Порядок повышения квалификации водителей

Обновлено: 04.07.2024

Повышение квалификации водителей осуществляется с периодичностью не реже одного раза в год в соответствии с учебными планами и программами УКК. Сведения о повышении квалификации и сдаче зачетов заносятся в личное дело водителя.

Водители обязаны проходить повышение квалификации в УКК:

Учебные группы формируются по мере поступления заявок в УКК от эксплуатационных филиалов или лиц, обучающихся за свой счет. По итогам обучения проводится зачет и оформляется протокол, который направляется в эксплуатационный филиал.

Водители, не прошедшие повышение квалификации в УКК, не допускаются к самостоятельной работе на линии.

Водители, не допущенные к самостоятельной работе на линии руководством эксплуатационного филиала, направляются на повторное обучение в УКК или переводятся с их согласия на другие должности. В случае не подтверждения повышения квалификации, водитель направляется на квалификационную комиссию.

Приложение № 2

к должностной инструкции

по эксплуатации автобуса

1. Приемка автобуса в филиале и выезд из филиала.

1.1. Во время осмотра автобуса (перед запуском двигателя) проверяется:

1.1.1. Заправка автобуса топливом, смазочными материалами, системы охлаждения - охлаждающей жидкостью.

1.1.2. Комплектность автобуса, состояние кузова, основания, стекол, зеркал, номерных знаков, окраски, пассажирских сидений, дверей, поручней, чистота в салоне и снаружи, исправность кнопок оповещения водителя об остановке, течь горюче-смазочных материалов

- знака аварийной остановки;

- двух противооткатных упоров;

- двух исправных (опломбированных) огнетушителей и их крепление в кронштейнах в салоне автобуса и одного в кабине.

- укомплектованной аптечки, а также их количество (в зависимости от типа ТС);

- молотка для аварийного разбивания оконных стекол в случае аварии, при которой повреждены двери, либо привод дверей.

1.1.5. Натяжение приводных ремней агрегатов двигателя.

1.1.6. Крепление колес, состояние дисков, шин (удалить посторонние предметы, попавшие в них).

1.1.7. Исправность запоров всех люков.

1.1.8. Заправка в холодное время года дополнительного топливного бака (если предусмотрен конструкцией) для работы независимых отопителей салона и подогревателя охлаждающей жидкости.

1.1.9. Наличие бортового журнала автобуса и чистого бланка листа учета технических обслуживаний и ремонта.

1.1.10. Температура охлаждающей жидкости по показаниям контрольных приборов.

1.2. После запуска двигателя необходимо прослушать его работу и проверить:

1.2.1. Показания контрольных приборов, работу стеклоочистителей, приборов освещения, световой и звуковой сигнализации, звукоусиливающей аппаратуры (микрофона, диктофона). Наличие предохранителей и их исправность (применение нестандартных предохранителей не допускается).

1.2.2. Давление воздуха в тормозной системе, отсутствие утечки воздуха из пневмосистемы, исправность предохранительного клапана, герметичность соединений. (Слить конденсат из пневмосистемы автобуса).

1.2.3. Работу рулевого управления.

1.2.4. Работу привода и механизмов открывания дверей, наличие пломбы на защитном приспособлении или рукоятке крана экстренного открывания дверей.

1.2.5. Работоспособность системы отопления салона (в холодное время года).

1.2.6. Работу системы автоинформирования пассажиров, актуальность показаний внешних и внутрисалонных информационных табло;

1.2.7. Работоспособность, комплектность и пломбировку оборудования АСДУ НГПТ, отсутствие предметов перекрывающих обзор камер видеонаблюдения.

1.3. При обнаружении во время осмотра неисправностей, отсутствия закрепленного за машиной оборудования и инвентаря, неудовлетворительного внешнего вида (грязный или поврежденный кузов и т.п.) сообщить дежурному механику колонны и диспетчеру филиала о невозможности выхода автобуса на линию.

1.4. Убедиться, перед троганием с места, что перед автобусом и на пути следования нет людей и посторонних предметов, давление воздуха в системе соответствует требованиям заводской инструкции по эксплуатации и выехать из филиала.

1.5. Обратить особое внимание на первом километре нулевого рейса на исправность действия рулевого управления, ножного и ручного тормозов, на работу генератора - наличие зарядки аккумуляторов и работу спидометра, проверить исправность гидромеханической коробки передач или механической коробки переключения передач (в зависимости от типа автобуса) установить отсутствие посторонних стуков и шумов на ходу автобуса.

2. Объем работ по ремонту, выполняемый водителем на линии.

Водитель выполняет на линии без вызова технической помощи следующий объем работ:

2.1. По двигателю:

- контролирует уровень масла в картере двигателя.

- проверяет натяжение ремней вентилятора, генератора, компрессора, насоса гидроусилителя руля; при необходимости регулирует натяжение ремней или заменяет их новыми;

- следит за чистотой двигателя и моторного отсека.

2.2. По кузову и шасси:

- заменяет маршрутный указатель при переходе на другой маршрут;

- поддерживает чистоту государственных регистрационных знаков;

- контролирует затяжку гаек колес;

- сливает конденсат из ресивера (в зимнее время на каждом рейсе);

- поддерживает чистоту рабочего места.

2.3. По электрооборудованию и приборам:

- заменяет неисправные предохранители цепи потребления тока (применение нестандартных электропредохранителей категорически запрещено);

- регулирует работу стеклоочистителя (без разборки);

- изолирует мелкие повреждения электропроводки, протирает провода в случае попадания масла.

2.4. По уходу за шинами:

- проверяет визуально состояние шин (запрещается движение с пониженным давлением в шинах даже на небольшом расстоянии);

- проверяет вентили, их крепление, устанавливает защитные колпачки;

- осматривает шины и удаляет из протектора острые предметы, также предметы, застрявшие между сдвоенными шинами.

3. Вызов технической помощи и возврат в филиал.

3.1. В случае невозможности устранить неисправность автобуса водитель через диспетчера ЕДЦ, начальника смены ЦУП филиала вызывает машину технической помощи.

- табельный номер и фамилию;

- улица, на которой стоит автобус;

- номер дома, если нет, то название остановки.

3.3. До прибытия технической помощи принять все возможные меры для подготовки неисправного агрегата, узла или прибора к ремонту (устранению дефекта).

3.4. При участии водителя в работе слесаря технической помощи по замене колеса пользоваться защитными очками, соблюдая требования охраны труда (двери салона должны быть закрыты).

3.5. По прибытии в филиал сообщить дежурному по филиалу о замене колеса на линии технической помощью филиала Специализированная автобаза.

3.6. При возвращении автобуса в филиал по технической неисправности водитель должен оформить возврат в соответствии с порядком, установленном в филиале, и поступить в распоряжение диспетчера филиала, сдав путевой лист.

4. Сдача автобуса в филиал.

4.1. После возвращения автобуса с линии в филиал пройти ежедневное обслуживание (мойку автобуса, заправку топливного бака (баков) и систем). Запрещается заезжать на заправочную станцию с работающим жидкостным подогревателем.

4.2. Совместно с механиком-контролёром колонны проверить исправность и комплектность автобуса. В случае необходимости оформить заявку на устранение неисправностей в порядке, установленном в филиале.

Получить отметку о сдаче автобуса у механика-контролёра.

4.3. Проверить состояние шин, вентилей, креплений колес, состояние дисков, удалить попавшие в них посторонние предметы.

4.4. Закрыть окна и двери. Установить под колеса противооткатные упоры.

5. Меры безопасности на линии и при работах по ремонту и обслуживанию автобуса

Для обеспечения безопасности водитель должен соблюдать следующие требования

5.1. Производить торможение при гололеде на скользкой дороге, не выключая сцепления (на автобусах с механической коробкой передач), использовать для этого тормоз-замедлитель. Запрещается движение с включённой нейтральной передачей на автобусах с АКПП.

5.2. Запрещается выключать двигатель при спусках во избежание снижения запаса воздуха для торможения.

5.3. Двигаться задним ходом со скоростью, не превышающей 5 км/час. При этом быть особенно бдительным и перед началом движения убедиться в отсутствии на пути и в зоне движения людей или каких-либо других помех. Подавать во время движения предупредительные звуковые сигналы. При необходимости воспользоваться помощью другого человека.

5.4. Выключить перед выходом из машины (как в пути следования, так и на конечной станции) двигатель, затормозить автобус ручным тормозом.

5.6. Применять в зимнее время для отогрева замерзшего конденсата в воздухопроводе и приборах пневмооборудования только горячую воду.

5.7. При обнаружении у автобуса, работающего на газовом топливе, утечки газа (по запаху) необходимо:

- открыть двери салона и высадить пассажиров;

- закрыть расходные вентили;

- открыть люк двигателя;

- установить знак аварийной остановки;

- принять меры для обнаружения утечки;

- вызвать техническую помощь.

5.8. Во время ремонта и при эксплуатации автобуса запрещается:

5.8.1. Выполнять какие-либо виды технического обслуживания при работающем двигателе, за исключением отдельных регулировочных и испытательных операций, оговоренных в инструкции по эксплуатации автобуса. Запускать двигатель на постах технического обслуживания или ремонта.

5.8.2. Применять легковоспламеняющиеся жидкости для промывки деталей, узлов и агрегатов (в.т.ч. моторное топливо).

5.8.3. Пользоваться открытым огнем при проверке внутреннего состояния аккумуляторов, при определении и устранении неисправностей механизмов, прогревать двигатель открытым огнем.

5.8.4. При проведении ремонтных работ, в разрешённом объёме для линейного водителя, пользоваться каким-либо оборудованием или приспособлением, не предусмотренным технологией данных работ.

5.8.5. Допускать скопление на двигателе и его картере грязи и масла.

5.8.6. Перевозить, оставлять после ремонта, хранить в кабине или в салоне автобуса промасленные обтирочные материалы, горюче-смазочные материалы.

5.8.7. Заводить двигатель со снятым воздухоочистителем или при неисправной системе питания.

5.8.8. Класть на аккумуляторы какие-либо предметы (особенно металлические).

5.8.9. Работать на автобусе при негерметичности шлангов системы рулевого механизма и ГМП (масло из которых, попадая на выпускной трубопровод может вызвать возгорание).

5.8.10. Курить в непосредственной близости от приборов системы питания двигателя (в том числе от топливных баков).

к должностной инструкции водителя автобуса

обязательных объявлений при работе с микрофоном

1. Перед отправлением от конечной остановки:

- Осторожно, двери закрываются.

- Пожалуйста, приобретайте проездные билеты заблаговременно, до совершения поездки.

- Во время поездки держитесь, пожалуйста, за поручни.

2. После подъезда к остановке.

- После технологической стоянки __ минут автобус продолжит движение по маршруту.

- Этот автобус работает без турникета, вход – во все двери. Для оплаты проезда приложите ваш билет или социальную карту к валидатору. Убедитесь, что проезд оплачен. Желаем приятной поездки!

- Пожалуйста, приобретайте билеты на проезд заблаговременно, до совершения поездки.

- Пожалуйста, не храните проездные билеты с ключами, мобильными устройствами и другими металлическими предметами.

3. Если следующая остановка по требованию:

4. Если остановка разделена на зоны высадки и посадки:

5. При подъезде к конечному пункту

6. При переключении машины на другой маршрут:

7. При переполнении салона:

- Посадка окончена. Осторожно, двери закрываются.

8. В любое время.

- Благодарим вас за бережное отношение к городскому транспорту!

9. В любое время и при подъезде к остановочному пункту.

- При выходе из автобуса не забывайте свои вещи. Если вы видите бесхозные или подозрительные предметы ‒ не трогайте их. Незамедлительно сообщите об этом водителю. При выходе будьте внимательны, держитесь за поручни.

С 1 января 2021 года изменились особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. 253 нормативных акта в сфере транспорта утратили силу. Взамен им утвердили новые документы, регулирующие режим труда и отдыха водителей 2021. Утвердили новые реквизиты путевых листов, новые правила по охране труда и новые требования к квалификации.

Работодателям стоит иметь в виду, что для трудовой инспекции водители — это одна из излюбленных категорий проверяемых работников. На этих сотрудников приходится и максимальное количество штрафов. Чтобы избежать неприятностей, нужно изучить все особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей. Вот некоторые из них.

Кого работодатели имеют право принимать на работу в качестве водителя

Принимаемый на работу водитель должен документально подтвердить:

Категории водительского удостоверения должны соответствовать ряду требований (таблица 1).

Таблица 1. Категории водительских удостоверений

Транспортное средство

Категория водительского удостоверения

Легковые автомобили (легковые такси)

Требования к опыту работы предъявляются для некоторых категорий водителей (таблица 2).

Таблица 2. Требования к опыту работы и стажу водителей в зависимости от категории

Вид транспорта

Опыт работы (стаж) водителя

Не менее трёх лет

Автобусы, осуществляющие организованную перевозку групп детей

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Транспортные средства, осуществляющие перевозку опасных грузов

Непрерывный стаж работы в качестве водителя транспортного средства соответствующей категории не менее одного года

Тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Общий стаж работы в качестве водителя автомобиля не менее пяти лет, из которых не менее одного последнего года — в качестве водителя грузового автомобиля

Транспортные средства, сопровождающие тяжеловесные или крупногабаритные транспортные средства

Стаж работы в качестве водителя тяжеловесного или крупногабаритного транспортного средства не менее одного года

Для прочих категорий водителей требования не установлены. Однако внести в должностную инструкцию необходимые требования может сам работодатель.

Нанимаемый на работу водитель должен пройти медосмотр. А после приёма на работу водителя необходимо проинструктировать.

Профотбор водителей: три изменения 2021 года

Изменения коснулись профессионального отбора водителей. Он, как и прежде, состоит из двух этапов:

Рекомендуем

На семинаре слушатели получат практические рекомендации по режиму труда водителей, особенностям оформления трудовых договоров и мероприятий по охране труда, смогут разобраться требованиях к квалификации водителей.

В вопросе повышения квалификации водителей, с первого взгляда, много непонятных моментов. Но, попробуем в этом разобраться.

  • Под профессиональным обучением по программам повышения квалификации рабочих и служащих понимается профессиональное обучение лиц, уже имеющих профессию рабочего, профессии рабочих или должность служащего, должности служащих, в целях последовательного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков по имеющейся профессии рабочего или имеющейся должности служащего без повышения образовательного уровня.

Кто и где может проводить обучение? В РД-26127100-1070-01 по этому вопросу сказано следующее:

  • Для проведения занятий привлекаются специалисты по подготовке водителей, инженеры по безопасности дорожного движения, наиболее опытные технические работники автотранспортных организаций, водители-наставники и водители-инструкторы, медицинские работники, а также, по необходимости, специалисты других организаций. Учебная группа при проведении занятий формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, при проведении практических занятий — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет. Сведения об обучении и результаты итогового зачета заносятся в личное дело водителя.
  • 6.2 Обучение безопасности труда проводится при всех формах и видах профессионального обучения работающих, особенно рабочих профессий, при переподготовке, получении второй профессии, повышении квалификации непосредственно на рабочих местах или в специально оборудованных помещениях (учебных местах) с привлечением необходимых специалистов отделов и служб организатора обучения и при необходимости обучающих организаций.
  • 7.1 Повышение уровня знаний рабочих и младшего обслуживающего персонала, руководителей и специалистов, работодателей — индивидуальных предпринимателей, иных самозанятых лиц по вопросам безопасности труда осуществляют в обучающих организациях при всех формах повышения слушателями их профессиональной компетентности (повышения квалификации, профессионального обучения, профессиональной переподготовки), для чего в учебно-тематические планы и программы курсов обучения по специальности должны быть включены вопросы безопасности труда в объеме не менее 10% общего объема курса обучения.

В итоге получаем что для того чтобы закрыть вопрос повышения квалификации достаточно правильно организовать его на рабочем месте по программе РД-26127100-1070-01. Данная программа всё еще актуальна и не противоречит действующему законодательству. Периодичность не определена, но для того чтобы исключить конфликтные ситуации с контролирующими органами обучение лучше проводить ежегодно.

Ну а теперь о том как правильно организовать и документально оформить само обучение. Обучение проводится собственными силами, специалистами прошедшими обучение по БДД и успешно аттестованными. Мы уже знаем что учебная группа, при проведении занятий, формируется численностью до 30 человек. Продолжительность учебного часа теоретических занятий — 45 минут, практических — до 60 минут, включая время на подведение итогов, оформление документации и смену обучаемых. По окончании занятий по пяти разделам проводится общий итоговый зачет.

Итого должны быть следующие документы:

Если у Вас нет времени заниматься составлением документации и поиском её в интернете, или Вы не совсем компетентны в этом вопросе, то на сайте можно приобрести Готовый пакет документов для организации работы по безопасности дорожного движения. Стоимость пакета 2500 рублей. Или мы с нуля разработаем всю документацию необходимую для обеспечения безопасности дорожного движения в Вашей организации. Стоимость услуги от 10000 рублей.

г. Симферополь, ул. Маяковского , 14, лит. А, аудитория 204

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

Минтранс вводит новые квалификационные требования к водителям и специалистам с 1 января 2021 года


Министерство транспорта Российской Федерации обновило профессиональные и квалификационные требования к работникам организаций при выполнении перевозок автомобильным транспортом, установленные приказом № 287. C 1 января 2021 года будет введён в действие новый Приказ Минтранса от 31.07.2020 № 282. Какие новшества он закрепляет в отношении профессиональных и квалификационных требований работников транспортной сферы? Читайте в нашем материале.


КАКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАСАЮТСЯ НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ?


ДЛЯ КАКИХ ПРОФЕССИЙ И ДОЛЖНОСТЕЙ УСТАНАВЛИВАЮТСЯ ТРЕБОВАНИЯ?


Приказом установлены профессиональные и квалификационные требования к следующим профессиям и должностям:

КАКИЕ НОВШЕСТВА В ОТНОШЕНИИ ТРЕБОВНИЙ К КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ВСТУПАЮТ В СИЛУ С 2021 ГОДА?


Большинство положений нового приказа Минтранса остаются такими же, как и в приказе №287, определявшем квалификационные требования к работникам до 2021 года. Однако есть несколько важных изменений, на которые стоит обратить внимание:

1. Специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения:

В соответствии с новыми требованиями, специалист, ответственный за обеспечение безопасности дорожного движения, может иметь среднее профессиональное образование, в отличие от требований приказа №287, по которым данную должность мог занимать только специалист с высшим образованием.

2. Контролер технического состояния транспортных средств автомобильного транспорта:

Контролером состояния транспортных средств автомобильного транспорта может быть назначен работник, освоивший профессию, входящую в укрупненную группу 23.00.00 "Техника и технологии наземного транспорта", однако только при условии наличия опыта работы в данной сфере не менее трех лет. Ранее должность контролера мог занимать только специалист, имеющий диплом по специальности данной группы. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования утвержден Приказом Минобрнауки России от 29 октября 2013 г. N 1199.

3. Диспетчер:

В новом прказе Минтранса требования по должности диспетчера автомобильного и городского наземного электрического транспорта полностью исключены.

4. Водитель:

В отношении квалификации водителей с 1 января 2021 года будут введены следующие новые требования:

  • Водитель, перевозящий пассажиров должен:
    • уметь оказывать помощь пассажирам, в том числе пассажирам-инвалидам, которые используют для перемещения специальные устройства;
    • знать, как в соответствии с правилами безопасности загрузить и выгрузить, а также разместить и закрепить груз в автомобиле.
  • Водитель грузового транспорта должен:
    • знать правила использования тахографов

Также установлено, что водитель грузового транспорта может иметь иностранное водительское удостоверение в случаях, установленных законодательством РФ.

Учебный центр "Сфера охраны труда" осуществляет профессиональную переподготовку специалистов по безопасности дорожного движения, контролеров технического состояния автотранспортных средств в соответствии с актуальными квалификационными требованиями, а также проводит повышение квалификации водителей авторанспортных средств по различным направлениям, в том числе по оказанию первой помощи.

Подробная информация - по телефону:

ЗАКАЗАТЬ ЗВОНОК

О других многочисленных измнениях транспортного законодательсва, вступающих в силу в 2021 году, читайте в материале на нашем сайте.

Читайте также: