанавливается?

Состояние алкогольного опьянения - это наличие абсолютного этилового спирта в крови или выдыхаемом воздухе в концентрации 0,3 и более промилле или наличие паров абсолютного этилового спирта в концентрации 150 и более микрограммов на один литр выдыхаемого воздуха.

Что такое промилле алкоголя?

В промилле часто выражается уровень содержания алкоголя в крови человека. Одна промилле алкоголя в крови показывает, что в литре жидкости, содержащемся в организме, присутствует 1 г этанола.

Адвокат по спорам с ГАИ отмечает, чтосостояние алкогольного опьянения определяется через проведение процедуры освидетельствования, если для этого не требуется проведения экспертизы.

Освидетельствование – это совокупность действий должностного лица, производимых при необходимости с участием врача-специалиста или иного специалиста в порядке, устанавливаемом Положением о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, законодательством, определяющим порядок ведения административного процесса, и (или) уголовно-процессуальным законодательством, по выявлению наличия или отсутствия состояния опьянения у физического лица, если для этого не требуется проведения экспертизы.

Освидетельствование физических лиц осуществляется в случаях, когда в отношении их имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, и проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс.

К основаниям, дающим право полагать, что лицо находится в состоянии опьянения, являются следующие действия и признаки:

Освидетельствование проводится с использованием приборов, предназначенных для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, соответствующих требованиям технических нормативных правовых актов, и (или) экспресс-тестов (тест-полосок, экспресс-пластин), предназначенных для определения наличия наркотических средств или других веществ в биологических образцах, забранных у физического лица.

Приборы и экспресс-тесты используются в порядке, определяемом изготовителем приборов (экспресс-тестов) в соответствии с законодательством.

Для проведения лабораторного исследования при освидетельствовании с участием врача или иного специалиста у физического лица могут забираться в установленном порядке биологические образцы для определения в них концентрации абсолютного этилового спирта, наличия наркотических средств или других веществ.

Порядок отбора, хранения и доставки на лабораторное исследование биологических образцов, а также определения в них при лабораторном исследовании концентрации абсолютного этилового спирта, наличия наркотических средств или других веществ устанавливается Министерством здравоохранения.

При положительном результате экспресс-тестов проведение лабораторного исследования является обязательным.

По итогам проведения освидетельствования должностным лицом в Протоколе процессуального действия, врачом - в Акте освидетельствования отражается одно из следующих заключений:

- состояние на момент освидетельствования:

  • отсутствует состояние алкогольного опьянения и (или) состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • состояние алкогольного опьянения;
  • состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
  • состояние алкогольного опьянения и состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;

- отказ от прохождения в установленном порядке освидетельствования.

При обращении физического лица, в отношении которого проводилось освидетельствование, в организацию здравоохранения за получением информации о результатах освидетельствования, УЗ выдает ему Медицинскую справку о состоянии здоровья, содержащую заключение, вынесенное по результатам освидетельствования, в порядке, установленном законодательством.

Таким образом, минимальная концентрация абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе, при которой запрещено управлять ТС, составляет 0,3 промилле.

На заметку от адвоката по спорам с ГАИ !

Следует помнить, что показания приборов, используемых при проверке на состояние алкогольного опьянения в подразделениях ГАИ (например, "Алкотест-203"), могут иметь погрешность в пределах 0,1-0,15 промилле в ту или иную сторону.

Поэтому, при пограничных значениях, отступающих от показателя 0,3 промилле на указанную величину, следует настаивать на проведении освидетельствования в медицинском учреждении.

Адвокат по спорам с ГАИ обращает Ваше внимание!

Уголовным кодексом Республики Беларусь (статья 46-1 УК Республики Беларусь) в качестве меры уголовного наказания предусмотрена специальная конфискация транспортного средства, а именно.

Независимо от права собственности подлежит специальной конфискации транспортное средство, которым управляло лицо, совершившее преступление, предусмотренное статьей 317-1 УК (Управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, передача управления транспортным средством такому лицу либо отказ от прохождения проверки (освидетельствования), за исключением транспортных средств, выбывших из законного владения собственника (пользователя) помимо его воли или в результате противоправных действий других лиц.

  • Это значит, что за
    1) управление транспортным средством лицом, находящимся в состоянии алкогольного опьянения или в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ,
  • 2) либо передача управления транспортным средством такому лицу,
  • 3) а равно отказ от прохождения в установленном порядке проверки (освидетельствования) на предмет определения состояния алкогольного опьянения либо состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ – применяется, в качестве меры уголовного наказания, и специальная конфискация транспортного средства.

При этом стоит подчеркнуть, что к уголовной ответственности по статье 317-1 УК Республики Беларусь и применении специальной конфискации могут привлечь лицо, лишь в случае совершения им в течение года после наложения административного взыскания такого же нарушения.

Адвокат по спорам с ГАИ рекомендует водителям как себя вести, если работники ГАИ усомнились в физическом состоянии водителя и настаивают на проведении освидетельствования:

  • 1. Во-первых, необходимо понимать, что в административном процессе нет статуса подозреваемого в совершении административного правонарушения, а есть статус - лица, в отношении которого ведется административный процесс. Из этого следует, что если инспектор ГАИ желает провести Ваше освидетельствование, то он обязан составить соответствующие процессуальные документы, которые свидетельствуют о начале административного процесса в отношении Вас, и достаточности оснований для проведения освидетельствования.
  • Такими процессуальными документами могут быть: Протокол о наличии у Вас признака (признаков) алкогольного опьянения; Постановление об отстранении Вас от управления ТС; Направление в учреждение здравоохранения для проведения освидетельствования с указанием мотивов и оснований для его проведения.
  • 2. Во-вторых. Инспектор ГАИ до предложения Вам пройти освидетельствование, должен прогреть прибор, сменить насадку на приборе, в чем Вы должны убедиться лично.
  • Кроме того, инспектор ГАИ, предлагая Вам пройти освидетельствование, обязан выяснить у Вас- не принимали ли Вы какие-либо лекарственные средства на спиртовой основе, и если да, то какие и когда. Если это имело место быть, то освидетельствование должно пройти по истечении не менее 15 минут с момента употребления лекарства.
  • 3. В-третьих. Стоит помнить и о погрешности приборов, которые инспекторы ГАИ обязаны также учитывать при принятии решения по результатам освидетельствования. Приборы должны проходить соответствующую поверку.
  • 4. Главное ! Если в отношении Вас начали административный процесс, то Вас должны ознакомить как с правами, так и с обязанностями, предусмотренными ПИКоАП Республики Беларусь.

Согласно Конституции Республики Беларусь и ПИКоАП Республики Беларусь, Вы имеете право на защиту, и орган, ведущий административный процесс, обязан выяснить - нуждаетесь ли вы в защитнике, и если да, то обеспечить участие защитника с начала административного процесса.

  • 5. При прохождении освидетельствования в УЗ следует помнить, что данное учреждение обязано иметь лицензию на право осуществления освидетельствования.
  • Врач обязан выяснить вопросы о наличии у Вас каких-либо заболеваний, и установить причинную связь между заболеваниями и возможным состоянием опьянения, и, как следствие, сделать свое Заключение с учетом данных обстоятельств.
  • 6. Отказ от освидетельствования - облегчает работу сотрудникам ГАИ, но не Вам. А Вас, в определенных случаях, это лишает перспективы отстоять свои права в дальнейшем.

Водители, будьте юридически подкованы! Знайте, свои права, соблюдайте свои обязанности! И, Удачи Вам на дорогах!

Представление интересов клиента (адвокат по спорам с ГАИ) по делам данного направления (освидетельствования, специальная конфискация ТС) требует наличие большого практического опыта и соответствующей подготовки, что имеется у адвокатов нашей команды.

Безусловно, что совокупность данных критериев и особенностей защитника не гарантирует 100 % (стопроцентный) результат, но свидетельствует о том, что работа будет выполнена квалифицирована, высокопрофессионально и с максимальным результатом для клиента.

Помните, что приступать к выполнению своих обязанностей по защите Ваших интересов, адвокат может только после заключения Договора с лицом, чьи интересы предстоит защищать, его родственником, или иным заинтересованным лицом.

Мы дорожим своей Репутацией!

Если Вам пришлось столкнуться с чем-то из этого списка, Вы можете смело обращаться к нам (адвокатам по спорам с ГАИ) за юридической помощью.

Запишите наши контактные данные:

Республика Беларусь,г.Минск,ул.Ульяновская,4, Юридическая консультация Ленинского района г.Минска, Минская городская коллегия адвокатов

Осипов Сергей Андреевич: Моб.тел. + 375 44 740-32-69

Санковский Игорь Александрович: Моб.тел. + 375 29 693-63-43

1.1. Анализ проведенных служебных проверок показывает, что руководители территориальных подразделений слабо владеют методикой документирования фактов появления государственных гражданских служащих на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в нетрезвом состоянии. Так, из 5 проведенных в 2007 году проверок по вышеуказанным фактам ни в одном из представленных первичных материалов не были полностью отражены признаки, позволяющие сделать вывод о наличии у сотрудника состояния алкогольного опьянения. Только в одном случае было проведено медицинское освидетельствование. Допущенные нарушения в оформлении не позволяют сделать определенный вывод о наличии опьянения у сотрудника, и, как следствие, привлечь его к дисциплинарной ответственности. Учитывая высокую общественную опасность данного нарушения, отсутствие адекватного реагирования на случаи появления на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в нетрезвом состоянии способствует существенному снижению уровня служебной дисциплины и подрыву авторитета органов государственной власти.

1.2. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок действий руководителей территориальных подразделений и сотрудников кадровой службы при выявлении фактов нахождения государственных гражданских служащих на рабочем месте в нетрезвом состоянии.

1.4. Целью настоящих методических рекомендаций является получение методических и практических навыков начальниками отделов - старшими судебными приставами РО (ГО, СО) СП в порядке документирования фактов появления сотрудников на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии алкогольного опьянения и является учебно - методическим пособием по организации и проведению документирования.

1.5. Целью настоящих методических рекомендаций является обучение начальников отделов - старших судебных приставов РО (ГО, СО) СП :

  • порядку сбора первичного материала по фактам появления сотрудников на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения;
  • порядку организации и проведения медицинского освидетельствования сотрудников на состояние алкогольного опьянения;
  • особенностям медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами.

II. Порядок сбора первичного материала по фактам появления сотрудников на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения

2.1. Согласно пункту 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" состояние опьянения работника может быть подтверждено как медицинским заключением, так и другими видами доказательств, которые должны быть соответственно оценены судом. Одним из таких доказательств является акт о появлении работника в состоянии опьянения. В качестве дополнительных доказательств могут быть представлены докладные записки, иные документы, свидетельские показания.

2.2. Оформление акта о появлении работника на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии опьянения возлагается на непосредственного руководителя государственного гражданского служащего, а также на сотрудников кадровой службы либо подразделения по обеспечению работы с кадрами и вопросов безопасности.

Форма акта произвольная, однако для того, чтобы акт мог рассматриваться как подтверждение нахождения работника в состоянии опьянения, в нем следует отразить:

- дату, время (желательно с точностью до минут) и место составления акта;

- фамилию, имя, отчество и должность работника, составившего акт;

- фамилии и должности (профессии) работников, присутствующих при составлении акта;

- время обнаружения работника, находящегося в состоянии алкогольного опьянения;

- указание о присутствии при составлении акта работника, находящегося в состоянии опьянения;

- состояние работника, с указанием признаков, позволивших составителю акта сделать вывод об опьянении;

- указание на ознакомление с актом работника, находящегося в состоянии опьянения, его подпись, дата, либо указание на ознакомление с актом работника, находящегося в состоянии опьянения, и отказывающегося от подписи об ознакомлении с указанным актом;

- подписи составителя акта и присутствующих при его составлении работников.

Примерный образец акта о состоянии алкогольного опьянения приведен в приложении 4.

1. Запах алкоголя изо рта.

2. Неустойчивость позы.

3. Нарушение речи.

4. Выраженное дрожание пальцев рук.

5. Резкое изменение окраски кожных покровов лица.

6. Поведение, не соответствующее обстановке.

Так как заключение по признаку, указанному в пункте 7, дается только специалистом - наркологом, в акте должно быть отражено наличие признаков, указанных в п.п. 1-6.

2.4. По общему правилу, с актом под расписку необходимо ознакомить работника, а также предложить ему представить свои объяснения. Как правило, при составлении акта о появлении на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии опьянения не рекомендуется брать объяснения у работника, однако, при согласии сотрудника, следует просить его изложить свои объяснения, а также представлять ему акт на подпись, т.к. стиль изложения объяснений, несвязанные формулировки, неконтролируемый почерк, невнятно изложенные мысли впоследствии могут рассматриваться в качестве факта, подтверждающего состояние алкогольного опьянения. Если ознакомление пьяного сотрудника с актом невозможно в силу того, что он не в состоянии что-либо понимать, в акте следует указать, что работник не понимал значения своих действий и обращенных к нему вопросов, в силу чего ознакомить его с актом в день составления не представлялось возможным. Если же работник отказывается от подписи, то этот факт также нужно отразить в акте, а составителю и присутствующим еще раз поставить свои подписи под такой записью. Факт отказа от дачи объяснений также необходимо оформлять отдельным актом (см. приложение 1).

Необходимо сразу же после составления акта отобрать объяснения от всех присутствовавших лиц. В объяснении необходимо отразить время и место составления акта, обстоятельства, послужившие причиной составления акта, подробное описание наличия у освидетельствуемого сотрудника вышеуказанных признаков алкогольного опьянения. При отражении поведения, не соответствующего обстановке, необходимо подробно описать, в чем именно оно заключается.

III. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования сотрудников на состояние алкогольного опьянения

Право направления на медицинское освидетельствование предоставляется руководителю Управления ФССП России по Оренбургской области - главному судебному приставу Оренбургской области - в отношении любого сотрудника Управления, а также начальникам РО (ГО, СО) СП - в отношении лиц, находящихся в их прямом подчинении. В исключительных случаях допускается направление на освидетельствование оперативным дежурным - начальником смены оперативного дежурства с уведомлением руководителя Управления или лица, его замещающего, в течении 24 часов с момента обнаружения.

Инициатором медицинского освидетельствования может выступать не только работодатель, а также и государственный гражданский служащий, не согласный с выводами и фактами, изложенными в акте о появлении на работе (на своем рабочем месте либо на территории организации - работодателя или объекта, где по поручению работодателя работник должен выполнять трудовую функцию) в состоянии опьянения. В данном случае он может самостоятельно обратиться в учреждение здравоохранения за получением медицинского заключения, результаты которого опровергнут акт.

3.2. При направлении на освидетельствование необходимо в присутствии не менее 2-х лиц уведомить сотрудника о том, что он вправе отказаться от прохождения освидетельствования. Кроме того, направляемому на освидетельствование государственному гражданскому служащему должно быть разъяснено право прервать освидетельствование в любой момент. В случае, если государственный гражданский служащий откажется от прохождения освидетельствования, отказ должен быть оформлен отдельным актом, заверенным подписями присутствующих.

Направлять государственного гражданского служащего для освидетельствования наиболее целесообразно в наркологический диспансер при наличии его в населенном пункте (см. приложение 2). В случае, если наркологического диспансера в населенном пункте нет, освидетельствование необходимо проводить в центральной районной больнице.

3.3. Во всех случаях врачу, проводящему освидетельствование, должны быть сообщены причины, вызвавшие необходимость освидетельствования, и его цели. При этом освидетельствуемый обязан представить документ, удостоверяющий личность, а в случае проведения освидетельствования по инициативе гражданского служащего - письменное заявление с подробным изложением причины его просьбы о проведении освидетельствования. По официальному письменному запросу заинтересованных органов или учреждений протокол освидетельствования может быть выдан (выслан) соответствующим медицинским учреждением.

3.4. В случае проведения освидетельствования по инициативе работодателя освидетельствуемого сотрудника целесообразно доставить в медицинское учреждение в сопровождении непосредственного руководителя и 2-3 сопровождающих. Рекомендуется присутствие указанных лиц в процессе освидетельствования, чем достигается, во-первых, возможность пресечения возможных противоправных действий со стороны освидетельствования, во-вторых, возможность документирования отказа от продолжения освидетельствования. Врач (фельдшер), производящий освидетельствование по направлению, составляет протокол медицинского освидетельствования по установленной форме в двух экземплярах. В протоколе подробно излагаются сведения о внешнем виде освидетельствуемого, его поведении, эмоциональном фоне, речи, вегетососудистых реакциях, состоянии двигательной сферы. При этом рекомендуется отметить жалобы освидетельствуемого, его субъективную оценку своего состояния. Кроме того, при оценке состояния требуется отметить наличие или отсутствие запаха алкоголя и указать результаты лабораторных исследований. При врачебном исследовании допускается внесение имеющихся дополнительных данных, свидетельствующих о факте употребления алкоголя или о наличии симптомов опьянения. В случае невозможности проведения освидетельствования в полном объеме в силу определенных обстоятельств (из-за тяжести состояния лица, подлежащего освидетельствованию, его отказа от освидетельствования и т.п.) в протоколе медицинского освидетельствования указываются причины, почему не было выполнено то или иное исследование. Лабораторные исследования при проведении освидетельствования являются обязательными, однако кровь для анализа на алкоголь рекомендуется брать в исключительных случаях только по медицинским показаниям (например, тяжелые травмы, отравления и т.п.).

3.5. Результаты медицинского освидетельствования до установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения могут считаться действительными при условии, что они были получены в ходе медицинского обследования в соответствии с инструкцией и при проведении лабораторных исследований были использованы только соответствующие методики и устройства. Врач при составлении заключения по медицинскому освидетельствованию для установления факта употребления алкоголя и состояния опьянения должен установить одно из следующих состояний:

трезв, признаков потребления алкоголя нет;

установлен факт употребления алкоголя, признаки опьянения не выявлены;

состояние одурманивания, вызванное наркотическими или другими веществами (в этом случае обязательно указывается установленное вещество, заключение выносится только при достоверном лабораторном определении конкретного вещества);

трезв, имеются нарушения функционального состояния, требующие отстранения от работы с источником повышенной опасности по состоянию здоровья.

Врач, проводящий освидетельствование, должен не только констатировать сам факт потребления алкоголя, но и правильно квалифицировать состояние обследуемого, поскольку диагностика соответствующих синдромов служит медицинским критерием для установления определенных в законе правонарушений, связанных с потреблением алкоголя.

3.6. По результатам освидетельствования лицом, обнаружившим нарушение, составляется докладная записка на имя руководителя Управления ФССП России по Оренбургской области - главного судебного пристава Оренбургской области, с приложением собранного материала.

IV. Особенности медицинского освидетельствования на состояние опьянения лиц, управляющих транспортными средствами

4.1. В главе 51 Трудового кодекса установлены особенности регулирования труда работников транспорта. Согласно ч. 2 ст. 328 ТК РФ прием работников на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта. Цель обязательного медицинского освидетельствования и переосвидетельствования, в частности, водителей транспортных средств и кандидатов в водители - определить у них медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности. В связи с этим они проходят предрейсовые, послерейсовые и текущие медицинские осмотры, в том числе и на предмет выявления возможного опьянения. Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации запрещается управлять транспортными средствами, устанавливаются ст. 23 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения".

4.2. По результатам освидетельствования в 2 экземплярах составляется акт медицинского освидетельствования с указанием даты освидетельствования и других необходимых атрибутов. На основании результатов освидетельствования составляется заключение, в котором должно быть четко охарактеризовано состояние освидетельствуемого лица на момент освидетельствования. В случае отказа лица от освидетельствования (либо от того или иного вида исследования в рамках освидетельствования) врачом (фельдшером), проводящим освидетельствование, в журнале регистрации делается запись "от освидетельствования отказался". Если проведение освидетельствования в полном объеме не представляется возможным из-за тяжести состояния освидетельствуемого, в акте указываются причины, по которым не было выполнено то или иное исследование. Основой заключения о состоянии освидетельствуемого служат данные комплексного медицинского освидетельствования с учетом результатов лабораторных исследований.

При наличии клинических признаков опьянения и невозможности проведения лабораторного исследования заключение о наличии состояния опьянения выносится на основании установленных клинических признаков опьянения. Подлинник заключения с подписью специалиста, проводящего исследование, приобщается ко второму экземпляру акта медицинского освидетельствования.

4.3. Первый экземпляр акта выдается должностному лицу, инициировавшему медицинское освидетельствование гражданина на предмет определения его опьянения. Второй экземпляр акта остается в организации здравоохранения, в котором произведено освидетельствование, и хранится в течение 3 лет.

Власов Андрей

Практикующим адвокатам и юристам хорошо известно, насколько трудно доказать невиновность водителя по делам об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 12.8 (управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения) и 12.26 (невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения) КоАП РФ.

Нередко суды не обращают внимания ни на процессуальные нарушения, ни на ошибки при составлении документов, ни на противоречия показаний понятых и сотрудников ДПС, ни на показания свидетелей и лица, привлекаемого к административной ответственности. Нормы ст. 49 Конституции РФ и ст. 1.5 КоАП, предусматривающие презумпцию невиновности, применяются редко.

Приведу пример из своей адвокатской практики.

10 мая 2019 г. Наталья Амхадова, управляя автомобилем, стала участницей ДТП, в результате которого получила тяжкий вред здоровью.

С места аварии она была госпитализирована в медучреждение г. Новосибирска, где у нее, пока она находилась в бессознательном состоянии, были взяты биологические образцы для проведения химико-токсикологического исследования на предмет алкогольного и наркотического опьянения. По результатам исследования в крови Амхадовой было выявлено содержание этанола в количестве 0,46 гр/л.

Результаты освидетельствования послужили основанием для привлечения Амхадовой к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.8 КоАП.

Свою вину в правонарушении Наталья Амхадова не признавала и настаивала на своей невиновности, указывая на фальсификацию результатов химико-токсикологического исследования.

После моего вступления в дело в качестве представителя интересов доверительницы и участия в судебном разбирательстве у мирового судьи удалось установить обстоятельства, вызывающие сомнение в соблюдении порядка получения биологических образцов для проведения химико-токсикологического исследования.

В приложении № 3 к Порядку проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), утвержденному Приказом Минздрава России от 18 декабря 2015 г. № 933н, установлены Правила проведения химико-токсикологических исследований при медосвидетельствовании (далее – Правила).

Согласно п. 6 Правил при невозможности проведения клинического исследования у водителя производится забор крови из поверхностной вены в объеме 15 мл в две пробирки объемом 10 и 5 мл. Пробирка с объемом крови 10 мл используется для проведения химико-токсикологических исследований, вторая (с объемом крови 5 мл) хранится как контрольный образец.

В каждом лечебном учреждении, где проводится забор крови для химико-токсикологических исследований, ведется журнал регистрации отбора биологических объектов. В нем указываются:

  • дата и время забора биоматериала;
  • ФИО лица, у которого производится забор;
  • наименование биоматериала и его объем;
  • код, присваиваемый биологическому объекту;
  • дата направления биологических объектов на исследование;
  • подпись освидетельствуемого лица;
  • фамилия лица, ответственного за взятие биоматериала.

Выписка из журнала, представленная в суд, содержала отметку о том, что у Натальи Амхадовой для проведения химико-токсикологических исследований было взято не 15 мл крови, как того требует порядок освидетельствования, а всего 4 мл крови плюс моча. При заборе крови женщина находилась под наркозом (по медицинским документам наркоз был введен за 10 минут до забора биоматериала), поэтому факт забора у нее крови засвидетельствовать не могла.

Нас с доверительницей заинтересовало, в результате каких манипуляций 4 мл крови превратились в 15, и я ходатайствовал перед судом о проведении молекулярно-генетической экспертизы с целью определить принадлежность доверительнице контрольного образца.

В заявленном ходатайстве суд отказал. Тогда я потребовал провести повторное исследование по контрольному образцу.

В результате повторного исследования 25 сентября того же года было установлено содержание этанола в крови в объеме 0,28 гр/л, что меньше установленного предела и свидетельствовало об отсутствии у моей доверительницы состояния опьянения (состоянием опьянения считается концентрация этанола в крови в объеме более 0,3 гр/л).

Однако данные обстоятельства не смутили мирового судью, и 18 октября он вынес постановление о лишении Натальи Амхадовой водительских прав на полтора года со штрафом в 30 тыс. руб.

Постановление я обжаловал в Октябрьский районный суд г. Новосибирска. Рассмотрев жалобу, суд вернул дело на новое рассмотрение с указанием мировому судье дать надлежащую оценку доказательствам, устранить имеющиеся противоречия и провести необходимые экспертизы (решение по делу № 12-548/2019).

Безусловно, и это постановление было обжаловано.

3 августа 2020 г. Октябрьский районный суд г. Новосибирска поставил точку в этом вопросе. Судья Марина Борзицкая разрешила дело на основании закона и исследованных доказательств.

Так, в судебном заседании был допрошен свидетель – фельдшер скорой помощи, оказывавший пострадавшей Амхадовой первую помощь. Свидетель показал, что для оказания неотложной медпомощи в вену пострадавшей был введен катетер, а место ввода было обработано спиртовой салфеткой, которая осталась на месте ввода. Впоследствии из того же катетера был произведен забор крови на химико-токсикологическое исследование. Этот факт послужил окончательным доводом, убедившим суд в невиновности моей доверительницы.

В итоге суд пришел к выводу, что порядок медицинского освидетельствования пациента в лечебном учреждении действительно был нарушен, и допущенные нарушения являются неустранимыми. Следовательно, в материалах дела отсутствует состав административного правонарушения.

Таким образом, постановление мирового судьи о привлечении Натальи Амхадовой к административной ответственности было отменено, а производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП (решение по делу № 12-281/2020).

Данное дело демонстрирует, что лечебные учреждения не всегда должным образом соблюдают порядок проведения освидетельствования водителей на состояние опьянения.

Так, в предоставленной копии журнала не было ни одного пациента, у которого забор биологических сред был произведен без нарушений (в частности, у Амхадовой объем взятой для исследования крови составил 4 мл, у остальных – 9–10 мл при установленной норме 15 мл). Наркологические диспансеры не обращают внимания на несоответствие представленных анализов, нередко осуществляя подлог документов, указывают в справках исследования объемы биологических жидкостей согласно Правилам, а не фактически полученные. А поскольку такие нарушения распространены, и для адвокатов есть поле деятельности по защите нарушенных прав граждан.

Освидетельсствование: какие права имеют сотрудники милиции и что об этом должен знать человек, в отношении которого ведется административный процесс.

Самое читаемое


Согласно ч.1 ст. 10.14 ПИКоАП для обнаружения на теле человека особых примет, следов административного правонарушения, выявления состояния опьянения или иных свойств и признаков, имеющих значение для дела об административном правонарушении, если для этого не требуется проведение экспертизы, может быть проведено освидетельствование физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, потерпевшего физического лица.

При этом согласно ч.3 и 4 указанной статьи освидетельствование проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, а при необходимости — с участием врача или иного специалиста, а в случае отказа лица, в отношении которого ведется административный процесс, от освидетельствования оно может быть освидетельствовано в принудительном порядке.

Порядок проведения освидетельствования регламентирован Положением о порядке проведения освидетельствования физических лиц на предмет выявления состояния алкогольного опьянения и (или) состояния, вызванного потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.04.2011 N 497 (далее — Положение).

С учетом того что согласно п.5 Положения должностное лицо, врач или иной специалист, проводящие освидетельствование, руководствуются указанным Положением, законодательством, определяющим порядок ведения административного процесса, и (или) уголовно-процессуальным законодательством, можно сделать вывод, что Положение с учетом норм ПИКоАП и Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь детализирует порядок проведения освидетельствования физического лица.

В связи с этим в правоприменительной практике наиболее часто возникают следующие вопросы:

1. Кто должен проводить освидетельствование: врач (иной специалист) или должностное лицо, ведущее административный процесс?

Ответ на вопрос содержится в ч.3 ст.10.14 ПИКоАП, согласно которой освидетельствование проводится должностным лицом органа, ведущего административный процесс, а при необходимости — с участием врача или иного специалиста.

Абзац второй пункта 3 Положения также определяет освидетельствование как совокупность действий должностного лица, производимых при необходимости с участием врача-специалиста (далее — врач) или иного специалиста.

При этом указанная норма в качестве условия, исключающего возможность проведения должностным лицом самостоятельных действий, в том числе с участием врача (иного специалиста), называет необходимость проведения экспертизы.

С учетом того что на стадии принятия решения об освидетельствовании должностное лицо субъективно не может предвидеть возможные сложности и (или) недостаток как своих познаний, так и познаний врача (иного специалиста), для получения необходимых результатов вопрос о том, назначать экспертизу либо проводить освидетельствование, подлежит разрешению в пользу проведения освидетельствования.

Причем проведение освидетельствования в случае недостижения необходимого результата (например, отсутствия реакции экспресс-тестов на биологические образцы лица, в отношении которого имеется подозрение в употреблении синтетических наркотиков) не препятствует назначению экспертизы для исследования вопросов и определения обстоятельств, установить которые не представилось возможным при освидетельствовании.

Здесь также необходимо отметить, что, например, развитие формул синтетических наркотиков происходит намного быстрее разработки соответствующих тестов для их выявления, что зачастую представляет определенную сложность для фиксации состояния лица с признаками наркотического опьянения. Имеющиеся в организациях здравоохранения экспресс-тесты не всегда позволяют выявить наличие в биологических образцах сложного синтетического наркотика, хотя внешние признаки и неадекватное поведение физического лица могут свидетельствовать о его потреблении. В подобных ситуациях целесообразно назначение экспертизы и при отсутствии положительного результата тестов.

2. Обязательно ли участие врача либо иного специалиста при проведении освидетельствования?

Ответ связан в первую очередь с наличием у должностного лица, ведущего административный процесс, технической возможности для фиксации состояния лица, в отношении которого ведется административный процесс.

Сегодня правоохранительные органы располагают приборами для определения концентрации паров абсолютного этилового спирта в выдыхаемом воздухе. При наличии такого прибора освидетельствование может быть беспроблемно проведено должностным лицом, участие врача (иного специалиста) в таком случае необязательно, за исключением случаев, указанных в п. 2 Инструкции о порядке действий должностного лица по доставлению физического лица, в отношении которого ведется административный процесс, подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего на освидетельствование в организацию здравоохранения, утвержденной постановлением Министерства внутренних дел Республики Беларусь от 15.07.2011 N 256 (далее — Инструкция).

При проведении освидетельствования без участия врача (иного специалиста) должностным лицом составляется протокол процессуального действия, в котором согласно п. 10 Положения делается отметка о результатах освидетельствования.

Вместе с тем, доставление физического лица на освидетельствование в организацию здравоохранения производится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных п. 2 Инструкции.

Таким образом, при возникновении препятствий к самостоятельному проведению освидетельствования либо в спорной ситуации должностное лицо, ведущее административный процесс, обязано провести освидетельствование с участием врача (иного специалиста), доставив освидетельствуемого в организацию здравоохранения.

В таком случае действия, связанные с непосредственным освидетельствованием, производит врач (иной специалист). Результаты проведенных врачом (иным специалистом) действий фиксируются в акте освидетельствования, который составляется в силу требований п. 10 Положения.

Возникает вопрос: достаточно ли акта врача (иного специалиста) либо должностному лицу необходимо самостоятельно составлять протокол освидетельствования физического лица?

Практика идет по пути того, что акт освидетельствования, составляемый врачом (иным специалистом), является результирующим документом по итогам освидетельствования и при рассмотрении соответствующих дел об административных правонарушениях сведения акта используются в качестве доказательств.

Вместе с тем, буквальное толкование п. 7 и 10 Положения, а также анализ приложения 2 к Положению (форма акта освидетельствования) позволяет сделать вывод, что акт освидетельствования не является процессуальным документом — это медицинский документ, составляемый уполномоченным лицом.

В силу ст. 6.10 ПИКоАП протоколом процессуального действия применительно к рассматриваемому вопросу является документ, составленный должностным лицом органа, ведущего административный процесс, в порядке, установленном ПИКоАП, удостоверяющий обстоятельства и факты, установленные при освидетельствовании.

Таким образом, ПИКоАП обязывает должностное лицо оформлять протоколом установленные им при освидетельствовании обстоятельства и факты.

Акт освидетельствования, в свою очередь, будет являться одним из источников доказательств согласно ч. 2 ст. 6.3 ПИКоАП и будет содержать данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых будут устанавливаться обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по делу об административном правонарушении.

Таким образом, актом освидетельствования как документальным оформлением результатов освидетельствования физического лица возможно ограничиться в случае, если врачом получены необходимые результаты, т.е. освидетельствуемый согласился выполнить предложенные врачом (иным специалистом) действия и их выполнение дало ожидаемый результат (состояние алкогольного опьянения и (или) состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ либо отсутствие таких состояний).

3. Каковы действия должностного лица, ведущего административный процесс, при отказе освидетельствуемого от выполнения его требования либо требований врача (иного специалиста)?

Согласно ч. 4 ст. 10.14 ПИКоАП в случае отказа лица, в отношении которого ведется административный процесс, от освидетельствования оно может быть освидетельствовано в принудительном порядке.

При этом абз. 5 п. 3 Положения конкретизирует категорию отказа от освидетельствования.

Отказом от прохождения в установленном порядке освидетельствования является одно из следующих действий освидетельствуемого:

— несогласие проходить освидетельствование в целом, выраженное в письменной или устной форме;

— отказ от выполнения указаний должностного лица (врача или иного специалиста), касающихся освидетельствования.

И в первом, и во втором случае освидетельствование может быть проведено принудительно.

В правоприменительной практике беспроблемно реализуются нормы ч. 2 п. 11 Положения при принудительном освидетельствовании на предмет наличия состояния алкогольного опьянения.

Основной существующей проблемой является возможность либо невозможность вынесения заключения о состоянии физического лица, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ, при его отказе от выполнения требований врача (иного специалиста), касающихся сдачи биологических образцов.

В силу требований абз. 4 п. 3 Положения состояние, вызванное потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ (состояние наркотического опьянения), можно констатировать в случае:

— наличия наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ в биологических образцах, забранных у физического лица;

— выявления у него совокупности нарушений физических и (или) психических функций вследствие потребления соответствующих наркотических средств или других веществ.

При этом оба вышеуказанных признака должны проявляться одновременно.

Очевидно, что определить наличие наркотиков в биологических образцах человека возможно только после получения данных образцов врачом (иным специалистом). Если же лицо отказывается предоставлять для исследования биологические образцы, то его действия необходимо расценивать как отказ от выполнения указаний должностного лица (врача или иного специалиста), касающихся освидетельствования.

Возникает коллизия правовых норм, причиной появления которой, по нашему мнению, является недостаточный учет социальной реальности: с одной стороны обязательным требованием для дачи положительного заключения является наличие следов наркотиков в биологических образцах, с другой — лицо отказалось от освидетельствования, что заведомо исключает возможность установить наличие следов наркотиков в биологических образцах.

В подобной ситуации, полагаем, необходимо руководствоваться требованиями ч. 2 п. 11 Положения, согласно которой в случае освидетельствования физического лица в принудительном порядке и его отказа от выполнения указаний, касающихся освидетельствования, при одновременном наличии трех и более действий и (или) признаков, указанных в приложении 1 к Положению, должностным лицом в протоколе процессуального действия отражается заключение, предусмотренное в абз. 3 — 5 подп. 10.1 п. 10 Положения.

Во-вторых, социальная реальность характеризуется тесными связями наркопотребителей, их стремлением любыми путями уйти от ответственности, и фактическое освобождение одного наркопотребителя от административной ответственности будет способствовать аналогичному поведению со стороны других.

Будучи одним из видов процессуальных действий, в рамках которого происходит сбор доказательств, освидетельствование должно быть проведено должностным лицом органа, ведущего административный процесс, оформлено протоколом освидетельствования, который должен содержать следующие обязательные реквизиты:

— дата и место составления протокола;

— время начала и окончания освидетельствования;

— сведения о должностном лице, проводящем освидетельствование;

— сведения о враче (ином специалисте), участвующем при проведении освидетельствования;

— сведения о физическом лице, в отношении которого ведется административный процесс и которое подлежит освидетельствованию;

— сведения, отраженные врачом (иным специалистом) в акте освидетельствования (в рассматриваемой ситуации — отказ от прохождения в установленном порядке освидетельствования);

— основания принятого решения об освидетельствовании физического лица в принудительном порядке;

— вывод должностного лица по результатам освидетельствования;

— действия лица и внешние признаки, на основании которых сделан вывод;

— подписи участников административного процесса.

В заключение необходимо отметить, что целью и результатом освидетельствования физического лица является получение относимых, достоверных и допустимых доказательств, которые будут положены в основу вывода суда, органа, ведущего административный процесс, о виновности физического лица в совершении вмененного административного правонарушения. В связи с этим, освидетельствование является одним из важнейших процессуальных действий по собиранию доказательств и должно быть проведено в строгом соответствии с требованиями Положения и ПИКоАП.

Читайте также: