Принцип работы стартера маз

Обновлено: 05.07.2024

7.2.1. Электрооборудование автомобилей МАЗ. Стартер. Устройство, техническое обслуживание и ремонт

Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения со смонтированным в едином агрегате с ним механизмом привода шестерни. Механизм управляется тяговым реле, установленным на корпусе стартера. Техническая характеристика стартера приведена в таблице 14.1.

Техническое обслуживание

В условиях эксплуатации необходимо следить за исправностью стартера и регулярно выполнять следующие регламентные работы. При каждом ТО-2 проверяют плотность присоединения проводов к клеммам стартера и аккумуляторных батарей и очищают эти соединения от пыли, грязи и следов масел; через каждые 45-50тыс. км пробега автомобиля необходимо:
· снять стартер с двигателя, осмотреть состояние коллектора, рабочая поверхность которого должна быть гладкой и не иметь подгаров. В случае загрязнения или подгара коллектор протереть тряпочкой, смоченной в бензине или керосине с последующей протиркой. Если подгар не устраняется протиркой зачистить коллектор мелкой шкуркой 1.МС, СЛ.14А, 1ОН ГОСТ 5009-75. В случае сильного подгара якорь вынимают и протачивают;
· проверить электрощетки на свободное, без заеданий перемещение в щеткодержателе;
· замерить высоту электрощеток и при необходимости заменить;
· проверить затяжку винтов, крепящих наконечники щеточных канатиков к щеткодержателям, и при необходимости подтянуть их;
· проверить состояние контактов реле стартера. При подгаре рабочих поверхностей болтов и диска их необходимо зачистить шлифованием шкуркой. При большом подгаре контакты болтов и диска можно зачистить напильником с последующей шлифовкой мелкой шкуркой. При зачистке необходимо следить, чтобы не нарушилась параллельность контактных поверхностей болтов и диска. При значительном износе контактных поверхностей болтов их нужно повернуть вокруг своей оси на 180°, а контактный диск перевернуть на другую сторону. Имеющиеся оплавления по периметру болтов и диска зачистить напильником. Контактный диск должен свободно вращаться на штоке якоря;
· проверить надежность крепления тягового реле к корпусу стартера. При необходимости подтянуть крепежные болты и законтрить их замковыми шайбами;
· залить в масленки по 10 капель турбинного или моторного масла;
· протереть стартер ветошью.
Если при внешнем осмотре и осмотре щеточно-коллекторного узла окажется, что состояние стартера хорошее, то стартер разбирать не следует. Необходимо только произвести смазку подшипников, залив в них по 10 капель масла, протереть стартер, проверить регулировку тягового реле, после чего стартер можно устанавливать на двигатель.

При установке прокладки толщиной 11,7мм лампа при срабатывании реле должна загореться. Если эти условия не соблюдаются, тяговое реле регулируют: при загорающейся лампе и прокладке 16 мм необходимо ввернуть винт в якорь 9 реле (см.рис.128); не загорающаяся лампа при прокладке 11,7мм требует выворачивания винта из якоря. Конструкция регулировочных прокладок показана на рис.130.

Отрегулированный стартер проверяется на ток холостого хода от батарей на 24В или от источника постоянного тока такого же напряжения.
Рабочий ток стартера не должен превышать 110 А. Если ток значительно выше, значит, якорь стартера туго вращается и необходимы доводочные работы.
Проверенный и отрегулированный стартер можно устанавливать на двигатель. При этом необходимо помнить, что крепление установленного на двигателе стартера после нескольких попыток запуска может ослабнуть. Поэтому рекомендуется после установки стартера на двигатель сделать 3-5 пробных
коротких пуска и окончательно затянуть болты хомутов крепления стартера.
Момент затяжки должен быть 3кгс.м.

Неисправности стартера МАЗ и способы их устранения

Таблица 20. Возможные неисправности стартера и способы их устранения

Причина неисправности Способ устранения

Якорь стартера не вращается, реле стартера не срабатывает

Сгорел предохранитель № 1 Заменить предохранитель Неисправно промежуточное реле 6 (см. рис. 70) Проверить и заменить реле Разряжены аккумуляторные батареи Проверить и подзарядить батареи Обрыв втягивающей обмотки тягового реле 7 (рис. 73) Проверить реле и заменить Обрывы проводов в цепях стартера Проверить цепи по схеме рис. 70 и устранить неисправности

Реле стартера срабатывает, но якорь стартера не вращается (свет фар автомобиля при включении стартера слабеет)

Плохой контакт на выводных клеммах аккумуляторных батарей или на клеммах стартера Зачистить выводные клеммы батарей и затянуть болты. Подтянуть болты крепления проводов к стартеру Разряжены аккумуляторные батареи Подзарядить аккумуляторные батареи Короткое замыкание внутри стартера Снять и отремонтировать стартер

Реле стартера срабатывает, но якорь стартера не вращается (свет фар автомобиля при включении стартера не слабеет)

Стартер слабо проворачивает вал двигателя

Низкая температура двигателя (зимой) Прогреть двигатель Разряжены или неисправны аккумуляторные батареи Проверить и подзарядить аккумуляторные батареи Подгар контактов тягового реле 7 (см. рис. 73) Снять стартер и зачистить контакты реле

Якорь стартера вращается с большой скоростью, но не проворачивает двигатель

Шестерня привода систематически не входит в зацепление с венцом маховика при нормальной работе тягового реле

Стартер МАЗ.

Как работает стартер

Принцип работы стартера достаточно прост: при повороте ключа в замке зажигания, от аккумулятора на стартер подается ток через реле стартера, которое вводит в зацепление венец маховика и шестерню привода. Далее приводится в движение якорь стартера МАЗ и двигатель заводится.

* ВАЖНО: при долгом удержании ключа в режиме запуска, можно быстро спалить стартер


Популярные неисправности стартера

Ничто не вечно, в том числе стартер МАЗ и его реле. ТОП 5 неисправностей:

  • При включении зажигания, стартер отказался работать
  • Реле издает повторяющиеся щелчки при включении
  • Тяговое реле перестало включаться
  • Когда МАЗ заведен и двигатель работает, слышен шум шестерен
  • Коленвал даже не пытается провернуться при вращении якоря стартера

Обычно, первым в расход идет тяговое реле стартера — проверьте в первую очередь его обмотку. Если имело место обрыв цепи или короткое замыкание, тогда реле сразу уходит под замену. Так же проверьте и при необходимости заменитье пружины щеток.

Реже поломка стартера МАЗ может заключаться в приводе и повлечет за собой замену венца маховка или шестерни привода.

*ВАЖНО: если слышите щелчки при запуске двигателя — регулируйте зазор между шестерней и упорной шайбой.

Диагностика и разбор стартера МАЗ

Стартер обычно разбирают на специальном стенде с использованием спец.инструментов и, кстати, его нужно снять с автомобиля МАЗ.
Инструкция:

  1. Откручиваете гайки крышки реле стартера
  2. АККУРАТНО снимите перемычки между обмоткой и полтом реле.
  3. Отогните замковые шайбы, открутите крепление траверсы
  4. Снимите крышку со стороны коллектора и открутите винты щеток
  5. Открутите ось рычага.
  6. Снимите упорную шайбу и вытащите якорь стартера из корпуса

После данных манипуляций, можно смело делать какие-либо выводы о поломке стартера и, соответственно, заменять вышедшие из строя детали.

А приобрести стартер или другое электрооборудование для автомобилей МАЗ, ознакомиться с ценами или получить консультацию Вы можете на нашем сайте, воспользовавшись поиском, чатом с консультантом, по телефонам:

Стартер СТ-103 отличается высокой долговечностью и надежностью; он устанавливается с правой стороны двигателя и крепится к его картеру двумя хомутами.

Конструкция стартера показана на рис. 107.

В корпусе 7 помещены четыре обмотки возбуждения. Каждая пара обмоток соединена последовательно. Обе пары включены между собой параллельно и подключены одним концом к клемме 8, а другим — выведены на массу. Между этими обмотками расположен якорь 27, также имеющий обмотку. Опорами для якоря служат бронзовые втулки, помещенные в крышках 2 и 17 и промежуточной опоре 25. В корпусах крышек имеются отверстия. заканчивающиеся масленками 3, 14 и 18, через которые подается смазка к этим подшипникам при обслуживании. Внутри отверстий заложены фетровые фитили, удерживающие смазку.

В задней крышке 2 помещена траверса, на которой смонтированы щеткодержатели с пружинами 1 и щетками 5. Всего у стартера восемь щеток марки МГС-5 размером 32Х 12x20 мм.

Для обслуживания щеточно-коллекторного узла в задней крышке имеются смотровые окна, закрытые защитной лентой 6.

На переднем конце якоря нарезана четырехзаходная прямоугольная резьба, по которой перемещается с помощью приводного рычага 16 барабан 24. Барабан, свободно посаженный на вал, может передвигаться по резьбе якоря и, воздействуя на поводок 22, перемещать шестерню 20 до упорного кольца 19.

Весь механизм привода смонтирован внутри передней крышки 17. Передняя и задняя крышки крепятся к корпусу двумя стяжными шпильками 4.

Продольный разрез стартера МАЗ-500

Рис. 107. Продольный разрез стартера:

1 — пружина щетки; 2 — задняя крышка; 3, 14 и 18 —масленки: 4 — стяжная шпилька; 5 — щетка; 6 — защитная лента; 7 — корпус; 8 — главная клемма реле стартера; 9 — контактный диск; 10 — реле стартера; 11 — удерживающая обмотка; 12 — втягивающая обмотка; 13—якорь реле; /5 —серьга; 16 — приводной рычаг; 17 — передняя крышка; 19 — упорное кольцо; 20 — шестерня; 21 — пружина шестерни; 22 — поводок шестерни; 23 — пружина барабана; 24 — барабан; 25 — промежуточная опора; 26 — обмотка возбуждения; 27 — якорь стартера поводок 22, перемещать шестерню

Для приведения в действие рычага 16 на корпусе стартера смонтировано тяговое электромагнитное реле 10, имеющее втягивающую 12 и удерживающую 11 обмотки. Внутри обмоток помещен подвижный якорь 13, соединенный через серьги 15 с приводным рычагом. В передней части реле стартера имеется полость, где установлен включатель стартера с контактным диском 9 н главными клеммами 8. Контактный диск закреплен на штоке якоря 13 и изолирован от него.

Схема включения стартера и его работа показаны на рис. 108.

При включении включателя 14 стартера питание подается от аккумуляторных батарей на клемму 9 и втягивающую обмотку 10. Обмотка создает сильное магнитное поле и втягивает якорь реле, который через серьги 6 перемещает рычаг с барабаном. Барабан воздействует на шестерню 1 и подает ее к венцу маховика. После зацепления шестерен включаются контакты 12 с помощью контактного диска 11. При этом основной ток от батареи поступает через контакты 12 на положительные щетки коллектора якоря и через обмотки якоря выходит на отринательные щетки и на массу. Одновременно при соединении контактным диском контактов 12 во втягивающей обмотке 10 ток уменьшается, так как обмотка замыкается сама на себя (шунтируется). Это предохраняет втягивающую обмотку от перегрева. В это время якорь реле стартера в рабочем положении удерживает обмотка 8.

Схема работы и регулировки стартера МАЗ-500

Рис. 108. Схема работы и регулировки стартера:

1 — шестерня; 2 — регулировочная прокладка; 3 — упорное кольцо: 4 — палец; 5—шплинт: 6 — серьга; 7 — регулировочный винт якоря реле; 8 — удерживающая обмотка; 9 — клемма обмоток реле; 10 — втягивающая обмотка; 11 — контактный диск: 12 — главный контакт реле; 13 — питающий провод; 14 — включатель стартера; 15 — контрольная лампа (используется при регулировке); 16 — аккумуляторная батарея; 17 — клемма массы; 18 — приводной рычаг

Якорь стартера начинает вращаться и через шестерню проворачивает маховик и пускает двигатель. После пуска двигателя шестерня автоматически свинчивается по резьбе якоря стартера и фиксируется в исходном положении. Включатель стартера выключается и приводной рычаг отходит назад, вытягивая подвижный якорь реле и выключая стартер.

Стартером рекомендуется пользоваться не более 20 сек.

Повторный пуск можно производить после перерыва в течение 1—2 мин. Допускается не более трех повторных пусков. Если двигатель при этом не пускается, необходимо найти неисправность и устранить. В зимнее время при температуре окружающего воздуха ниже —5° С пуск двигателя стартером можно производить только после предварительного разогрева двигателя подогревателем. Несоблюдение указанных правил приводит к перегреву стартера и выходу из игрой стартера и аккумуляторных батарей.

стартер ямз

К основным элементам устройства относят:

  • Якорь, изготавливаемый из легированной стали и имеющий запрессованный сердечник с несколькими коллекторными пластинами.
  • Щетки и держатели, служащие для подачи напряжения на пластины якоря и повышения мощности стартера ЯМЗ 238 либо другого двигателя.
  • Втягивающее реле, обеспечивающее подачу питания и выталкивание обгонной муфты.
  • Непосредственно электродвигатель в форме цилиндра с несколькими сердечниками и обмотками возбуждения.
  • Шестерня и бендикс, служащие для передачи крутящего момента на маховик запускаемого двигателя, соединенного с коленчатым валом.

Устройства отличаются по напряжению, генерируемой мощности и другим техническим параметрам (если их будет недостаточно, то ЯМЗ 238 запустить просто не удастся). С конструктивной точки зрения устройства делят на редукторные и безредукторные, у каждого из которых есть свои преимущества и недостатки.

Особенность устройства в наличии редуктора, который снижает требование к уровню тока от АКБ, что позволит запустить мотор даже при небольшом остаточном заряде аккумулятора. Кроме этого, устройство имеет постоянные магниты, снижающие потребность в токе, что повышает надежность обмотки. Одновременно редукторные модели имеют меньшую надежность из-за большего количества запчастей и сложной технической конструкции (наиболее часто страдает основная шестерня).

У стартеров ЯМЗ этого типа двигатель непосредственно вращает шестерню, передающую крутящий момент на маховик коленчатого вала. Подобная конструкция обеспечивает более быстрое зажигание, простоту с технической точки зрения, простоту в работе. Одновременно безредукторные модели имеют невысокую надежность при работе в условиях низких температур и недостаточного уровня тока от аккумуляторной батареи.

При выборе конкретной модели учитывают:

  • напряжение питания (соответствует обычно соответствующему параметру сети автомобиля);
  • частота вращения;
  • мощность;
  • уровень потребляемого тока.

Ключевыми параметрами здесь остается мощность и уровень потребляемого тока. Причина в больших нагрузках во время запуска двигателя, так как в первые мгновения сила тока может достигать 1000 ампер (значение зависит от двигателя, его состояния, окружающей температуры). Одновременно мощность за этот период может достигать 9 кВт в зависимости от конкретного двигателя. Источником тока при запуске мотора выступает аккумуляторная батарея, поэтому важно при выборе последней обращать внимание на уровень тока холостого хода.

стартер ямз

Самым главным проявлением проблем со стартером ЯМЗ 238 остается невозможность запуска двигателя. Сузить перечень возможных проблем можно прислушавшись к работе устройства при попытке запуска. Здесь есть три основных варианта:

  • Если во время вращения слышен металлический скрежет и посторонние звуки, то это может свидетельствовать о проблемах с венцом на маховике ЯМЗ 238 либо изношенной приводной шестерне (обычно проблема в последней, так как она имеет меньшую прочность).
  • Если он вращается, но передачи крутящего момента на маховик коленчатого вала не происходит, то проблема кроется в обгонной муфте. Последняя обычно идет вместе с шестерней и вилкой, поэтому меняется все вместе.
  • Если устройство не вращается и даже не слышно специфического щелчка втягивающего реле, то здесь возможны две проблемы. Первая кроется в севшем аккумуляторе, заряда которого недостаточно даже для притягивания якоря. Вторая заключается в проблемах самого устройства. Причиной здесь может быть втягивающее реле, сгоревшие контакты либо вовсе обмотка устройства.

Стоимость узла достаточно велика (если идет речь про покупку качественного стартера, а не дешевого китайского аналога, который часто имеет пониженную мощность). Для продления срока службы достаточно соблюдать простые советы и рекомендации:

  • если двигатель не завелся с первого раза, то перед повторной попыткой нужно подождать 10-15 секунд (если уже было несколько, то период нужно увеличить до пары минут) для охлаждения обмоток;
  • нельзя использовать устройство для попытки переехать на автомобиле на любое расстояние, так как это приведет к моментальному почти выходу из строя;
  • между запуском двигателя и началом движения должно пройти не менее 15-20 секунд (за это время дополнительно обеспечена полная смазка двигателя во всех точках);
  • при первых проблемах обязательна его диагностика и ремонт.

О наличии последних и необходимости выполнить ремонт стартера может свидетельствовать один из следующих признаков:

  • при повороте ключа зажигания происходит пауза в несколько секунд перед началом работы устройства (причина здесь может быть в проблемах втягивающего реле);
  • в теплое время года при нормальной вязкости моторного масла наблюдается тяжелое вращение коленчатого вала (при условии хорошей зарядки аккумулятора, нужно проверить состояние щеток и подшипников);
  • при повороте ключа появляется характерный звук запуска двигателя, но его фактически не происходит;
  • после запуска мотора устройство отключается не сразу и продолжает вращаться;
  • проблемы с запуском хорошо прогретого мотора (проблема может крыться в износе подшипников и втулок, которые расширяются и заклинивают вал).

При отсутствии внешних механических проявлений неисправности диагностику можно выполнить измерением тока при запуске стартера по следующим правилам:

  • ток равен нулю при обрыве цепи, который может произойти в тяговом реле, обмотке возбуждения либо якоря;
  • ток ниже необходимого, что свидетельствует о подгорании либо загрязнении контактов;
  • ток на уровне допустимого, который говорит о замыкании на массу в одном из элементов стартера;
  • ток значительно выше допустимого, что свидетельствует о коротком замыкании между витками, наличии механических повреждений типа отсутствия смазки, перекоса якоря и так далее.

На практике часто для техники водители для замены стартера используют восстановленное либо бывшее в употреблении устройство. Перед расчетом желательно проверить работоспособность, что можно сделать с помощью заряженного аккумулятора и пары проводов. Для начала нужно отрицательную клемму батареи соединить с корпусом, а положительную по очереди коснуться следующих узлов:

  • контакт втягивающего реле (после замыкания цепи бендикс должен быть выброшен вперед);
  • силового контакта, находящегося максимально близко к корпусу устройству (бендикс и вал должны моментально начать свое вращения);
  • одновременно замкнуть сначала контакт втягивающего реле и упомянутого выше силового контакта (первым должен выдвинуться бендикс и начать потом вращение одновременно с валом).

Стоит учитывать, что при качественном ремонте можно в значительной степени восстановить его работоспособность, отказавшись от покупки нового устройства. Одновременно перед началом подобных работ стоит определить итоговую стоимость, так как если проблема серьезна, то цена может быть сравнима с покупкой нового., поэтому лучше выполнить замену стартера.


Дано:
Авто: МАЗ
Год:
Модель: 5549
Двигатель: Дизель
Особенности авто: Самосвал
Проблема: Тяжело вращается при запуске двигателя
Особенности возникновения проблемы: Естественный износ в процессе эксплуатации.

— Провести стендовую диагностику агрегата.
— Произвести деффектовку агрегата.
— Установить причину, повлекшую нарушение работоспособности стартера. Подобрать запчасти.
— Произвести ремонт и в завершение запустить стартер на проверочном стенде.

К нам в сервис обратился клиент на автомобиле МАЗ для ремонта изношенных деталей. После осмотра и согласования приступаем к работе.

Стендовая диагностика подтвердила наличие дефекта в работе, описанную водителем автомобиля.
Предположительно это возникает в следствии износа втулок. Но точную причину можно узнать только после вскрытия агрегата.

Фиксируем стартер в тисках и начинаем разбирать. Производим чистку с помощью щётки, балгаркой подравниваем слизанные грани шляпок болтов, фиксирующих заднюю крышку.

Читайте также: