Ремонт крышки трамблера своими руками

Обновлено: 07.07.2024

Как известно, одним из основных узлов в любом транспортном средстве является система зажигания (СЗ), которая, в свою очередь, состоит из множества элементов, выполняющих разные функции. Если хотя бы один из компонентов СЗ выходит из строя, это отрицательно отразится на функциональности двигателя в целом. Как проверяется катушка зажигания Гольф 3 и другие элементы системы, какие неисправности характерны для СЗ — узнайте из этого материала.

Назначение трамблера

Трамблер – это уникальный механизм, призванный определять момент, когда в системе зажигания начинают формироваться высоковольтные импульсы. Используется данное устройство для того, чтобы распределить электрическое зажигание по цилиндрам двух типов бензиновых двигателей внутреннего сгорания – инжекторном и карбюраторном.

Трамблер по своей природе отличается от остальных узлов тем, что в своей структуре имеет довольно большое количество деталей, которые быстро изнашиваются. Но состояние данного механизма имеет прямое влияние на экономичность двигателя, а также его пусковые характеристики. Кроме того то, насколько эффективно работает трамблер, влияет также на общую динамику авто и на токсичность выхлопа.

Что касается функций данного механизма, то выделяют две основных:

  1. Прерывание первичной цепи зажигания – таким образом трамблер обеспечивает в первичной обмотке катушки колебания тока, вследствие чего в первичной части возникает напряжение высокого уровня.
  2. Распределение между свечами цилиндров энергию в необходимом количестве и последовательности.

Описываемый механизм незаменим также и тем, что в своей структуре имеет ряд механизмов, задача которых заключается в изменении угла опережения зажигания, которая зависит от режима работы мотора.

Следует отметить, что некоторые автомобили, а именно имеющие калильный, дизельный и компрессионный двигатели, не нуждаются в трамблере по той простой причине, что они располагают другим принципом воспламенения топливно-воздушной смеси.

Что такое датчик Холла и как он работает

Датчик Холла (он же датчик положения распредвала) является одним из главных элементов трамблера (прерывателя-распределителя). Он находится рядом с валом трамблера, на котором крепится магнитопроводящая пластина, похожая на корону. В пластине столько же прорезей, сколько цилиндров в двигателе. Также внутри датчика находится постоянный магнит.

Принцип работы датчика Холла следующий: когда вал вращается, металлические лопасти поочередно проходят через прорезь в датчике. В результате этого вырабатывается импульсное напряжение, которое через коммутатор попадает в катушку зажигания и, преобразуясь в высокое напряжение, подается на свечи зажигания.

Датчик Холла имеет три клеммы:

  • одна соединяется с “массой”,
  • ко второй подходит плюс с напряжением около 6 В,
  • с третьей клеммы уходит преобразованный импульсный сигнал на коммутатор.

Проверка питания модуля

Прежде чем тестировать работоспособность катушек, стоит убедиться, что возможная поломка не вызвана прекратившимся питанием устройства. Для начала нужно попробовать примитивно восстановить контакт, пошевелив несколько раз или разъединив/соединив входящий в разъем блок проводов. Если такая манипуляция не привела к улучшению работы двигателя, для определения качества приходящих импульсов применяется тестер (мультиметр).

Блок проводов вынимается из разъёма. На блоке каждой клемме (А, В, С, D) соответствует гнездо. Тестирование при работающем двигателе производится так.

  1. Первый контакт тестера в гнездо D, второй на массу. Положение переключателя мультиметра, — 20 вольт. Если питание есть, тестер показывает 12 вольт.
  2. Первый контакт в гнездо С, второй масса. Переключатель на омметре (20 Ом). В норме показывает меньше 1 Ом, то есть масса в норме.
  3. Первый контакт в гнездо В, второй масса. Переключатель на 20 вольт. Норма не меньше 0,3 вольт. Если это так, значит, приходит нормальный импульс с датчика Холла на позицию В.
  4. Контакт А проверяется аналогично предыдущему.

Если такая проверка показала норму, нужно тестировать модуль. Если нет, искать причину в электрической цепи до катушки.

Диагностика системы

Как произвести диагностику и замену высоковольтников, крышки, а также бегунка распределительного узла:

  1. Для начала все провода следует очистить, для этого их нужно обработать влажной тряпкой. Необходимо внимательно осмотреть каждый кабель, если имеются повреждения, то провод подлежит замене.
  2. Пред отсоединением кабелей съемником следует проверить и запомнить их расположение. При отсоединении кабелей следует внимательно осмотреть прорезиненные соединительные проводки, это важно.
  3. В том случае, если вы заметите следы коррозии на контактных гнездах крышки трамблера, а также катушки, эти составляющие части нужно зачистить. Для предотвращения образования коррозии можно кончики кабелей обработать вазелином (но смазкой).
  4. Также нужно демонтировать крышку трамблера вместе с бегунком — внимательно осмотрите бегунок и внутреннюю поверхность самой крышки. При наличии следов подгорания или коррозии либо износа, производится замена либо крышки, либо ротора. Также следует внимательно продиагностировать распределительный узел на предмет искрения либо растрескивания.
  5. При дальнейшей установке высоковольтников следует удостовериться в том, что эти элементы установлены верно, поскольку это отразится на работе цилиндров. Проследите за тем, чтобы все соединения были надежные и безопасные (автор видео — Теория ДВС).

Также в гаражных условиях можно продиагностировать и конденсатор, для этого выполните следующие действия:

  1. Для начала нужно демонтировать крышку распределительного устройства, бегунок, а также пыльник, затем мотор нужно провернуть до того момента, пока не произойдет замыкание контактов. После этого зажигание следует отключить, а сами контакты — отделить. Если данный шаг сопровождается искрением, то это говорит о неисправности конденсаторного элемента.
  2. Затем нужно произвести диагностику короткого замыкания, для этого следует демонтировать конденсатор и подключить к нему контрольную лампочку. Второй провод от контрольки подключается к массе. В том случае, если лампочка стала гореть, это говорит о неисправности диагностируемого элемента.
  3. Если у вас есть новый конденсатор, то попробуйте установить его вместо старого. Это самый проверенный и эффективный метод диагностики. Для демонтажа устройства необходимо выкрутить болт крепления, после чего отключить провода. Процедура монтажа осуществляется в обратной последовательности.

Приходилось ли вам менять или ремонтировать катушку зажигания?

  • Да, ремонтировал
  • Да, менял
  • Не сталкивался

Видео “Замена крышки трамблера“

Посмотрев запись вы узнаете как самостоятельно можно заменить крышку трамблера в домашних условиях.

Замена датчика Холла

Заменить датчик Холла не составит особых затруднений. С этой работой под силу справится своими руками даже начинающему автолюбителю.

Замена датчика Холла

Чуть ниже на видео достаточно подробно показан процесс замены датчика в трамблере автомобиля УАЗ.

Обычно замена датчика Холла состоит из нескольких этапов:

  • Прежде всего, трамблер снимается с машины.
  • Далее снимается крышка трамблера и совмещается метка механизма газораспределения с меткой коленвала.
  • Запомнив положение трамблера, нужно открутить крепежные элементы гаечным ключом.
  • При наличии фиксаторов и стопоров, их также следует извлечь.
  • Вал вытаскивают из трамблера.
  • Осталось отсоединить клеммы датчика Холла и открутить его.
  • Оттянув регулятор, неисправная деталь осторожно вынимается через образованную щель.
  • Новый датчик Холла устанавливается в обратной последовательности.

Проверка работоспособности датчика Холла позволяет не только точно определить причину отказа двигателя. Благодаря простым приемам автомобилист сэкономит свое время на ремонт, а также исключит ненужную трату денег.

Когда есть вариант отремонтировать

Если в ходе тестирования обе вторичные обмотки покажут целостность и исправность, причиной неработоспособности катушек может оказаться отрыв пайки проводов коммутатора. Такие повреждения обнаруживаются при снятии задней крышки модуля. При наличии паяльника и умения им пользоваться можно восстановить целостность повреждённых контактов, заодно укрепив остальные. Это, к сожалению, единственная поломка модуля зажигания, которая устраняется.

Тестирование модуля зажигания может осуществляться с помощью простейших приборов своими руками. Ориентируясь на наши советы, вы сможете полноценно проверить как сам модуль, так и прочие элементы механизма, в которых может быть причина поломки. Желаем успеха в этом деле!

Ремонт распределителя зажигания ваз

Корректная работа трамблера (он же распределитель зажигания) влияет на стабильную работу двигателя, так как распределитель зажигания выполняет контроль подачи искры на свечи, как во время движения, так и в режиме работы на холостых оборотах. Особенно это важно для динамики, при наборе двигателем оборотов.
Основные функции распределителя — это установка (корректировка) момента образования искры, в соответствии с определенными факторами (изменение числа оборотов, нагрузки на двигатель и прочих), а также правильное распределение искры по цилиндрам. Если мотор автомобиля ваз 2109 дергается, автомобиль плохо заводится либо не заводится вообще, возможно требуется ремонт трамблера ваз 2109.
Процесс ремонта не трудный, от вас не требуются знаний автоэлектрика, выявить и устранить неисправность вам поможет наша инструкция.

Устройство и назначение

Рассмотрим сначала общее устройство, назначение и разновидности трамблеров:

  • Трамблер является частью системы зажигания, и предназначен для регулировки, контроля и передачи электрического сигнала к коммутатору катушки зажигания, распределения искры по свечам зажигания в нужной последовательности (в соответствии с тактом зажигания)
  • Системы зажигания встречаются двух типов — бесконтактная и контактная (разумеется, есть и другие, только они слабо распространены), распределители соответственно применяются тоже двух типов
  • Отличаются друг от друга они только конструкцией: наличием контактов (в контактной системе есть прерыватель-распределитель), либо датчиков (в бесконтактной системе датчик-распределитель зажигания)
  • По основным характеристикам обе системы практически идентичны

Основные детали контактного трамблера ваз 2109

Основные детали контактного трамблера ваз 2109

Признаки неисправности

Основные признаки, указывающие на неисправность распределителя зажигания:

  • Автомобиль дергается во время движения
  • Не заводится двигатель
  • Стучат поршневые пальцы, когда набираете скорость
  • Машина набирает скорость медленно
  • Расход топлива становится больше, чем обычно

Самые распространенные неисправности:

  • Прогоревший бегунок
  • Подгоревшие контакты в крышке
  • Вышел из строя датчик Холла
  • Разболтался подшипник датчика Холла, либо его заклинило
  • Появились трещины в крышке
  • Плохой контакт штекера датчика Холла

Необходима замена неисправных деталей во всех перечисленных случаях, кроме самого последнего.

Попадание масла в распределитель

Рассмотрим такую неисправность, как попадание масла в трамблер на примере реального случая:

  • Владелец ваз 2109 стал разбирать распределитель зажигания
  • Сняв крышку, он обнаружил, что уголек стерся и бегунок проржавел
  • Продолжая разборку, он снял экран и обнаружил, что под ним все покрыто маслом
  • Тут он проконсультировался со специалистом, и выяснилось следующее: масло проникло в трамблер сквозь сальник хвостовика
  • Произошло это из-за того, что забилось маленькое отверстие в основании карбюратора
  • Оно относится к системе вентиляции картера двигателя
  • В этом случае при холостых оборотах возникло избыточное давление в картере
  • Этим давлением и выдавило масло через сальник в трамблер
  • Необходимо прочистить отверстие и все в порядке, однако своими руками это сделать проблематично, лучше обратиться на СТО
  • Второй причиной попадания масла в трамблер является изношенный сальник
  • Тут необходима замена сальника

Снятие и установка

Чтобы без труда отремонтировать трамблер, необходимо уметь его снять, а так же затем (после ремонта) установить на место:

  • Снимаем минусовой провод с клеммы аккумуляторной батареи
  • Отсоединяем от трамблера высоковольтные провода, а так же вакуумный шланг идущий от вакуум корректора
  • Находим, держатель троса, идущего к приводу дроссельных заслонок и вынимаем трос из него
  • Снимаем кронштейн, держащий провода, со шпильками и проводами
  • Откручиваем гайку для этого (под гайкой есть шайба, не потеряйте ее)
  • Ставим метки на корпус трамблера и привод вспомогательных устройств. Если этого не сделать, то устанавливая трамблер на место вы уже не сможете сохранить стартовый момент зажигания, придется регулировать его
  • На распределителе зажигания находится разъем, к которому подсоединяется жгут проводов. Отжимаем фиксатор при помощи отвертки, вытаскиваем провода
  • В корпусе картера сцепления расположена резиновая заглушка, вытаскиваем ее
  • Крутим коленчатый вал, пока поршень в первом цилиндре не окажется в верхней мертвой точке
  • Риска маховика в отверстии совпадет со средним делением на шкале корпуса
  • Откручиваем гайки, крепящие трамблер и снимаем его
  • Установку выполняйте в обратной последовательности
  • Когда устанавливаете распределитель зажигания обратно, проследите, чтобы валик его был повернут таким образом, что наружный контакт бегунка находился напротив клеммы, соответствующей первому цилиндру
  • Клемма располагается на крышке
  • Не забудьте так же совместить метки и проверить момент зажигания

Разбираем трамблер

Прежде чем начать разборку распределителя, вам необходимо запомнить, каждый провод на его крышке установлен в последовательности работы цилиндров (из них обозначен лишь первый, другие вам необходимо установить против вращения часовой стрелки, взгляд при этом должен быть со стороны пластикового бачка с антифризом). При необходимости заменить крышку или бегунок — демонтаж распределителя зажигания не требуется.
Ремонт ваз 2109 своими руками трамблера выполняем в такой последовательности:

  • Отсоедините высоковольтные провода и снимите распределитель с автомобиля
  • Открутив винты крепления, снимите крышку распределителя, снимите бегунок, просто тяните его вверх

Снимаем бегунок

  • Если на нем заметны следы гари, ржавчины на внешнем контакте, либо заметен явный износ, бегунок необходимо заменить
  • В нормальном состоянии бегунок в идеале плотно прилегает к валику трамблера
  • Пластинчатая пружина (2 на фото внизу) обеспечивает хороший контакт
  • Если пружина ослабла, сломалась либо деформировалась — меняем бегунок
  • Замерьте сопротивление резистора (он обозначен цифрой 3), оно должно составлять 1 кОм
  • Иначе — установите новый бегунок

Бегунок вид сверху и снизу (1-внешний контакт, 2-пластинчатая пружина, 2-резистор 1 кОм)

Бегунок вид сверху и снизу (1-внешний контакт, 2-пластинчатая пружина, 2-резистор 1 кОм)

  • Далее снимите пылезащитный экран
  • Достаньте клемму низкого напряжения, открутив для этого винт ее крепления
  • При помощи отвертки, разожмите лапки держателя, выньте из него провод
  • Открутите два винта, крепящих опорную пластинку датчика Холла, снимаем ее

Открутив два винта, снимаем опорную пластинку датчика Холла

Открутив два винта, снимаем опорную пластинку датчика Холла

  • Затем вытащите стопорное кольцо из штифта пластины. Может потребоваться приложить значительные усилия, не беспокойтесь, не сломаете
  • Теперь открутите два винтика крепления вакуум-корректора
  • Отверткой выдерните тягу вакуумного корректора со штифта опорной пластинки
  • Уже можете снять корректор с трамблера полностью

Откручиваем и снимаем вакуум-корректор

Откручиваем и снимаем вакуум-корректор

  • Теперь выдерните опорную пластинку (при помощи отвертки)
  • Внимательно осмотрите втулку пластинки. Если на ней имеются разрывы, задиры, либо заметен износ втулки — вам придется заменить всю пластинку

При помощи отвертки выдергиваем опорную пластинку, проверяем состояние ее втулки

При помощи отвертки выдергиваем опорную пластинку, проверяем состояние ее втулки

  • Продолжаем разбирать распределитель зажигания. Снимите стопорное кольцо и упорную шайбу идущую сразу за ним с валика трамблера

Снимаем стопорное колечко

Снимаем стопорное колечко

  • Штифт, крепящий муфту, прижат пружинным кольцом. Снимите его
  • Когда уплотнительное кольцо потеряло эластичность, порвалось либо слишком истерлось — обязательно меняем его
  • Чтобы выбить штифт из муфты возьмите бородок либо гвоздь на худой конец. Не бойтесь сильно ударить

Выбиваем штифт из муфты

Выбиваем штифт из муфты

Вынимаем валик в сборе с центробежным регулятором

Вынимаем валик в сборе с центробежным регулятором

  • По обе стороны корпуса распределителя зажигания находятся втулки, внутри которых крутится валик
  • Осмотрите внимательно, если обнаружили износ, задиры, либо люфт — поменяйте корпус трамблера (вместе со втулками)
  • Снимите ведомую пластинку с центробежного регулятора

Стаскиваем ведомую пластинку с центробежного регулятора

Стаскиваем ведомую пластинку с центробежного регулятора

Регулировка зажигания

Если при снятии распределителя вы не оставили меток, позабыли как он располагался изначально, провернули вал, и поршень ушел из положения верхней мертвой точки, тогда цена вопроса для вас – затраты времени на регулировку зажигания.
Прежде, чем приступить к регулировке, необходимо соблюсти следующие условия:

Для того, чтобы самостоятельно произвести замену крышки на трамблере, произведите следующее:

1. Для замены крышки трамблера — необходимо снять наконечники высоковольтных проводов со свечей зажигания.

2. Аккуратно отсоедините пружинный фиксатор с левой стороны крышки трамблера. Затем ту же операцию проведите с правым фиксатором.

3. Аккуратно отсоедините крышку корпуса от трамблера и вместе с проводами высокого напряжения извлеките крышку трамблера из под капотного пространства.

4. Отсоедините провода от крышки трамблера.

Внимательно осмотрите трамблер, при необходимости чистой ветошью, смоченной в спирте, прочистите внутреннюю поверхность трамблера и ротор. Для того чтобы установить крышку трамблера, необходимо произвести все вышеописанные действия в обратном порядке.

Для чего может понадобиться замена крышки трамблера?

Замена крышки трамблера может понадобиться из за механической поломки, появления трещины, очень сильно загрязнения или выхода из строя контактной группы крышки трамблера.

Датчик — распределитель бесконтактной системы зажигания (трамблер) — это один из важных элементов системы зажигания. Его работа проверяется на специальном стенде для проверки электрических приборов. Во время работы он не должен производить шума при включении различной частоты вращения. Убедитесь в отсутствии механических повреждений на крышке распределителя зажигания. Новую крышку трамблера установите в обратной последовательности согласно инструкциям.

Функция крышки трамблера

Крышка трамблера обеспечивает передачу высоковольтного напряжения из трамблера на свечи и катушку зажигания, это пластмассовая (прессованная или литая) деталь трамблера.

Необходимость в замене крышки трамблера (распределительного зажигания) возникает, когда система зажигания вашего автомобиля дает сбой, причиной которого является повреждение крышки трамблера.


Трамблер — распределитель зажигания, механизм, предназначенный для создания высоковольтных импульсов в системе зажигания с целью распределения зажигания по цилиндрам. Другими словами задача трамблера – в выбранной последовательности подавать искру на свечи зажигания разных цилиндров синхронно с работой распредвала.

Применяются данные устройства в бензиновых карбюраторных двигателях. Дизельные моторы лишены системы зажигания, а в инжекторных системах прерыватель не применяется.

Конструкция трамблера

Схема трамблера предполагает наличие таких элементов, как:

  • прерыватель тока с низким напряжением;
  • распределитель тока с высоким напряжением;
  • центробежный регулятор опережения зажигания;
  • вакуумный регулятор опережения зажигания.

Схема трамблера построена для того, чтобы в определенный момент прерыватель размыкал первичную цепь зажигания, в результате чего создается ток высокого напряжения во вторичной обмотке катушки зажигания. Через распределитель, этот ток передается на свечи в определенных цилиндрах. Регуляторы автоматически корректируют момент опережения зажигания, который зависит от текущего режима работы мотора.


Прерыватель трамблера является электромеханической деталью и состоит из следующих частей:

  • вал;
  • подвижная контактная пластина;
  • подвижная контактная пластина;
  • конденсатор;
  • корпус.

Вал прерывателя состоит из двух основных частей. На одной из них в зависимости от типа прерывателя устанавливаются кулачки, по числу равные количеству цилиндров в двигателе. Такое устройство трамблера не является слишком надежным, поскольку большое количество контактов, а также наличие подвижных частей приводят к регулярным проблемам с данным узлом.

Устройство трамблера, а также его применение в целом, являются устаревшими с точки зрения современного электрооборудования, однако в нашей стране карбюраторных двигателей все еще очень много, поэтому проблема работоспособности данного узла на данный момент актуальна.

Что касается того, где находится трамблер в автомобиле, то чаще всего его можно найти под капотом рядом с двигателем, возле ГБЦ или на ней. Хотя точная локализация узла зависит исключительно от модели машины.

Неисправности трамблеров

О том, что имеют место неисправности трамблера, свидетельствуют следующие признаки:


Когда искра на центральном проводе есть, но отсутствует на свечных проводах, это говорит о пробое бегунка.

В большинстве случаев причинами поломки трамблера становятся:


Пробой крыши и катушки зажигания происходит по причине больших зазоров в контактах крышки трамблера и бегунка, свечей и плохих подсвечников.

В каждом из данных случаев требуется замена. Но при этом практически для любого автомобиля можно менять не весь трамблер, а только вышедшую из строя его часть, что является преимуществом, поскольку существенно удешевляет ремонт.

Самой элементарной проверкой трамблера это визуальная оценка состояния бегунка, контактов и крышки.


В бесконтактном трамблере, основной неисправностью является выход из строя датчика холла или индуктивного датчика.

Для проверки системы зажигания и трамблера в том числе, наблюдают за искрой на выкрученной свече, запустив двигатель. В гаражных условиях также можно проверить, используя измерительные приборы или индикаторы.

Трамблер – это всегда разборный узел, который можно отключить, вынуть из автомобиля, разобрать на составляющие, обнаружить проблему и устранить ее методом замены поврежденной детали.

Подпишись на наш канал в Я ндекс.Дзене

Еще больше полезных советов в удобном формате

Неисправность трамблёра приводит к сбою в работе системы зажигания.

Характерными признаками, когда есть неисправность трамблёра, являются неустойчивая работа двигателя на холостом ходу, рывки при движении, на автомобилях оборудованных тахометром (кроме ГАЗ-3110) вибрация его стрелки.

Неисправность контактного трамблёра.

Неисправность трамблёра при контактном зажигании обусловлено изменением зазора в контактах или загрязнение их. На работу контактного трамблёра, в отличие от бесконтактного, очень большое влияние оказывает состояние контактов, которое надо проверять через 10000 км. К неисправностям трамблёра относится износ кулачков вала и упора контактов скользящего по ним, износ втулок в которых вращается вал, разрушение подшипника подвижной контактной пластины, ослабление контактной пружины, заедание контактов на оси, подгорание, эрозия или загрязнение контактов.

Все эти неисправности приводят к изменению зазора или нарушение контакта между контактами. Как следствие потеря мощности двигателя, прекращение работы двигателя на холостом ходу, снижение приёмистости, возможны рывки при резком нажатии на педаль газа.

При большом износе или разрушении подшипника подвижной контактной пластины, критическом износе втулок, обрыве минусового шунта, нарушение контакта рычага контактной пары и самого контакта приводит к возникновению хлопков во впускном коллекторе и глушителе. Так же это возможно при сгорании резистора от радиопомех, находящийся в бегунке распределителя.

Когда двигатель не заводится это может быть связано с отсутствием контакта или зазора в контактной паре, так же пробой бегунка. Отсутствие, загрязнение или выгорание контактов определяется визуально, если отсутствует искровой разряд на высоковольтном проводе идущем от катушки зажигания. При наличии искры на центральном проводе и отсутствии на свечных проводах, свидетельствует о пробое бегунка. Так же к неисправностям относится неисправность центробежного и вакуумного регуляторов. При слабой искре на центральном проводе и большом искрении между контактах скорей всего неисправен конденсатор. Не следует устанавливать дополнительные конденсаторы и конденсаторы большей ёмкости. Ёмкость конденсатора должна быть в пределах 0,15 — 0,35 мкФ.

Неисправность бесконтактного трамблёра.

При работе бесконтактных трамблёров основной неисправностью является неисправность датчика холла или индуктивного датчика. Незначительный износ и люфт во втулках и подшипнике подвижной контактной пластине на работу трамблёра не влияют, пока ротор датчика не будет касаться статора.

Такие неисправности как пробой бегунка, сгорание его сопротивления. Пробить может так же крышку трамблёра между цилиндрами. Эта неисправность характерна для бесконтактных трамблёров, так как вторичное напряжение в этих системах в два раза выше чем в контактной.


Определение неисправностей в системе зажигания

Неисправности системы зажигания приводят к тому, что либо двигатель не запускается, либо работает с перебоями на холостом ходу или на всех режимах, либо не развивает полной мощности.

По вине системы зажигания двигатель может не запускаться по следующим причинам:

обрыв или короткое замыкание в цепи низкого напряжения;

неисправность свечей, распределителя, катушки или коммутатора зажигания;

неправильное подсоединение проводов к свечам;

загрязнение или обрыв высоковольтных проводов;

неправильная установка момента зажигания;

повреждение бегунка и крышки распределителя.

Неустойчивая работа двигателя на холостом ходу может быть вызвана увеличенным зазором между электродами свечей или неправильной установкой момента зажигания. Причинами, из-за которых двигатель неустойчиво работает на всех режимах, могут быть повреждение или ненадежное соединение высоковольтных проводов, замасливание или неисправность свечей, неисправность коммутатора, бегунка или крышки распределителя.

Причиной, из-за которой двигатель работает неустойчиво на высоких оборотах, может быть неисправность распределителя зажигания.

Двигатель не развивает полной мощности из-за неисправности коммутатора или распределителя зажигания либо неправильной установки момента зажигания.

При работе коммутатора зажигания выделяется большое количество тепла.

Чтобы не вывести из строя электронные приборы системы зажигания, а также во избежание возможных травм, выполняйте следующие правила:

1. Не касайтесь руками высоковольтных проводов и узлов системы (катушки, коммутатора и т.д.) при работающем двигателе, так как бесконтактная система зажигания имеет более высокое напряжение по сравнению с контактной системой.

2. Не проверяйте работоспособность системы “на искру”, держа наконечник свечи или высоковольтный провод в руках. Для проверки используйте специальный разрядник.

3. Запрещается прокладывать в одном жгуте провода низкого и высокого напряжения системы зажигания.

4. Не отсоединяйте провода от клемм аккумуляторной батареи при включенном зажигании: это выведет из строя электронные узлы системы зажигания.

5. Запрещается отсоединять колодку с проводами от коммутатора при включенном зажигании: коммутатор выйдет из строя.

6. Не допускайте ослабления затяжки винтов крепления коммутатора: через эти винты он соединяется с “массой”.

Во время проверки не касайтесь проводов и приборов системы зажигания при работающем двигателе.

Отсоединяйте и подсоединяйте провода системы зажигания только при выключенном зажигании.

Для проверки на “искру” нужно пользоваться специальным разрядником с зазором между электродами 5–7 мм. При зазоре более 10 мм электронные приборы системы зажигания могут выйти из строя. В качестве разрядника можно использовать старые работоспособные свечи. Зазор между электродами свечей должен быть 0,7–0,8 мм.

Неисправности в системе зажигания ведут к неустойчивой работе двигателя, возможны также проблемы с пуском.

Прежде чем начинать поиск неисправностей в системе зажигания, убедитесь в работоспособности топливной системы. Если бензин не поступает в карбюратор, двигатель не запустится. Для проверки снимите шланг с карбюратора, идущий от топливного насоса, и подкачайте топливо рычагом ручной подкачки, при этом из шланга должно выплескиваться топливо. Двигатель может работать с перебоями из-за высокого уровня топлива в поплавковой камере карбюратора, неисправного вакуумного усилителя тормозов или негерметичного соединения вакуумного шланга усилителя с впускной трубой двигателя либо с обратным клапаном усилителя.

3.10.1. Причины неустойчивой работы двигателя:

1. Грязные или поврежденные высоковольтные провода. Это особенно проявляется в сырую дождливую погоду.

2. Высоковольтные провода не до конца вставлены в гнезда крышки распределителя зажигания или катушки зажигания, а также в наконечники свечей.

3. Неисправны свечи зажигания либо не отрегулированы зазоры между электродами свечей.

4. Неправильно отрегулирован угол опережения зажигания.

5. Неисправность бегунка или его резистора.

6. Повреждения крышки распределителя зажигания (особенно проявляется в сырую и дождливую погоду).

7. Неисправность коммутатора зажигания.

8. Неисправность катушки зажигания.

Периодически очищайте от пыли и грязи высоковольтные провода, наконечники свечей, катушку зажигания, крышку распределителя и коммутатор с основанием.

3.10.2. Двигатель не запускается

1. Проверьте, подается ли напряжение на свечи зажигания. Для этого выньте высоковольтный провод из центрального гнезда крышки распределителя и подсоедините его к разряднику. Включите на несколько секунд стартер, при этом между электродами разрядника должна периодически проскакивать искра. Если искры нет, то напряжение на свечи не подается. Если искра есть, таким же образом проверьте работу свечей, поочередно снимая с них наконечники с проводами. Если на какой-либо свече нет искры, замените ее провод. Если искра есть на всех проводах, а двигатель не запускается — замените свечи.

2. Если напряжение не подается на свечи (нет искры на всех четырех свечах), замените бегунок распределителя. Иногда выходит из строя резистор бегунка. Проверить его работоспособность можно с помощью омметра: сопротивление резистора должно составлять 0,9–1,1 кОм. Если сопротивление отличается от указанного, замените бегунок. Если после замены бегунка напряжение на свечи не подается, замените крышку распределителя зажигания. Если после этого двигатель не запускается, замените последовательно катушку зажигания, коммутатор и распределитель зажигания.

3.10.3. Двигатель работает неустойчиво

1. Очистите высоковольтные провода и проверьте их состояние. Повреждение изоляции высоковольтных проводов и крышки распределителя зажигания можно определить в тем- ноте. Для этого запустите двигатель и осмотрите моторный отсек. В поврежденном месте будет видно характерное свечение.

2. Чтобы определить, какая из свечей неисправна, отсоедините от нее провод при выключенном двигателе, после чего запустите двигатель. Если перебои в работе двигателя увеличились, значит свеча исправна. После этого остановите двигатель и подсоедините провод к свече. Снимите провод с другой свечи и снова запустите двигатель. Если характер вибраций не изменился, данная свеча неисправна и ее надо заменить. Если двигатель продолжает работать с перебоями, замените провод свечи.

3. Если все свечи и провода исправны, а двигатель продолжает работать неустойчиво, замените бегунок и крышку распределителя зажигания.

4. Если после замены крышки и бегунка перебои в работе двигателя продолжаются, замените коммутатор зажигания.

5. Если после этого характер работы двигателя не изменился, проверьте установку угла опережения зажигания или обратитесь на автосервис.


Для многих автовладельцев вопрос надежного и быстрого запуска мотора является одним из приоритетных. И немаловажную роль в этом играет прерыватель-распределитель зажигания или трамблер. Невозможность нормальной работы мотора во многом обусловлена проблемами с прерывателем. В каких случаях производится ремонт и диагностика трамблера и как его отремонтировать своими руками — читайте в этой статье.

Назначение механизма

Перед тем, как мы расскажем, как должен проверяться неисправный трамблер на предмет выявления поломок, разберем назначение устройства. Прерыватель представляет собой узел, предназначенный для выявления момента формирования в системе высоковольтных сигналов. Установка трамблера производится как на карбюраторы, так и на инжекторы и применяется этот механизм для распределения электрического зажигания по цилиндрам мотора. Именно поэтому многих автовладельцев интересует вопрос, как выставить зажигание и отрегулировать трамблер, куда крутить его — это необходимо для нормальной работы силового агрегата.

По своей конструкции этот механизм отличается от других наличием различных элементов в структуре, которые имеют свойство со временем изнашиваться. При выявлении первых признаков неисправностей в работе трамблера устройство нужно снимать и ремонтировать, так как его состояние во многом определяет работу силового агрегата и его характеристики.

Кроме того, как выставить зажигание, трамблер выполняет такие функции:

  • осуществляет прерывание первичной цепи зажигания, что обеспечивает появление высоковольтного импульса;
  • распределяет искру по свечам цилиндров в определенной последовательности.


Конструкция прерывательного устройства

Признаки неисправности

Разумеется, ремонт трамблера производится только после его диагностики.

Ниже перечислены основные симптомы неисправности трамблера, при которых нужно разобрать и осуществить проверку механизма:

Разумеется, эти симптомы могут свидетельствовать и о других неисправностях. Поэтому перед тем, как ремонтировать разобранный узел, нужно знать, как выставить, как отрегулировать и как проверить трамблер.

Для проверки его необходимо разбирать и обратить внимание на состояние следующих составляющих:

  • бегунок;
  • окисленные либо подгоревшие контакты крышки трамблера;
  • поломка датчика Холла (мог выйти из строя или заклинить его подшипниковый элемент);
  • конденсатор трамблера;
  • наличие трещин на корпусе устройства;
  • сальник;
  • ремонт распределителя зажигания должен также осуществляться в случае попадания в его конструкцию моторной жидкости.


Трамблер для автомобиля

Ремонт

Перед тем, как проверить крышку или другие элементы конструкции, к ремонтным работам надо подготовиться. Ремонт крышки, замена сальника трамблера и другие задачи по восстановлению работоспособности осуществляются после выставления меток. Как выставить метки — риски наносятся на корпус устройства, его крышку, а также приводы вспомогательных элементов — это позволит сохранить необходимый момент зажигания без регулировки. Также перед тем, как снять узел, отметьте положение проводов, которые идут на свечи, поскольку если вы их перепутаете при дальнейшем монтаже, это может привести к поломке механизма.

Что касается непосредственно ремонта, то он выполняется так:

  1. После демонтажа устройства производится диагностика крышки. Если вы заметили, что она пробита, то ее придется менять на работоспособную.
  2. Далее, надо проверить бегунок трамблера — его необходимо поменять в том случае, если расплавился предохранитель или на элементе появилась ржавчина и гарь.
  3. После этих действий производится демонтаж пылезащитного экрана — сначала извлекается клемма напряжения, после чего выкручиваются два болта, фиксирующие опорную пластину датчика Холла, сама пластина после этих действий тоже снимается. Сделав это, из штифта пластины следует извлечь стопорное кольцо, выкручиваются болты, фиксирующие вакуумный корректор, сам компонент снимается. Затем вытаскивается опорная пластика и диагностируется ее втулка — на ней не должно быть следов повреждений.
  4. Далее, снимается пружинное кольцо, которое фиксирует штифт муфты. Если вы видите, что состояние кольца печальное, его нужно поменять, поскольку в противном случае толку от него не будет. Далее, необходимо из муфты выбить штифт — его замена осуществляется только в том случае, если стерлись шипы.
  5. Многих автовладельцев интересует вопрос — как проверить конденсатор. Этот элемент также может выйти из строя, поэтому перед тем, как проверить конденсатор. понадобится приготовить мультиметр. Диагностика осуществляется тестером.
  6. Из конструкции извлекается центробежное регулирующее устройство с валиком. Замена трамблера осуществляется в том случае, если имеются зазоры, следы износа и прочие повреждения (автор видео — Роман Романов).

Диагностика бегунка трамблера

Замена бегунка осуществляется в том случае, если этот элемент уже не может выполнять свои функции. Для диагностики вам может понадобиться мультиметр.

Как проверить бегунок в домашних условиях, несколько вариантов:

  1. Щупы мультиметра нужно установить в то место, где соединяются сам бегунок с угольком в месте пробоя. Чтобы выявить пробой, необходимо внимательно посмотреть на устройство — искра будет уходить или полностью в сторону, или только частично. Но следует учитывать, что пробой удается определить не всегда.
  2. Еще один вариант диагностики — устройство проверяется с применением центрального типа кабеля. Вам нужно будет только произвести демонтаж самой крышки, после чего поднести высоковольтный кабель с катушки на разносчик, затем попытаться завести двигатель. При прокручивании стартера, если разносчик пробитый, искра начнет проскакивать. Если же проскакивания нет, то искать причину проблемы нужно не здесь.
  3. Если на бегунке имеется трещина, то искра будет уходить в сторону. В том случае, если сопротивление элемента полностью выгорело, но при этом могла произойти попытка восстановления проводника. В свою очередь, это могло привести к электрическому пробою элемента и его полной поломке. В этом случае его необходимо полностью заменить.

После проведения ремонта производится регулировка трамблера. Отрегулированный механизм ставится на место, при установке важно правильно сопоставить метки и подключить высоковольтные кабеля. Процедура регулировки зажигания в целом может отличаться в зависимости от транспортного средства, да и вариантов настройки может быть несколько.

Подробная инструкция, а также дельные рекомендации касательно настройки прерывателя зажигания приведены на видео ниже (автор — канал Andrey Gorinov).


Неисправный распределитель зажигания (трамблер) на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 может стать причиной целого ряда проблем в работе двигателя.

Это: невозможность запуска двигателя или его затрудненный запуск, неустойчивая работа и стремление заглохнуть на холостом ходу, заметное снижение мощности и приемистости (например, при движении на подъем), увеличение расхода топлива и пр.

Перечень наиболее распространенных неисправностей трамблера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099

— ослабло крепление трамблера, из-за чего в ту или иную сторону сбился угол опережения зажигания
Сбитый угол грозит затрудненным запуском, потерей мощности, неустойчивым холостым ходом, топливной прожорливостью. Подтяните крепление трамблера рожковым или накидным ключом на 10 мм — две гайки и один болт.


порядок присоединения проводов к крышке трамблера на ВАЗ 2108, 2109, 21099

— разрушился или стерся контактный уголек в крышке трамблера
Двигатель не запускается или пускается с трудом. Необходимо заменить уголек или крышку целиком.


— вышел из строя помехоподавительный резистор в бегунке
Те же последствия. Заменяем резистор.


— неисправен датчик Холла
В этом случае двигатель не запускается.

— обломаны провода от датчика Холла к соединительной колодке
Следует провести проверку датчика Холла.


— неисправен вакуумный регулятор опережения зажигания
Двигатель не тянет на подъем, снижается его мощность и приемистость, так как вакуумный регулятор делает угол опережения зажигания чуть пораньше на режимах нагрузки. Возможно, не герметичен корпус вакуумного регулятора, либо идущий к нему шланг от карбюратора, заедает его поворотная пластина. Необходимо устранить не герметичность и заедание пластины либо заменой неисправных деталей, либо заменить регулятор опережения зажигания (трамблер) в сборе.

— неисправен центробежный регулятор опережения зажигания
Падает мощность и приемистость двигателя. Может быть: ослабление или поломка пружин грузиков, потеряны демпферные колечки грузиков, заедание грузиков. Необходимо снять трамблер и устранить причины.

Примечания и дополнения

— Помимо всего следует проверить осевой люфт валика трамблера. Он должен составлять не более 0, 35 мм. Его величина регулируется подбором шайб под центробежным регулятором. Для этого будет необходимо снять и разобрать трамблер.

— При наличии сильного замасливания в корпусе трамблера следует заменить его сальник.

На всех карбюраторных автомобилях тольяттинского производства в системе зажигания устанавливается прерыватель-распределитель, электронного блока управления в электрической схеме нет. Хотя электроника достаточно простая и надежная, поломки в ней все же случаются.


Ремонт трамблера на автомобилях ВАЗ необходим, когда изнашивается его детали, но если поломки в устройстве слишком серьезные, ремонтировать распределитель нецелесообразно, его легче заменить.

Трамблер ВАЗ-классика

Прерыватель-распределитель (ПР) на заднеприводных машинах ВАЗ предназначен для прерывания тока в первичной цепи и распределения высокого напряжения по цилиндрам. На машинах ВАЗ 2101-07 существует контактные и бесконтактные трамблеры. Контактный ПР ВАЗ модели 30.3706 состоит из следующих основных частей:


  • корпуса;
  • валика с кулачками;
  • центробежного регулятора с грузиками;
  • контактов;
  • бегунка (ротора);
  • крышки;
  • вакуумного опережения зажигания.

На контактном трамблере устанавливается конденсатор, который улучшает искрообразование, предохраняет контакты от преждевременного выгорания. В бесконтактной системе прерывание происходит за счет датчика Холла, который установлен вместо контактов.

Трамблеры ВАЗ-классика отличаются длиной вала – на двигателях 2101/21011 устанавливается прерыватель-распределитель с коротким валом, на моторах 2103/ 2105/ 2106/ 21213 – с длинным валом.

Неисправности распределителя

Трамблер на автомобилях ВАЗ может выходить из строя:

  • из-за механических повреждений;
  • по причине износа деталей;
  • из-за попадания в устройство влаги.

Основные поломки в прерывателе-распределителе:

  • появляются трещины в крышке трамблера, или в ней подгорают контакты (центральной или боковые);
  • прогорает бегунок;
  • перестает работать датчик Холла;
  • изнашиваются подшипники вала;
  • обрывается контакт датчика;
  • пробивается диафрагма вакуумного регулятора опережения зажигания.

В контактном трамблере также может быть неисправным конденсатор, или подгорать контакты.

Определить неисправный трамблер можно по признакам:

Ремонт трамблера ВАЗ 2106

На старых автомобилях ВАЗ 2106 устанавливается контактный трамблер, но такая система не слишком надежная – из-за неисправностей в контактной группе (КГ) нередко возникают различные проблемы:

  • из-за подгорания контактов двигатель может не заводиться;
  • слишком большой зазор в КГ влияет на мощность двигателя – мотор перестает развивать обороты;
  • при маленьком зазоре в контактах мотор дергается, работает нестабильно.

  • проворачиваем коленчатый вал до совмещения меток;
  • сдергиваем со свечей наконечники высоковольтных проводов;
  • отщелкиваем два фиксатора крышки распределителя, смотрим, в каком положении находится бегунок. Если он направлен на четвертый цилиндр, делаем еще полный поворот коленвала. Обычно при правильно выставленных метках он должен быть расположен так, как на картинке ниже;
  • сдергиваем шланг с вакуумного регулятора;
  • откручиваем гайку на 13, которая держит трамблер, и демонтируем распределитель.

Теперь ПР следует разобрать, выполняем следующие операции:

Разборка на этом закончена, осталось произвести дефектовку, заменить изношенные детали.

Ремонт трамблера ВАЗ 2107

В первую очередь осматриваем крышку трамблера:

  • на ее поверхности не должно быть сколов и трещин как снаружи, так и изнутри;
  • уголек на пружине должен ходить свободно, без заеданий;
  • на крышке не может быть подгорелых контактов, а внутренние контакты не должны иметь следы износа.


Если состояние крышки вызывает сомнение, лучше деталь сразу заменить, тем более, что она стоит очень недорого.


Бегунок также должен быть визуально целым, без внешних дефектов. Работоспособность детали проверяем с помощью мультиметра, измеряем сопротивление токопроводящей части (резистора) – оно должно быть в пределах от 5 до 6 килоом.

Состояние контактной группы определяем внешним осмотром – контакты должны замыкаться плотно, без зазоров, не иметь признаков подгорелости и сильного износа. Если контакты подгорели немного, неровности на них выравниваем надфилем, сильно сгоревшую КГ нужно поменять.


Грузики на валу должны ходить легко, без заеданий, под воздействием пружин возвращаться на место. Если в механизме наблюдаются заедания, места подвижных соединений следует смазать машинным маслом.

Сам вал не должен иметь признаков износа, и если на нем есть выработка, его нужно поменять.


Подшипник распределителя не должен закусывать, вращаться с заданиями, иметь люфты.

Ремонт трамблера ВАЗ 2107 несложно выполнить самостоятельно, к тому же запчасти распределителя всегда есть в наличии в автомагазинах, и стоят они очень недорого.

Ремонт трамблера ВАЗ 2108 (замена вакуумного регулятора)

Замену регулятора опережения зажигания можно произвести на месте, не снимая трамблера:

Замену ВРОЖ можно произвести и со снятием трамблера, так даже будет удобнее. Снимаем распределитель следующим образом:


  • отсоединяем от крышки ПР высоковольтные провода;
  • тонкой отверткой подцепляем фиксирующую пружинистую проволоку на разъеме и снимаем штекер, идущий к трамблеру снизу слева;
  • сдергиваем с ВРОЖ шланг, на корпусе ПР делаем метку или замечаем, как он стоял;
  • отворачиваем три гайки, которыми крепится сам трамблер, а затем снимаем прерыватель – распределитель.


Устанавливать обратно трамблер просто – шлиц распредвала имеет проточку, смещенную в одну сторону, и ПР поэтому ставится только в одном положении, здесь ошибиться невозможно. Еще при установке нужно обратить внимание на резиновое уплотнительное кольцо – если резина затвердела, деталь необходимо заменить. И в любом случае уплотнитель следует промазать маслостойким герметиком, в таком случае почти на 100% получится избежать подтекания масла.

Ремонт трамблера ВАЗ 2109

Одна из самых частых проблем распределителя ВАЗ 2109 – отказ датчика Холла. При неисправном датчике двигатель перестает запускаться, замену этой детали производим следующим образом:


  • снимаем с двигатели трамблер;
  • откручиваем крышку (два винта);
  • демонтируем вакуумный регулятор;
  • выворачиваем винт, держащий соединительную колодку датчика;
  • отворачиваем крепеж держателя верхнего подшипника, он крепится на двух винтах;
  • извлекаем подшипник в сборе с датчиком, демонтируем датчик Холла с держателя (два винта);
  • устанавливаем новую деталь, собираем трамблер, ставим его на место.

После ремонта трамблера ВАЗ2109 может понадобиться регулировка зажигания, она производится очень просто:

Читайте также: