При возникновении аквапланирования чтобы не потерять управление водитель должен

Обновлено: 04.07.2024

Одним из самых неприятных факторов попадания в ДТП у любых водителей может считаться занос. Но что делать, если занос случился в луже? Рассказываем все об аквапланировании и о том, как его избежать.

Минутка теории

Аквапланирование — это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины, то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. При этом, транспортное средство становится практически неуправляемым. Такой занос возникает, когда скорость достигает критического значения, при котором колесо не успевает удалять воду из пятна контакта. Чем больше водная плёнка на поверхности дороги и меньше остаточная глубина протектора шины, тем выше риск аквапланирования.

Аквапланирование и как из него выйти

Как проявляется аквапланирование и в чем его причины?

Аквапланирование и как из него выйти

Причины аквапланирования можно сформулировать буквально в нескольких пунктах. Понимание этих пунктов поможет вам избежать попадания в скольжение – давайте их перечислим.

А вот про проявление, к сожалению, списком не рассказать. Тут нужно задержаться подольше, по причине наличия разных типов привода у современных автомобилей.

Аквапланирование и как из него выйти

Передний привод автомобиля в ситуации с аквапланированием начинает своё скольжение с задней оси, которое, в дальнейшем, уходит на переднюю ось. А поскольку ведущая ось у вас спереди, то если вы попытаетесь резко остановить автомобиль, получите или занос, или разворот автомобиля. Очень неприятно, согласны? Как бы странно это ни звучало, самым лучшим способом выхода из таких ситуаций является набор скорости. Аккуратно и плавно начинаем разгонять автомобиль для вывода передних колёс из плохого участка. Но тут нужно понимать, что вы делаете, и успеете ли вы, к примеру, совершить манёвр до ближайшего поворота или перекрёстка.

Задний привод получает занос с передней оси и, в дальнейшем, уходит на заднюю. Тут всё просто – руль сразу становится мягким и пропадают ответные реакции. Проще всего в данной ситуации отпустить педаль акселератора и начать аккуратно останавливаться. Попытки увеличить скорость, как в случае с переднеприводным автомобилем, приведут только к заносу.

Аквапланирование и как из него выйти

Ну а если вы не хотите попасть в ситуацию аквапланирования, давайте думать, на что обратить внимание в вашем автомобиле, и что нужно проверить. Тем более сезон дождей уже стучится по нашим крышам! Из превентивных мер, которые не стоит указывать списками, можно сказать только о том, что скорость ваша должна быть разумной. Не стоит влетать со скоростью поезда HyperLoop в лужу, даже одним колесом.

Аквапланирование и как из него выйти

А если я поплыл?

Аквапланирование и как из него выйти

Мы искренне надеемся на то, что вы не читаете этот текст в тот момент, когда аквапланирование уже схватило вас за колесо. Поэтому давайте разбираться, что делать в ситуации, когда остальные пункты вам не помогли.

Самое главное, ну впрочем как и всегда за рулём, не паниковать. Вы должны хладнокровно управлять автомобилем, не давить резко на газ, не крутить руль в надежде на чудо. Тормозить резко тоже нельзя. Помните, что ваши навыки управления автомобилем на снегу здесь не работают совсем.

Нужно напомнить ещё и о том, что аквапланирование возникает на одном-двух колёсах, а не по всему автомобилю. В этом случае вдвойне важно крепко держать руль и сохранять спокойствие, ведь резко увеличившееся сопротивление качению на стороне, оказавшейся в луже, может развернуть автомобиль и даже вырвать из рук руль, а резкое торможение в этом случае может развернуть его в другую сторону – ту, где не будет воды, но будет лучшее сцепление с дорогой.

А вот сценарий поведения всегда один: не въезжать в мокрые участки на больших скоростях, не крутить руль, не тормозить резко, а педалью газа работать очень плавно. В общем, проверьте автомобиль и глубину протектора. Помните, лучше медленно, но самому, чем быстрее, но на скорой.


в) руль нужно держать за верхнюю или нижнюю половину, в зависимости от наличия сервоусилителя руля и автоматической коробки передач.

2 В начале поворота водитель должен сделать:

б) плавно повернуть руль один раз в начале поворота на нужный угол;

3 Если на дороге с интенсивным движением вам постоянно мешают другие участники движения, то это означает:

а) многие из них водят машину хуже вас;

б) вам следует ездить на более мощном автомобиле, потому что ваш класс вождения намного выше среднего;

в) вы делаете что-то не так.

4 Автомобиль хорошо сбалансирован на дороге, если:

а) его вес равномерно распределен между колесами;

б) вес пассажиров и багажа не превышает рекомендованный заводом-изготовителем;

в) колеса хорошо отбалансированны на специальном компьютерном стенде.

5 Высоким классом вождения автомобиля можно овладеть в результате:

а) продолжительной практики вождения, так как это вырабатывает автоматизм действий;

б) тренировок на площадке и изучения правильных приемов управления автомобилем;

в) проявления таланта в управлении автомобилем.

6 Если водитель другого транспортного средства создал аварийную ситуацию и мешает движению, необходимо:

а) подать звуковой сигнал, но не изменять направление движения, так как он нарушает правила движения, а не вы;

б) пропустить его, но догнать и показать знаками, что он был не прав;

в) помочь водителю выйти из ситуации, снизив скорость и пропустив, так как каждый имеет право на ошибку.

7 При возникновении аквапланирования, чтобы не потерять управление, водитель должен:

а) по возможности не совершать никаких действий и крепко держать руль;

б) резко затормозить, что загрузит передние колеса, которые продавят водяную пленку и восстановят контакт с дорогой;

в) плавно убавить газ и повернуть руль в сторону возможного заноса, стабилизируя автомобиль.

8 Привязные ремни безопасности необходимо применять:

а) при езде в экстремальном стиле, то есть на большой скорости;

б) при выезде за город или на магистраль, что и предписывается Правилами дорожного движения;

в) всегда, перед тем как начать движение.

9 Если на сухом асфальте из-за слишком большой скорости в повороте начался снос передних колес, водитель переднеприводного автомобиля должен:

а) сбросить газ и повернуть колеса в сторону поворота на больший угол;

б) тормозить, как это предписано Правилами дорожного движения в любой аварийной ситуации;

10 Главным условием безопасного обгона является:

а) максимальный перевес в скорости у обгоняющего автомобиля, так как это значительно уменьшает время и расстояние для обгона;

б) наличие на автомобиле левого и правого зеркал заднего вида, как это предписано Правилами дорожного движения;

в) минимальная дистанция до обгоняемого автомобиля, так как это сокращает расстояние, требующееся для обгона.

11 Надпись ABS, появившаяся на приборном табло во время движения, означает:

а) система вышла из строя и тормоза работают в обычном режиме, но рекомендуется обратиться на автосервис;

б) тормозные колодки изношены и требуют замены;

в) тормозная система вышла из строя и дальнейшая эксплуатация машины невозможна до устранения неисправности.

12 Водителя экстракласса характеризует следующая манера управления автомобилем:

а) очень плавный стиль, при котором пассажир почти не замечает разгонов, поворотов и торможений, а также практические навыки верных действий в аварийных ситуациях;

б) резкая езда на грани фола, но всегда удачный выход из аварийной ситуации благодаря высокому мастерству;

в) полная гарантия отсутствия аварийных ситуаций благодаря большому стажу за рулем.

13 Грамотный водитель руководствуется правилом:

б) если сам соблюдаешь правила, тебе нет никакого дела до других водителей;

в) если кто-то нарушает, значит, он не прав и его надо проучить.

14 Шины имеют лучшее сцепление на сухом асфальте, если они:

а) абсолютно новые;

б) с износом около 50%;

в) наварные, т. е. восстановленные.

Правильные ответы:
1-б. Положение рук в средней части рулевого колеса на одинаковой высоте позволяет при необходимости быстро и на максимальный угол повернуть рулевое колесо в одну или другую сторону при объезде внезапно возникшего препятствия.

3-в. Все одновременно ошибаются очень редко! Ваш стиль вождения опасен для вас и окружающих.

5-б. Только изучение правильных приемов управления автомобилем на закрытой площадке и, желательно, под руководством опытного инструктора позволит использовать затем все возможности автомобиля. Не ошибается только тот, кто ничего не делает. И даже если это откровенный хам, догонять его не стоит: можно создать аварийную ситуацию, виновным в которой будете уже вы.

7-а. Самая главная задача – удержать колеса в положении прямо, иначе при выезде на сухой участок дороги возможен резкий бросок машины в сторону.

10-а. Чем больше разница в скорости, тем меньше вероятность возникновения критической ситуации. Ведь ваша машина меньше времени будет на встречной полосе.

11-а. Надпись ABS на щитке приборов предупреждает о неисправности системы. Ехать можно, но нужно учитывать, что ABS не работает.

12-а. Мастерство и агрессивный стиль не совместимы. Настоящий мастер всегда ездит безопасно, не привлекая внимания пассажиров к процессу управления. При этом нередко он едет быстрее псевдомастеров.

13-а. Лучше уступить тому, кто не прав, чем валяться в кювете с гордым сознанием своей правоты.

14-б. Суммарная площадь контакта с дорогой у шин, изношенных на 50%, выше, чем у новых, поэтому на сухой дороге они обладают лучшим сцеплением с покрытием.

До 2 ошибок – вы хороший водитель. Как правильно ездить, вы знаете. Продолжайте совершенствоваться.

3–5 ошибок – знания средние. Возможно, вам следует изменить свои представления о правильном вождении или пополнить запас знаний.

6 и более ошибок – ваши теоретические знания недостаточны, а стиль вождения не всегда безопасен. Необходима серьезная переоценка своих возможностей и дополнительная подготовка.

Интересно, почему совершенно гадкое и неприятно-опасное явление для любого автомобилиста, названо таким красивым словом — аквапланирование. Аквапланирование чрезвычайно опасный эффект, который может принести негативные эмоции (это в лучшем случае, только эмоции) для любого автомобилиста, как профессионального водителя, а для начинающего водителя особенно.

Причины аквапланирования

Аквапланирование – это полная либо частичная потеря сцепления колес автомобиля с дорожным покрытием. Как понятно по названию эффекта, аквапланирование автомобиля связано с водой, а именно при контакте с водяным слоем (лужей) на критической скорости.

Фото аквапланирования, protectioncars.ru

На самом деле причин этого эффекта не так уж и много, и в то же время многие факторы влияют на возникновение аквапланирования.

Эффект получается из-за возникновения в пятне контакта шины автомобиля т.н. гидродинамического клина, а именно: протектор шины не успевает удалять воду из пятна контакта с дорогой.

На фото - аквапланирование, autobild.by

Аквапланирование может возникать по целому ряду причин:

  • высокая критическая скорость при входе в лужу;
  • маленькая остаточная глубина протектора шины;
  • неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);
  • толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;
  • параметры давления в шинах автомобиля;
  • общее состояние подвески автомобиля.

Обратите внимание, что практически все перечисленные причины зависят от водителя и, соответственно, от состояния автомобиля.

Как избежать аквапланирования

Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

Фото причин аквапланирования, static4.aif.ru

Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно износ шин не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

На фото - схема возникновения аквапланирования, stavavto.com

При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь.

Состояние подвески автомобиля – по умолчанию должно соответствовать норме. Особенно это касается состояния амортизаторов вашего авто.

Действия при возникновении аквапланирования

Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

Никаких резких торможений. Резкое торможение при аквапланировании провоцирует занос автомобиля. Торможение производится только двигателем.

Фото правил поведения при аквапланировании, static4.aif.ru

Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

На фото - как избежать аквапланирования, infocar.ua

По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

Удачи вам в предотвращении аквапланирования.


Вождение автомобиля всегда сопряжено с возникновением опасных и неожиданных ситуаций на дороге, которые не всегда можно предугадать.

Наиболее рискованным явлением для автомобилиста, которое способно привести к серьезным авариям и ДТП, является аквапланирование, давайте разберем, что такое аквапланирование и как противодействовать этому явлению.

При аквапланировании шин происходит частичная или полная утеря сцепления шин с дорогой из-за образования водяной пленки между колесом и дорожным покрытием, приводящей к скольжению автомобиля. При аквапланировании даже самый опытный водитель может потерять управление автомобилем.

Причины появления аквапланирования

Причин появления явления аквапланирования не так много, однако, к основным относятся:

  • Высокая скорость езды при вхождении в лужу на дорожном полотне. Аквапланирование возникает в случае движения транспортного средства на критической скорости, при неблагоприятных условиях (ливень или дождь, скользкая дорога, глубокие лужи).
  • Изношенность шин и малый рельеф протекторов. Если вы управляете автомобилем с изношенной или лысой резиной, со стертым протекторным рисунком в дождь, высока вероятность проявления аквапланирования.
  • Низкое давление в шинах.
  • Изношенность или поломка подвески.
  • Состояние дорожного полотна в дождливую погоду (наличие неровностей, изгибов, ям, выбоин и т.д.).

Проявление аквапланирования

Эффект аквапланирования для различных марок автомобилей может проявляться по-разному, в зависимости от типа привода.

У заднеприводных автомобилей аквапланирование начинается на передней оси, переходя на заднюю ось. Понять это можно по ведению руля, который становится слишком мягким, но ответной реакции от автомобиля нет. Таким образом, даже не вращая руль и не снижая скорости, есть вероятность возникновения ДТП.

У переднеприводных автомобилей аквапланирование начинается с задней оси, переходя на переднюю ось. В данном случае при попытке совершить торможение, возможен занос или вращение автомобиля. Самым оптимальным вариантом в такой ситуации является не сброс скорости, а ее набор, благодаря чему передние ведущие колеса способны вывести автомобиль из опасного участка, но делать это нужно очень аккуратно и с четким пониманием того, что вы делаете.

Способы предотвращения аквапланирования

Явление аквапланирования можно своевременно избежать, если строго придерживаться основных правил вождения.

  • Для того чтобы избежать аквапланирования прежде всего стоит позаботиться о надежной и безопасной резине для своего автомобиля. Стоит помнить, что износ шин на 40-50% увеличивает вероятность проявления аквапланирования в два раза. Выбирая летние шины, обращайте внимание на протекторный рисунок. Он должен быть четким, глубоким, иметь глубокие канавки для отвода воды. При выборе шин учитывайте наличие специальных пиктограмм, которые определяют условия их использования – дождь, снег, вода.
  • Во время езды в плохую погоду всегда стоит следить за качеством и состоянием дорог. На мокрой дороге с большим количеством луж лучше двигаться на средней скорости, а при вхождении в лужу – максимально сбросить скорость. Зачастую аквапланирование возникает на скорости движения в 80-100 км/час, толщина водного покрытия дорожного полотна составляет всего 1 мм. При высокой степени изношенности автомобильной резины и подвески, аквапланирование может наступить даже на скорости в 65 км/час.
  • Следите за состоянием подвески. При изношенности или даже незначительной поломке, стоит позаботиться о своевременной замене.

Действия водителя при возникновении аквапланирования

Какие действия следует предпринять, если, не смотря на все меры предосторожности, вы попали в ситуацию с аквапланированием?

Прежде всего, постараться не паниковать. Не совершать резких движений и не давить на газ, если не уверены в этом действии, лучше сбросить газ. Любое резкое торможение только приведет к потере контакта шин с дорогой, заноса или вращения автомобиля.

Для начала снижаем скорость, торможение осуществляем только двигателем. В условиях аквапланирования вращать рулем и выравнивать колеса не нужно, при этом соблюдаем правильное положение рук на руле – по схеме 10/2 или 9/3 (по циферблату часов).

В любых ситуациях стоит помнить об эффекте аквапланирования, поэтому преодолевать лужи стоит только на сниженной скорости и по прямой траектории.

Только соблюдая правила вождения и здравый смысл в голове можно избежать эффекта аквапланирования шин. Наглядно демонстрирует, что такое аквапланирование и всю его опасность вот это видео:

Читайте также: