Прогревать или нет за рулем

Обновлено: 05.07.2024

В статье разберемся можно ли в теплую погоду сразу ехать, если машина не прогрета, почему производители в технической документации указывают, что прогревать транспортное средство не нужно, а российские механики не соглашаются.

Двигатель автомобиля – механизм, состоящий из деталей, которые соприкасаются и взаимодействуют между собой. Для исправной работы механизма элементы смазываются маслом, так снижается трение и износ. Когда машина останавливается, масло стекает в специальную емкость, оставляя на деталях пленку. Чем дольше стоит автомобиль, тем меньше масла в двигателе при следующем запуске. При отрицательных температурах масло замерзает и становится густым. Если не дать ему разогреться до рабочей температуры (80 – 100 градусов) и заполнить двигатель автомобиля, при движении с места, механизмы испытывают повышенное трение и сильно изнашиваются.

Актуален ли прогрев для современных автомобилей?

10 – 15 лет назад, автомобили, которые не прогревали летом и зимой не заводились и глохли. Но с появлением нового поколения иномарок, законодательного запрета на прогрев автомобилей на парковках в Европе и рекомендацией производителей не ждать пока масло заполнит движок, появилось мнение, что современные автомобили можно не прогревать. Российские эксперты не согласны с такой позицией.

Мнение экспертов

Механики, которые обслуживают отечественные авто, настаивают на предварительном прогреве автомобилей круглый год для сохранения двигателя и снижения степени износа. Чем ниже температура воздуха, тем выше вязкость жидкостей и смесей, при отрицательных температурах масло замерзает, поэтому автомобиль требуется прогревать зимой. Даже в сильную жару (для России это выше 30 градусов) масло не может долгое время поддерживать рабочую температуру.

Аргументы в пользу прогрева:

  1. Прогрев помогает смазать детали и снизить трение во время движения, делает менее губительным износ автомобильного мотора.
  1. Если перед началом движения масло недостаточно прогрелось, фильтры не очистят его от вредных элементов, стружки и различных частиц, а неочищенное масло сильно изнашивает движок.
  1. Движение на непрогретом авто может вывести из строя поршни и цилиндры, кольца на поршнях избавляют двигатель от лишнего масла, и создают давление. Если автомобиль прогрет, детали смазываются тщательно, механизмам требуется меньше времени для работы на повышенных оборотах.

Сколько греть двигатель летом?

Аргументы в пользу прогрева

Время прогрева зависит от температуры, при теплой погоде выше 20 градусов, достаточно 1,5 – 2 минут на холостом ходу. В межсезонье при нулевой температурной отметке, перед тем как тронуться с места придется подождать 3-7 минут. В морозные дни на прогрев может уйти и 15 – 20 минут.

Ждать полного прогрева не обязательно, автомобиль может начинать движение уже на отметке 60 – 70 градусов. Но не стоит сразу набирать скорость, набор скорости допустим только при температуре 80 – 90 градусов.

Рекомендации производителей

Большинство водителей, считают, что в прогреве нет нужды из-за рекомендаций производителей авто. Но автоконцерны не рекомендуют начинать движение на непрогретой машине на высоких скоростях, они советуют прогревать автомобиль во время очень медленного и аккуратного движения. Такой способ повышения температуры масла чуть снижает износ двигателя, но не выполняет функцию продления срока службы, как прогрев на стоянке.

Производители заинтересованы в том, чтобы потребители покупали новый авто каждые 4 – 6 лет, поэтому не заботятся о сохранности мотора. В России же культура покупки и эксплуатации транспорта другая, в среднем машина используется 12 – 17 лет, за это время меняет в среднем 2–4 владельца, поэтому отечественные механики единодушны в рекомендации прогревать авто круглый год.

Европейский запрет

В Европе необходимость прогрева на парковке нивелируется требованиями экологии. Запрет на стоянку в заведенном автомобиле связан с повышенными выбросами вредных веществ в атмосферу, что недопустимо в условиях жилых кварталов. Несмотря на разработку специальных добавок в бензин для повышения уровня экологичности, уровень выбросов продуктов горения на холостом ходу остается высоким. Поскольку суровых зим там практически не бывает, длительный прогрев двигателя в теплую погоду не требуется, а износ движка не так критичен, как в России. Да и автомобили европейцы меняют на новые каждые 4-6 лет.

Адаптированные правила для России

Адаптированные правила для России

В условиях российского климата, с учетом особенностей культуры потребления и эксплуатации автомобиля постоянное движение без прогрева может привести к необходимости капитального ремонта или замене двигателя уже через 2-3 года в зависимости от возраста авто и частоты использования. Тратить ли время и бензин на мероприятия по профилактике износа решать автовладельцу.

Как быть с экологией? В заставленных машинами российских дворах, когда по утрам сразу несколько автомобилей стоят на прогреве, от загазованности дышать бывает невозможно, причем летом это ощущается сильнее из-за теплой погоды и открытых окон. Прогрев автомобиля часто вызывает негативные эмоции у соседей, отсюда мысли оставить мотор без прогрева в теплую погоду. В такой ситуации механики рекомендуют максимально сократить время на прогрев на парковке, но чуть дольше двигаться плавно на пониженной скорости, тем самым постепенно поднимая температуру непрогретого мотора.

Чего уж грешить - нынешняя зима была пока крайне милостива к автомобилистам. И все же температура нет-нет, да и упадет до неприятных минус десяти и ниже. Вот и в наступающие выходные синоптики обещают очередную волну похолодания. Мы предвосхитили вечный "зимний" вопрос наших читателей: "Греть или не греть?" и дали на него очередной аргументированный ответ.

О том, что "холодный" пуск двигателя в условиях низкой температуры окружающего воздуха, и его работа в момент прогрева не самым лучшим образом сказываются на топливной экономичности, экологичности и ресурсе мотора, мы уже подробно рассказывали, и с этим, в общем-то, никто особо не спорит.

Совсем другое дело - вечная дискуссия на тему "Греть или не греть". Точнее, как все-таки лучше греть двигатель - стоя на месте или в движении, когда хоть и в щадящем режиме, но двигатель уже работает не на холостых, а под нагрузкой? Собственно этот спор и не прекращается, пусть даже сторонников второго подхода последнее время стало больше, благо современные технологии якобы это позволяют: масла обеспечивают защитную пленку на деталях, система впрыска позволяет работать "на холодную" без провалов.

Пока тепленькая не пойдет


Те, кто ратует за прогрев на месте, аргументируют это следующими доводами. Главный - забота о ресурсе деталей. При отрицательных температурах масло густеет, поэтому возрастает риск работы пар трения "на сухую". При этом сам двигатель прогревается неравномерно, это же касается и его деталей, например поршней. Давать сколь-либо значительную нагрузку вскоре после холодного пуска нельзя. Необходимо дождаться, когда прогрев узлов станет более-менее равномерным, масло - менее густым и обеспечит защитой все трущиеся поверхности. К слову, масло прогревается не так быстро, как охлаждающая жидкость, поэтому ориентироваться на движение стрелки указателя температуры двигателя следует с оговорками.


На этом фоне все остальные доводы уже не столь значительны, к тому же не так очевидны. Например, такой аргумент, как нестабильная работа двигателя и провалы при разгоне "на холодную", может быть подвергнут критике: такие проблемы более характерны для карбюраторных двигателей, которые можно смело назвать исчезающим видом, или для двигателей с теми или иными проблемами с топливной системой. Исправная система впрыска обеспечивает стабильную работу двигателя даже в режиме прогрева.

Нечего стоять!


Теперь рассмотрим аргументацию тех, кто выступает против длительного прогрева на месте. Без нагрузки мотор будет прогреваться долго, соответственно время работы в неоптимальном режиме прогрева увеличивается. А значит, выше расход топлива, больше вред, наносимый экологии, опять же повышенный износ…

Вот почему необходимо как можно раньше начинать движение, но до момента выхода двигателя на рабочую температуру ехать в щадящем режиме, чтобы мотор работал с минимальной нагрузкой. Насчет смазки, по их мнению, можно не беспокоиться: современные масла обеспечивают достаточную защиту от трения за счет тонкой, но прочной пленки, поэтому совсем уж "на сухую" мотор даже после длительного пребывания в состоянии покоя работать не будет. То же и с провалами "на холодную": система впрыска обеспечивает стабильную работу даже непрогретого двигателя.


Еще один аргумент - ссылка на инструкции по эксплуатации. Во многих из них про режим прогрева толком ничего не сказано, в некоторых можно встретить рекомендацию первые несколько километров двигаться в щадящем режиме. О необходимости прогревать на месте двигатель нигде не говорится, что, впрочем, может быть связано с заботой об экологии. Это, кстати, тоже аргумент: мало кому понравится, если под окном будет полчаса чадить ядерным выхлопом соседский автомобиль…

Без фанатизма


На наш взгляд, истина где-то посередине. Да, масла обеспечивают защитную пленку на деталях, а система впрыска позволяет работать "на холодную" без провалов. Но начинать движение сразу после запуска разумно разве что при положительных температурах окружающего воздуха. При "минусе", тем более сильном, прогрев на месте на холостых оборотах нужен. Вопрос в том, насколько продолжительным он должен быть.


По поводу наступления момента, когда можно трогаться в путь, мнения специалистов и опытных автомобилистов немного расходятся, но в целом можно выделить несколько условий:

  • снижение оборотов двигателя с режима прогрева до обычного холостого хода;
  • начало движения стрелки указателя температуры двигателя на шкале;
  • из дефлекторов системы обдува поступает уже не холодный, а теплый (не горячий!) воздух.

Воспринимать всерьез каждый из пунктов не стоит, поскольку у разных автомобилей - разные программы управления двигателем (это к вопросу об оборотах), по-разному настроенные указатели и по-разному работающие системы отопления. Например, современный дизель можно долго гонять на холостых оборотах, но он будет оставаться холодным, а печка будет давать тепло с первых же минут за счет автономного обогревателя.


Так что во всем должен быть здравый смысл. Собственно говоря, зимой сразу же тронуться с места и не получится: водитель все равно вынужден очищать кузов и стекла от снега и льда. Этих нескольких минут уже будет достаточно при несильных морозах. Если за бортом около нуля, достаточно 2-3 минут прогрева. Если -10°С, стоит постоять уже 5-7 минут. Ну а при -20°С и 10 минут погреться не грех. Но ждать, когда из дефлекторов подует горячий воздух, а двигатель достигнет рабочей температуры, точно не стоит!

В щадящем режиме

Первые километры следует ехать аккуратно, минимально нагружая двигатель. Это значит, что не стоит раскручивать его выше средних оборотов, активно нажимать на "газ", а также… ехать на слишком малых оборотах! Да-да, двигаться "внатяг" на 1500 об/мин на высокой передаче тоже не стоит!

Отдельно упомянем ситуацию, когда сразу со стоянки автомобиль выезжает на трассу. Получается, ситуация требует быстро разогнаться до достаточно высокой скорости, что для холодного двигателя тоже нагрузка. В этом случае одно из двух: или увеличьте время прогрева на месте, или при выезде на трассу до момента выхода на рабочую температуру используйте плавный разгон и выбирайте такую скорость, чтобы мотор развивал не больше 2500 об/мин.


Кстати, почему-то в данной теме многие забывают о других узлах, которые также нуждаются в прогреве. Например, в условиях сильных морозов коробку передач также не стоит нагружать "на холодную". Для "автоматов" даже существует рекомендация по "прогреву". Так, удерживая автомобиль на месте, следует последовательно включать все передачи (сначала те, что предназначены для движения вперед, затем реверсивную). Что касается "механики", то на некоторых автомобилях возможны проблемы с переключением передач, пока узел не прогреется до определенной температуры. Но даже если передачи сразу включаются легко, лучше избегать быстрых переключений и больших нагрузок на коробку.

Впрочем, это касается всего автомобиля: начав движение, первые километры следует ехать, минимально нагружая не только мотор и коробку, но также подвеску и рулевое управление. То есть на небольшой скорости, аккуратно преодолевая неровности и избегая резких маневров. В первую очередь эти меры необходимы при сильных (-20°С и ниже) морозах, но не будут лишними при любой отрицательной температуре.

Можно ли трогаться сразу после запуска двигателя в мороз или необходимо дать мотору поработать и прогреться? Разбираемся, как правильно эксплуатировать машину зимой с бензиновым, дизельным и электрическим мотором


Новая Vesta, Aurus и другие: 5 главных премьер российского автопрома 2022

С приходом зимы вернулся и знакомый для автомобилистов ритуал: кузов приходится очищать от снега, лобовое стекло и боковые зеркала отогревать от наледи, а мотор начал дольше работать в холостую. Одни технические специалисты уверяют, что прогревать автомобиль перед стартом не имеет смысла, так как гораздо эффективнее машина прогревается на ходу. А вот другие уверены, что без длительного прогрева масло загустеет, и это негативно скажется на работе двигателя. Так нужно ли нет прогревать двигатель зимой и как это правильно делать?

Статьи 22 февраля 2018 Проветрить и продуть: как ездить в сильные морозы

Эксперт склоняется к мнению, что современные двигатели прогрева не требуют, так что нет смысла держать машину на холостых оборотах. Однако давать машине серьезную нагрузку сразу после пуска и утапливать газ на старте с места все-таки не нужно. Технические специалисты сервисных центров рекомендуют стартовать плавно и ехать первые несколько десятков метров спокойно. Так все узлы автомобиля в движении и без нагрузок дойдут до своей рабочей температуры.


Как пояснил директор другого сервисного центра Андрей Савин, устройство современного двигателя таково, что его работу поддерживает множество электронных датчиков.

Более пристального внимания и длительного прогрева требует дизельный двигатель. На морозе в минус 15 градусов и ниже дизельный двигатель стоит прогреть в течение 3-5 минут. По словам Андрея Конева, у солярки есть свойство слегка загустевать в морозное время года. Поэтому чтобы топливо в фильтрах стало более жидким, машину все-таки можно прогреть несколько минут.

При этом многие специалисты считают, что даже самое качественное синтетическое масло становится более вязким, и холодный двигатель какое-то время работает в условиях дефицита смазки, из-за чего есть риск возникновения трения металла. Поэтому самое губительное для техники — начать движение сразу после пуска резким рывком.

Технические специалисты автосервисов поясняют, что это относится в первую очередь к машинам с большими пробегами, но даже им достаточно прогреть мотор в течение пяти минут. Потому что долгие простои на холостом ходу также не принесут технике автомобиля ничего хорошего. Оптимальным вариантом можно считать прогрев мотора в течение 3-5 минут.


Зимняя эксплуатация гибридных машин и электромоторов отличается от стандартных бензиновых и дизельных двигателей. Потому что гибридные силовые агрегаты сами определяют режим работы, и чаще всего в холодное время года электроника запускает двигатель внутреннего сгорания уже после включения автомобиля.


В большинстве случае автовладельцы зимой прогревают свои машины гораздо дольше пяти минут, хотя, как мы выяснили выше, технических оснований для этого нет. Некоторые и вовсе включают предпусковой подогрев и дистанционно запускают двигатель за час до выхода из дома. Если машина все это время стоит на месте и вырабатывает выхлопные газы, соседи могут разозлиться. Так произошло в одном из московских дворов: водителю под стекло поместили записку с угрозами штрафа за вредные выбросы.

Решить такую проблему в рамках правового поля крайне тяжело, но у соседей действительно есть основания возмутиться. Согласно статье 17.2 ПДД, во дворах жилых домов запрещена стоянка с работающим двигателем — прогревать машину можно не дольше пяти минут. А статья 12.28 КоАП РФ как раз рассматривает нарушения правил движения в жилых зонах и подразумевает штраф в 1500 рублей по стране и 3000 рублей для Москвы и Санкт-Петербурга. Однако наказать автомобилиста за долгий прогрев можно только в том случае, если машина стоит внутри двора.

Toyota начинает продажи "младшего брата" RAV4: новая Corolla Cross уже вышла на рынок

Владельцы назвали новый Nissan Titan лучшим внедорожником рынка: это оптимальный пикап

Популярное за неделю

Совершенно новый пикап ГАЗ-1 2022-2023 раскрыт незадолго до дебюта: он мог бы быть доступнее УАЗ

Toyota выводит на рынок новый кросс всего за 1,5 млн рублей: названо оснащение Frontlander 2022

Renault Sandero 2022 неожиданно покидает рынок: объясняем причины такого решения

Слишком много недостатков, чтобы тратить деньги: не покупайте Chevrolet Cobalt в России. Это подтверждают его владельцы


Возникает закономерный вопрос, так ли это на самом деле, и не угробит ли автолюбитель такими действиями свою машину раньше времени? Перед тем, как углубиться в суть проблемы, нужно отметить, что производители никакой информации касательно прогрева авто перед поездкой в техническом описании не оставляют. В то же самое время, представители крупных компаний часто заявляют, что их последние двигатели в холода перед поездкой греть не обязательно. Для производителей выгодно, если рядовой водитель будет убивать мотор и другие узлы, а после ремонтироваться.

Таким образом производитель неплохо зарабатывает не только на реализации автомобилей, но и на продаже запасных частей. Также заработок поступает в дилерские центры за оказанные услуги. Нужно понимать, что практически никто из водителей не посещает знакомого мастера в гаражах после приобретения новой машины. Учитывая все вышесказанное, можно прийти к выводу, что продавцы в этом случае просто идут на своего рода маркетинговый ход. Что же касается самого прогрева силового агрегата перед поездкой, то он обязателен.



Чтобы понять, так ли важен прогрев двигателя перед поездкой, нужно обратить внимание на само устройство ДВС, а также на присутствующие рабочие жидкости. Если охлаждайка практически не меняет своей консистенции при перепадах температур, то на масле это отражается заметным образом. При отрицательных значениях смазка густеет, что сильно отражается на моторе в целом. Чтобы агрегат вошел в работу в оптимальном режиме, необходимо, чтобы масло достигло соответствующей консистенции и густоты.

Только в этом случае можно продлить ресурс силовых агрегатов в существенной мере. Если таких рекомендаций не придерживаться, то уже спустя небольшой промежуток после гарантийного периода водителю придется искать деньги на ремонт ДВС. Разумеется, речь в данном случае не идет про получасовой прогрев силового агрегата. Современные машины в этом точно не нуждаются. Но и отправляться в путь на холодную чревато существенными проблемами. Как показывает практика, на прогрев достаточно отвести 4 — 5 минут времени.


За этот непродолжительный временной отрезок масло придет к оптимальной вязкости и на трущихся элементах будет создаваться необходимая пленка. Далее можно смело отправляться в путь. Так как авто после такого спешного прогрева еще не дошло до рабочей температуры, следует первые несколько километров пути придерживаться аккуратного стиля вождения без резких разгонов и соответствующих экстренных замедлений. Спустя 4 — 6 километров пройденного расстояния ДВС уже точно выйдет на оптимальный режим работы.

Отдельно нужно упомянуть о том, что это касается только современных автомобилей. К примеру, ту же старую отечественную классику в обязательном порядке нужно доводить на месте до рабочей температуры. В целом, это относится ко всем моделям с карбюраторным типом подачи топлива. Также не стоит забывать о том, что масло присутствует не только в двигателе, но и в трансмиссии. И здесь его тоже необходимо довести до рабочей температуры. Сделать это можно все также за счет стабильного прогрева ДВС утром после заморозков.

Очистка автомобиля от снега

Салон автомобиля

Автопроизводители: завел и поехал

Многие автомобильные компании рекомендуют не прогревать двигатель на холостом ходу в холодном время года до рабочей температуры. Многие из них даже пишут об этом в инструкциях к своим машинам. Но представители ряда брендов обращают внимание на то, что все же некоторое время двигателю рекомендуется поработать на холостых оборотах. Это можно сделать, например, во время очистки автомобиля от снега и льда.

Обновленная Mazda3
Обновленная Mazda3
Обновленная Mazda3
Обновленная Mazda3

Время требуется и для частичного прогрева масла в коробке передач. В случае необходимости прогрев можно сделать и во время движения, но только на небольшой скорости и при использовании низших передач и невысоких оборотов мотора. По мере прогрева можно переходить и на высшие передачи.

Похожая информация содержится, например, и в инструкции к Volkswagen Polo, которая не рекомендует прогревать двигатель на неподвижном автомобиле.
"Начинайте движение, как только это позволят условия обзора через стекла. Так двигатель прогревается быстрее и выбрасывает с отработавшими газами меньше вредных веществ", — говорится в документе. С АвтоВАЗом и Volkswagen согласен и представитель Kia Motors в России.

Автомобильное движение в Москве

Работник шиномонтажной мастерской во время смены летней резины на зимнюю. Архивное фото

"Работа на холостых оборотах вредна для двигателя и окружающей среды. Можно начинать движение сразу после запуска двигателя без прогрева", — пояснил представитель группы BMW Василий Мельников и добавил, что для долгой службы двигателя не рекомендуется высокая нагрузка на холодный мотор.

Выхлопная труба автомобиля

Сразу ехать или погреть

Автосалон

"Прогревать двигатель на холостом ходу не рекомендуется даже зимой. На этой стадии высока интенсивность износа, рекомендуется плавно начинать движение, избегая повышенных оборотов", — говорит руководитель послепродажного обслуживания группы компаний "АвтоСпецЦентр" Евгений Гришкевич, но уточняет, что быстрая езда на холодном двигателе уменьшает ресурс мотора.

Некоторые из экспертов советуют прогревать двигатель до рабочей температуры перед началом движения. В момент прогрева двигателя всем системам автомобиля наносится минимальный ущерб, тогда как в движении сразу после пуска возникает "нештатное" трение, и оно сокращает моторесурс, отметил технический директор "Пеликан-Авто" Роман Козанчук.

Читайте также: