Расчет неустойки по осаго

Обновлено: 07.07.2024

Калькулятор работает по правилам расчёта процентов (неустойки) по договору с указанием процента неустойки за каждый день просрочки, а также в процентах годовых.

Обычно этим калькулятором проводится расчёт неустойки по 0.1%, 0.5% или 1% за каждый день просрочки.

Если в договоре не указан процент неустойки за просрочку платежа, то вам необходимо воспользоваться калькулятором процентов по ст. 395 ГК РФ.

Если вам необходимо рассчитать проценты по договору займа, то вам необходимо воспользоваться калькулятором расчёта процентов по договору займа.

Если речь идёт о просрочке исполнения контракта поставщиком (подрядчиком, исполнителем), то вам нужен калькулятор пени за просрочку по 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Если вам нужен расчёт в долях от ставки рефинансирования, то вам пригодится калькулятор расчёта 1/300 или 1/130 от ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.

Многим известна ситуация, когда после ДТП автолюбитель обращается в свою страховую компанию с заявлением о возмещении ущерба, который полагается ему по закону. В случае если машина осмотрена экспертом, сумма определена, а компания, застраховавшая автомобиль, просрочила выплату больше 20 календарных дней, необходимой мерой остается неустойка по ОСАГО. Кроме просрочки ее часто взыскивают еще и по причине нарушения срока выдачи направления, пострадавшего в ДТП, автомобиля на ремонт. Получить неустойку можно только через суд посредством искового заявления вместе с уже образовавшейся задолженностью (предпочтительнее) или отдельно от него.

Причины для неустойки и ее размер


В каком объеме определяется неустойка? Еще три года назад это было установлено пунктами 55 и 56 Постановлением пленума № 2 Верховного суда РФ от 29 января:

  • Если сроки выплаты страховки не соблюдены или вред не возмещен в натуральном виде (ремонт) – от суммы всей просрочки неустойка составляет 1 процент на каждый день. За вычетом может быть сумма, которая уже была добровольно выплачена страховой компанией пострадавшему;
  • Если нарушен срок предоставления специального направления на автомобильный ремонт или восстановление машины выполнено не в срок – размер неустойки равен предыдущему случаю.

Оба момента регламентируются Законом об ОСАГО, а именно пунктом 21 статьи 12. Началом исчислений неустойки считается день, следующий после принятия решения об этой выплате. И длится он до момента, когда страховая компания исполнит обязательства перед клиентом в соответствии с договором. Срок в 20 дней исключает праздники и выходные. В направлении на восстановительный ремонт, выдаваемый страховой компанией, указывается срок его действия.

Формы расчета неустойки по ОСАГО


Формулой определения неустойки можно считать: N=S*D*1%, где N – сумма неустойки, S – сумма страховки, размер которой зависит от оценки эксперта или решения суда, D – количество просроченных дней. Произведем примерные вычисления, которые помогут автолюбителю самостоятельно рассчитать неустойку в случаях, предусмотренных законом: при просрочке и ремонте авто.

Если образовалась просрочка выплаты по ОСАГО

Ущерб, понесенный машиной после ДТП, может быть разным. Предположим, что он равен 150 тысячам рублей. Страховая компания выплатила лишь 70 тысяч рублей. Тогда разница, которая взыскивается с помощью суда, составила 80 тысяч рублей. На судебные разбирательства было потрачено 60 дней. Тогда расчет неустойки будет производиться, согласно формуле, так:

80000*60*1% = 48000 (рублей) – неустойка, которая подлежит взысканию.

Если нарушены сроки выдачи направления на ремонт

В этом случае тоже необходима сумма понесенного ущерба, установленная независимой экспертизой. Возьмем за пример цифру в 80 тысяч рублей. Выплата по страховке, согласно договору, не возмещается в денежном эквиваленте, а заменяется отправкой автомобиля на ремонт к дилеру. Но страховая компания просрочила эту отправку, к примеру, на 33 дня. Формула для вычислений используется такая же, и расчеты выглядят так:

800000*33*1% = 26400 (рублей) – неустойка, подлежащая взысканию.

Калькулятор неустойки ОСАГО

Просто заполните необходимые поля и получите результат

Важный нюанс о неустойке по ОСАГО


Автолюбителю нужно понимать, что суд не всегда приходит к решению о взыскании всей вычисленной им суммы неустойки. Судебная практика показывает, что орган, регулирующий такие споры, может значительно снизить ее размер, ссылаясь при этом на статью 333 Гражданского Кодекса РФ. В постановлении Верховного суда говорится о том, что уменьшение неустойки встречается, но в исключительном случае. Им является тот факт, что ее размер намного превышает понесенный автомобилем ущерб при ДТП. Суд же, уменьшив размер взыскания, должен указать причины, которые побудили его к принятию такого решения.



Автолюбитель должен знать:

  1. Уменьшение неустойки имеет место быть только по письменному заявлению ответчика, в роли которого выступает страховая компания или ее представитель. Самовольно суд не может сократить выплату, требуемую истцом.
  2. Сумма неустойки не может превышать основной долг. Обогатиться за счет того, что страховщик просрочил срок выплаты денежной компенсации или не выдал направления на ремонт, не получится.

Если бы суд имел возможность самовольно уменьшать объем неустойки, тогда он был бы лицеприятным, потому что занимал бы позицию ответчика. Суду лишь можно установить баланс между неустойкой, которая образовала страховая компания и реальным ущербом автомобиля из-за аварии. Односторонней инициативы в вопросе о снижении неустойки у суда нет. Поэтому без заявления от ответчика запрашиваемая истцом сумма останется прежней.

Страховая компания или ее представитель должны иметь доказательства того, что сумма неустойки слишком велика и не соответствует тому ущербу, которое авто понесло при ДТП. Истец же в этом случае тоже может подготовить доказательную базу того, что произведенные им расчеты по неустойке соответствуют потерям, понесенным машиной в аварии. Также суду известно, что уменьшение неустойки не должно освобождать ответчика от ответственности возместить ущерб.

Вид искового заявления о взыскании ущерба и неустойки

При обращении в суд о возмещении страховой компанией ущерба, понесенного авто во время ДТП, требовать неустойку можно в одном и том же заявлении. Что сократит расходы истца на судебные разбирательства. В таком двойном заявлении, которое можно скачать внизу, должны быть указаны обязательные данные:

  1. Адрес районного суда города, в котором проживает истец
  2. ФИО истца, ответчика и третьих лиц, заявленных в деле
  3. Цена иска, которая равна ущербу и сумме неустойки (задолженность страховщика)
  4. Суть дела и доказательства того, что взыскание со страховой компании должно быть в размере заявленной суммы
  5. Подробные расчеты требуемой неустойки и всего ущерба в целом
  6. Просьба взыскать стоимость страхового возмещения и неустойку за невыплату оного.

Кроме этого истец в праве потребовать возмещения и морального вреда здоровью, которое он понес при разбирательствах со страховой компанией. К заявлению необходимо приложить постановление о правонарушении, справку о ДТП, платежные документы, если страховщиком в добровольно порядке была выплачена в сторону истца какая-то сумма денег, копии ПТС и свидетельства о регистрации ТС, заверенные нотариусом, заключение эксперта о состоянии автомобиля.

Копий исковых заявлений должно быть столько, сколько человек участвует в данном судебном разбирательстве. В конце документа указывается дата обращения в суд, и ставится подпись истца с расшифровкой (фамилия и инициалы). При сложностях, возникших во время заполнении заявления, можно обратиться за помощью к юристу, который составит документ согласно требованиям закона.

Итак, на стоящий автомобиль некоего Саиляна наехал другой автомобиль. Вина второго была установлена. Саилян обратился к своему страховщику за прямой выплатой. Страховщик организовал осмотр автомобиля, по результатам которого специалист составил акт. В акте было указано, что объем повреждений с технической точки зрения не соответствует заявленным событиям и получен при иных обстоятельствах. На этом основании страховщик отказал в направлении на ремонт или выплате страхового возмещения.

Пострадавший провел независимую оценку, а затем предъявил страховщику претензию, страховщик повторил свой отказ по тем же основаниям. Тогда Саилян обратился в суд с просьбой взыскать страховое возмещение в размере 346 300 рублей, неустойку, штраф и прочее.

Районный суд назначил судебную автотехническую экспертизу. Согласно ее заключению, часть повреждений автомобиля соответствует заявленному механизму столкновения. Стоимость восстановительного ремонта автомобиля истца по повреждениям, полученным в этой аварии, в соответствии с Единой методикой определения размера расходов на восстановительный ремонт, утвержденной Центробанком, составляет без учета износа 346 300 рублей, с учетом износа - 256 500 рублей. Районный суд взыскал со страховщика сумму без учета износа, а также штраф 100 000 рублей, неустойку до заседания суда в размере 100 000, компенсацию морального вреда (1000 рублей), а также судебные расходы.

Кроме того, со страховщика в пользу пострадавшего взыскана неустойка за каждый день просрочки до дня фактического исполнения решения суда, но не более 300 тысяч.

Апелляционный суд, в который обратился страховщик, оставил это решение без изменения. Однако Второй кассационный суд определение апелляционного суда отменил и направил дело на новое рассмотрение, указав, что страховое возмещение взыскано в денежном эквиваленте, а следовательно, размер расходов на запчасти должен определяться с учетом износа. Это решение обжаловал в Верховном суде Саилян.

И Верховный суд указал, что по закону об ОСАГО страховщик после осмотра машины или проведения независимой технической экспертизы выдает потерпевшему направление на ремонт и осуществляет оплату стоимости восстановительного ремонта. При этом стоимость такого ремонта оплачивается без учета износа комплектующих.

Перечень случаев, когда страховое возмещение по выбору потерпевшего, по соглашению потерпевшего и страховщика либо в силу объективных обстоятельств вместо организации и оплаты восстановительного ремонта осуществляется в форме страховой выплаты, установлен законом об ОСАГО.

Обстоятельств, в силу которых страховая компания имела право заменить без согласия потерпевшего организацию и оплату восстановительного ремонта на страховую выплату, судами не установлено.

Страховщик не исполнил своих обязательств по организации восстановительного ремонта, в связи с чем должен возместить потерпевшему стоимость такого ремонта без учета износа комплектующих. Поэтому Верховный суд отменил предыдущие решения и направил дело на новое рассмотрение во Второй кассационный суд.

Это новое слово в судебной практике, которое автовладельцам, конечно, выгоднее. Страховщикам дороже обойдется отказ от своих обязательств.

ВС объяснил предел неустойки


С этим заключением через некоторое время Марина обратилась в суд, и в июне 2019 года иск был удовлетворен частично. Более того, за почти два года набежала неустойка в размере 192 тыс. руб., однако суд снизил ее до 35 тыс. руб. Сумма рассчитывалась на основе предельной выплаты по Европротоколу на момент обращения (50 тыс. руб.) и размера выплаты (15 тыс. руб.).

Женщину такое решение не устроило, и пройдя все необходимые инстанции, она дошла до Верховного суда. Итоговая сумма, назначенная коллегией по гражданским делам, превысила насчитанный страховщиками ущерб почти в 30 раз. Большая часть суммы — это неустойка.

ДТП


По закону при нарушении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи направления на ремонт страховщик за каждый день просрочки платит 1% от размера возмещения по виду причиненного вреда каждому потерпевшему. При этом общий размер неустойки не может превышать размер страховой суммы по виду причиненного вреда, которая по закону равняется 400 тыс. руб.

Станет ли решение ВС основанием для изменения судебной практики, пока говорить рано.

— Правоприменение положений ГК по таким спорам регламентируется в том числе разъяснениями Верховного суда. Но пока правовая позиция не включена в постановление Пленума ВС или в обобщение судебной практики, дело прецедентным не станет. Стороны будут ссылаться на это дело. Но вот судьи уже будут принимать решение на свое усмотрение, поскольку каждый из них может быть как согласен с решением коллеги, так и не согласен, — комментирует руководитель юридической службы Национального Автомобильного Союза Вадим Геворкян.

Судя по сайту Санкт-Петербургского городского суда, за последние три года минимум три машины, принадлежащие Марине К., попадали в ДТП с последующими судами со страховыми компаниями. Сценарий примерно одинаковый: женщина попадает в аварию, затем обращается к независимому эксперту за оценкой, которая ожидаемо выше выплаченной суммы по ОСАГО.

Затем суд, неустойка и апелляция. И почти всегда — выигранное дело и выплаченные компенсации, которые оказываются в разы больше изначальной страховой выплаты, а иногда и стоимости машины. Страховщики трактуют такое поведение как потребительский терроризм и способ наживы.

Бланк извещение о дорожно-транспортном происшествии


— В данном кейсе есть несколько типичных признаков, которые часто считаются указывающими на злоупотребление правом. Во-первых, у человека [несколько] автомобилей, и ответственность по ОСАГО застрахована в разных страховых компаниях. Обычно добросовестные, законопослушные автовладельцы так не делают: у страховщиков есть различные программы лояльности, чтобы мотивировать страховать человека всё свое имущество и ответственность в одной компании, в такой ситуации страховщики за клиентом закрепляют персонального менеджера, — прокомментировал заместитель исполнительного директора Российского союза автостраховщиков (РСА) Сергей Ефремов.

Фиксирование повреждения автомобиля, попавшего в ДТП


Кроме того, у одной из компаний, с которой был заключен договор ОСАГО в Санкт-Петербурге, отсутствует офис в этом городе. Обычно так договоры заключаются с целью усложнить страховой компании присутствие в судебном заседании. Ведь иск в суд подается по месту жительства потребителя, а такая позиция позволяет рассмотреть дело без присутствия ответчика.

Чем больше исков — тем менее доступно ОСАГО

— Это может повлиять на взаимоотношения между страховыми компаниями и их клиентами. Не стал бы исключать, что подобные решения будут приниматься и в дальнейшем. На мой взгляд, это ведет к снижению доступности ОСАГО. Потому что платить в 10 раз больше при тех же тарифах означает глубокий убыток, и страховщики будут вынуждены сужать круг клиентов, что сказывается на доступности, — отмечает Макаров.

Сотрудники одного из офисов страховой компании

Вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин солидарен с коллегой и считает, что увеличение числа судебных исков может серьезно повлиять на тарифы ОСАГО.


— Чем больше судов, тем вероятнее повышение тарифов, так как это дополнительный аргумент страховых за удорожание полиса. На днях РСА уже высказал пожелание о поднятии тарифа на 30%, ссылаясь на улучшение финансового состояния россиян. А сделать они это могут только через Центробанк и, скорее всего, именно для него компании собирают аргументацию, выставляя напоказ подобные единичные случаи. Дело в том, что Европротокол всё еще редко используется при ДТП в России. А судов по нему — еще меньше. Поэтому увеличенные выплаты носят эпизодический характер. При этом по факту страховщики никаких убытков не несут, так как размер сборов сильно превышает размер выплат, — отмечает Шапарин.

Злоключения со страховой

— В мою машину сзади врезался внедорожник. При ущербе в 60 тыс. руб. мне выплатили 14 тыс. Пришлось подключать юристов и судиться со страховой, в результате чего удалось взыскать недостающее. На мой взгляд, явное и кратное занижение сумм выплат очень вредит страховому рынку и репутации страховых компаний в целом, — комментирует Мухортиков.

ВС объяснил, что неустойка по европротоколу определяется по страховой сумме ОСАГО — до 400 тыс. р. при ущербе имуществу. Это может изменить судебную практику, которая ограничивала неустойку до размера возмещения по европротоколу — 50 или 100 тыс. р.


Многие автолюбители предпочитают оформлять по европротоколу лишь небольшие ДТП, обходясь заполнением бланка извещения (который выдают при покупке полиса ОСАГО) и простой фотофиксацией, без передачи изображения в РСА. В таких случаях предел возмещения ограничен сейчас суммой в 100 тыс. р.

ВС рассматривал спор, вытекающий из небольшого ДТП. В ноябре 2017 г. стороны не стали вызывать сотрудников полиции и оформили аварию, заполнив бланки извещений о ДТП (через европротокол). Виновница ДТП свою вину признала.

Потребитель обратился к независимому эксперту, который оценил повреждения автомобиля Saab 95 в 58 тыс. р.

Истец обратилась в суд, помимо прочего потребовав неустойку. Выборгский райсуд Санкт-Петербурга в июне 2019 г. иск потребителя удовлетворил частично.

Размер неустойки за период с декабря 2017 г. по дату решения должен был составить 192 тыс. р. Суд снизил неустойку (на основании положения ст. 333. Гражданского кодекса) до 31 тыс. р. Ещё 4 тыс. р. неустойки были начислены за одну неделю декабря 2017 г. Суммарно неустойка составила 35 тыс. р. — то есть суд определил размер неустойки, приняв в расчёт предельную выплату по европротоколу (на тот момент 50 тыс. р.) и размер уже произведённой страховщиком выплаты (15 тыс. р.).

В апелляции спор рассматривался судебной коллегией по гражданским делам Санкт-Петербургского горсуда. Апелляция не согласилась с ограничением права истца на получение неустойки днём принятия решения суда. Коллегия сначала дополнила решение райсуда указанием на то, что неустойка должна начисляться до дня фактического исполнения обязательства, но не должна превышать 365 тыс. р.

Сославшись на наличие арифметической ошибки в резолютивной части апелляционного определения — в части предельного размера неустойки — апелляция по своей инициативе вынесла определение об исправлении описки, заменив 365 тыс. р. на 15 тыс. р. Суд кассационной инстанции согласился с выводами суда апелляционной инстанции.

На момент ДТП по европротоколу потерпевший мог рассчитывать на страховое возмещение в пределах 50 тыс. р. (п. 4 статьи 11.1 закона об ОСАГО). Таким образом, оформление ДТП по европротоколу влияет на размер страхового возмещения к данному страховому случаю, но не на размер страховой суммы, определённой в договоре ОСАГО, согласно требованиям закона, отметил ВС.

При нарушении срока осуществления страховой выплаты или срока выдачи направления на ремонт, страховщик за каждый день просрочки уплачивает неустойку в размере 1% от размера страхового возмещения по виду причинённого вреда каждому потерпевшему (пункт 21 статьи 12 закона об ОСАГО).

Общий размер неустойки не может превышать размер страховой суммы по виду причинённого вреда (пункту 6 статьи 16.1 закона об ОСАГО).

Из указанных норм права следует, что предельный размер неустойки по европротоколу не может превышать размер страховой суммы, установленный статьёй 7 закона об ОСАГО — то есть 400 тыс. р. при таком виде вреда, как ущерб имуществу, следует из определения Верховного суда.

Поэтому выводы апелляции о том, что в случае оформления ДТП по европротоколу размер неустойки ограничен размером страхового возмещения, а не размером страховой суммы, противоречит закону об ОСАГО, указала коллегия Верховного суда.

Дело возвращено на новое рассмотрение в апелляцию.

Страховщики: неустойка не должна быть средством обогащения

Читайте также: