Порядок вождения грузовых поездов

Обновлено: 08.07.2024

Машинист обязан

Что же еще машинист обязан знать?
— Профиль пути;
— Расположение светофоров (сигналов), указателей, знаков и их значение;
— Расположение ЖД переездов.
Конечно все это относится к тому участку, где осуществляется работа.

Далее переходим непосредственно к поездной работе. После получения всех документов, маршрутного листа, прохождения медицинского осмотра локомотивная бригада идет на линейку готовности для приемки локомотива. Осуществляя приемку машинист (про его помощника, также члена локомотивной бригады, речь в данном разделе не идет) обязан убедиться в полной исправности локомотива, а это значит необходимо проверить:
— тормоза;
— радиосвязь;
— песочницы;
— звуковые сигналы (свисток, тифон);
— АЛСН и устройств безопасности (КЛУБ, ТСКБМ, САУТ);
— наличие противопожарных средств, петард, сигнальных принадлежностей;
— записи в журнале технического состояния локомотива (бортовом журнале).
Возможно есть и иные технические средства, которые нуждаются в проверке на работоспособность, однако они не перечислены в ПТЭ.

Кстати, если вы являетесь машинистом локомотива на предприятии промышленного железнодорожного транспорта (к примеру вы машинист тепловоза на ТЭЦ), то выезжая на пути РЖД (к примеру тепловозом необходимо забрать со станционных путей отцеп с углем) вы обязаны иметь при себе документы о прохождении медицинского осмотра, а какие это документы, уже установлено соответствующими приказами Минздрава.

Итак, локомотив мы приняли, далее следует прицепка к составу.

Машинист в каске | Машинист в каске | Движение24

Так не должен выглядеть машинист на рабочем месте!

Обязанности машиниста при прицепке локомотива к составу

Первым делом машинист обязан проверить сцепление локомотива с первым вагоном. Такая проверка должна включать в себя не только осмотр сцепного устройства, но и проверку соединения воздушных рукавов и электрических соединений. Если состав пассажирского поезда оборудован системой электроотопления, то машинист обязан опустить токоприемники на время подключения электрического кабеля. В особом порядке необходимо убедиться в открытии концевых кранов между тормозными рукавами! Однажды в России произошла крупная ЖД катастрофа из-за того, что концевой кран был закрыт посередине состава грузового поезда. Таким образом поезд оказался практически без тормозов. Об этой катастрофе можно прочитать в нашем материале здесь.

Далее машинист обязан зарядить и контролировать тормозную магистраль (или контролировать уже заряженную, если принимался локомотив сразу с поездом). Каким образом машинисту понять, что тормозная магистраль исправна? — По величине падения давления воздуха за единицу времени. Конкретные цифры определяются инструкциями по тормозам. Помимо падения давления машинист обязан провести опробование тормозов на месте, после чего получить справку по тормозам, и убедиться что номер хвостового вагона в справке совпадает с натурным листом, а сила тормозного нажатия соответствует инструкции по тормозам.

Натурный лист пригодится далее, так как обязанность его исследовать закреплена в ПТЭ. Необходимо иметь представление о наличии вагонов с людьми, грузами разных категорий и открытого подвижного состава. В общем цель подобного исследования носит сугубо ознакомительный характер.

Перед приведением поезда в движение машинист обязан включить все предусмотренные конструкцией устройства автоматической локомотивной сигнализации и проверить радиосвязь с дежурным по станции и начальником поезда (если речь о пассажирском движении).

Далее переходим к обязанностям, вменяемым машинисту после приведения поезда в движение. И в этот момент в нашей инструкции заходит речь о Помощнике машиниста — наконец и он что-то становится обязан, а не просто так получает свою зарплату (это конечно тончайшая шутка).

При ведении поезда машинист и его помощник обязаны

В пути следования все члены локомотивной бригады обязаны пристально следить за тем, чтобы путь впереди поезда был свободен. Данный пункт также подразумевает и контроль за сигналами светофоров, указателями, флагами и знаками. В общем следить в оба за тем, чтобы случайно не проследовать красный запрещающий сигнал светофора (хотя есть случаи, когда машинист обязан его проследовать, о них читайте в нашем материале здесь), или не налететь на полной скорости на фуру, водитель которой решил задремать посреди переезда, и это было видно за длину тормозного пути. Также члены локомотивной бригады должны следить и за контактной сетью (если конечно она есть). Обрыв контактного провода — это понятное дело непреодолимая преграда на пути следования поезда.

Следующая обязанность локомотивной бригады касается контроля целостности состава. Случаи саморасцепов грузовых составов возможно не такая редкость, бывают и сходы с рельсов вагонов, но бригада обязана за этим следить и не допускать дальнейшего движения при обнаружении саморасцепа (тормоза должны сработать автоматически в таком случае), или схода.

Члены локомотивной бригады обязаны следить за показаниями приборов, отвечающих за бесперебойность и безопасность работы локомотива.

Далее распределим обязанности в зависимости от ситуации, для удобства восприятия:

    ;
  • Визуально определяем по стрелочным переводам корректность маршрута и правильность положением самого перевода (чтобы не допустить взрез стрелки и так далее);
  • Следим за сигналами, подаваемыми работниками станций;
  • Следим за передвижением маневровых локомотивов;

При малейшей угрозе безопасности машинист или помощник обязаны незамедлительно принять меры к остановке поезда (экстренное торможение).

При необходимости остановки на станции

  • Машинист обязан осуществить остановку, не выезжая за границу выходного светофора, или предельного столбика. Это очень важно, так как весь состав поезда должен вместиться в длину путей приема станции, в противном случае хвостовой вагон может перекрыть стрелочный перевод и фактически заблокировать входной сигнал. Если же такая остановка все же необходима, то машинист ее обязан производить только по согласованию (или указанию) дежурного по станции.
  • Если в поезде обнаружены неисправности, то после остановки машинист обязан доложить о них дежурному по станции или поездному диспетчеру.

Если в пути выявились неисправности

Данная обязанность вытекает из обязанности наблюдения за путями следования, и, соответственно, за окружающим путевым хозяйством. Так вот в случае, если либо машинист, либо помощник заметили неисправность какого-либо технического узла ЖД инфраструктуры (будь то светофор, контактная сеть, другие встречные поезда или поезда на смежных путях), машинист обязан незамедлительно доложить об этом дежурному по ближайшей ЖД станции, либо поездному диспетчеру, а если это необходим машинисту другого поезда.

Если погодные условия в пути следования (туман, метель, и т.д.) снижают видимость, то машинист имеет право снизить установленную скорость движения. Вообще о том, как следуют поезда в условиях сильного тумана или в пургу читайте наш материал здесь.

При ведении поезда машинист должен

Теперь поговорим о долге. Тон ПТЭ сместился в сторону активных действий и помощник машиниста вышел из фокуса. Хочу заметить, что пунктов о долге всего четыре, что во много раз меньше количества пунктов об обязанностях. Значит машинист должен гораздо меньше, нежели обязан.

Итак машинист должен:

  • Быть готовым в любой момент воспользоваться тормозными устройствами (краном машиниста), а также контролировать готовность этих устройств: проверять тормоза в пути следования согласно инструкции по тормозам, следить за давлением воздуха в главном резервуаре и тормозной магистрали.
  • Остановить поезд при сигналах, запрещающих дальнейшее движение, с помощью служебного торможения, не проезжая сигнал остановки. Сигнал снижения скорости проследовать с установленной им скоростью. Таким образом долг машиниста — остановиться на запрещающий сигнал (не во всех случаях), а его проезд становится уголовным преступлением.
  • Проследовать знак, который ограждает нейтральную вставку, со скоростью не менее 20 км/час. В противном случае поезд остановиться посреди нейтральной вставки, а если у энергетиков еще и случится какое-нибудь ЧП, то график движения поездов будет серьезно нарушен.
  • Если машинисту будет подан сигнал об остановке (например круговые движения фонарем или рукой), или обнаружатся препятствия к движению, машинист должен незамедлительно применить экстренное торможение.

В пути следования машинист не имеет право:

Машинист не имеет право:

  • Превышать установленную скорость движения, не соблюдать действующие предупреждения по скоростному режиму;
  • Отвлекаться от управления локомотивом, а что машинист обязан делать во время управления, читайте выше. Это значит, что машинист не имеет право писать СМС, снимать видео, звонить маме.
    Был случай, машинист снял видео как ведет локомотив да хает руководство РЖД, вместе с помощником, и выложил это видео в Интернет. Так провели разбор и впаяли ему нарушение данного пункта ПТЭ, отвлекался мол на съемку. Машиниста уволили, помощнику выговор — вот вам и сила ПТЭ.
  • Вмешиваться в работу устройств и систем безопасности, отключения — это тоже вмешательство в работу. Но здесь речь идет только об исправных устройствах (системах), если наблюдаются любые неполадки, то действовать нужно согласно регламенту или инструкции по обращению с этими устройствами.
  • Начать следовать на перегон, если на локомотиве имеется неустранимая на месте неисправность, влияющая на тяговые характеристики. Даже если сильно заставляют, имейте в виду, что все шишки потом полетят на вас!

Вот мы и рассмотрели все основные обязанности и долги машинистов поездов. Все остальные инструкции пишутся так, чтобы соответствовать данным ПТЭ. На плечи машинистов положена огромная ответственность, даже поле ответственности помощника не выходит из поля ответственности машиниста, а значит машинист в итоге отвечает и за себя, и за него.

- на работе иметь при себе служебное удостоверение, маршрут машиниста, служебный и технический формуляры, талон предупреждения, расписание движения поездов, выписки из ТРА станций обслуживаемого участка, выписки об установленных скоростях движения поездов, режимные карты;

-выполнять оперативные распоряжения дежурных(ТЧД) по основному или оборотному локомотивному депо, машинистов-инструкторов, обслуживающих данный участок;

-знать конструкцию локомотива, профиль обслуживаемого участка, расположение на нем постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков и их назначение, а также места расположения переездов, иметь расписание движения поездов.

- при приемке и сдаче локомотивов, а также во время стоянок в пути следования производить их техническое обслуживание.

При приемке локомотива:

- убедиться в его исправности, обратив особое внимание на действие тормозов, песочниц и радиосвязи, приборов для подачи звукового сигнала, а по записи в журнале технического состояния локомотива убедиться в исправном действии АЛС и устройств безопасности.

- проверить наличие сигнальных принадлежностей, противопожарных средств; Локомотивная бригада после приемки локомотива несет ответственность за его техническое обслуживание и эксплуатацию, сохранность его оборудования и инвентаря.

После прицепки локомотива к составу:

- убедиться в правильности сцепления локомотива с первым вагоном и соединения воздушных рукавов, а также в открытии концевых кранов между ними;

- зарядить тормозную магистраль сжатым воздухом, убедиться в том, что падение давления не превышает установленных норм и опробовать автотормоза;

- получить справку ВУ-45, сверить указанный в ней номер хвостового вагона с натурным листом и убедиться в соответствии тормозного нажатия в поезде установленным нормам;

- ознакомиться по натурному листу с составом поезда;

- перед отправлением со станции включить устройства автоматической локомотивной сигнализации и радиосвязь.

При ведении поезда машинист и его помощник обязаны:

- обеспечить безопасное следование поезда с точным соблюдением графика движения.

- следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, выполнять их требования и повторять друг другу;

- следить за состоянием и целостностью поезда и состоянием контактной сети;

- наблюдать за показаниями приборов, контролирующих бесперебойность и безопасность работы локомотива;

- при проходе по станционным путям подавать установленные сигналы, следить за правильностью маршрута, за свободностью пути и сигналами, подаваемыми работниками станций, а также за движением поездов и маневровыми передвижениями на смежных путях;

- при необходимости остановки на станции машинист обязан остановить поезд, не проезжая выходного светофора (при его отсутствии - предельного столбика) пути приема..

- при следовании в условиях ограничения видимости (туман, ливень, метель и др.) сигналов машинисту разрешается для обеспечения безопасности движения снижать установленную скорость движения поезда.

При ведении поезда машинист, должен:

- иметь тормозные устройства всегда готовыми к действию, проверять их в пути следования, не допускать падения давления в главных резервуарах и тормозной магистрали ниже установленных норм;

- при запрещающих показаниях сигналов и сигналов, требующих снижения скорости, применяя служебное торможение, останавливать поезд, не проезжая сигнала остановки, а сигнал уменьшения скорости проследовать со скоростью, не более установленной для данного сигнала;

- проследовать сигнальный знак, ограждающий нейтральную вставку (во избежание остановки на ней локомотива), со скоростью не менее 20 км/ч;

при внезапной подаче сигнала остановки или внезапном возникновении препятствия немедленно применить средства экстренного торможения для остановки поезда.

В пути следования машинист, не вправе:

- превышать скорости, установленные ПТЭ, приказом владельца инфраструктуры, а также выданными предупреждениями и указаниями сигналов;

- отвлекаться от управления локомотивом, его обслуживания и наблюдения за сигналами и состоянием пути;

- отключать исправно действующие устройства безопасности или вмешиваться в их работу;

- отправляться на перегон при отказе на локомотиве тягового оборудования, обеспечивающего ведение поезда и невозможности устранения причины отказа.

После завершения поездки (смены) работники локомотивных бригад обязаны:

а) сдать дежурному по локомотивному депо оформленный маршрут машиниста, скоростемерные ленты или электронные блоки памяти за выполненную поездку (смену), бланки предупреждений формы ДУ-61, другие бланки и разрешения (при их выдаче за время поездки (смены), справку о тормозах формы ВУ-45 (за исключением случаев смены бригад без отцепки локомотива от поезда).

Помощник машиниста обязан:

а) своевременно и точно выполнять поручения машиниста по уходу за узлами и агрегатами локомотива, его техническому обслуживанию, а также контролировать состояние обслуживаемого и встречных поездов. Выполнять установленный регламент переговоров;

б) при следовании на запрещающий сигнал светофора, стоя у рабочего места машиниста контролировать и периодически докладывать машинисту показание сигнала, положение контроллера, величину давления в тормозной и питательной магистралях, установленные скорости следования на запрещающий сигнал светофора. При отсутствии действий со стороны машиниста к снижению скорости и остановке перед запрещающим сигналом самому принять все меры к остановке поезда, не допуская при этом проезда на запрещающий сигнал светофора;

Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

Помощник машиниста обязан предупреждать машиниста о приближении:

1) к местам проверки действия тормозов в поезде с указанием километра, пикета и скорости начала торможения;

2) к железнодорожным переездам;

3) к местам действия предупреждения об ограничении скорости (за 1,5 – 2 км).

При следовании поезда по кривым участкам пути, при приближении к станциям (у предвходного светофора) машинист и помощник машиниста обязаны поочередно осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости.

На двухпутных и многопутных участках пути помощник машиниста обязан осматривать встречный поезд и докладывать машинисту о результатах осмотра, а в случае обнаружения в проследовавшем поезде неисправностей или нарушений, угрожающих безопасности движения, по радиосвязи сообщить об этом машинисту проследовавшего поезда, ДСП станции или ДНЦ.

При дублировании показаний светофоров машинист и помощник машиниста обязаны называть их назначение (проходной, входной, маршрутный, повторительный, выходной, маневровый), а на станциях и многопутных участках – также принадлежность по номеру пути. Там где на светофорах имеются маршрутные указатели, их показания также повторяются друг другу.

При приближении к светофору с одним желтым (немигающим) огнем помощник машиниста обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования и величину давления в тормозной магистрали.

При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора помощник машиниста обязан приблизиться к рабочему месту машиниста, проверить и доложить о положении контроллера машиниста и ручек крана машиниста, давлении в тормозной и напорной магистралях, за 400 – 500 метров до светофора с запрещающим показанием напомнить машинисту о необходимости снижения скорости до 20 км/час. После этого помощник машиниста обязан наблюдать за показанием светофора и свободностью пути, стоя в непосредственной близости от рабочего места машиниста. При этом машинист и помощник машиниста при каждой подаче прибором безопасности звукового сигнала либо при наличии на локомотиве устройства системы автоматического управления тормозами (далее – САУТ) через каждые 30 – 40 секунд обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием и обеспечить остановку поезда перед этим светофором. В случае при следовании на запрещающий сигнал светофора и непринятия машинистом мер к остановке поезда помощник машиниста обязан остановить поезд.

Помощнику машиниста запрещается покидать кабину управления в следующих случаях:

1) при проследовании станции;

2) при приближении к светофорам, показания которых требуют снижения скорости или остановки;

4) при белом огне на локомотивном светофоре;

5) при следовании по некодированным путям;

6) в пределах искусственных сооружений;

7) при выключенных устройствах АЛСН.

По разрешению машиниста помощник машиниста обязан при следовании по зеленым огням проходных светофоров осматривать машинное отделение локомотива. При осмотре помощник машиниста обязан проверить работу электрического оборудования и аппаратов, вспомогательных машин, показания измерительных приборов, наличие (отсутствие) постороннего стука и скрежета в ходовых частях, наличие (отсутствие) задымленности. По возвращении в кабину управления помощник машиниста обязан проверить показания путевого и локомотивного светофоров, доложить машинисту об их показаниях. Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее. После этого помощник машиниста обязан доложить машинисту о результатах осмотра машинного) отделения.

В случае приема поезда на станцию или отправления с железнодорожной станции при запрещающем показании светофора, а также при наличии белого огня на локомотивном светофоре, помощник машиниста обязан докладывать машинисту о положении каждой стрелки по маршруту следования поезда.

При остановке одиночного локомотива с применением песка на участке с автоблокировкой, помощник машиниста обязан напомнить машинисту о необходимости съехать на чистые рельсы для обеспечения шунтирования рельсовой цепи. Если отсутствует возможность съехать на чистые рельсы, локомотивная бригада обязана немедленно доложить об этом машинистам вслед идущих поездов, ДСП станции или ДНЦ и оградить петардами.

Примерный регламент переговоров в пути следования.

- поездные документы и предупреждения получены;

- ручной тормоз отпущен;

- справка ВУ- 45 в наличии;

- номер хвостового вагона соответствует с натурным листом;

- время стоянки от последнего опробования тормозов составило 15 мин;

- плотность тормозной магистрали 35 сек;

- давление напорной магистрали 8 ат;

- тормозной магистрали 5 ат;

- на локомотивном светофоре зеленый;

- проверяем целостность тормозной магистрали путем постановки ручки крана машиниста в 1-е положение;

- выходной с 5-го пути зеленый;

- скорость отправления 25 км/час;

- осматриваю поезд слева;

- сигналов остановки не подают.

После приведения поезда в движение машинист и помощник машиниста обязаны, поочередно открывая боковые окна проверить и доложить друг другу об отсутствии сигналов остановки, а также о состоянии поезда:

Внимание наблюдаю за поездом;

Поезд слева впорядке, сигналов остановки не подают;

Маршрут с 5-го западного пути приготовлен на 3-й пассажирский, стрелки по маршруту.

Маршрутный с 3-го пассажирского на 3-й технический - два желтых верхний мигающий, на локомотивном - желтый, стрелки по маршруту..

Выходной с 3-го технического на 2-й главный зеленый,

на локомотивном - зеленый, стрелки по маршруту,

скорость 40 км/ч.

После проследования поездом станции помощник машиниста обязан доложить машинисту об установленной скорости движения по перегону, а также о наличии постоянных и временно действующих ограничениях скорости, сигналах ограждения мест производства работ:

- скорость по перегону 80 км/час,

- время следования по перегону 20мин;

- предупреждений нет.
В пути следования помощник машиниста обязан докладывать машинисту о сигналах, подаваемых светофорами, показаниях локомотивного светофора, а также об изменениях показаний локомотивного светофора:

- желтый проходной, локомотивный желтый,

- скорость проследования желтого не более 60 км/час,

- в тормозной магистрали 50 ат.

Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.
При встречном поезде на двухпутных перегонах, помощник машиниста обязан отойти к рабочему месту машиниста, осматривать встречный поезд и докладывать о результатах осмотра:

Встречный поезд;

Встречный впорядке, хвост огражден.

По разрешению машиниста помощник машиниста обязан, при следовании по зеленым огням проходных светофоров, осматривать машинное отделение локомотива.

Зеленый проходной;

Разрешите осмотреть машинное отделение?

При осмотре помощник машиниста, так же, должен проверить скоростемерную ленту, если она находится в задней кабине.

По возвращении в кабину управления помощник машиниста обязан проверить показания путевого и локомотивного светофоров, доложить машинисту об их показаниях.

Зеленый проходной, локомотивный зеленый.

Показания приборов:

- в главных резервуарах ат;

- в цепи управления 50вольт;

- в уравнительном резервуаре 5ат;

- тормозной магистрали 5ат;

- в тормозных цилиндрах 0;

- ручка крана во 2-м положении;

- контроллер набран.

Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее. После этого помощник машиниста обязан доложить машинисту о результатах осмотра машинного отделения:

- электрическое оборудование, аппараты и вспомогательные машины, работают нормально;

- постороннего стука и скрежета в ходовых частях и задымленности в кузове нет нет;

- скоростемерная лента в задней кабине осмотрена, порывов и задир нет.
Помощник машиниста обязан предупреждать машиниста о приближении:
1) к местам проверки действия тормозов в поезде с указанием километра, пикета и скорости начала торможения;
2) к железнодорожным переездам;

На 2258км3-8 пикеты - ограниченние скорости 40км/час с 8.00 до 12.30;

На 2372км осмотр поезда в кривой;

Осматриваю поезд слева;

Поезд, в пределах видимости в порядке.
При приближении к светофору с одним желтым (немигающим) огнем помощник машиниста обязан доложить машинисту установленную скорость его проследования и величину давления в тормозной магистрали.

Желтый проходной, скорость проследования не более 60км/ч, на локомотивном - желтый, в тормозной магистрали 5 атмосфер.
При вступлении поезда на блок-участок с запрещающим показанием светофора помощник машиниста обязан приблизиться к рабочему месту машиниста, проверить и доложить машинисту о положении контроллера машиниста и ручек крана машиниста, давлении в тормозной и напорной магистралях:

- в главных резервуарах ат;

- в цепи управления 50вольт;

- в уравнительном резервуаре 5ат;

- тормозной магистрали 5ат;

- в тормозных цилиндрах 0;

- ручка крана во 2-м положении;

- контроллер на нуле.

За 400 – 500 метров до светофора с запрещающим показанием напомнить машинисту о необходимости снижения скорости до 20 км/час.

Следуем на красный, за 400 метров скорость не более 20 км/час.

После этого помощник машиниста обязан наблюдать за показанием светофора и свободностью пути, стоя в непосредственной близости от рабочего места машиниста. При этом машинист и помощник машиниста при каждой подаче прибором безопасности звукового сигнала, через каждые
30 – 40 секунд обязаны докладывать друг другу о приближении к светофору с запрещающим показанием:

- красный;

- за 400 метров скорость не более 20 км/час, за 200 м неболее10 км/ч, фактическая 15 км/ч;

- ручка крана машиниста во 2-м положении;

- контроллер на нуле.
При приближении к станциям (у предвходнго светофора) машинист и помощник машиниста обязаны поочередно осматривать поезд и докладывать друг другу о состоянии поезда в пределах видимости:

зеленый входной;

маршрут по главному;

путь свободен;

скорость 80км/ч;

- стрелки по маршруту

- скорость по перегону 80 предупреждений нет

- время следования 20минут

- перегон прсследовали вовремя

- зеленый проходной, локомотивный зеленый

показания приборов:

в цепи управления 5 набатарее 50вольт в главных резервуарх 8атмосер, в уравнительном резервуаре 5 ат тормозной магистрали 5 ат в тормозных цилиндрах 0, ручка крана во 2-м положении.

Машинист, убедившись в правильности информации, обязан повторить ее.

Помощник машиниста при проследовании поездом станции работает стоя на своем рабочем месте.
Вслучае остановки поезда на промежуточной станции, при отправлении, локомотивная бригада должна выполнить минутную готовность:

- приборы безопасности и радиостанция включены;

- время стоянки от последнего опробования тормозов составило 15 мин;

- плотность тормозной магистрали 35 сек;

- проверяем целостность тормозной магистрали путем постановки ручки крана машиниста в 1-е положение;

- давление в тормозной магистрали 5 ат;

- выходной с 3-го технического на 2-й главный зеленый,

- на локомотивном - зеленый,

- стрелки по маршруту,

- скорость отправления 40 км/ч.

Машинист, убедившись в соответствии разрешающих показаний выходного и локомотивного светофоров с пути отправления, и при отсутствии сигналов остановки, подаваемых с пути и поезда, приводит поезд в движение.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Раздел1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава1. Общие обязанности работников железнодорожного транспорта

Раздел 2 СООРУЖЕНИЯ И УСТРОЙСТВА

Глава 2. Общие положения. Габарит

Глава3. Сооружения и устройства путевого хозяйства

• План и профиль пути

• Земляное полотно, верхнее строение пути и искусственные сооружения

• Рельсы и стрелочные переводы

• Пересечения, железнодорожные переезды и примыкания железных дорог

• Путевые и сигнальные знаки

Глава 4. Сооружения и устройства локомотивного и вагонного хозяйств, для обслуживания и

ремонта пассажирских вагонов, специального подвижного состава, водоснабжения и канализации.

Глава 5.Сооружения и устройства станционного хозяйства

Глава 6. Сооружения и устройства сигнализации, централизации и блокировки, информатизации и

• Путевая автоматическая и полуавтоматическая блокировка

• Электрическая централизация стрелок и сигналов

• Автоматическая локомотивная сигнализация и устройства безопасности

• Ключевая зависимость стрелок и сигналов

• Устройства механизации и автоматизации сортировочных горок

• Автоматическая переездная сигнализация и автоматические шлагбаумы.

• Автоматические системы оповещения о приближении поезда

• Средства автоматического контроля технического состояния подвижного состава на ходу

• Устройства автоматического выявления коммерческих браков в поездах и вагонов.

• Устройства для предупреждения самопроизвольного выхода подвижного состава на

маршруты следования поездов

• Информационно-вычислительная система железнодорожного транспорта.

• Линии СЦБ и связи .

• Техническое обслуживание устройств СЦБ и связи.

Глава 7. Сооружения и устройства электроснабжения железных дорог.

Глава 8. Осмотр сооружений и устройств и их ремонт.

• Осмотр сооружений и устройств.

• Ремонт сооружений и устройств.

Раздел 3 ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ И СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ

Глава 9. Общие требования.

Глава 10. Колесные пары.

Глава 11. Тормозное оборудование и автосцепное устройство

Глава 12. Техническое обслуживание и ремонт подвижного состава и специального подвижного

• Техническое обслуживание и ремонт локомотивов и моторвагопного подвижного состава

• Техническое обслуживание и ремонт вагонов.

Раздел 4 ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

Глава 13. График движения поездов .

Глава 14. Раздельные пункты.

Глава 15. Организация технической работы станции.

• Эксплуатация стрелочных переводов.

• Порядок включения тормозов в поезда. Снаряжение и обслуживание поездов

• Постановка локомотивов в поезда.

Глава 16. Движение поездов

• Средства сигнализации и связи при движении поездов.

• Порядок движения поездов.

• Порядок вождения поездов машинистами локомотивов и моторвагонных поездов и

специального самоходного подвижного составав

• Порядок действий работников при вынужденной остановке поезда на перегоне.

• Движение съемных подвижных единиц.

Раздел 5 Термины, применяемые в Правилах технической эксплуатации железных дорог

Общие положения

1. Правила технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации (далее - настоящие

правила) устанавливают основные положения и порядок работы железных дорог и работников

железнодорожного транспорта, по технической эксплуатации железных дорог и порядок действий

работников железнодорожного транспорта при их эксплуатации, основные размеры, нормы

содержания важнейших сооружений, устройств и подвижного состава и требования,

предъявляемые к ним, систему организации движения поездов и принципы сигнализации.

Настоящие Правила разработаны в соответствии с Федеральными законами «О федеральном

другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской

2. Настоящие правила технической эксплуатации обязательны для всех подразделений и

федерального железнодорожного транспорта.

Выполнение Правил технической эксплуатации обеспечивает слаженность всех звеньев

железнодорожного транспорта, четкую и бесперебойную работу железных дорог и безопасность

Настоящие правила могут быть изменены только приказом (указанием) Министра путей

Российской Федерации издает инструкции и указания сетевого значения, а управления и отделения

железных дорог — инструкции и указания, определяющие работу линейных предприятий,

организаций и отделений, железных дорог.

Все инструкции и указания, относящиеся к технической эксплуатации, проектированию и

строительству железных дорог, сооружений, устройств и подвижного состава, должны

соответствовать требованиям настоящих Правил.

ОБЩИЕ ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКОВ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

1.1. Основными обязанностями работников железнодорожного транспорта являются

удовлетворение потребностей в перевозках пассажиров и грузов, багажа и грузобагажа при

безусловном обеспечении безопасности движения и сохранности перевозимых грузов, багажа

и грузобагажа эффективное использование технических средств, соблюдение требовании

охраны окружающей природной среды.

1.2. Каждый работник, связанный с движением поездов, несет по кругу своих обязанностей

ответственность за выполнение Правил технической эксплуатации и безопасность движения.

Контроль за соблюдение Правил технической эксплуатации работниками

железнодорожного транспорта возлагается на руководителей соответствующих

подразделений.

Нарушение настоящих Правил технической эксплуатации работниками железнодорожного

транспорта влечет за собой ответственность в соответствии с действующим законодательством.

1.3. Каждый работник железнодорожного транспорта обязан подавать сигнал остановки поезду

или маневрирующему составу и принимать другие меры к их остановке в случаях, угрожающих

жизни и здоровью людей или безопасности движения. При обнаружении неисправности

сооружений или устройств, создающей угрозу безопасности движения или загрязнения

окружающей природной среды, работник должен немедленно принимать меры к ограждению

опасного места и устранению неисправности.

1.4. Работники железнодорожного транспорта должны обеспечивать безопасность пассажиров,

создавать им необходимые удобства, культурно обслуживать на вокзалах, в поездах, быть

вежливыми и предупредительными в обращении со всеми лицами, пользующимися услугами

железнодорожного транспорта, и одновременно требовать от них выполнения действующих на

железнодорожном транспорте правил.

1.5. Работники железнодорожного транспорта должны содержать в порядке рабочее место и

вверенные технические средства.

Работники, для которых установлены форма одежды и знаки различия, должны быть в

соответствии с Положением о дисциплине работников железнодорожного транспорта Российской

Федерации одеты по форме.

Каждый работник железнодорожного транспорта должен соблюдать правила и инструкции по

охране труда, по пожарной безопасности, санитарные правила и нормы, требования стандартов,

метрологических норм и правил и иных нормативных документов, установленные для

выполняемой им работы. Ответственность за выполнение этих правил и инструкций возлагается на

исполнителей и руководителей соответствующих подразделений.

1.6. Не допускатся на локомотивы, в кабины управления моторвагонными поездами,

специальным самоходным подвижным составом (мотовозами, дрезинами, специальными

автомотрисами, железнодорожно- строительными машинами) и другими подвижными единицами,

к сигналам, стрелкам, аппаратам, механизмам и другим устройствам, связанным с обеспечением

безопасности движения поездов, а также в помещения, откуда производится управление сигналами

и такими устройствами, лиц, не имеющих права доступа к ним.

Управлять локомотивами, моторвагонными поездами, специальным самоходным подвижным

составом (мотовозами, дрезинами, специальными автомотрисами, железнодорожно-

строительными машинами) и другими устройствами, связанными с обеспечением безопасности

движения поездов, а также переводить стрелки имеют право только уполномоченные на это

работники во время исполнения ими служебных обязанностей.

Работники железнодорожного транспорта, проходящие в установленном порядке стажировку в

качестве вторых лиц, могут допускаться к управлению локомотивами, моторвагонными поездами,

автомотрисами, дрезинами и другими подвижными единицами, сигналами,

ПОРЯДОК ВОЖДЕНИЯ ПОЕЗДОВ (СОСТАВОВ) МАШИНИСТАМИ. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ.

18.38. Машинист обязан:

— хорошо знать конструкцию подвижного состава, план и профиль пути своей линии, расположение на ней постоянных сигналов, сигнальных указателей и знаков, их значение;

— при приёмке подвижного состава перед выездом на линию убедиться в его исправности, обратив особое внимание на действие тормозов и радиосвязи (машинист локомотива убеждается в исправности подвижного состава как перед выездом на линию, так и перед началом выполнения манёвров).

18.39. При ведении поезда (состава) машинист, помощник машиниста обязаны:

— обеспечить безопасное движение с точным соблюдением расписания следования поезда (для хозяйственных поездов — с точным соблюдением плана работ);

— следить за свободностью пути, сигналами, сигнальными указателями и знаками, правильным положением стрелок по маршруту следования, за движением поездов и составов на смежных путях, принимая меры к остановке при угрозе безопасности движения или жизни людей;

— повторять вслух показания светофоров, указанных в приказе начальника метрополитена, и положение стрелок по маршруту следования, а также сигналы светофоров и другие сигналы, требующие остановки или уменьшения скорости (в т. ч. и при управлении поездом без помощника машиниста), выполнять их требования, применяя электрическое или служебное пневматическое торможение, а при внезапной подаче сигнала остановки или возникновения препятствия для движения — экстренное торможение;

— содержать тормозные устройства поезда (состава) готовыми к действию, не допускать падения или повышения давления в напорной и тормозной магистралях против установленных норм;

— проявлять особое внимание и бдительность при наличии запрещающего сигнального показания АЛС и светофоров, снижении видимости светофоров и пути при сильных туманах, ливнях, метелях, задымлении, при затоплении участков пути, наличии письменных или устных предупреждений, движении в неправильном направлении, движении при нажатой педали (кнопке) бдительности и быть готовым немедленно остановить поезд (состав), если встретится препятствие для дальнейшего следования;

— осуществлять взаимный контроль действий по выполнению должностных обязанностей;

— следить за состоянием подвижного состава, показаниями приборов, контролирующих его бесперебойную работу;

— следить за работой устройств автоматического управления движением поездов;

— подавать оповестительный сигнал о приближении поезда при входе и следовании по главному пути станции, если люди находятся у края платформы за линией ограничения.

18.40. При обнаружении неисправности в поезде (составе), устройствах сигнализации и связи, повреждения пути, контактного рельса и других сооружений и устройств, неисправности в поезде (составе), следующем по смежному пути, машинист обязан сообщить об этом поездному диспетчеру по поездной радиосвязи.

При неисправности (отсутствии) поездной радиосвязи машинист электропоезда должен сообщить об этом на ближайшей станции дежурному по станции, а машинист хозяйственного поезда — поездному диспетчеру по ближайшему телефону тоннельной связи.

18.41. Машинист (локомотивная бригада) несёт ответственность за всякую не вызванную необходимостью задержку поезда (состава) у светофора с разрешающим показанием или с открытым пригласительным сигналом.

18.42. Запрещается проезд в кабине управления поездом (составом) лиц, не входящих в состав локомотивной бригады, за исключением работников, имеющих разрешение, выдаваемое порядком, установленным Управлением метрополитена. При этом в кабине управления электропоезда разрешается одновременно проезд не более двух человек, не входящих в состав локомотивной бригады.

Перевозка людей на локомотивах в количестве большем, чем указано в паспорте, запрещается.

18.43. В пути следования машинисту запрещается:

— превышать скорости, установленные настоящими Правилами, Инструкцией по движению поездов и маневровой работе, приказом начальника метрополитена, указаниями сигналов, а также выданными предупреждениями;

— отвлекаться от управления поездом (составом), наблюдения за сигналами, свободностью и состоянием пути;

— при работе с помощником машиниста приводить электропоезд (состав) в движение без его команды или сигнала;

— отключать исправные устройства, обеспечивающие безопасность движения электропоезда (состава) (АЛС-АРС, УАВА и другие), без надобности пользоваться педалью (кнопкой) бдительности при исправном действии напольных и поездных устройств АЛС-АРС.

Когда мы едем в поезде, то порой не задумываемся, как работают те, кто управляет этим поездом. Многие думают, что машинисты работают так же, как и проводники вагонов или пилоты самолетов, то есть от начала пути и до его конца.

На самом деле машинисты работают на определенных участках (на плечах). Приходят в депо, примерно, за 1,5-2 часа до отправления поезда, проходят инструктаж, медицинскую комиссию, получают маршрут и принимают локомотив, если он выходит из депо.

Если поезд проходящий, машинист и его помощник приходят на платформу вокзала ко времени прибытия поезда. Далее в течении стоянки проводят приемку локомотива, заправку скоростемерной ленты или кассеты КЛУБ, настройку приборов и пробу тормозов в составе поезда. На это дается от 5 до 15 минут. Любые задержки чреваты серьезными разборами, объяснениями и даже взысканиями.

Поезда водит локомотивная бригада в составе: машиниста и его помощника. Но сейчас все чаще применяется технология вождения поезда машинистом "в одно лицо", то есть без помощника. Это большая ответственность, машинист должен быть 1 или 2 класса и иметь достаточный опыт работы.

Так вот "плечо" вождения пассажирского поезда составляет, примерно, от 200 до 500-600 км., по времени это 3-7 часов работы. Далее, прибыв, в пункт "оборота", а для пассажиров это обычная остановка, как правило 15 минут, где можно выйти размять ноги, покурит или что то купить, машинисты производят очередную смену.

Получается, что машинисты ведут поезд, передавая его, как эстафетную палочку, на всем пути следования.

В пункте "оборота" машинисты, отдохнув несколько часов, возвращаются с другим поездом в начальный пункт отправления, то есть домой. В итоге вся поездка составляет примерно 12 -18 часов. Где то больше, где то меньше. Страна у нас огромная, расстояния большие, поэтому и "плечи" бывают разные.

Машинист может ездить из одного пункта на разные направления, туда где он"обкатан", то есть хорошо знает каждую станцию, путь и светофор, а так же установленную скорость, с которой можно ехать по тому или иному пути.

Режим работы машинистов скользящий, то есть работа начинается и заканчивается в любое время суток. Отдых между поездками составляет примерно 24 часа, но может меняться в зависимости от сезона и объема работы. На выходной дается 48 часов, то есть, если машинист вернулся из поездки в пятницу в 20 часов, то следующая поездка может быть уже в воскресенье после 20 часов.

Вот так работают машинисты. За такой труд они могут уйти на льготную пенсию в 55 лет и получают неплохую зарплату.

Всем удачи и отличного отдыха!

Так же советую прочитать мои статьи:

Если понравилась статья, ставьте большой палец вверх, подписывайтесь на мой канал и поделитесь статьей с друзьями.

Читайте также: