Регулировка рулевой колонки маз

Обновлено: 05.07.2024

Рулевое управление современного автомобиля как один из наиболее ответственных механизмов. Анализ методики регулировки зацепления сектора с гайкой-рейкой. Методы устранения основных неисправностей гидравлического усилителя рулевого привода МАЗ 5334.

Рубрика Транспорт
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 28.08.2014
Размер файла 167,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Рулевое управление современного автомобиля -- один из наиболее ответственных механизмов. Повышение грузоподъемности и интенсивности эксплуатации повышает требования к рулевым управлениям автомобилей. Рулевое управление должно обеспечивать легкость и четкость управления, сохранение заданного направления движения и обладать высокой надежностью и долговечностью.

Рулевое управление автомобилей МАЗ обладает высоким коэффициентом полезного действия и снабжено гидравлическим усилителем (гидроусилителем) и телескопической рулевой колонкой с рулевым колесом. Рулевое управление установлено в передней части автомобиля на левой продольной балке рамы, что обеспечивает хороший доступ к механизмам для их осмотра и обслуживания.

1 . Техническая часть

1.1 Назначение и устройства р улевого управления

Рулевое управление служит для изменения направления движения автомобиля путем поворота передних колес при неподвижной оси. В него входят рулевой механизм и рулевой привод.

Рулевой механизм предназначен для передачи усилия от рулевого колеса к сошке рулевого привода. Он состоит из рулевого колеса, рулевой колонки с установленным в ней валом, передачи рулевого механизма (рулевой передачи) и сошки.

Рулевой привод служит для передачи усилия от рулевого механизма к передним колесам. К нему относятся: продольная рулевая тяга, поворотные цапфы и с рычагами и Р и поперечная тяга.

От рулевого колеса усилие через рулевой вал и рулевую передачу передается на сошку. Нижний конец сошки при своем перемещении воздействует на тягу, вследствие чего поворачивается левая поворотная цапфа вместе с левым передним колесом. Одновременно усилие от левой цапфы через рычаги и поперечную тягу передается на правую поворотную цапфу, от чего происходит поворот правого колеса.

Балка передней оси, рычаги, соединенные с поворотными цапфами, и поперечная тяга образуют рулевую трапецию. На резьбовых концах поперечной тяги установлены закрепленные стяжными болтами наконечники с резьбой. Правый наконечник имеет правую резьбу, а левый -- левую. Вращением поперечной тяги можно изменять расстояние между рычагами, регулируя угол схождения колес.

Рис. 1. 1 -- рулевое колесо, 2 -- колонка, 3 -- вал, 4 -- рулевой механизм, 5 -- сошка, 6 и 12 -- тяга, 7 и 9 -- рычаги, 8 -- цапфы, 10 -- балка

1.2 Техническое обслуживание рулевого управления

Техническое обслуживание рулевого механизма заключается в периодической проверке и подтяжке креплений, смазке согласно карте смазки, проверке герметичности всех уплотнений.

Для смазки рулевого механизма применять только чистое масло. Инвентарь, применяемый для заправки масла, должен быть совершенно чист, а место для заливки масла на картере -- тщательно очищено от грязи.

При смене масла обращать внимание на степень загрязненности сливаемого масла и при необходимости промыть картер свежим маслом. При сливе масла из картера рулевого механизма рекомендуется подставлять небольшой противень, чтобы грязное масло не попало на гидроусилитель. Уровень смазки в картере должен быть на 20--25 мм ниже кромки отверстия для заливки.

Регулировка рулевого механизма включает регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора и гайки-рейки. Регулировку механизма следует начинать с подшипников винта в следующей последовательности:

- снять рулевой механизм;

- снять сошку, отвернув болты крепления крышки сектора, вынуть сектор в сборе с крышкой;

- снять стопорную пластину 8 (см. рис. 90) и с помощью гайки 9 установить небольшой натяг в подшипниках винта. После регулировки момент для проворачивания винта должен быть 12--25 кГсм;

- после установки сектора и регулировки зацепления гайки-рейки с сектором момент, необходимый для проворачивания винта в среднем положении, должен быть 13--35 кГсм.

Прежде чем приступить к регулировке зацепления сектора с гайкой-рейкой, следует проверить осевой люфт регулировочного винта в вале сектора, который не должен превышать 0,1 мм.

Если осевой люфт больше допустимого, снять боковую крышку 4, вынуть сектор и, удалив сварку па запорной гайке, ввертыванием ее довести осевой люфт регулировочного винта до 0,06 мм.

Запорная гайка стопорится приваркой ее к сектору в одной точке диаметром 4 мм.

Зацепление сектора с гайкой-рейкой регулировать в следующей последовательности:

- подсоединить крышку 4 и вращать регулировочный винт 6 по часовой стрелке, до упора, чтобы зазор зацепления был доведен до нуля;

- измерить момент, необходимый для проворачивания винта, с помощью динамометрического ключа. Указанный момент около среднего положения должен быть 13--35 кГсм. В случае необходимости вращением регулировочного винта довести момент до указанной величины. При этом свободный ход винта не должен превышать 6° при неподвижной рулевой сошке.

По окончании регулировки законтрить регулировочный винт контргайкой.

После проведения регулировочных работ рулевой механизм установить на автомобиль и, подсоединив его к рулевой колонке и гидроусилителю, проверить работу рулевого управления в целом.

Рис. 2. Проверка усилия на ободе рулевого колеса

Рис. 3. Проверка свободного хода рулевого колеса

При правильно отрегулированном рулевом управлении усилие н а ободе рулевого колеса (рис. 2 ) должно быть не более 20 кГ при ненагруженном автомобиле и при работающем двигателе, а свободный ход рулевого колеса не более 10--15° (рис. 3 ).

1.3 Ремонт рулевого управления

Рулевое управление - важнейшая система автомобиля, которая отвечает за безопасность во время движения. Именно поэтому так важно поддерживать ее всегда в исправном состоянии. Необходимо проводить профессиональный контроль и ремонт системы рулевого управления, а также при ремонте использовать только качественный запчасти и жидкости.

При увеличенном холостом ходе рулевого колеса причинами неисправности могут быть:

- ослабление гаек крепления шаровых пальцев тяг (проверить и затянуть гайки);

- увеличенный зазор в шаровых шарнирах тяг (заменить наконечники тяг);

- износ резинометаллических шарниров тяг (заменить резинометаллические шарниры или тяги);

- ослабление крепления регулировочного винта опоры рейки (отрегулировать рулевой механизм и законтрить регулировочный винт, заменить поврежденные детали);

- износ втулок упругой муфты рулевого вала (заменить упругую муфту);

- износ карданных шарниров (заменить карданные шарниры рулевого вала).

Возможными причинами стуков и шума в рулевом управлении могут быть:

- ослабление гаек крепления шаровых пальцев (проверить и затянуть гайки);

- ослабление крепления регулировочного винта опоры рейки (отрегулировать рулевой механизм и законтрить регулировочный винт);

- ослабление крепления рулевого механизма (подтянуть гайки крепления рулевого механизма);

- износ карданных шарниров рулевого вала (заменить карданные шарниры рулевого вала.

При тугом вращении рулевого колеса возможными причинами неисправности могут быть:

- повреждение деталей телескопической стойки передней подвески (заменить или отремонтировать телескопическую стойку передней подвески);

- повреждение подшипника верхней опоры стойки передней подвески (заменить подшипник или верхнюю опору в сборе);

- низкое давление в шинах передних колес (установить нормальное давление в шинах);

- повреждение опорной втулки или опоры рейки (заменить поврежденные детали, заложить смазочный материал);

- повреждение деталей шаровых шарниров тяг (заменить поврежденные детали).

При плохой устойчивости автомобиля возможными причинами неисправности могут быть:

- нарушение углов передних колес;

- увеличение зазоров в подшипниках передних колес, в шаровых шарнирах рулевых тяг, в зацеплении ролика и червяка;

- ослабление гаек шаровых пальцев рулевых тяг, деформация поворотных кулаков или рычагов подвески.

Наиболее важны крепления картера рулевого управления, кронштейна маятникового рычага, кронштейна вала рулевой колонки к кузову, затяжка гаек крепления шаровых пальцев.

При отклонении автомобиля в сторону причиной неисправности может быть деформация поворотной цапфы или рычагов. При этом автомобиль постоянно заносит. При деформации этих деталей их следует заменить.

2. Неисправности гидравлического усилителя рулевого привода

Неисправностями гидравлических усилителей являются: отсутствие усиления при любых частотах вращения коленчатого вала двигателя; неравномерное или недостаточное усиление при повороте в обе стороны. Для устранения причин неисправности разбирают насос, сливают масло, все детали промывают. Для разборки снимают крышку бачка и фильтра, бачок с корпуса насоса, предохранительный клапан от выпадения удерживают технологической чекой, затем снимают распределительный диск, статор, ротор в сборе с лопастями, отметив положение статора относительно распределительного диска и корпуса насоса.

Шкив, стопорное кольцо и вал насоса с передним подшипником снимают только при необходимости ремонта. Все детали промывают раствором, обмывают водой и обдувают сжатым воздухом. После сборки проверяют свободное перемещение перепускного клапана в крышке насоса, отсутствие задиров и износа на торцевых поверхностях корпуса, ротора, распределительного диска. Прирабатывают насос на стенде.

После сборки рулевой механизм регулируют и испытывают с гидравлическим усилителем в сборе.

Ремонт основных деталей червячных рулевых механизмов.

Основные детали червячных рулевых механизмов: картер, вал и червяк рулевого механизма, вал рулевой сошки и сошка. Причиной для ремонта картера рулевого механизма является значительный износ отверстий во втулках под вал рулевой сошки, под кольца нижнего и верхнего роликовых подшипников червяка. При диаметре отверстий во втулках под вал рулевой сошки, больше номинального, втулки необходимо заменить. Наплавкой в аргоне с последующей механической обработкой до номинального размера устраняют износ отверстия под кольцо нижнего роликового механизма. Изношенные места посадки подшипника в картере восстанавливают постановкой дополнительной детали. Для этого отверстие растачивают, затем запрессовывают втулки и обрабатывают их внутренний диаметр под размер подшипников. Трещины и обломы на фланце крепления картера заваривают. Изношенное отверстие в картере под втулку вала рулевой сошки развертывают под ремонтный размер. Если у картера рулевого механизма обнаружены обломы и трещины, его заменяют.

У поступающего в ремонт вала рулевой сошки могут быть повреждения шлицев и рабочей поверхности ролика, износ шеек вала, износ буртика под регулировочный винт. Повреждения шлицев устраняют наплавкой в углекислом газе с последующей механической обработкой.

Опорные шейки вала сошки восстанавливают хромированием с последующим шлифованием под номинальный размер. Шейка может быть восстановлена шлифованием под ремонтный размер бронзовых втулок, которые устанавливают в картере. Изношенный резьбовый конец вала рулевой сошки восстанавливают вибродуговой наплавкой. На токарном станке предварительно срезают старую резьбу, затем наплавляют металл, обтачивают под номинальный размер и нарезают новую резьбу.

Погнутости сошки -рулевого механизма устраняют правкой. При износе отверстий под шаровой палец и вал сошку заменяют. Заменяют также и червяк рулевого механизма, если износ рабочей поверхности у него значителен или закаленный слой отслоился. Ролик сошки при наличии на его поверхности трещин и вмятин подлежит замене. Ролик и червяк меняют одновременна В рулевом приводе больше изнашиваются шаровые пальцы и вкладыши поперечной рулевой тяги, наконечники изнашиваются меньше. Также наблюдается износ отверстий в концах тяг, срыв резьбы, погнутость тяг, ослабление или поломка пружин.

Шарнирные наконечники при необходимости разбирают. Для этого резьбовую пробку расшплинтовывают, выворачивают ее из отверстия головки тяги и снимают детали. Изношенные шаровые пальцы со сколами и задирами заменяют. Одновременно устанавливают новые вкладыши шаровых пальцев. Сломанные или слабые пружины заменяют. Погнутость рулевой тяги устраняют правкой в холодном состоянии. Разработанные отверстия на концах рулевых тяг заваривают.

Снятие и установка рулевого колеса:

Для снятия рулевого колеса необходимо поставить колеса прямо и привести руль в нейтральное положение. Предварительно нужно снять кабель с аккумулятора. Снять накладку с клавишей звукового сигнала, отвернуть крепежную гайку, пометить положение рулевого колеса относительно вала рулевого управления и стянуть колесо подходящим съемником.

Снимать и надевать рулевое колесо необходимо не прибегая к ударам. По валу управления ударять нельзя.

При снятии насоса необходимо закрыть генератор и другие детали так, чтобы в них не попало вытекающее масло. Под насос для сбора масла следует подставить емкость. Чтобы снять насос, нужно ослабить винты крепления шкива клинового ремня. При этом ремень держать крепко, чтобы шкив не вращался. Снять клиновый ремень, ослабить хомуты, отсоединить напорный и возвратный шланги и отвернуть болты крепления насоса.

рулевой привод гидравлический

1. В.С . Цыбин В.А Галицын грузовые авто:учебное пособие для нач. проф. Образования/ Москва”Просвещение” 1993 год - с. 19 .

2. Чумаченко Ю.Т., Герасименко А.И., Рассанов Б. Б. Автослесарь: учеб. пособие для нач. проф. образования / “Феникс” 2001 год - с. 57 .

Подобные документы

Устройство гидравлического привода рулевого управления Honda CRV, его неисправности и способы их устранения. Операции технического обслуживания и текущего ремонта гидравлического привода. Изменение технического состояния в процессе эксплуатации.

курсовая работа [1,1 M], добавлен 23.01.2014

Назначение и общая характеристика рулевого управления автомобиля КамАЗ–5320 и колесного трактора МТЗ–80 с гидроусилителем. Основные регулировки рулевого управления. Возможные неисправности и техническое обслуживание. Насос гидравлического усилителя.

контрольная работа [26,6 K], добавлен 29.01.2011

Анализ конструкции рулевого управления автомобиля ЗИЛ-431410. Исследование устройства и назначения рулевого механизма. Обзор характерных неисправностей рулевого управления, их признаков, основных причин и способов устранения. Разработка маршрутной карты.

курсовая работа [1,5 M], добавлен 16.03.2014

История развития технологий управления автомобилем. Преимущества активного способа рулевого управления. Увеличенный люфт рулевого колеса, причины появления и устранения неисправности. Последствия неправильной регулировки зацепления в передающей паре.

презентация [1,5 M], добавлен 23.12.2015

Обеспечение движения автомобиля в заданном водителем направлении как основное назначение рулевого управления автомобиля Камаз-5311. Классификация рулевых механизмов. Устройство рулевого управления, принцип его работы. Техническое обслуживание и ремонт.

ЗАПЧАСТИ И СБОРОЧНЫЕ ДЕТАЛИ

СПЕЦТЕХНИКА НА БАЗЕ УРАЛ, МАЗ, КАМАЗ ____________________



Запасные части для грузовых автомобилей Урал, Краз, МАЗ, Камаз. Детали двигателей ЯМЗ-236, ЯМЗ-238

Рулевое управление Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Рулевое управление автомобиля Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337— один из наиболее ответственных механизмов. Повышение грузоподъемности и интенсивности эксплуатации повышает требования к рулевым управлениям автомобилей.

Рулевое управление должно обеспечивать легкость и четкость управления, сохранение заданного направления движения и обладать высокой надежностью и долговечностью.

Рулевое управление автомобилей Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 обладает высоким коэффициентом полезного действия и снабжено гидроусилителем (ГУР) руля и телескопической рулевой колонкой с рулевым колесом.

Рулевое управление Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлено в передней части автомобиля на левой продольной балке рамы, что обеспечивает хороший доступ к механизмам для их осмотра и обслуживания.

Рулевая колонка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Рулевая колонка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 состоит из шлицевого полого вала, рулевого колеса и корпуса рулевой колонки с креплением, обеспечивающим надежное пользование рулевым приводом при управлении автомобилем во время движения и при опрокидывании кабины на стоянке.

С рулевым механизмом колонка соединена с помощью кардана.

В качестве крестовины кардана рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 использована крестовина карданного вала автомобилей АЗЛК. Игольчатые подшипники крестовины смазывают через угловую масленку, ввернутую в крестовину.

Смазку нагнетать до появления ее из сапуна, установленного в центре крестовины.

Разрезные вилки шарнира установлены на шпонке и стянуты болтом, ввернутым в тело вилки.

Применение телескопической рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337, имеющей шлицевое соединение с валом, позволяет сохранить практически неизменное положение рулевого колеса относительно сиденья водителя при откидывании кабины.

Шлицевое (скользящее) соединение вала рулевого механизма смазывают при сборке колонки и сезонно.

Шлицы обеспечивают растягивание (увеличение длины) рулевой колонки при опрокидывании кабины относительно передних точек крепления.

Для обеспечения плавного вращения вал рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлен в бронзовой втулке 23, смазываемой с помощью масленки 22 (рис. 31), и в фторопластовой втулке 17, не требующей смазки.

Осевой зазор вала рулевой колонки в пределах 0,5 мм устанавливается с помощью гайки 24, которая крепится стопорной втулкой 6.

Рулевое колесо закреплено на конусном конце вала с помощью гайки 2, затягиваемой до отказа.

На рулевой колонке смонтирована кнопка звукового сигнала, расположенного в центре рулевого колеса, и переключатель указателей поворота.


Рис. 31. Рулевая колонка Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — шпонка; 2 — гайка; 3 — рулевое колесо; 4 — упорная шайба; 5 — вал колонки; 6 — стопорная втулка; 7 — стопорный винт; 8 — корпус; 9 — обойма уплотнительная; 10 — контактное кольцо; 11 — болт крепления вилки шарнира; 12 — вилки; 13 — крестовина; 14 — игольчатый подшипник; 15 — шпонка вилки шарнира; 16 — переходник; 17 — фторопластовая втулка; 18 — шлицевая втулка; 19 — кожух колонки; 20 — ушко верхнего крепления колонки; 21 — уплотнительное кольцо; 22 — масленка; 23 — бронзовая втулка; 24 — регулировочная гайка.

Техническое обслуживание рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

В процессе эксплуатации в результате износа упорных шайб 4 (см. рис. 31) может возникнуть повышенный осевой люфт вала рулевого колеса относительно рулевой колонки, который проверяют при ТО-2 путем покачивания рулевого колеса обеими руками вдоль оси рулевой колонки.

Для устранения осевого люфта вала рулевой колонки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 нужно:

- отвернуть винты крепления и снять декоративные кожухи рулевой колонки;

- отвернуть стопорный винт 7 и переместить втулку 6 до полного выхода ее шлиц из зацепления со шлицами корпуса 8;

- вращать регулировочную гайку 24 (через втулку 6) до упора ее в торец ступицы рулевого колеса, а затем отвернуть ее до совпадения впадин шлиц втулки 6 с выступами шлиц корпуса 8, переместить втулку 6 вниз по шлицам до упора;

- отсоединить вилку 12 кардана от вала рулевого механизма и вращением рулевого колеса убедиться в отсутствии заеданий;

- зафиксировать шлицевую втулку 6 винтом 7, присоединить вилку кардана к валу рулевого механизма;

- проверить отсутствие люфта вала рулевого колеса относительно рулевой колонки.

Рулевой механизм Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Рулевой механизм Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 (рис. 32) состоит из винта 18 и шариковой гайки-рейки 16, находящейся в зацеплении с зубчатым сектором 1.

Вращательное движение винта механизма преобразуется в прямолинейное возвратно-поступательное движение гайки-рейки.

Полукруглые винтовые канавки на винте и гайке-рейке образуют винтовой канал, который заполняется при сборке механизма 102 шариками высокой точности (разность диаметра шариков не более 0,002 мм).

Для создания замкнутой системы качения шариков в гайку-рейку вставлены штампованные направляющие, состоящие из двух половинок.

При помощи этих направляющих созданы два замкнутых потока шариков.


Рис. 32. Рулевой механизм Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

1 — сектор; 2 — сальник; 3 — игольчатый подшипник; 4 — боковая крышка; 5 — пробка сливного отверстия; 6 — регулировочный винт; 7 — штифт; 8 — стопорная пластина; 9 — регулировочная гайка; 10 — нижняя крышка; 11 — резиновое кольцо; 12 — уплотнительная шайба; 13 — прокладка; 14 — подшипник; 15 — картер; 16 гайка-рейка; 17 — шарик; 18 — винт; 19 — пробка заливного отверстия; 20 — подшипник; 21 — сальник.

Винт и гайка-рейка подобраны из деталей одной размерной группы по величине радиального зазора.

Точность сборки шарикового винта контролируется по величине крутящего момента, необходимого для проворачивания гайки на винте. Величина этого момента обычно не превышает 12—14 кГсм.

Если поставить винт в вертикальное положение, то гайка должна вращаться на винте от легкого толчка рукой.

Высокая точность изготовления деталей и подбор их при сборке обеспечивают легкое и плавное вращение гайки-рейки на винте.

Профиль резьбовой канавки на винте и гайке имеет четырехточечный контакт в винтовом канале передачи.

Благодаря применению четырехточечного контакта зазоры в соединении винта с гайкой остаются практически постоянными независимо от направления усилия и изменения его величины.

Комплектность деталей, принятую при заводской сборке (винт, гайка-рейка, шарики), нарушать не разрешается.

Винт 18 рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлен в картере на двух сферических подшипниках 20, которые можно регулировать при помощи гайки 9.

Эта гайка для предохранения от самоотвертывания контрится штифтом 7 и стопорной пластиной 8.

Рабочая часть винта имеет бочкообразную форму: в средней части винт на длине 40 мм имеет постоянный диаметр с постепенным уменьшением его к краям на 0,05 мм.

Сектор рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 установлен в картере на трех игольчатых подшипниках.

Осевое положение вала сектора определяется регулировочным винтом 6, головка которого входит в отверстие вала сектора рулевого механизма и удерживается в нем с помощью гайки.

Регулировочный винт 6 в сборе с валом сектора ввернут в боковую крышку 4 картера и закреплен контргайкой. Сектор имеет пять зубьев с переменной по длине толщиной.

Средний зуб сектора входит в среднюю впадину гайки-рейки. Толщина этого зуба сектора несколько увеличена по сравнению с толщиной остальных зубьев.

На торце вала сектора нанесена метка для правильной установки рулевой сошки Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337. При сборке метки рулевой сошки и торца вала сектора должны быть совмещены.

При правильной установке сектора относительно гайки-рейки полный угол поворота рулевой сошки (пять оборотов рулевого колеса) должен быть 80° (не менее 40° в каждую сторону от среднего положения, которое определяется по совпадению меток на торцах вала сектора и картере рулевого механизма).

Техническое обслуживание рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337

Техническое обслуживание рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 заключается в периодической проверке и подтяжке креплений, смазке согласно карте смазки, проверке герметичности всех уплотнений.

Для смазки рулевого механизма применять только чистое масло. Инвентарь, применяемый для заправки масла, должен быть совершенно чист, а место для заливки масла на картере — тщательно очищено от грязи.

При смене масла обращать внимание на степень загрязненности сливаемого масла и при необходимости промыть картер свежим маслом.

При сливе масла из картера рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 рекомендуется подставлять небольшой противень, чтобы грязное масло не попало на гидроусилитель.

Уровень смазки в картере должен быть на 20—25 мм ниже кромки отверстия для заливки.

Регулировка рулевого механизма включает регулировку подшипников винта и регулировку зацепления зубчатого сектора и гайки-рейки.

Регулировку рулевого механизма Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 следует начинать с подшипников винта в следующей последовательности:

- снять рулевой механизм;

- снять сошку, отвернув болты крепления крышки сектора, вынуть сектор в сборе с крышкой;

- снять стопорную пластину 8 (рис.32) и с помощью гайки 9 установить небольшой натяг в подшипниках винта. После регулировки момент для проворачивания винта должен быть 12—25 кГсм;

- после установки сектора и регулировки зацепления гайки-рейки с сектором момент, необходимый для проворачивания винта в среднем положении, должен быть 13—35 кГсм.

Прежде чем приступить к регулировке зацепления сектора с гайкой-рейкой, следует проверить осевой люфт регулировочного винта в вале сектора, который не должен превышать 0,1 мм.

Если осевой люфт больше допустимого, снять боковую крышку 4, вынуть сектор и, удалив сварку па запорной гайке, ввертыванием ее довести осевой люфт регулировочного винта до 0,06 мм.

Запорная гайка стопорится приваркой ее к сектору в одной точке диаметром 4 мм.

Зацепление сектора с гайкой-рейкой в рулевом механизме Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337 регулировать в следующей последовательности:

- подсоединить крышку 4 и вращать регулировочный винт 6 по часовой стрелке, до упора, чтобы зазор зацепления был доведен до нуля;

- измерить момент, необходимый для проворачивания винта, с помощью динамометрического ключа.

Указанный момент около среднего положения должен быть 13—35 кГсм.

В случае необходимости вращением регулировочного винта довести момент до указанной величины. При этом свободный ход винта не должен превышать 6° при неподвижной рулевой сошке Маз-5551, 5549, Маз-5335, 5336, 5337.

По окончании регулировки законтрить регулировочный винт контргайкой.

После проведения регулировочных работ рулевой механизм установить на автомобиль и, подсоединив его к рулевой колонке и гидроусилителю, проверить работу рулевого управления в целом.

При правильно отрегулированном рулевом управлении усилие на ободе рулевого колеса должно быть не более 20 кГ при ненагруженном автомобиле и при работающем двигателе, а свободный ход рулевого колеса не более 10—15°.

В процессе эксплуатации в результате износа упорных шайб 4 (см. рис. 93) может возникнуть повышенный осевой люфт вала рулевого колеса относительно рулевой колонки, который проверяют при ТО-2 путем покачивания рулевого колеса обеими руками вдоль оси рулевой колонки.

Рулевая колонка МАЗ

Рис. 93. Рулевая колонка МАЗ:

1 — шпонка; 2 — гайка; 3 — рулевое колесо; 4 — упорная шайба; 5 — вал колонки; 6 — стопорная втулка; 7 — стопорный винт; 8 — корпус; 9 — обойма уплотнительная; 10 — контактное кольцо; 11 — болт крепления вилки шарнира; 12 — вилки; 13 — крестовина; 14 — игольчатый подшипник; 15 — шпонка вилки шарнира; 16 — переходник; 17 — фторопластовая втулка; 18 — шлицевая втулка; 19 — кожух колонки; 20 — ушко верхнего крепления колонки; 21 — уплотнительное кольцо; 22 — масленка; 23 — бронзовая втулка; 24 — регулировочная гайка

Если осевой люфт ощутим, то устранить его, для чего:

  • отвернуть винты крепления и снять декоративные кожухи рулевой колонки;
  • отвернуть стопорный винт 7 и переместить втулку 6 до полного выхода ее шлиц из зацепления со шлицами корпуса 8;
  • вращать регулировочную гайку 24 (через втулку 6) до упора ее в торец ступицы рулевого колеса, а затем отвернуть ее до совпадения впадин шлиц втулки 6 с выступами шлиц корпуса 8, переместить втулку 6 вниз по шлицам до упора;
  • отсоединить вилку 12 кардана от вала рулевого механизма и вращением рулевого колеса убедиться в отсутствии заеданий;
  • зафиксировать шлицевую втулку 6 винтом 7, присоединить вилку кардана к валу рулевого механизма;
  • проверить отсутствие люфта вала рулевого колеса относительно рулевой колонки.

Возможные неисправности рулевого механизма и способы их устранения приведены в табл. 10.

Повышенный люфт вала рулевого механизма

Нарушены регулировка подшипника винта и зазор в зацеплении

Отрегулировать натяг подшипников и зацепление гайки-рейки с сектором

Повышенный износ винтовой канавки гайки-рейки и винта

Заменить комплект винт с гайкой-рейкой и шариками в сборе

При вращении винта наблюдаются рывки и заедание в механизме

Износ или деформация направляющих шариков

Разрушены или сильно изношены подшипники винта или сектора

Износ или разрушение зубьев гайки-рейки или сектора

Заменить сектор или винт с гайкой-рейкой в сборе с шариками

Необходимость частой доливки масла

Изношены сальники, повреждено прокладочное уплотнение или уплотнительное кольцо

Заменить сальники, подтянуть болты крепления крышек или заменить прокладки и уплотнительное кольцо

Частое нарушение регулировки зацепления

Прогиб или разрушение упорной пластины регулировочного винта

Разрушение регулировочного винта

Самоотвертывание запорной гайки винта

Отрегулировать гайку и приварить в двух точках

Устройство рулевой колонки МАЗ

Рулевая колонка состоит из шлицевого полого вала, рулевого колеса и корпуса рулевой колонки с креплением, обеспечивающим падежное пользование рулевым приводом при управлении автомобилем во время движения и при опрокидывании кабины на стоянке.

Применение телескопической рулевой колонки, имеющей шлицевое соединение с валом, позволяет сохранить практически неизменное положение рулевого колеса относительно сиденья водителя при откидывании кабины. Шлицевое (скользящее) соединение вала рулевого механизма смазывают при сборке колонки и сезонно. Шлицы обеспечивают растягивание (увеличение длины) рулевой колонки при опрокидывании кабины относительно передних точек крепления.

Для обеспечения плавного вращения вал рулевой колонки установлен в бронзовой втулке 23, смазываемой с помощью масленки 22 (рис. 93), и в фторопластовой втулке 17, не требующей смазки.

Осевой зазор вала рулевой колонки в пределах 0,5 мм устанавливается с помощью гайки 24, которая крепится стопорной втулкой 6.

Рулевое колесо закреплено на конусном конце вала с помощью гайки 2, затягиваемой до отказа.

На рулевой колонке смонтирована кнопка звукового сигнала, расположенного в центре рулевого колеса, и переключатель указателей поворота.

Рулевая колонка МАЗ

Рис. 93. Рулевая колонка МАЗ:

1 — шпонка; 2 — гайка; 3 — рулевое колесо; 4 — упорная шайба; 5 — вал колонки; 6 — стопорная втулка; 7 — стопорный винт; 8 — корпус; 9 — обойма уплотнительная; 10 — контактное кольцо; 11 — болт крепления вилки шарнира; 12 — вилки; 13 — крестовина; 14 — игольчатый подшипник; 15 — шпонка вилки шарнира; 16 — переходник; 17 — фторопластовая втулка; 18 — шлицевая втулка; 19 — кожух колонки; 20 — ушко верхнего крепления колонки; 21 — уплотнительное кольцо; 22 — масленка; 23 — бронзовая втулка; 24 — регулировочная гайка

Как устранить болтание вала с рулем, МАЗ 5440.

Парни кто разбирал рулевую колонку или может знает как устранить, надоел вал с рулем болтаться! МАЗ 5440.

КОММЕНТАРИЕВ (17)


Дмитрий Иванов 05 марта 2019


Сергей Удальцов 05 марта 2019


Сергей Удальцов 05 марта 2019


Дмитрий Иванов Сергей Удальцов 05 марта 2019

вместе с подрулевыми рычагами ( пворотники и дворники) тогда за руль ненадо хвастаться чтоб в кабинет залезть.! А ели рычаги наместе стоят тогда там втулки вроде хз точно не вникал.


Соломон Исаков 05 марта 2019


Андрей Волков 05 марта 2019


Дмитрий Иванов Андрей Волков 05 марта 2019


Сергей Удальцов 05 марта 2019


Роман Шевцов Сергей Удальцов 05 марта 2019

там болт с телом, надо шайбы подбирать, что б не болтался) эт в случае, если с подрулевыми болтается)


Роман Шевчук 05 марта 2019


Андрей Трачук 05 марта 2019


Димитрий Конычев 05 марта 2019

Надо ставить старого образца! Где руль поднимается за щет болта в центре ! Это самый не убиваймый вариант там идет одна в втулка и ломатчя не чему ! Только крепления замка надо переворить и все ну и руль будет подыматся верх за щет вращения винта . и смазывать можно товотница с боку !!больше вариантов не знаю а если в шлицах болтается то просто обвори по кругу сверху он стянится и болтается не будет )))


Игорь Дамахин 05 марта 2019

Панель другая старого образца, но разницы нет. Я думаю, я года два назад может чуть больше лазил там, все руки поцарапал с..ка короче болт на 8 заточил как клин и куда то впендюрил, до сих пор нормально но руль уже не регулируется но под себя поставил и впендюрил


Димитрий Конычев 05 марта 2019

Как нет они разные внутри в старого образца втулка идет во всю длину а на нового образца см 4 наверное она там вообще роли не играет там два подшипника и все маленьких ! Их разбивает и начинает стучать ! У меня стоит на маз 1994 года родная и не разу не кто не делал и не стучит метров все ! О на новом все разбито было ! И на каждой кочке стучало переделать надо только руль и замок ! за щет болта поднимается будет .


Виктор Тарасов 05 марта 2019

Варить. Все варить нахер и вал наварить и посадочные, чтоб подшипники с натягом от кувалды и колонку заварить и вал в колонке заварить чтоб не крутился и не болтался и шлицы потом заварить и крестовины и двери следом заварить. Купили педерасты трактор ЕЛАЗ, та же фигня - болтается все что можно, ну неужто нет в стране великой токарей, способных попасть в 5 соток. Уже зуд от этого все болтается. и двери болтаются на кочках и гремят в замках и педали болтаются и джойстиков колонки болтаются и рулевая и стрела болтается и салон скрипит и бардачки болтаются и гремят и даже сука ключ в замке зажигания болтается и гремит на холостых. ВСЕ НАХЕР ЗАВАРИТЬ пусть будет экспонат.


Иван Петров Виктор Тарасов 05 марта 2019

Читайте также: