При управление каким автомобилем в городских условиях утомляемость водителя выше

Обновлено: 05.07.2024

Может ли владелец мотоцикла с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 см3, и максимальной мощностью, не превышающей 11 квт, передавать управление этим транспортным средством в своем присутствии другому лицу, имея страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на бумажном носителе или в виде электронного документа либо его копии на бумажном носителе?

1. ? Может при наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории "M".
2. ? Может при наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством подкатегории "B1"
3. ? Может при наличии у этого лица водительского удостоверения на право управления транспортным средством категории "А" или подкатегории "А1".
4. ? Может во всех перечисленных случаях.

В соответствии с Федеральным законом "О безопасности дорожного движения" (п.7 ст.25) владелец мотоцикла с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 куб.см, и максимальной мощностью, не превышающей 11 кВт, имея страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на бумажном носителе или в виде электронного документа либо его копии на бумажном носителе, может передавать управление в своем присутствии другому лицу, которое имеет водительское удостоверение на право управления ТС категории "А" или подкатегории "А1" (ПДД 2.1.1.1 и ПДД 2.7).

В каких случаях владелец легкового автомобиля, может передавать управление этим транспортным средством в своем присутствии другому лицу, имея при себе страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на бумажном носителе или в виде электронного документа либо его копии на бумажном носителе?

Разрешается ли водителю легкового автомобиля занять место в движущейся организованной колонне?

1. ? Разрешается, если скорость движущихся в колонне транспортных средств не более 30 км/ч.
2. ? Разрешается, если на дороге имеется не более трех полос для движения.
3. ? Не разрешается.

Водителю любого ТС запрещается, как пересекать организованные колонны, так и занимать место в них.

Каковы типичные признаки наступившего утомления водителя?

1. ? Сонливость, вялость, притупление внимания.
2. ? Возбужденность, раздражительность.
3. ? Головокружение, резь в глазах, повышенная потливость.

Типичными признаками утомления водителя являются сонливость, вялость, притупление внимания. В таком состоянии управление ТС опасно и поэтому запрещено.

Установленный факт употребления водителем вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием в его организме абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей:

1. ? 0,10 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
2. ? 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха.
3. ? 0,25 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха

Употребление водителем веществ, вызывающих алкогольное или наркотическое опьянение, либо психотропных или иных вызывающих опьянение веществ запрещается. Установленный факт употребления вызывающих алкогольное опьянение веществ определяется наличием в организме водителя абсолютного этилового спирта в концентрации, превышающей возможную суммарную погрешность измерений, а именно 0,16 миллиграмма на один литр выдыхаемого воздуха (Примечание к ст. 12.8 КоАП).

Разрешается ли водителю пользоваться телефоном во время движения?

1. ? Разрешается.
2. ? Разрешается только при использовании технического устройства, позволяющего вести переговоры без использования рук.
3. ? Разрешается только при движении со скоростью менее 40 км/ч.
4. ? Запрещается.

Во время движения водитель может пользоваться телефоном независимо от скорости движения ТС, но только при наличии технического устройства, позволяющего вести переговоры без использования рук.

Как влияет алкоголь на время реакции водителя?

1. ? Время реакции уменьшается.
2. ? Время реакции увеличивается.
3. ? Алкоголь на время реакции не влияет.

Опасность алкогольного опьянения при управлении ТС заключается в том, что реакция водителя замедляется, а значит, время реакции, необходимое для принятия решения, увеличивается.

1. ? С разрешенной максимальной массой не более 2,5т и числом сидячих мест, помимо сидения водителя, не более 8.
2. ? С разрешенной максимальной массой не более 3,5т и числом сидячих мест, помимо сидения водителя, не более 16.
3. ? С разрешенной максимальной массой не более 3,5т и числом сидячих мест, помимо сидения водителя, не более 8.

Какое удостоверение достаточно иметь водителю, управляющему грузовым автомобилем с разрешенной максимальной массой более 3,5 т, но не более 7,5 т и прицепом, разрешенная максимальная масса которого более 750 кг?

В каких случаях владелец грузового автомобиля с разрешенной максимальной массой более 7,5 т может передавать управление этим транспортным средством в своем присутствии другому лицу, имея страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности на бумажном носителе или в виде электронного документа либо его копии на бумажном носителе?

Статья 12.36.1 КоАП

Пользование водителем во время движения транспортного средства телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук, - влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи пятисот рублей.


Надежность водителя в значительной степени определяется его работоспособностью. Работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу качественно и с высокой производительностью. Работоспособность снижается при болезненном состоянии водителя, после употребления им алкоголя, при утомлении, а иногда в результате сильного нервного возбуждения или угнетенного состояния.

Утомление водителя проявляется в снижении безопасности движения, оно оказывает негативное влияние на все основные функции восприятия и другие психофизиологические качества водителя. В результате утомления ухудшаются характеристики зрительного восприятия: увеличиваются его пороги, снижаются контрастная чувствительность, точность оценки расстояний до объектов и скорости их движения. Из-за ослабления качеств восприятия ухудшается и его организация, особенно устойчивость переключения внимания. Водитель в течение большего времени концентрирует внимание на отдельных объектах, в том числе на тех, которые в этом не нуждаются, что влечет увеличение времени на обнаружение особенно неожиданных сигналов.

При утомлении ослабевает память, и поэтому в конце длительной поездки наблюдается резкое увеличение средних значений не только времени обнаружения сигнала, но и скорости переработки информации. В этой фазе характерен наибольший разброс величин времени реакции, т. е. возможны нежелательные как чрезмерно замедленная, так и очень быстрая реакции.

В результате утомления происходит расстройство ранее сформированных навыков, это, в частности, проявляется в изменении рабочей позы: более глубокая посадка с типичным наклоном корпуса вперед или заваливанием назад, что затрудняет пользование рулевым колесом, педалями и рычагами, ухудшает обзор дороги и наблюдение за приборами. У утомленного водителя нарушается точность выполнения приемов управления, наблюдаются неоправданно частые повороты рулевого колеса и пропуски необходимых корректирующих действий.

Как показывают исследования процесса развития утомления у водителей, оно обнаруживается уже на 4—5 ч вождения, явно ощущается на 6—8 ч и к концу 9 ч уже требуются волевые усилия, чтобы поддерживать движение на безопасном уровне. Если приходится находиться за рулем более 9 ч, то из-за резкого падения работоспособности опасность ДТП сильно возрастает. Вероятно поэтому более половины всех дорожных происшествий оказывается связанным с переутомлением водителей. Причем особенно сильно проявляется утомление, когда водитель садится за руль не выспавшись.

Утомление — это закономерный процесс временного снижения работоспособности, наступающий в результате деятельности. Вместе с тем безопасность вождения в начале развития утомления некоторое время может и не снижаться, так как волевым усилием человек может заставить себя ехать с теми же количественными и качественными показателями. Водитель в состоянии утомления может избежать ошибок даже при внезапном изменении дорожной обстановки путем повышения интенсивности внимания и готовности к действиям. Но в этом случае от него потребуется большое волевое усилие и повышенный расход энергии, что выражается в учащении сердцебиения, более глубоком дыхании, избыточной потливости, покраснении кожи лица и т. д. Повышенные энергозатраты способствуют прогрессированию утомления и в результате наступает момент, когда несмотря на возрастающие усилия возникают ошибки, пропуски необходимых действий, снижение производительности труда по количественным и качественным показателям. Утомлению обычно предшествует чувство усталости. Усталость — это субъективное переживание человеком утомления. Физиологическая сущность усталости заключается в сигнализации организма о необходимости прекратить или снизить интенсивность работы для того, чтобы избежать расстройства функций нервных клеток. Вместе с тем далеко не всегда чувство усталости соответствует степени утомления. При любой деятельности, выполняемой с удовольствием, человек меньше устает, чем при выполнении более легкой, но неприятной работы. Поэтому люди творческого труда (художники, ученые, изобретатели и др.) иногда работают много часов без перерывов, не чувствуя усталости.

Психическая деятельность водителя стимулируется поступающей информацией. Для протекания на высоком уровне психических процессов необходима оптимальная информационная нагрузка. Избыточная информация в результате чрезмерного напряжения психических процессов приводит к более быстрому развитию утомления. При недостатке информации интенсивность протекания психофизиологических процессов падает, что приводит к снижению готовности водителя к действиям при неожиданном изменении дорожной обстановки. Для поддержания в этих условиях необходимой интенсивности и устойчивости внимания требуется значительное волевое усилие, что также связано с расходом нервно-психической энергии и приводит к преждевременному утомлению.

Имеет также значение характер поступающей информации и отношение к ней человека. Водитель в состоянии утомления может не чувствовать усталости под влиянием эмоционального возбуждения или опасности. Именно поэтому, в продолжительной поездке по трассе водитель испытывает чувство усталости в меньшей степени, чем рядом сидящий пассажир, хотя длительное управление автомобилем, естественно, приводит к большему утомлению водителя, нежели бездействующего пассажира.

Сонливость и засыпание водителя за рулем — наиболее опасные проявления утомления, которые нередко приводят к ДТП. Водитель, чувствуя сонливость, может какое-то время преодолевать ее и достаточно надежно управлять автомобилем, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно и он этот момент может не заметить, что создает очень серьезную угрозу для безопасности дорожного движения. Поэтому, если у водителя появляется сильная сонливость за рулем, то бороться с ней на ходу не следует. Нужно остановиться и уснуть на короткое время или проделать гимнастические упражнения. Только после снятия сонливости можно продолжать путь.

Характерным признаком наступающего утомления может служить появление, казалось бы, незначительных ошибочных действий: рассеянное внимание, желание выпрямиться, переменить позу. При таких признаках утомления необходимо немедленно прекратить движение. Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом. Доказано, что при одном и том же времени отдыха несколько коротких перерывов значительно эффективнее одного продолжительного перерыва.

Управление автомобилем в утомленном и болезненном состоянии

Все водители транспортных средств знают, что не всегда удается сесть за руль полностью отдохнувшим и выспавшимся, полностью работоспособным.

В тоже время практически каждый, кто столкнулся с переутомлением, понимает, что в утомленном состоянии водитель не может адекватно реагировать и принимать верные решения. Утомленное и болезненное состояние можно сравнить с состоянием водителя, употребившего алкогольные напитки, и говорить в данном случае о безопасности дорожного движения не приходится.

Пилот самолета, диспетчер, лицо, управляющее атомным реактором, никогда не допускаются до работы без осмотра медика, в тоже время многие из нас забывают, что водитель автомашины приравнивается к данной категории, так как управляет источником повышенной опасности для окружающих.

Если водитель находится в состоянии утомления , уровень безопасности движения существенно снижается – утомление негативно влияет практически на все основные функции восприятия человека, а также на некоторые психофизиологические характеристики.

В первую очередь страдает зрительное восприятие: утомленный водитель хуже видит удаленные или мелкие объекты на дороге, не может точно определить расстояние до того или иного объекта или оценить скорость движения остальных участников дорожного движения. Но ухудшается не только качество восприятия – утомление самым негативным образом влияет на его организацию: уставший человек медленнее переключает внимание с одного объекта на другой. Водитель, который управляет автомобилем в состоянии утомления , дольше, чем обычно, концентрирует внимание на отдельных встреченных им объектах, и медленнее реагирует на внезапные перемены ситуации на дороге.

Утомление способно также негативно воздействовать и на память человека – многие водители замечали, что в конце какой-либо длительной поездки они тратят намного большее количество времени не только на обнаружение сигнала, но и на его оценку, то есть на переработку полученной информации. В фазе утомления человек обычно проявляет два вида нежелательных реакций – как чрезмерно замедленные, так и чересчур быстрые.

Обычно утомление развивается во время длительных поездок за рулем и обнаруживает себя уже на 4-5 час вождения. Еще через пару часов утомление начинает ощущаться явно, а водители, которые сидят за рулем более 9 часов, поддерживают свой физический тонус уже исключительно собственными волевыми усилиями.

Если работоспособность водителя резко падает (такое, как правило, происходит во время длительных многочасовых поездок за рулем), опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия значительно возрастает.

Водитель, чувствуя сонливость, может какое-то время преодолевать ее и достаточно надежно управлять автомобилем, но он должен знать, что засыпание может наступить внезапно и он этот момент может не заметить, что создает очень серьезную угрозу для безопасности дорожного движения. Поэтому, если у вас появилась сонливость за рулем, то бороться с ней на ходу не следует. Нужно остановиться и поспать непродолжительное время или проделать гимнастические упражнения. Только после снятия сонливости можно продолжать путь.

Характерным признаком наступающего утомления может служить появление, казалось бы, незначительных ошибочных действий: рассеянное внимание, желание выпрямиться, переменить позу. При таких признаках утомления необходимо немедленно прекратить движение. Первые признаки утомления, появившиеся после нескольких часов за рулем, не опасны для водителя и легко устраняются кратковременным отдыхом. Доказано, что при одном и том же времени отдыха несколько коротких перерывов значительно эффективнее одного продолжительного перерыва.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Рассмотрено Утверждаю

На заседании ПЦК Зам. директора по УПР

Контрольные вопросы

промежуточной аттестации по предмету

1. В каком ответе дано наиболее правильное определение дорожно – транспортного происшествия?

1. Событие, возникшее на любом механическом транспортном средстве, вызвавшее повреждение этого средства или повлекшее любой материальный ущерб.

2. Событие, возникшее в процессе движения на дороге транспортного средства, сопровождаемое гибелью или ранением людей.

3. Событие, возникшее в процессе движения на дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо иной материальный ущерб.

2. Какое из перечисленных действий водителя чаще является причиной ДТП?

Нарушение правил обгона.

Несоблюдение правил проезда перекрестков.

Нарушение требований знаков или линий разметки.

3. Наиболее распространенным видом ДТП является….

3.Наезд на пешехода

4.Движение автомобиля происходит под действием тяговых сил, возникающих в местах контакта колес с дорогой. Тяговые силы воздействуют…….

1.Со стороны дороги на все колеса автомобиля.

2.Со стороны дороги на ведущие колеса

3.Со стороны ведущих колес на дорогу.

4.Со стороны всех колес на дорогу.

5.Коэффициент сцепления определяется величиной, измеряемой отношением….

1.Силы тяжести автомобиля к силе сцепления с дорогой.

2.Сцепного веса к силе сцепления колес с дорогой.

3.Силы сцепление с дорогой к сцепляемому весу.

6.На каком дорожном покрытии, находящемся в сухом состоянии, коэффициент сцепления имеет наибольшее значение?

2. На щебёночном.

3. На асфальтовом.

7. На каком покрытии коэффициент сцепления имеет наименьшее значение?

1.На уплотненном снегу.

3. На мокрой глине

4. На цементобетонном покрытии.

8. Чем характеризуется эффективность торможения?

1. Силой воздействия водителя на тормозную педаль.

2. Длиной тормозного пути.

4. Силой прижатия колодок к тормозным барабанам.

9. Личностные качества водителя…

1. Формируются под воздействием внешних условий.

2. Полностью определяются врожденными особенностями.

4. Независимы друг от друга.

10. Одна из причин дорожно – транспортного происшествия - несоответствие личностных качеств водителя профессиональным требованиям. ДТП может возникнуть вследствие…

1. Склонности к риску.

2. Завышенной самооценки водителем своего профессионального уровня.

3. Неуважительного отношения к другим участникам движения.

4. Некритического отношения к своим поступкам.

5. Любого из перечисленных качеств.

11. Какие качества должны быть присущи водителю?

1. Дисциплинированность и высокая сознательность.

2. Бережное отношение к социалистической собственности.

3. Ответственность перед всеми участниками движения.

4. Все перечисленные качества.

12. Высокий уровень профессионального мастерства предполагает овладение водителем умениями и навыками, связанными…

1. С получением и быстрой переработкой информации.

2. С воздействием на органы управления.

3. С оценкой собственных действий, прогнозированием их последствий и со своевременной корректировкой в случае необходимости этих действий.

4. Со всеми перечисленными действиями.

13. Овладение системой профессиональных знаний является…

1. Желательным условием профессиональной подготовки.

2. Необходимым и достаточным условием успешной профессиональной подготовки.

3. Необходимым, но не достаточным условием успешной профессиональной подготовки.

14. Профессиональные навыки являются результатом…

1. Однократного выполнения действий.

2. Нескольких повторений выполнения одного действия.

3. Многократных упражнений, ведущих к автоматизированному выполнению действия

15. В результате изучения психологических основ профессиональной деятельности у будущих водителей должны сформироваться…

1. Общие определения о психологических явлениях, процессах и свойствах, связанных с вождением автомобиля.

2. Основные понятия связи психики с практической деятельностью по управлению транспортным средством.

3. Умения анализировать собственную деятельность на основе учета индивидуальных психофизиологических особенностей.

4. Умения самостоятельно определять психологические истоки ошибок при управлении автомобилем и находить эффективные пути совершенствования профессионального уровня.

16. Вождение – вид сложной трудовой деятельности. В каком ответе дано наиболее полное и правильное определение деятельности водителя?

1. Любые действия, проявляющиеся в двигательной активности.

2. Действия, проявляющиеся в двигательной активности или в речевой форме.

3. Активность человека, направленная на удовлетворение личных интересов.

4. Совокупность внешней и внутренней активности человека, направленная на достижение сознательно поставленных целей, связанных с личными и общественными интересами.

17. Какие ощущения играют решающую роль для правильной оценки водителем дорожной ситуации в момент изменения сигналов светофора на перекрестке?

8. Какие ощущения помогают водителю оценить силы, возникающие при движении автомобиля на повороте?

19. Какие из перечисленных ощущений не связаны с практической деятельностью водителя по управлению автомобилем?

20. Что называется остротой зрения?

1. Способность глаза видеть форму предмета.

2. Способность глаза различать мелкие детали предметов.

3. Способность глаза четко видеть очертания предметов.

21. Острота зрения…

1. Одинакова при наблюдении предметов, расположенных в любой части поля зрения.

2. Уменьшается по мере удаления наблюдаемого предмета от центра поля зрения к периферии.

3. Увеличивается по мере удаления предмета от центра поля зрения к периферии.

22. Какие факторы влияют на способность зрения различать мелкие детали?

1. Интенсивность освещения.

2. Острота зрения.

3. Спектральный состав света.

4. Все факторы, перечисленные выше.

23. Что называется восприятием?

1. Процесс отражения в сознании человека предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств в виде единого образа.

2. Процесс отражения в сознании человека предметов и явлений, не приводящий к формированию единых образов этих предметов и явлений.

24. На точность восприятия водителем дорожной обстановки влияют…

1. только психофизиологические индивидуальные особенности ощущений.

2. Воздействие внешней среды (шум, вибрация, загазованность).

3. Индивидуальный опыт водителя, в том числе запас профессиональных знаний.

4. Все перечисленные факторы.

25. Какое нарушение восприятия часто возникает у неопытного водителя при оценке ширины проезжей части в местах сужения дороги?

1. Воспринимаемая ширина дороги кажется меньше, чем она есть в действительности.

2. Воспринимаемая ширина дороги кажется больше, чем она есть в действительности.

26. Как влияет туман на восприятие расстояний?

1. Все предметы в тумане кажутся более близкими, чем в действительности.

2. . Все предметы в тумане кажутся более далекими, чем в действительности.

27. Из двух одинаковых по величине предметов разной окраски большим кажется предмет…

1. Светлой окраски.

28. В каком случае более вероятна недооценка водителем скорости движения автомобиля

( воспринимаемая скорость кажется меньше действительной)?

1. При движении по участкам дорог с зелеными насаждениями (кустарниками, деревьями), расположенными в близи проезжей части дороги.

2. При движении по участкам дорог, пролегающих вдали от зеленых насаждений.

29. Как влияет применение зеркал заднего вида, имеющих сферическую форму отражающей поверхности, на восприятие водителем реальных расстояний между объектами?

1. Расстояния между объектами кажутся больше действительных.

2. Расстояния между объектами кажутся меньше действительных.

30. Как влияет на восприятие расстояний окраска автомобилей?

1. Расстояние до автомобиля, окрашенного в темный цвет (черный или синий), кажется больше, чем на самом деле.

2. Расстояние до автомобиля, окрашенного в темный цвет, кажется меньше, чем на самом деле.

Пояснительная записка

к тестовым заданиям по предмету

Тест содержит 30 заданий, на которые нужно дать точные ответы. Оценка каждого задания проводится по двухбалльной системе:

Читайте также: