Регулировка седла на тягаче маз

Обновлено: 06.07.2024

В 99% случаев плита визуально в норме. Но стук же при начале движения и остановке есть, так что снимаем седло и первым делом проверяем все резинки и втулки и, при необходимости, заменяем.

В большинстве случаев этой процедуры будет достаточно. А, ещё не забываем почистить место хождения клина.

Также проверяем износ подушек ССУ. Для этого снимаем седло и смотрим, не лежит ли оно на подрамнике. Если подозрения подтвердились, прямая дорога в магазин за подушкой.

Виноватыми в люфте зачастую бывают полимерные вкладыши между основанием седла и кронштейнами.

Кто-то покупает их новые в ремкомплектах, а кто-то едет к мотористам и берёт у них отработанные металлические вкладыши от двигателей легковых авто.

Если проблема не в этих расходниках, то опытные дальнобойщики советуют снять с полуприцепа сцепной палец (если это невозможно, то подойдёт ключ-баллоник, главное, чтобы диаметр совпал) и вставить в седло.

После защёлкивания начинать вращать шкворень — если есть люфт, то можно попробовать отрегулировать предварительно расконтрагаенным болтом или специальной ручкой (в зависимости от модели ССУ) зазор между пальцем и замком.

Затем немного проехать вперёд, притормаживая и уже окончательно завернуть гайку. Правда, производители машин этот способ не рекомендуют.



ССУ Урал Next



ССУ Jost на шасси КрАЗ

Если штатное ССУ — не торт

Седельно-сцепное устройство некоторые меняют не только из-за износа.

Некоторые владельцы отечественных или белорусских тягачей (встречаются случаи и с пожилыми европейскими и американскими машинами), ранее возившие грузы на старом полуприцепе, решают заменить тот на еврофуру. Естественно, требуются другие размеры сцепки.

Иногда приходится дополнительно сдвигать ССУ, но не на всех тягачах это стоит делать.


Седельно-сцепное устройство автомобиля-тягача МАЗ-504А

Седельное устройство (рис. 129) состоит из следующих основных частей: нижней плиты 1, седла 18, балансира 6, обеспечивающего их шарнирное соединение, и запорного устройства. Нижняя плита седельного устройства, представляющая собой массивную стальную отливку, двумя продольными фланцами через подставку соединяется с рамой тягача. В центре плиты сделаны две опорные бобышки, поддерживаемые жесткими литыми ребрами. Бобышки расточены соосно и являются опорами для оси 10 балансира седла. К боковым площадкам плиты привернуты на болтах буфера 3 балансира, ограничивающие его боковое качание.

Балансир седельного устройства также отлит из стали и имеет развитое сечение в средней части для размещения оси балансира. Вынесенные концы балансира заканчиваются бобышками, обработанными под опоры для оси 2 седла. Оси балансира и седла располагаются в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Чтобы оси не пересекались, они сдвинуты по высоте: ось балансира расположена ниже оси седла.

Между осями седла и балансира установлен сухарь 5. Посредине оси балансира сделана лыска. Сухарь имеет снизу плоскость, которой он опирается на лыску оси балансира, а сверху перпендикулярно лыске — цилиндрическую выемку, на которую опирается ось седла. Лыска на сухаре и оси балансира препятствует вращению оси в балансире. Эта ось может поворачиваться только в своих опорах и нижней плите седельного устройства. Сверху сухарь ограничивает прогиб оси седла.

Седельное устройство

Рис. 129. Седельное устройство:

1 — нижняя плита седельного устройства; 2 — ось седла; 3 — буфер балансира; 4 — втулка оси седла; 5, 7, 9 и 32 — масленки; 6 — балансир седла; 8 — сухарь оси балансира седла; 10 — ось балансира седла; 11 — ось рукоятки замка захватов; 12 — пружина защелки замка захватов; 13 — защелка замка захватов; 14 — шток запорного кулака; 15 — предохранительная планка замка; 16 — пружина запорного кулака; 17 — скоба запорного кулака; 18 — седло для посадки днища полуприцепа; 19 — рукоятка замка захватов; 20 — направляющая шпилька; 21 — шпилька-ось защелки замка захватов; 22 — запорный кулак; 23 — палец захвата седельного устройства; 24 — штифт захвата; 25 — левый захват; 26 — правый захват; 27 — салазки седла; 28 — оттяжная пружина; 29 — смазочная канавка плиты седла; 30 — регулировочная шайба; 31 — канал подачи смазки; 33 — стопорный болт оси; 34 — упоры захватов; 35 — шкворень полуприцепа

Седло отлито из стали. Верхняя плоскость его по краям несколько выступает над внутренней частью. Эта плоскость механически обработана и является опорной поверхностью для переднего конца рамы полуприцепа. Удлиненная наклонная задняя часть седла раздваивается и служит направляющей для рамы полуприцепа при сцепке с тягачом. В нижней части седла по краям сделаны массивные литые бобышки, отверстия в которых являются опорой для выступающей из балансира оси седла. Седло может поворачиваться на оси балансира в поперечной плоскости автомобиля, а на оси седла — в его продольной плоскости.

Седельное устройство подобной конструкции (с двумя степенями свободы) разгружает рамы тягача и полуприцепа от деформаций кручения, которые могут в них возникать при движении по дороге с неровностями.

Для сцепки с седлом тягача полуприцеп оборудован опорной плитой и шкворнем. Запорное устройство предназначено для обеспечения надежной сцепки тягача и полуприцепа при движении, а также для облегчения расцепки тягача и полуприцепа. Оно смонтировано на нижней части седла.

В приливах седла между бобышками установлены захваты 25 и 26 сложной конфигурации. Захваты закреплены на седле с помощью пальцев 23, установленных в бобышки седла и проходящих через отверстия в захватах. Пальцевое соединение обусловливает возможность поворота захвата относительно пальца. Концы захватов расходятся, образуя зев, а в средней части почти замыкаются в цилиндрическое отверстие, которое охватывает шкворень полуприцепа.

При транспортировке полуприцепа захваты должны надежно удерживать шкворень полуприцепа от перемещения в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Вертикальному перемещению шкворня относительно седла препятствует цилиндрическая проточка на шкворне, в которую входят захваты. От горизонтальных перемещений захваты фиксируются запорным кулаком 22 сцепного механизма седла, входящим в передний зев, образуемый захватами, и препятствующим их повороту относительно пальцев и, следовательно, самооткрыванию захватов.

Запорный кулак поджимается к захватам пружиной 16, надетой на шток 14.

При расцепке седельного устройства поворачивают вперед конец рукоятки 19 замка захватов, которая осью 11 соединена с седлом. Рукоятка с помощью скобы 17 перемещает вперед запорный кулак, сжимая пружину. Перемещение запорного кулака направляется шпилькой 20, установленной в овальном отверстой кулака. Отведенный в крайнее переднее положение запорный кулак за выступ удерживается защелкой 13 замка захватов. Защелка представляет собой пластину, закрепленную на шпильке-оси 21, резьбовой конец которой ввернут в седло.

Защелка пружиной 12 постоянно притягивается к штифту 24 захвата.

При расцепке автомобиль отъезжает от полуприцепа, шкворень разводит губки запорных кулаков и выходит из зацепления с ними. При этом штифт захвата нажимает на скос защелки, которая провертывается на оси и выходит из зацепления с выступом запорного кулака. Под действием усилия пружины кулак перемещается назад до упора в торцы повернувшихся на осях захватов.

Такое положение деталей запорного механизма сохраняется до очередной сцепки.

При сцепке тягач, перемещаясь назад, вводит в соприкосновение со шкворнем полуприцепа задние губки захватов. Шкворень раздвигает губки, поворачивающиеся на осях. Средняя цилиндрическая часть захватов запирает шкворень, а запорный кулак под воздействием усилия пружины входит между передними губками захватов, препятствуя саморасцепке. Дублирующим приспособлением против саморасцепки является предохранительная планка 15, препятствующая выходу штока запорного кулака.

Ось планки расположена на ее краю, поэтому после сцепки планка занимает вертикальное положение, отклонение от которого ограничивает приливы в седле.

Когда тягач работает без полуприцепа, задние концы седла под действием усилия оттяжных пружин опираются на штампо-сварные направляющие седельного устройства, прикрепленные к раме.

Сцепка и расцепка автопоезда МАЗ

При сцепке тягача с полуприцепом необходимо, чтобы опорная плита со шкворнем полуприцепа находилась от поверхности земли на одном уровне с седлом тягача или располагалась ниже его не более чем на 100 мм. Полуприцеп при этом должен быть заторможен стояночным тормозом.

Сцепку рекомендуется проводить в следующем порядке:

  • повернуть в сторону предохранитель саморасцепки замка, расположенный в передней части седла;
  • перевести рычаг замка седельного устройства тягача в крайнее положение, обеспечив тем самым открывание замка;
  • подвести тягач задним ходом на малой скорости к полуприцепу так, чтобы шкворень полуприцепа вошел в замок седельного устройства. После этого убедиться, что рычаг замка перешел в крайнее заднее положение, что необходимо для надежной сцепки;
  • поднять катки в транспортное положение и закрепить штырями;
  • подсоединить к штепсельным розеткам тягача и полуприцепа соединительный кабель;
  • подсоединить к соединительной головке полуприцепа соединительный шланг пневматического привода тормозов;
  • открыть краны пневматического привода тормозов на тягаче и полуприцепе;
  • отпустить стояночный тормоз на полуприцепе;
  • продвинуть автопоезд на некоторое расстояние, убедиться в исправности сцепки и исправной работе полуприцепа и проверить работу электрических приборов полуприцепа.

Перед отцепкой тягача от полуприцепа необходимо выбрать ровное место для стоянки полуприцепа. Порядок расцепки следующий:

  • поставить прицеп на стояночный тормоз;
  • отпустить до отказа и закрепить катки опорного устройства полуприцепа, подложив под них деревянные подкладки;
  • закрыть разобщительный кран пневматической системы на тягаче;
  • установить рукоятку крана ручного управления ножным тормозом полуприцепа в положение отторможения;
  • отсоединить соединительный шланг пневматического привода
  • тормозов от соединительной головки полуприцепа. Соединительную головку закрыть крышкой;
  • снять соединительный кабель и уложить его в инструментальный ящик;
  • повернуть в сторону предохранитель саморасцепки в передней части седла на тягаче;
  • переместить в крайнее переднее положение рычаг замка соединительного устройства;
  • включить первую передачу и медленно, без рывков, выехать тягачом вперед.

Техническое обслуживание седельно-сцепного устройства МАЗ

Через 1000 км пробега автопоезда очистить от грязи и осмотреть детали седельно-сцепного устройства, проверить работу сцепного механизма и смазать его.

Периодически подтягивать болты крепления седельного устройства к раме автомобиля. Нельзя допускать перегрузки седельного устройства, так как это вызывает погнутость осей.

При износе поверхностей захватов, охватывающих шкворень полуприцепа, до 2,5 мм их заменить новыми; допускается исправление наваркой.

Поврежденные и деформированные детали сцепного механизма своевременно исправлять или заменять новыми, так как в противном случае произойдет разъединение тягача с полуприцепом во время движения.

Как продлить срок службы ССУ?

«Перед началом движения после сцепления с полуприцепом нужно убедиться в закрытии запорного механизма фиксации шкворня полуприцепа. В случае движения тягача без полуприцепа ССУ всегда должно быть в закрытом положении;

Перед сцеплением тягача с полуприцепом убедиться в наличии смазки на поверхности ССУ и в смазочных каналах через пресс-маслёнки.

Использовать только рекомендованные смазочные материалы. Для обеспечения длительного срока службы, своевременная смазка ССУ (каждые 50 000 км или каждые полгода, для тяжёлых условий эксплуатаций каждые 25 000 км);

Исключение перегруза автопоезда, влияющий на ресурс ССУ;

Соблюдать требования руководства по эксплуатации на ССУ прикладываемого в бардачок кабины автомобиля: требования по соединению/разъединению тягача с полуприцепом, требования по контролю поверхности опорной плиты полуприцепа, взаимодействующего с ССУ.

В случае движения тягача без полуприцепа ССУ всегда должно быть в закрытом положении;

Перед сцеплением тягача с полуприцепом убедиться в наличии смазки на поверхности ССУ и в смазочных каналах через пресс-маслёнки.

Использовать только рекомендованные смазочные материалы. Для обеспечения длительного срока службы, своевременная смазка ССУ (каждые 50 000 км или каждые полгода, для тяжёлых условий эксплуатаций каждые 25 000 км);

Исключение перегруза автопоезда, влияющий на ресурс ССУ;

Соблюдать требования руководства по эксплуатации на ССУ прикладываемого в бардачок кабины автомобиля: требования по соединению/разъединению тягача с полуприцепом, требования по контролю поверхности опорной плиты полуприцепа, взаимодействующего с ССУ.

Расцепку автомобиля-тягача с полуприцепом нужно осуществлять в следующем порядке.

1. Затормозить полуприцеп стояночной тормозной системой. .

2. Опустить катки опорного устройства полуприцепа до упора их в поверхность дороги. Если между поверхностью дороги и катками остался зазор, то подложить соответствующие подкладки.

3. Разъединить соединительные головки и закрыть защитные крышки головок.

4. Вынуть вилки электропроводов полуприцепа из розеток.

5. Убедиться, что подвешенные с помощью пружины концы соединительного шланга и проводов не мешают расцепке.

6. Отвести в сторону предохранитель б.

7. Переместить в крайнее переднее положение рычаг 19 ‚управления расцепкой.

8. Включить первую передачу и плавно подать тягач вперед до полной расценки с полуприцепом.



Эдуард Миронов, директор по закупкам транспортных услуг FM Logistic

На сроке службы ССУ это сказывается крайне негативно. Поэтому для его увеличения на подобных проектах участвуют водители, которые прошли специальную подготовку.

Для облегчения перецепки и правильного соединения в местах проведения данной операции наносят специальную разметку, позволяющую тягачу занять оптимальное положение и не повредить ССУ.

Полуприцепы на данных проектах оборудуют дополнительным опорным механизмом — треногами, выкрашенными в яркие цвета.

Производство седельно-сцепных устройств (ССУ) – бизнес доходный и хорошо освоенный. Им занимается солидная группа компаний: Jost, Rockinger (Германия), Georg Fisher (Швейцария), Crane Fruehauf, York (Великобритания), Fontaine Truck Equipment, Fruehauf, Holland Hitch и др. Выпускают ССУ и отечественные предприятия.

Конструкция ССУ напрямую влияет на такие эксплуатационные качества автопоезда, как управляемость, устойчивость, маневренность, плавность хода, проходимость, надежность, безопасность и экономические показатели. В общем случае седельно-сцепные устройства состоят из разъемно-сцепной системы, механизма гибкости и деталей крепления. Существует два типа ССУ: шкворневые (пара шкворень–захват) и роликовые, или бесшкворневые (пара крюк–ролик). Масса большинства ССУ составляет от 100 до 300 кг.

[b]ССУ шкворневого типа:[/b] 1 – предохранитель; 2 – замковое устройство; 3 – палец захвата; 4 – захваты; 5 – регулировочное устройство

Шкворневые устройства

В большинстве седельно-сцепные устройства (свыше 95%) имеют шкворневую конструкцию. Сюда входят опорная плита (круг) с прорезью (устьем) в центральной части, устанавливаемая на тягаче, и шкворень, закрепленный на полуприцепе. При сцепке автопоезда шкворень входит в прорезь опорной плиты и фиксируется захватами (одним или несколькими), шарнирно закрепленными на пальцах. Так образуется сцепная пара. Шкворневые устройства обычно выполняются полуавтоматическими (сцепка звеньев автопоезда происходит автоматически, а подготовка к расцепке, т. е. разблокирование замковых устройств, – вручную). Чтобы предотвратить самопроизвольную расцепку, ставят не менее двух замковых устройств, действующих независимо, причем одно из них с ручным управлением. Полная масса автопоездов, оборудованных полуавтоматическими шкворневыми устройствами, достигает 100 т и более. Седельные устройства такого типа способны выдерживать нагрузки от 3 до 50 т.

Конструктивное исполнение шкворней и их крепление

Сцепной шкворень крепят на полуприцепе между его передней стенкой и опорными устройствами. Наиболее распространены два способа установки сцепного шкворня. Шкворень с фланцем крепят к опорному листу полуприцепа заклепками или болтами, а шкворень без фланца фиксируют корончатой гайкой со шплинтом.

Шкворень с фланцем крепления тарельчатого типа

Значительное внимание уделяется расположению седельно-сцепного устройства относительно задней оси тягача или оси балансира задней тележки (смещению устройства), что необходимо для полного использования грузоподъемности шин тягача, а следовательно, и автопоезда. Данное обстоятельство особенно актуально для оптимального распределения нагрузок по осям наиболее распространенных в эксплуатации трех-, четырех-, пяти- и шестиосных седельных автопоездов с учетом требований дорожного законодательства той или иной страны, во многих из которых нагрузки на оси автомобилей и прицепного состава могут быть разными. Исключением являются некоторые модели автовозов, где ССУ, испытывающее незначительную вертикальную нагрузку, для размещения надстройки смещено на самый конец рамы тягача.

Полуприцеп-тяжеловес с шкворнем Ш100 мм

Элементы ССУ

Разъемно-сцепной механизм предназначен для передачи усилий между звеньями автопоезда и обеспечивает возможность поворота полуприцепа по отношению к тягачу вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальной плоскости.

Разъемно-сцепные механизмы подразделяются на полуавтоматические и автоматические, а по числу захватов – на одно- и двухзахватные. Больше распространены ССУ с однозахватными разъемно-сцепными механизмами. они более надежны по сравнению с двухзахватными и отличаются безопасностью конструкции. В двухзахватном механизме тяговые и тормозные усилия воспринимаются только захватами и пальцами, тогда как в однозахватной (с захватом шкворня по его верхнему поясу с большим диаметром) тяговые усилия передаются на массивный запорный кулак, при этом захват подвергается только сжимающим усилиям. Тормозные усилия передаются непосредственно опорной плитой, при этом палец захвата разгружен от продольных усилий. Благодаря захвату шкворня по верхнему поясу уменьшаются изгибающие моменты, действующие на шкворень и его крепление.

Полуавтоматическое шкворневое устройство с двумя степенями свободы

Опорные плиты ССУ выполняют либо литыми, либо штампосварными. Литые конструкции, особенно из чугуна с шаровидным графитом, обладая высокой жесткостью и малой массой, распространены шире. Для современных седельных плит характерны максимальная ширина устья 400…460 мм, угол устья 40…50°, угол скоса 8…15°. Рукоятка привода разъемно-сцепного механизма расположена справа от седельно-сцепного устройства. Ее тяга для удобства водителя может быть выполнена разной длины. Для работы с разными полуприцепами в современных ССУ предусмотрена возможность установки в одной и той же опорной плите шкворней диаметром 2 или 3,5 дюйма. Сцепные шкворни изготавливают из высокопрочной стали, после чего подвергают специальной термообработке (закалке) и тщательно проверяют на отсутствие трещин.

ССУ устанавливают на раму тягача с помощью уголковых крепежных элементов или посредством монтажных плит, имеющих различную конфигурацию: от плоской пластины до пространственной конструкции высотой до 150 мм. Срок службы современных ССУ шкворневого типа достигает 1,5…2 млн. км, т. е. примерно столько, сколько находится в эксплуатации тягач.

ССУ с двумя степенями свободы, установленное на тягаче. Справа от ССУ видна рукоятка привода разъемно-сцепного механизма

Нормативные документы

Размеры сцепных шкворней регламентированы. Диаметр сопрягаемой поверхности шкворня должен быть равен 2 или 3,5 дюйма (50,8 или 89 мм). Выбор одного из этих двух типов (50 или 90) зависит от полной массы автопоезда, полуприцепа и вертикальной нагрузки. Шкворни Ø50,8 мм устанавливают на полуприцепы полной массой до 55 т или при вертикальной нагрузке на ССУ до 200 кН. При большой массе (нагрузке) применяют сцепные шкворни Ø89 мм. Размеры сцепных шкворней упорядочены как национальными стандартами, так и Международной организацией по стандартизации ISО. В России помимо упомянутых допускается использование шкворней с диаметром сопрягаемой поверхности 100 мм. Высота седла для ССУ типа 50 не должна превышать 200 мм, а для ССУ типа 90 – 315 мм.

В ряде стран есть стандарты на ССУ, оговаривающие присоединительные размеры для крепления к раме тягача. Для ССУ, работающих в сцепке с полуприцепами, сцепной шкворень которых выполнен по международному стандарту ISО 337, существует международный стандарт ISО 3842, устанавливающий число, диаметр и взаимное расположение отверстий для крепления ССУ на тягачах.

Располождение ССУ на раме тягача должно обеспечить полное использование грузоподъемности шин тягача

Располождение ССУ на раме тягача должно обеспечить полное использование грузоподъемности шин тягача

В странах Евросоюза тип применяемых ССУ определяется расчетным коэффициентом нагрузки D. Его значение для ССУ автопоездов, эксплуатирующихся на дорогах общего пользования, составляет не более 162 кН. Показатель D для седельных устройств большой грузоподъемности может достигать 300 кН. Важной характеристикой конкретной модели ССУ являются размеры площади (ширины) опорной поверхности седельной плиты (24, 34, 36 и 40 дюймов).

Стандарты целой группы государств, кроме того, устанавливают углы наклона опорной плиты седельно-сцепного устройства вперед-назад в вертикальной продольной плоскости (углы β1 и β2) и углы наклона опорной плиты в обе стороны в вертикальной поперечной плоскости (углы α). По нормам, принятым в Евросоюзе, углы α должны составлять не менее ±8°. Международный стандарт ISО 1726, распространяющийся на тягачи с полуприцепами, предназначенными для международных перевозок, устанавливает величину угла α не более 3°, а угла β – не менее 8°. Понятно, что компании-изготовители своим клиентам предлагают ССУ с более высокой продольной гибкостью, поэтому диапазон изменения угла β1 составляет от 6,5° до 29°, угла β2 ─ от 7,2° до 42°.

[b]Конструкция полуавтоматического шкворневого устройства с тремя степенями свободы:[/b] 1 – планка; 2 – балансир; 3 – поперечная ось качания; 4 – опорная плита; 5 – ограничитель; 6 – удерживающие пружины; 7 – продольная ось качания; 8 – плита

К числу стандартизируемых размеров относятся: расстояние от оси отверстия ССУ под сцепной шкворень до задней стенки кабины или до устанавливаемых за ней узлов и агрегатов тягача; радиус габарита задней части тягача; расстояние от сцепного шкворня до ближайшей части механизма опорного устройства полуприцепа; радиус габарита передней части полуприцепа; высота верхней плоскости ССУ тягача под номинальной нагрузкой от уровня дороги. Все эти размеры оговорены также стандартом ISO 1726. Целый ряд параметров устанавливает стандарт ISO 4086.

Установка ССУ с тремя степенями свободы на большегрузном тягаче, видны поперечная и продольная оси качания

Установка ССУ с тремя степенями свободы на большегрузном тягаче, видны поперечная и продольная оси качания

Установка ССУ с тремя степенями свободы на большегрузном тягаче, видны поперечная и продольная оси качания

Степени свободы

Полуавтоматические шкворневые сцепные устройства выпускают с двумя и тремя степенями свободы. В первом случае обеспечивается возможность продольного качания полуприцепа относительно тягача на определенный угол β и поворот полуприцепа вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальной плоскости на угол не менее ±90°. Большинство седельных тягачей общетранспортного назначения, эксплуатирующиеся в основном на дорогах с усовершенствованным покрытием, оснащено ССУ с двумя степенями свободы. По сравнению с трехстепенными эти устройства повышают устойчивость автопоезда в движении, имеют меньшую массу и пониженную габаритную высоту.

Устройства с тремя степенями свободы оборудованы второй, но уже продольной осью, которая дополнительно обеспечивает возможность поперечного качания полуприцепа относительно тягача в каждую сторону на угол α до 15° включительно. При этом поперечная и продольная оси могут находиться на разной высоте или на одной в так называемом карданном шарнире. Такие технические решения используются для автопоездов, эксплуатируемых на бездорожье или предназначенных для перевозки тяжеловесных неделимых грузов, а также для транспортных средств, в состав которых входят полуприцепы особо жесткой на кручение конструкции (например, короткобазные полуприцепы, полуприцепы-самосвалы, полуприцепы-цистерны несущих конструкций и т. п.).

Установка ССУ с тремя степенями свободы на большегрузном тягаче

Использование для перечисленных выше автопоездов устройств с двумя степенями свободы приводит к передаче на раму тягача значительных скручивающих моментов, способствующих ее быстрому разрушению. Напротив, ССУ с тремя степенями свободы лишены этих недостатков, однако автопоезда с такими устройствами во время движения менее устойчивы. Другой недостаток заключается в том, что груженый полуприцеп опирается на шарнир, центр вращения которого находится ниже центра тяжести полуприцепа. При движении автопоезда в поворотах результирующая центробежная сила, действующая в центре тяжести полуприцепа, стремится опрокинуть последний, что снижает поперечную устойчивость автопоезда и может привести к аварии. Чтобы этого не прозошло, иногда применяют ССУ с механическими или гидравлическими стабилизаторами. В автопоездах, работающих в тяжелых дорожных условиях, при выезде на магистраль с качественным покрытием качание полуприцепа вокруг продольной оси ограничивается (±3°) специальным механизмом.

[b]Конструкция ССУ с двухзахватным разъемно-сцепным механизмом:[/b] 1 – предохранитель; 2 – замковое устройство; 3 – палец захвата; 4 – захваты; 5 – регулировочное устройство; 6 – тяга

Конструкция ССУ с двухзахватным разъемно-сцепным механизмом: 1 – предохранитель; 2 – замковое устройство; 3 – палец захвата; 4 – захваты; 5 – регулировочное устройство; 6 – тяга

Управление сцепкой

Все большее внимание уделяется вопросам автоматизации управления и безопасности при сцепке-расцепке тягача с полуприцепом. Зачастую изготовители, чтобы облегчить работу водителя, выпускают ССУ с пневматическими приводами для автоматической расцепки и электрическим датчиком для дистанционного контроля за состоянием ССУ. Такие модели с пружинно-пневматическим цилиндром управления разъемно-сцепным механизмом есть в арсенале компаний Fontaine Truck Equipment, ASF и Fruehauf.

ССУ с пружинно-пневматическим цилиндром управления разъемно-сцепным механизмом компании Fontaine Truck Equipment

Для повышения удобства управления ССУ фирма Georg Fisher предлагает электронную сенсорную систему безопасности RECCOS, два датчика которой непрерывно контролируют надежность и правильность сцепки, а еще один фиксирует расстояние между плитой полуприцепа и седельно-сцепным устройством. Происходящие процессы, в том числе неполадки, в виде звуковых сигналов и изображений на специальной информационной панели отображаются в кабине автомобиля. Водитель, не покидая рабочего места, может следить за всем процессом сцепки, которая осуществляется быстрее и надежнее, чем в традиционных конструкциях.

Аналогичная сенсорная система SKS есть и в производственной программе компании Jost. Один из датчиков, входящих в ее состав, контролирует положение замка разъемно-сцепного механизма, второй датчик следит за положением шкворня, третий фиксирует высоту ССУ. Функциональные возможности SKS повышаются благодаря наличию пневмопривода (пневматический цилиндр) расцепки ССУ с дистанционным управлением из кабины тягача, где установлен информационный дисплей.

Седельно-сцепное устройство с однозахватным разъемно-сцепным механизмом

Обычно при работе с шкворневыми ССУ после сцепки тягача с полуприцепом водитель должен соединить их тормозные и электрические коммуникации. На седельно-сцепных устройствах, созданных специалистами фирмы Тоussaint & Heβ, коммуникации с помощью переходных элементов соединяются в процессе сцепки. По его завершении водителю из кабины остается только запереть седельно-сцепное устройство для дальнейшего движения автопоезда.

Устройство ССУ

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Грузонесущая плита в ССУ имеет простую структуру и принимает на себя часть веса груза. В детали есть прорезь входа шкворня полуприцепа, для установления прочной фиксации. Совместный механизм с тягачом при поворотах будет осью излома грузовика. В нижней части плиты расположена система — сцепка-фиксация. Автоматическое соединение деталей играет роль надежного замка. Различают два вида ССУ – шкворневое и бесшкворневое (роликовое).

Конструкция

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Шкворневое устройство, расположенное на грузовике, представляет собой металлический массивный круг (плита) с прорезью посередине. На полуприцепе есть шкворень. Сцепная пара фиксируется шкворнем в прорези плиты (опора) и крепится захватами.

Разъемно-сцепная система необходима для подачи усилий между конструкциями автопоезда, что делает возможным маневр поворотов полуприцепа к тягачу и вокруг оси сцепного шкворня в горизонтальном положении.

Бесшкворневое устройство отличается от шкворневой подвески конструкцией и фиксированием поворотной стойки к поворотному кулаку, которые соединены шаровыми пальцами. Этот механизм значительно уменьшает нагрузку на действующие шарниры.

Элементы ССУ

Седельно-сцепное устройство грузового автомобиля состоит из нескольких элементов. Производители предлагают ССУ в следующей комплектации:

  1. Разъемно-сцепное устройство. Принцип работы: при торможении и повышения скорости берет на себя нагрузку грузовика, выполняет функции поворотов. Наибольшая безопасность у элементов с одним захватом крепежа.
  2. Плита опоры. Плита – основа для фиксации пальца. Литая металлическая конструкция имеет нужную жесткость.
  3. Элементы крепежа. Деталь сцепки закрепляют на раму тягача. Элементы классифицируют на две группы: плитки монтажные и уголковые. Детали имеют разный размер.

Когда тормозные системы передают усилия тяги опорной плите, палец находится в разгрузочном состоянии от продольно действующих нагрузок. А из-за захвата детали по верхнему поясу уменьшаются изгибающие моменты на шкворень.

Разновидности

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Седельно-сцепное устройство бывает: шкворневым и бесшкворневым. Данные элементы различаются конструкцией и выносливостью.

Шкворневые

Шкворневое ССУ – механизм, обеспечивающий прочную связь полуприцепа с тягачом. Все шкворневые детали имеют полуавтоматический механизм регулирования, он предотвратит самопроизвольное отцепление груза. Один из замков должен иметь ручное управление. Грузоподъемность поездов, имеющих в составе полуавтоматические устройства, равна 100 тонн. Седельные механизмы авто выдерживают нагрузку от 3 до 50 тонн. А это помогает автопоездам, таким как, марки Даф, Мерседес или Вольво перевозить многотонные грузы на дальние расстояния.

Бесшкворневые

Бесшкворневое ССУ - устройство, совмещенное с седельно-сцепным механизмом и опорным звеном. Операция расцепки-фиксации элементов автопоезда и подключение электрических и тормозных магистралей делается автоматически. Кнопка, приводящая в действие автопоезд, находится в салоне водителя. Такие механизмы монтируются в агрегаты, выполняющие грузоперевозки по городу на небольших расстояниях со сменой нескольких полуприцепов в день. Масса автопоезда, имеющего в технической конструкции автоматически работающий цепляющий элемент, составляет не более 25 т. Автомобиль же перевозит груз весом более 1-2 тонны.

Этап фиксации шкворня в полуприцеп производят в следующем порядке: задним ходом, по траектории подгоняют тягач к полуприцепу. Перекатываясь, колесики, направляют прицеп к тягачу, и постепенно приподнимают полуприцеп, и катки опорного звена отходят от земли.

Варианты монтажа

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Своевременный монтаж предотвратит быстрый износ плиты. Поэтому внешнюю поверхность запчасти покрывают пластичной смазкой. Известные бренды по производству седельных элементов Georg Fisher и Jost применяют аналогичный подход к продлению срока эксплуатации седла. Если на опоре есть антифрикционные накладки из полимера, то их периодически заменяют на новые. Это гарантирует бесперебойное использование седла в течение 20 лет.

Важно! Чтобы избежать динамических нагрузок, в ССУ между опорной плитой и кронштейнами мастера ставят резиновые подкладки, препятствующие механическим повреждениям при нагрузках. По мере износа материал меняется на новый.

Чтобы установить седельно-сцепное устройство, необходимо переместить устройство при помощи гидравлического или механического привода. Регулирование проводится из салона водителя. Затем устройство фиксируется сцепным механизмом.

В соответствии распоряжения 94/20 ЕС ССУ фиксируют по следующим правилам. На монтажную плиту необходимо закрепить не меньше 8 винтов М 16 с классом прочности – 8.8, которые должны плотно примыкать к поперечному и продольному валу ССУ. Рекомендуется пользоваться фиксирующими наборами компании JOST. При монтаже опорные стойки должны опираться на плиту. Для волнистых монтажных плит наряду с прилеганием в зоне резьбового соединения требуется опора в средней зоне.

Рекомендуется опорные стройки фиксировать в продольном или поперечном положении, монтажную плиту – только в продольном, предварительно приваренными упорными металлическими листами. При этом нужно использовать метод сварки, указанный изготовителем монтажной плиты или транспортного средства. ССУ, не имеющее в конструкции фланца, крепят корончатой гайкой со шплинтом, а устройство с фланцем — фиксируют к опорному листу заклепками.

От использования монтажной плиты можно отказаться, если гарантируется, что моменты затяжки болтов правильны, и фрикционное соединение безупречно. Поэтому крепеж болтов нужно выполнять так, чтобы предписанные моменты затяжки или силы предварительного натяжения можно было обеспечить надолго. В области зажима болтов толщина слоя лакокрасочного покрытия должна составлять не более 120 мкм на деталь. Болтовые соединения следует защищать от саморазвинчивания.

Самостоятельная диагностика

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Чтобы не тратиться на СТО, можно провести проверку состояния на рабочем месте. Для чего потребуется:

  • Расцепить автопоезд. Закрепить колеса прицепа противооткатными опорами. Во время расцепления нужно обратить внимание на портативное управление опорных стоек, на состояние механизма, который препятствует касанию полуприцепа земли.
  • Визуально проверить детали сцепления полуприцепа грузового автомобиля на отсутствие повреждений.
  • Осмотреть дышло, и шарниры в месте фиксации рамы полуприцепа.
  • Сцепное оборудование должно во время работы двигаться легко, без пауз. Устройство закрепить, опору дышла поставить в нерабочий режим, затем провести контроль на прочность крепежа в данном положении.

Техническое обслуживание седла

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

  • Оценить надежность пружин крепления захватов к запорному кулаку.
  • Периодически плиту нужно обрабатывать маслом.

Надо ли регулировать

Регулировка седла на тягаче – одно из условий поддержания работоспособности механизма. Во время перевозок седло быстро изнашивается. Правильную работу плиты определить визуально невозможно, поэтому нужно знать некоторые причины и перечень частых поломок узлов грузовика. Характерный признак для проведения регулировки – появление стука при остановке и движения автопоезда.

Обратите внимание: Регулировка проходит быстро: нужно снять седло и при необходимости поменять резинки и втулки; тщательно промыть почистить место клина от грязи и засохшего масла.

Устранение зазоров

Вертикальные силовые опоры тягача не всегда под воздействием на каркас большого давления груза подвержены прогибам. Во время поворотов на седло идет большое давление, в перпендикулярном направлении, что сильно травмирует верхнюю часть плиты, на поверхности которой образуются небольшие зазоры. В процессе эксплуатации быстро изнашивается сцепной шкворень. Эта деталь требует отдельного ремонта у специалистов.

Зазоры седла марки York и Jost устраняются после поджимания клинов запора к шкворню. Манипуляции по удалению просветов проводят при помощи винтового управления или автоматической металлической пружиной.

Управление сцепкой

Описание седельно-сцепного устройства, его регулировка по высоте у тягачей

Производители предлагают несколько вариантов автоматизации сцепки-расцепки для обеспечения функций пневматической системы и датчиков.

Например, Georg Fisher – сенсорная система, которая обеспечивает безопасность. Процесс регулируют 2 датчика, которые следят за прочностью крепежа. Возникновение неполадок отображается при помощи сигналов, передающихся в автосалон машиниста, на панели авто загорается лампочка. Водитель может сам следить и регулировать состояние крепежа, ориентируясь по боковым зеркалам.

Высота седла у тягачей, положение замка, состояние сцепки – все операции регулируются датчиками, которые расположены в салоне.

Как продлить срок службы ССУ

Нет водителей, которые бы не мечтали исключить из профессиональных будней проведение капитального ремонта. Для продления срока эксплуатации и машины, и ССУ рекомендуют ежедневно соблюдать правила:

  • Перед движением после сцепления в прицеп удостовериться в плотной фиксации шкворня.
  • На поверхности седла перед сцеплением всегда должна быть смазка.
  • Покупать качественные смазочные вещества.
  • Один раз в 5 дней нужно проводить профилактику: отсоединить прицеп, почистить и смазать плитку, палец и системы запора. Использовать в обработке только густые, вязкие смазки.
  • Периодически нужно контролировать состояние механизмов и узлов (искать коррозии, вмятины и трещины); болты должны быть прочно натянуты.
  • Опорная часть седла очищается от старой смазки минимум раз в год.

Своевременное техническое обслуживание ССУ - основной фактор, продлевающий срок эксплуатации, как самой детали, так и автопоезда.

Надо ли регулировать?

В 99% случаев плита визуально в норме. Но стук же при начале движения и остановке есть, так что снимаем седло и первым делом проверяем все резинки и втулки и, при необходимости, заменяем. В большинстве случаев этой процедуры будет достаточно. А, ещё не забываем почистить место хождения клина.

Также проверяем износ подушек ССУ. Для этого снимаем седло и смотрим, не лежит ли оно на подрамнике. Если подозрения подтвердились, прямая дорога в магазин за подушкой.

Если проблема не в этих расходниках, то опытные дальнобойщики советуют снять с полуприцепа сцепной палец (если это невозможно, то подойдёт ключ-баллоник, главное, чтобы диаметр совпал) и вставить в седло. После защёлкивания начинать вращать шкворень — если есть люфт, то можно попробовать отрегулировать предварительно расконтрагаенным болтом или специальной ручкой (в зависимости от модели ССУ) зазор между пальцем и замком. Затем немного проехать вперёд, притормаживая и уже окончательно завернуть гайку. Правда, производители машин этот способ не рекомендуют.

Если штатное ССУ — не торт

Седельно-сцепное устройство некоторые меняют не только из-за износа. Некоторые владельцы отечественных или белорусских тягачей (встречаются случаи и с пожилыми европейскими и американскими машинами), ранее возившие грузы на старом полуприцепе, решают заменить тот на еврофуру. Естественно, требуются другие размеры сцепки.

Как продлить срок службы ССУ?

Опыт

Эксперты рекомендуют

«К седельно-сцепным устройствам применяют самые высокие требования по безопасности. Для многих автоперевозчиков процедура их технического обслуживания заключается в периодическом нанесении смазки на опорную плиту. Благо, для её наилучшего распределения многие производители предусматривают подводящие канавки или даже ЦСС — централизованные системы смазки. Проблема износа опорной плиты также решается установкой сменяемых по необходимости антифрикционных накладок. Контроль наличия смазки намного продлевает срок службы узла. Также, чтобы продлить срок эксплуатации ССУ необходимо избегать:

  • несвоевременную смазку плиты, редкую замену антифрикционных накладок или выход из строя ЦСС;
  • повреждения замкового механизма в результате перекоса рамы тягача по отношению к раме прицепа. Каждая модель ССУ обладает предельными рабочими углами, значения которых отличаются;
  • редкую замену замкового механизма при больших пробегах грузовика;
  • торможения полуприцепом без большой надобности;
  • интенсивного торможения на спуске, особенно при перегруженной машине;
  • несовместимости тягача с полуприцепом.

Голова Ивеко Евротех 2002г, телега Маз (все купили отдельно). При трогании, чувствуется удар , посмотрели и увидили что шкворень в седле немного ходит, сам по себе шворень нормальный. Мне объяснили так, что он гуляет из- за того что защелка его недожимает, и там нужно что то, где то, покрутить и все будет норм. Такой вопрс Что и Где ПОкрутить??

Если седло не разбито, защёлка и скоба сверху, и шкворень не изношен до неприличия, то можно попробовать отрегулировать. Слева есть болт, он законтрогаен, откручиваем , на некоторое количество витков, дёргаем тягач вперёд, назад.Если всё нормально люфт должен пропасть, закручиваем болт назад до упора в задвижку, контрогаем. Ежели не получается, то надо перебрать седло и (или) меняем шкворень.

Слева есть болт, он законтрогаен, откручиваем , на некоторое количество витков, дёргаем тягач вперёд, назад.Если всё нормально люфт должен пропасть, закручиваем болт назад до упора в задвижку, контрогаем. Ежели не получается, то надо перебрать седло и (или) меняем шкворень.

У меня седло JOST , болт стоит слева, его сразу видно, торчит миллиметров 50, как минимум.Он торчит напротив ручки за которую дёргаешь, чтобы расцепиться, если болт откручивать, то эта ручка уходит глубже в седло, сама она как бы конусом сделана , собственно этим и убирается люфт.

У меня тоже JOST вроде крутил этот болт, лучше не стало, видать надо ставить ремкомплект. По моему вину выдает 6 вариантов сёдел, кто нибудь знает где посмотреть марку седла?

У меня тоже JOST вроде крутил этот болт, лучше не стало, видать надо ставить ремкомплект. По моему вину выдает 6 вариантов сёдел, кто нибудь знает где посмотреть марку седла?


А куда крутил болт? Надо его выкручивать.
Обычно сбоку на плите седла есть шильда, с номером, моделью, надо покопаться в смазке.

У нас приняли токаря на работу он замеряет шкворень и седло и вытачивает эллипсную втулку наваривают её на седло и говорят что люфт убирается, двоим знакомым уже сделал я в понедельник буду делать у себя.

У нас приняли токаря на работу он замеряет шкворень и седло и вытачивает эллипсную втулку наваривают её на седло и говорят что люфт убирается, двоим знакомым уже сделал я в понедельник буду делать у себя.

Шкворень поставил новый, у меня выработка уже на самом седле если смотреть с зади то на передней и на правой стенке.

Шкворень поставил новый, у меня выработка уже на самом седле если смотреть с зади то на передней и на правой стенке.

А при чём тут плита? Вот ремкомплект седла.

Шкворень защёлкивается в замке, а вверху его держит "подкова", её и надо менять в таком случае.

А при чём тут плита? Вот ремкомплект седла.

Шкворень защёлкивается в замке, а вверху его держит "подкова", её и надо менять в таком случае.

У меня тоже JOST вроде крутил этот болт, лучше не стало, видать надо ставить ремкомплект. По моему вину выдает 6 вариантов сёдел, кто нибудь знает где посмотреть марку седла?


А куда крутил болт? Надо его выкручивать.
Обычно сбоку на плите седла есть шильда, с номером, моделью, надо покопаться в смазке.

Закручивал, попробую выкручивать. Нашел шилдик только сбоку слева на самом седле, но там на красном фоне предупреждения какие то. Еще есть цифры выбитые слева сзади тоже на самом седле, что то типа ВИН, но мне то нужно марку знать.


Ну вот. Там система такая, клин, который поджимает замок, как раз в этот болт и упирается, выкручиваешь, клин уходит дальше, закручиваешь, меньше. Поэтому при закручивании болта зазор увеличивается.

А при чём тут плита? Вот ремкомплект седла.

Шкворень защёлкивается в замке, а вверху его держит "подкова", её и надо менять в таком случае.

Довожу до сведения уважаемых коллег, не знаю какая фамилия у моего седла но только подкова там не меняется, да и в прочем нет нужды т.к. произведённые замеры показали что само седло под шкворень на 76 мм. а я поставил новый не замеряя его диаметра думал новый и есть новый , а он сцука имеет диаметр 72 мм. я даже и не думал что они разные бывают.

Читайте также: