Протектор резины на что влияет

Обновлено: 30.06.2024

Материал о том, как правильно подобрать вид протектора шин и как это может в конечном итоге сказаться на безопасности езды.

Виды рисунков протектора

Виды рисунка базируются на двух основных типах: ассиметричном и симметричном. Каждый делится еще на два вида: направленный и ненаправленный. Есть 4 основных вида рисунка, которые можно встретить на протекторе покрышки.

  1. Симметричный ненаправленный: наружный узор зеркально отражается на внутренней части ската, что облегчает установку. Один из самых популярных вариантов, так как он стоит дешевле аналогов и обеспечивает плавное и комфортное вождение.
  2. Симметричный направленный: обеспечивает максимальный отвод воды, что дает преимущество при езде в дождливую погоду. Кроме того, выбор таких скатов обеспечивает прирост скорости автомобиля, поэтому такие варианты часто можно встретить на спорткарах. При установке необходимо учитывать направление рисунка, которое обычно показывается стрелкой.
  3. Ассиметричный ненаправленный: за счет характеристик позволяет быстро перестраиваться из одного ряда в другой и быстро проходить резкие повороты. Устанавливают такие покрышки только в соответствии с надписями, обозначающими внешнюю и внутреннюю стороны.
  4. Ассиметричный направленный: включает преимущества симметричного направленного рисунка, которые дополняются повышенным сцеплением с дорогой. Если выбрали эту резину, при установке учитывайте не только стороны, но и направление рисунка.

Ориентируясь в шинах всех видов, можно подобрать вариант, который обеспечит курсовую устойчивость, стабильное торможение, точное управление и правильный отклик на вращение рулем. В случае ошибки автомобиль будет менее устойчив, что часто приводит к ДТП.

shini_letom

Протектором называют толстый слой резины, который расположен по короне самой покрышки и соприкасающийся с автомобильной дорогой при качении колес.
Предназначение протектора заключается в том, чтобы обеспечить шине максимальную износостойкость, превосходное сцепление с дорогой, ослабить воздействие ударов и толчков на каркас автомобильной шины, поглощать частично колебания и, прежде всего, крутильные колебания в системе трансмиссии автомашины, предохранять каркас и саму камеру от различных механических повреждений (надрывов, порезов, проколов и других), а также влаги.

В процессе осуществления качения колес протектор работает на двустороннее сжатие, растяжение и сдвиг. Вышеуказанные деформации протектора обладают большей величиной, нежели те же деформации брекера и каркаса.

Протектор шины состоит из подканавочного слоя и рельефного рисунка. Подканавочный слой обычно составляет 20—40 процентов толщины протектора шины. Излишне тонкий подканавочный слой будет способствовать растрескиванию протектора, увеличению деформаций нитей корда в первом слое каркаса, уменьшению уровня прочности каркаса при наличии воздействия сосредоточенной нагрузки, а слишком толстый — ухудшит условия охлаждения автомобильной шины, увеличивает возможные гистерезисные потери, приведет к перегреву и значительному расслаиванию покрышки. Очень высокий рельефный рисунок у протектора утяжелит шину, приведет к более быстрому ее нагреву и расслаиванию, увеличит момент инерции автомобильного колеса, а такжеуровень сопротивления его качению. Особенно высокоинтенсивное тепловыделение можно наблюдать при высоких скоростях движения, когда возникают дополнительные деформации протектора из-за воздействия сил инерции. Как правило, толщина протектора в шинах легковых автомашин колеблется в рамках 11 — 17 миллиметров, у шин грузовых автомашин 14—32 миллиметров, а у арочных автошин 40—60 миллиметров. Ширина протектора равняется примерно 70—80 процентов ширины профиля автомобильной шины.

Автомобильные шины, например летние шины Hankook, обладают различными рисунками протектора. Рисунки с продольными ребрами (канавками) дает повышенное сцепление автомобильной шины с трассой в боковом направлении, а также недостаточное сцепление на скользких и мокрых дорогах в продольном направлении, рисунки с поперечными канавками дают противоположные результаты. По этой причине на практике широчайшее применение находят такие протекторы, рисунок которых обладает продольно-поперечными канавками.

Рисунок протектора будет оказывать огромное влияние на коэффициент сопротивления качению самого колеса, на уровень износа шины, а также сцепление ее с автодорогой. Сцепление шины с автодорогой оценивается коэффициентом сцепления. Соотношение того продольного усилия, которое действует на элемент протектора в непосредственном контакте, к нормальной нагрузке будет характеризовать собой напряженность этого элемента контакта. Напряженность, которая вызвана нормальной нагрузкой, зависит в огромной степени от рисунка протектора, по этой причине его необходимо выбирать таким, чтобы в контакте напряженность была, ка можно меньшей.

Протектор – наружный элемент легковых шин, который предназначен для создания оптимального пятна контакта, а также дополнительной защиты от повреждений и проколов во время езды.

Эта деталь покрышек разнится рисунком и составом резины, каждый из которого предназначен для определенных погодных условий и типа дорожного покрытия. В этой статье мы рассмотрим самые распространенные их виды.

Оглавление:

Рисунок протектора

Шины, в зависимости от их конструкции и нанесенных углублений в полотне протектора, меняют свои характеристики. Именно поэтому важно знать, для каких условий и покрытий предназначен тот или иной вид рисунка протектора.

Виды рисунка протектора

Симметричный ненаправленный

Симметричный ненаправленный протектор

Один из самых распространенных видов протектора для шин. Нанесенные углубления на наружной части ската имеют зеркальное отражение, поэтому эти покрышки можно устанавливать на диск вне зависимости от стороны или направления вращения. Симметричный ненаправленный рисунок кроме удобства установки имеет самые сбалансированные характеристики: комфорт и плавность хода на первом месте. Также стоят такие покрышки дешевле своих усложненных собратьев.

Симметричный направленный

Асиметричный ненаправленный

Асиметричный направленный

Схема установки шин в зависимости от рисунка:

Сравнение рисунков протектора на преимущества или недостатки:

Рисунок протектора летних шин

Летние покрышки предназначены для эксплуатации в условиях плюсовых температур (выше +5°С). В зависимости от рисунка протектора и типа модели скатов они предназначены для разных дорожных покрытий.

Рисунок протектора летних шин

Шоссейные шины H/T, H/P (Highway Terrain / Performance)

Шоссейные шины

Самые распространенные легковые скаты, которые предназначены для использования на твердом дорожном покрытии (асфальт, бетон). Такой протектор имеет отличные сцепные свойства и низкий уровень шума на вышеуказанных покрытиях. Отлично справляется с отводом воды и дорожной пыли из пятна контакта. Созданы для города и поездок по трассам. Плохо справляются с внедорожными покрытиями и совершенно не подходят для зимних условий эксплуатации.

Универсальные шины A/T (All Terrain)

Универсальные шины

Покрышки предназначены для смешанных условий эксплуатации – одинаково хороши для твердого покрытия и дорог с грязью и гравием. Имеют немного большую шумность и меньшую устойчивость нежели их шоссейные собратья, но зато довезут хозяина по грязи или мокрой траве на дачу или за город. Обычно рисунок на таких скатах имеет более крупные шашки, а расстояние между ними больше, чтобы лучше очищать пятно контакта от грязи.

Грязевые шины для бездорожья M/T (Mud Terrain)

Грязевые шины

Такие скаты созданы для преодоления экстремального бездорожья, каменистых дорог, глубоких рвов с грязью. Протектор имеет большую высоту и расстояние между секциями, чтобы быстрее очищаться от грязи. В конструкции иногда применяют боковые грунтозацепы (часть протектора перенесена на боковину, чтобы улучшить сцепление в грязи и очищение). Такие покрышки имеют высокий уровень шума при движении на высоких скоростях, бетонной или асфальтированной дороге.

Допустимый остаточный протектор летних шин

По мере износа, часть протектора истирается и становится ниже, что закономерно приводит к ухудшению характеристик покрышек. Законодательно установлен предельный износ легковых шин до 1.6 мм, грузовых до 1.0 мм и мотоциклетных до 0.8 мм. Кроме того производитель на многих моделях шин предусматривает внутренний бортик, расположенный на протекторе, достигнув которого покрышка считается не годной к эксплуатации.

Рисунок протектора зимних шин

Рисунок протектора зимних покрышек

Скандинавские или Арктические зимние шины

Этот рисунок протектора предназначен для суровой зимы. Покрышки изготавливают из мягких видов резины, чтобы сохранить свойства даже в самый жесткий мороз. Ламели по полотну протектора очень плотно нарезаны, плечевые блоки с острой кромкой. Идеальная похода для таких шин – мягкий снег с небольшим оледенением. Высота протектора новых скатов – 9-10 мм.

Скандинавские шипованные зимние шины

Шипы обычно устанавливают дополнительно в липучку, что кроме отличного сцепления на заснеженной дороге дает преимущество на гололеде. Со всем этим появляется громадный минус – езда по асфальту становится менее комфортной за счет повышенной шумности. Кроме того на твердой дороге во время торможений или резких ускорений стальные шипы вылетают из своих посадочных мест и приходится тратить дополнительные деньги для их повторной установки.

Допустимый остаточный протектор зимних покрышек

По правилам ПДД, на шинах, предназначенных для использования зимой, протектор должен быть не ниже 5 мм. Сами же производители признаются, что при высоте протектора ниже 4 мм практически все сцепные характеристики с дорогой теряются.

Глубина протектора

Индикатор износа протектора шины

Нарезка протектора шины

Нарезка протектора на шинах

Шины под нарезку протектора

Как делается нарезка протектора

Чтобы нарезать дополнительную глубину на протекторе, стоит обратиться в специальный сервис или шиномонтаж, который занимается данной процедурой. Если же Вы всё-таки решились сделать это самостоятельно, используйте машинку-регрувер для нарезки протектора к примеру модели RILLFIT S-146B. Стоимость данного устройства примерно 600-700$, поэтому для одноразовой процедуры приобретать её не совсем выгодно.

Углубление протектора с помощью машинки для нарезки Rillfit

Протектор легковых шин, виды рисунка и их классификация was last modified: Апрель 25th, 2017 by abc-tyre

Какие шины официально безопасны

У зимнего типа шин протектор должен возвышаться минимум на 4 мм.

Также рекомендуется учесть, что при неравномерности износа оставшаяся глубина протектора замеряется в самом пострадавшем участке шины.

Если обнаружены критические повреждения, работник дорожно-патрульной службы вправе вынести предупреждение либо наказать равняющимся 500 рублям штрафом. Конечно, денежное наказание зачастую не действует на любителя поездок с изношенной резиной на колесах. Он вручает деньги патрульному и продолжает эксплуатировать авто со стершимися шинами до первой аварии. И только после нее понимает важность поддержания глубины узора протектора на оптимальном параметре.

Конечно такой износ рисунка протектора шин, как на рисунке внизу абсолютно не допустим.

износ рисунка протектора шин до нуля

Почему в правилах указана именно эта глубина протектора

В различных государствах значение оставшейся глубины протектора для легкового транспорта может меняться. Эта особенность местных правил дорожного движения обусловлена эксплуатационными и климатическими условиями. Например, для Германии с ее скоростными автобанами наименьший остаток глубины протекционного рисунка на летней шине должен равняться не 1,6 мм, а 3 мм.

Тайна раскрывается очень просто: на максимальной скорости уже не получится ездить безопасно по немецким автобанам с российским параметром критического износа. Указанные в правилах значения характеристики подкрепляются многолетним опытом пользования покрышками, множеством тестов и собранной во время изучения произошедших аварий статистикой.

На что конкретно влияет износ рисунка протектора шин

Понимание зависимости сцепных способностей от изношенности протекционного рисунка придет на примере шин зимнего типа. Остаток от первоначальной глубины их протектора должен обладать минимум 4-миллиметровым значением. Зимой под автомобильными колесами находится не асфальт, а снег и лед. Будучи растопленным противогололедными химическими реагентами, он превращается в кашу. Чтобы удержать автотранспорт на дороге и сохранить его управляемость, значение высоты протектора должно соответствовать максимальным требованиям.

Высота протектора новой шины

Высота протектора новой шины.

Способность к всплыванию является не единственной особенностью шин с износившимся рисунком протектора. В процессе его истончения покрышка хуже нивелирует дорожные неровности. Чем новее шина, тем комфортнее станет поездка.

Можно ли покупать б/у шины

Воздействие остающегося узора протектора на эксплуатационные особенности шин и безопасность поездок заставило правительства различных государств запретить продажу бывших в употреблении покрышек. Или на законодательном уровне указать глубину протекторного узора, которая позволяет перепродавать изделия. Но в РФ подобные ограничение вводить не планируется: автовладелец должен самостоятельно узнать степень безопасности покупаемой на вторичном рынке покрышки. Здесь существуют как положительные, так и отрицательные стороны.

Например, полуизношенная шина от топового изготовителя может на голову превосходить новое бюджетное изделие российского или китайского производства, поэтому у таких покупок есть здравый смысл. Но рекомендуется понимать, что даже иностранные покрышки премиум-класса постепенно теряют сцепляющие способности в процессе изнашивания. Если протектор сильно изотрется, в реальных условиях эксплуатации у водителя окажется меньше тяги и сцепления.

Предельный износ рисунка протектора шин

На такой шине далеко не уедешь.

Как определить остаточную высоту при износе рисунка протектора шин

С этой целью изготовители шин предусмотрели индикаторные спецотливки, которые реализованы разными способами. Оснащенные индикаторами износа участки покрышек отмечаются на боковинах треугольниками или буквами TWI (Tread Wear Indicator).

Индикатор износа рисунка протектора шин

Износ рисунка протектора шин

Зимние шины-липучки могут обзаводиться двумя такими индикаторами для летних и зимних месяцев года. Когда зимой пользоваться шинами становится опасно, ничто не препятствует поездках на них в теплую сухую погоду летом. Шинам с шипами это опция не присвоена.

протектор

Протектором шины называют наружным элементом с определенным рисунком, который предназначен обеспечить оптимальное пятно контакта для различного дорожного покрытия и типа автомобиля. Также протектор защищает от порезов, проколов и других повреждений во время езды.

Протектор отличается рисунком, направлением, толщиной, качеством сырья — эти характеристики определяют сезонность шины, тип дорожного покрытия, для которого предназначены и тип транспортного средства.

Что такое глубина протектора покрышки

шины

Глубиной протектора шины называется расстояние от дна бороздки для воды до крайней верхней точки подошвы, контактирующей с дорогой. В процессе эксплуатации резина изнашивается за счет силы качения и трения, соответственно высота протектора также уменьшается. Более продвинутые шины имеют цветовой индикатор износа, благодаря которым вы всегда в курсе о состоянии протектора. Однако большинство шин не оснащены полезной функцией, что требует самостоятельного замена высоты протектора, более подробно:

  • принято считать, что эталонное значение минимальной толщины протектора от 1.5 до 1.7мм. В этом случае эксплуатировать резину можно, однако ее свойства значительно ухудшаются, резину ведет, тормозной путь увеличен. При остатке 1 и менее миллиметра, ездить на таких шинах опасно, так как они уже на 80% не выполняют свои функции, что особенно заметно в дождь. Средний срок эксплуатации шин — 5 лет;
  • для хорошей зимней резины с шипами высота протектора составляет 11 мм, но если выпало более 50% шипов — эксплуатировать эти шины опасно, так как основной источник надежного зацепа здесь — шипы;
  • для всесезонных шин минимальный остаток высоты проектора составляет 2.2 мм.

Минимальная глубина протектора

Итак, минимальная глубина протектора та, при которой еще возможна эксплуатация шин. Согласно правилам дорожного движения, для каждого типа транспортного средства предусмотрен минимальный остаток:

  • для мототранспорта — 0.8мм;
  • для грузовых и прицепах с полной массой более 3500 кг — 1мм;
  • для легковых автомобилей, массой до 3500 кг — 1.6мм;
  • для автобусов (более 8 мест) — 2мм.

Помните, что при эксплуатации шины с минимальным остатком рисунка вы не только рискуете жизнью и здоровьем своим, но и других участников дорожного движения. При таком износе важно знать следующие правила:

  • ограничьте максимальную скорость до такой, где вы успеете, при необходимости, безопасно затормозить;
  • тормозной путь увеличился, поэтому планируйте торможение заблаговременно;
  • не перегружайте автомобиль грузами.

Способы измерения глубины протектора шины

На сегодня существует несколько таковых способов:

  • при помощи монетки, что дает примерную картину остаточной толщины. Для этого берется монета, достоинством 10 копеек, и ставится в канавку;
  • линейка — также помогает в “домашних” условиях измерить глубину, при этом вы получите более чистые цифры и ясное понимание текущего состояния шины;
  • глубиномер — это цифровой измеритель, который показывает верное значение остатка протектора. Если у вас под рукой нет данного прибора — обратитесь в любую шиномонтажку или шинные центры.

Виды протекторов шин

рисунок протектора

Современный рынок шин предлагает огромное количество вариантов, благодаря чему вы имеете возможность выбрать резину индивидуально под свои потребности. Рисунок протектора — не просто прихоть эстетики, а несет в себе важные функции и обязанности. Рассмотрим виды протекторов подробно.

Шины с симметричным ненаправленным рисунком протектора

Это один из самых распространенных типов рисунка. Углубления рисунка на ружной части зеркалят друг друга, то есть наносятся параллельно, а это дает возможность устанавливать колесный диск с любой стороны, то есть у шины нет наружной или внутренней части. Помимо зеркального расположения такие шины обладают самыми сбалансированными характеристиками, а именно: прекрасное соотношение комфорта и плавности движения, а также минимальный шум, стоимость на рынке автошин самая приемлемая.

Шины с симметричным направленным рисунком протектора

Данный тип рисунка обеспечивает наилучший отвод воды, а значит езда по лужам и мокрой дороге, а значит шанс “поймать” аквапланирование (когда шина соприкасается с поверхностью воды а не дороги, автомобиль будто плывет) минимизировано. Часто такие шины имеют высокоскоростные характеристики, индекс скорости до 300 км/ч, но здесь рисунок направленный, о чем говорит надпись Rotation. Такие шины идеально подходят для автомобилей, чья максимальная скорость доходит до 300 км/ч, а также для дождливых регионов. Отличается более высокой стоимостью а также премиальным качеством исполнения.

Шины с универсальным рисунком протектора

Такая шина имеет рисунок в виде шашек, сот и ребер. Они отлично подходят для условного бездорожья, обладают грунтозацепляющими характеристиками, протектор отличается высокой глубиной. Подходят для эксплуатации на любом типе дорожного покрытия, грунтовки,песка и грязи. Устанавливается на большинство грузовых автомобилей типа самосвалов, также вы их можете встретить на автобусах ПАЗ-32054, советских грузовиках ГАЗ-53, ЗИЛ-130.

Шины с всесезонным рисунком протектора

Такой вид автомобильной резины имеет асимметричный вид рисунка. Это дает возможность совместить в себе две главные характеристики — уверенный зацеп зимой и отличная управляемость летом. Внутренняя часть протектора имеет усиленный блок,а наружная часть упрочняющее ребро.

Особенность данных покрышек в том, что полноценные характеристики проявляются в температурном диапазоне от -10 до +10 градусов. В остальном эти шины довольно “средние”, не способные в полной мере обеспечить необходимым в определенное время года: летом будет повышенный шум и более быстрый износ, зимой худшая проходимость и управляемость.

Шины с асимметричным рисунком протектора

Существует два вида такой резины: с направленным и ненаправленным рисунком. Ненаправленные отлично показывают себя в ситуациях, где автомобиль на высокой скорости быстро перестраивается и проходит затяжные повороты. Для этого усилили боковину, поэтому комфорт из-за повышенного шума уменьшается. Шина имеет направление, о чем свидетельствуют надписи на боковине: Outer (внешняя сторона), Inner (внутренняя).

Ассиметричный направленный рисунок — самый передовой, благодаря тому, что от воды и грязи шина моментально очищается, обеспечивается идеальная плавность хода и комфорт.

Классификация по сезону использования

Помимо прочих характеристик, автомобильные шины классифицируются по сезону, то есть летние, зимние и всесезонные. Крайне важно соблюдать сезонность, что в будущем позволит увеличить срок службы резины, при этом протектор изнашивается оптимально и равномерно, безопасность и плавность хода остается на высоком уровне.

Отличия зимней и летней шины

Летние шины выполнены из специального состава, который позволяет ее эксплуатировать при высоких температурах. Помимо высокой температуры асфальта, при движении шины нагреваются от раскаленных тормозных дисков и за счет силы трения. В отличие от зимней, летняя покрышка жесткая, за счет чего улучшает коэффициент трения, а также в полной мере обеспечивает плотное пятно контакта.

При температуре ниже нуля такая шина становится “дубовой”, ни одна из характеристик не появляется, автомобиль моментально заносит, теряется контроль рулевого управления и торможения.

Зимняя шина отличается глубоким протектором, а также способностью сохранять эластичность при сверхнизких температурах. Мягкость шины обеспечивает комфорт, а шипы, липучки и высокий протектор обеспечивает отличный зацеп на снегу и льду, сокращая тормозной путь и минимизируя вероятность заноса.

Классификация шин для внедорожников

внедорожные шины

Шины для внедорожников отличаются от других многими характеристиками: формой продольных и поперечных рисунков протектора, размерами, жесткостью. Помимо стандартных характеристик, внедорожные шины имеют свои значения,о которых подробно далее.

A/T (ALL-TERRAIN) — для грунтовки. Данный тип шин универсален, позволяет передвигаться по асфальтовым дорогам, грунту и умеренному бездорожью. Такие шины еще называют экспедиционными. Благодаря усиленному корду шины не расползаются при снижении давлении. Использовать All-Terrain на асфальте можно до 90 км/ч, далее будет максимальный дискомфорт от жесткости и шума. Именно с такого типа покрышек рекомендуется начинать свой путь в “офф-роад”.

M/T (MUD-TERRAIN) — для грязи. Представляет собой улучшенную версию А/Т за счет радиальной структуры каркаса. Соотношение эксплуатации город/бездорожье — 20/80. Желательно такую резину использовать на бездорожье, так как асфальтовое покрытие быстро стирает протектор.

X/T (EXTREME-TERRAIN) — для экстремального бездорожья. Отличаются огромным потенциалом там, где нет дорог, а также невозможностью езды по асфальту. Обеспечивают наилучшие характеристики в грязи, песке, грунте, на болотах, а также снегу. Применение экстремальной резины значительно повышает расход топлива а также увеличивает нагрузку на ступичные подшипники.

Как протектор шины влияет на тормозной путь

тормозной путь

Модель шины, глубина протектора и тип рисунка значительно влияют на тормозной путь. От модели зависит качество сырья а также исполнения, насколько цепко резина будет “держаться” за асфальт, обеспечивая пятно контакта.

Чем меньше глубина протектора, если речь идет об износе, тем длиннее тормозной путь за счет уменьшения рабочей поверхности, которая и обеспечивает вашу безопасность. Рисунок не менее важен тем, что в дождь или грязь он должен отводить все от шины в сторону, чтобы не допустить “подушки” между дорожным покрытием и колесом.

Выбирайте шины согласно рекомендациям завода-изготовителя вашего автомобиля, а также не эксплуатируйте резину до критического износа!

Вопросы и ответы:

Для чего нужен протектор на шине? Это часть покрышки, которая во-первых, предотвращает прокол основной части шины, а во-вторых, обеспечивает стабильное пятно контакта с дорогой, даже в дождь.

Какой остаток протектора допускается? Для легкового автомобиля – 1.6миллиметров. Для грузовиков – 1 миллиметров. Для автобусов – 2мм. Для мототранспорта (мопеды, скутеры, мотоциклы) – 0.8мм.

Как называются прорези на шинах? Поперечные и продольные прорези образуют рисунок протектора. Они называются канавками, и служат для отведения воды и грязи от пятна контакта. Мелкие прорези на протекторе – ламели.

Читайте также: