Пьяный бросился под машину что будет водителю

Обновлено: 04.07.2024

Если пешеход нарушил правила и стал виновником аварии, в которой поврежден автомобиль, то ему придется возместить причиненный материальный ущерб.

Это подтвердил Конституционный суд в своем определении об отказе в принятии жалобы. Этот отказ может сказаться на многих решениях судов, рассматривающих спорные случаи ДТП с участием пешеходов.

Итак, о чем речь? Несовершеннолетняя девушка Алексина Райм выскочила на дорогу неожиданно перед проезжавшим автомобилем и вдали от пешеходного перехода. Водитель успел только затормозить, но все-таки сбил девочку. В итоге она попала в больницу. На лечение потребовалось почти 10,5 тысячи рублей. Также родители девочки предъявили иск на возмещение морального вреда к водителю на 25 тысяч рублей. Все требования родителей пострадавшей девочки были исполнены. По ОСАГО одна страховая компания возместила затраты на лечение, водитель расплатилась за моральный ущерб из собственного кармана. Но машина тоже получила повреждения, и ее хозяйка обратилась в страховую компанию, где у нее был оформлен полис КАСКО. Страховая компания отремонтировала автомобиль, а затем предъявила иск к родителям несовершеннолетней девочки о возмещении стоимости ремонта. Дело в том, что по всем документам девочка признана виновницей в этой аварии. Красноярские районный и краевой суды сочли это требование обоснованным и вынесли решение, что родители девочки должны компенсировать стоимость ремонта автомобиля. В надзорной инстанции судья Верховного суда отказал в рассмотрении жалобы на вынесенные решения. И тогда семья Райм обратилась в Конституционный суд, обжалуя некоторые пункты статьи 1064 Гражданского кодекса РФ.

Конституционный суд вынес определение, в котором отказал в принятии жалобы. Он на восьми листах подробно объяснил почему. Как поясняется в этом определении, согласно статье 1079 ГК владелец автомобиля обязан компенсировать причиненный им вред жизни и здоровью, независимо от того, виноват он или не виноват. То есть, если ему под колеса упал, отлепившись от ближайшего столба, пьяный пешеход, ему не придется платить административный штраф, ему не грозит уголовная ответственность. Но за лечение такого пешехода заплатить придется, если пострадавший или его родственники этого потребуют.

Но вот что делать водителю, который в результате наезда получил повреждения? Ведь не он же виноват, что пешеход выскочил под его колеса? И в большинстве случаев водители либо молча и за свои деньги ремонтировали технику, либо, если они были застрахованы по КАСКО, обращались за выплатами к своим страховщикам. Были случаи, когда водители пытались получить с пешеходов, нарушивших правила, возмещение ущерба. Гораздо реже сами страховые компании выступали с такими исками. Но после данного определения Конституционного суда таких дел, возможно, будет вал.

Ведь в своем определении КС четко прописал, что в данной ситуации виновник ДТП не освобождается от ответственности за причиненный материальный ущерб. По мнению КС, в данном случае возникает ответственность обеих сторон. Водитель должен возместить вред, причиненный здоровью пешехода, а пешеход, раз уж он виноват в аварии, обязан возместить материальный ущерб водителю. Но при этом, в силу закона, пешеход имеет больше оснований для получения возмещения причиненного ему вреда.

А степень ответственности каждого из участников ДТП, доказательства вины, размер возмещения - это дело судов общей юрисдикции, а не Конституционного суда.

Владимир Соколов, председатель Межрегионального общественного движения "Союз пешеходов":

Страховые компании пользуются правовым вакуумом в части оценки вреда здоровью потерпевшего пешехода и тем самым пытаются получить сверхприбыль от страховой деятельности.

Дело в том, что суд определяет сумму материального ущерба, причиненного автомобилю, на основании независимой экспертизы, производимой сертифицированными экспертами по утвержденным - в том числе Правительством - методикам, а сумма возмещения причиненного вреда здоровью определяется судьей, который не обладает специальными медицинскими познаниями, эмоционально-эмпирическим путем на основании собственного опыта и чужой правоприменительной практики. А правоприменительная практика такова: сумма компенсации за ущерб здоровью, причиненный невиновному, пострадавшему в ДТП, не превышает 100 тысяч рублей, компенсация за тяжкий вред здоровью - 500 тысяч рублей.

Проблема в том, что в России официально стоимость человеческой жизни не определена.

Теперь представим, что пешеход был сбит (по своей вине) водителем "Роллс-ройса" или "Майбаха": материальный ущерб за помятый капот, бампер, разбитое ветровое стекло, поврежденный радиатор охлаждения или переднее крыло может составить более 2 миллионов рублей, а полученная инвалидность будет оценена в 500 тысяч рублей. Получается, что пешеход или его родственники до конца жизни будут выплачивать 50 процентов своего дохода?

Конечно, виновник ДТП должен нести наказание, независимо от того является ли он водителем или пешеходом, особенно если он был в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, однако в случае нанесения вреда его здоровью, наказание уже состоялось и, как правило, оно гораздо суровее, чем предусмотрено законом. Вернемся к страховым компаниям. По данным Российского Союза Автостраховщиков, в 2011 году страховые компании заключили 39,6 миллиона договоров по ОСАГО на сумму 105, 89 миллиардов рублей (рост на 14,5 процента), а выплаты составили всего 56 миллиардов рублей. При этом выплаты по ОСАГО за вред здоровью пострадавших пешеходов составляют 0,15 процента от суммарных выплат (справка: ранено 61456 и погибло 8822 пешехода, выплаты получили 2772 человека, в среднем по 23 тысячи рублей). Напомним, что максимальная сумма компенсации за ДТП со смертельным исходом установлена Законом об ОСАГО в сумме 160 тысяч рублей.

Более 40 процентов пешеходов, сбиваемых на дороге, составляют граждане до 18 и свыше 55 лет, среди которых инвалиды и граждане с ослабленным зрением, слухом, с проблемами опорно-двигательной системы, для которых затруднительно пользоваться подземными переходами и пройти лишние 100 метров до наземного пешеходного перехода. Вообще стоит подумать о введении для указанных категорий граждан социальной страховки их гражданской ответственности как участников дорожного движения, ведь они не имеют дохода или их доходы весьма скромны, ограничены размером пенсии.

Постановление Конституционного суда было очень полезным для нас. Мы поняли в какой части необходимо совершенствовать наше законодательство - это Гражданский кодекс - и мы обязательно сформулируем необходимые поправки и обратимся к депутатам Государственной думы с просьбой о внесении необходимых корректировок.

ДТП на Рублево-Успенском шоссе

Второго ноября на 16 километре Рублево-Успенского шоссе произошла странная авария. Неожиданно под колеса одной из машин бросился некий молодой человек.

Если судить по видеозаписи, выложенной на популярном сайте YouTube, молодой человек выбирал те колеса, под которые ему предстоит броситься.

Судя по записи на видеорегистраторе, молодой человек сначала кидается в сторону проезжающего по дороге автомобиля - то ли "Газели", то ли "Бычка". Но, явно не попадая по колеса, выбирает новую мишень - следующую за грузовичком машину "Субару". Тут ему все удается. Сгруппировавшись он прыгает… и попадает непосредственно под бампер.

Водитель автомобиля Субару Сергей Сучков пока не отвечает на телефонные звонки. Но именно он выложил на YouTube видео с регистратора. И именно благодаря этому видео ему удастся доказать свою невиновность в этом ДТП.

Не важно, собирался ли Добров покончить жизнь самоубийством или просто подставить водителя, чтобы потом вымогать с него деньги - данное видео четко показывает, что водитель не виноват в этой истории. Более того, явно видно, что пешеход сам не просто грубо нарушал правила, но явно преследовал цель попасть под колеса. И это в полной мере позволяет водителю освободиться даже от оплаты лечения пострадавшего.

Подготовил Роман Иванов

Сейчас обязательная страховка по жизни и здоровью для авиапассажиров, граждан, пострадавших в результате аварий на опасных объектах, оценивается в 2 миллиона рублей. При этом способы оценки причинненого ущерба только вырабатываются.

Для пострадавших в ДТП есть только один установленный законом вариант - закон об ОСАГО. Но по этому закону страховщики оплачивают лишь те затраты, которые вышли за рамки обязательного медицинского страхования.

Сейчас Минздрав и Минфин совместно со страховщиками разрабатывают некую таблицу, по которой в будущем пострадавшим будут выплачиваться суммы на лечение - независимо от того, входят ли они в перечь обязательных услуг медстраха или нет.

Однако существующие ныне проекты вызывают большие вопросы. Например, согласно одному из них за сломанный палец страховая компания должна будет выплатить около 10 тысяч рублей на лечение. За сломанную перегородку носа - около 15 тысяч рублей. Палец зарастет за две недели. Перегородка носа - месяца за три. Планируется также создать подобную таблицу для расчета стоимости травм в результате аварии. Нам остается только ждать, что же будет учтено в этой таблице, и как оценено.

В Норвегии и США стоимость жизни оценивается страховыми компаниями суммой более 3 миллионов долларов. В Ирландии, Канаде, Австралии, ФРГ, Финляндии, Новой Зеландии - от 1 до 1,5 миллиона долларов, во Франции - 600 тысяч долларов.

Расчет за погибшего ребенка ведется в прогрессии: высчитывается средний срок жизни, средний уровень зарплат, в зависимости от этих факторов устанавливается необходимая сумма компенсации.

В России гибель несовершеннолетнего ребенка - это лишь моральный ущерб. За его смерть в дорожной аварии выплатят лишь сумму на погребение.

Ехал ночью в городе. После перекрестка метров в 30ти от пешеходного перехода неожиданно выбежала пьяная женщина. Я как заметил по тормозам и сигналю а ей хоть бы что, прямо на машину. Причем голову отвернула в другую сторону и бежит под машину. Где на половине тормозного пути наехал на нее ,она сначала легла на капот но после остановки ее выбросило на асфальт. Вышел из машины побежал осмотрел , вроде пульс есть и храпит) . Со мной ехали друзья попросил чтобы вызвали скорую и ДПС. Приехала скорая, и как обнаружилось она была в хлам гашенная.Скорость не помню 60км/ч может больше. Тормозной путь 26 метров. был небольшой склон.
"Потерпевшая" сейчас в больнице. Перелом таза и в коме уже 10 дней. Говорят что я ехал 90-110 км/ч, что у скорости 60км/ч тормозной путь равен 15 метров.Я сам в городе не разгоняюсь так. Теперь жду суда пока. Пока времянку дали. Какое наказание меня ждет?

Последний раз редактировалось rus30; 12.07.2013 в 16:43 .

пока трудно говорить, когда установят какой вред причинен, будет более понятно.
У вас ОСАГО или есть добровольная страховка ответственности?

Аварийная ситуация при участии пешехода является дорожно-транспортным происшествием, за которое практически всегда будет отвечать водитель транспортного средства (ТС), совершившего наезд. Рассмотрим какие меры наказания могут приниматься по отношению к водителю, в зависимости от конкретного случая, и есть ли возможность избежать наказания.

Что грозит водителю за наезд на пешеходаНа пешеходном переходеВ неположенном местеСбил задним ходомЕсли умышленноПри отсутствии вредаНаезд со смертельным исходомЧто делать после ДТПМожно ли избежать штрафаvar index=document.getElementsByClassName('index-post');if (index.length>0)0)>>

Что грозит водителю за наезд на пешехода

Водитель при управлении ТС, согласно ПДД, должен иметь максимальную концентрацию и уступать дорогу пешеходам, независимо от того, в каком месте они пересекают проезжую часть. В законе также указывается, что при столкновении машины с пешеходом, человек, который был за рулём, в любом случае будет нести ответственность, так как автомобиль является ТС повышенной опасности, и водитель должен предпринять все возможные меры, чтобы сохранить жизнь пешеходу. Рассмотрим подробнее виды ответственности при наезде на пешехода в разных случаях.

На пешеходном переходе

В ст. 12.24 КоАП РФ и ст. 265 УК РФ указано, что в ДТП с участием пешехода на пешеходном переходе, виноватым всегда является человек за рулём ТС. Ответственность, которую он понесёт, согласно закону, может отличаться и будет зависеть от причинённого вреда.

Рекомендуем для прочтения:

Знаки дополнительной информации

Определение прилегающей территории в ПДД, правила движения на данном участке

Информационно-указательные знаки: определение в ПДД

Существует три основных вида ответственности водителя перед законом в случае наезда на пешехода:

гражданская — пострадавший в ДТП получил минимальные травмы, которые сопровождаются лёгким сотрясением мозга, снижением работоспособности не более, чем до 20 дней, проблемами в функционировании систем организма длительностью до 3 недель. В случае проявления вышеперечисленных последствий у пострадавшего, виновник ДТП должен выплатить материальную компенсацию, которая покроет убытки на восстановление здоровья;административная — серьёзные проблемы, которые проявляются в виде длительного, но не опасного для жизни, нарушения здоровья более 21 дня. Основные признаки проблем средней тяжести представлены длительной утратой работоспособности больного. Материальная выплата в таком случае должна полностью покрывать затраты на лечение и компенсировать размер заработной платы, которую мог бы получить пешеход за период реабилитации;уголовная — полученные травмы являются опасными для жизни и могут сопровождаться внутричерепными травмами, закрытыми повреждениями органов, значительными переломами, обширными разрывами сосудов. Размер компенсации за материальный и моральный ущерб зависит от возникших проблем со здоровьем и длительности периода восстановления. Назначенные судом обязательные выплаты для виновника ДТП также будут учитывать тяжесть последствий, которые наступили в результате получения основных травм.

Кроме выплаты за моральный и материальный ущерб пострадавшему, водитель ТС ответит перед законом и будет должен:

при гражданской ответственности заплатить штрафную сумму от 2,5 до 5 тыс. руб. Также у водителя могут забрать права на срок от 1 до 1,5 лет, если пострадавший получил травмы лёгкой степени тяжести;при административной ответственности заплатить штраф в размере от 10 до 20 тыс. руб. Забрать права у человека, находящегося за рулём, могут на срок от 1,5 до 2 лет, если пострадавший получил травмы средней степени тяжести.

Уголовную ответственность следует рассмотреть отдельно, учитывая всю серьёзность и степень ответственности перед законом.

Важно! Приговор по уголовному делу суд может выносить со смягчающими обстоятельствами, если водитель всеми силами пытался помочь пострадавшему и активно принимал участие в работе со следствием.

Выбирать наказание в данном случае будет суд и водителя могут:

заключить под стражу на 6 месяцев;лишить свободы до 3 лет;назначить общественные роботы сроком до 2 лет;лишить прав на 3 года.

В неположенном месте

При пересечении проезжей части пешеходом в неположенном месте, что повлекло за собой наезд ТС, человек, находившийся за рулём, также будет отвечать перед законом, так как жизнь человека всегда в приоритете. Водитель должен быстро среагировать: вовремя затормозить и вывернуть руль для сохранения жизни и здоровья нарушителя. В зависимости от степени тяжести принесённого вреда пострадавшему, ответственность может приобретать административный и уголовный характер. Штрафы или мера пресечения назначаются судом, согласно ст. 12.24 КоАП РФ и ст. 265 УК РФ.

Кроме того, водитель обязан полностью оплатить лечение пострадавшего. Исключением является случай, когда пострадавший умышленно бросился под колёса автомобиля и водителю удалось доказать этот факт в суде. Вина с человека, который был за рулём, также снимается, если ДТП случилось вследствие воздействия непреодолимой силы (неисправность ТС, проблемы со здоровьем у водителя, природные катаклизмы).

Сбил задним ходом

Если автомобиль был в движении с включённой задней передачей, и совершил наезд на пешехода, отвечать за содеянное перед законом будет человек, находящийся за рулём ТС. В зависимости от того, какие травмы получил пострадавший, водителю назначается наказание в виде штрафных санкций и материальной ответственности за здоровье и жизнь пешехода. Административная и уголовная ответственности при наезде на пешехода задним ходом точно такие же, как и в случае с ДТП, когда пострадавший пересекает проезжую часть в неположенном месте.

Знаете ли вы? В Германии пешеход, который спровоцировал ДТП, должен возместить убытки собственнику ТС. Если пешеход погибнет, то выплачивать компенсацию владельцу будут его родственники.

Умышленным является заранее запланированный наезд на человека, который придерживался ПДД. Автолюбитель также понесёт гражданскую, административную или уголовную ответственность.

Если вред, причинённый пострадавшему, имеет лёгкую степень тяжести, то водителю могут назначить:

штраф до 40 тыс. руб.;исправительные работы в течение 1 года;принудительные общественные работы до 480 часов;лишение свободы до 4 месяцев.

Средняя степень тяжести полученных травм будет поводом для назначения водителю:

ограничения свободы до 3 лет;общественных работ на срок до 3 лет;ареста на срок до 6 месяцев;лишения свободы до 3 лет.

При фиксации в больнице тяжких телесных повреждений у пострадавшего, водителю предъявят обвинения в умышленном убийстве и, если его вина будет доказана, могут посадить в тюрьму на 8 лет.

При отсутствии вреда

Если при ДТП пешеход не получил травм, водителя могут привлечь лишь к гражданской ответственности. Определять на какую сумму был нанесён моральный ущерб будет пострадавший. Так как пешеход не травмировался в результате ДТП, административная и уголовная ответственность человеку за рулём не грозит, но уплатить штраф в случае нарушения ПДД, ему всё же придётся. Также случаются ситуации, когда пострадавший в ДТП внешне не получил каких-либо травм и чувствует себя хорошо. Но, со временем, обращается в суд для наказания виновника ДТП, аргументируя свои действия тем, что проблемы со здоровьем проявились позже.

Наезд со смертельным исходом

Если в результате ДТП пешеход погиб, к водителю применяется ст. 264 УК РФ, согласно которой ему грозит:

лишение свободы на срок до 7 лет;лишение прав на срок до 3 лет.

Если есть отягощающие обстоятельства, такие как наличие алкоголя или наркотиков в организме у водителя, его могут лишить свободы на срок до 9 лет.

Что делать после ДТП

При совершённом наезде на пешехода, водителю необходимо предпринять ряд мер, которые зафиксированы в ПДД РФ:

Информацию с городских камер видеонаблюдения обычно удаляют раз в 3 дня, поэтому затягивать с поиском нужного видео нельзя.

Можно ли избежать штрафа

Штрафных выплат за наезд на пешехода можно избежать лишь в том случае, если последний самостоятельно бросился под колёса автомобиля. Подобные ситуации случаются, но очень редко. Пешеходы таким образом пытаются заработать, подавая иски в суд на компенсацию морального ущерба, сумма которого может составлять десятки тысяч рублей. Чтобы защитить себя, автовладелец должен всегда вести видео фиксацию проезжей части с помощью видеорегистратора и не нарушать ПДД. Даже при отсутствии видеорегистратора в авто, можно доказать невиновность водителя в ДТП, если своевременно среагировать и найти свидетелей происшествия, а также собрать данные с камер, которые могли бы зафиксировать случившуюся ситуацию.

Таким образом, при наезде на пешехода в РФ, ответственность за случившееся и компенсация ущерба здоровью пострадавшему всегда ложится на плечи водителя, независимо от того, кто виноват в ДТП. Чтобы сохранить права и избежать ареста, необходимо предоставить первую медицинскую помощь пешеходу и не покидать место ДТП до приезда инспектора ГИБДД.


Наезд на пешехода, пожалуй, один из самых сильных страхов любого водителя. От ДТП с пешеходом не застрахован никто – даже самый внимательный автомобилист. Пьяный человек может случайно выйти на дорогу, а ребенок, заигравшись, выбежать на проезжую часть за мячом.

Что делать, если вы наехали на пешехода?

Первым делом, постарайтесь успокоиться и понять: очень много сейчас зависит от ваших действий. Иногда у водителей от испуга возникает желание сбежать с места ДТП, но помните: делать этого не стоит. Скорее всего, в век камер наблюдения, видеорегистраторов и смартфонов вас все равно найдут, но судить будут уже совсем по-другому. Так что, главное - успокоится и первым делом подумать о том, как помочь пострадавшему.

Первая помощь

Итак, если вы сбили человека, нужно остановить машину, выставить аварийный знак, и вызвать сотрудников "Скорой помощи" и ГИБДД.

- Важный момент: первым делом надо позвонить в "Скорую помощь" и только потом пытаться помочь человеку самостоятельно, - рекомендует Андрей Кацайлиди, практикующий юрист, управляющий адвокатским бюро "Кацайлиди и партнеры". – Чем быстрее приедут врачи, тем лучше для пострадавшего. Я рекомендую водителю не брать на себя слишком много. Если вы можете помочь, используя автомобильную аптечку, например, остановить кровотечение, смело делайте это. Но, если у пострадавшего серьезные травмы и переломы, лучше не трогать его, так как неграмотные действия могут только усугубить ситуацию.

Кровотечение – это истечение крови из кровеносных сосудов в органы, ткани, естественные полости организма или наружу. Рассказываем, какую первую помощь нужно оказать, чтобы не было печальных последствий для организма

Когда надо везти в скорую

- Даже если вам кажется, что вы сами отвезете человека в больницу быстрее, чем приедет "Скорая", лучше не рискуйте, - советует юрист. - Известны случаи, когда человек от болевого шока может встать и пойти, даже дойти с вами до машины, но это нанесет вред его здоровью. Так что, лучше дождитесь врачей - они помогут пострадавшему и опишут его реальное, ничем не усугубленное, состояние после ДТП.

Тоже самое касается и ситуации, в которой у человека, казалось бы, нет никаких повреждений. Дождитесь медиков, которые смогут зафиксировать этот факт - иначе потом вам придется отвечать за синяки, которые он получил совсем в другом месте.

- Помните, что если вы поможете человеку, которого сбили, это будет не только правильно с гуманной точки зрения, но и будет засчитано как смягчающее обстоятельство в суде, - советует Кацайлиди. - Ведь, если вы наехали на пешехода, вы должны будете выплатить ему компенсацию, даже если это произошло случайно.

Да, лучше в любом случае вызвать медиков, даже если на первый взгляд кажется, что все в порядке. Последствия травмы могут быть незаметными визуально или проявиться позже. Если человек категорически отказывается, возьмите с него расписку о том, что он не имеет претензий.

Будьте внимательны и с сотрудниками ГИБДД. Расскажите как все было с мельчайшими деталями, например, если пешеход шатался перед аварией, как пьяный, отметьте это. Подчеркните, каким был асфальт: мокрым или сухим? Словом, обращайте внимание на мельчайшие детали.

Проверьте, чтобы все было описано правдиво, обратите внимание, зафиксировали ли они наличие тормозного пути на дороге (это говорит о том, что вы пытались затормозить), проследите за тем, как фиксируются все замеры и, главное, внимательно прочитайте документ перед тем, как его подписать. Если что-то вас не устраивает, сделайте об этом отметку в документе.

- Важный момент: по возможности, снимите на видео все происходящие и возьмите телефоны очевидцев, - советует Кацайлиди. - При любом ДТП это будет хорошим подспорьем. Также имеет смысл подумать, где поблизости могут быть камеры наблюдения, которые могли зафиксировать момент аварии. Бывает, что водители расслабляются, так как сотрудник ГАИ говорит, мол, вы не виноваты, а пассажир цел. Но неизвестно, как потом повернется ситуация - вдруг пострадавший посоветуется с женой, а та скажет ему идти в суд? Лучше подстраховаться!

- Единственный случай, который исключает компенсацию морального вреда, это если человек сам бросился под машину, - говорит юрист. - Другой вопрос, что это довольно сложно доказать. Конечно, если у него в кармане записка, все понятно. Но обычно это все-таки трудно доказуемо. В любом случае, водителю нужно оказать помощь точно также, как и любому другому пешеходу.


Вне зависимости от того, пьян пешеход или нет, вы должны помочь ему и вызвать "Скорую". Обратите внимание врачей на то, что человек был выпивши, и попросите отметить это в документах, а также провести экспертизу. В будущем это может стать важным штрихом к делу. Но помните: опьянение пострадавшего все равно не снимает с вас ответственности.


Виновен водитель

Рассмотрим взаимоотношения автомобилиста и пешехода в случае ДТП в рамках правового поля.

На пешехода возлагаются обязанности по соблюдению правил дорожного движения, как и на автомобилистов. Пешеход имеет преимущество в движении относительно автомобиля только при переходе дороги по пешеходному переходу и на территории жилых зон.

Еще водители должны уступать дорогу пешеходам, идущим к стоящему в месте остановки маршрутному транспортному средству или от него (со стороны дверей), если посадка и высадка производятся с проезжей части или с посадочной площадки, расположенной на ней. При этом в любом случае пешеходу, прежде чем выйти на проезжую часть дороги, необходимо убедится в безопасности своих действий и не создавать необоснованные помехи движению транспортных средств. Однако не всегда эти нормы правил соблюдаются как пешеходами, так и автомобилистами. Порой машины сбивают людей не только на зебре, но и в жилых зонах и на придомовых территориях.

В этом случае пешеходы защищены юридически. Статьями 1064, 1079 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Дело в том, что автомобиль — это средство повышенной опасности. При неумелых действиях водителя он способен нести опасность для окружающих. Таким образом, граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих, в том числе с использованием транспортных средств, обязаны заботиться о безопасном вождении и должны так выбирать скоростной режим, чтобы успеть вовремя остановиться перед неожиданным препятствием.


Кроме того, учитывая, что причинение вреда жизни или здоровью гражданина умаляет его личные нематериальные блага, влечет физические или нравственные страдания, потерпевший, наряду с возмещением причиненного ему имущественного вреда, имеет право на компенсацию морального вреда при условии наличия вины причинителя вреда.

К примеру, если водитель, нарушив ПДД, сбил пешехода на пешеходном переходе, то потерпевший вправе обратиться в страховую компанию, где застрахована гражданская ответственность водителя, за возмещением вреда здоровью. Лимит ответственности в данном случае составляет 500 000 рублей. Кроме того, потерпевший вправе обратиться за возмещением морального вреда непосредственно к водителю, причинившему вред.

При этом следует иметь в виду, что при виновности водителя в наезде на пешехода факт причинения человеку морального вреда предполагается априори. Установлению в данном случае подлежит лишь размер компенсации морального вреда. При определении размера компенсации морального вреда суд исходит из степени нравственных или физических страданий лица, которому причинен вред, а также степени вины нарушителя и иных заслуживающих внимания обстоятельств.

Таким образом, если водитель виновен в ДТП с пострадавшими, то ему придется очень долго выплачивать достаточно большие суммы, прежде чем он расплатится за собственные ошибки. Требовать с пострадавшего компенсации на ремонт машины он не имеет права.


А если пешеход виноват в аварии?

Теперь рассмотрим ситуацию, когда в ДТП виновен пешеход. К примеру, кто-то решил перебежать МКАД поперек потока транспорта или вдруг вышел на скоростную дорогу ночью. Если произойдет столкновение, то тогда водитель все равно будет оплачивать компенсацию за нанесенный вред здоровью, а также компенсацию морального вреда. Дело в том, что вред, причиненный жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности, оплачивается в первую очередь. Если водитель, соблюдая все правила дорожного движения, не смог избежать наезда на пешехода-нарушителя и нанес ему травмы, ему все равно придется платить, даже если пешеход грубо нарушил ПДД, был пьян или просто выскочил на дорогу.

В данном случае в возмещении вреда пешеходу может быть отказано, только если будет доказано, что вред возник вследствие умысла потерпевшего (ст.1083 ГК РФ). Допустим, гражданин по каким- то личным обстоятельствам решил покончить жизнь самоубийством и кинулся под машину. Однако таких случаев единицы, и доказать умысел самоубийцы практически невозможно.


Когда можно требовать денег с пешехода?

Можно ли в некоторых случаях привлечь пешехода-нарушителя к материальной ответственности, если в результате грубого нарушения им правил был поврежден автомобиль? На этот вопрос в одном из своих определений положительно ответил Конституционный суд Российской Федерации.

Положения ст.1064 ГК РФ во взаимосвязи с другими положениями главы 59 ГК РФ не освобождают от ответственности потерпевшего, который одновременно сам виновен в неосторожном причинении вреда чужому имуществу, представляющему собой источник повышенной опасности, т. е. не устанавливают для него исключений из общих правил об ответственности.

Водитель автомобиля может потребовать возмещения ущерба через суд. При грубой неосторожности потерпевшего и отсутствии вины причинителя вреда в тех случаях, когда его ответственность наступает независимо от вины, размер возмещения вреда пешеходу может быть уменьшен или в возмещении вреда может быть отказано.

Другими словами, суд может вычесть из выплачиваемых пешеходу компенсаций деньги, затраченные на ремонт машины. Как правило, это разбитые фары, помятый капот или лобовое стекло. По сравнению с теми тратами, что понесет пострадавший пешеход, и затратами на его лечение сумма на ремонт машины оказывается на порядок меньше.


А если пешеход не пострадал?

Сложнее обстоит дело, если, допустим, пешеход выскочил на проезжую часть в неположенном месте и спровоцировал ДТП. Водитель вовремя отвернул и врезался в столб или в припаркованные машины. Пешеход при этом остался стоять в стороне, а его вину зафиксировал видеорегистратор.

Если будет доказано, что пешеход создал опасность для дальнейшего движения автомобиля прямо, а водитель, дабы избежать наезда на него, свернул в сторону и врезался в столб, то ущерб в полном объеме будет взыскан с пешехода.

Однако здесь может подстерегать одна неприятность. Если водитель, не нарушая правил, избежал наезда на пешехода и по итогам ДТП разбил свой автомобиль, а пешеход тем временем благополучно скрылся, то зачастую установить личность виновника невозможно. Соответственно, ремонтировать автомобиль водитель будет за свой счет.

Остается пожелать как водителям, так и пешеходам быть внимательными на дороге и уважительно относиться друг к другу. Пешеходам необходимо помнить, что на дорогах у них есть не только права, но и обязанности, а в случае нарушения ими ПДД они могут нести материальную ответственность наравне с автомобилистами.

Читайте также: