Регулировка ручного тормоза газ 53

Обновлено: 05.07.2024

Стояночная тормозная система (рис. 157) имеет механический привод, который воздействует на барабанный тормозной механизм, закрепленный на коробке передач.

Тормозной механизм колодочный, барабанного типа состоит из щита 20, на котором крепятся разжимной и регулировочный механизмы, а также тормозные колодки 18. В корпусе 7 разжимного механизма расположен корпус шариков 6, которые связаны с наклонными поверхностями толкателей 5, а последние — с колодками. Регулировочный механизм состоит из корпуса 4, в котором имеется регулировочный винт 1, воздействующий на сухарь 3. Регулировочный винт стопорится от проворачивания пластинчатой пружиной. При заворачивании регулировочного винта сухарь перемещается и раздвигает опоры 2 колодок. Колодки прижимаются к толкателям

5 и опорам 2 пружинами 19 и 21. При этом пружины 21, окрашенные в красный или серый цвет, первичной колодки по нагрузке уступают пружинам 19, окрашенным в черный цвет, вторичной колодки, что при движении автомобиля обеспечивает включение сначала первичной колодки, а затем вторичной.

Включение стояночной тормозной системы происходит при перемещении рукой рычага 9 привода. При этом через тягу 13 и рычаг 16 усилие передается на корпус шариков, которые через толкатели 5 прижимают колодки 18 к тормозному барабану 15.
Фиксация привода осуществляется автоматически защелкой 12, которая постоянно прижимается к сектору 11 пружиной, расположенной в верхней части рычага и воздействующей на тягу 10.


Рис. 157. Стояночная тормозная система:
1 — регулировочный винт; 2 — опоры колодок; 3 — сухарь; 4 — корпус регулировочного механизма; 5 — толкатель разжимного механизма; 6 — шарики; 7 — корпус разжимного механизма; 8 — разжимной стержень; 9 — тормозной рычаг; 10 — тяга отключения; 11 — зубчатый сектор; 12 — защелка; 13 — тяга; 14 — контргайка;
15 — барабан; 16 — рычаг; 17 — вилка; 18 — колодка; 19, 21 — пружины; 20 — щит

На автомобилях установлен колодочный ручной тормоз барабанного типа с механическим приводом.

По конструкции тормоза одинаковые и отличаются только расположением крепежных отверстий на щитах и приводами.

Устройство тормоза автомобиля ГАЗ-66 и его привод показаны на рис. 1.


Техническое обслуживание ручного тормоза

Регулировка зазоров между накладками и тормозным барабаном

По мере износа фрикционных накладок тормозных колодок зазор между накладками и тормозным барабаном восстанавливают подвертыванием регулировочного винта.

Регулировать тормоза автомобиля ГАЗ-53А рекомендуется в такой последовательности.

Вывесить при помощи домкрата заднее колесо (одной из сторон).

Поставить рычаг тормоза в крайнее переднее положение.

Завернуть регулировочный винт тормоза так, чтобы тормозной барабан от усилия рук не проворачивался.

Отпустить регулировочный винт настолько, чтобы барабан свободно вращался.

Если после указанной регулировки ход рычага будет все еще велик, то необходима регулировка привода тормоза. Для этого надо:

– завернуть регулировочный винт тормоза так, чтобы тормозной барабан от усилия рук не проворачивался;

– отрегулировать длину тяги регулировочной вилкой до совпадения отверстий в вилке с отверстием в рычаге, выбрав все зазоры в соединениях;

– увеличить длину тяги, отвернув регулировочную вилку на 2—3 оборота. Затянуть контргайку вилки, вставить палец (головкой кверху) и зашплинтовать;

– отпустить регулировочный винт настолько, чтобы барабан свободно вращался. При правильной регулировке ход рычага должен быть на 3—5 зубцов.

Регулировка тормоза автомобиля ГАЗ-66 аналогична регулировке тормоза автомобиля ГАЗ-53А.

При регулировке рычаг включения заднего моста и понижающей передачи поставить в нейтральное положение. Отключить передний мост и отпустить вытяжной стержень в крайнее нижнее положение.

При правильной регулировке стержень привода должен вытягиваться на 10—15 зубцов.


Ремонт ручного тормоза

Разборку и сборку ручного тормоза следует выполнить так.

1. Отсоединить передний конец карданного вала и рычаг привода от тяги.


Тормозная система ГАЗ 53 гидравлическая, состоит она из 3 механизмов: рабочих, запасных и стояночных тормозов. На самом деле система гидравлики одна, но разделенная на контуры, каждый из которых условно и считается запасным. Интересно еще и то, что тормозная система ГАЗ 53 имеет сигнализатор на приборной панели. То есть в случае падения давления внутри гидравлики об этом водителю сообщить красная лампа.


Схема тормозной системы Газ 53

Принцип работы тормозов в ГАЗ 53

Начать стоит с того, что тормозная система ГАЗ работает раздельно по осям. Сделано это для той цели, чтобы предотвратить дополнительную нагрузку от кузова на трансмиссию в период резкой остановки. Из-за этого первым делом срабатывает тормоз на заднюю ось, а уже за ней — не переднюю. Если будет подсоединен прицеп, то первым будет тормозить он. То есть гидровакуумный усилитель тормозов срабатывает поочередно с отставанием в долю секунды.


Конструкция самих тормозных прокладок идентичная, отличающаяся только размерами некоторых деталей. Износ колодок инспектируется через специальные отверстия (визуально). Объем тормозной жидкости в системе можно посмотреть через расширительный бачок, который расположен уже под капотом.

Именно с него должен начинаться ремонт тормозной системы ГАЗ 53.
А стояночный тормоз работает независимо по тягам. Так сделано по той причине, что в момент, когда двигатель не работает, поддерживать актуальное давление в гидроваккумной системе невозможно. Да и выходит из строя стояночный тормоз крайне редко, как правило, исключительно из-за износа колодок, которыми сжимается диск.

Неисправности тормозной системы

Основные неисправности тормозной системы ГАЗ-53 следующие:


  1. Увеличение холостого хода педали тормоза (недостаточный уровень тормозной жидкости или непосредственно механическое повреждение колодок).
  2. Нерастормаживание (необходима проверка зазора цилиндра гидровакуумного усилителя).
  3. При торможении происходит занос (говорит о наличии замасливания или протечки тормозной жидкости). Схема подробно объясняет, почему так происходит: контур соединяет заднее и переднее колесо одновременно.
  4. Полное отсутствие тормозов (разгерметизация главного цилиндра или отсутствие тормозной жидкости).

Более того, его включение может привести к самопроизвольному включению двигателя газ 53 при скатывании транспортного средства. Тормозная система автомобиля ГАЗ сделана таким образом, что каждый из контуров функционирует раздельно (соответственно, задние и передние тормоза).


Работа тормозной системы грузовика ГАЗ 53

В момент отсоединения рекомендуется снять крышку с расширительного бачка, так как у тормозов ГАЗ сохраняется определенное невысокое давление системы. Это предотвратит разливание тормозной жидкости.

Ремонт тормозной системы

Ремонт тормозной системы ГАЗ 53 нужно начинать с диагностики давления. Если с ним все в порядке, как и с колодками (не более естественного износа), то нужно изучать работу каждого контура. Не проблема, если не работает только один из них. При этом автомобиль сохраняет возможность своей эксплуатации, но при резком торможении может быть занос. Скорее всего, это либо поврежденный тормозной барабан, либо попадание масла в область тормозных колодок и диска, либо неисправный гидроусилитель.

Когда неисправен контур тормозной задний ГАЗ 53, то начинать поиск неполадки следует с запорного клапана. Нужно понимать, что одна сторона функционирует и за счет гидравлики, и за счет разреженного воздуха, однако он не может попасть за пределы того самого клапана и действует точно так же, как тормозная жидкость — передает усилие.



Неполадки гидроусилителей могут исправляться исключительно заменой, при чем непосредственно после его установки обязательно выполняется регулировка давления и, собственно, прокачка тормозов. Делается до тех пор, пока тяга сможет нормально двигаться при нажатии педали без чрезмерного усилия.

Если же поврежден барабан тормозной задний ГАЗ, то придется менять все искривленные втулки, а также сами колодки.

Обязательно это следует делать крайне внимательно, так как там могут оставаться металлические осколки и опилки, все их обязательно нужно убирать, иначе произойдет перегрев при торможении. И это, кстати, главный недостаток тормоза ГАЗ — открытая система, при которой под колодку может попадать любой мусор.


Тормозные колодки для Газ 53

Прокачка тормозов выполняется для выхода воздуха из трубок и самих цилиндров. Если все будет выполнено правильно, то сигнальная кнопка после включения двигателя и 10-20 нажатий педали погаснет. В противном случае нужно искать пробоину, через которую утекает тормозная жидкость.

Стояночное обслуживание тормозов

Система автомобиля ГАЗ 53 не нуждается в специализированном уходе. Единственное, за чем нужно следить, — это за износом колодок. Производитель рекомендует их менять через каждые 5-7 тыс. км. На практике стальные могут прослужить намного дольше.

Еще потребуется дозаправка тормозной системы ГАЗ 53 через бачок под капотом. Выполняется она по мере необходимости, когда уровень гидравлики падает ниже указанного (нужно смотреть по меркам самого бачка — там сделан маркер).

Регулировка тормозов выполняется через каждые 2-3 тыс. км эксплуатации в загруженном состоянии. Хотя можно ориентироваться на звук, который она издает. Скрип является нормальным только после замены колодок в период притирки. Если же это происходит постоянно, то, по всей видимости, втулки просто проржавели, либо сам диск и барабан деформированы.

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Омской области

Инструкционно-технологическая карта

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей

по профессии СПО 23.01.03 Автомеханик

Составил: Баранов Владимир Ильич мастер производственного обучения

Седельниково, Омской области, 2017

План занятия П/О

Группа 11 Профессия Автомеханик Мастер Баранов В.И.

УП.01.02. Устройство, техническое обслуживание и ремонт автомобилей.

Тема: Разборка и сборка автомобиля с целью изучения устройства автомобиля.

Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей тормозной системы.

Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное.

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей тормозной системы.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ тормозной системы.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ тормозной системы.

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей тормозной системы .

В ходе занятия у студентов формируются

П рофессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Цель задания — изучить на практике принцип действия всех механизмов тормозной системы автомобиля ГАЗ-53А, приобрести первоначальные навыки в разборке-сборке агрегатов тормозных систем, регулировке тормозных механизмов, тормозных кранов, а также регулировке свободного хода педали.

Иллюстративный материал — учебные плакаты , рис. 1.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —

колесные тормозные механизмы (передние и задние), установленные на балках автомобиля ГАЗ-53А, главный тормозной цилиндр, гидровакуумный усилитель автомобиля ГАЗ-53А; компрессор, двухсекционные тормозные краны и регулятор давления автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, предохранительный клапан

автомобиля ЗИЛ-130, стояночные тормоза в сборе, установленные на коробках передач автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, разрезы агрегатов, съемник колец, съемник для снятия тормозных колодок, тиски, комплект инструментов, проволока, шплинты, ключи гаечные 11, 38, 41 мм, коловорот, ключ специальный, шплинтодер, выколотка из мягких металлов (медь, бронза), крючок для снятия и установки пружины, щипцы для снятия чеки

пальцев, оправка, обжимка для чек, щупы 0,1, 0,4 и 0,6 мм.

1. Изучить (см. рис. 1) и разобрать стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53А (или ГАЗ-53-12) следующим образом:

• отсоединить вилку тяги привода от рычага разжимного механизма;

• вывернуть болты крепления тормозного барабана, снять его;

• отсоединить от тормозных колодок стягивающие пружины и снять колодки;

• снять регулировочный механизм, предварительно вывернув болты крепления. Вывернуть из корпуса регулировочный винт и извлечь плавающие опоры тормозных колодок;

• снять разжимной механизм, предварительно вывернув болты его крепления к тормозному щиту. Извлечь из корпуса разжимной стержень с шариками и толкателем.

2. Собрать стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53А (или ГАЗ- 53-12), выполняя операции в последовательности, обратной разборке.

3. Выполнить регулировку стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А следующим образом:

• поставить рычаг тормоза в крайнее переднее положение;

• завернуть регулировочный винт так, чтобы от усилия рук тормозной барабан не проворачивался;

• отвернуть контргайку регулировочной вилки тяги привода стояночного тормоза;

• расшплинтовать палец вилки и вынуть его;

• отрегулировать длину тяги привода регулировочной вилкой до упора рычага разжимного механизма в разжимном стержне, выбрав все зазоры в соединении;

• увеличить длину тяги привода, отвернув регулировочную вилку на один-два оборота до совпадения отверстия в вилке с отверстием в рычаге;

• поставить палец головкой вверх и зашплинтовать;

• отвернуть регулировочный винт на столько, чтобы барабан свободно вращался, а при приложении усилия 600 Н на рукоятку рычага защелка должна перемещаться на три-четыре зуба сектора

hello_html_m3d333a74.jpg


Рис. 1. Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53А:

1, 6 — рычаги; 2 — зубчатый сектор; 3 — защелка; 4 — тяга; 5 — тормозной барабан; 7 — палец; 8 — отражатель; 9, 13 — тормозные колодки; 10, 14 — пружины; 11 — корпус регулировочного механизма; 12 — тормозной щит; 15 — корпус разжимного механизма; 16 — ребро колодки; 17 — плавающие опоры тормозных колодок; 18 — сухарь; 19 — толкатель; 20 — шарики; 21 — разжимной стержень; 22 — регулировочный винт; КП — коробка передач

Контрольные вопросы

1. В какой последовательности разбирают тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А?

2. Каким должен быть свободный ход тормозной педали на автомобиле ГАЗ-53А и чем он регулируется?

3. Каков порядок регулировки стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А?

Инструкционно-технологическая карта № 3

Разборка-сборка стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А

1. Разборка стояночного тормоза

1. Расконтрить палец, соединяющий рычаг

разжимного механизма и регулировочную вилку тяги привода

2. Вынуть палец и рассоединить вилку тяги и рычаг разжимного механизма

3. Вывернуть болты крепления тормозного барабана

Ключ гаечный 19 мм

4. Снять тормозной барабан

5. Отсоединить от тормозных колодок стяжные пружины

6. Снять колодки

7. Вывернуть болты крепления корпуса регулировочного механизма к тормозному щиту

Ключ торцовый 14 мм

8. Снять тормозной механизм

9. Вывернуть из корпуса регулировочный винт

Ключ гаечный 12 мм

10. Извлечь плавающие опоры тормозных колодок

11. Вывернуть болты крепления корпуса разжимного механизма

Ключ гаечный 14 мм

12. Снять разжимной механизм с тормозного щита

13. Вынуть из корпуса разжимного механизма разжимной стержень с

шариками и толкателем

2. Сборка стояночного тормоза

1. Установить в корпус разжимного механизма разжимной стержень, шарики, толкатель


Тема занятия: Разборочно-сборочные работы с изучением деталей тормозной системы.

Тип занятия: Формирования и совершенствования трудовых умений и навыков.

Вид занятия: Комбинированное.

Время: 6 часов.

Цель занятия:

Обучение практическим приемам разборочно-сборочных работ с изучением деталей тормозной системы.

Задачи занятия:

Обучающие:

Формирование и усвоение приемов проведения разборочно-сборочных работ тормозной системы.

Формирование у студентов профессиональных навыков при выполнении разборочно-сборочных работ тормозной системы.

Развивающие:

Формирование у студентов умения оценивать свой уровень знаний и стремление его повышать, осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

Развитие навыков самостоятельной работы, внимания, координации движений, умения осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Воспитательные:

Воспитание у студентов аккуратности, трудолюбия, бережного отношения к оборудованию и инструментам, работать в коллективе и команде.

Понимание сущности и социальной значимости своей будущей профессии, пробуждение эмоционального интереса к выполнению работ.

Дидактические задачи:

Закрепить полученные знания, приемы, умения и навыки по выполнению разборочно-сборочных работ с изучением деталей тормозной системы.

В ходе занятия у студентов формируются

Профессиональные компетенции:

ПК 1.3. Разбирать, собирать узлы и агрегаты автомобиля и устранять неисправности.

Общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Автомеханик / сост. А.А. Ханников. – 2-е изд. – Минск: Современная школа, 2010.

Чумаченко Ю.Т., Рассанов Б.Б. Автомобильный практикум: Учебное пособие к выполнению лабораторно-практических работ. Изд. 2-е, доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

Цель задания — изучить на практике принцип действия всех механизмов тормозной системы автомобиля ГАЗ-53А, приобрести первоначальные навыки в разборке-сборке агрегатов тормозных систем, регулировке тормозных механизмов, тормозных кранов, а также регулировке свободного хода педали.

Иллюстративный материал — учебные плакаты, рис. 1.

Монтажное оборудование, приспособления и инструменты —

колесные тормозные механизмы (передние и задние), установленные на балках автомобиля ГАЗ-53А, главный тормозной цилиндр, гидровакуумный усилитель автомобиля ГАЗ-53А; компрессор, двухсекционные тормозные краны и регулятор давления автомобилей ЗИЛ-130 и КамАЗ-5320, предохранительный клапан

автомобиля ЗИЛ-130, стояночные тормоза в сборе, установленные на коробках передач автомобилей ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А, разрезы агрегатов, съемник колец, съемник для снятия тормозных колодок, тиски, комплект инструментов, проволока, шплинты, ключи гаечные 11, 38, 41 мм, коловорот, ключ специальный, шплинтодер, выколотка из мягких металлов (медь, бронза), крючок для снятия и установки пружины, щипцы для снятия чеки

пальцев, оправка, обжимка для чек, щупы 0,1, 0,4 и 0,6 мм.

1. Изучить (см. рис. 1) и разобрать стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53А (или ГАЗ-53-12) следующим образом:

• отсоединить вилку тяги привода от рычага разжимного механизма;

• вывернуть болты крепления тормозного барабана, снять его;

• отсоединить от тормозных колодок стягивающие пружины и снять колодки;

• снять регулировочный механизм, предварительно вывернув болты крепления. Вывернуть из корпуса регулировочный винт и извлечь плавающие опоры тормозных колодок;

• снять разжимной механизм, предварительно вывернув болты его крепления к тормозному щиту. Извлечь из корпуса разжимной стержень с шариками и толкателем.

2. Собрать стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53А (или ГАЗ- 53-12), выполняя операции в последовательности, обратной разборке.

3. Выполнить регулировку стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А следующим образом:

• поставить рычаг тормоза в крайнее переднее положение;

• завернуть регулировочный винт так, чтобы от усилия рук тормозной барабан не проворачивался;

• отвернуть контргайку регулировочной вилки тяги привода стояночного тормоза;

• расшплинтовать палец вилки и вынуть его;

• отрегулировать длину тяги привода регулировочной вилкой до упора рычага разжимного механизма в разжимном стержне, выбрав все зазоры в соединении;

• увеличить длину тяги привода, отвернув регулировочную вилку на один-два оборота до совпадения отверстия в вилке с отверстием в рычаге;

• поставить палец головкой вверх и зашплинтовать;

• отвернуть регулировочный винт на столько, чтобы барабан свободно вращался, а при приложении усилия 600 Н на рукоятку рычага защелка должна перемещаться на три-четыре зуба сектора


Рис. 1. Стояночный тормоз автомобиля ГАЗ-53А:

1, 6 — рычаги; 2 — зубчатый сектор; 3 — защелка; 4 — тяга; 5 — тормозной барабан; 7 — палец; 8 — отражатель; 9, 13 — тормозные колодки; 10, 14 — пружины; 11 — корпус регулировочного механизма; 12 — тормозной щит; 15 — корпус разжимного механизма; 16 — ребро колодки; 17 — плавающие опоры тормозных колодок; 18 — сухарь; 19 — толкатель; 20 — шарики; 21 — разжимной стержень; 22 — регулировочный винт; КП — коробка передач

Контрольные вопросы

1. В какой последовательности разбирают тормозной механизм автомобиля ГАЗ-53А?

2. Каким должен быть свободный ход тормозной педали на автомобиле ГАЗ-53А и чем он регулируется?

3. Каков порядок регулировки стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А?

Инструкционно-технологическая карта № 3

Разборка-сборка стояночного тормоза автомобиля ГАЗ-53А

1. Разборка стояночного тормоза

1. Расконтрить палец, соединяющий рычаг

разжимного механизма и регулировочную вилку тяги привода

2. Вынуть палец и рассоединить вилку тяги и рычаг разжимного механизма

3. Вывернуть болты крепления тормозного барабана

Ключ гаечный 19 мм

4. Снять тормозной барабан

5. Отсоединить от тормозных колодок стяжные пружины

6. Снять колодки

7. Вывернуть болты крепления корпуса регулировочного механизма к тормозному щиту

Ключ торцовый 14 мм

8. Снять тормозной механизм

9. Вывернуть из корпуса регулировочный винт

Ключ гаечный 12 мм

10. Извлечь плавающие опоры тормозных колодок

11. Вывернуть болты крепления корпуса разжимного механизма

Ключ гаечный 14 мм

12. Снять разжимной механизм с тормозного щита

13. Вынуть из корпуса разжимного механизма разжимной стержень с

шариками и толкателем

2. Сборка стояночного тормоза

1. Установить в корпус разжимного механизма разжимной стержень, шарики, толкатель

Тормозная система ГАЗ 53 полностью гидравлическая. Ее конструкция содержит три механизма: рабочий, запасной, стояночный. При этом система гидравлики одна, но она распределяется на отдельные контуры, подсоединяемые к каждому колесу. При этом контуры считают запасными.

Примечательно, что тормозная система оборудована сигнализатором, который высвечивается на приборной панели автомобиля. Таким образом, владелец авто вовремя узнает о падении давления внутри системы, что даст ему возможность как можно быстрее принять необходимые меры.

Устройство системы

Когда речь заходит о тормозной системе ГАЗ 53, в первую очередь, следует отметить, что система работает раздельно, направляя давление на каждую ось. Производитель предусмотрел такую особенность для того, чтобы снизить риск возникновения дополнительной нагрузки на кузов и трансмиссию в случае резкой остановки автомобиля.

Таким образом, во время остановки сначала срабатывает тормоз, приходящийся на заднюю ось, и только после тормозит передняя. В случаях, когда к транспортному средству подсоединен прицеп, в первую очередь затормозит он. Отставание торможения между осями составляет долю секунды, но даже этого хватает, чтобы снизить нагрузку на переднюю ось.

Конструкция тормозных прокладок для обеих осей схожа, и единственное, что их отличает, — это размеры определенных деталей. Износ колодок в процессе эксплуатации можно отследить визуально через специальные отверстия. Что касается объема тормозной жидкости, то посмотреть уровень можно через расширительный бак, расположенный под капотом.

При возникновении неисправности ремонт следует начинать с бака, в котором находится тормозная жидкость. Стояночный тормоз системы работает независимо, с помощью тяг. Такое решение было принято из-за того, что нерабочий двигатель не способен поддерживать нужное давление в системе.

Принцип работы

Конструкция тормозной системы автомобиля ГАЗ 53 содержит два типа механизмов:

  1. Исполнительные.
  2. Приводящие исполнительные в действие.

Сам механизм при этом располагается на колесе транспортного средства. В требуемый момент по желанию водителя происходит замедление вращения колеса посредством действия нужного механизма. Также в системе имеется привод. Он тянется вдоль машины и контролирует работу механизма.

Конструкция привода включает:

    , отвечающую за торможение авто; ;
  • патрубки и контуры.

Педаль тормоза расположена внутри салона автомобиля. Она находится между двумя другими педалями. Именно на нее будет жать владелец авто, если ему потребуется замедлить ход или остановить транспортное средство.

Основной механизм

Когда водитель давит на педаль, в ней создается усилие. Это усилие принимает главный цилиндр тормозной системы, внутри которого разместился поршень с клапаном. В это же время, когда нажимается педаль, происходит перекрытие клапана, предотвращая выход тормозной жидкости.

Далее поршень с закрытым клапаном движется вниз, меняя давление в системе. Контуры тормозной системы распространяются на каждое колесо с каждой стороны передней и задней оси. Общее количество контуров – два. Такое распределение было сделано из соображений безопасности.

Рядом с цилиндром установлен гидровакуумный усилитель, с помощью которого удается создать дополнительного давление на поршень и обеспечить эффективное торможение транспортного средства.

Механизм торможения имеет простую конструкцию, которая включает в себя тормозные барабаны. При этом барабаны устанавливаются на каждое колесо автомобиля, единственная разница между ними – это разные размеры и наличие защитных экранов на задних элементах. Это сделано для того, чтобы предотвратить выход из строя механизма в случае возникновения проблем с эксплуатацией авто.

Подвижный механизм

Подвижную часть механизма исполняет корпус барабана. Одну его сторону прикручивают к колесам, не задействованный он вращается одновременно с ними. Внутри барабана расположены тормозные колодки, оборудованные пружинами, а также цилиндры давления. Пружины сдерживают колодки от случайного нажатия и возвращают их в исходное положение, если требуется продолжить движение автомобиля.

Когда владелец ГАЗ 53 передает давление контурам через педаль и цилиндр, оно переходит к колесным цилиндрам. Те, в свою очередь, прижимают колодки к корпусу барабана, что приводит к снижению вращения колес и их остановке.

Стоит отметить, что на колодках предусмотрены фрикционные накладки. Это предотвращает преждевременный износ элементов в результате стирания их о поверхность барабанов во время торможения. Таким образом, производитель позаботился о том, чтобы конструкция служила достаточно долго.

Неисправности

Среди распространенных поломок, которые могут возникнуть в тормозной системе, выделяют:

  • Увеличение хода тормозной педали. Основная причина кроется в недостаточном уровне жидкости, которая находится в баке. Также причиной может стать износ или повреждение колодок.
  • Отсутствие растормаживания. В этом случае рекомендуют проверять зазор между цилиндра усилителя.
  • Занос при торможении. Проблема кроется в наличии протечек тормозной жидкости или ее замасливании.
  • Невозможность затормозить. Серьезная проблема, вызванная разгерметизацией главного цилиндра или снижением уровня тормозной жидкости.

Большинство проблем связаны с уменьшением показателей давления в системе, поэтому владелец авто в любом случае получит предупреждающий сигнал на приборной панели. Единственным исключением является ручной тормоз, функционирование которого осуществляется независимо от системы.

Ремонт

Перед началом ремонта тормозной системы необходимо провести ее диагностику. В первую очередь, проверяют давление. Если показатели давления в порядке, то причина поломки может крыться в колодках. Если колодки тоже в порядке, следует изучить работу каждого контура системы.

В случаях, когда автомобиль начинает тормозить с небольшим заносом, проблема может заключаться в повреждении тормозного барабана. Также такой эффект может вызвать проникновение масла внутрь тормозных колодок или в сломанный гидроусилитель.

Если в процессе диагностики выяснилось, что сломан контур, то чинить систему необходимо с запорного клапана. При этом важно понимать, что одна сторона конструкции функционирует посредством гидравлики, вторая – за счет разреженного воздуха.

Независимо от вида неполадок, вариант их устранения только один – замена элемента. При этом после осуществления замены следует:

  1. Отрегулировать показатели давления.
  2. Прокачать тормоза.
  3. Проверить уровень жидкости в системе.

Примечательно, что в случае поломки барабана потребуется менять не только данный элемент, но также деформированные втулки и колодки тормозной системы. При выполнении работ своими руками следует выполнять каждый шаг внимательно. Любые металлические осколки или опилки необходимо удалять из системы, иначе она перегреется при торможении.

При проверке тормозной системы следует обратить внимание на герметичность элементов. Если в процессе эксплуатации во время торможения слышен треск, стук или другие неприятные звуки, это не нормально. В этом случае рекомендуется выполнить прокачку проводов, чтобы выгнать воздух из трубок и цилиндров.

Стояночное обслуживание

Преимуществом системы автомобиля ГАЗ 53 является то, что ей не нужен специализированный уход. Единственное, что потребуется от владельца, — это проведение регулярного осмотра для оценки состояния колодок и их замена в случае износа. Производители колодок рекомендуют менять элементы каждые 5-7 тыс. км.

Дополнительно могут потребоваться следующие действия:

  • Дозаправка системы. Ее проводят через бачок, который можно найти под капотом авто. Необходимость в дозаправке возникает, когда уровень жидкости падает ниже установленного. Для этого рекомендуется обратить внимание на уровень в бачке, где производитель предусмотрел маркер.
  • Регулировка тормозов. Рекомендуют выполнять каждые 2-3 тыс. км. При этом водитель может ориентироваться на звук. Если во время торможения слышится скрип, необходимо провести регулировку.

Игнорирование диагностики и регулярного технического обслуживания техники повлечет за собой неприятные последствия. Среди распространенных проблем тормозной системы в этом случае выделяют разгерметизацию элементов, износ колодок и цилиндров.

Тормозная система ГАЗ 53 – это проработанная конструкция, обеспечивающая эффективное торможение автомобиля, а также предоставляющая возможность организации своевременного ремонта в случае поломки.

Читайте также: