Регулировка клапанов маз ямз 238

Обновлено: 08.07.2024

Тепловые зазоры дифференциальных клапанов на ЯМЗ 238 требуются для герметичной посадки поршней на седло, при расширении элементов привода во время функционирования силового агрегата. Правильный размер люфта – залог нормальной работы двигателя. Если тепловой зазор увеличен либо уменьшен, то это станет причиной сбоя в работе агрегата.

Прежде, чем проводить манипуляции с клапанами на ЯМЗ 238, важно разобраться, как устроен ГРМ. Его особенности:

Причины настройки люфта клапанов коленчатого механизма

Все элементы силового агрегата ЯМЗ 238 подвергаются нагреванию, а значит, и расширению. Процедура регулирования выполняется именно в этот момент для обеспечения плотного прилегания клапана к седлу.

Во время проведения работ следует учесть два главных момента:

  • большой зазор клапанов на ЯМЗ становится причиной неисправной работы камер сгорания, за счет этого активнее изнашиваются основные элементы ГРМ;
  • слишком маленький проем не может обеспечить полную герметичность соединений, это становится причиной ухудшения параметров силового агрегата и возникновения прогара.

Измерение зазоров тепловых компенсаторов


Как говорилось ранее, зазоры на ЯМЗ варьируются в рамках 0.25 – 0.30 мм. Если эти значения расходятся с нормой, то потребуется провести настройку.

Однако изначально определяется величина зазора. А максимально точное определение данного размера проводится исключительно в момент сжатия:

  • заострить внимание на цилиндре №1 и слева направо крутить коленвал до полного закрытия впускного клапана;
  • затем повернуть коленвал еще на 1/3 оборота.

Справка! Определить номер цилиндра можно так:

  • смотрите на вентилятор двигателя;
  • ближний с левой стороны – первый, а с правой – пятый;
  • последующая нумерация идет последовательно: крайний слева – четвертый, а справа – восьмой.

Вращать коленчатый вал можно несколькими способами. Простой – спереди. Используя накидной ключ вращать за фиксатор шкива.

Если проводить манипуляции сзади, то применяя вороток, выполнять действие за маховик.

Руководство по регулированию поршней на ЯМЗ 238


Прежде чем проводить регулировку, следует подготовить двигатель. Для этого необходимо остудить мотор до 30 °C, и прекратить подачу горючего.

Кроме того, следует зажать передающие рычаги коромысла:

  • выпускные элементы цилиндров с первого по четвертый справа зафиксировать к торцу оси, а впускные – к упорной шайбе;
  • остальные прижимаются наоборот.

Дальнейшая самостоятельная работа заключается в следующем:

  1. Отсоединить фиксаторы, и извлечь клапанные крышки ЯМЗ 238.
  2. Оценить степень затяжки болтов, норма – 120 – 150 Нм.
  3. Вращая коленвал слева направо нужно поймать момент полного поднимания впускного поршня цилиндра.
  4. Используя стержень, оценить люфт между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного поршня первого цилиндра.
  5. Для настройки люфтов открутить гайку регулировочного винта, вмонтировать стержень и, поворачивая шуруп отверткой, подобрать люфт в рамках 0.25 – 0.30 мм.
  6. Затянуть гайку и оценить размеры люфта. Если все выполнено грамотно, то стержень толщиной 0,25 мм должен спокойно входить, а с размерами в 0,30 мм – с усилием.

Справка! Для настройки люфтов системы поршней остальных цилиндров вращать коленвал следует в том же направлении до окончательного закрытия впускного поршня, а затем еще на треть оборота. Настройку проводить так же, как указано ранее, но последовательность следующая: 5-4-2-6-3-7-8.

Кроме того, строго придерживаться установленных значений не нужно. Допустимый разброс возможен в рамках 0.20 – 0.35 мм.

Как только настройка люфта будет завершена, следует активировать мотор и проанализировать его работу. Стуки в системе клапанов должны отсутствовать.

Если посторонние звуки присутствуют, то необходимо остановить работу мотора, а настройку люфтов повторить. В конце стоит оценить поврежденность прокладок клапанных крышек ЯМЗ 238 и вернуть все на свои места.

Заключение

Еще раз пройдемся по основным моментам.

  1. Прокручивать коленчатый вал можно несколькими способами.
  2. Оценивать величину зазора можно щупом.
  3. Регулировать величину с помощью вращения винта.
  4. Порядок настройки: 5-4-2-6-3-7-8.
  5. Возможен разброс значений люфта в рамках 0.2 – 0.35 мм.
  6. Возникновение стуков – повод для повторной регулировки.

Такие простые манипуляции помогут правильным образом отрегулировать тепловые зазоры. Главное грамотно измерить люфт с помощью щупа и последовательно проводить все манипуляции. Кроме того, исправные головки цилиндров с клапанами ЯМЗ 238д 1003009 обеспечивают бесперебойную и надежную работу автомобиля

Кроме того, можно ознакомиться с видеороликом, в котором подробно рассказывается и показывается данная процедура.

РЕГУЛИРОВКА КЛАПАННОГО МЕХАНИЗМА двигателей ЯМЗ-236М2, ЯМЗ-238М2

Тепловой зазор в клапанном механизме обеспечивает герметичность посадки клапана на седло и компенсирует тепловое расширение деталей механизма при работе двигателя.

Величина теплового зазора у впускного и выпускного клапанов устанавливается одинаковой и регулируется в пределах

0,25-0,30 мм. При проверке на двигателе из-за биения сопрягаемых деталей распределительного механизма тепловые зазоры после проворачивания коленчатого вала должны укладываться в пределы 0,20-0,40 мм.

Тепловые зазоры регулировать на холодном двигателе или менее чем через 15 минут после его остановки.

При регулировке клапанного механизма и повторной проверке тепловых зазоров коромысла клапанов рекомендуется прижать:

– на головке правого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов – к торцу оси, впускных клапанов – к стопорному кольцу;


Рис. 15. Привод топливного насоса высокого давления:
1 – корпус топливного насоса высокого давления; 2 – муфта опережения впрыскивания; 3, 8 – пластины; 4 – болт крепления пластин к ведомой полумуфте; 5 – ведущая полумуфта; 6 – указатель начала подачи топлива; 7 – болт крепления пластин к фланцу ведущей полумуфты; 9 – гайка болта крепления пластин к фланцу ведущей полумуфты; 10 – центрирующая пластина; 11 – фланец полумуфты с пластинами; 12 – стяжной болт; 13 – ведомая полумуфта; 14 – болт крепления ведомой полумуфты; а – выступ-метка на фланец полумуфты; б – совмещение меток на указатели и муфте опережения впрыскивания.

– на головке левого ряда цилиндров коромысла выпускных клапанов – к стопорному кольцу, впускных клапанов -к торцу оси.

Выпускные клапаны правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – к маховику.

1. Выключить подачу топлива.

2. Отвернуть болты крепления крышек головок

цилиндров и снять крышки.

3. Проверить динамометрическим ключом момент затяжки болтов крепления осей коромысел, который должен быть 120 – 150 Нм (12 – 15 кгсм).

4. Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) ключом за болт крепления шкива или ломиком за отверстия в маховике и внимательно наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимется (т.е. полностью закроется), после чего провернуть вал еще на 1/4-1/3 оборота. В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия, и оба клапана этого цилиндра закрыты.

5. Вставив щуп в зазор между торцом клапана и носком коромысла, проверить зазоры у впускного и выпускного клапанов первого цилиндра и, если необходимо, отрегулировать их в пределах 0,25 – 0,30 мм.

6. Для регулировки зазоров отвернуть контргайку регулировочного винта (рис. 16), вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить требуемый зазор (рис. 17). Придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. При правильно отрегулированном зазоре щуп толщиной 0,25 мм должен входить при легком нажиме, а толщиной 0,30 мм – с усилием.


7. Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра провернуть коленчатый вал в направлении вращения до момента полного закрытия впускного клапана регулируемого цилиндра и дополнительно провернуть еще на 1/4-1/3 оборота. Регулировку зазоров в каждом цилиндре производить, как указано в п.п. 5 и 6.

Клапанные зазоры рекомендуется регулировать в порядке работы цилиндров:

для двигателя ЯМЗ-236М2: для двигателя ЯМЗ-238М2:

1 – 4 – 2 – 5 – 3 – 6 1 – 5 – 4 – 2 – 6 – 3 – 7 – 8

8. После регулировки зазоров пустить двигатель и прослушать его работу. При появлении стука клапанов остановить двигатель и вновь проверить зазоры.

9. Установить и закрепить крышки головок цилиндров, проверить состояние прокладок. В месте прилегания крышек масло не должно подтекать.

С регулировкой клапанов на двигателе ЯМЗ-238, встречается основная масса водителей МАЗов. Только те, кто обслуживает свой автомобиль исключительно на станциях технического обслуживания, избегают этой операции.

По регулировке клапанов, написано довольно много рекомендаций и наставлений: от самых простых и незамысловатых до музыкальных. Профессиональные мотористы, регулируют клапана на слух по стуку, который происходит при выборе свободного зазора. Есть также люди, которые регулируют клапана на глаз.

Справедливости ради, стоит отметить, что такие варианты регулировки, если применяет их настоящий специалист, дают хорошие результаты при выставлении зазоров. Однако, описывать подобные методы я не буду, т.к. такими способностями не обладаю, а потому пользуюсь щупом.

1. Инструмент требующийся для регулировки клапанов

2. Причины регулировки клапанов

Когда же следует регулировать клапана? Сразу приходит на ум стук в механизме газораспределения. Понятно, что с такими симптомами в первую очередь проверяют тепловые зазоры и регулируют их.

Стоит также произвести регулировку, если после ремонта пройдена первая тысяча километров или если осуществлялась протяжка головки блока.

Нужно следить за пробегом автомобиля и состоянием всего механизма газораспределения. В случае необходимости, регулировать зазоры клапанов через 10-20 тыс. км и всегда помнить, что увеличенные тепловые зазоры ведут к увеличению расхода топлива.

3. Регулировка клапанов двигателя ЯМЗ-238

Теперь, опишу сам порядок регулировки, который у меня выработался. Первым делом, ставим машину на ровное чистое место и достаем инструмент. Поднимаем кабину и откручиваем клапанные крышки клапанов.

Бывает, некоторые болты с барашками не хотят откручиваться от руки, тогда берем газовый ключ или большой рожковый ключ. Мне при такой проблеме, хорошо помогал ступичный трубчатый ключ на 55, который шел в комплекте инструмента на автомобиль.

Далее, берем накидной ключ на 30 с усилителем и залазим под переднюю часть автомобиля. Если клапана на машине регулируются в первый раз, то берем с собой еще и трехгранный напильник.

Ищем метку впрыска 1-го цилиндра на шкиве коленчатого вала и на передней части шкива обращенной к радиатору, запиливаем риску напротив метки 1-го цилиндра.

Затем, делаем еще одну метку диаметрально напротив первой, а также под 90 градусов к первым двум меткам, ставим еще две метки. Таким образом, мы делим шкив на четыре части под углом 90 градусов.

Теперь, приступаем к выставлению первой заводской метки под 18 градусов и это место на передней плите, следует отчеркнуть хотя бы мелом, т.к. оно еще пригодится.

Вылазим из под машины и проверяем не зажаты ли клапана 1-го цилиндра. Также, убедиться в этом можно по метке топливного насоса, тогда станет понятно, точно ли мы прокрутили двигатель и впрыск находится на 1-ом цилиндре.

Сначала, я тоже так делал и если оказывалось, что впрыск на 6-ом цилиндре, то опять залазил под машину, прокручивал двигатель еще на один оборот и начинал регулировку с 1-го цилиндра в порядке работы двигателя 1-5-4-2-6-3-7-8.

Отрегулировав оба клапана на 1-ом цилиндре, залазим под машину и прокручиваем коленвал так, чтобы вторая риска на шкиве оказалась напротив метки впрыска 1-го цилиндра на блоке. Таким образом, мы повернули коленвал ровно на 90 градусов и можно переходить на левый ряд цилиндров и регулировать следующий по порядку 5-ый цилиндр.

Затем, опять лезем под двигатель, крутим коленвал еще на 90 градусов до совпадения меток и регулируем клапана 4-го цилиндра на правой стороне двигателя. Далее, просто повторяем процесс для всех оставшихся цилиндров в соответствии с порядком работы мотора.

4. Альтернативный метод регулировки клапанов

Парочку раз отрегулировав клапана на двигателе ЯМЗ-238 подобным образом, меня посетила простая мысль и я сократил прокручивание коленвала до точки впрыска 1-го цилиндра.

Такая мелочь, позволяла лишний раз не залазить под машину и не смотреть на привод топливного насоса, а облегчить процесс регулировки клапанов и немного сократить требующееся на это время.

Кто-то привык регулировать клапана по закрытию одного из них, кто-то регулирует сразу два цилиндра вместе. Спорить о том, какой способ лучше, я не буду. Лично мне, понравился именно порядок регулировки приведенный выше, поэтому им и пользовался.


Для чего нужно регулировать клапанный механизма и подготовка к регулировке

Так как детали двигателя ЯМЗ 238 во время работы нагреваются, то они подвержены упругому расширению. Поэтому периодическая регулировка клапанов нужна для того, чтобы клапана максимально плотно прилегали к седлу в нагретом состоянии. Кроме этого, надо помнить, что во время работы мотора появляются и такие особенности:

  • тепловой зазор, у которого увеличились размеры ухудшит работу камеры сгорания, также детали ГРМ быстрее износятся;
  • если зазор будет слишком мал, то не будет плотного соединения между седлом головки блока цилиндров и клапаном, это приведет к ухудшению характеристик двигателя, также увеличится риск прогара клапанов.


Для начала надо выключить подачу горючего, отключить ТНВД можно, повернув скобу кулисы вниз, она установлена в корпусе регулятора частоты вращения.

Подготовка к регулировке клапанов:

  • дать мотору остыть до 30 градусов;
  • снять клапанную крышку;
  • проверить насколько хорошо затянуты оси коромысел ГРМ, изначально это усилие находится в пределах 120-150 Нм.

Как утверждает производитель этого мотора – регулировка клапанов нужна в том случае, если величины тепловых компенсаторов вышли за пределы 0,25-0,30 мм. Чтобы точно замерить зазоры 2-х клапанов каждого цилиндра, надо дождаться, когда настанет такт сжатия, а далее надо:

  • сфокусироваться на первом цилиндре;
  • по часовой стрелке (если смотреть на радиатор со стороны передней части авто) провернуть коленвал;
  • также по часовой стрелке с той же стороны, до того момента, пока не закрылся впускной клапан (пока не завершился такт всасывания), то есть торец, который контактирует с носком коромысла, должен подняться в самую верхнюю точку;
  • продолжать крутить коленвал еще на 1/3 оборота или 120 градусов в том же направлении.

Определить номер цилиндра можно так:

Также будет интересно: Замена ремня ГРМ: жизненноважный процесс во время обслуживания авто

Прокручивать коленвал можно так:

  • спереди прокручивать коленвал накидным ключом за крепление шкива;
  • сзади за маховик крутить специальным воротком.

Размер зазора можно определить по толщине щупа, который помещается между торцом клапана и приливом коромысла. Клапана не получится откорректировать, если щуп с толщиной 0,25 свободно входит, а уже щуп с толщиной 0,30 входит с натягом. Примерно все тоже самое надо делать и во время тюнинга Москвича, если в нем требуется регулировка клапанов.


Перед регулировкой клапанов на моторе ЯМЗ 238 надо прижать передающие рычаги коромысла:

  • цилиндры 1-4, которые с правой стороны, их выпускные элементы прижать к торцу оси, а впускные детали – к упорной шайбе;
  • с цилиндрами 5-8, которые находятся на левой части головки блока – надо наоборот прижимать.

Причины настройки люфта клапанов коленчатого механизма

Все элементы силового агрегата ЯМЗ 238 подвергаются нагреванию, а значит, и расширению. Процедура регулирования выполняется именно в этот момент для обеспечения плотного прилегания клапана к седлу.

Во время проведения работ следует учесть два главных момента:

  • большой зазор клапанов на ЯМЗ становится причиной неисправной работы камер сгорания, за счет этого активнее изнашиваются основные элементы ГРМ;
  • слишком маленький проем не может обеспечить полную герметичность соединений, это становится причиной ухудшения параметров силового агрегата и возникновения прогара.

Измерение зазоров тепловых компенсаторов

Как говорилось ранее, зазоры на ЯМЗ варьируются в рамках 0.25 – 0.30 мм. Если эти значения расходятся с нормой, то потребуется провести настройку.
Однако изначально определяется величина зазора. А максимально точное определение данного размера проводится исключительно в момент сжатия:

  • заострить внимание на цилиндре №1 и слева направо крутить коленвал до полного закрытия впускного клапана;
  • затем повернуть коленвал еще на 1/3 оборота.

Справка! Определить номер цилиндра можно так:

  • смотрите на вентилятор двигателя;
  • ближний с левой стороны – первый, а с правой – пятый;
  • последующая нумерация идет последовательно: крайний слева – четвертый, а справа – восьмой.

Вращать коленчатый вал можно несколькими способами. Простой – спереди. Используя накидной ключ вращать за фиксатор шкива.

Если проводить манипуляции сзади, то применяя вороток, выполнять действие за маховик.

Регулировка клапанов ЯМЗ 238

Если величина зазора получилась некорректная, то надо сделать такие действия:

Далее настраивать клапанный механизм надо в порядке 5-4-2-6-3-7-8, в положении, когда закрыт впускной канал цилиндра + 120 градусов по часовой стрелке. В конце надо заново проверить зазоры на каждом клапане. Здесь уже допускается колебание в пределах 0,20-0,35 мм., благодаря неточностям деталей ГРМ.

В самом конце надо:

  • запустить мотор и послушать нет ли стуков;
  • посмотреть в каком состоянии прокладки и при необходимости поменять их;
  • установить на свое место крышки ГБЦ.

Если слышны характерные звонкие стуки в время работы двигателя – это значит, что придется все еще раз перепроверить, каждый клапан и другие узлы ГРМ.


Руководство по регулированию поршней на ЯМЗ 238

Прежде чем проводить регулировку, следует подготовить двигатель. Для этого необходимо остудить мотор до 30 °C, и прекратить подачу горючего.
Кроме того, следует зажать передающие рычаги коромысла:

  • выпускные элементы цилиндров с первого по четвертый справа зафиксировать к торцу оси, а впускные – к упорной шайбе;
  • остальные прижимаются наоборот.

Дальнейшая самостоятельная работа заключается в следующем:

  1. Отсоединить фиксаторы, и извлечь клапанные крышки ЯМЗ 238.
  2. Оценить степень затяжки болтов, норма – 120 – 150 Нм.
  3. Вращая коленвал слева направо нужно поймать момент полного поднимания впускного поршня цилиндра.
  4. Используя стержень, оценить люфт между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного поршня первого цилиндра.
  5. Для настройки люфтов открутить гайку регулировочного винта, вмонтировать стержень и, поворачивая шуруп отверткой, подобрать люфт в рамках 0.25 – 0.30 мм.
  6. Затянуть гайку и оценить размеры люфта. Если все выполнено грамотно, то стержень толщиной 0,25 мм должен спокойно входить, а с размерами в 0,30 мм – с усилием.

Справка! Для настройки люфтов системы поршней остальных цилиндров вращать коленвал следует в том же направлении до окончательного закрытия впускного поршня, а затем еще на треть оборота. Настройку проводить так же, как указано ранее, но последовательность следующая: 5-4-2-6-3-7-8.

Кроме того, строго придерживаться установленных значений не нужно. Допустимый разброс возможен в рамках 0.20 – 0.35 мм.

Как только настройка люфта будет завершена, следует активировать мотор и проанализировать его работу. Стуки в системе клапанов должны отсутствовать.

Если посторонние звуки присутствуют, то необходимо остановить работу мотора, а настройку люфтов повторить. В конце стоит оценить поврежденность прокладок клапанных крышек ЯМЗ 238 и вернуть все на свои места.

Подытожим

Перекрываем подачу горючего, снимаем клапанную крышку, проверяем затяжку осей коромысел ГРМ. Затем регулируются впускной и выпускной клапаны мотора в таком диапазоне: 0,25 — 0,3 мм. и такой должен быть порядок регулировки клапанов ЯМЗ 238:

  • надо вращать коленвал за маховик или за шкив, в такт сжатия выставить клапана каждого цилиндра;
  • для проверки зазора надо вставить щуп между торцом клапана и рычагом, который качается;
  • отпустить гайку подналадочного винта;
  • затем поставить щуп;
  • надо крутить винт, что позволит добиться необходимого показателя тепловой компенсации;
  • закрутить гайку;
  • снова с помощью щупа проверить величину зазоров, и если надо, то процедуру повторить;
  • продолжить наладку в таком порядке: 5-4-2-6-3-7-8;
  • прокрутить коленвал и заново проверить величину зазоров, может быть в пределах 0,20 – 0,35 мм.;
  • включить мотор и послушать, нет ли стуков;
  • поставить на место крышку ГБЦ.

Также будет интересно: Плюсы и минусы приобретения авто в лизинг

А далее видео про регулировку клапанов ЯМЗ 238:

Резюме

Перекрыв подачу топлива, демонтировав клапанную крышку и проверив затяжку осей коромысел ГРМ, приступают к регулировке выпускного и впускного клапанов ЯМЗ 238 согласно установленного диапазона (0,25-0,3 мм):

  • вращая коленвал за шкив или маховик, выставить клапаны исследуемого цилиндра в такт сжатия;
  • проверить зазор, вставив щуп между качающимся рычагом и торцом клапана;
  • ослабить гайку подналадочного винта;
  • снова смонтировать щуп;
  • вращением винта добиться рекомендуемой величины тепловой компенсации;
  • зажать гайку;
  • вновь проверить регулируемую величину щупом, при необходимости – повторить;
  • произвести дальнейшую наладку в порядке 5-4-2-6-3-7-8;
  • провернуть коленвал и вновь идентифицировать расстояние (допускается 0,20…0,35 мм);
  • пустить двигатель и удостоверится в отсутствии стуков;
  • установить крышки ГБЦ.

Проверить и подрегулировать тепловые зазоры клапанного механизма перед началом и по окончании обкатки, но не ранее чем через 15 минут после остановки двигателя ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД.

Перед регулировкой зазоров клапанного механизма включить подачу топлива скобой регулятора, снять крышки головок цилиндров, проверить затяжку гаек крепления осей коромысел динамометрическим ключом с Мкр 118–147 Нм (от 12 до 15 кг/см).

Технические требования к затяжке по ОСТ 37.001.031-72.

При регулировке зазоров клапанов и повторной проверке их, коромысла прижать:

— на головке правого ряда цилиндров: выпускных клапанов – к торцу оси; впускных клапанов – к стопорному кольцу.

— на головке левого ряда цилиндров: выпускных клапанов – к стопорному кольцу; впускных клапанов – к торцу оси.

Выпускные клапана правого ряда цилиндров расположены ближе к вентилятору, левого ряда цилиндров – наоборот.

Для регулировки зазора ослабить контргайку регулировочного винта, вставить в зазор щуп и, вращая винт отверткой, установить зазор в пределах 0,25-0,30 мм.

Придерживая винт отверткой, затянуть контргайку и проверить величину зазора. Щуп толщиной 0,25 мм должен входить свободно, а толщиной 0,3 мм – с усилием.

При прокручивании коленчатого вала после регулировки клапанов, из-за возможного биения сопрягаемых деталей газораспределительного механизма, допускается тепловой зазор в пределах 0,2-0,4 мм.

Вращая коленчатый вал по часовой стрелке (со стороны вентилятора) специальным ключом за болт крепления ступицы шкива и наблюдая за движением впускного клапана первого цилиндра, установить момент, когда он полностью поднимается (т. е. полностью закроется), после чего провернуть вал еще на 1/3 оборота.

В это время в первом цилиндре происходит такт сжатия и оба клапана этого цилиндра закрыты.

Для регулировки зазоров клапанного механизма следующего цилиндра провернуть коленчатый вал в направления вращения до момента полного закрытия клапанов регулируемого цилиндра и дополнительно провернуть еще на 1/3 оборота.

Регулировку зазоров в каждом цилиндре произведите, как указано выше.

Регулировка топливной аппаратуры на двигателе ЯМЗ-238 Д, ДЕ, АК, М2, Б, НД:

— Проверить и при необходимости отрегулировать угол опережения впрыска топлива.

— Прогреть двигатель до нормального теплового режима.

Рис.14 – Схема регулятора частоты вращения

1 — винт регулировки мощности; 2 — корпус буферной пружины; 3 — гайка колпачковая 4 — болт ограничения максимальной частоты вращения 5 — болт ограничения минимальной частоты вращения

После регулировки мощности колпачковую гайку навернуть на винт регулировки мощности до упора.

В контрольной карте на двигатель ЯМЗ-238ДЕ2, 238Б, 238ДЕ должна фиксироваться фактическая величина атмосферных условий, температуры и плотности топлива.

Часовой расход топлива определять весовым способом двухкратным замером времени расхода 500 грамм дизельного топлива, при этом результаты определяются как среднее арифметическое значение двух измерений, которые не должны отличаться одно от другого более чем на 2%.

Для поддержания постоянной температуры топлива в момент замера расхода, уровень в бачке не должен снижаться ниже 2/3 высоты бачка.

Вокруг погруженных в мерный бачок сливных трубопроводов допускается незначительное выделение мелких пузырьков.

Отрегулировать минимальную частоту вращения холостого хода. Регулировку производить болтом, на упоре, в котором должен находиться рычаг управления регулятором.

При ввертывании болта частота вращения увеличивается, при вывертывании – уменьшается.

Двигатель ЯМЗ-238ДЕ2, 238НД5, 238АК должен устойчиво работать на режиме холостого хода с колебаниями не более ±15 мин-1.

Проверить максимальную частоту вращения холостого хода, которая должна быть не более 2175 мин-1.

Проверку производить при упоре рычага управления регулятором в болт.

Ограничение мощности двигателей не производить.

После регулировки и предъявительских испытаний опломбировать колпачковую гайку на винте регулировки мощности.

Все элементы силового агрегата ЯМЗ 238 подвергаются нагреванию, а значит, и расширению. Процедура регулирования выполняется именно в этот момент для обеспечения плотного прилегания клапана к седлу.

Во время проведения работ следует учесть два главных момента:

  • большой зазор клапанов на ЯМЗ становится причиной неисправной работы камер сгорания, за счет этого активнее изнашиваются основные элементы ГРМ;
  • слишком маленький проем не может обеспечить полную герметичность соединений, это становится причиной ухудшения параметров силового агрегата и возникновения прогара.

Измерение зазоров тепловых компенсаторов


Как говорилось ранее, зазоры на ЯМЗ варьируются в рамках 0.25 – 0.30 мм. Если эти значения расходятся с нормой, то потребуется провести настройку.

Однако изначально определяется величина зазора. А максимально точное определение данного размера проводится исключительно в момент сжатия:

  • заострить внимание на цилиндре №1 и слева направо крутить коленвал до полного закрытия впускного клапана;
  • затем повернуть коленвал еще на 1/3 оборота.

Справка! Определить номер цилиндра можно так:

  • смотрите на вентилятор двигателя;
  • ближний с левой стороны – первый, а с правой – пятый;
  • последующая нумерация идет последовательно: крайний слева – четвертый, а справа – восьмой.

Вращать коленчатый вал можно несколькими способами. Простой – спереди. Используя накидной ключ вращать за фиксатор шкива.

Если проводить манипуляции сзади, то применяя вороток, выполнять действие за маховик.


Прежде чем проводить регулировку, следует подготовить двигатель. Для этого необходимо остудить мотор до 30 °C, и прекратить подачу горючего.

Кроме того, следует зажать передающие рычаги коромысла:

  • выпускные элементы цилиндров с первого по четвертый справа зафиксировать к торцу оси, а впускные – к упорной шайбе;
  • остальные прижимаются наоборот.

Дальнейшая самостоятельная работа заключается в следующем:

  1. Отсоединить фиксаторы, и извлечь клапанные крышки ЯМЗ 238.
  2. Оценить степень затяжки болтов, норма – 120 – 150 Нм.
  3. Вращая коленвал слева направо нужно поймать момент полного поднимания впускного поршня цилиндра.
  4. Используя стержень, оценить люфт между торцом клапана и носком коромысла у впускного и выпускного поршня первого цилиндра.
  5. Для настройки люфтов открутить гайку регулировочного винта, вмонтировать стержень и, поворачивая шуруп отверткой, подобрать люфт в рамках 0.25 – 0.30 мм.
  6. Затянуть гайку и оценить размеры люфта. Если все выполнено грамотно, то стержень толщиной 0,25 мм должен спокойно входить, а с размерами в 0,30 мм – с усилием.

Справка! Для настройки люфтов системы поршней остальных цилиндров вращать коленвал следует в том же направлении до окончательного закрытия впускного поршня, а затем еще на треть оборота. Настройку проводить так же, как указано ранее, но последовательность следующая: 5-4-2-6-3-7-8.

Кроме того, строго придерживаться установленных значений не нужно. Допустимый разброс возможен в рамках 0.20 – 0.35 мм.

Как только настройка люфта будет завершена, следует активировать мотор и проанализировать его работу. Стуки в системе клапанов должны отсутствовать.

Если посторонние звуки присутствуют, то необходимо остановить работу мотора, а настройку люфтов повторить. В конце стоит оценить поврежденность прокладок клапанных крышек ЯМЗ 238 и вернуть все на свои места.

Заключение

Еще раз пройдемся по основным моментам.

  1. Прокручивать коленчатый вал можно несколькими способами.
  2. Оценивать величину зазора можно щупом.
  3. Регулировать величину с помощью вращения винта.
  4. Порядок настройки: 5-4-2-6-3-7-8.
  5. Возможен разброс значений люфта в рамках 0.2 – 0.35 мм.
  6. Возникновение стуков – повод для повторной регулировки.

Такие простые манипуляции помогут правильным образом отрегулировать тепловые зазоры. Главное грамотно измерить люфт с помощью щупа и последовательно проводить все манипуляции. Кроме того, исправные головки цилиндров с клапанами ЯМЗ 238д 1003009 обеспечивают бесперебойную и надежную работу автомобиля

Кроме того, можно ознакомиться с видеороликом, в котором подробно рассказывается и показывается данная процедура.


Несмотря на то, что дизельные двигатели ЯМЗ 238 появились еще в середине прошлого века, они остаются востребованными и сейчас. Сфера применения моторов достаточно широкая. Их устанавливают на грузовики Урал, КАМАЗ, КрАЗ и трактора К-700.

Учитывая высокие нагрузки и температурные перепады, которым подвергаются такие двигатели, необходимость в регулировке их клапанов возникает достаточно часто. Если владелец техники не разбирается в устройстве двигателя, лучше доверить эту работу профессионалам, но в целом, незначительный ремонт можно провести и своими руками.

Устройство двигателя ЯМЗ 238

Перед началом ремонта следует разобраться в устройстве газораспределительного механизма (ГРМ) двигателя ЯМЗ 238. Именно он отвечает за своевременный впуск рабочей свечи в цилиндр и выпуск отработанных газов из камеры сгорания.

Примечание: Особенность ГРМ в том, что система клапанов располагается вверху, распредвал находится внизу, а на передающих коромыслах (рычагах) находится регулировочный механизм.

Основными конструктивными элементами ГРМ являются распределительный вал, толкатели, штанги толкателей, клапаны и коромысла (рисунок 1).

Двигатель ЯМЗ 238

Рисунок 1. Устройство газораспределительного механизма ЯМЗ 238

Главным рабочим механизмом системы является распределительный вал. Его кулачки подают передают импульсы на толкатели. Они воздействуют на клапаны, которые возвращаются на исходную позицию с помощью пружин.

Правильная регулировка клапанов ЯМЗ 238 поможет наладить оптимальный режим подачи топлива и полный вывод отработанных газов. Благодаря этому продлевается срок эксплуатации двигателя и достигается оптимальный размер топлива.

Когда требуется регулировка клапанов?

В первую очередь следует учитывать, что двигатели такой мощной техники работают в чрезвычайно сложных условиях. Кроме высоких механических нагрузок, каждая деталь мотора подвергается сильному нагреву. Он вызывает тепловое расширение металла и со временем деталям требуется профилактический осмотр и ремонт (рисунок 2).

Как отрегулировать клапаны ЯМЗ 238

Рисунок 2. Регулировка необходима, если из двигателя слышен посторонний шум

Вся газораспределительная система двигателя ЯМЗ 238 собрана из элементов, изготовленных из разных металлов. Их состав неоднородный, поэтому после нагрева точность подгонки элементов двигателя искажается, изменяются параметры тепловых зазоров и нарушается изначальная настройка механизма.

В результате возникает характерный стук, который говорит о том, что работа клапанов и всей камеры сгорания нарушилась.

Необходимо помнить, что:

  1. Увеличенный тепловой зазор ухудшает функционирование камеры сгорания и сокращает рабочий ресурс деталей.
  2. Небольшой зазор уменьшает герметичность соединения между клапанами. Это не только ухудшает производительность мотора, но может вызвать прогар.

Перед началом ремонтных работ необходимо выключить подачу топлива, повернув скобу кулисы вниз. Она располагается в ко

Далее двигатель охлаждают до температуры не более +30 градусов, демонтируют клапанную крышку и проверяют усилие затяжки осей коромысел ГРМ. Оптимальный показатель, установленный заводом-изготовителем, составляет 120-150 Нм.

Схема регулировки

После проведения подготовительных работ, переходят к непосредственной регулировке. Для этого необходимо подготовить инструменты: отвертки с широким шлицом, накидной ключ на 17, щуп на 0,25 мм и накидной ключ на 30 (желательно выбирать модель, на котор�

Универсальная схема регулировки такая:

  1. Сначала отвинчивают стопорную гайку регулировочного винта и вставляют щуп в образовавшийся зазор.
  2. Далее начинают вращать регулировочный винт, чтобы достичь оптимальной величины зазора.
  3. Потом затягивают колпачковую гайку регулировочного винта, удерживая его в неподвижном состоянии с помощью отвертки.

В процессе настройки коромысла выпускных клапанов прижимают к стопорному кольцу, а впускных – к торцу оси (по левой стороне). Если регулируются зазоры по правому ряду цилиндров, манипуляцию проводят в обратном порядке (рисунок 3).

Полезные советы

После завершения настройки мотора повторно проверяют состояние зазоров, далее запускают двигатель и проверяют его работу на слух. Если будет слышен характерный стук, процедуру повторяют.

Практические навыки регулировки клапанов ЯМЗ 238 можно освоить с помощью видео.

Читайте также: