При спасении пострадавших в дтп в ходе перевозки опасных грузов проводятся

Обновлено: 02.07.2024

Аннотация научной статьи по медицинским технологиям, автор научной работы — Сломянский В. П., Глебов В. Ю., Пляскина И. В.

В статье рассматриваются основные вопросы совершенствования системы спасения пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, вопросы взаимодействия федеральных органов власти (МВД России, МЧС России, Минздравсоцразвития России), участвующих в ликвидации последствий ДТП.

Похожие темы научных работ по медицинским технологиям , автор научной работы — Сломянский В. П., Глебов В. Ю., Пляскина И. В.

Меры принимаемые органами власти, входящими в РСЧС для повышения эффективности системы спасения пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях

There are viewed main questions of rescue system improvement in traffic accidents, questions of cooperation of federal bodies involved in accident and accident consequences liquidation

В.П. Сломянский к.т.н., В.Ю. Глебов к.т.н., И.В. Пляскина к.м.н. (ФГУВНИИГОЧС(ФЦ))

ОБ ОСНОВНЫХ ФАКТОРАХ СИСТЕМЫ СПАСЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ ПРИ ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРОИСШЕСТВИЯХ

V. Slomyansky, V. Glebov, I. Plyaskina (FGU VNIIGOChS Emercom of Russia (FC)) ABOUT THE MAIN FACTORS OF RESCUE SYSTEM OF SUFFERED IN CAR ACCIDENTS

В статье рассматриваются основные вопросы совершенствования системы спасения пострадавших при дорожно-транспортных происшествиях, вопросы взаимодействия федеральных органов власти (МВД России, МЧС России,

Минздравсоцразвития России), участвующих в ликвидации последствий ДТП.

There are viewed main questions of rescue system improvement in traffic accidents, questions of cooperation of federal bodies involved in accident and accident consequences liquidation.

При спасении пострадавших важным фактором является время происшедшее с момента возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП) до начала спасательных работ. Наиболее эффективно спасение пострадавших, когда действия спасателей проводятся в течение 30 минут с момента дорожно-транспортного происшествия.

Анализ данных региональных центров показал, среднее время прибытия спасателей при расстоянии от мест их дислокации до ДТП 10 км составляет 11,6 мин, до 20 км —17,7 мин, до 30 км — 28,1 мин, 40 км — 36 мин, 50 км — 53 мин и свыше 50 км — 1 час 15,6 минут. При этом среднее удаление спасателей от мест ДТП составило 19,3 км. Таким образом, в среднем после оповещения спасатели могут прибыть на место ДТП через 20 минут. Если учесть время обнаружения и оповещения, то помощь пострадавшим в ДТП оказывается за пределами 30 минут, что существенным образом снижает ее эффективность.

В связи с этим совершенствование системы спасения при ДТП прежде всего должно быть направлено на сокращение времени обнаружения, оповещения и доставки спасателей к месту дорожно-транспортных происшествий.

Задача сокращения времени обнаружения решается путем установки вдоль автомобильных трасс информационных щитов с указанием координат служб спасения, датчиков на транспортных средствах, сигнализирующих службы спасения о ДТП.

В настоящее время происходит дальнейшее совершенствование автоматизированной информационно-управляющей системы Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС (АИУС РСЧС).

В рамках АИУС созданы единые дежурно-диспетчерские службы (ЕДДС), решающие задачи приема экстренной информации в т.ч. и о ДТП. Наибольший опыт в этом вопросе накоплен в Москве, Красноярском крае, Курской, Ростовской, Ярославской, Нижегородской, Саратовской, Московской областях.

Следующей задачей совершенствования системы спасения является сокращение времени доставки спасателей к месту ДТП.

В МЧС России ставится задача рационального размещения мобильных групп ПСС в местах концентрации ДТП на территориальной и федеральной сети дорог. В настоящее время места постоянной дислокации поисково-спасательных служб значительно удалены от участков концентрации дорожно-транспортных происшествий. Обоснование рациональных мест размещения спасателей с учетом ожидаемых мест и объемов выполнения аварийно-спасательных работ при ДТП, особенно на федеральных автомобильных дорогах, позволит существенно сократить сроки прибытия спасателей на место ДТП.

Спасатели с необходимым оборудованием доставляются к месту ДТП аварийно-спасательными мотоциклами, машинами и вертолетами. Аварийно-спасательные мотоциклы могут быстро доставить двух спасателей и небольшой комплект аварийно спасательного оборудования к месту ДТП. В аварийно-спасательных машинах (АСМ) может

разместиться значительно больший расчет спасателей и комплект оборудования. Удаленность пунктов расположения аварийно-спасательных формирований и лечебных учреждений от мест автомобильных аварий (особенно происходящих вне населенных пунктов), перегруженность автомобильных дорог, транспортные пробки, наличие разрушений, затоплений и других препятствий на маршрутах движения затрудняет или делает невозможным доставку спасателей и эвакуацию пострадавших наземным транспортом. В этих условиях возникает необходимость в применении аварийно-спасательных вертолетов (АСВ), позволяющих своевременно доставить требуемые силы и средства и эвакуировать пострадавших в безопасные места или лечебные учреждения.

Анализ результатов экспериментов по отработке спасательных вертолетных технологий в г. Москве и Нижегородской области свидетельствует о высокой эффективности вертолетных технологий при эвакуации пострадавших в лечебные учреждения. Время доставки пострадавших до городских лечебных учреждений составило 5-7 минут, до районных 10-20 минут.

Одним из направлений улучшения системы спасения пострадавших в ДТП является совершенствование технологии спасения на месте дорожно-транспортных происшествий.

Одной из причин запаздывания в сроках начала оказания медицинской помощи на месте ДТП является блокирование (зажатие) пострадавших в салоне автомобиля, препятствующее доступу к ним медицинского персонала. В этом случае для оказания медицинской помощи пострадавшим на месте ДТП необходимо выполнять разборку автомобилей: вскрывать двери, удалять крышу, снимать рулевую

колонку и приборную панель, полностью разбирать боковую сторону транспортного средства (ТС) со стороны пострадавшего и т.п.

По данным научно-практической работы, проведенной МЧС России, в Республике Башкортостан из 1493 случаев ДТП, спасатели привлекались только 27 раз, в Амурской области из 268 случаев — 6 раз, в Астраханской области из 340 — 4 раза, в Псковской из 1075 — 27 раз, в Томской из 708 — 7, в Ярославской из 397 — 11 раз; в то время как по крайней мере 10 % зафиксированных случаев ДТП требуют участия спасателей. В субъектах в ликвидации последствий ДТП в основном принимали участие пожарные и аварийно-спасательные формирования, содержащиеся за счет местных бюджетов.

Эффективность системы спасения пострадавших в ДТП существенным образом зависит от организации взаимодействия всех участников ликвидации последствий ДТП.

Основными целями взаимодействия являются:

- оказание помощи пострадавшим в возможно короткие сроки;

- предотвращение распространения вторичных поражающих факторов, возникающих при дорожно-транспортных происшествиях;

- создание условий для восстановления в короткие сроки нормального функционирования участка

^Российско-шведскии семинар по дорожно-транспортной безопасности

' У ssian-Swedish Road and Traflic Safety Seminar ' / Ж

№ .-acea, 25 сентября. 2007 sV September 25,h,2007

дороги, железнодорожного переезда, дорожных сооружений, а также прилегающей территории и расположенных на этой территории объектов, подвергшихся воздействию поражающих факторов при ДТП;

- обеспечение сохранности вещественных доказательств и фиксации обстановки на месте ДТП до окончания спасательных и необходимых оперативных и следственных действий.

В результате проведенных исследований установлен ряд причин, при которых затруднено спасение людей при ДТП и даны предложения по их устранению.

1. Низкое оперативное реагирование спасателей на ЧС, связанных с ДТП, объясняется потерей времени при передачи информации о произошедшем случае. Часто информация от пострадавшего или очевидца ДТП поступает к спасателям, через четыре-пять промежуточных инстанций (сотрудники ДПС — районный отдел ГИБДД — городское (республиканское) управление ГИБДД — диспетчер ЕДДС-01 — ОД КЧ ПСО), при этом происходит сильное искажение реальной обстановки и данных о точном месте ЧС.

2. Причиной задержки проведения АСНДР на месте ДТП и оказания доврачебной помощи пострадавшим, является значительная удаленность мест дислокации аварийно-спасательных формирований от автомобильных трасс. Необходима активизация работы главных управлений МЧС России субъектов по отработке и внесению изменений в планы прикрытия автомобильных дорог органами ГИБДД и

медицинскими службами и рациональное размещение подразделений АСФ и ПСО с учетом наиболее опасных участков федеральной сети дорог. Необходимо проводить учебно-тренировочные сборы для овладения спасателями современными методами ведения АСР при ДТП, а также использования опыта и наработок по данной проблеме.

3. Запаздывание сроков оказания первой медицинской помощи пострадавшим при ДТП из-за несвоевременного выполнения мероприятий по деблокированию (извлечению) людей (на месте происшествия не всегда есть в наличии специальный гидравлический инструмент и специалисты, умеющие пользоваться этим инструментом). Необходимо доукомплектовать ПСО современным аварийно-спасательным гидро-, пневмо-, электро-инструментом и оборудованием, позволяющими выполнять работы по деблокированию пострадавших из автомобилей с улучшенными показателями безопасности.

4. Невозможность спасателей приступить к проведению работ по оказанию помощи пострадавшим в ДТП до окончания проведения следственных мероприятий правоохранительными органами.

5. Необходимо рассмотреть возможность о централизованной поставке в ПСО или финансировании приобретения на месте средств пожаротушения при ДТП.

6. Усилить требования к квалификации диспетчеров ЕДДС-01 по аналогу иностранных служб (обязательное наличие знаний в области медицины и психологии, понятий об аварийно-спасательных технологиях и сфере их применения и т.п.)

7. Необходимо проводить обучение сотрудников ГИБДД методике проведения работ по ликвидации последствий ДТП и других ЧС, возникающих на автомобильных дорогах.


- ядовитые и инфекционные вещества;

- едкие и (или) коррозийные вещества.

При перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом на них составляется аварийная карточка, в которой указывается: перечень грузов, основные свойства и виды опасностей, применяемые средства индивидуальной защиты, необходимые действия в аварийной ситуации и меры первой помощи пострадавшим [5, c. 56].

Кроме этого, класс опасного груза указывается на ярлыке и упаковке, которая маркируется сигнальными цветами и знаками безопасности.

При перевозке опасных грузов автомобильным транспортом организации-грузоотправители (грузополучатели) вручают водителю (сопровождающему) на каждую перевозку план действий в аварийной ситуации. В плане действий по ликвидации последствий аварии устанавливается порядок оповещения, прибытия, действия аварийной бригады, перечень необходимого оборудования и инструментов, технология их применения. Эти сведения используются при подготовке и организации АСР.

ДТП с участием автомобильных ТС или подвижного состава железнодорожного транспорта, осуществляющих перевозку опасных грузов, может приводить к пожару, взрыву, химическому и биологическому заражению, радиоактивному загрязнению. Характерной особенностью этих ЧС являются значительные размеры и высокая скорость формирования очага поражения [13, c. 63].

Мероприятия по спасению пострадавших в ходе перевозки опасных грузов определяются характером поражения людей, размером повреждения ТС, наличием вторичных поражающих факторов.

При спасении пострадавших в ДТП в ходе перевозки опасных грузов проводятся:

- разведка и оценка обстановки, определение границы опасной зоны и ее ограждение;


- локализация и ликвидация воздействий поражающих факторов;

- поиск пострадавших, обеспечение их средствами индивидуальной защиты и эвакуация из опасной зоны;

- оказание пострадавшим первой медицинской помощи;

- контроль за содержанием опасных веществ в воздухе, воде и почве.

1.4 Ликвидация последствий пожара

При пожаре поражающими факторами являются высокая температура, открытый огонь и отравляющие вещества, возникающие в процессе горения. Используемые для отделки ТС и подвижного состава железнодорожного транспорта легковоспламеняющиеся и горючие материалы, электропроводка делают его уязвимым от огня. Скорость распространения пожара в коридоре вагона — 5 м/мин.; купе-вагон быстро полностью охватывается пламенем, температура горения достигает 950 0С. На эвакуацию пассажиров остается 1,5-2 минуты.

При возгорании твердых горючих материалов прогорает пол вагона, что приводит к попаданию их на железнодорожные пути. Вследствие высоких температур через 20-25 минут происходит деформация железнодорожного полотна. Высота пламени горения твердых горючих материалов достигает 10 метров, температура пламени — 1100 ͦ С, скорость распространения пожара — 1,4 м/мин. Пожар на тепловозе осложняется наличием большого количества топлива (5-6 тонн) и смазочных материалов (1,5-2 тонны). В тушении пожаров участвуют специальные пожарные поезда, пожарные части и поисково-спасательные подразделения [8, c. 63].


При горении цистерн с горючими жидкостями необходимо немедленно организовать их тушение. В случае угрозы перекидывания огня на соседние составы или ТС горящие цистерны отводят в безопасное место, одновременно охлаждая и защищая соседние вагоны. При горении паров жидкости над незакрытой горловиной цистерны под защитой пожарных стволов крышку закрывают или набрасывают на нее кошму. Горящую цистерну нужно постоянно охлаждать водой, чтобы исключить вероятность взрыва. Горящую растекшуюся жидкость тушат водой, пеной и абсорбционными материалами.

Возможен отвод растекшейся жидкости по канавам или обвалование земли для направления жидкости в безопасное место. Тушение баллонов со сжатым и сжиженным газом проводится из укрытия. Если нельзя ликвидировать факел горящего газа, то допускается его свободное выгорание.

1.Ознакомить с перечнем мероприятий, проводимых экипажем транспортного средства, осуществляющего перевозку опасных грузов, в случае происшествий при перевозке опасных грузов.

1. Нормативные документы, определяющие меры, принимаемые в случае происшествий при перевозке опасных грузов .

2. Порядок действий членов экипажа транспортного средства, в случае происшествий при перевозке опасных грузов.

При изучении темы слушатели должны получить четкое представление о мерах, принимаемых в случае аварии или чрезвычайной ситуации при перевозке опасных грузов, последовательности (очередности) их выполнения.

Изучая учебные вопросы со слушателями целесообразно организовать занятия в парах. Ситуации рассматриваются как можно полнее, с позиции что ситуация уже произошла и какие конкретные меры должны приниматься.

1 вопрос. Нормативные документы, определяющие меры, принимаемые в случае происшествий при перевозке опасных грузов.

Согласно требований, изложенных в письменной инструкции (разделе 5.4.3 ДОПОГ), в случае чрезвычайной ситуации, которая может возникнуть в результате аварии во время перевозки, членам экипажа преписано принять ряд мер. При этом они должны быть допустимы с точки зрения безопасности и практической возможности.

2 вопрос. Порядок действий членов экипажа транспортного средства, в случае происшествий при перевозке опасных грузов.

В случае происшествий при перевозке опасных грузов, экипажу транспортного средства необходимо принять следующие меры:

- Включить тормозную систему, выключить двигатель, отключить аккумуляторную батарею главным переключателем (при наличии).

- Держаться в удалении от различных источников возгорания, в том числе не курить, не включать какое-либо оборудование.

- Сообщить аварийным службам подробную информацию об инциденте или аварии, указать какие вещества перевозятся, данная информация содержится в транспортном документе.ет - - Надеть аварийный жилет.

- Поместить транспортные документы в легкодоступное место для последующей передачи сотрудникам аварийных служб при их прибытии

- Не наступать на разившиеся либо просыпавшиеся опасные вещества, исключить контакт с ними, а также находясь с наветреной стороны, не вдыхать газы, дым, пыль и пары.

- Использовать огнетушители для тушения небольших и первоначальных очагов возгорания на шинах, в тормозной системе и моторном отсеке. Огнетушители используются лишь в случаях, когда это целесообразно и безопасно.

- В тех случаях, когда это целесообразно и безопасно, необходимо использовать имеющееся на борту оборудование для предотвращения утечек в водную окружающую среду или канализационную систему и для локализации пролившихся и просыпавшихся веществ.

- Снять всю загрязненную одежду, использованное загрязненное защитное снаряжение и удалить их безопасным способом, например поместить в сборный контейнер.

В зависимости от класса опасности (знаков опасности и информационных табло) ряда перевозимых грузов, кроме принятия общих мер, необходимо принять дополнительные меры безопасности с учетом существующих обстоятельств:

  • класс 1 - укрыться в убежище, при этом оставаться на удалении от окон.
  • подкласс 1.4 - укрыться в убежищ
  • класс 2 - укрыться в убежище, избегать низких мест; при перевозке токсичных газов, кроме того, использовать маску для аварийного покидания транспортного средства.
  • класс 3 - укрыться в убежище, избегать низких мест;
  • класс 4.3 - накрыть просыпавшийся продукт, чтобы он оставался сухим;
  • класс 5.1 - избегать смешивания с легковоспламеняющимися или горючими веществами;
  • класс 5.2 - избегать смешивания с легковоспламеняющимися или горючими веществами (к примеру древесными опилками)
  • класс 6.1 - использовать маску для аварийного покидания транспортного средства.
  • класс 7 - ограничить время воздействия
  • вещества, перевозимые при повышенной температуре - избегать контакта с нагретыми частями транспортной единицы и просыпавшимся или разлившимся веществом.

Порядок отработки практических действий устанавливается исходя из условий и материально-технической базы учебного заведения. В частности, при наличии учебного транспортного средства (макета), занятия могут выполняются с его использованием.

Планирование, организация и проведение аварийно-спасательных работ (АСР) при ДТП осуществляется на основе следующих принципов:

1. Единоначалие руководства работами по ликвидации последствий дорожно-транспортного происшествия. Полномочия по руководству работами по ЛП ДТП принимает на себя первый прибывший на место ДТП руководитель подразделения ГИБДД МВД России, поисково-спасательной службы МЧС России, службы скорой медицинской помощи Минздрава России. Он исполняет обязанности руководителя ЛП ДТП до прибытия руководителя, определенного законодательством Российской Федерации, планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций или назначенного органом государственной власти, органом местного самоуправления, руководителем организации, к полномочиям которых отнесена ликвидация последствий ДТП.
Решение руководителя ЛП ДТП является обязательным для всех граждан, находящихся на месте ДТП, и подразделений, участвующих в ЛП ДТП. Никто не вправе вмешиваться в его руководство работами по ликвидации последствий ДТП, иначе, как освободив руководителя в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо.
2. Распределение полномочий, ответственности и обеспечение взаимодействия служб различных ведомств по ЛП ДТП. Порядок организации управления и взаимодействия служб различных министерств и ведомств Российской Федерации по ликвидации последствий ДТП приведен в разделе 2.
3. Заблаговременное распределение обязанностей по спасению пострадавших при ДТП в спасательной группе.
К аварийно-спасательным работам при ЛП ДТП привлекаются спасательные группы из нескольких человек. Например, группа из 5-6 человек имеет следующий состав:
- командир группы — руководит работами по спасению людей и организует взаимодействие с другими привлекаемыми подразделениями;
- водитель — управляет транспортным средством, обеспечивает работу гидравлических насосных станций и других средств энергоснабжения аварийно-спасательного инструмента, обеспечивает освещение места ДТП;
- 1-2 спасателя — выполняют деблокирование и извлечение пострадавших из поврежденных ТС;
- спасатель — выполняет работы по предупреждению, локализации и ликвидации воздействий вторичных поражающих факторов на месте проведения АСР (контролирует вытекание топлива, локализует и тушит очаги возгорания, убирает осколки стекла и другие острые предметы и т.п.), контролирует стабилизацию поврежденного автомобиля, ограждает место проведения АСР;
- медицинский работник — оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим, помогает в извлечении пострадавших из поврежденного автомобиля.
4. Разделение места выполнения аварийно-спасательных работ на 3 зоны. В первой зоне (в радиусе 5 метров) находятся только спасатели, выполняющие работы по оказанию помощи пострадавшим. Во второй зоне (в радиусе 10 метров) располагаются остальные члены спасательной группы, которые обеспечивают готовность аварийно-спасательных средств к применению. В третьей зоне (в радиусе более 10 метров) находятся средства доставки спасателей к месту ДТП, средства освещения и ограждения, части аварийного ТС.
5. Первоочередность выполнения работ по снижению или устранению воздействия вторичных поражающих факторов ДТП (теплового воздействия пожара, химического заражения и т. п.) на спасателей и пострадавших, а также исключению действий, способных привести к возникновению источников вторичных поражающих факторов (например, использования электроинструментов при розливе топлива).
6. Приоритетность работ по обеспечению доступа к пострадавшим с тяжелыми травмами.
Время жизни пострадавших с тяжелыми травмами при неоказании медицинской помощи минимально, поэтому необходимо максимально ускорить начало оказания им первой медицинской помощи.
7. Скорейшее обеспечение доступа к пострадавшим в поврежденном автомобиле для оказания ему ПМП.
Для этого выбираются наиболее простые пути проникновения в поврежденное ТС: путем удаления лобового стекла, вскрытия двери со стороны замков и т.п.
8. Максимальная разборка поврежденного ТС вокруг пострадавшего перед его извлечением из автомобиля помогает избежать дополнительного травмирования пострадавшего (особенно с травмами таза, груди, шейно-позвоночными травмами) при его извлечении из автомобиля.
9. Немедленное извлечение пострадавшего из ТС в следующих случаях: при угрозе воздействия или воздействии вторичных поражающих факторов на пострадавшего и спасателей; при резком ухудшении состояния пострадавшего в поврежденном автомобиле. Решение о немедленном извлечении пострадавшего принимается руководителем АСФ на основе заключения медицинского персонала.
10. Первоочередное проведение медицинских мероприятий, адекватных состоянию пострадавшего:
противошоковой терапии;
обезболивания;
остановки кровотечений и т. п.;
фиксации положения пострадавшего при переломах, разрывах тканей и т. д. перед его извлечением из аварийного транспортного средства, и сохранении этого положения без переукладки в течение всего периода АСР, вплоть до поступления пострадавшего в медицинское учреждение.

Читайте также: