Поведение водителя и пассажиров в опасных ситуациях презентация

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: рабочая тетрадь, проектор, экран.

Межпредметные связи: ОБЖ.

Время проведения: 90 минут.

Тип урока: Уроки изучения нового учебного материала.

Этапы урока:

  • Организационный момент – 3 мин.
  • Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний – 7 мин.
  • Постановка цели урока и актуализация изучения нового материала – 8 мин.
  • Изучение нового материала – 45 мин.
  • Закрепление изученного материала – 10 мин.
  • Целевой обход учителя – 9 мин.
  • Заключение, анализ и оценка урока – 5 мин.
  • Выдача домашнего задания – 3 мин.

1. Организационный момент

Отметка присутствующих и проверка готовности учащихся к занятию.

2. Актуализация опорных знаний, умений и мотивационных состояний

Фронтальный опрос по понятиям:

  • тормозной путь, остановочный путь;
  • изменение тормозного и остановочного пути в зависимости от погодных и дорожных условий, а так же от психо-эмоционального состояния водителя транспортного средства.

Мастерство водителя – это не только умение не допускать критических ситуаций, но и выходить из них с наименьшими потерями в случае их возникновения. Управлять автомобилем в критической ситуации намного сложнее, чем в обычной. Здесь счет времени идет в десятых долях секунды, нет времени на раздумья, необходимо действовать очень быстро, но в тоже время правильно, поэтому умение быстро и точно действовать в экстремальных ситуациях — залог успеха. Чтобы достичь необходимой быстроты и точности действий, надо знать наиболее часто возникающие критические ситуации и наилучшие варианты выхода из них. И, конечно, нужно помнить, что добиться быстродействия, мгновенной реакции, правильного выбора спасительного маневра можно только постоянными тренировками. Рассмотрим типичные дорожно-транспортные ситуации и действия водителя в этих ситуациях.

Изучение нового материала

Ситуация: технический отказ автомобиля. Доля транспортных происшествий из-за технических отказов (или поломок) в автомобиле сравнительно невелика и составляет 3—5% от общего числа ДТП, однако тяжесть этих аварий высока: 4—5% от общего числа погибших и 8—10% раненых.

Наиболее типичными техническими неисправностями автомобилей, приводящими к ДТП, являются внезапный разрыв шины, отрыв колеса, поломка узлов рулевого привода, подвески, отказы тормозной системы. Рассмотрим подробнее эти неисправности.

Внезапный разрыв шины. Двигаясь по дороге автомобиль, может наехать на какой-либо острый предмет, который может проткнуть шину. Лопнувшая шина становится как бы центром поворота автомобиля, и рулевое колесо самопроизвольно начнет поворачиваться в сторону лопнувшей шины. Так, если лопнет левая передняя шина, то автомобиль просто выбросит на встречную полосу.

Рекомендации: Надо покрепче держать рулевое колесо, не давая ему самопроизвольно поворачиваться в сторону лопнувшей шины, и стараться удержать автомобиль на своей полосе движения. Для этого придется приложить значительные физические усилия. Вот почему так важно приучить себя всегда держать рулевое колесо двумя руками, иначе в экстремальной ситуации его может просто выбить из рук.

При взрывном выходе воздуха из шин нельзя резко тормозить, это может усугубить потерю управляемости. При резком торможении или повороте рулевого колеса покрышка может сорваться с обода.

Рекомендации: в этом случае, удерживая с помощью рулевого колеса автомобиль на своей полосе, необходимо уменьшить подачу топлива и, если автомобиль подчиняется поворотам рулевого колеса, начать плавно и осторожно тормозить. Если автомобиль начинает бросать из стороны в сторону, следует немедленно отпустить педаль тормоза и гасить скорость двигателем, затем снова нажать педаль тормоза.

Отрыв колеса. Ситуация, когда колесо отвалилось от автомобиля. Признаками плохо закрепленного колеса при скорости менее 50 км/ч в передней подвеске автомобиля появляется беспорядочный стук, а при скорости более 80 км/ч и при малейшем ее изменении раздается цокающий звук и на рулевом колесе ощущаются толчки (как при дисбалансе колеса). При отрыве переднего колеса водитель с помощью оставшегося колеса должен удержать автомобиль от опрокидывания и остаться на своей полосе движения.

Рекомендации: Тормозить нужно аккуратно: если автомобиль начнет резко поворачивать, следует отпустить педаль тормоза, затем снова начать плавно притормаживать. При этом самое главное — не попасть тормозным барабаном (диском) или рычагом подвески в выемку, не упереться в выступ на дороге, так как это может привести к мгновенному опрокидыванию автомобиля.

3) Заклинило педаль газа. Педаль не возвращается в нормальное положение, и машина набирает скорость.

Рекомендации: Если дорога впереди свободна, попробуйте подтянуть педаль носком ботинка, не теряя контроль над дорогой. Попросите пассажира нагнуться и резко вытянуть педаль. Если требуется остановиться быстро, то, следя за дорогой, поставьте рычаг переключения передач в нейтральное положение, нажмите на тормоз и постарайтесь как можно быстрее съехать на обочину, где выясните причину неисправности. Если вам не удалось найти или устранить неисправность, не заводите автомобиль, отбуксируйте его в сторону, а за тем на место ремонта.

4) Отказ рулевого управления. Эта неисправность встречается редко, но весьма опасна. Чаще всего отказ происходит из-за отсоединения или обрыва рулевых тяг. При отказе рулевого управления автомобиль лишается управления, рулевое колесо легко вращается, автомобиль не реагирует на его вращение.

4) Отказ тормозов. Отказ тормозной системы может характеризоваться следующими признаками: при нажатии на педаль тормоза она проваливается до пола; величина тормозного пути транспортного средства значительно увеличивается и превышает норму; при торможении происходит занос автомобиля, превышающий допустимую норму.

Ситуация: Экстренный объезд препятствия. Если на пути движения автомобиля на расстоянии меньше остановочного пути внезапно появляется препятствие, тормозить уже бесполезно.

Рекомендации: Можно избежать наезда, совершив маневр объезда. При этом следует помнить, что расстояние объезда почти вдвое меньше тормозного пути. Например, при скорости 80 км/ч водитель заметил препятствие, до которого оставалось 30—40 м. Минимально возможный тормозной путь при этом составляет 30—35 м (остановочный — 60—65 м). Значит, торможение уже не поможет, а минимальное расстояние объезда составит в этом случае 16—18 м. Поэтому, если позволяют условия, надо объехать препятствие. Такое решение требует исключительного самообладания, так как большинство водителей в данной ситуации безотчетно нажимают педаль тормоза, вместо того чтобы совершить объезд. При съезде выполняют энергичное маятниковое движение рулевым колесом (см. рис.), при этом педаль дросселей не отпускать, а лучше нажать для улучшения сцепления колес автомобиля с дорогой. Надо быть готовым к возможному заносу задней оси и стабилизировать направление движения с помощью опережающего руления в сторону заноса.


Ситуация: Внезапный выезд на обочину. Ситуация возможна в случае, если впереди идущий автомобиль неожиданно резко затормозил. Слева дорога занята, остается съезд по обочине (справа).

Рекомендации: В этом случае надо быть крайне внимательным и хладнокровным. Помните, что резкое торможение или руление на большой скорости на раскисшей после дождя обочине наверняка приведет к заносу. Поэтому при внезапном съезде на обочину нельзя предпринимать резких маневров. Если обочина сухая и расположена на уровне проезжей части, можно вернуться на дорогу, не снижая скорости, но проконтролировав в зеркале заднего вида обстановку сзади и сбоку. Со скользкой обочины следует возвратиться, лишь погасив двигателем скорость и в месте, где обочина расположена на одном уровне с полотном дороги, иначе автомобиль может быть отброшен от кромки дороги обратно на обочину.

Ситуация: Съезд с дороги. Ситуация возникает в случае, если навстречу двигается автомобиль, не успевающий завершить обгон. В таком случае, лобовое столкновение практически неизбежно.

Рекомендации: При съезде с дороги следует учитывать, что сугробы, пологие откосы, мелкий кустарник менее всего опасны при наезде на них, а скорость они гасят весьма эффективно. Однако наезда на большие деревья, столбы, стены надо избегать любыми способами, безопаснее даже рискнуть пойти на лобовое столкновение с автомобилем (особенно если это машины одного класса). Например, наезд на неподвижное жесткое препятствие со скоростью 60 км/ч по своим последствиям соответствует лобовому столкновению двух автомобилей, движущихся навстречу друг другу со скоростью 60 км/ч каждый (относительная скорость 120 км/ч!). В любом случае выход из создавшейся ситуации надо искать на своей (правой) стороне дороги. Это должно стать правилом. Выезд на встречную полосу всегда более опасен.

Ситуация: Уход от лобового столкновения. Ситуация возможна, например, при выезде автомобиля на перекресток с второстепенной дороги и на дороге имеется еще транспорт, не позволяющий избежать столкновения.

Рекомендации: При неожиданном выезде транспортных средств с второстепенной дороги в непосредственной близости от вашего автомобиля следует предпочесть прямому удару столкновение под острым углом. Рулевое колесо надо поворачивать в сторону движения транспортного средства-помехи, смягчая удар. Но подобные действия помогут резко снизить тяжесть последствий ДТП только в том случае, когда впереди, в направлении поворота, имеется свободное пространство, и отсутствуют встречные транспортные средства.

Ситуация: Экстренный разгон. Ситуация возможна в случае, если при обгоне обнаружилось, что встречный автомобиль приближается скорее, чем предполагалось.

Рекомендации: В этом случае единственный выход из создавшегося положения — резкий разгон. Для этого нужно быстро перейти на предыдущую передачу, чтобы увеличить силу тяги на колесах. При этом правая рука переводит рычаг переключения передач в требуемом направлении, выбирая его свободный ход. Затем практически без уменьшения подачи топлива и неполном выключении сцепления, резким толчком руки включить пониженную передачу, полностью отпустить педаль сцепления. Автомобиль получает дополнительное ускорение.

Ситуация: Действия водителя при длительных подъёмах.

Рекомендации: При движении в тяжелых дорожных условиях переключение передач нежелательно, так как это вызывает потерю скорости, Следует выбирать пониженную передачу и переходить на нее заранее, до въезда на тяжелый участок. Но если условия дви­жения требуют перейти на более низкую передачу, необ­ходимо делать это очень быстро, с минимальной потерей скорос­ти. Переходить на пониженную передачу надо раньше, чем частота вращения коленчатого вала станет наименьшей.

Ситуация: Занос автомобиля. Возникновение критического заноса связано с грубыми ошибками управления при экстренном торможении и маневрировании, когда на начало потери устойчивости водитель реагирует с опозданием. Угол критического заноса связан не столько с конструктивными особенностями автомобиля, сколько с уровнем мастерства водителя. На скользкой дороге из-за резкого торможения автомобиль может начать разворачивать. От неожиданности неопытный водитель сразу же нажимает на педаль тормоза, еще более усугубляя положение.

Ситуация: Ослепление водителя дальним светом встречно движущегося автомобиля. В темное суток на трассе возможно ослепление дальним светом.

Рекомендации: Необходимо остановиться, но, не сворачивая круто вправо, так как можно наехать на препятствие или съехать в кювет. Продолжить движение можно лишь после полного восстановления зрения.

Ситуация: Пожар в автомобиле. Пожар в автомобиле может возникнуть по многим причинам: замыкание в электропроводке, утечка в системе подачи топлива, небрежность при перевозке легковоспламеняющихся грузов, самовоспламенение хранящейся в машине промасленной ветоши, и др. Первыми признаками возможного возгорания и вероятного пожара, которые водитель не должен оставить без внимания, могут быть: струйки дыма из мест возгорания, информация водителей встречного или попутного транспорта. Пожары чаще всего возникают в моторном отсеке.

Ситуация: Затопление. Автомобиль упал в воду по серьезной причине (уходил от лобового столкновения, провалился под воду и т.п.). Гибель водителя и пассажиров, оказавшихся под водой, чаще всего происходит из-за неправильных, панических действий. Многие пытаются открыть двери до затопления салона водой. Однако наружное давление воды мешает этому, что и парализует волю пострадавших.

Рекомендации: Необходимо хладнокровно ждать (иногда несколько минут) пока происходит погружения автомобиля. За это время можно отстегнуть ремни безопасности, ободрить пассажиров, сориентироваться, как погружается автомобиль, не ложится ли на бок, если да, то на какой, чтобы впоследствии не терять времени на открытие дверей, упершихся в грунт. Пока салон заполняется водой, проверить рукой, не заблокированы ли двери изнутри кнопками, по возможности скинуть тяжелую одежду и обувь. Дождаться полного затопления салона, предупредив об этом пассажиров. Набрав по максимуму в легкие воздуха (он скапливается подушкой под крышей), опустить стекла дверей, и, навалившись на них плечом, попробовать открыть двери. Если они не открываются, можно выдавить лобовое стекло, упершись в него ногами, или попытаться вылезти через опущенные боковые стекла. Помогая другим выбраться из автомобиля, тащите их за одежду, волосы или ноги. Тянуть за руки опасно, так как утопающий может в состоянии аффекта обхватить крепко руками, лишив спасающего подвижности. Если вода мутная, и потеряна ориентация, выпущенная изо рта часть воздуха (всплывающие пузырьки) покажет, где поверхность.
На занятии достаточно подробно рассмотрены вопросы, связанные с основными положениями регламентирующими действия водителя в типичных и экстремальных дорожно-транспортных ситуациях. Знания этих вопросов и правильное применение будет во многом способствовать безаварийности на дорогах.

Закрепление изученного материала

Работа в парах. Предложены карточки, на которых записаны возможные критические дорожно-транспортных ситуациях. Каждая пара берет карточку и анализирует ситуацию. Необходимо ответить на следующие вопросы: причина возникновения такой ситуации, возможности исключения ситуации и правильные действия для выхода из ситуации.

Целевой обход учителя

Обход рабочих мест учащихся, контроль правильности выполнения заданий, при необходимости консультация.

Заключение, анализ и оценка урока

Общий анализ и оценка урока: отметить типичные ошибки, определить пути их исправления. Попросить учащихся оценить урок по пятибалльной шкале (или с использованием смайликов), предварительно раздав листочки для оценивания.

Заключение: Проблема безопасности движения становится с каждым днем острее, несмотря на значительные усилия, прилагаемые для ее решения. Анализ дорожно-транспортных ситуаций приводит к неумолимому выводу о том, что никакие организационные и технические мероприятия, отдельно взятые, не позволят коренным образом снизить аварийность, потому что 60–70% ДТП случается в результате ошибок водителей и пешеходов. Таким образом, важнейший резерв снижения дорожных происшествий заложен в повышении общего уровня мастерства вождения, в умении изменять режим в аварийных ситуациях в зависимости от изменения реакций автомобиля на управляющие действия и способности водителя предвидеть развитие дорожной обстановки настолько далеко, что вероятность возникновения аварийных ситуаций сводится практически к нулю.

Выдача домашнего задания.

Разобрать дорожно-транспортные ситуации, возникающие в зимнее время года.

Часто ли мы задаемся : почему дети попадают в дорожно-транспортные происшествия? Как ни трудно было бы нам, взрослым, признаться, но вся ответственность за то,что происходит с нашими детьми, лежит на наших плечах. Дорожно - транспортное происшествие с ребенком это следствие безответственного отношения к поведению детей на проезжей части, недосмотра, или же мы не разъяснили своевременно ребенку, в доступной форме, основы безопасного поведения на дорогах. Часто за случаями детского травматизма на дрогах стоят правонарушения, совершаемые взрослыми. Зачастую за случаями детского травматизма на дрогах стоит безучастность взрослых к совершаемым детьми правонарушениям.

Ребенок является самым незащищенным участником дорожного движения, и во многом поведение детей на дороге обусловлено их восприятием дорожной ситуации. Именно поэтому безопасность детей на дорогеможем обеспечить в первую очередь мы: учителя, воспитатели, прохожие, водители транспортных средств - своим личным примером, соблюдая "закон дороги".

Своевременно формируя умение ориентироваться в дорожной ситуации, воспитывая потребность быть дисциплинированным на улицах города, осмотрительным. Личный пример родителей - это самая доходчивая форма обучения для ребенка. Помните, если Вы нарушаете Правила, Ваш ребенок будет поступать так же!

Прикреплённые файлы:

Система работы по формированию правил безопасного поведения на дорогах у детей дошкольного возраста С каждым годом растет и хорошеет наш город. Много в нем широких, красивых магистралей — улиц, проспектов. Огромен и нескончаем поток транспорта.

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах (средняя группа)

Формирование навыков безопасного поведения на дорогах (средняя группа) Формирование навыков безопасного поведения на дорогах (средняя группа) Цель: - закрепить знания детей о светофоре, о его сигналах; - закрепить.

Формирование навыка безопасного поведения на дорогах у дошкольников в различных видах деятельности Управление образования администрации Старооскольского городского округа Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного профессионального.

Правила безопасного поведения на водоёмах зимой. Консультация Зимой большинство водоемов покрывается льдом, который является источником серьезной опасности, особенно после первых морозов и в период.

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 1

повторить правила дорожного движения Задачи: углубить знания о правилах дорожного движения, активизировать знания о правилах дорожного движения, воспитывать ответственность за выполнение правил поведения на дорогах с целью предупреждения детского травматизма.

Слайд 3

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 3

В мире насчитывается свыше 1 миллиарда автомобилей Ежегодно на дорогах гибнут около 1,25 миллиона человек

Слайд 4

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 4

1.Переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест: 35-40% 2. Неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств или других препятствий, мешающих обзору: 25-30% 3. Неподчинение сигналам светофора: 10-15% 4. Игры на проезжей части и ходьба по ней при наличии тротуара: -5-10%
Причины ДТП с участием детей

Слайд 5

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 5

Слайд 6

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 6

Термины, понятия
Дорога с твердым покрытием Дорожное движение Участники дорожного движения Транспортное средство Водитель пешеход Опасность для движения Дорожка для пешеходов перекресток Обочина Обгон опережение

Слайд 7

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 7

Правила дорожного движения устанавливают единый порядок движения на всей территории Российской Федерации. Участники дорожного движения обязаны знать и соблюдать относящиеся к ним требования Правил, сигналов светофоров, знаков и разметки, а также выполнять распоряжения регулировщиков, действующих в пределах предоставленных им прав и регулирующих дорожное движение установленными сигналами. ? При работающем светофоре сигналы подает регулировщик. Каким сигналам обязаны подчиняться участники движения?

Слайд 8

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 8

Участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда. Запрещается повреждать или загрязнять покрытие дорог, снимать, загораживать, повреждать, самовольно устанавливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения, оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Лица, нарушившие Правила, несут ответственность в соответствии с действующим законодательством. ? Как поступить, если по вашей вине возникла опасность для движения других транспортных средств?

Слайд 9

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 9

вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности, видимость в направлении движения. ? Какие меры должен предпринять водитель при обнаружении опасности для движения?
Водитель обязан

Слайд 10

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 10

Водителю запрещается: превышать максимальную скорость, определенную технической характеристикой транспортного средства; превышать скорость, указанную на опознавательном знаке "Ограничение скорости", установленном на транспортном средстве; создавать помехи другим транспортным средствам, двигаясь без необходимости со слишком малой скоростью; резко тормозить, если это не требуется для предотвращения дорожно-транспортного происшествия.
?Можно ли пользоваться водителю мобильным телефоном во время управления автомобилем?

Слайд 11

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 11

управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии; передавать управление транспортным средством лицам, находящимся в состоянии опьянения, под воздействием лекарственных препаратов, в болезненном или утомленном состоянии, а также лицам, не имеющим при себе водительского удостоверения.
?Какие меры следует предпринять водителю, если произошло дорожно-транспортное происшествие с участием его автомобиля?

Слайд 12

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 12

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части. При движении по краю проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед, велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств. ? С какой целью рекомендуется иметь световозвращающие элементы в одежде?

Слайд 13

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 13

Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным. ? Какие существуют правила перехода через дорогу при отсутствии обозначенного пешеходного перехода?
Ожидать маршрутное транспортное средство и такси разрешается только на приподнятых над проезжей частью посадочных площадках, а при их отсутствии - на тротуаре или обочине. ? Каких правил нужно придерживаться при посадке и высадке из транспортного средства?

Слайд 14

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 14

Многопутная Двустороннее движение Скользкая дорога Выезд на набережную железная дорога
Дети Крутой спуск Опасная обочина
Железнодорожный переезд Неровная дорога Разводной мост Прочие опасности без шлагбаума

Слайд 15

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 15

Стоянка запрещена остановка запрещена обгон запрещен
Въезд запрещен движение пешеходов запрещено
Подача звукового сигнала запрещена

Слайд 16

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 16

Нарушение законодательства Россий-ской Федерации о безопасности дорожного движения влечет за собой в установленном порядке дисциплинар-ную, административную, уголовную и иную ответственность

Слайд 17

Безопасность на дорогах (классный час), слайд 17

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Данная разработка подготовлена для воспитанников постинтернатной группы (студентов колледжа), но может подойти и для будущих выпускников общеобразовательных школ.

Цель: привитие навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте.

Образовательные: повторить правила поведения на улице, в транспорте;

Развивающие: продолжить формирование навыков распознавания типичных дорожных ситуаций, отработать практические методы самостоятельного принятия решений; закрепить навыки травмобезопасного поведения.

Ход занятия:

1 слайд.

Мы с вами, как настоящие горожане, так привыкли пользоваться общественным транспортом города, что уже не задумываемся о том, правильно ли мы им пользуемся.

Для начала давайте вспомним, что является общественным транспортом? Перечисляют.

2 слайд. Ответ: Общественный транспорт – это автобусы, троллейбусы, трамваи и метро.

А кто такой пассажир? Дают определение.

3 слайд. Ответ: В Правилах дорожного движения пассажир – это лицо, кроме водителя, находящееся в транспортном средстве, а также лицо, которое входит в транспортное средство или выходит из транспортного средства. Значит, пассажиром пешеход становится не тогда, когда он вошел в автобус или другое транспортное средство, а в тот момент, когда он решил это сделать и начал движение в сторону двери автобуса. Таким образом, если мы пользуемся каким-либо видом транспорта, мы являемся пассажирами.

Работа водителей транспортных средств в условиях больших городов и насыщенных движением шоссейных дорог, весьма напряжена и ответственна. И пассажиры не должны создавать дополнительные трудности водителям, отвлекая их нарушением правил.

4 слайд. Какие правила поведения пассажиров в общественном транспорте вам известны? Перечисляют известные им правила.

А теперь давайте проверим себя. Я напомню вам правила поведения в общественном транспорте, а вы постарайтесь определить, правильно ли вы ответили.

5 слайд.

Важно правильно ожидать автобус, троллейбус, трамвай, такси. Весь городской транспорт движется по определенным маршрутам и останавливается не там, где захочется водителю или пассажирам, а в установленных пунктах, которые называются остановками. Поэтому ожидать городской транспорт следует стоя на остановках, не выходя на проезжую часть. При отсутствии специальных пло­щадок ожидать общественный транспорт следует на тротуаре или обочине дороги рядом с указателем остановки. На остановке нельзя устраивать подвижные игры, бе­гать. Эти действия могут повлечь за собой падение на проезжую часть и попада­ние под колеса.

Следует иметь в виду, что остановка трамвая почти всегда бывает на середине проезжей части и пассажирам приходится пересекать мостовую. Правила дорожного движения требуют от водителей автомобилей пропустить пассажиров, идущих к остановившемуся трамваю или от него. Но все равно надо быть предельно внимательным и, прежде чем идти к трамваю, необходимо посмотреть по сторонам и убедиться в безопасности перехода.

Задание. Вы наверняка заметили, что остановки городского общественного транспорта обычно располагаются близ пешеходных переходов. Как вы думаете, с чем это связано? Высказывают предположения.

Ответ: Остановочные комплексы располагаются рядом с переходами для безопасности выходящих из транспорта и подходящих к остановке пассажиров.

Когда к остановке подошел автобус, троллейбус или трамвай, ведите себя спокойно - не суетитесь, не толкайтесь. Подходите к двери только после полной остановки транспорта. Не стойте перед дверьми, пропустите выходящих пассажиров.

Войдя в транспортное средство, не задерживайтесь около дверей и на площадке, пройдите в салон.

Обязательно оплатите проезд.

Полагаю, стоит проверить себя в импровизированном театральном действии – ведь все мы немного актеры в жизни. Представьте, что часть аудитории, где находятся ваши стулья, это салон маршрутного такси – наиболее популярного в нашем городе вида транспорта.

Задание. У Вани и Глеба сегодня в колледже физкультура. На спине – рюкзак с формой. Свободных мест в маршрутке нет. Покажите, ребята, как вы будете заходить в маршрутку. (Демонстрируют свои действия).

7 слайд.

Не входите в транспорт с мороженым и напитками, Даже если салон не полон, при резком толчке или тор­можении вы рискуете испачкать других пассажиров.

Часть правил составлена для безопасного проезда пассажиров.

В салоне держитесь за поручни, чтобы не получить ушибов при возможном резком торможении.

Во избежание быть зажатым дверьми не пытайтесь сесть в последний момент перед отправкой автобуса, троллейбуса, трамвая.

Требованиями безопасности пассажирам запрещено препятствовать закрыванию дверей или же открывать их до полной остановки транспортного средства. Так же опасно открывать двери до полной остановки автобуса или троллейбуса, потому что из нее могут выпасть на ходу пассажиры.

Не прислоняйтесь к дверям: они могут открыться на ходу, не высовывайте головы и руки в окна.

Не стойте на выступающих частях и подножках транспортных средств (почему?)

Не отвлекайте водителя разговорами во время движения.

При движении не следует спать, по возможности нужно следить за ситуацией на дороге.

Как вы думаете, как лучше ехать пассажиру в транспорте? (Сидя). Это связано с тем, что стоящему человеку легче упасть. Но и для сидящего пассажира есть опасности в транспорте.

8 слайд

Если во время движения возникает опасность столкновения транспортного средства с другим объектом, надо принять устойчивое положение и крепко ухватиться руками за поручни (ремни); сидящему пассажиру следует упереться ногами в пол, а руками в переднее сиденье (панель) и наклонить голову вперед.

При аварии троллейбуса или трамвая покидать их во избежание поражения электрическим током следует только прыжком, не держась за двери.

Стоять лучше лицом в сторону движения, чтобы иметь возможность заранее заметить опасность и успеть на нее среагировать. Кроме того, из этого положения при столкновении и торможении вы упадете лицом вперед, что гораздо безопаснее падения на спину.

Определенную угрозу представляют из себя в случае резких остановок и торможений зонты, трости и т.п. предметы с острыми и выступающими краями. Их нужно перевозить завернутыми в плотную ткань или бумагу.

Небезопасно в идущем транспорте ходить, вместо того чтобы стоять, удерживаясь за поручни. В этих случаях человек просто не успевает среагировать на угрозу и падает прежде, чем успевает понять, что с ним происходит.

9 слайд.

Задание: Определите ошибки юных пассажиров, которые изображены на рисунке.

То есть, получается, что они нарушают основные правила безопасного проезда в общественном транспорте.

Задание: Обозначьте эти места на схеме расположения мест в маршрутном такси.

Но даже если ты сидишь не на таком месте, все равно следует уступить его инвалиду, пожилому человеку, женщине и просто человеку старше. Также следует помочь выйти из автобуса или троллейбуса пожилому человеку или женщине с ребенком, человеку с нарушением зрения.

В салон заходит ребенок с огромным ранцем. Ваши действия? (Ребенку с тяжелым грузом лучше уступить место или предложить подержать ранец).

К выходу необходимо подготовиться заранее, по возможности подойти ближе к дверям. После остановки и открытия дверей, когда пассажиры начинают выходить, не толкайтесь и не суетитесь. В ваших силах, например, помочь пожилым пассажирам, инвалидам и малышам. Маленькие дети, едущие вместе с взрослыми, выходят после них.

Выйдя из общественного транспорта, не останавливайтесь напротив дверей, а отойдите в сторону, чтобы не мешать выходу других пассажиров.

Выйдя из транспорта, вы снова становитесь пешеходом, и, значит, опять должны подчиняться требованиям правил для пешеходов. Будьте особенно внимательны, если вам надо перейти на противоположную сторону дороги: ваш путь только по переходу!

Задание: Из автобуса вышли 6 человек. Трое из них перешли дорогу сзади, двое пошли обходить автобус спереди, а один остался на остановке. Сколько человек поступили согласно правилам ПДД?

Ответ: Один. Надо подождать, пока автобус отъедет от остановки, и только затем переходить улицу. 10 слайд.

Итак, давайте повторим:

1. Какая тема была затронута сегодня?

2. Что вы ранее не знали?

3. Действительно ли нужно соблюдать правила проезда в общественном транспорте? Насколько они оправданы?

4. Какое правило вы добавили бы от себя?

5. Какое правило вы считаете лишним?

6. А сейчас проверим ваше внимание и память. Я раздам вам памятки. Задание: Проверьте, какое довольно важное правило, которое необходимо выполнить в начале поездки, здесь не упомянуто?

А теперь – небольшое видеорезюме:

11 слайд. Видеоролик.

Как видите, и здесь – ничего нового, вам просто вкратце повторили все, что было уже сказано. Это связано с тем, что такая прослойка населения, как пассажиры, появилась одновременно с транспортом, и общность его использования определяет соблюдение определенных правил для комфортного и безопасного проезда.

Помните: нарушая правила пользования общественным транспортом, вы не только создаете неудобство, но и ставите под угрозу и свою жизнь, и жизнь многих пассажиров и прохожих!

Безопасное поведение на улице и дороге

Первый слайд презентации: Безопасное поведение на улице и дороге

Дурные примеры, несомненно, действуют сильнее хороших правил. Дж.Локк, английский философ

Безопасное поведение на улице и дороге

Слайд 2: Улица

Улицы городов и населенных пунктов могут представлять определенную опасность, если не соблюдать правила безопасного поведения. Улица

Улица

Слайд 3: Падение случайных предметов

Зимой и весной для пешеходов очень опасны свисающий с крыш снег и заостренные, как пики, сосульки. Летом и осенью увеличивается опасность падения разрушающихся фасадов, ветхих домов и крыш. Падение случайных предметов

Падение случайных предметов

Слайд 4: Открытые люки и колодцы

Представляют серьезную опасность на улице. Часто в них скапливается большое количество вредных газов, вдыхание которых может привести к отравлению и гибели попавшего туда человека. Не менее опасны полузакрытые колодцы: идущий человек, не видя угрозы, наступает на край крышки и, потеряв равновесие, падает. Это может привести к переломам и телесным повреждениям Открытые люки и колодцы

Слайд 5: Прорыв воды в городских трубопроводах

Эта опасность связана с тем, что под асфальтом в месте прорыва образуется пустота, которую трудно заметить. Признаками таких аварий могут быть: легкая вибрация почвы под ногами, бегущая из под земли вода, вырывающийся из-под земли пар, проседание или вспучивание асфальта. Прорыв воды в городских трубопроводах

Слайд 6: Оголенные или оборванные провода линий электропередач

В современном городе множество высоковольтных линий электропередач. Эти провода находятся под высоким напряжением, а контакт с ними может привести к трагическим последствиям. Оголенные или оборванные провода линий электропередач. Знак, предупреждающий об опасности поражения электрическим током

Оголенные или оборванные провода линий электропередач.

Слайд 7: Игры на стройплощадке

Пребывание на строительных площадках представляет серьезную опасность. Строительное оборудование и техника, материалы, приготовлены для работы, конструкции, часто не закрепленные, торчащие на разной высоте куски арматуры могут стать причиной травмирования. Удар о них может п ривести к переломам к онечностей и п озвоночника, открытым р анам с большим кровотечением, Вывихам, растяжениям, вплоть до летального исхода. Игры на стройплощадке

Игры на стройплощадке

Слайд 8: Меры по предотвращению опасных ситуаций на улице

Не подходите близко к стенам зданий, во избежание падения сосулек или других предметов. Идя по улицам города, не забывайте смотреть под ноги, обходите канализационные люки, перегороженные участки дорог, не пытайтесь сократить путь, подлезая под ограждения. Обходите стройплощадку! Стройка- не место для игр. Особую осторожность соблюдайте, заметив идущий из- под земли пар. Он указывает на прорыв трубопровода с горячей водой. Не прикасайтесь к оборванным висящим проводам, а в сырую погоду не подходите к ним ближе чем на 5 метров.

Меры по предотвращению опасных ситуаций на улице

Слайд 9

Безопасное поведение на улице и дороге

Слайд 10: Дорога

Жизнедеятельность людей неразрывно связана с использованием различных транспортных средств и все важнее становится твое умение правильно ходить по улицам и площадям. Дорога

Дорога

Слайд 11

Запомни : От твоих знаний правил дорожного движения зависит твоя жизнь! Правила дорожного движения- это нормы, устанавливающие порядок движения по дорогам нашей страны. Они обязательны для всех участников дорожного движения. Участники дорожного движения Пешеход Пассажир Водитель

Безопасное поведение на улице и дороге

Слайд 12: Для обеспечения безопасности на дороге используютс я

Регулировщики О граждения Для обеспечения безопасности на дороге используютс я

Для обеспечения безопасности на дороге используютс я

Слайд 13: Светофоры

Дорожный светофор Светофор для пешеходов Светофор для велосипедистов Горизонтальные Вертикальные красный силуэт стоящего человека запрещает проход. зеленый силуэт идущего человека разрешает проход Если на сигналах светофора нанесены силуэты велосипедиста, то его действия распространяются только велосипедиста.

Слайд 14: Дорожные знаки

Предупреждающие Запрещаю- щие приоритета предписывающие информа-ционные сервиса Предупреждающие знаки информируют водителей о приближении к опасному участку дороги, движение по которому требует принятия мер,соответствующих обстановке. Светофорное регулирование. Пешеходный переход Запрещающие знаки вводят или отменяют определенные ограничения движения. Движение мотоциклов запрещено Движение на велосипеде запрещено Движение пешеходов запрещено Знаки приоритета устанавливают очередность проезда перекрестков, пересечений проезжих частей или узких участков дороги. Главная дорога Уступи дорогу Разрешается движение только в направлениях, указанных на знаках стрелками. Движение прямо. Движение прямо или налево Движение направо или налево Информационные знаки информируют о расположении населенных пунктов и других объектов, а также об установленных или о рекомендуемых режимах движения. Надземный пешеходный переход Знаки сервиса информируют о расположении соответствующих объектов. Больница Телефон Милиция

Дорожные знаки

Слайд 15: Дорожная разметка

Горизонтальная Вертикальная Дорожная разметка

Дорожная разметка

Слайд 16: Общие правила поведения участников дорожного движения

Участники дорожного движения (водитель, пешеход и пассажир) обязаны: знать и соблюдать относящиеся к ним требования пра­вил дорожного движения, сигналов светофора, знаков и раз- метки, а также выполнять распоряжения регулировщиков; помнить, что в нашей стране установлено правосторон­нее движение транспортных средств. Участникам дорожного движения запрещается: повреждать или загрязнять покрытие дорог; снимать, загораживать, повреждать, самовольно уста­навливать дорожные знаки, светофоры и другие технические средства организации движения; оставлять на дороге предметы, создающие помехи для движения. Общие правила поведения участников дорожного движения

Слайд 17: Правила безопасного поведения на дорогах

Переходите дорогу в установленном месте, а не по кратчайшему пути, пользуйтесь для этого пешеходным переходом.

Правила безопасного поведения на дорогах

Слайд 18: Обязанности пешехода

Пешеходы должны двигаться по тротуарам или пешеходным дорожкам, а при их отсутствии по обочинам.

Обязанности пешехода

Слайд 19: Обязанности пешехода

При отсутствии тротуаров, пешеходных дорожек или обочин, а также в случае невозможности двигаться по ним, пешеходы могут двигаться по велосипедной дорожке или идти в один ряд по краю проезжей части (на дорогах с разделительной полосой — по внешнему краю проезжем части) Обязанности пешехода

Слайд 20: Обязанности пешехода

Вне населенных пунктов при движении по проезжей части пешеходы должны идти навстречу движению транспортных средств. Лица, передвигающиеся в инвалидных колясках без двигателя, ведущие мотоцикл, мопед. велосипед, в этих случаях должны следовать по ходу движения транспортных средств Обязанности пешехода

Обязанности пешехода

Слайд 21: Категорически запрещается

Переходить улицу на красный сигнал светофора Неожиданно выходить на проезжую часть из-за преграды

Слайд 22

Пытаться перебежать дорогу перед близко идущим транспортом Отвлекаться разговорами (в том числе и по мобильному телефону) при переходе через дорогу, оглядываться назад Играть на дороге.

Безопасное поведение на улице и дороге

Слайд 23

Задерживаться на проезжей части дороги, даже если вы что-то уронили Преодолевать проезжую часть бегом, поскольку во время бега взгляд направлен вперед и человек не может контролировать обстановку вокруг

Безопасное поведение на улице и дороге

Слайд 24: Общие правила безопасности при езде на велосипеде

В елосипедисту необходимо знать правила дорожного движения на велосипеде. Общие правила безопасности при езде на велосипеде.

Общие правила безопасности при езде на велосипеде.

Слайд 25: Велосипедист — полноправный участник дорожного движения. Велосипед и автомобиль равны на дороге

Велосипедисты старше 14 лет должны ехать по проезжей части, в один ряд и как можно ближе к правому краю дороги, но не прижимаясь к бордюру. Прокладывайте маршруты вне дорог с большим количеством развязок. Полезно знать ПДД для автомобилей и соблюдать их основные положения: быть предсказуемым, ездить только на зеленый свет, не ездить по встречной полосе, подавать сигналы о маневрах, обгонять только слева и т. д. Не создавайте помех другим участникам движения и в каждый момент просчитывайте возможные варианты разви тия ситуации. Велосипедист — полноправный участник дорожного движения. Велосипед и автомобиль равны на дороге.

Велосипедист — полноправный участник дорожного движения. Велосипед и автомобиль равны на дороге.

Слайд 26: Будьте заметны

Велосипедист должен быть заметен на дороге. Велосипед должен иметь звуковой сигнал, белый фонарь или катафот спереди, красный фонарь или катафот сзади и по катафоту на колесах с каждой боковой стороны Будьте заметны

Будьте заметны

Слайд 27: Шлем и одежда

Не забывайте надевать шлем и застегивать его при каждой поездке, выбирайте яркую одежду со светоотражающими элементами для езды в темное время суток. Шлем и одежда

Шлем и одежда

Слайд 28: Тротуары

Тротуар — место для пешеходов. Старайтесь ездить только по безлюдным и широким тротуарам, обращайте особое внимание на выезды из дворов, арок, выходы из подъездов и магазинов, двери припаркованных машин. Тротуары

Тротуары

Слайд 29: Зебры

Двигающийся по проезжей части велосипедист должен уступить дорогу пешеходам, переходящим дорогу по зебре. Как только велосипедист слезает с велосипеда, он превращается в пешехода. Только пешеходу можно пересекать дорогу по зебре. Зебры

Слайд 30: Сигналы

Всегда подавайте сигналы руками при маневрах: Остановка — любая поднятая вверх рука Правый поворот или перестроение — вытянутая правая рука Левый поворот или перестроение — вытянутая левая рука Сигналы

Сигналы

Слайд 31: Привлекайте внимание

Используйте звуковой сигнал при приближении к плохо просматриваемому проезду или повороту. Оттуда в любой момент может появиться пешеход или другой велосипедист. Привлекайте внимание

Привлекайте внимание

Слайд 32: Что делать нельзя

Не держаться за руль хотя бы одной рукой Перевозить пассажиров старше 7 лет

Что делать нельзя

Слайд 33

Перевозить грузы, выступающие за габариты больше, чем на полметра, или мешающие управлению велосипедом Ездить по проезжей части при наличии велодорожки

Слайд 34

Ездить по дорогам, обозначенным знаками: ездить ночью без фонарей и катафотов ездить в состоянии алкогольного опьянения говорить по телефону во время управления велосипедом. Автомагистраль Дорога для автомобилей Пешеходная зона Движение на велосипедах запрещено

Безопасное поведение на улице и дороге

Слайд 35

Будьте внимательны и осторожны на улице и на дороге, соблюдайте правила дорожного движения!

Безопасное поведение на улице и дороге

Слайд 36: Вопросы для закрепления

Разрешается ли пешеходу пересекать проезжую часть в данном случае? 1) Запрещается, так как пешеходный переход находиться в другом месте. 2) Разрешается, так как знак не запрещает детям переходить здесь улицу. 3) Разрешается только под прямым углом, когда дорога хорошо просматривается, обе стороны и в зоне видимости нет пешеходных переходов или перекрестка Какой из знаков должен стоять на месте знака вопроса на картинке?

Вопросы для закрепления

Слайд 37

Правильно ли идут пешеходы по левой стороне дороги по обочине навстречу транспорту? 1. Правильно; 2. Неправильно. Как должен поступить пешеход в этой ситуации ? 1. Пройти перед автомобилем, убедившись, что он остановился и уступает Вам дорогу. 2. Пользуясь преимущественным правом пройти первым. 3. Уступить автомобилю Что означает эта дорожная разметка? Место перегона животных. Место пересечения велосипедной дорожки с проезжей частью. Пешеходный переход.

Безопасное поведение на улице и дороге

Последний слайд презентации: Безопасное поведение на улице и дороге

Водители предупреждают о повороте Оба направо Красный на лево, синий на право Что обозначает этот знак ? 1 Велосипедная дорожка. 2 Езда на велосипеде запрещена. 3 Стоянка для велосипедов. Что обозначает данный знак ? 1 Движение велосипедов запрещено. 2 Велосипедная дорожка.

Читайте также: