Раздатка луаз 969м ремонт

Обновлено: 02.07.2024

Советский автомобиль ЛуАЗ, переделку которого реально выполнить самостоятельно, представляет собой легкий внедорожник, выпуск которого начался в конце шестидесятых годов прошлого века. Машина получилась компактной, проходимой и маневренной, отлично подходила для сельской местности. Несмотря на специфический интерьер, автомобиль пользовался спросом, так как был неприхотлив в обслуживании и эксплуатации, при этом имел неплохие ходовые качества. Сейчас оригинальный отечественный джип этой марки встретить на дорогах маловероятно, однако тюнингованные версии до сих пор радуют своих владельцев. Рассмотрим возможности усовершенствования данного транспортного средства, но сначала изучим его штатные характеристики.

Луаз 969 ходовая часть

Силовой агрегат

Несмотря на то что отечественные автомобили сложно отнести к элитной категории автомобильной промышленности, небольшие переделки ЛуАЗа позволят получить вполне достойное транспортное средство как по ходовым параметрам, так и в плане комфорта. Основные изменения касаются силовой установки, ходовой части и салонного оснащения.

  • Атмосферное охлаждение, которое обуславливает высокую шумность и нестабильную работу на высоких оборотах, поддерживаемых при преодолении сложных препятствий. При неаккуратном обращении может возникать перегрев узла.
  • Малый показатель мощности. Для такого объема и расхода топлива 40 лошадиных сил – это явно недостаточно.
  • Несовершенная конструкция карбюратора, который частенько заливает цилиндры топливом. Это негативно отражается на работе и пуске мотора, особенно в холодном состоянии.
  • Ресурс агрегата до капитального ремонта не превышает 80 тысяч километров.

Ходовая часть

Переделка ЛуАЗа потребуется также в части рулевого управления и ходового узла. В штатном исполнении автомобиль оснащен высокопрофильной резиной, способствующей раскачиванию и ухудшению управляемости на дороге. Ширина покрышек также недостаточна (всего 165 мм). Большие сугробы или глубокую грязь преодолеть на таких колесах будет весьма проблематично. Диаметр дисков составляет 15 дюймов, что приемлемо на неровных участках, однако мешает активному разгону. К минусам также относят небольшие колесные арки и малый ход рычажной подвески.

Луаз 969 ходовая часть

Руль имеет существенный люфт, работает посредством действия червячного механизма. Его конструкция оставляет желать лучшего. Проблема имеется и в части управления рулевого. Переделка ЛуАЗа в этом направлении – замена имеющихся деталей на качественные аналоги или изготовление новых шаровых опор самостоятельно в токарной мастерской. Дело в том, что этот узел имеет 8 тяг, каждая из которых оборудована парой шаровых наконечников. В результате возникает огромный люфт и необходимость постоянного обслуживания элемента.

Внутреннее оснащение

В салоне рассматриваемого авто расположены миниатюрные и низкие сидения, которые не дают возможности увидеть дорогу рядом с машиной, если рост водителя ниже двух метров. Потолок низкий, обогреватель бензинового типа. Шумовая и тепловая изоляция авто сводится практически к нулю. В остальном, салон внедорожника отличается минимализмом, характерным для машин такого класса.

ЛуАЗ: переделки двигателя

Как правило, силовой агрегат совершенствуют двумя способами: доработкой штатного мотора и установкой модели с ВАЗа. Рассмотрим оба варианта.

Модернизация силового агрегата автомобиля направлена на повышение надежности мотора и снижение расхода горючего. Определенный перечень манипуляций поможет оптимизировать работу не только этого силового агрегата, но и многих других аналогов.

Луаз 969 ходовая часть

Завершающие работы по тюнингу штатного мотора

При переделке ЛуАЗа в части мотора не нужно особо усердствовать во время шлифовки головок. Практика показывает, что стачивание свыше 2,5 мм приводит к срыву шпилек. Стандартная степень сжатия составляет 7,4, а после обточки она возрастает до 9. Превышение этого показателя приводит к деформации силовой установки и прогоранию поршней.

После проведения шлифовальных работ необходимо использовать топливо АИ-92, предварительно заменив поршневые кольца на более прочные модификации. После проведенного процесса вырастет температурный режим функционирования, в связи с чем необходимо побеспокоиться о системе принудительного охлаждения.

Луаз 969 ходовая часть

ВАЗовский мотор

Переделка рулевой рейки ЛуАЗа

Луаз 969 ходовая часть

Улучшение салона

Внутреннюю обшивку необходимо удалить полностью, уложить новую изоляцию, стыки обработать мастикой. Неудобные сидения можно поменять на любые аналоги, предварительно приварив подходящие крепления. Не помешает приподнять кресла на 100-150 миллиметров, что оптимизирует посадку в автомобиль.

Луаз 969 ходовая часть

При переделке ЛуАЗа своими руками обязательно необходимо усилить направляющие элементы крыши, иначе имеется риск деформации кузова при езде по ухабам. Кроме того, желательно установить новый руль, так как штатный вариант имеет тонкий ободок, который проскальзывает между пальцами. Если монтируется ВАЗовский двигатель, коренным образом изменится ситуация с печкой. Это связано с тем, что новый мотор имеет водяное охлаждение, а значит, обогреватель можно вынести в салон, а рядом приспособить вентилятор.

Панель реально обновить посредством монтажа детали от «классики. Такое решение даст возможность установить тахометр и датчик температуры.

Узел подвески

Имеющаяся подвеска рассматриваемого автомобиля – независимого типа с ограниченным ходом. Решить кардинально эту проблему можно путем монтажа неразрезных мостов. Придется потрудиться, однако результат будет вполне заметным после усовершенствования. Переделки ЛуАЗа в этой части не следует производить с переносом основного привода назад, поскольку с ведущим передним мостом проходимость существенно выше. Некоторые умельцы делают лифт подвески, но это лишнее, поскольку клиренс и так вполне внушительный – 280 миллиметров, а с мотором 21083 – еще больше.

Внешность

Луаз 969 ходовая часть

Подведем итоги

Улучшить характеристики и дать вторую жизнь рассматриваемому автомобилю позволит переделка ЛуАЗа. ВАЗ – один из самых популярных доноров в части силового агрегата. Проведя тюнинг подвески и остальных основных узлов, вы получите довольно сносный легкий внедорожник. Модернизация салона и экстерьера добавит внешней агрессивности и внутреннего комфорта. Учитывая, что затраты на модернизацию не такие уж космические, имея старый автомобиль этой марки, не спешите сдавать его в металлолом. Реставрация поможет получить настоящий рабочий раритет.

Конечно же, о ежедневной беcпроблемной эксплуатации вездеходика речь все равно идти не может, но некоторую прибавку комфорта и так недостающей надежности автомобиль получает.

Двигатель

Ходовая часть

Эффективная система полного привода ЛуАЗ-969 не требует серьезных переделок.

Усовершенствования ходовой части ЛуАЗ-969 не касаются системы и без того эффективного полного привода. Однако некоторые владельцы устанавливают механизм блокировки переднего межколесного дифференциала, используя штатные детали от аналогичного механизма из заднего моста.

Маленькие и непрезентабельные 13-дюймовые колеса заменяют колесами большего размера, применяя диски от японских и корейских автомобилей с диаметром окружности крепежных отверстий 114,3 мм. Установка колес посадочным размером до 15 дюймов включительно не требует никаких переделок, для больших может понадобиться подрезка колесных арок.
Большие нестандартные колеса достаточно тяжелы, для их раскрутки нужна дополнительная мощность. Чтобы автомобиль не потерял резвости, некоторые владельцы меняют шестерни в колесных редукторах , увеличивая передаточное число пар. Кстати, из-за прямозубых шестерен эти редукторы сильно шумят, и для комфорта шестерни заменяют косозубыми. Их заказывают на предприятиях, где есть зуборезные станки.

Смещенный вперед центр тяжести при износе амортизаторов приводит к раскачке кузова, поэтому владельцы устанавливают более эффективные амортизаторы. У задних изменяют заодно угол установки. Обычно берут москвичевские, переварив нижнее ухо крепления. Многие заменяют рулевой механизм и шарниры рулевой трапеции жигулевскими или москвичевскими. Необходимо лишь изготовить новый кронштейн крепления и продольную рулевую тягу, зато управление становится точнее из-за устранения люфтов.

Кузов и салон

Большинство владельцев ЛуАЗ стремятся соорудить на кузове жесткий верх.

Луаз 969 ходовая часть

Утилитарный открытый кузов ЛуАЗов всех модификаций нравится немногим, и большинство владельцев стремятся соорудить жесткий верх. Применяются самые разнообразные конструкции надстроек – от алюминиевых до фанерных. Многие из них портят и без того неказистую с точки зрения стиля внешность вездехода. Благодаря полунесущей конструкции машины кузов позволял самые смелые эксперименты: с распашными дверями, откидными бортами, подъемными люками.

Игорь Коваленко
Фото Константина Широкуна

Редакция благодарит Полтавскую городскую государственную администрацию за помощь в подготовке материала

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Луаз 969 ходовая часть

Ещё древние римляне осознали, что оперативно добираться до отдалённых провинций империи можно лишь при наличии хороших дорог. Истина эта была настолько очевидна, что прокладка их в Римской империи стала делом государственной важности. В итоге, неплохо сохранившиеся древнеримские дороги с выбитой ещё колесницами колеёй функционируют кое-где и в XXI веке.
Ну а в нашей стране с дорогами всегда были проблемы. Соответственно, проблемы возникли и у конструкторов, которым приходилось ломать голову над тем, под какие дороги им следует проектировать новые автомобили.

Луаз 969 ходовая часть

Опыт Второй мировой войны показал, что при отсутствии сети приличных дорог полноприводные автомобили-вездеходы могут стать незаменимым транспортным средством, способным надёжно обеспечивать доставку пассажиров и грузов в сельских районах. В соответствии с этим, создание пассажирских и грузовых машин-вездеходов стало одним из наиболее важных направлений автомобилизации нашей страны.

К сожалению, все эти машины нельзя было отнести к категории массовых. Стране же требовался недорогой утилитарный вездеход, который можно было бы отремонтировать, не прибегая к услугам не существовавших в то время автосервисов. И первым таким автомобилем стал ЛуАЗ-969В, сошедший в 1967 году с конвейера Луцкого механического завода, по этому случаю переименованного в Луцкий автозавод.

Разработка гражданского вездехода велась поначалу в НАМИ (Центральном научно-исследовательском автомобильном и автомоторном институте), а затем на Ирбитском мотоциклетном и Запорожском автомобильном заводах под руководством известного автоконструктора Б.М. Фиттермана (кстати, под его руководством был создан грузовой автомобиль ЗИС-150, а также первый в нашей стране трёхосный полноприводной бронетранспортёр БТР-152).

Луаз 969 ходовая часть

Геометрическая схема и основные размеры полноприводного автомобиля ЛуАЗ-969М

Именно Фиттерман предложил оригинальное решение ходовой части ЗАЗ-969В, основанное на сочетании весьма компактной независимой торсионной подвески с увеличивающими клиренс колёсными редукторами.

Луаз 969 ходовая часть

Передача вращающего момента на задние полуоси осуществлялась с помощью карданных шарниров (со стороны колёсных редукторов) и скользящих сухарей (со стороны дифференциала). Подвеска всех колёс – независимая, торсионная. Величина хода при качании задних колёс составляла лишь 100 мм, однако для автомобиля-вездехода этого вполне хватало.

Луаз 969 ходовая часть

Автомобиль время от времени подвергался модернизации, и в первую очередь (в 1975 году) его оснастили новым двигателем МеМЗ-969А мощностью 40 л.с. А в начале 1979 года с конвейера Луцкого автозавода сошёл ЛуАЗ-969М. Правда, основные его отличия от предыдущей модели состояли в большей комфортабельности по сравнению с предшественником. Так, более плавным стал ход машины, и это сразу почувствовали водитель и пассажир на переднем кресле. В салоне появился перчаточный ящик и пепельница, а рулевую колонку оснастили противоугонным устройством.

И ещё. ЛуАЗ-969М получил усиленные рычаги подвески, ограничители хода колёс улучшенной конструкции, более рациональную систему крепления глушителя на полунесущем кузове, а также жалюзи системы охлаждения двигателя увеличенного размера.

Луаз 969 ходовая часть

Основные размеры кузова и салона ЛуАЗ-969А

Производственные мощности Луцкого автозавода позволяли выпускать до 16000 автомобилей в год, что было, в общем-то, маловато для необъятного Советского Союза, однако по популярности ЛуАЗ явно обгонял другие отечественные внедорожники. Впрочем, конструкция машины получила одобрение и на Западе -так, в 1978 году на международном автосалоне в Турине ЛуАЗ-969М вошёл в десятку лучших автомобилей Европы – разумеется, в своём классе.

Луаз 969 ходовая часть
Луаз 969 ходовая часть

Видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Автомобиль ЛуАЗ-969М 1982 года выпуска прибыл к нам для проведения капитального ремонта двигателя с увеличением мощности. Также по просьбе клиента мы выполнили ремонт подкапотной электропроводки и ревизию ходовой. В результате ревизии было принято решение о полной замене тормозной системы, КПП, задних рычагов, о ремонте колёсных редукторов и заднего редуктора.

Демонтаж двигателя, технологическая мойка

Ремонт двигателя автомобиля

  • Заменили шпильки крепления головок блока цилиндров на болты.
  • Усилили резьбу в блоке, установив футорки с наружной резьбой М14.
  • Увеличили рабочий объём двигателя со стандартных 1,2 до 1,3 л за счёт установки другой поршневой группы. Цилиндры очистили пескоструем и покрыли порошковой краской.
  • Изготовили новые коренные вкладыши коленчатого вала.
  • Коленчатый вал проточили на специальном оборудовании. После проточки выполнили статическую балансировку в сборе с маховиком.
  • Фрезеровали головки блока цилиндров на 3,5 мм для увеличения степени сжатия – под использование бензина АИ-92. Также заменили направляющие клапанов с последующей перерезкой сёдел клапанов.
  • Сами клапаны восстановили и выполнили их притирку к рабочей поверхности сёдел.
  • Установили современное сцепление. Для этого проточили на токарном станке маховик, изготовили новую направляющую и вилку выжимного подшипника.
  • Заменили дополнительный генератор на современный, с отдачей 80 ампер, и перенесли его в более подходящее место.
  • Забор воздуха для воздушного фильтра сделали из салона – для исключения гидроудара при преодолении бродов.

Двигатель в процессе сборки

Установлено новое сцепление

Новый выжимной подшипник

Ремонт ходовой автомобиля

После разборки и дефектовки КПП мы приняли решение о её замене – вместо штатной была приобретена КПП со встроенной блокировкой переднего межколесного дифференциала. Кроме того, заменили пыльники полуосей, прокладку крышки, доработали механизм включения блокировки. В колёсных редукторах заменили ступичные подшипники, вилки и крестовины карданов, прокладки. Заменили задние рычаги, тормозные и топливные магистрали, рабочие и главные тормозные цилиндры.

После восстановления ходовой мы установили двигатель на ЛУаЗ и выполнили ремонт электропроводки.


Процесс разборки колёсных редукторов

Отремонтированный задний межколёсный редуктор



Процесс работы с электропроводкой

Итоговый вид подкапотного пространства

Итоги

Клиент получил полностью технически исправный автомобиль с возросшими тяговыми характеристиками и повышенной надежностью – после завершения всех работ автомобиль прошёл обкатку 50 км по асфальту и приёмочные испытания по бездорожью.

Работы по автомобилю заняли 4 месяца.

Стоимость запчастей составила 160 тысяч рублей, а стоимость работ 250 тысяч рублей.

Отзыв клиента

Мне нужен был автомобиль исключительно для поездок по лесным дорогам, ездить по дорогам общего пользования автомобиль мог бы в теории и не уметь. Пересмотрел разные варианты, от квадроцикла до варнглера нашел свое – и им оказался ЛуАЗик. На нем не жалко ездить в лес, у него интересная внешность, кабриолет, он простой/ремонтопригодный в полевых условиях. Цена покупки + цена рестав-рации казались приемлемыми, потому что все что было в продаже однозначно требовало бы вложений, несмотря на уверения продавцов.

Изначально решил для себя что я хочу поднять свой уровень внутреннего автомеханика, но не уходить в экстрим. Это допущение наткнулось на жестокую реальность, где оказалось практически невозможно найти исполнителя на свои хотелки.

ЛуАЗ приехал на эвакуаторе и истекал всю дорогу маслом, дырка в поддоне была забита глиной, и это не мешало ему ездить. С этого все начиналось. Несколько попыток найти сервис были провалены, как только сервисмены слышали слово луаз, сразу говорили что им это не интересно. В итоге был найден сервис через знакомых, который занимался кастомными работами и подготовкой раллийных машин, они вписались помочь поставить ЛуАЗ на колеса. Потратили на это месяца 2-3. Все время работы над машиной меня не покидало ощущение что им это нафиг не надо, и забрать от них машину надо было больше мне, все что они сделали было сделано чтобы пройти по формальным признакам работ. Надо проложить провод, проложим рядом с ремнем генератора и его потом перетрет, надо соединить две части редуктора, но нет шпилек, так возьмем болт, сломался ключ зажигания в замке – ну чтож бывает, оставим так… Но даже после такой реанимации ЛуАЗ проездил почти сезон без дополнительных вмешательств.

Следующей попыткой был деревенский сервис, где по словам местных были свои две “единицы такой техники”. Мужички старались, но каменный цветок не поддался, если коротко. Как результат еще пару сезонов я откатался, переодически приходилось возвращаться из леса пешком, а радиус поездок старался планировать так, чтобы это было безболезненно, члены семьи освоили эвакуацию ЛуАЗа на буксире.

Подружившись с ЛуАЗом у меня стал просыпаться интерес к самостоятельной диагностике и ремонту. Однажды у одних известных блогеров с турботрактором увидел видео, как они настраивали карбюратор ЛуАЗа в правильном месте, и понял что мне надо тоже туда попасть. Желание усиливалось с каждым выходом новых видосов про инжекторные запорожцы и другие нераскрытые потенциалы двигателя МеМЗ.

Так мой ЛуАЗ и оказался в БИМАС. Что можно сказать после окончания работ над ЛуАЗом, получилось очень хорошо. Были определенные расхождения между ожиданиями и реальностью по срокам и бюджету, но они были объективными. Вскрылся дополнительный фронт работ, которые ребята сделали. За все время работ у меня были регулярные фото того, что происходит с автомобилем, мне никто не задавал дурацких вопросов о том где и какие детали им надо взять, как разобрать или собрать что-либо в моем автомобиле. На основе предыдущего опыта с другими сервисами это просто вау-эффект.

Каждая новая фотка с процесса меня все больше утверждала в правильности выбранной команды, ребята настолько основательно и тщательно делали машину. Опять таки, раньше такого с ЛуАЗом не бывало.

Если перейти от эмоций от сотрудничества к результатам, то что же я получил?

  • На пятый год владения ЛуАЗом я могу снять с него тент и уехать летом настолько далеко, насколько захочу, без мысли о том, что мне надо будет через 30км по лесу возвращаться пешком, а потом думать как забрать ЛуАЗик. Это наверное самое главное что мне нужно было от машины, для поездок в лес.
  • Как бонус я получил новый двигатель, который полностью изменил ощущения от езды и возможностей машины. Родная сороковка откровенна слабая – это все знают. Уставший двигатель добавит масла разве что. По окончанию работ ЛуАЗик на моноприводе штурмовал маршруты, где раньше еле выезжал на пониженной и с блокировкой. Двигатель запускается идеально из салона в любой ситуации, на холодную или горячую и без необходимости открытия капота.
  • Появилась передняя блокировка, как бонус от оптимизации работ по КПП в пользу агрегатной замены.
  • Тормоза. Они теперь есть и на всех колесах.
  • Сдача автомобиля была не в сервисе, а на проселке.

В итоге я остался доволен тем, что вписался в этот проект по отношению и качеству к работ, которые взялся делать БИМАС. Это было интересно и неожиданно приятно удивило подходом и результатом работ. Теперь подкапотное пространство является шедевром, а V4 под капотом внушает уважение )

Категорически запрещается во время движения автомобиля при включении четвертой передачи нажимать с усилием вправо на рычаг переключения передач, т. к. может включиться передача заднего хода и произойдет поломка коробки передач.

Для доступа к коробке передач предусмотрен люк, закрываемый крышкой 2, к заливной пробке 1 — люк в крышке 2, закрываемый крышкой 3.

Для доступа к заливной пробке 2 редуктора заднего моста и к бензобаку в полу кузова имеются люки, закрываемые крышками 3 и 4.

Коробка передач

Рис. Коробка передач:1 — пробка заливного отверстия (указатель уровня масла); 2, 3 — крышка; 4 — пробка сливного отверстия

Контроль за уровнем масла в указанных агрегатах осуществляется указателями уровня масла с двумя рисками. Указатели уровня масла совмещены с пробками заливных отверстий. Заливать масло следует до уровня верхней риски (указатель вывернуть). Эксплуатация автомобиля при уровне масла ниже нижней риски не допускается.

Редуктор заднего моста и кожух приводного вала

Рис. Редуктор заднего моста и кожух приводного вала:1, 5 — сапун; 2 — пробка заливного отверстия (указатель уровня масла); 3 — крышка; 6, 7 — пробка сливного отверстия; 8 — пробка контрольного отверстия

Течь масла устраняется затяжкой сливных пробок 4 и 6 или заменой прокладок под пробками. При появлении течи масла через манжетные уплотнения до снятия агрегата с автомобиля очистить сапун 1 от загрязнения и убедиться, что уровень масла находится не выше рекомендованного.

Посмотрите видео по восстановлению Газ 24 без лишних слов, всё только по делу!

Отличная работа не только мастеров, но и оператора! Всё это ребята из мастерской Мастерская RCM


Друзья!
Мы решили познакомиться с Вами и Вашими автомобилями чуть ближе и решили провести конкурс на лучшую историю или рассказ о Вашем ретро автомобиле.

Читайте также: