Психологическая поддержка пострадавших в дтп конспект мчс

Обновлено: 02.07.2024

Большое значение для оценки и прогнозирования психических последствий имеет факт того, был ли человек непосредственно участником ЧС, оказался ли ее свидетелем или в результате ЧС пережил потерю близкого или родственника. Рассматривая способы психологической помощи в чрезвычайных ситуациях, необходимо обратить внимание на категории пострадавших: участники ЧС (жертвы и пострадавшие), очевидцы или свидетели, наблюдатели (зеваки), телезрители и собственно сами специалисты, оказывающие помощь (сотрудники МЧС).

К категории участников ЧС (жертв и пострадавших) относят всех лиц, оказавшихся в очаге ЧС. В зависимости от того, как они вели себя в очаге чрезвычайной ситуации, можно говорить и о тех последствиях, в том числе и психологических, которые могут возникать в качестве реакции на травму.

Очевидцы или свидетели – категория людей, которая в момент ЧС находилась в непосредственной близости от места ее возникновения. Наблюдатели (зеваки) – те, кто услышал о происшедшем и прибыл на место ЧС спустя некоторое время после окончания воздействия. Степень травматизации людей в этих двух группах во многом зависит от их личностных особенностей и наличия травматических ситуаций в прошлом. Для одних тушение пожара в жилом доме станет лишь любопытным, захватывающим зрелищем, у других может вызвать психические (страхи, неврозы) и соматические (обострение хронических заболеваний, бессонница, головные боли) нарушения.

Специалисты – люди, оказывающие помощь пострадавшим, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС. В ситуации выполнения профессиональных обязанностей, связанных с помощью другим людям, эмоциональные переживания ощущаются как приглушенные, специалист в первую очередь ориентирован на выполнение задачи. Такая реакция считается нормой. Однако не всегда работа в экстремальных условиях проходит для специалистов бесследно, у них могут проявляться отсроченные реакции, которые могут возникнуть спустя много лет [6].

В чрезвычайной ситуации наиболее часто мы можем столкнуться с различными шоковыми реакциями, которые в свою очередь можно разделить на реакции по тормозимому и возбудимому типу. К тормозимым реакциям в первую очередь относят ступор. Ступор может возникать в ответ на сильное нервное потрясение (землетрясение, взрыв, нападение, жестокое насилие), когда человек затратил столько энергии на выживание, что сил на контакт с окружающим миром уже нет. Он может длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Характерными особенностями ступора являются:

  • • резкое снижение или отсутствие произвольных движений и речи;
  • • отсутствие реакций на внешние раздражители (шум, свет, прикосновения, щипки);
  • • застывание в определенной позе, оцепенение, состояние полной неподвижности;
  • • в отдельных случаях возможное напряжение отдельных групп мышц.

В подобном состоянии человек не реагирует на внешние воздействия, его поза напряжена, движения минимальны до полного отсутствия. При внешнем покое необходимо отметить, что человек испытывает сверхсильное внутреннее напряжение, которое можно сравнить с такими ощущениями, как сведенные мышцы после усиленных физических действий.

Если человеку, находящемуся в состоянии ступора, не оказать помощь, то это может привести его к полному физическому истощению, или более тяжкому физическому ущербу, так как в подобном состоянии он не может отслеживать изменений в окружающей обстановке, и как следствие, подвергаться новым воздействиям.

Помощь в ступорозных состояниях

  • 1. Согните пострадавшему пальцы на обеих руках и прижмите их к основанию ладони. Большие пальцы должны быть выставлены наружу.
  • 2. Кончиками большого и указательного пальцев массируйте пострадавшему точки, расположенные на лбу, над глазами ровно посредине между линией роста волос и бровями, четко над зрачками.
  • 3. Ладонь свободной руки положите на грудь пострадавшего. Подстройте свое дыхание под ритм его дыхания.
  • 4. Медленно и четко говорите ему то, что может вызвать сильные эмоции (лучше негативные, так как они быстрее вызываются).

К возбудимым типам реакции в стрессовых ситуациях относят двигательное возбуждение и нервную дрожь.

В состоянии двигательного возбуждения происходит раскоординация всей сознательной деятельности – человек теряет способность логически мыслить и принимать решения, становится похожим на животное, мечущееся в клетке. При этом возможно наблюдать амнезию, в результате которой у индивида теряются воспоминания о произошедших событиях и собственных действиях.

Характерными признаками двигательного возбуждения являются:

  • • резкие движения, часто бесцельные и бессмысленные действия;
  • • ненормально громкая речь или повышенная речевая активность (человек говорит без остановки, иногда абсолютно бессмысленно):
  • • во многих случаях отсутствие реакции на окружающих (на замечания, просьбы, приказы).

Помощь лицам, переживающим двигательное возбуждение

  • 1. Используйте прием "захват": находясь сзади, просуньте свои руки пострадавшему под мышки, прижмите его к себе и слегка опрокиньте на себя.
  • 2. Изолируйте пострадавшего от окружающих.
  • 3. Помассируйте пострадавшему "позитивные" точки (находятся на лбу над бровями, на середине глаз).
  • 4. Говорите спокойным голосом о чувствах, которые он испытывает ("Тебе хочется что-то сделать, чтобы это прекратилось?" "Ты хочешь убежать, спрятаться от происходящего?").
  • 4. Не спорьте с пострадавшим, не задавайте вопросов, в разговоре избегайте фраз с частицей "не", относящихся к нежелательным действиям ("Не беги", "Не размахивай руками", "Не кричи").

Двигательное возбуждение обычно длится недолго и может смениться нервной дрожью, плачем, а также агрессивным поведением.

Нервная дрожь проявляется так, как будто человек сильно замерз. Особенно ярко это проявляется в треморе конечностей, в речи – заикание. По собственному желанию человек не может прекратить эту реакцию. Реакция может длиться достаточно длительное время – до нескольких часов. Если эту реакцию не остановить, то напряжение останется внутри, в теле, и вызовет мышечные боли, а в дальнейшем может привести к развитию психосоматических заболеваний. При прекращении реакции пострадавший чувствует сильную усталость и нуждается в отдыхе.

Характерные признаки нервной дрожи:

  • • внезапно начинается дрожь – сразу после инцидента или спустя какое-то время;
  • • возникает сильное дрожание всего тела или отдельных его частей (человек не может удержать в руках мелкие предметы, зажечь сигарету).

Помощь при нервной дрожи

  • 1. Нужно усилить дрожь. Возьмите пострадавшего за плечи и сильно, резко потрясите в течение 10–15 с.
  • 2. Продолжайте разговаривать с ним, иначе он может воспринять ваши действия как нападение.
  • 3. После завершения реакции дайте пострадавшему возможность отдохнуть. Желательно уложить его спать.

При нервной дрожи нельзя:

  • • обнимать пострадавшего или прижимать его к себе;
  • • укрывать пострадавшего чем-то теплым;
  • • успокаивать пострадавшего, говорить, чтобы он взял себя в руки.

Психологическая помощь лицам, получившим травматический опыт (происходят большие изменения в психике, человек начинает делить свою жизнь на две части – до события и после него, у человека возникает ощущение, что окружающие не могут понять его чувств и переживаний)

  • 1. Помогите пострадавшему выразить чувства, связанные с пережитым событием (если он отказывается от беседы, предложите ему описать происшедшее, свои ощущения в дневнике или в виде рассказа).
  • 2. Покажите пострадавшему, что даже в связи с самым ужасным событием можно сделать выводы, полезные для дальнейшей жизни (пусть человек сам поразмышляет над тем опытом, который он приобрел в ходе жизненных испытаний).
  • 3. Дайте пострадавшему возможность общаться с людьми, которые с ним пережили трагическую ситуацию.
  • 4. Не позволяйте пострадавшему играть роль жертвы, т.е. использовать трагическое событие для получения выгоды, ("я не могу ничего делать, ведь я пережил такие страшные минуты, часы, дни").

Психологическая помощь человеку, получившему серьезную физическую травму

  • 1. Скажите пострадавшему, что находитесь рядом с ними и помогаете ему.
  • 2. Накройте его чем-нибудь для сохранения тепла.
  • 3. Поддерживайте с травмированным телесный контакт (например, держите сто за руку).
  • 4. Говорите с пострадавшим и слушайте его.
  • (Рекомендации разработаны психологами Дортмундского университета на основе многочисленных интервью с жертвами несчастных случаев и врачами скорой медицинской помощи.)

Необходимо обратиться за помощью к кризисному психологу в случаях, когда после воздействия стрессового события остаются следующие симптомы:

1. Закрепить и углубить теоретические знания общих принципов и особенностей общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.

2. Выработать первоначальные навыки общения с пострадавшими в чрезвычайных ситуациях.

3. Развить качество усвоения обучающихся учебного материала.

4. Воспитать у обучающихся стремление к углубленному освоению материала по теме занятия.

II. Расчет учебного времени

и порядок проведения занятия

1. Приемы активного слушания.

3.Особенности общения с человеком, переживающим горе, утрату.

4. Анализ ошибок в общении с пострадавшими в ЧС.

Нормативные документы и интернет-ресурсы:

IV. Учебно-материальное обеспечение

1. Технические средства обучения: мультимедийный проектор, слайды.

2. Конспект лекций по теме № 2.2.

V. Методические рекомендации преподавателю по подготовке к проведению практического занятия

При подготовке к занятию необходимо изучить учебные вопросы, структуру и содержание практического занятия, ознакомится с литературой и методическими рекомендациями, уточнить количество и готовность рабочих мест к проведению практического занятия обучающимися. По завершении личной теоретической подготовки необходимо составить план проведения практического занятия с указанием времени, отводимого на отработку учебных вопросов.

Во вводной части занятия (10 мин) проверить наличие обучающихся на занятии. Объявить тему, цели занятия, учебные вопросы, актуальность изучаемой темы, а также акцентировать внимание практическую значимость изучаемого материала в дальнейшей практической деятельности.

Актуальность. Общение с пострадавшими в чрезвычайной ситуации является неотъемлемой частью работы спасателя.

Далее выполнить упражнение, направленное на отработку стереотипов в общении.

Следующее упражнение, направленное на отработку взаимодействия, ориентированного на получение совместного результата.

Как вы помните, адекватное взаимодействие с пострадавшими может помочь в проведении аварийно-спасательных работ, а также оказать положительное влияние на специалиста. Грамотный подход к установлению и поддержанию контакта позволяет избежать многих негативных последствий. Однако не стоит забывать, что пострадавшие могут находиться в таком состоянии, которое осложняет установление контакта.

Далее рекомендуется привести пример.

Горноспасатели, работая на одной из шахт, проводили эвакуацию пострадавших шахтеров. Двое из них демонстрировали неадекватное поведение: отбивались от специалистов, громко кричали при малейшем прикосновении (несмотря на незначительность физических травм), сами при этом идти отказывались. Такое их поведение объясняется сильным страхом, который они испытали во время аварии.

Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам.

  • Сталкивались ли вы в своей профессиональной деятельности со сложностями в установлении контакта с пострадавшими?
  • В чем именно заключались эти сложности?

Общаться с людьми, пережившими эмоциональное потрясение, достаточно сложно. Вступая в контакт с пострадавшим, первое, что необходимо сделать, это дать понять человеку, что вы здесь, чтобы помочь. Несомненно, в каждом конкретном случае существуют свои особенности построения общения с пострадавшими. Но существует ряд общих принципов, которые позволяют осуществлять его более эффективно.

Общие принципы общения с пострадавшими:

Рекомендации по ведению. Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам.

  • Использовали ли вы уже в своей работе какие-то из этих принципов?
  • Почему специалисту важно отслеживать собственное эмоциональное состояние?

Рекомендации по ведению. На данном этапе рекомендуется выполнить упражнение с последующим его обсуждением.

Инструкция. Опираясь на только что озвученные принципы общения с пострадавшими, определите, какие фразы из списка отвечают перечисленным требованиям, а какие являются неверно построенными. Несомненно, в некоторых случаях могут оказаться эффективными и те фразы, которые не отвечают общим принципам. В том случае, если вы заметили такую фразу, аргументируйте ее эффективность.

  • Посмотри на меня.
  • Я не знаю, когда прибудут медики.
  • Нужно быть сильным.
  • Не надо так кричать.
  • Отойди и встань там.

Примерные вопросы для обсуждения:

  • Как вы думаете, каким образом можно изменить те фразы, которые вы отметили как неверно построенные, чтобы они отвечали общим принципам общения с пострадавшими?

В общении с людьми, находящимися в особом состоянии, имеет большое значение навык конструктивного общения. С помощью него можно эффективнее выстраивать свою работу, сохраняя собственные силы для продолжения профессиональнойдеятельности. Несомненно, часто деятельность горноспасателей осуществляется в условиях, когда общение невозможно реализовать. В таких случаях особую роль приобретает невербальный контакт с пострадавшим: жесты, позы, зрительный контакт, характер прикосновений и пр. То есть, даже не имея возможности выстроить общение в словесной форме, можно оказать влияние на пострадавшего особым образом выстроенным поведением.

ОБЩЕНИЕ С ПОСТРАДАВШИМ В ОЧАГЕ ЧС

Сейчас мы рассмотрим основные принципы общения с одной из групп пострадавших — жертвами. Это та категория, с которой горноспасатели чаще всего сталкиваются в ходе проведения работ. Жертвы — группа пострадавших, к которой относятся люди, временно изолированные в очаге ЧС (например, находящиеся под завалом).

Взаимодействие с данной группой пострадавших подчиняется основным правилам общения с пострадавшими, которые мы рассмотрели, но имеет определенную специфику. Общение с временно изолированными людьми включает в себя:

Работа с жертвой (в сознании) в течение аварийно-спасательных работ:

общаться с жертвой в течение проведения работ.

    При возможности необходимо поддерживать физический контакт (взять человека за руку, за ногу).

Сбор информации о жертве включает в себя:

  • имя пострадавшего;
  • информацию о его физическом самочувствии (что болит, как дышит);
  • информацию о том, что вокруг (звуки, запахи, свет, температура), в том случае, если пострадавший изолирован и у вас нет возможности самостоятельно оценить окружающую обстановку;
  • информацию о том, кто был с ним во время трагедии;
  • информацию о том, кто может находиться поблизости с ним.

Рекомендации по ведению. Далее рекомендуется задать несколько

  • Как вы думаете, чем может помочь данная информация самим специалистам?
  • Как эта информация может использоваться при проведении аварийно- спасательных работ?
  • Какую информацию мы можем предоставить жертве ЧС?
  • Что важно услышать человеку, изолированному в очаге ЧС?

Информация для жертв предоставляется следующая:

  • информация о том, что специалисты прибыли и делают всё для его спасения;
  • информация о том, что изолированному человеку необходимо сохранять спокойствие, так как это одно из главных средств к его спасению;
  • информация о том, что пострадавший не должен принимать каких-либо физических усилий к самостоятельной эвакуации;
  • информация о необходимости максимальной экономии собственных сил, что можно достичь с помощью: закрытых глаз, медленного, неглубокого и через нос дыхания;
  • информация о том, что высвобождение может занять больше времени, чем хочется пострадавшему;
  • комментирование действий горноспасателей по извлечению пострадавшего.

Работа с жертвой после ее извлечения

Специалисту важно дать понять пострадавшему, что его передают другим специалистам, которые сделают все, что в их силах, чтобы ему помочь. Это необходимо, поскольку люди, пострадавшие в ЧС, не всегда способны четко осознавать происходящее и могут неверно истолковать ваши действия.

Рекомендации по ведению. Далее рекомендуется задать несколько вопросов участникам.

  • Были ли случаи, когда вам приходилось оказывать психологическую поддержку пострадавшим?
  • Какие методы вы использовали для установления контакта с пострадавшим?

Инструкция к просмотру. Сейчас мы посмотрим видеоролик, посвященный рассказу пострадавшей о ходе проведения работ, о взаимодействии со специалистами. Постарайтесь понять, была ли оказана психологическая поддержка девушке. Отметьте, что для данной пострадавшей было важным в общении со специалистами.

Примерные вопросы для обсуждения после просмотра:

  • Как вам кажется, что было важным для пострадавшей при взаимодействии со специалистами?
  • Была ли ей оказана психологическая поддержка?
  • Какие недостатки были отмечены в общении специалистов с пострадавшей?
  • Можете ли вы сказать, что еще мог бы сделать специалист при взаимодействии с пострадавшей для улучшения ее состояния?

По окончании учебного вопроса подвести итоги рассмотрения первого вопроса и приступить к рассмотрению второго учебного вопроса.

a) ведущим зачитываются карточки с неприятными ситуациями. Группе необходимо найти как можно больше ресурсов для данной ситуации.

Законспектировать в тетрадях определения и основные положения выступления. Затем провести опрос. По окончании рассмотрения второго учебного вопроса подвести итоги и приступить к рассмотрению третьего учебного вопроса.

Прочтите отрывок из записи первой встречи с пациенткой, пере­несшей утрату (интервью 1).

• Предположите, какой условно выделенной фазе горя соответ­ствуют переживания.

• Есть ли признаки депрессии?

• Каковы физические симптомы?

• Есть ли признаки возможного развития патологической реак­ции горя?

Интервью 1 (отрывок)

Пациентка (женщина 26 лет)- (П): Я понимаю, что вы не можете мне ничем помочь, пришла я к вам только из-за ребенка. Может быть, посоветуете, как вести себя… У меня муж погиб (пауза, сдерживает рыдания)… недавно.

Консультант (К): Ужасно… Какой ужас вы переживаете… Я поста­раюсь помочь, чем смогу (пауза).

Как же это случилось?

(П): Они перевернулись. Ехали вместе с братом. У брата ни одной царапины… Муж был за рулем. Сразу за постом ГАИ. И скорость была маленькая. Никто не понял, что произошло. Перелом шеи. Выехал трейлер, он хотел в сторону… перевернулась машина. Он сразу умер. Потом привезли тело… не сразу. Погиб возле Пскова, в России. По­ка оформляли все. Только через три дня. Я не верила, не верила, по­ка не увижу. Детей отвезли к бабушке. Они не были дома, когда хо­ронили. Я не могла сыну сказать. Просила всех, соседей, родствен­ников, чтобы не говорили. Привезли их домой, детей. Здесь все убрали, никаких следов нет. Он знал, что папа уехал. И ждет его, ко дню рождения подарок он обещал ему привезти… Извините… (сдерживаемые рыдания).

(К): Пожалуйста, не сдерживайте себя, плачьте… не нужно сдер­живаться (пауза).

(П): (плачет)… (К): Когда погиб ваш муж?

(К): Наверное, он догадывается, что в доме беда случилась. Скрыть же невозможно свое состояние. Тем более, ему сказали дети. И он не знает, кому верить. Сколько ему лет: пять, больше? (П): Будет шесть в мае.

(К): Он не знает, что делать, как и вы. Вам сейчас очень тяжело. И ему тоже очень плохо. Это самое тяжелое время. Может быть, вам бу­дет легче, если вы будете вместе плакать, сейчас вы одна и сын один. Кто-нибудь еще есть дома, кроме вас, кто мог бы с ним поговорить? (П): Сестра моя у нас ночует, днем она учится. Но она еще сама ре­бенок. А дочке два года. Она ничего не понимает. Хочет играть. Все время капризничает. А я не могу их видеть. Я никого и ничего не хочу. Я не хочу никого, кроме Димы, как вы не понимаете! Я не могу вместе с сыном плакать, я сойду с ума. Опять отвезти их к маме?

(К): Если вы отвезете, останетесь одна? Вряд ли так будет лучше. Вы физически как себя чувствуете?

(П): Не знаю. Я ничего не чувствую, кроме боли… Я не сплю. Но я не хочу никаких лекарств. Я не больная! У меня столько злости! Я нена­вижу всех. Я ненавижу Бога, если он есть. Так не могло случиться. По­чему живут негодяи, а Дима погиб? Нет никакого Бога. За что ребенку такое? Он никогда никому не сделал ничего плохого. Он был… просто… Все к нему шли, он ни одному человеку не отказал в помощи. И сейчас он поехал из-за брата, машину ему перегнать. Они все пользовались….

(П): Наверное, у него было много друзей….

(К):У него друзья и школьные, и институтские, и братья двоюрод­ные, и соседи… Он всегда среди людей… (далее рассказ о муже).

По окончании рассмотрении учебного вопроса подвести итоги, затем провести контрольную работу по вариантам. Во время работы обучающихся, собрать и проверить конспекты лекций, выставить оценки.

Провести дискуссию. При рассмотрении учебного вопроса использовать мультимедиа оборудование. По окончании рассмотрении учебного вопроса подвести итоги, затем провести контрольную работу по вариантам. Во время работы обучающихся, собрать и проверить конспекты лекций, выставить оценки.

В заключительной части (10 мин) — подвести итоги занятия, дать характеристику последующих тем, указав, где будут использоваться обсужденные материалы, оценить работу обучающихся, дать задание на самоподготовку.

Летом на озере утонули два подростка, брат с сестрой. Отец, погибших детей первое время после трагедии не верил, что это произошло именно с его детьми, но через несколько дней, осознав случившееся, впервые заплакал. Мужчина стал пытаться выяснить подробности случившегося и искать виновных.

Две недели назад женщина потеряла отца, с которым проживала совместно. Между ними всегда были очень теплые и добрые отношения. Своей семьи у женщины не было. На данный момент женщина взяла длительный больничный, так как работать она не может из-за внутренних переживаний, из-за трудностей, возникших в общении с коллегами по работе. Но и дома она не может найти места, занять себя чем-либо. Постоянное ощущение одиночества, ненужности и непонимания. На телефонные звонки подруг не отвечает. Редко выходит из дома.

Мужчина потерял своего старшего брата, с которым они были очень близки. После похорон мужчина оборвал все нити, связывающие его с миром. Мир, по его мнению, опасен, верить нельзя никому. Сам он никому не нужен в этой жизни, ему никто не нужен тоже. Близких родственников у мужчины не осталось, друзей со временем он растерял. Он перестал выходить без лишней надобности из дома, сократив выходы до посещения магазинов. А на хлеб зарабатывал переводами, общаясь с издателем через курьера, приходившего в определенный день.

Карточка 10

Карточка 11

Женщина 2 года назад попала в ДТП. Травмы были серьезными, долго пролежала в больнице. Тяжелые травмы получили и другие участники ДТП. Когда женщина поправилась, долгое время не садилась в машину, предпочитая автобусы. На данный момент женщина получила права и самостоятельно с удовольствием водит автомобиль. Многие из знакомых удивляются, как она не боится садиться за руль после произошедшего события.

Примеры похожих учебных работ

2. Характеристика психологических расстройств у пострадавших при чрезвычайных ситуациях

. сосудистого русла. 2. Характеристика психологических расстройств у пострадавших при чрезвычайных ситуациях. Еще в 1927 г. . не только психического, но и физического здоровья пострадавших. 4. Посттравматические стрессовые расстройства (птср) Изучение .

Методы и технологии социально-педагогической реабилитации детей, пострадавших от .

. В данных учреждениях необходимо учитывать психологические, личностные . мероприятий, направленных на дополнительные занятия с ребёнком по . жизни, мир его прежнего общения. На первом этапе . совокупность отдельных учебных площадок, на базе различных .

1/Понятие общения в психологии Значение общения в жизни человека

. Фактическое общение необходимо в стандартизированных ситуациях, при этом не происходит обмена повой информацией; оно . материального производства, торговли, такие занятия, как коллекционирование; эта форма общения может принимать болезненные формы .

29. Психология общения

. информацией. Характеристики общения: 1) содержание общения включает передачу информации, восприятие и взаимооценку партнеров. Информация . о том, что необходимо воздержаться от какого-либо действия. Цели общения человека значительно шире, .

Смирнов. Деловое общение. Первый контакт. Деловая беседа

. общения — при сборе информации. При первом контакте потенциального партнера сажают на рав­ных напротив себя. В этой позиции необходимо . карточки младшим, женщины — мужчинам, хозяева — гостям. Не исключено, что на вашу визитную карточку . с вопросов о .

В результате освоения темы занятия студенты

По прибытии подразделений ГПС и ПСФ МЧС России к месту дорожно-транспортного происшествия (далее ДТП) необходимо:

1.При наличии загорания - ликвидировать ею имеющимися средствами

огнетушители, ранцевая установка, мелко распыленная вода). При наличии

пострадавших и отсутствии на месте ДТП медицинских работников через ЕДДС-01 (ЩД1С) вызвать данные подразделения к месту аварии и принять меры для извлечения пострадавших из аварийной машины для оказания им первой доврачебной помощи.

2. Огородить место ДТП, выставить аварийный автомобиль на деревянные
колодки (для предотвращения, качения), вскрыть двигательный отсек, отключить
аккумуляторную батарею, выставить предупредительный знак.

3. Разбить задний оконный проем, проникнуть внутрь автомобиля с целью
определения степени тяжести полученными пострадавшими травм, оказания им первой
доврачебной помощи и укрытия от возможного попадания на них различных фрагментов
автомобиля при работе аварийно-спасательного оборудования.

4. При необходимости разблокировать пострадавших. Для этого, при помощи
гидравлических кусачек снять крышу автомобиля. Пожарным топором увеличить зазор между краем двери и стойками автомобиля и с помощью гидравлического разжима вставленного в этот зазор, снять дверь.

а. Способ разблокировки водителя, зажатого рулевой колонкой.

К элементам передней подвески автомобиля и к рулевой колонке крепятся цепи (входягт в комплект аварийно-спасательного оборудования), затем при помощи гидравлического разжима или гидравлического домкрата рулевую колонку отводят от пострадавшего.

б. Способ разблокировки других пострадавших при ДТП.

в. При необходимости перемещения сидений надо использовать гидравлические
домкраты, установив их между сиденьем и любой жесткой частью автомобиля.

5.Очень осторожно извлечь пострадавших из аварийного автомобиля дл оказания им первой необходимой доврачебной помощи.

Наиболее характерными травмами при ДТП являются: кровотечения, ушибы, переломы, а также и в случаи возгорания топлива - ожоги.

1.Действия личного состава ГПС и ПСФ МЧС России по остановке кровотечения.

предыдущий на половину тура. Если кровотечение не останшишмяск а течение 15 минут, следует перекрыть артерию, по которой осуществляется приток крови к поврежденной конечности путем сдавливания нлн наложением жгута йа конечность выше раны.

Положить на место ушиба холод, прядать ушибленной конечное , л возвышенное положение, чтобы уменьшить приток крови.

При необходимей?! и снять со сломанной конечности пострад^тяго одежду и бижуг фию, проверить тип перелома (открытый или закрытый),, щш наличии раны изложить повязку и зафиксировать сломанную конечность шннями ; обязательной фиксацией двух соседних суставов, тем самым обеспечив ей абсолге; ' ый покой.

Нельзя: без крайней необходимости перемещать пострадавшего, предварительно не зафиксировав сломанные части тела; двигать сломанные части тела; * даться вернуть косте 5 нрвдильяоз положение; оставлять пострадавшего одного.

Необходимо выяснить характер ожога, площадь и глубину а также, не пострадали ли дыхательные пути, проследить, чтобы на место ожога не попала инфекция, оберегать обоженное место от травмы, При местном с .кол? пораженное место следут! как можно скорее охладить, поместив под струю холодной воды. При обширных ожогах этого делать нельзя, так как резкое охлаждение может вызвать у пострадавшего шок.

Нельзя; смазывать обожженное место; прокалывать - пузыри; снимать остатки одежды с поверхности ожога; оставлять пострадавшего одного.

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Огнева А.А., Хлоповских Ю.Г.

Концептуальные подходы к оказанию экстренной психологической помощи пострадавшим вследствие чрезвычайных ситуаций

Влияние готовности к преодолению экстремальных чрезвычайных ситуаций на личностное самоопределение в подростковом и юношеском периодах

Психологическая коррекция посттравматических симптомов и изменений личности у сотрудников МЧС России, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОКАЗАНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПОСТРАДАВШИМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ

А.А. Огнева, студентка, Ю.Г. Хлоповских, доцент, к.п.н., Воронежский институт ГПС МЧС России, г. Воронеж

Чрезвычайные ситуации и катастрофы - это не только материальные потери, а прежде всего, - страдания людей, которые становятся жертвами экстремальной ситуации, угроза их жизни и здоровью или экспозиция смерти других людей, в том числе родственников и близких. Когда чрезвычайная ситуация внезапно вмешивается в повседневную жизнь и резко ее меняет, люди испытывают острейший психологический стресс. В таких ситуация с внезапно обрушившимся горем людям помогают справляться специалисты - психологи МЧС России.

Сразу после критического инцидента, чрезвычайного события оказывается экстренная психологическая помощь - система краткосрочных мероприятий, направленных на оказание помощи одному человеку, группе людей или большому числу пострадавших в целях регуляции актуального психологического, психофизиологического состояния и негативных эмоциональных переживаний, связанных с кризисным или чрезвычайным событием. Для этого применяются специальные профессиональные методы, соответствующие требованиям ситуации.

К основным принципам кризисной психологической помощи относятся:

1. Эмпатический контакт. Под эмпатией понимается способность сопереживать; стремление почувствовать то, что чувствует другой человек, увидеть мир его глазами. Эмпатия не допускает формального отношения к человеку. Развитие эмпатии предполагает возможность выйти за пределы традиционных взаимоотношений и проникнуть в глубину человеческого страдания. Когда эмпатия объединяется с искренним стремлением усилить веру пострадавшего в себя, в свои собственные возможности, возникают конструктивные изменения.

2. Слушание и понимание. Оказывая кризисную помощь, важно не просто придерживаться схемы консультирования. Профессионалу очень важно не только разобраться в психологических проблемах пострадавшего, но и оценить его потенциал, и лишь затем применять ту или иную методику работы.

3. Объективность и реалистичность. Прежде чем оказывать какую либо помощь, важно понять структуру кризисной ситуации, определить потребности обращающегося за помощью, то есть осуществить всесторонний анализ ситуации.

4. Высокий уровень активности. Психологу следует проявлять активность в установлении контакта с человеком, пережившим экстремальную ситуацию. Важно обнаружить тот способ и уровень контакта, который доступен пострадавшему.

5. Ограничение целей. Основная цель кризисной психологической помощи -предотвращение катастрофических последствий. Поэтому психологу важно поддержать восстановление психологического равновесия пострадавшего.

7. Ориентация на личностный рост и развитие. Кризисное состояние должно рассматриваться не как болезнь, а как нормальная реакция на ненормальные обстоятельства. Кризис - это возможность личностного развития. В случае, если он будет преодолен конструктивно, личность сможет перейти на качественно новую ступень. Следовательно, реабилитационную работу следует рассматривать как помощь процессу личностного развития, а не как лечение.

8. Уважение. Человек, переживающий кризис, воспринимается как знающий, вполне компетентный, независимый, стремящийся обрести уверенность в себе, сделать самостоятельный выбор.

9. Поддержка. При работе по преодолению кризиса психологу важно в первую очередь сосредоточиться на восстановлении системы поддержки и самоподдержки пострадавшего.

Важно помнить, что психолог, помогающий в кризисных и экстремальных ситуациях, сам находится в зоне риска. Консультирование пострадавших довольно быстро может приводить к психоэмоциональному выгоранию специалиста. Поэтому важно, чтобы психолог, работающий в данной сфере, был компетентен и эмоционально устойчив.

Выделяют общие принципы конструктивного общения с пострадавшими во время аварийно-спасательных работ. Эти принципы следует знать и соблюдать не только специалистам-психологам, но и другим людям, которые пытаются помочь лицам, пострадавшим в экстремальной ситуации.

связанные с сосредоточением внимания, и им трудно будет уследить за ходом ваших мыслей и воспринять тяжеловесные вербальные конструкции.

4. Общаясь с пострадавшими, необходимо говорить правду. Однако, подавая информацию, надо помнить ряд правил:

Во-первых, информация должна быть дозированной, актуальной и достоверной.

Общаясь с пострадавшими, важно помнить о выражении своего лица. Оно должно быть спокойным и уверенным. Нельзя показывать пострадавшим, что вы сами в растерянности, а тем более в панике. Нельзя поддерживать обвинения в адрес окружающих или их страх, что трагедия может повториться, т.к. такие эмоции крайне заразительны и могут привести к массовой агрессии или панике.

Если при работе имеется возможность общения с пострадавшим, переживающим горе, утрату, следует оказать ему необходимую психологическую поддержку, используя навыки активного слушания, поиска ресурса и общения с пострадавшим. Своевременная помощь человеку, пострадавшему в экстремальной ситуации, потерявшему близких, потерявшему кров, ставшему свидетелем смерти других людей и т.п., может минимизировать негативные последствия травмирующего события. Цель оказания экстренной психологической помощи - поддержание психического и психофизиологического

самочувствия пострадавшего и работа с вновь возникшими (в результате кризисной ситуации) негативными эмоциональными переживаниями (например, страх, чувство вины, гнев, беспомощность и т.д.). Достижение этой цели обусловливает значительное снижение вероятности возникновения различных отсроченных последствий у пострадавших.

Список использованной литературы

1. Попова Р.Р. Психологическая помощь в кризисных и чрезвычайных ситуациях: Учеб. пособие/ Р.Р. Попова - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2013. -135 с.

2. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных / Под общ. ред. Ю.С. Шойгу. - М.: Смысл, 2007. - 319 с.

3. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации / И.С. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2005. - 960 с. - (Справочник практического психолога).

Читайте также: