Регулировка среднего редуктора маз 6430

Обновлено: 16.05.2024

У автомобилей МАЗ может быть два ведущих моста (задний и средний мосты с проходным валом) либо только один — задний. Конструкция ведущих мостов включает в себя центральный конический редуктор, соединённый с планетарными передачами в колесных ступицах. Балки мостов имеют переменное сечение и состоят из двух выштампованных половинок, соединенных посредством сварки.

Принцип работы ведущего моста

Кинематическая схема работы ведущего моста следующая: подаваемый на центральный редуктор вращательный момент разделяется на колесные передачи. На колёсных передачах, между тем, можно добиться разных показателей передаточных чисел, если изменять количество зубьев у шестерёнок колёсного редуктора. Что позволяет ставить задние мосты одинаковые по габаритам на различные модификации МАЗов.

В зависимости от предусмотренных для модели МАЗа условий эксплуатации, модификации коробки передач, типоразмера автомобильных шин, задние мосты МАЗов выпускаются с тремя различными общими передаточными числами.Что касается среднего моста МАЗа, его балка, колёсная передача и межколёсный дифференциал выполнены по аналогии с деталями заднего моста. Купить средний мост маз или подобрать для него запчасти несложно, если обратиться к каталогу оригинальных запчастей.

Техобслуживание ведущих мостов

Ведущие мосты грузовиков МАЗ - техобслуживание, причины неисправностей, ремонт

В процессе эксплуатации а/м МАЗ следует помнить, что ведущие мосты время от времени нуждаются в уходе и регулировке. Пробегая каждые 50.000-70.000 километров обязательно заезжайте на станцию техобслуживания, чтобы посмотреть и, при необходимости, отрегулировать осевой зазор подшипников ведущей шестерни центрального редуктора. Выполнить самостоятельно эту регулировку неопытным автолюбителям будет сложно, т.к. вначале необходимо снять карданный вал, а гайку крепления фланца затянуть надлежащим усилием. Регулировка редуктора среднего моста проводится аналогичным образом. Кроме регулировки зазора подшипников, важно своевременно менять смазочный материал, поддерживать требуемый объём смазки, следить за звуками работы мостов, своевременно выявлять подозрительные шумы и перегрев.

Устранение неисправностей ведущих мостов

На задний редуктор маз приходится максимум нагрузки. Не снижает её даже наличие среднего ведущего моста. Неисправности ведущих мостов, причины и методы ремонта рассмотрим подробнее.

Неисправность: Перегрев моста

Причина 1: Недостаток или, наоборот, излишек масла в картере. Доведите масло до нормального объёма в картерах редукторов (центрального и колесных).

Причина 2: Неправильно отрегулированы шестерни. Необходима регулировка шестерён.

Причина 3: Увеличен натяг подшипников. Необходима регулировка натяга подшипников.

Неисправность: Шум моста повышен

Причина 1: Сбой в зацеплении конических шестерёнок. Требуется регулировка.

Причина 2: Нарушена регулировка или изношены конические подшипники. Необходимо проверить, при необходимости, регулировать натяг, заменить подшипники.

Причина 3: Износ шестерён, точечная коррозия зубьев. Необходимо заменить выработавшие ресурс шестерни и отрегулировать их зацепление.

Неисправность: Шум моста повышен на поворотах

Причина: Неисправность дифференциала. Необходимо разобрать, отремонтировать и отрегулировать дифференциал.

Неисправность: Шум в колёсном редукторе

Причина 1: Недостаточный уровень масла в колёсном редукторе. Доведите до нормального уровня масло в картере редуктора.

Причина 2: Залито техническое масло, неподходящее для колёсных передач. Тщательно промойте ступицы и детали колёсной передачи, залейте соответствующее масло.

Причина 3: Износ шестерён, осей сателлитов или подшипников. Замените изношенные детали.

Неисправность: Течь масла через уплотнения

Причина: Износ уплотнителей (сальников). Замените изношенные уплотнители. Если утечка масла идёт через дренажное отверстие в ступице, смените сальник ступицы.

Шум в мосту, больше похожий на вой, – первый признак неисправности редуктора. В современных автомобилях МАЗ редуктор среднего моста установлен вертикально. Он конструктивно похож на редуктор заднего моста. Запасные части на средний и задний узлы заменяемые, регулируются они по одинаковому принципу.

редуктор моста маз

Конструкция

Стоит отметить, что редуктор МАЗ 5440 состоит:

  • из главной пары (ведущая и ведомая шестерни);
  • оси сталлетитов;
  • сателлитов;
  • корпуса дифференциала;
  • подшипников;
  • регулировочной шайбы;
  • картера.

У каждого из перечисленных механизмов есть определенный эксплуатационный ресурс. Иногда они изнашиваются раньше. О необходимости ремонта или замены редуктора, или комплектующих свидетельствуют разломы, сколы на поверхности, посторонние шумы, как говорилось выше.

Точную причину неисправности можно установить только после того, как редуктор снят и осмотрен. Без этого можно лишь предполагать, чем вызвана поломка.

Распространенные неисправности

Износ подшипников – одна из самых распространенных причин. Происходит это из-за недостаточного уровня масла в картере редуктора, некачественного подшипника или его значительной изношенности. Поломка устраняется заменой подшипника.

Если подшипник рассыпается во время движения транспортного средства, то его ролики могут разбить внутренности редуктора. Ситуация опасна тем, что может заклинить сам редуктор. В таком случае объем ремонта существенно увеличивается. Выполнять его нужно на специализированных СТО.

Уязвимым местом редуктора являются и шестерни сателлита. Они рассыпаются, если автомобиль регулярно эксплуатируется под нагрузкой, значительно превышающей разрешенную. Шестерни тоже нуждаются в замене.

Во избежание описанных выше проблем шестерни и подшипники необходимо менять регулярно, в сроки, установленные производителем в регламенте. Экономить на качестве комплектующих тоже не следует, так как ремонт из-за их преждевременного выхода из строя обойдется в разы дороже.

Диагностика

Редуктор разбирается поэтапно, после чего все узлы и детали тщательно промываются. Затем необходимо осмотреть поверхности на предмет стружки, трещин, металлических осколков, следов трения, заусениц на зубьях шестерен.

При сильных следах износа на ведомой или ведущей шестернях менять нужно всю главную пару. Если детали в нормальном состоянии, то в замене они не нуждаются.

Редуктор МАЗ среднего моста н/о (25 х 13, овальный картер) арт. 6303-2502010-040

Ведущие мосты автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

Задний мост автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 - Имеет двойную разнесенную главную передачу, состоящую из центрального конического редуктора и планетарных колесных передач, размещенных в ступицах колес (рисунки 11, 12).
Средний ведущий мост автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 - Состоит из центрального редуктора (рисунок 13) и планетарных колесных передач. Межколесный дифференциал и колесные передачи среднего моста максимально унифицированы с аналогичными узлами заднего моста.
Привод механизма блокировки межосевого и межколесного дифференциалов среднего моста - электропневматический.
Блокировка межколесных дифференциалов среднего и заднего мостов автомобилей Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 осуществляется одним выключателем независимо от включения блокировки межосевого дифференциала. Блокированное положение дифференциалов сигнализируется контрольными лампами.
Блокировку межколесного и межмостового дифференциалов следует включать при преодолении труднопроходимых и скользких участков дороги при остановленном автомобиле или при движении на малой скорости (до 10 км/ч) и выключать блокировку на крутых поворотах этих участков дорог. Включение блокировки в режиме буксования колес не допускается.
Техническое обслуживание и регулировки мостов Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329
Уход за ведущими мостами Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 заключается в поддержании необходимого уровня смазки в центральных редукторах и в колесных передачах, своевременной ее смене, очистке сапунов от загрязнения, проверке и подтяжке крепежных деталей, проверке шума работы и температуры нагрева мостов, а также в выполнении регулировок зацеплений конических шестерен и натягов в конических подшипниках.
При обнаружении течи смазки через манжеты входного и выходного валов среднего моста и ведущей шестерни заднего моста следует выяснить причину течи.
Замену манжет входного и выходного валов среднего моста и ведущей шестерни заднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производить в такой последовательности:
- отсоединить карданный вал от фланца 14 (рис.11);
- расшплинтовать и отвернуть гайку 15 крепления фланца, снять уплотнительное кольцо 16 и фланец 14;
- отвернуть болты 13 крепления и снять крышку с манжетами;
- заменить манжеты, заполнив их внутренние полости смазкой Литол - 24 и собрать узел в порядке обратном разборке.
Манжеты 14, 42 (рис.13) и 17, 18 (рис.11) запрессовываются в крышки до упора.
Гайки крепления фланцев затянуть с контролем минимальной величины момента и последующей подтяжкой до совпадения отверстия вала с прорезью гайки.
При этом момент проворачивания ведущей конической шестерни должен находиться в пределах 0,1 - 0,3 кг/см.
Регулировку натяга подшипников ведущих конических шестерен, дифференциалов мостов и выходного вала среднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 производить через 60-80 тыс.км пробега с одновременной подтяжкой гайки 15 фланца 16.
Через 180 тыс. км при очередном ТО - 2 следует промывать картера мостов. Снятие центрального конического редуктора моста для проведения регулировочных работ производить в такой последовательности:
- слить масло из картера моста и колесных передач (вывернув сливные и заливные пробки);
- отсоединить карданный вал;
- отсоединить шланг подачи воздуха от цилиндра блокировки редуктора, отключить клеммы датчика давления, вывернуть датчик;
- снять крышки 23 (рисунок 12) колесных передач;
- заблокировать межколесный дифференциал (с помощью болта);
- вынуть полуоси 13 вместе с ведущими шестернями 27 колесных передач;
- отвернуть гайки шпилек крепления редуктора к картеру моста (за исключением двух верхних).
После этого подкатить тележку с подъемником под редуктор и, обеспечив надежную опору редуктора на подъемнике, отвернуть оставшиеся две верхние гайки. Затем с помощью двух демонтажных болтов во фланце крепления редуктора к картеру моста снять редуктор. Сборка производится в обратной последовательности.

При разборке колесной передачи моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329:
- слить масло из колесной передачи, установив колесо так, чтобы сливная пробка заняла крайнее нижнее положение, отвернув сливную и заливную
пробки 21, 24 (рисунок 12);
- отвернуть гайки 2 и снять крышку 23;
- вынуть полуось 13 вместе с ведущей шестерней 27;
- отвернуть болты и снять тормозной барабан 10;
- снять корпус водила вместе с сателлитами 28 и водилом 22;
- отвернуть специальным ключом контргайку 19, снять стопорную шайбу, отвернуть гайку 17 и снять ведомую шестерню 20 вместе со ступицей 18;
- снять ступицу 5 вместе с подшипниками.
Сборку колесной передачи производить в обратной последовательности. Оси сателлитов должны устанавливаться обращенными своей лыской к центру вращения колесной передачи.
При снятии ступицы колеса колесная передача должна разбираться в такой же последовательности.
При снятии полуосей 13 (рис.12) и 36, 54 (рисунок 26) без демонтажа центрального редуктора, в обязательном порядке необходимо заблокировать межколесные дифференциалы заднего и среднего мостов и разблокировать их только после установки вышеуказанных полуосей.
Регулировку редуктора ведущего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 роизводить при снятом редукторе в следующей последовательности:
- отрегулировать натяг конических подшипников ведущей конической шестерни;
- отрегулировать натяг подшипников дифференциала;
- отрегулировать зацепление конических шестерен по пятну контакта и боковому зазору, после чего (при необходимости) подрегулировать натяг подшипников дифференциала.


Рис.11. Редуктор заднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329
1 - цилиндр механизма блокировки, 2 - поршень; 3 - винт; 4 - гайка; 7 - вилка включения механизма блокировки; 8 - картер редуктора; 9 - шестерня ведомая; 10,12,26,32 - подшипник, 11 - стакан подшипников; 13 - болт; 14 - фланец; 15 - гайка; 16 - кольцо уплотнительное; 17, 18 - манжета; 19 - прокладка; 20 -прокладки регулировочные; 21 - маслоотражатель; 22 - шестерня ведущая; 23 - сателлит; 24, 31 - чашка дифференциала; 25, 33 - гайка; 27, 29 - шестерня полуоси; 28 - крестовина; 30 - шайба опорная; 34 - муфта блокировки дифференциала; 35 - картер моста.

При этом во избежание нарушения первоначальной регулировки подшипников, гайки 25, 33 (рисунок 11) следует отворачивать и заворачивать на один и тот же угол.
Для регулировки подшипников ведущей конической шестерни Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329:
- вынуть ведущую коническую шестерню со стаканом подшипников в сборе.
Для этого в картере редуктора заднего моста отвернуть гайки крепления стакана 11 подшипников и с помощью демонтажных болтов вынуть стакан с шестерней.
В редукторе среднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 отвернуть болты крепления картера шестерен и с помощью демонтажных болтов снять картер шестерен в сборе с входным валом, отогнуть стопорные пластины, отвернуть гайки крепления картера промежуточного и снять его в сборе с ведущей конической шестерней;
- определить индикатором осевой зазор в подшипниках;
- закрепить ведущую шестерню в тисках (предохранив от повреждения прокладками из мягкого металла);
- снять фланец 14 (рис.11), крышку с манжетами 17, 18 или шестерню 9 (рис.13), внутреннее кольцо ближнего к хвостовику подшипника и регулировочную прокладку 20;
- замерить толщину регулировочной прокладки и рассчитать необходимую ее толщину для устранения осевого люфта и получения предварительного натяга подшипников (уменьшение толщины прокладки должно равняться сумме замеренного индикатором осевого люфта и величины натяга подшипников равного 0,03-0,05мм);
- прошлифовать регулировочную прокладку до требуемой величины и собрать ведущую шестерню без закрепления крышки с манжетами.


Рис.12. Колесная передача ведущего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329


Рис.13. Редуктор среднего моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

1,12 - сателлиты; 2,50 - шайбы опорные; 3,17 - прокладка регулировочная; 4,23 - шестерня ведущая; 5,7, 13, 18, 29, 31, 39, 51 - подшипник; 6 - втулка распорная; 8, 24, 25, 30, 38 - шайбы регулировочные; 9 - шестерня ведомая; 10 - картер шестерен; 11, 15, 34, 44, 52 - гайка; 14, 42 - манжета; 16, 43 - фланец; 19, 45 - крышка; 20 - муфта блокировки межосевого дифференциала; 21 - кольцо; 22 - кольцо стопорное; 26, 48 - крестовины дифференциала; 27 - межосевой дифференциал; 28 - вал привода мостов; 32 - цилиндр механизма блокировки; 33 - винт; 35 - вал привода заднего моста; 36, 54 - полуоси; 37 - муфта блокировки межколесного дифференциала; 40 - стакан подшипников; 41 - болт; 46 - шестерня ведомая; 47 - межколесный дифференциал; 49 - шестерня полуоси; 53 - стопор гайки; 58 - кольцо.


Регулировка зацепления конических шестерен центрального редуктора ведущих мостов Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329

При затяжке гайки фланца следует поворачивать стакан подшипников для правильного размещения роликов в своих обоймах;
- проверить натяг подшипников по величине момента проворачивания стакана подшипников, который должен быть равен 1 - 3 Нм (0,1 - 0,3 кг/см).
При нормальном предварительном натяге в подшипниках снять фланец 14 (рис.11), установить на место крышку с манжетами 17, 18 и окончательно собрать узел.
Регулировку натяга подшипников дифференциала производить при снятой ведущей шестерне с помощью гаек 25 (рисунок 11) и 52 (рисунок 13).
Гайки заворачивать на одинаковую глубину до получения нужного предварительного натяга, не нарушая положения ведомой шестерни.
Преднатяг подшипников определяется величиной момента необходимого для проворачивания дифференциала, который должен быть в пределах 2-5 Нм (0,2 -0,5 кг/см) при снятой ведущей шестерне. Этот момент определяется специальным динамометрическим ключом или измерением усилия, приложенного на радиусе чашек дифференциала и равного 23 - 57 H (240 - 586кгс).
Порядок проверки и регулировки зацепления конических шестерен редуктора моста Маз-5516, 5340, Маз-6430, 64229, Маз-5440, 54323, 54329 следующий:
- перед установкой стакана подшипников с ведущей шестерней в картер редуктора протереть зубья обеих конических шестерен и на боковые поверхности трех - четырех зубьев нанести тонкий слой краски;
- руководствуясь таблицей, отрегулировать зацепление конических шестерен. Перемещение ведущей шестерни обеспечивается изменением количества регулировочных прокладок под фланцем стакана подшипников ведущей шестерни.
Для перемещения ведомой шестерни следует пользоваться гайками 25 (рис.11) или 52 (рис.13), чтобы не нарушить регулировку натяга в подшипниках дифференциала, заворачивать (отворачивать) указанные гайки на один и тот же угол.

Шум в мосту, больше похожий на вой, – первый признак неисправности редуктора. В современных автомобилях МАЗ редуктор среднего моста установлен вертикально. Он конструктивно похож на редуктор заднего моста. Запасные части на средний и задний узлы заменяемые, регулируются они по одинаковому принципу.

редуктор моста маз

Конструкция

Стоит отметить, что редуктор МАЗ 5440 состоит:

  • из главной пары (ведущая и ведомая шестерни);
  • оси сталлетитов;
  • сателлитов;
  • корпуса дифференциала;
  • подшипников;
  • регулировочной шайбы;
  • картера.

У каждого из перечисленных механизмов есть определенный эксплуатационный ресурс. Иногда они изнашиваются раньше. О необходимости ремонта или замены редуктора, или комплектующих свидетельствуют разломы, сколы на поверхности, посторонние шумы, как говорилось выше.

Точную причину неисправности можно установить только после того, как редуктор снят и осмотрен. Без этого можно лишь предполагать, чем вызвана поломка.

Распространенные неисправности

Износ подшипников – одна из самых распространенных причин. Происходит это из-за недостаточного уровня масла в картере редуктора, некачественного подшипника или его значительной изношенности. Поломка устраняется заменой подшипника.

Если подшипник рассыпается во время движения транспортного средства, то его ролики могут разбить внутренности редуктора. Ситуация опасна тем, что может заклинить сам редуктор. В таком случае объем ремонта существенно увеличивается. Выполнять его нужно на специализированных СТО.

Уязвимым местом редуктора являются и шестерни сателлита. Они рассыпаются, если автомобиль регулярно эксплуатируется под нагрузкой, значительно превышающей разрешенную. Шестерни тоже нуждаются в замене.

Во избежание описанных выше проблем шестерни и подшипники необходимо менять регулярно, в сроки, установленные производителем в регламенте. Экономить на качестве комплектующих тоже не следует, так как ремонт из-за их преждевременного выхода из строя обойдется в разы дороже.

Диагностика

Редуктор разбирается поэтапно, после чего все узлы и детали тщательно промываются. Затем необходимо осмотреть поверхности на предмет стружки, трещин, металлических осколков, следов трения, заусениц на зубьях шестерен.

При сильных следах износа на ведомой или ведущей шестернях менять нужно всю главную пару. Если детали в нормальном состоянии, то в замене они не нуждаются.

Читайте также: