Профессиональное мастерство водителя и его оценка

Обновлено: 05.07.2024

Психофизиологические свойства человека определяют особенности психических и физиологических процессов в его организме. К этим свойствам относятся восприятие (ощущения), внимание, мышление, память, эмоции, воля, а также личностные качества.

Водителю приходится выполнять самые разные работы: он принимает транспортное средство у водителя-сменщика; готовится к выезду на линию, оформляя необходимые документы; пополняет запас топлива, масел, охлаждающей жидкости; управляет транспортным средством, перевозя грузы или пассажиров; наблюдает за погрузочно-разгрузочными операциями, иногда принимая в них непосредственное участие; в конце рабочего дня сдает автомобиль сменщику и т. д. Однако наибо-

лее важная и ответственная часть деятельности водителя — это управление транспортным средством. Процесс управления объединяет водителя, транспортное средство, дорогу и окружающую среду в одно целое — в систему, в которой все звенья связаны между собой и зависят друг от друга. Водитель постоянно получает информацию о дороге и находящихся на ней предметах (автомобилях, пешеходах, светофорах, дорожных знаках), а также о состоянии окружающей среды (температуре, влажности, освещенности и т. д.). В соответствии с назначением своей поездки он, учитывая собственные возможности и особенности транспортного средства, определяет режим его движения (скорость, направление). Кроме того, водитель непрерывно контролирует результаты своих действий и, если режим движения отклоняется от заданного, вносит нужные исправления.

Водитель является главным звеном системы ВАДС — ее оператором. Трудовые процессы, выполняемые им при движении автомобиля, — это операции по приему и переработке поступающей информации, принятие решений, управляющие действия, контроль выполненных действий. Водитель основную информацию получает путем непосредственного наблюдения за дорожной обстановкой. Информация от приборов для него имеет второстепенное значение. Характер и объем информации, получаемой водителем, могут быстро меняться.

Большой объем информации или быстрые ее изменения, например при интенсивном движении, часто лишают возможности своевременно и точно ее воспринять и переработать, а следовательно, и выработать верное решение.

Непрерывность движения постоянно нарушается запрещающими сигналами, дорожными знаками и участниками движения. Водителю приходится выполнять большое число действий по управлению автомобилем, часть из которых оказывается ошибочной.

Сложность деятельности водителя состоит в неопределенности поступающей к нему информации. Он почти никогда не может точно предвидеть поведение других участников движения и развитие дорожной обстановки. На основе этой неполноценной информации водитель должен самостоятельно принимать весьма ответственные решения.

На водителя влияют различные неблагоприятные факторы: попадающие в кабину отработавшие газы; холод зимой, жара и духота летом; шум и вибрации; неудовлетворительное состояние дороги; дождь, туман, снегопад и др. Все это затрудняет работу водителя, быстро утомляет его, создает предпосылки для ошибочных действий в сложной обстановке. Перечисленные факторы делают работу водителя одним из наиболее сложных видов человеческой деятельности.

Профессиональная деятельность водителя оценивается двумя взаимосвязанными требованиями. Во-первых, водитель должен работать эффективно, т. е., используя эксплуатационные свойства автомобиля, быстро выполнять задачи по перевозке. Во-вторых, при этом он не должен нарушать требования безопасности движения, т. е. обязан работать надежно. В простых дорожных условиях, когда отсутствуют помехи движению, работать быстро, эффективно и надежно могут многие водители. В сложных условиях работать эффективно могут лишь водители, отличающиеся достаточной надежностью.

Интенсификация труда даже при широком использовании новейшей технологии определяется не только профессиональным мастерством, но и в значительной степени морально- нравственными качествами, личностными и психофизиологическими особенностями человека.

Профессиональная пригодность определяется методами профессиональной ориентации, профессионального отбора и подбора.

Профессиональная ориентация — это система мероприятий в целях выявления личностных и психофизиологических особенностей человека для оказания ему помощи в выборе профессии, которая наиболее соответствует его индивидуальным возможностям.

Профессиональный отбор — это система мероприятий, позволяющих определять пригодность человека к обучению и дальнейшей деятельности по конкретной специальности. Профессиональный подбор является частью профотбора. Его задача — выявление лиц, которые по своим психофизиологическим качествам наиболее соответствуют отдельным видам трудовой деятельности в пределах конкретной специальности, например, подбор водителей автобусов, автомобилей-такси, автомобилей большой грузоподъемности, осуществляющих дальние перевозки, и т. д.

Профессиональный отбор включает в себя медицинский, образовательный, социальный и психофизиологический отбор.

Образовательный отбор в нашей стране не играет большой роли, так как среднего образования достаточно для овладения профессией водителя.

Социальный отбор помогает своевременному выявлению и отстранению от обучения или работы лиц, морально-нравственный облик которых не соответствует требованиям той или иной профессии.

Психофизиологический отбор обеспечивает выявление и своевременное отстранение от обучения и работы лиц, психофизиологические качества которых не соответствуют требованиям, предъявляемым конкретной специальностью.

Психофизиологический отбор имеет особенно большое значение для определения пригодности к сложным видам деятельности, характеризующимся частым возникновением экстремальных ситуаций, заставляющих человека работать на пределе его функциональных возможностей, к таким видам деятельности относится и деятельность водителей транспортных средств.

Задание:законспектировать ответы на указанный ниже вопросы, конспекты предоставить преподавателю на занятии для проверки и выставления оценки.

Проблемные вопросы для конспектирования:

1. Определение надёжности водителя?

2. Психофизиологические качества: пригодность, подготовленность и работоспособность?

3. Влияние квалификации, образования, стажа работы, и возраста на надёжность водителя?

Ответы на вопросы:

Подготовленность и надёжность водителя – составляющие безопасности дорожного движения.

Надёжность водителя — это его способность безошибочно управлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение всего рабочего времени. К основным факторам, определяющим надёжность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и высокая работоспособность [3]. Профессиональная пригодность водителя определяется по состоянию здоровья, психологическим и личностным качествам. Пригодность по состоянию здоровья устанавливается при медицинском освидетельствовании. Психологическая пригодность — это соответствие психологических и личностных качеств требованиям водительской деятельности. Нередко такие качества водителя, как воля, самообладание, смелость, решительность, быстрая сообразительность, скорость восприятия и реакции, решают исход критической ситуации. В основе этих и других, важных для надёжной деятельности водителя, качеств лежат особенности протекания его психических процессов, материальной основой которых является деятельность коры головного мозга. Подготовленность водителя определяется уровнем его профессиональных знаний и навыков, которые приобретаются в процессе обучения и последующей профессиональной деятельности. Хорошая подготовка водителя выражается в наличии широкого диапазона навыков, доведённых до уровня автоматизма действий и обеспечивающих правильные и своевременные действия в критических дорожных ситуациях. Она позволяет максимально использовать технические возможности автомобиля и безошибочно, с минимальной затратой сил, управлять им; правильно оценивать и своевременно предвидеть возможные изменения дорожной обстановки и предупреждать возникновение аварийных ситуаций; безошибочно управлять автомобилем на больших скоростях, ночью, в тумане, при высокой интенсивности движения, в горных и других сложных условиях. Профессионализм определяется также уровнем психологической подготовленности водителя, т. е. формированием у него психофизиологических свойств, которые обеспечивают надёжность работы в любых условиях. Успешность психологической подготовки зависит от методологического уровня ее проведения, активности обучаемых, а также от необходимых для надёжного управления автомобилем личностных и психофизиологических качеств. Недостаточная подготовленность является наиболее частой причиной ошибок, допускаемых молодыми, неопытными водителями в критических ситуациях, которые нередко приводят к дорожно-транспортным происшествиям. Поэтому совершенствование подготовки водителей и повышение их профессионального мастерства являются важнейшими факторами обеспечения безопасности дорожного движения. Высокая работоспособность — это состояние человека, позволяющее ему выполнять работу с высокой производительностью и высокими качественными показателями в течение определённого времени. Высокая работоспособность имеет большое значение для обеспечения надёжности водителей. При сниженной работоспособности водитель может допустить грубые ошибки при управлении автомобилем, которые нередко приводят к дорожно-транспортному происшествию (ДТП). Работоспособность снижается после приёма алкоголя, наркотиков, при заболевании, утомлении, в состоянии сильного нервного возбуждения или в угнетённом состоянии. Сохранение высокой работоспособности водителей обеспечивается рациональной организацией их труда и отдыха, а также контролем за их состоянием перед рейсом и в пути, что позволяет своевременно отстранять от управления автомобилем лиц, состояние которых создаёт угрозу возникновения ДТП. Обстоятельства, при которых возникают и протекают ДТП, чрезвычайно разнообразны, их анализ позволяет выявить некоторые сходные черты. Это дало возможность разработать классификацию происшествий, что имеет важное значение для всестороннего изучения причин их возникновения и разработки мероприятий по их предупреждению. Кроме того, классификация видов происшествий приводит к единообразию учёта и возможности проведения успешного анализа на его основе.

ИСПОЛНИТЕЛИ: Корнеев А.И. (руководитель темы), Белов П.П., Грибков В.П., Донченко В.В., Пинт А.А.

Разработан на основе письма Минавтотранса РСФСР N СВ-13/76 от 07.04.80 "О вводе в действие учебного плана и программы ежегодных занятий с водителями в автотранспортных предприятиях Министерства", циркулярного письма N 82-ц от 13.09.83 "О внедрении специальных программ и методических рекомендаций НИИАТа по совершенствованию профессионального мастерства водителей автомобилей", циркулярного письма Минавтотранса РСФСР N 173-ц от 13.06.68, Приказа Минавтотранса РСФСР N 32 от 18.01.67, Положения о стажировке водителей-выпускников учкомбинатов и автошкол в автохозяйствах Минавтошосдора РСФСР, утвержденного Минавтошосдором от 12.05.67.

Работа выполнена в соответствии с комплексным планом важнейших научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на 1985 г., утвержденным протоколом заседания Коллегии Минавтотранса РСФСР от 20.12.84, а также Планом работ по стандартизации и метрологии Минавтотранса РСФСР на 1985 г.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение является единым документом, устанавливающим порядок повышения профессионального мастерства и проведения стажировки водителей автобусов, таксомоторов и грузовых автомобилей в предприятиях Министерства автомобильного транспорта РСФСР.

1.2. Требования настоящего РД выполняются работниками отделов кадров, служб безопасности движения; главным инженером и диспетчером.

2. Повышение профессионального мастерства водителей

2.1. Повышение профессионального мастерства водителей осуществляется на занятиях, проводимых по плану и программе ежегодных занятий с водителями в предприятиях, введенных в действие письмом Минавтотранса РСФСР N СВ-13/76 от 07.04.80, а также по программам методик совершенствования профессионального мастерства водителей различных транспортных средств, введенных в действие циркулярным письмом N 82-ц от 13.09.83 Минавтотранса РСФСР.

2.2. Территориальным управлениям и предприятиям необходимо иметь план (график) проведения занятий с водителями по повышению их мастерства как с отрывом (40-часовая программа), так и без отрыва (40-часовая программа) от производства, определить в них круг лиц, ответственных за организацию и проведение этапов занятий.

2.3. Для проведения занятий привлекаются наиболее опытные инженерно-технические работники предприятий, инженеры по безопасности движения, водители-наставники и водители-инструкторы.

2.4. Принятие зачетов по окончании ежегодной учебы водителей производится комиссией, назначаемой приказом по предприятию, с оформлением на каждую группу соответствующих протоколов, которые затем хранятся в отделе кадров предприятия.

2.5. По окончании обучения водителей по совершенствованию их профессионального мастерства выдавать свидетельства в установленной форме согласно приложению 1.

2.6. Ответственность за организацию и качество проведения занятий с водителями по повышению их профессионального мастерства возлагается на главных инженеров предприятий и объединений.

2.7. Республиканским объединениям и Главным управлениям автомобильного транспорта необходимо организовать контроль и учет (через отдел кадров) обучения водителей по указанным программам.

2.8. Ежегодные занятия с водителями в предприятиях проводятся в течение 40 часов без отрыва от производства. В течение года обучение по программе этих занятий должен пройти весь численный состав водителей предприятия.

2.9. Занятия по методикам НИИАТ предусматривают проведение комплекса мероприятий, включая теоретическую, тренажерную и автодромную подготовку водителей.

2.10. Обучение водителей автобусов по указанным методикам проводить один раз в три года, грузовых автомобилей и легковых таксомоторов - один раз в пять лет.

2.11. При организации мероприятий по повышению профессионального мастерства с отрывом от производства за период занятий водителям выплачивать тарифную ставку по соответствующему типу и марке автомобиля.

2.12. В первую очередь к обучению по программе НИИАТ привлекать всех водителей, вновь принятых на работу в предприятие (в счет времени, отведенного на их стажировку); водителей, совершивших дорожно-транспортное происшествие, привлекать к обучению дополнительно. После отпуска или месячного перерыва в работе по другим причинам водители обязаны сдать тестовые контрольные нормативы для получения зачета; сдача зачета оформляется протоколом.

3. Стажировка водителей

3.1. Целью стажировки является адаптация водителя к условиям работы на конкретном предприятии (маршруте), а также закрепление и совершенствование комплекса их знаний, умений и навыков, обеспечивающих безопасное управление транспортным средством при перевозке грузов и обслуживании пассажиров.

3.2. Допуск водителя к работе на транспортном средстве любой модели без предварительной стажировки запрещен.

3.3. Стажирование должно осуществляться на автомобилях того типа и марки, на тех маршрутах, на которых водители будут в дальнейшем самостоятельно работать.

3.4. Стажирование должно осуществляться в предприятии под руководством опытных водителей-наставников. Водитель закрепляется за водителем-наставником, как правило, на весь срок стажировки.

3.5. Водитель-наставник подбирается из числа наиболее опытных и дисциплинированных водителей, имеющих стаж работы на автобусах не менее 5 лет, такси и грузового автомобиля - не менее 3 лет, не допускавшие за последние три года нарушений Правил дорожного движения, отмеченных просечками в талоне предупреждений, не совершившие за указанный период ДТП по своей вине, прошедших предварительную подготовку в учебном комбинате и имеющих свидетельство на право стажирования водителей автобусов. Водители-наставники назначаются приказом по предприятию.

3.6. Водитель-наставник ведет учет работы стажера, заполняя карточку (листок) учета стажирования (приложение 2).

3.7. За период стажировки водителям-наставникам выплачивается заработная плата из расчета тарифной ставки, предусмотренной для водителя автомобиля, на котором они проходят стажировку.

4. Стажировка водителей таксомоторов и грузовых автомобилей

4.1. Водители, впервые назначаемые для работы на легковых таксомоторах, проходят стажировку в течение трех дней, в том числе:

вождение легкового таксомотора без пассажиров под руководством водителя-наставника - 1 день;

вождение легкового таксомотора с пассажирами под руководством водителя-наставника - 2 дня.

4.2. Водители грузовых автомобилей, впервые назначаемые на работу, проходят стажировку сроком до 1 месяца (Приказ Минавтотранса РСФСР N 32 от 18.01.67).

5. Стажировка водителей автобусов

5.1. Стажировка водителей автобусов включает предмаршрутную стажировку и стажировку на маршруте в условиях реального движения.

5.2. К выходу на маршрут для проведения маршрутной стажировки допускаются водители автобусов, прошедшие предрейсовый медицинский осмотр.

6. Категории лиц, которые должны проходить стажировку

в качестве водителей автобуса, и ее продолжительность

6.1. К первой категории относятся лица, ранее не работавшие водителем, закончившие обучение в учебном комбинате, сдавшие экзамены в ГАИ и получившие удостоверение на право управления автобусом (категория "Д"). Для них продолжительность стажировки составляет:

61 час - предмаршрутная стажировка;

163 часа - маршрутная стажировка.

Всего - 224 часа.

6.2. Ко второй категории относятся водители, переподготовленные с категорий транспортных средств "В" и "С" на "Д". Продолжительность стажировки для них составляет:

30 час - предмаршрутная стажировка;

72 часа - маршрутная стажировка.

Всего - 102 часа.

6.3. К третьей категории относятся водители I и II класса, ранее не работавшие на автобусе. Продолжительность стажировки для них составляет:

18 часов - предмаршрутная стажировка;

32 часа - маршрутная стажировка.

Всего - 50 часов.

6.4. К четвертой категории относятся водители, имеющие право на управление автобусами, но не управлявшие ими более полугода. Продолжительность стажировки для них составляет:

8 часов - предмаршрутная стажировка;

16 часов - маршрутная стажировка.

6.5. К пятой категории относятся водители автобусов, имеющие перерыв в водительской деятельности более трех месяцев . Продолжительность стажировки для них составляет:

В случае работы водителя на горных маршрутах - более двух месяцев.

8 часов - предмаршрутная стажировка;

24 часа - маршрутная стажировка.

6.6. К шестой категории относятся водители автобусов, переведенные с одной марки автобуса на другую. Продолжительность стажировки для них составляет:

предмаршрутная стажировка не проводится;

32 часа - маршрутная стажировка.

6.7. К седьмой категории относятся водители автобусов, перешедшие для работы с одной категории маршрутов на другую . Продолжительность стажировки для них приведена в табл. 1.

Категории маршрутов: городские, пригородные, междугородные, горные.

В числителе - количество часов предмаршрутной стажировки; в знаменателе - количество часов маршрутной стажировки.

6.8. При переводе водителя на автобусный маршрут той же категории, но на котором он ранее не работал, необходимо организовать его маршрутную стажировку в объеме не менее 4 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов - не менее 8 часов, для междугородных маршрутов - не менее 1 рейса).

6.9. При переводе водителя на маршрут, на котором он ранее стажировался, но не работал в течение более 6 месяцев, он должен вновь пройти маршрутную стажировку в объеме не менее 2 часов (для маршрутов повышенной сложности и горных маршрутов - не менее одного рейса). Стажировка в этом случае сводится к работе водителя на маршруте в присутствии водителя-наставника, хорошо знающего данный маршрут.

6.10. Водители, совершившие по своей вине дорожно-транспортное происшествие, направляются на стажировку в течение 8 часов и последующую сдачу тестовых экзаменов. При повторной ДТП водитель направляется на дополнительные занятия по 40-часовой программе и последующую стажировку в течение 20 часов на маршрутах.

7. Порядок и цели проведения предмаршрутной стажировки

7.1. Предмаршрутная стажировка включает теоретические занятия в классе, практические занятия в тренажерном классе на учебной площадке .

При отсутствии тренажеров в предприятии занятия проводятся с использованием автобуса с вывешенным передним мостом.

Под учебной площадкой понимается площадка минимальным размером 100 x 50 м с простейшим разметочным оборудованием. В условиях сельской местности допускается использование любой другой площадки, позволяющей осуществлять проведение предмаршрутной стажировки при условии обеспечения безопасности дорожного движения.

7.2. Целью предмаршрутной стажировки является выявление и устранение пробелов в знаниях, совершенствование и закрепление умений и навыков, необходимых водителю для безопасного, экономичного и комфортного управления автобусом.

7.3. Предмаршрутная стажировка проводится для группы водителей, входящих в одну и ту же категорию стажируемых лиц. Для водителей, отмеченных в пунктах 6.4 и 6.5, предмаршрутная стажировка проводится совместно.

7.4. Теоретические занятия проводятся водителями-наставниками и работниками службы безопасности движения. Практические занятия проводятся водителями-наставниками.

7.5. При проведении теоретических и практических занятий водитель-наставник руководствуется Программой стажировки для данной категории лиц, а также соответствующими Методическими пособиями и указаниями.

7.6. По окончании теоретических и практических занятий водитель-наставник совместно с водителем-инструктором и работниками службы безопасности движения проводят контрольные проверки теоретической и практической подготовки стажеров (см. раздел 8).

8. Порядок и цели проведения маршрутной стажировки

8.1. Маршрутная стажировка заключается в самостоятельном управлении автобусом на маршруте под контролем водителя-наставника, закрепленного за стажером.

8.2. Целью маршрутной стажировки является закрепление знаний, умений и навыков стажируемого водителя в условиях движения по конкретным маршрутам, на которых он в дальнейшем будет самостоятельно работать.

8.3. Маршрутная стажировка включает движение по маршруту без пассажиров и движение с пассажирами по расписанию. Количество часов маршрутной стажировки приведено в табл. 2.

Стажировка с пассажирами проводится в объеме, указанном в табл. 1.

Для городских маршрутов продолжительность маршрутной стажировки с пассажирами сокращается на 2 часа.

8.4. В первый день стажировка на маршруте осуществляется в межпиковое время. Количество маршрутов, на которых одновременно может стажироваться водитель, приведено в табл. 3.

9. Цель и порядок проведения контрольных проверок

стажируемых водителей автобусов

9.1. Целью проведения контрольных проверок является оценка уровня профессионального мастерства водителя для определения успешности прохождения этапов стажировки.

Контрольные проверки проводятся только для I - V категорий лиц, подлежащих стажировке.

9.2. Контрольная проверка теоретической и практической подготовки при проведении предмаршрутной стажировки проводится с использованием тестов по оценке теоретических знаний и отдельных навыков управления автобусом.

9.3. Контрольная проверка теоретических знаний стажера осуществляется с использованием пяти тестовых вопросов, взятых из программы предмаршрутной стажировки, на которые он должен ответить. Прошедшим контрольную проверку считается стажер, не допустивший ни одного неправильного ответа.

9.4. Контрольная проверка практической подготовки стажера осуществляется при помощи тестирования отдельных навыков управления автобусом. Содержание контрольных тестов, а также нормативы их выполнения определяются Методическими указаниями по проведению стажировки .

Для этой цели могут быть, в частности, использованы тесты, приведенные в Методике совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов. М., 1983, утв. Минавтотрансом РСФСР.

9.5. Контрольная проверка по окончании маршрутной стажировки проводится с использованием теста по оценке водительского мастерства в условиях реального движения.

9.6. Тестирование водительского мастерства стажера в условиях реального движения по маршруту основано на оценке качества управления автобусом. При этом водителем-инструктором фиксируются ошибки, допущенные стажером при движении по маршруту. Количество и характер допущенных ошибок являются основанием для принятия решения об успешности прохождения данного этапа стажировки. Такое решение принимается комиссией в составе инженера по безопасности движения, водителя-инструктора и водителя-наставника.

9.7. Успешное прохождение водителем-стажером контрольных проверок является основанием для принятия решения о возможности его допуска к самостоятельной работе. В случае, если водитель не проходит контрольную проверку по одному из этапов стажировки (предмаршрутному или маршрутному), ее срок продлевается на величину до 20 часов .

Распределение часов по темам дополнительных занятий осуществляется водителем-инструктором с учетом ошибок, допущенных стажером.

10. Ответственность должностных лиц

за проведение стажировки

10.1. Ответственность за организацию стажировки всех категорий лиц возлагается на главного инженера предприятия.

10.2. Главный инженер, или, по его поручению, другие компетентные специалисты, а также водители-инструкторы обязаны периодически осуществлять контроль за прохождением стажировки, принимать меры по устранению замеченных недостатков, контролировать методическую работу водителей-наставников.

10.3. Общую ответственность за прохождение всей стажировки данным лицом несет водитель-наставник, закрепленный за ним.

10.4. Водитель-наставник обязан контролировать прохождение предмаршрутной стажировки закрепленного за ним стажера, проводить с ним маршрутную стажировку. При этом он должен постоянно находиться вместе со стажером как при управлении автомобилем, так и при его обслуживании.

Водитель-наставник должен контролировать прохождение стажером предрейсового медосмотра и вместе с ним получать у диспетчера путевую документацию.

10.5. Линейный диспетчер несет дисциплинарную ответственность за направление учебного автобуса на другие маршруты, не предусмотренные для стажирования, и за направление водителя на маршруты, на которых он не проходил стажировку.

11. Оформление результатов стажировки

11.1. Стажирование водителей завершается контрольной поездкой и собеседованием, после чего в карточке стажирования делается заключение о возможности допуска стажера к самостоятельной работе в качестве водителя. Обязательным является указание марки автомобиля и маршрутов, на которых водитель может работать. Указанное заключение служит основанием для рассмотрения квалификационной комиссией предприятия заявления водителя о присвоении ему квалификации II или III класса в установленном порядке.

11.2. Карточка (листок) стажировки после соответствующего оформления хранится в отделе кадров предприятия.

11.3. В случаях, когда стажер, пройдя установленный курс стажировки и предоставляемые дополнительные 20 часов (см. п. 9.7), получил по итогам тестовых проверок неудовлетворительную оценку, водитель-инструктор совместно с водителем-наставником, ответственным за стажировку данного водителя автобуса, имеют право вынести решение о непригодности данного стажера к самостоятельной работе в качестве водителя автобуса на рассмотрение квалификационной комиссии предприятия.

11.4. Данные о возможности работы водителей автобусов на различных маршрутах в конце каждого месяца представляются главным инженером предприятия в распоряжение диспетчерских служб в форме аттестационной карточки (приложение 3).

12. Требования к автобусам при проведении стажировки

12.1. Подвижной состав, выделенный для проведения стажировки, должен быть технически исправен и оборудован дополнительным местом для водителя-наставника, обеспечивающим ему непосредственный контакт со стажером и возможность лично вмешиваться в управление автобусом в случаях возникновения опасной ситуации. Кабины оборудуются дублирующими педалями сцепления (кроме автобуса ЛиАЗ-677), тормозами, сиденьем водителя-наставника, дополнительными зеркалами заднего вида.

12.2. В кабине водителя на лобовом стекле в правой части устанавливается опознавательный знак учебного транспортного средства и табличка с надписью "Автобус ведет стажер". Указанный знак и табличка устанавливаются также в салоне автобуса у заднего стекла справа.

12.3. Перечень необходимого разметочного оборудования и приборов, необходимых для проведения предмаршрутной стажировки водителей автобусов во время автодромной подготовки, приведен в "Методике совершенствования профессионального мастерства водителей автобусов" (М., 1983, утв. Минавтотрансом РСФСР).

Читайте также: