Причины дтп в россии

Обновлено: 02.07.2024

Дорожные происшествия в России фиксируются ежедневно - одни из-за пьяных водителей, а другие из-за использования телефона за рулем. За 12 сентября этого года в России произошло 328 ДТП, в которых погибло 25 человек, в том числе один ребенок. ГИБДД постоянно приводит статистику по аварийности на дорогах, согласно которой, каждый час погибают 1-2 человека. В официальный отчет попадают только ДТП с погибшими и пострадавшими. Большинство же аварий водители решают на месте по европротоколу.

Причины ДТП. Самая главная причина, которая затрагивает почти всех автомобилистов - незнание Правил Дорожного Движения. Если постоянно игнорировать дорожные знаки, не стоит удивляться, что рано или поздно наступит авария. Незнание правил чаще всего наблюдается при проезде перекрестка, когда сталкиваются встречные транспортные средства.

Вторая по распространению причина - нахождение в состоянии алкогольного опьянения. Напомним, что данные действия расцениваются в качестве нарушения, за которым следует лишение в/у. Норма промилле не должна превышать 0.16 мг спирта на литр.

b3557e46945dc0f3219d5c9cb4b2d115_w650.jpg

Общественные опросы показывают, что более половины водителей разговаривают по телефону в движении

Многие автомобилисты нарушают правила, когда используют смартфоны за рулем. Отвлечение внимания от ситуации на дороге порой приводит к неприятным последствиям. Общественные опросы показывают, что более половины водителей разговаривают по телефону в движении. Интересно, что многие отмечают, что они не видят ничего страшного в отвлечении внимания на 1-2 секунды. Но если ехать на скорости 110 км/час, за это время можно проехать 30 метров, и если на дороге появится пешеход, остановиться вовремя не получится. Превышение скоростного режима - не менее важная причина ДТП. Большее число штрафов на дорогах России оформляется именно из-за этого.

В некоторых случаях виновниками и причинами ДТП являются не водители и их действия, а организация и состояние дорог. К примеру, на некоторых перекрестках не установлены светофоры, несмотря на наличие затруднительного движения. То же можно сказать и про состояние дороги - ямы, кочки и прочее нередко становятся причинами аварий.

a42488750732ce9f033e0fb2ee4f9794_w650.jpg

Разговор по телефону за рулем - частая причина ДТП в России

Неправильная организация пешеходных переходов считается еще одной недоработкой властей. Если наблюдается неудобное размещение надземного или подземного перехода, а также отсутствие освещения возле “зебры”, это тоже приводит к авариям. Кроме того, в ГИБДД признаются, что на аварийность влияет сокращение личного состава. Сотрудники ДПС уходят со службы по причине высоких требований и переработок. Им находят замену в виде комплексов видеофиксации, но такое оборудование не может выявить нетрезвого человека за рулем.

Итог. Аварийность на дорогах России не сокращается, несмотря на введение различных мер по организации безопасности дорожного движения. Есть несколько причин, которые препятствуют нормализации обстановки.

МВД назвало основные причины дорожных аварий в 2018 году

Почти половина аварий в России случается по причине неудовлетворительного состояния дорог, знаков и разметки. Чаще всего к ДТП приводят нарушения, связанные с проездом перекрестков. Значительная часть водителей продолжают ездить на изношенных покрышках. Такие выводы следуют из свежих данных Министерства внутренних дел (МВД) за 2018 год.


Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ / купить фото

Научный центр безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД России подготовил информационно-аналитический обзор аварийности по данным за шесть месяцев 2018 года. Документ есть в распоряжении “Ъ”. Аварийность в России в последние годы стабильно сокращается, и первое полугодие нынешнего года не стало исключением. Всего произошло 69,6 тыс. аварий (–2,4%), в которых погибло 6,9 тыс. человек (–7,9%) и ранено 88,5 тыс. людей (–2,9%). Наибольшее снижение показателей наблюдалось в феврале, рост наблюдался в мае.

Несмотря на общий положительный тренд, есть отдельные регионы, где аварийность растет: Мурманская, Свердловская, Самарская, Курская, Ярославская, Кировская, Волгоградская области и Ставропольский край. Худшая ситуация — в Калмыкии: там прирост аварийности за полгода составил 19,3%, прирост погибших — 40,9%.

Основные причины дорожных аварий

Главная причина всех ДТП в России — нарушение ПДД водителями (88%). 79% таких аварий совершаются по вине водителей легковых автомобилей, однако наблюдается прирост числа ДТП из-за нарушений, которые допускаются водителями грузовых автомобилей (+4,5%). Такие водители часто ездят без ОСАГО или вообще на неисправной технике. На 12,9% выросло число аварий, произошедших по вине водителей трамваев, на 4,6% — по вине водителей возрастом старше 60 лет (эта тенденция наблюдается уже три года). Также наблюдается рост ДТП по вине водителей из СНГ (+11,2%) и по вине водителей из иностранных государств (+5,5%).



Как изменился порядок определения пьяных за рулем

Как изменился порядок определения пьяных за рулем

На третьем месте — аварии, которые произошли по вине пешеходов (11,3%). Почти 40% всех наездов на пеших граждан связаны с тем, что они сами нарушают правила. Более половины таких происшествий закончились смертельным исходом (погибло 1,2 тыс. человек).



На четвертом месте — ДТП, произошедшие из-за неисправности транспортных средств (3,8%). Почти четверть из них произошли из-за установки на одну ось автомобиля шин различных размеров, либо из-за установки на машину покрышек разных типов (с шипами и без, это крайне негативно сказывается на управляемости). Среди других распространенных причин ДТП — чрезмерный износ протектора; внесения изменений в конструкцию автомобиля без согласования с ГИБДД; неисправность световых приборов.

Ранее власти уже признали проблему большого количества неисправных автомобилей на дорогах. Для ее решения запланирована новая глобальная реформа техосмотра — Минэкономики подготовило соответствующий законопроект, который, как уже сообщал “Ъ”, одобрен правительством РФ и внесен в пятницу в Госдуму. Среди предлагаемых мер — фиксация процедуры техосмотра на видео, контроль за операторами ТО со стороны МВД и введение штрафа 2 тыс. руб. за управление автомобилем, который не прошел осмотр и не получил диагностической карты.

Как нарушения ПДД планируют фиксировать из автобусов общественного транспорта

Как нарушения ПДД планируют фиксировать из автобусов общественного транспорта

Как ГИБДД будет снижать аварийность на дорогах

В конце мая Госавтоинспекция подготовила план реализации стратегии по безопасности движения, призванный определить основные способы снижения аварийности на ближайшие шесть лет. Среди запланированных мер — снижение числа рекламных щитов вдоль дорог, установка в машинах пьяных водителей алкозамков, появление в автомобильных аптечках термоодеял, ужесточение штрафов для водителей-иностранцев, уменьшение скорости движения в населенных пунктах, введение штрафов за нелегальную выдачу медсправок. Результатом должно стать радикальное снижение социального риска — числа погибших на 100 тыс. населения — до уровня Испании и Германии.

Среди основных причин смерти населения не только в России, но и других стран, есть сразу несколько факторов. И одним из них являются дорожно-транспортные происшествия. Так, если 5% населения умирают от старости, то 1% от ДТП.

Причем необходимо учитывать, что это самая разновозрастная группа, основная часть которой составляет трудоспособное молодое здоровое население. К тому же именно ситуацию со смертельными и травмирующими ДТП пристально изучают ученые всего мира.

По статистике аварий по разным странам мира за 2021 год РФ занимает 72 место из 175 стран. Несмотря на то, что ситуация выглядит средне, все же необходимо учитывать, что мало кто из развитых стран занимает худшие позиции. За исключением, пожалуй, Саудовской Аравии, Индии, Китая, Бразилии, ОАЭ. Основным образом впереди большинство стран Африки, Азии и Центральной Америки. Как выглядит ситуация в России по регионам и как она изменяется по годам – рассмотрим детально в статье.


Основные причины

Рассматривая непосредственно статистику ДТП в России с участием разных транспортных средств, основными причинами, по данным Росстата и ГИБДД, вызывающими аварийные ситуации являются:

  • ДТП, вызванное столкновением разных транспортных средств – 41,8%.
  • Наезды на пешеходов – 29,9%.
  • Переворачивание авто и других транспортных средств – 8,1%.
  • Падение пассажиров в район проезжей части – 3,3%.
  • Аварии с велосипедистами – 3%.
  • Наезд на препятствия – 6,5%.
  • Аварии с остановленным транспортным средством – 3%.
  • Иные виды ДТП – 4,4%.


Актуальные показатели

Рассматривая актуальные показатели того, сколько погибает людей, сколько травмируется и какое количество транспортных средств страдает на сегодня в России из-за ДТП, цифры выглядят следующим образом в 2019 году:

  • Общее количество ДТП – 164.358 единиц.
  • Количество погибших – 16.981 человек.
  • Раненых и пострадавших в разной степени тяжести – 210.877 человек.


Естественно, что цифры являются ужасающими, учитывая, что каждый год они находятся приблизительно в этих интервалах. Тем более что страдают в основном люди и транспортные средства по причине невнимательности, алкогольного и наркотического опьянения, некорректного поведения именно водителей автомобилей.

Так, основной причиной ДТП на 2019 год в соответствии с данными на сайте Росстата и ГИБДД являются:

  • Несоблюдение последовательности движения на перекрестке – 20%.
  • Некорректная дистанция и несоблюдение норм расстояния между транспортными средствами – 10%.
  • Нарушение движения на пешеходном переходе – 9,2%.
  • Выезд на встречную полосу – 8,4%.
  • Нарушение скоростного режима – 5,8%.
  • Движение не в соответствии с сигналами светофора – 2,7%.
  • Превышение установленной скорости – 2,3%.
  • Некорректный обгон – 1,3%.

Показатели прошлых лет до 2015

По данным МВД России, в период с 2000 по 2014 год количество погибших из-за ДТП колебалась следующим образом:

Год Число умерших из-за аварий. Тыс.
2000 20
2001 21
2002 22,5
2003 24,5
2004 23,5
2005 23
2006 22,5
2007 23
2008 20,8
2009 19
2010 18,8
2011 19,3
2012 19,3
2013 18,8
2014 18,6

По регионам

Проводя статистику по регионам, хочется отметить, что наименее аварийными за 2019 год являются:

  • Чеченская республика.
  • Республика Дагестан.
  • Белгородская область.
  • Томская область.
  • Свердловская область.

А вот отрицательную статистику и наибольшее количество транспорта, участвующего в аварийных ситуациях, демонстрируют:

  • Калужская область.
  • Владимирская область.
  • Чувашия.
  • Алтай.
  • Еврейская автономная область.
  • Калмыкия. Причем, именно она лидирует с показателем, превышающем предпоследнее место в 4 раза. То есть здесь вероятность попасть в аварию по сравнению с наиболее благоприятными регионами увеличивается почти в 20 раз.

По видам транспорта

Что касается вида транспорта, то цифры выглядят следующим образом:


Динамика

Что касается динамики уровня детской смертности из-за ДТП, в период с 2005 по 2014 год она изменилась следующим образом:

  • В 2005 год на каждые 100 тысяч детей приходилось приблизительно 5,8 смертей из-за аварии, связанных с транспортом.
  • В 2010 году этот показатель уменьшился до 3,8 ребенка на каждые 100.000 детей.
  • В 2014 году он продемонстрировал тенденцию к снижению и составил 3,6.

Но, это не говорит об утешительной статистике, так как тяжесть последствий после ДТП с детьми в этот же период существенно выросла. И вот, как выглядят цифры в соответствии с данными Росстата:

  • Если в 2005 календарном году количество последствий для здоровья на каждую 1000 ДТП испытали 1073 ребенка.
  • То уже в 2014 году эта цифра составляла 1102 несовершеннолетних граждан РФ.

Как видно из приведенных данных по годам, за неполных 10 лет процент пострадавших детей с тяжелыми последствиями вырос на 2,55%. Если говорить о других показателях, то они выглядят следующим образом:

  • Снижение общего числа погибших за 8 лет до 2012 года на 18%.
  • Увеличение числа раненых по причине ДТП на дорогах и улицах увеличилось на 2,86%.
  • Количество аварий уменьшилось на 2,58%.
  • Число погибших детей снизилось на 26,33%.


Как видно, применяемые меры имеют действие и позволяют снижать неблагополучные показатели. Но, этого недостаточно, так как Россия является неблагополучной страной с точки зрения количества аварий и их жертв.


Каждый водитель в России хоть раз в жизни серьезно нарушал правила, потому что спешил на работу или на встречу. Проезд на красный свет, отсутствие внимания на пешеходов на переходе, превышение скорости - все это, казалось бы, безобидные поступки, которые многие совершают фактически каждый день. Но безобидность их заканчивается, как только по этим причинам происходят серьезные аварии, водители сбивают пешеходов или сталкиваются с другими участниками дорожного движения. В любом случае, следует рассмотреть главные причины дорожно-транспортных происшествий по статистике, чтобы понять больше о поведении людей на дороге. Нередко случается так, что мы неосознанно нарушаем установленные правила, просто делая так, как поступают все. Давайте разберемся с главными факторами происшествий на дороге.

Пьянство за рулем - главная причина смерти на дороге

По вине пьяных водителей происходит около 20% всех дорожно-транспортных происшествий, которые фиксируются ГИБДД России. Многие считают эту причину безобидной - ничего страшного от бутылки пива не произойдет. На самом деле, даже выпитая бутылка пива значительно изменит реакция автомобилиста и замедлит его действия. Это главная причина всех аварий. Вдумайтесь, ведь государство делает все возможное для устранения этой проблемы на дорогах:


Невнимательность - главная причина мелких ДТП

Мелкие аварии могут произойти с каждым водителем, независимо от стажа и уверенности в себе. Многие считают, что большинство небольших дорожных происшествий, где автомобили царапают, сбивают краску, мнут бамперы, происходят по вине новичков, только сдавших на права. На самом деле, не меньше опытных водителей с большим стажем за плечами допускают такие мелкие оплошности. Несмотря на активную реакцию на такое происшествие, в нем нет ничего страшного. Достаточно помнить о процедуре оформления:

  • необходимо сделать фото места происшествия с разных ракурсов, чтобы в дальнейшем полиция могла легко определить виновного в ДТП при наличии споров;
  • далее следует зарисовать позиции транспортных средств с определенными замерами на специальных полях европротокола, это поможет обойтись без вызова ГИБДД;
  • привлечь к процессу оформления протокола свидетелей, которые могут написать свое видение ситуации на отдельном листе и приложить его к протоколу со своими данными;
  • не забыть указать в протоколах данные всех участников дорожно-транспортного происшествия, чтобы страховая компания не отказала в выплате;
  • после этого пострадавшая сторона обращается в страховое агентство и получает компенсацию после оценки суммы ущерба.


Избежать таких ситуаций можно, просто выработав внимательность на дороге. Помните, что под вашим управлением очень тяжелый металлический транспорт, который при одном неверном движении может лишить человека жизни или здоровья. Так что намного лучше будет выработать привычку внимательности и никогда с ней не расставаться, когда вы находитесь за рулем автомобиля. Иначе можно попасть не только в мелкое происшествие, но и натворить ненужных вещей.

Превышение скорости - бич русского водителя

Российские дороги раньше не слишком располагали к превышению скорости, но даже на ужасных ямах участники дорожного движения умудрялись превышать скорость, находясь в постоянной спешке. Сегодня ситуация усугубилась, так как большинство дорог получили более или менее качественный асфальт. Хорошее покрытие мотивирует и без того не слишком обращающих внимания на знаки водителей превышать скорость, что становится причиной самых разных ситуаций.


При определении допустимой скорости на трассах и дорогах специалисты использовали различные статистические данные, учитывали наличие населенных пунктов возле трассы и риски выхода животных на дорогу. В целом, знаки с ограничениями скорости в стране стоят очень правильно и здраво. Жаль, что большинство людей их игнорируют. Если бы все ездили с учетом ограничений скорости, ДТП и различных происшествий было бы намного меньше.

Разговоры по телефону и набор СМС - коммуникации по цене жизни

Уже достаточно давно за рулем в России запрещено звонить по мобильному телефону или писать СМС и пользоваться другими средствами связи, кроме hands-free гарнитуры. Впрочем, даже разговор с использованием гарнитуры снижает реакцию водителя на 9%. Телефон же не только значительно влияет на реакцию и возможность использовать органы управления, но и отнимает у водителя одну руку для удержания трубки. Это недопустимо даже в современных автомобилях, где переключение передач происходит автоматически. Главные проблемы, которые вызывает общение по телефону, следующие:


Многие бизнесмены возмущаются, что разговор по телефону точно не может быть препятствием к безопасному передвижению. На деле это очень серьезная причина смерти на дороге, так что стоит ее обязательно учесть. Помните, что при встрече с ГИБДД и при разговоре по мобильному телефону за рулем вы получите определенный штраф и сможете серьезно задержаться. Так что намного лучше, просто припарковаться в разрешенном месте и поговорить по телефону без совмещения этого процесса с вождением. Предлагаем небольшой обзор главных причин ДТП в России:

Подводим итоги

Существует множество различных ситуаций, которые зачастую приводят к серьезным проблемам при вождении автомобиля. Речь идет о пьянстве за рулем, разговорам по мобильному телефону, неосторожности и превышении скорости. Стоит также выделить отсутствие привычки смотреть на дорожные знаки и разметку, незнание правил дорожного движения, невнимательность на перекрестках и при разворотах. В осеннюю и зимнюю погоду причиной мелких и крупных ДТП могут быть запотевшие стекла - это проявление лени водителя и нежелания протирать стекла перед движением.

ГИБДД называют множество причин аварий, которые оказываются совершенно немыслимыми. Нередко ДТП происходят по той причине, что автомобиль был в ужасном техническом состоянии и не мог эксплуатироваться на дорогах России. Но водитель получил каким-то образом диагностическую карту и выехал на дорогу, чем спровоцировал ДТП и вполне мог погибнуть или причинить смерть другим участникам движения. Так что следует трижды подумать, прежде чем предпринимать какой-либо обход закона. Техосмотр придуман далеко не только для сбора денег с водителя - следуйте правилам и соблюдайте безопасность на дороге. А какие причины ДТП вы считаете самыми важными?

Автомобильные аварии происходят постоянно и часто уносят жизни людей. Рассказываем о самых популярных причинах ДТП в профилактических целях.

В ДТП невозможно найти положительных моментов. Это материальные затраты, нервная встряска, ухудшение здоровья и потеря близких. Чтобы предупредить столкновение с другими участниками дорожного движения, нужно в профилактических целях ознакомиться с самыми распространенными причинами аварий и ДТП на дорогах России.

Немного статистики

О произошедших авариях человечество узнает преимущество из СМИ и рассказов знакомых. Но знаете ли вы, что больше 80% ДТП не освещаются в новостях? А ведь статистика показывает, что ежедневно по всей стране десятки людей гибнут в авариях. Так, на Федеральных трассах за февраль 2018 года произошло 2596 аварий, в которых погибло 725 человек. И это за чертой населенных пунктов. В Московской области за февраль произошло 278 аварий, в которых погибло 49 человек, а ранено — 367.

Что же является наиболее частой причиной ДТП?

Некачественные дороги

Лидирующая позиция среди причин ДТП присуждается некачественным дорогам и несоблюдению условий обеспечения безопасности дорожного движения на железнодорожных путях. За февраль таких аварий произошло 4498, в которых погибло 321 человек. Печально, но именно плохие дороги становятся фактором, провоцирующим столкновение транспортных средств и наезды на пешеходов.

Безусловно, в таких ситуациях часто виноваты сами водители, не соблюдающие скоростной режим. Если проехать ямы и ухабы на низкой скорости, то столкновения можно избежать.

Разбитая дорога

Столкновение автомобилей

Вторую позицию среди причин ДТП занимает столкновение двух и более транспортных средств. Неудивительно, но превышение скоростного режима — основной фактор, приводящий к авариям. За февраль в России произошло 4342 авария, где причиной стало столкновение авто.

В свою очередь, столкновение автомобилей происходит по следующим причинам:

  • Превышение скоростного режима. Данная проблема актуальна как в черте города, так и на трассах.
  • Управление авто в нетрезвом виде. В этот пункт можно отнести передачу управления машиной несовершеннолетним лицам.
  • Нарушения ПДД. Третья причина, по которой происходят столкновения автомобилей на дорогах. Например, часто водители не соблюдают правила на поворотах, не пропуская автомобили, движущиеся по главной дороге. Или выворачивают руль при повороте через полосу встречного движения (нужно совершать данный маневр только при начале движения).
  • Выезд на встречную полосу. Это также относится к нарушениям ПДД, но заслуживает отдельного внимания. Чаще всего на встречную полосу водители выезжают при обгоне, но также возможен занос и игнорирование дорожных знаков.

Наезд на пешеходов

На третьем месте — наезд на пешеходов. За февраль таких ДТП произошло 3092, в которых погибло 257 человек. Факторов, провоцирующих данный вид ДТП, множество. Вот некоторые из них:

высокая скорость движения автомобилей;

непредоставление преимущества пешеходам на переходах и светофорах;

управление авто в нетрезвом виде;

несоблюдение правил поведения на дороге пешеходами (например, переход в неположенном месте);

Пешеходам в большиснтве случаев нужно уступать дорогу. Подробности о штрафах читайте здесь.

Наезд на препятствие

Следующая причина — наезд не неподвижное препятствие. В феврале текущего года таких аварий произошло 542, в которых погибло 62 человека. Наиболее часто препятствием оказываются столбы.

Машина врезалась в столб

Техническая неисправность авто

Всего за февраль подобных аварий произошло 428, в которых погибло 58 человек. Наиболее частыми поломкам авто являются:

неисправности тормозной и рулевой системы;

Опрокидывание транспортного средства

Следующая наиболее распространенная причина ДТП — опрокидывание автомобиля. По данным ГИБДД, в феврале 2018 года произошло 277 аварий, в которых погибло 30 человек. Причиной опрокидывания транспортных средств является занос, некачественные дороги, столкновение с другими транспортными средствами.

Перевернутая машина

Столкновение с неподвижным транспортным средством

В феврале произошло 252 аварии, в которых погибло 14 человек. Они связаны со столкновением с неподвижным транспортным средством. Наиболее часто такое происходит на трассах, когда на обочине "ночуют" фуры, и на других стоянках вдоль тротуара.

В зимнее время ДТП происходит значительно чаще, чем в летнее. Причина банальна — плохие погодные условия, заснеженные и обледеневшие дороги. Поэтому нужно быть предельно внимательным даже на тех участках, которые вы проходите ежедневно.

Читайте также: