Порядок продления срока службы приборов сигнализации централизации и блокировки

Обновлено: 02.07.2024

Устройства железнодорожного пути, сигнализации, централизации и блокировки, электроснабжения, железнодорожный подвижной состав, независимо от его принадлежности, должны обеспечивать постоянную надежную работу электрических рельсовых цепей.

М - от верха головки рельса пересекаемых не электрифицированных железнодорожных путей.

М - от полотна пересекаемых автомобильных дорог;

М - от земли в населенной местности;

М - от земли в ненаселенной местности;

Линии сигнализации, централизации и блокировки в местах пересечения с электрифицированными железнодорожными путями прокладывается только в кабельном исполнении.

Требования ПТЭ к устройствам автоматической, полуавтоматической блокировке. (тесты)

Устройства автоматической и полуавтоматической блокировки, а также автоматической локомотивной сигнализации, применяемой как самостоятельное средство сигнализации и связи, не должны допускать открытия выходного или соответственно проходного или локомотивного светофора до освобождения железнодорожным подвижным составом ограждаемого ими блок-участка или межстанционного (межпостового) перегона, а также самопроизвольного закрытия светофора в результате перехода с основного на резервное технологическое электроснабжение или наоборот.

При автоматической блокировке все светофоры должны автоматически принимать запрещающее показание при входе поезда на ограждаемые ими блок-участки, а также в случае неисправности рельсовых цепей этих участков или других технических средств, применяемых для контроля свободности блок-участка.

Автоматическая блокировка должна дополняться автоматической локомотивной сигнализацией и устройствами диспетчерского контроля за движением поездов, а полуавтоматическая блокировка - автоматической локомотивной сигнализацией.

Требования ПТЭ к диспетчерскому контролю за движением поездов.

Устройства диспетчерского контроля за движением поездов на участках, оборудованных автоблокировкой, должны обеспечивать контроль:

установленного направления движения;

занятости блок-участков, главных и приемо-отправочных железнодорожных путей на промежуточных железнодорожных станциях;

показаний входных и выходных светофоров.

Внедряемые устройства диспетчерского контроля, кроме перечисленных в настоящем пункте требований, должны обеспечивать контроль:

положения стрелок, станционных железнодорожных путей и изолированных участков;

автоматического действия светофоров на железнодорожных станциях;

состояния переездной сигнализации;

состояния станционных и перегонных устройств сигнализации, централизации и блокировки.

Требования ПТЭ к устройствам электрической централизации :

· Устройства электрической централизации должны обеспечивать:

взаимное замыкание стрелок и светофоров;

закрытие светофора при потере контроля положения стрелки, взрезе стрелки, а также при занятии железнодорожным подвижным составом участков железнодорожного пути и стрелочных секций, входящих в данный маршрут;

контроль положения стрелок и занятости железнодорожных путей и стрелочных секций на аппарате управления;

Сбрасывающие стрелки, сбрасывающие остряки и сбрасывающие башмаки должны автоматически возвращаться в исходное (охранное) положение после проследования поезда и размыкания маршрута (секции маршрута) с требуемой по условиям безопасности движения выдержкой времени.

· Устройства электрической централизации не должны допускать:

открытия входного светофора при маршруте, установленном на занятый железнодорожный путь;

перевода стрелки под железнодорожным подвижным составом;

открытия светофоров, соответствующих данному маршруту, если стрелки не поставлены в надлежащее положение;

Требования ПТЭ к устройствам автоматической локомотивной сигнализации:

Путевые устройства автоматической локомотивной сигнализации должны обеспечивать передачу на локомотив, мотор-вагонный подвижной состав, специальный самоходный подвижной состав информации о показаниях путевых светофоров, к которым приближается поезд, а также информацию о занятости или свободности впереди лежащих блок-участков при движении только по показаниям локомотивных светофоров.




Занятие № 5 /2 час/

Приложение № 3 к ПТЭ

Средства автоматического контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава на ходу поезда при срабатывании должны обеспечивать (Э):/КТСМ/

передачу дежурному по железнодорожной станции впереди лежащей железнодорожной станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - диспетчеру поездному информации о наличии и расположении в поезде неисправного железнодорожного подвижного состава и виде неисправности;

регистрацию передаваемой дежурному по железнодорожной станции впереди лежащей железнодорожной станции, а на участках, оборудованных диспетчерской централизацией, - диспетчеру поездному информации о наличии и расположении в поезде неисправного железнодорожного подвижного состава и виде неисправности.

Вводимые в эксплуатацию средства автоматического контроля технического состояния должны обеспечивать возможность контроля технического состояния железнодорожного подвижного состава при движении поездов по железнодорожному пути в обоих направлениях._

______ срабатывании должны обеспечивать (Э):/УКСПС/

перекрытие (закрытие) входного светофора, светофора прикрытия, ограждающих железнодорожную станцию или искусственное сооружение, за время, обеспечивающее остановку поезда служебным торможением перед указанным светофором. Допускается установка дополнительного напольного датчика в пределах ординаты предупредительного светофора;

передачу на пульт дежурного по железнодорожной станции впереди лежащей железнодорожной станции (на щиток управления оповестительной сигнализацией искусственных сооружений), а на участках, оборудованных диспетчерской сигнализацией, - диспетчеру поездному информации о сходе железнодорожного подвижного состава;

автоматическую передачу машинисту локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава информации о сходе железнодорожного подвижного состава.

Порядок действий машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава, дежурного по железнодорожной станции и диспетчера поездного при получении информации о сходе железнодорожного подвижного состава устанавливается нормами и правилами.

Устройства контроля схода железнодорожного подвижного состава на двухпутных участках железнодорожного пути общего пользования устанавливаются только для поездов, следующих по правильному железнодорожному пути, а перед искусственными сооружениями по решению владельца инфраструктуры.

Действия проводника в случае остановки поезда по показаниям приборов безопасности (Э) :

· КТСМ ( комплекс технических средств многофункциональный)-определяет нагрев букс, шкивов привода генератора, редуктора, заторможенные колесные пары, дефектные колесные пары.

· УКСПС (устройство контроля схода подвижного состава)-определяет сход колесной пары, волочение узлов вагонов.

Осмотр всех вагонов поезда работниками поездной бригады и машинистом.В случае обнаружения неисправности, являющейся препятствием для дальнейшего движения поезда, проводник обязан немедленно оградить неисправный вагон красным сигналом. ЛНП сообщает машинисту об обнаружении причины остановки поезда. Совместно с помощником машиниста, ЛНП, ПЭМ и проводник осматривают вагон, сообщают результаты машинисту локомотива. После этого принимается совместное решение о дальнейшем движении поезда.

· Если неизвестна причина остановки , то необходимо в вагоне осмотреть стоп-краны и переходные площадки . В случае разъединения состояние тормозных рукавов - слышен звук выходящего воздуха под переходными площадками.

ТЕХНИЧЕСКАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ СООРУЖЕНИЙ И УСТРОЙСТВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА/Приложение № 4 к ПТЭ/

Устройства технологического электроснабжения должны обеспечивать надежное электроснабжение:

электроподвижного состава(включая мотор-вагонный железнодорожный подвижной состав) для движения поездов с установленными нормами массы, скоростями и интервалами между ними при установленных размерах движения;

устройств сигнализации, централизации и блокировки, связи и вычислительной техникине менее, чем от двух независимых источников электроэнергии, при которых переход с основной системы электроснабжения на резервную или наоборот должен происходить автоматически за время не более 1,3 секунды.

· Уровень напряжения на токоприемнике электроподвижного состава должен быть не менее 21 кВ при переменном токе, 2,7 кВ при постоянном токе и не более 29 кВ при переменном токе и 4 кВ при постоянном токе.

· Высота подвески контактного провода над уровнем верха головки рельса должна быть :

- на перегонах и железнодорожных станциях железнодорожного транспорта не ниже 5750 мм, а

- на железнодорожных переездах - не ниже 6000 мм. (ТЕСТЫ)

Высота подвески контактного провода не должна превышать 6800 мм.

В пределах искусственных сооружений расстояние от токоведущих элементов токоприемника и частей контактной сети, находящихся под напряжением, до заземленных частей сооружений и железнодорожного подвижного состава должно быть не менее 200 мм на линиях, электрифицированных на постоянном токе, и не менее 270 мм - на переменном токе.

Для устройств СЦБ применяют следующие виды технического обслуживания:

  • планово-предупредительное с периодическим или непрерывным контролем;
  • по техническому состоянию.

Планово-предупредительное техническое обслуживание не учитывает фактическое состояние устройства в момент начала его проведения, а контроль технического состояния устройства осуществляется с периодичностью установленной Инструкцией по техническому обслуживанию устройств сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) или непрерывно, при оснащении устройства средствами ТДМ.

Техническое обслуживание устройств СЦБ по техническому состоянию не планируется, а назначается по результатам контроля их технического состояния, в том числе и средствами ТДМ.

Техническое обслуживание устройств и систем СЦБ выполняется с использованием следующих методов:

  • индивидуальный (околотковый);
  • групповой (бригадный);
  • комбинированный (бригадно-околотковый).

Индивидуальный (околотковый) метод технического обслуживания предусматривает деление объекта (железнодорожная станция (далее - станция) или перегон) на небольшие участки (околотки), на которых весь комплекс работ выполняют электромеханик с электромонтером.

Групповой (бригадный) метод предусматривает организационную форму объединения трех и более человек, выполняющих весь комплекс работ по техническому обслуживанию устройств и систем на объекте (станция или перегон).

Комбинированный (бригадно-околотковый) метод предусматривает выполнение бригадой операций, требующих наибольшей квалификации, а также специальных приборов и приспособлений, при этом часть работ на объекте выполняется индивидуально.

Вид и метод технического обслуживания, порядок и время восстановления нормальной работы устройств и систем СЦБ определяются на основании класса и специализации железнодорожных линий, допустимого состояния устройств и систем СЦБ, технической оснащенности дистанции СЦБ, размещения цехов, местных условий. Время устранения отказа (предотказа) регламентируется Положением об оперативном руководстве в хозяйстве автоматики и телемеханики, утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 3 июля 2012 г. N 1316р.

Допустимыми являются следующее возможные состояния устройств и систем СЦБ:

  • на железнодорожных линиях 1, 2 класса и отдельных участках 3 класса - работоспособное;
  • на железнодорожных линиях 3 класса и отдельных участках 4 класса - частично работоспособное;
  • на железнодорожных линиях 5 класса и отдельных участках 4 класса - неработоспособное защитное.

Расчет времени, необходимого для устранения нарушения нормальной работы устройств, должен производиться с учетом следующих требований:

  • на железнодорожных линиях 1, 2 класса и отдельных участках железнодорожных линий 3 класса к работам по устранению отказов и предотказов приступают непосредственно после их обнаружения;
  • на железнодорожных линиях 3 класса и отдельных участках железнодорожных линий 4 класса к работам по устранению отказов приступают непосредственно после их обнаружения. Работы по устранению предотказных состояний выполняются в плановом порядке исходя из местных условий.
  • на железнодорожных линиях 5 класса и отдельных участках железнодорожных линий 4 класса работы по устранению отказов и предотказов выполняется в плановом порядке исходя из местных условий.

Основным видом технического обслуживания является планово-предупредительное. Переход на техническое обслуживание устройств и систем СЦБ по их техническому состоянию осуществляется по указанию Управления автоматики и телемеханики ЦДИ.

Основным методом технического обслуживания является групповой (бригадный). На станциях со сменным дежурством возможно применение индивидуального (околоткового) или комбинированного (бригадно-околоткового) метода технического обслуживания.

Бригады могут быть комплексными и специализированными.

Комплексные бригады обеспечивают выполнение всего комплекса работ по техническому обслуживанию устройств и систем СЦБ объекта (станция, перегон, переезд и т.п.).

Для выполнения однородных технологических процессов создаются специализированные бригады, например:

  • бригада для проверки, технического обслуживания и ремонта устройств электропитания и приборов защиты;
  • бригада для измерения и ремонта кабельных и воздушных линий СЦБ;
  • бригада для технического обслуживания автоматизированных систем управления и контроля и др.

Руководители бригад несут ответственность перед руководством дистанции СЦБ за технически исправное и работоспособное состояние всех устройств обслуживаемых этими бригадами.

В дистанциях инфраструктуры, для совместного выполнения работ по обслуживанию и ремонту устройств инфраструктуры создаются комплексные бригады, состоящие из специалистов хозяйства пути, электроснабжения, автоматики и телемеханики.

При организации работ по техническому обслуживанию и ремонту на железнодорожных линиях 1 и 2 класса, а также на отдельных участках линий 3 класса должна быть предусмотрена необходимая концентрация сил и средств для выполнения работ по графику технологического процесса в технологическое "окно" (регламентированное время).

Как правило, техническое обслуживание и ремонт устройств (систем) СЦБ выполняется силами линейного штата и проводится на месте эксплуатации.

Техническое обслуживание и ремонт вне места эксплуатации производится с выводом съемных элементов устройств СЦБ (реле, блоки, платы, датчики, электроприводы) из эксплуатации и выполняется в ремонтно-технологическом подразделении или на производственной базе как в плановом порядке, при выполнении периодических работ, так и в неплановом порядке, при обнаружении отклонений от заданных технических параметров.

Перечень работ по техническому обслуживанию, ремонту устройств и систем СЦБ, сопровождению программных средств, утилизации, выполняемых подрядными организациями, устанавливается нормативными документами ОАО "РЖД".

Дистанции СЦБ и другие организации, осуществляющие работы по техническому обслуживанию и ремонту устройств и систем СЦБ, должны иметь:

  • необходимый штат инженерно-технических работников (для дистанций СЦБ в соответствии с действующими нормативами численности работников дистанций СЦБ ОАО "РЖД" и с учетом классификации железнодорожных линий);
  • производственные базы, включающие производственные и бытовые помещения, ремонтные площадки, гаражи (при наличии автотранспорта);
  • средства измерений, испытаний, контроля и технического диагностирования;
  • средства механизации и автоматизации производственных процессов (в том числе, инструменты, приспособления и инвентарь);
  • специализированный и технологический автотранспорт.

Для технического обслуживания (ремонта) устройств СЦБ, хранения инструмента, измерительных приборов, технической документации на постах ЭЦ, ДЦ предусматриваются производственные и бытовые помещения для работников дистанции СЦБ. Помещения на постах ЭЦ, ДЦ, других служебно-технических зданиях СЦБ должны использоваться в соответствии с утвержденной проектной документацией.

Примерный перечень средств механизации, автоматизации производственных процессов и специализированных транспортных средств, средств измерений, испытаний и контроля, инструмента, оборудования, а также автоматизированных систем, необходимых для технической эксплуатации устройств СЦБ, приведен в:

  • Регламент технической и технологической оснащенности дистанций сигнализации, централизации и блокировки - структурных подразделений Центральной дирекции инфраструктуры, утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 20 июля 2015 г. N 1778р.;
  • Положение об оперативном руководстве в хозяйстве автоматики и телемеханики, утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 3 июля 2012 г. N 1316р.

Для оперативного устранения нарушений нормальной работы устройств СЦБ доставка работников дистанции СЦБ к месту нарушения работы устройств СЦБ и обратно осуществляется в соответствии с Положением об оперативном руководстве в хозяйстве автоматики и телемеханики, утверждено распоряжением ОАО "РЖД" от 3 июля 2012 г. N 1316р.

В целях повышения оперативности устранения нарушений нормальной работы устройств СЦБ:

  • начальник дистанции СЦБ имеет право устанавливать дежурство на дому или на рабочем месте руководителей и специалистов дистанции СЦБ с соблюдением требований законодательства Российской Федерации;
  • начальник дистанции СЦБ, его заместители, главный инженер, диспетчер дистанции СЦБ, начальники участков, старшие электромеханики обеспечиваются средствами мобильной связи. Порядок обеспечения средствами мобильной связи электромехаников и электромонтеров СЦБ устанавливает начальник дистанции СЦБ.

За надлежащее состояние и исправность средств измерения, правильность их применения, своевременную поверку и ремонт, а также списание ответственность несут руководители дистанции СЦБ. Метрологическое обеспечение технического обслуживания устройств и систем СЦБ должно осуществляться в соответствии с нормативными документами ОАО "РЖД" в области метрологии и включает:

  • поверку средств измерений, на которые распространяется государственное регулирование обеспечения единства измерений;
  • калибровку средств измерений, на которые не распространяется государственное регулирование обеспечения единства измерений;
  • контроль состояния и использования средств измерений, соблюдения метрологических стандартов, норм и правил.

Средства измерения испытательного оборудования, применяемые в процессе технического обслуживания устройств и систем СЦБ, подлежат аттестации.

Системы и устройства СЦБ с истекающим назначенным сроком службы подлежат обследованию с целью оценки их технического состояния и установления нового назначенного срока службы в соответствии с требованиями СТО РЖД 1.19.006-2008 "Устройства железнодорожной автоматики и телемеханики. Порядок продления назначенного срока службы" утвержден распоряжением ОАО "РЖД" от 12 декабря 2008 г. N 2664р.

Планируемые работы по определению возможности продления назначенного срока службы (ресурса) включаются в годовой график работ дистанции СЦБ.

5.1.Техническое обслуживание приборов, применяемых в устройствах СЦБ, включает комплекс работ по их обследованию, замене отдельных деталей и уз­лов, чистке, регулировке, испытанию на соответствие техническим требовани­ям с целью поддержания приборов в исправном состоянии с заданным уровнем надёжности.

Техническое обслуживание приборов производится работниками РТУ дис­танции сигнализации и связи в соответствии с требованиями типового проекта организации труда в РТУ СЦБ и типового проекта организации труда на рабо­чем месте электромеханика по регулировке и ремонту реле СЦБ.

В зависимости от уровня надёжности находящихся в эксплуатации прибо­ров СЦБ, оснащённости действующих устройств средствами технической ди­агностики и резервирования, проводятся следующие виды технического об­служивания:

- регламентированное, когда периодичность работ устанавливается незави­симо от технического состояния приборов через определённые интервалы вре­мени, а объём работ должен соответствовать типовым технологическим процес­сам обслуживания и ремонта приборов;

- восстановительное, когда техническое обслуживание осуществляется в пе­риод восстановления работоспособного состояния приборов после их отказа или изъятых из эксплуатации в результате обнаружения отклонения от норм техни­ческого содержания при их осмотре.

Ремонт приборов СЦБ в РТУ включает работы по поиску и устранению при­чин и последствий отказов, восстановлению исправности или израсходованно­го ресурса приборов путем замены составных частей. Необходимость ремонта определяется по результатам оценки технического состояния прибора.

Периодичность технического обслуживания приборов в РТУ приведена в при­ложении 6 к настоящей Инструкции.

5.2. Право технического обслуживания и ремонта приборов СЦБ в РТУ, эк­сплуатации испытательного оборудования, средств измерения, автоматизиро­ванных систем контроля предоставляется работникам, обученным в установ­ленном порядке и аттестованным в дистанции сигнализации и связи. Состав аттестационной комиссии утверждает начачьник дистанции сигнализации и связи.

Электромагнитные реле СЦБ (кроме кодовых реле штепсельного типа) и релейные блоки, состоящие из таких реле, после регулировки механических и электрических характеристик, установки этикетки (знака соответствия тех­ническим требованиям) подлежат приемке электромехаником-приемщиком или старшим электромехаником, который производит приемку и клеймение приборов. Приемка приборов лицом, выполнившим регулировку этих прибо­ров не допускается.

Этикетка наклеивается на корпус реле или релейного блока, допущенного к эксплуатации, с внутренней стороны с указанием месяца и года проведенной проверки и подписью работника, производившего регулировку прибора.

Приемку приборов СЦБ осуществляют работники РТУ, получившие сви­детельство об аттестации в дорожной лаборатории службы сигнализации, цен­трализации и блокировки железной дороги. В свидетельстве об аттестации сле­дует указывать типы или конструктивно однородные группы приборов, на которые предоставлено право приемки. Состав аттестационной комиссии ут­верждает начальник службы сигнализации, централизации и блокировки же­лезной дороги. Порядок аттестации приемщиков аппаратуры СЦБ устанавли­вает Департамент сигнализации, централизации и блокировки.

Приборы СЦБ, снятые с эксплуатации в результате отказа до установленно­го срока, подлежат проверке в РТУ. Результаты проверки отмечаются в отдель­ном журнате. Учёт таких приборов ведут старшие электромеханики РТУ. Вскры­тие приборов, снятых с эксплуатации до установленного срока, производит стар­ший электромеханик или начальник РТУ после получения разрешения руково­дителя дистанции сигнализации и связи.

5.3. Испытания приборов СЦБ выполняются с использованием аттестован­ного испытательного оборудования и сертифицированных средств измерений.

Допускается проверку и приёмку приборов СЦБ проводить с использовани­ем автоматизированных систем контроля, разрешенных к применению Департа­ментом сигнализации, централизации и блокировки.

Результаты проверок и приёмок приборов СЦБ оформляются в журналах установленной формы или технических паспортах приборов. Результаты ис­пытаний приборов, проводимых с использованием автоматизированных сис­тем контроля, сохраняются в файлах на магнитных носителях и распечатыва­ются в форме протоколов, которые хранятся до следующей периодической проверки приборов. Формы журналов (протоколов) проверок приборов, тех­нических паспортов и порядок их ведения устанавливает Департамент сигна­лизации, централизации и блокировки, а порядок их хранения — начальник дистанции сигнализации и связи.

I !риборы СЦБ, конструкцией которых предусмотрено место для нанесения оттиска клейма, клеймятся персональным клеймом работника РТУ, произво­дившего приемку или техническое обслуживание этих приборов.

5.4. Приборы СЦБ, имеющие гарантию предприятия-изготовителя, перед установкой в эксплуатацию проходят входной контроль, осуществляемый ра­ботниками РТУ, которые имеют право технического обслуживания или прием­ки приборов СЦБ.

На приборы СЦБ, допущенные по результатам входного контроля к эксплу­атации, устанавливается знак соответствия техническим требованиям (наклеи­вается этикетка).

Допускается применять в качестве знаков соответствия техническим тре­бованиям штампы или надписи, наносимые непосредственно на несъемные части корпуса прибора, если конструкция или условия эксплуатации прибо­ра не позволяют приклеить этикетку или не обеспечивается ее сохранность до следующей проверки.

На приборах с гарантийным сроком предприятия-изготовителя, проверя­емых без нарушения клейма и допущенных по результатам такой проверки к

эксплуатации, клеймо сохраняется до первого технического обслуживания в условиях РТУ с периодичностью, указанной в приложении 6 к настоящей Инструкции,

Приборы СЦБ, снятые с эксплуатации до истечения установленного срока по причине отказу и имеющие клеймо предприятия-изготовителя, проверяются комиссией с участием старшего электромеханика или начальника РТУ, Вскры­ше таких приборов допускается с разрешения руководителя службы сигнализа­ции, централизации и блокировки железной дороги.

На приборы, забракованные по результатам входного контроля или снятые с эксплуатации до истечения ифаптпйиого срока, начальником РТУ оформляет­ся уведомление о иыюпе представителя предприятия-изготовителя и, при необ­ходимости, рекламационный акт, Установка таких приборов и эксплуатацию до приведения их технических характеристик в соответствие с техническими тре­бованиями не допускается.

Вносить шменешы в конструкцию находящихся в "капуатации прмСччрои СИВ допускается с разрешения должностных лиц, имеющих право утверждать техническую документацию на эти приборы.

5.5. В РТУ дистанции сигнализации и связи должен быть обменный фонд, а на станциях — эксплуатационный запас приборов СЦБ. Состав, количество и места расположения эксплуатационного запаса и обменного фонда приборов определяет начальник дистанции сигнализации и связи.

Приборы СНь. находящиеся' н эксплуатационном запасе, а также приборы макетов для выключения устройств из зависимости с сохранением пользования сигналами проверяются н РТУ дистанции сигнализации и связи в сроки, уста­новленные для приборов анатогичного типа, находящихся в эксплуатации.

Транспортирование приборов производится в специальной таре, обеспечива­ющей пх сохранность.

В РТУ дистанции составляется перечень приборов СЦБ, находящихся в эксп­луатации и эксплуатационном штсе по каждой станции и перегону с указани­ем периодичности их замены, утверждаемый руководством дистанции сигнали­зации и связи, а также ведемся учет их замены. Выписки из этого перечня, заве­ренные начальником РТУ, направляются в цех (бригаду) каждого старшего элек­тромеханика.

Приборы, подвергшиеся климатическим (температура, влажность), механи­ческим (удары, вибрация) и электрическим воздействиям, превышающим ус­тановленные в эксплуатационной документации нормы, использовать в действу­ющих устройствах СПБ без повторной проверки в РТУ не допускается.

Полный срок службы находящихся в эксплуатации приборов заканчивается, если невозможно восстановить их работоспособность и соответствие установ­ленным техническим требованиям или это восстановление становится эконо­мически нецелесообразным.

Приборы, работающие в горочных устройствах, проверяются в соответствии с инструкцией по техническому обслуживанию устройств механизированных и автоматизированных сортировочных горок, утвержденной МПС России.

Инструкция по техническому обслуживанию устройств сигнализации, цен­трализации и блокировки (СЦБ), утвержденная МПС СССР 07.09.88 г. № ЦШ-4616 на территории Российской Федерации не применяется.

Приложение I к Инструкции МПС России от 20 декабря 1999 г. № ЦШ-720

Перечень работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ и периодичность их выполнения

6 Эксплуатационная документация на вновь разрабатываемые устройства и системы СЦБ должна содержать сведения о сроках службы и хранения составных частей и комплектующих изделий или суммарную наработку до перехода в предельное состояние (ресурс), при котором дальнейшая эксплуатация изделий недопустима или нецелесообразна Работники дистанции СЦБ при выполнении служебных обязанностей имеют право: требовать прекращения производства земляных и других работ, которые могут привести к нарушению нормального действия устройств СЦБ выполняемых без согласования с причастными работниками дистанции СЦБ или выполняемых с нарушением действующих норм и правил; прохода по территории станций, на мосты, в тоннели, другие искусственные сооружения, нахождения в служебных и технических зданиях с устройствами СЦБ; проезда во всех поездах, локомотивах и специальном самоходном подвижном составе с предъявлением проездных документов в пределах дистанции СЦБ, а также до ближайших железнодорожных станций соседних дистанций СЦБ; использования имеющихся средств служебной связи Для оперативного устранения нарушений нормальной работы устройств СЦБ поездной диспетчер, в соответствии с поездной обстановкой, по заявке диспетчера дистанции СЦБ или дежурного по станции, дает разрешение на остановку поезда для доставки работников дистанции СЦБ к месту нарушения работы устройств СЦБ или обратно. В целях повышения оперативности устранения нарушений нормальной работы устройств СЦБ: 6

8 СЦБ, восстановление исправного состояния, устранение причин отказов, повреждений или сбоев в работе технических средств Организация технической эксплуатации устройств и систем СЦБ предусматривает: подготовку и допуск инженерно-технических работников к эксплуатации, мотивацию их труда; выбор эффективных и экономичных видов и методов технического обслуживания и ремонта устройств СЦБ; периодические осмотры устройств СЦБ и служебно-технических зданий; автоматизацию работ по контролю технического состояния, сбору и анализу информации о надёжности технических средств; контроль качества работ, в том числе выполняемых подрядными (фирменными, сервисными) организациями; техническое освидетельствование с целью оценки возможности дальнейшей эксплуатации устройств СЦБ; планирование выполнения основных работ и организационнотехнических мероприятий; ведение технической документации; организацию материально-технического обеспечения; организацию транспортирования, хранения, консервации и утилизации аппаратуры и оборудования СЦБ; организацию аварийно-восстановительных работ; обеспечение безопасности движения, безопасности труда, пожарной и экологической безопасности На должности электромонтёра, электромеханика, старшего электромеханика, начальника участка, диспетчера дистанции сигнализации централизации и блокировки назначаются лица, соответствующие требованиям тарифно - квалификационных 8

12 проверки, технического обслуживания, ремонта и централизованной замены приборов СЦБ; технического обслуживания микропроцессорных устройств и систем СЦБ Отдельные виды работ по технической эксплуатации устройств и систем СЦБ могут выполняться работниками сервисных (фирменных) центров или специализированных организаций. К таким работам относятся: мониторинг и диагностирование систем, имеющих в своем составе аппаратно-программные комплексы; тестирование программного обеспечения аппаратнопрограммных комплексов СЦБ; корректировка и инсталляция прикладного программного обеспечения и баз данных аппаратно-программных комплексов СЦБ; техническое обслуживание и ремонт аппаратных средств устройств СЦБ на базе аппаратно-программных средств; проверка и настройка электронного оборудования; внесение изменений в техническую документацию устройств СЦБ на базе аппаратно-программных средств; техническое обслуживание (ремонт) автоматизированных дизельгенераторных агрегатов и устройств бесперебойного питания Контроль технического состояния предусматривает проверку соответствия значений параметра устройств СЦБ требованиям установленным в технической документации и определение вида технического состояния: исправное, работоспособное, неисправное, неработоспособное, предельное. Проверка соответствия техническим требованиям устройств и систем СЦБ предусматривает процедуры измерений, испытаний и контроля. 12

13 Контроль технического состояния устройств СЦБ, сбор и анализ информации об их надёжности с применением средств технического диагностирования и технологии автоматизированного контроля параметров устройств СЦБ может быть возложен на инженера по эксплуатации технических средств или инженерно-технического работника группы надёжности и обеспечения бесперебойной работы устройств СЦБ. Удаленный мониторинг устройств СЦБ осуществляется средствами технического диагностирования и мониторинга и включает: регулярное наблюдение за состоянием контролируемых устройств СЦБ; сбор, обработку и хранение сведений, полученных в результате наблюдения. Инженер по эксплуатации технических средств дистанции СЦБ (центра диагностики и мониторинга) на основании полученных сведений оценивает динамику изменения контролируемых параметров устройств СЦБ, возможные причины этих изменений и контролирует устранение выявленных недостатков. По результатам работы за месяц проводит анализ полученных данных и, с использованием статистических методов, готовит начальнику дистанции СЦБ (службы автоматики и телемеханики) предложения по разработке корректирующих мер Метрологическое обеспечение технической эксплуатации устройств СЦБ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и включает: поверку средств измерений, на которые распространяется государственное регулирование обеспечения единства измерений; 13

16 3. Техническое обслуживание устройств и систем СЦБ 3.1. Основными видами работ в процессе технического обслуживания устройств СЦБ являются: периодические технические осмотры устройств СЦБ; проверки действия устройств и систем СЦБ; разборка, чистка, смазывание механизмов, замена износившихся частей, затяжка болтовых соединений; покраска устройств СЦБ; периодическая замена приборов СЦБ для испытаний, чистки, регулировки, замены составных частей с ограниченным сроком службы; устранение причин отказов, повреждений, сбоев в работе устройств СЦБ; регулировка, ремонт (текущий, неплановый) с целью восстановления исправного действия устройств СЦБ; периодическая проверка установленных в ПТЭ и в приложениях к настоящей Инструкции зависимостей устройств и систем СЦБ; периодическое тестирование программных продуктов и обеспечение антивирусной защиты (при необходимости) для устройств СЦБ на базе аппаратно-программных средств Периодические технические осмотры, проверки функционирования, соответствия установленным техническим требованиям, измерения параметров проводят с целью оценки и прогнозирования технического состояния устройств СЦБ После выполнения работ по техническому обслуживанию (ремонту), а также восстановительных работ руководитель работ в обязательном порядке должен проверить функционирование устройства СЦБ. 16

19 соблюдение порядка производства работ, обеспечивающего безопасность движения поездов и требования охраны труда; выполнение работ по изменению монтажа в действующих устройствах и подтверждение их выполнения отметкой в принципиальных и монтажных схемах; подготовка обслуживаемых устройств СЦБ к работе в зимних условиях; участие в обучении работников других служб правильному пользованию устройствами СЦБ; обеспечение сохранности и исправного состояния оборудования, инвентаря, инструмента, приборов, а также технической документации на обслуживаемые устройства; контроль качества работ, выполняемых подрядными организациями, участие в приемке выполненных работ Функциями начальника участка производства являются: организация на закреплённом участке технического обслуживания и ремонта устройств СЦБ; непосредственное руководство старшими электромеханиками и руководителями бригад, поддержание трудовой и технологической дисциплины; рассмотрение и согласование планов-графиков технического обслуживания, утверждение оперативных планов работ бригад на участке; разработка и контроль выполнения организационнотехнические мероприятий по обеспечению безопасности движения и надёжности устройств СЦБ на участке, подготовке к работе в зимних условиях; планирование работ по внесению изменений в электрические схемы действующих устройств СЦБ по утверждённой технической 19

20 документации, разработка совместно со старшим электромехаником технологии производства работ по переключению устройств СЦБ и программ испытаний устройств СЦБ после внесения изменений; анализ принципиальных схем устройств СЦБ на соответствие требованиям действующих указаний, распоряжений, приказов, в том числе при изменении на участке скоростей движения; контроль выполнения старшим электромехаником проверок соответствия действующих устройств утверждённой технической документации; проверки состояния устройств СЦБ, содержания технической документации, правильности оформления первичной отчетной документации, в том числе записей в Журнале осмотра в каждой бригаде старшего электромеханика (на перегоне не реже одного раза в год, на переездах, расположенных на перегоне не реже двух раз в год, на железнодорожных станциях, в том числе и расположенных на них переездах не реже одного раза в квартал) с регистрацией результатов проверки в соответствующих журналах; анализ протоколов формируемых системой технического диагностирования и мониторинга с целью оценки динамики изменения контролируемых параметров во времени и определения граничных (предотказных) значений контролируемых параметров для принятия корректирующих мер; разработка предложений по внесению изменений в местные инструкции о порядке пользования устройствами СЦБ на железнодорожных станциях и переездах; участие в устранении причин отказов, повреждений устройств СЦБ на других участках дистанции СЦБ по распоряжению диспетчера дистанции СЦБ; 20

22 организация работ направленных на предупреждение повторения отказов, повреждений и повышению надёжности устройств СЦБ; участие в комиссионных осмотрах и проверках технических средств на железнодорожных станциях, учёт выявленных в ходе осмотров и проверок недостатков; организация работы электромехаников и электромонтёров по планам, утверждённым в установленном порядке; организация работ и оказание помощи электромеханикам и электромонтёрам по устранению недостатков, выявленных в результате комиссионных осмотров и проверок устройств СЦБ; выполнение работ, связанных с внесением изменений в электрические схемы действующих устройств СЦБ; обучение электромехаников и электромонтёров приемам поиска и устранения отказов, повреждений, сбоев в работе устройств СЦБ; контроль выполнения электромеханиками и электромонтёрами требований действующих правил, инструкций по охране труда, пожарной безопасности, санитарных правил и норм; контроль исправного состояния измерительных приборов, инструмента, механизмов и приспособлений, используемых в процессе технического обслуживания и ремонта устройств СЦБ; периодическая проверка наличия и состояние принципиальных и монтажных схем, нормативной и технологической документации на рабочих местах электромехаников; периодическая проверка соответствия устройств СЦБ утверждённой технической документации; участие в устранении причин отказов, повреждений устройств СЦБ на других участках дистанции СЦБ по распоряжению диспетчера дистанции СЦБ; 22

23 обеспечение бригады запасными частями, материалами, необходимыми для производства работ Функциями электромеханика, осуществляющего техническое обслуживание устройств и систем СЦБ, являются: производство работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ с соблюдением требований безопасности движения поездов, правил и инструкций по охране труда, пожарной безопасности, санитарных правил и норм; выполнение работ по утверждённым планам-графикам технического обслуживания и другим планам; организация работ электромонтёров и контроль качества выполнения этих работ; измерение параметров устройств СЦБ с использованием штатных измерительных приборов или возможностей АРМ ШН системы технического диагностирования и мониторинга; содержание в порядке и по описи технической документации на обслуживаемые устройства; проверка соответствия действующих устройств утверждённой технической документации; замена приборов СЦБ в соответствии с установленной периодичностью; участие в комиссионных осмотрах, в проведении проверок устройств СЦБ; устранение выявленных по результатам осмотров и проверок недостатков в работе устройств СЦБ; участие в устранении причин отказов, повреждений устройств СЦБ на других участках дистанции СЦБ по распоряжению диспетчера дистанции СЦБ; 23

25 устранение выявленных по результатам осмотров и проверок недостатков в работе устройств СЦБ; информирование диспетчера дистанции СЦБ, электромеханика или старшего электромеханика СЦБ о нарушениях нормальной работы устройств СЦБ; устранение отказов, повреждений, сбоев в работе устройств СЦБ, не требующих вскрытия опломбированных устройств СЦБ и их выключения. Если возникнет необходимость отключения или вскрытия устройств (приборов), находящихся под пломбами, электромонтёр делает запись в Журнале осмотра с указанием причин снятия пломбы, должности и фамилии работника, разрешившего снятие пломбы. После получения согласия дежурного по железнодорожной станции, который удостоверяет это подписью в Журнале осмотра, электромонтёр приступает к вскрытию устройств СЦБ и устранению неисправности. Далее электромонтёр должен находиться у вскрытого устройства СЦБ до его опломбирования. Электромонтёры 7-8 разрядов могут иметь, по решению начальника дистанции СЦБ, пломбировочные тиски с персональным номером оттиска. На железнодорожных станциях, где установлен сменный режим работы электромехаников, персональные пломбировочные тиски электромонтёрам не выдаются. 4. Планирование работ по техническому обслуживанию устройств и систем СЦБ 4.1. Работы по техническому обслуживанию устройств и систем СЦБ включаются в четырехнедельный и годовой планы-графики и планируются таким образом, чтобы промежутки времени между 25

28 Пример оформления оперативного плана приведен в приложении При планировании работ должно учитываться время на участие в комиссионных проверках, следование к месту работ, техническое обучение, надзор за работой и выполнение работ для других подразделений, материально-техническое обеспечение, устранение отказов, повреждений и выявленных отступлений от норм содержания устройств СЦБ На участках без сменного режима работы электромехаников, когда дата выполнения работ совпадает с выходными и праздничными днями, эти работы по согласованию с диспетчером дистанции СЦБ могут быть перенесены на срок не более двух суток. Обо всех случаях согласования переноса работ по техническому обслуживанию диспетчер докладывает руководству дистанции СЦБ с предложением мер по его выполнению. 5. Учёт и контроль выполнения работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ 5.1. Контроль за выполнением работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ, учёт отступлений от норм содержания устройств осуществляется диспетчером дистанции СЦБ с использованием автоматизированной системы АСУ-Ш Диспетчер дистанции СЦБ контролирует выполнение работ по техническому обслуживанию устройств СЦБ, а также работ по устранению отступлений от норм содержания устройств в соответствии с утверждёнными оперативными планами по докладам старших электромехаников, электромехаников СЦБ, в том числе путем анализа базы данных программ АСУ-Ш. 28

36 7. Транспортные происшествия, стихийные бедствия 7.1. При получении информации о транспортном происшествии в пределах обслуживаемого участка, электромеханик (электромонтёр, старший электромеханик) докладывает об обстоятельствах случившегося диспетчеру или начальнику (заместителю начальника) дистанции СЦБ. На станции электромеханик (электромонтёр, старший электромеханик) и дежурный по станции составляют акт произвольной формы о состоянии органов управления и контроля (положение кнопок, стрелочных коммутаторов, состоянии пломб, элементов индикации) аппарата управления устройствами СЦБ. На участках с ДЦ акт оформляют электромеханик центрального поста ДЦ и поездной диспетчер. В таких ситуациях не допускается изменение положения органов управления, приборов, снятие или установка пломб без разрешения начальника (заместителя начальника) дистанции СЦБ При обнаружении умышленного повреждения устройств СЦБ на железнодорожной станции или перегоне, электромеханик (электромонтёр, старший электромеханик) оформляет запись в Журнале осмотра и докладывают о случившемся диспетчеру дистанции СЦБ. Диспетчер должен сообщить о случае умышленного повреждения устройств СЦБ в органы внутренних дел и органы охраны на транспорте При получении информации о прогнозируемых и возникших стихийных природных явлениях (наводнение, ураган, землетрясение и т.п.), пожарах или техногенных катастрофах, создающих угрозу нарушения нормальной работы устройств СЦБ, 36

Читайте также: