С какой скоростью можно ездить начинающему водителю

Обновлено: 05.07.2024

Транспортный налог: в 2022-м водителей ждет неприятный сюрприз

Союз автошкол Москвы выступил с инициативой ввести временные права для начинающих водителей. Новичкам предлагается выдавать удостоверения сроком действия до двух лет с последующей переаттестацией с получением полноценных документов.

В марте представители Союза автошкол намерены встретиться с главой ГИБДД России Виктором Ниловым и передать ему целый ряд предложений по введению ограничений для начинающих и изменению процедуры обучения в автошколах.

Временные права

Идея временных водительских удостоверений для новичков звучит уже не в первый раз. Ранее аналогичную инициативу предлагала также Гильдия автошкол, ссылаясь на европейский опыт воспитания водителей. Проект предполагает, что после окончания автошколы и сдачи экзаменов водители будут получать временные права со сроком действия 2-3 года, с которыми можно будет ездить, соблюдая некоторые ограничения. По окончании испытательного срока при отсутствии грубых нарушений временные права меняют на полноценные. В ином случае водителя отправляются на повторное обучение. Председатель Гильдии автошкол Сергей Лобарев предлагал ввести для владельцев временных прав ограничение скоростного режима. В Союзе автошкол предлагают более широкий набор правил для новичков.

Профессиональные и любительские водительские удостоверения

Еще одной идеей Гильдии автошкол стала инициатива разделить водительские права на профессиональные и любительские. При этом процесс обучения в автошколе придется разделить на базовый курс для обычных автолюбителей и дополнительный продвинутый для будущих водителей такси, общественного транспорта и грузовиков. Профессиональные водители должны будут изучать правила перевозки крупногабаритных грузов, основы логистики, приемы управления машинами с передним, задним и полным приводом, а также нюансы движения с прицепом, грузом или езды в колонне.


Обязательная медсправка

Союз автошкол, в свою очередь, предлагает сделать обязательной наличие у водителя медсправки. Для этого понадобится изменить пункт 2.1.1 ПДД, содержащий перечень документов, которые водитель обязан иметь с собой, добавив в него медицинскую справку. Как пояснил председатель Союза Александр Ачкасов, сейчас справка фактически требуется лишь в момент получения и замены прав, а в течение следующих девяти лет проверить здоровье водителя никто не может. Другой вариант – сделать наличие медсправки обязательным только для начинающих водителей.

Ограничения скорости для новичков

Идею ограничить максимальную скорость для водителей-новичков рассматривают не только представители автошкол, но и чиновники МВД. По данным ГИБДД, неопытные водители становятся участниками 15% всех ДТП, которых можно было бы избежать, будь у водителей больше опыта. Поэтому ведомство предлагает запретить ездить быстрее 70 км/ч тем, у кого стаж вождения не превышает двух лет. Вето на скорость действительно может повлиять на снижение числа ДТП с участием молодых водителей, говорят в Гильдии автошкол, но способно привести к росту аварийности у тех, кто прошел этот срок. Сергей Лобарев отмечает, что в школах водителей не готовят к высоким скоростям, и через два года они просто окажутся к ним не готовы.

Статьи 24 марта 2015 Для начинающих водителей придумали новый запрет

Запрет на мощные автомобили

Ранжировать водителей предлагал и член Совета Федерации Владимир Полетаев, причем информация об уровне мастерства должна была бы заноситься в водительское удостоверение наряду со стажем. При этом для новичков сенатор хотел ввести ограничение на вождение автомобилей мощностью более 100 лошадиных сил. По мнению Полетаев, большинство ДТП с участием начинающих водителей связано с превышением скорости и неумением оценивать ситуацию на дороге, поэтому доверять им мощные автомобили опасно. По данным сенатора, вероятность попадания в ДТП водителями со стажем менее четырех лет в 1,6 раза выше, чем у опытных.

Запрет на перевозку грузов, пассажиров и езду ночью

Еще одной инициативой МВД был запрет для неопытных водителей на буксировку автомобилей, управление транспортными средствами с крупногабаритными и опасными грузами, а также перевозку пассажиров на мотоциклах. Представители автошкол неоднократно подчеркивали, что учебные программы образовательных организаций не предусматривают обучения буксировке и перевозке грузов. Еще раньше замминистра внутренних дел МВД Виктор Кирьянов предлагал запретить новичкам ездить ночью и перевозить больше одного пассажира. Подобные ограничения действовали в СССР, когда в течение первых трех лет после получения прав водитель должен не мог двигаться быстрее 70 км/ч, не имел права перевозить больше одного пассажира и выезжать на автомобиле в темное время суток. Наконец, в Союзе автошкол дополнили этот список запретом на езду по автомагистрали с ее высокими скоростями.


Изменения системы обучения

В случае, если инициативы автошкол и правоохранителей найдут поддержку у ГИБДД, изменения коснутся и программы обучения кандидатов. Союз автошкол уже предложил не только учить водителей базовым понятиям ПДД, но и развивать у учеников способности своевременно прогнозировать дорожную ситуацию, правильно выбирать скоростной режим и формировать безопасное пространство вокруг своей машины. Кроме того, автошколы давно просят поменять соотношение теории и практики, увеличив количество часов учебной езды по дорогам общего пользования. Стандартные образовательные программы для автошкол из 190 часов включают в себя всего 28 часов обучения практическому вождению, и большую часть этого времени будущий водитель будет отрабатывать маневры на закрытой площадке без пешеходов и других транспортных средств.

Сотрудник ГИБДД. Архивное фото

"Подтянули" МФЦ

Одно из постановлений правительства, которое подписал Медведев, дает многофункциональным центрам право выдавать водителям новые удостоверения. Сейчас эти функции возложены на подразделения Госавтоинспекции.

В документе говорится, что МФЦ смогут выдавать водителям новые удостоверения, поступившие из ГИБДД, а также международные водительские права.

Кроме того, постановление уточняет вопросы замены водительских удостоверений до истечения срока действия — водители, предоставившие медицинское заключение, смогут получить новые права, которые будут действовать десять лет. Сейчас первоначально установленный срок не подлежит изменению.

В правительстве рассчитывают, что изменения помогут повысить качество предоставления государственных услуг, сократят финансовые и временные издержки россиян, а также снизят вероятность коррупции при оформлении водительских удостоверений.

Ограничения для новичков

Теоретические и практические занятия в автошколе ДОСААФ. Архивное фото

Медведев также утвердил ограничения для начинающих водителей. Под это определение попадут автомобилисты, чей срок вождения не превышает двух лет.

Согласно новым правилам, новички не смогут буксировать другие автомобили, возить пассажиров на мотоциклах, мопедах и мотороллерах, а также управлять автомобилями с крупногабаритными, тяжеловесными и опасными грузами.

Также новичкам предстоит "пометить" свои автомобили знаком "Начинающий водитель".

Мнение экспертов

Руководитель Федерации автовладельцев России Сергей Канаев положительно оценил нововведения для "автоновичков".

Руководитель ФАР также призвал ввести ограничения на мощность автомобилей и мотоциклов, чтобы дать новичкам "освоиться на менее мощных средствах". По его словам, для начинающих водителей можно ввести своеобразный испытательный срок.

Сотрудники ГИБДД на Площади Победы в Калининграде

"Условно говоря, после выпуска из автошколы ты получаешь двухлетний испытательный период, в течение которого, по сути, ты не должен попадать в ДТП, не должен совершать грубые нарушения ПДД. И если это происходит, то ты уходишь на пересдачу", — добавил Шкуматов.

В свою очередь координатор "Синих ведерок" Петр Шкуматов новые правила раскритиковал. По его словам, ограничения "практически ничем не обоснованы".

"Ни одной цифры, которая, допустим, говорила бы о том, что начинающие водители, буксирующие другой автомобиль, точно попадают в ДТП… таких данных нет. То есть по сути, вот эти предложения, по моему мнению, приняты на базе каких-то голословных предположений, гипотез, которые нуждаются в проверке", — отметил Шкуматов.

Рука пожилого мужчины на руле автомобиля. Архивное фото

При этом он согласился, что в случае грубых нарушений ПДД (например, за проезд на красный свет), новичков следует не только штрафовать, но и отправлять на переобучение. По мнению эксперта, начинающим водителям необходимо запретить управлять коммерческим транспортом, например, такси.

Опыт СССР

Ограничения для начинающих автомобилистов существовали в ПДД еще в Советском Союзе. Тогда новичкам также выдавали "временные права" — уникальный документ, аналогов которому в мире нет. Но в 1991-м от этой практики отказались.

Между тем проблема аварийности среди водителей-новичков продолжала привлекать внимание профильных ведомств. В 2012 году Общественный совет при МВД предлагал частично возродить советские требования: ограничить возможности водителей-новичков по скорости движения до 70 километров в час. Также ведомство просило запретить перевозку более одного пассажира и движение в темное время суток.

В начале 2015 года ГИБДД опубликовала проект нормативного документа. Водителям со стажем до двух лет запрещалось буксировать другие машины, возить пассажиров на мотоциклах, а также управлять транспортными средствами, перевозящими тяжелые, крупногабаритные или опасные грузы.

Мотоцикл. Архивное фото

В марте того же года вновь предлагалось запретить неопытным водителям ездить со скоростью свыше 70 километров в час.

Специалисты критиковали проект по нескольким пунктам. Так, председатель Коллегии правовой защиты автовладельцев Виктор Травин отмечал, что непонятно, почему стаж начинающего ограничивают именно двумя годами — ведь никакой статистики на этот счет не было.

Кроме того, согласно ПДД, водитель должен ехать по дороге со скоростью потока, если она не превышает разрешенную, но идея ввести ограничения новичкам этому напрямую противоречила.

знак

Для новичков на дорогах существуют некоторые ограничения, о которых стоит знать, чтобы не получить штраф. Расскажем, какие правила и скоростной режим должен соблюдать начинающий автолюбители.

Для начала нужно выяснить, что подразумевается под определением “начинающий водитель”. Согласно ПДД, автомобилист, который только что завершил обучение в автошколе, должен иметь на машине наклейку “начинающий водитель”. Такой отличительный знак должен оставаться на автомобиле не менее двух лет. Крепить наклейку нужно строго сзади машины. Строгих указаний по поводу того, как должен выглядеть, нет. Чаще всего это квадрат желтого цвета, внутри которого изображен черный восклицательный знак.

знак

За отсутствие специальной наклейки новичок может нарваться на штраф. В случае, если инспектор ГИБДД остановит машину и увидит, что его стаж менее двух лет, он вправе выписать штраф на 500 рублей. Однако водитель может и отделаться предупреждением от сотрудника ДПС. Наказание за отсутствие значка прописано в ст. 12.5 КоАП РФ. Оно предусмотрено за то, что водитель разместил наклейку в неправильном месте, например, спереди машины, а не сзади, как положено. В другом случае штраф можно получить, если водитель поместил знак в скрытое место (багажник), или наклейка потеряла свой вид.

Штрафа можно избежать, если пометка “начинающий водитель” отлетела в дороге. Однако в этом случае придется доказывать, что знак оторвался во время поездки.


Согласно п. 2.3.1 ПДД водитель имеет право с неисправностью в работе авто доехать до ближайшего сервиса. Однако потеря наклейки в пути не является неисправностью. В этом случае наказание или его отсутствие будет зависеть от усмотрения инспектора ГИБДД. Водитель также не может буксировать автомобили и возить пассажиров на мотоциклах, если его стаж менее двух лет.

Специальных штрафов для неопытных водителей нет. Они отвечают за свои нарушения так же, как и шоферы с большим стажем. Других ограничений для начинающих водителей нет. Особенного скоростного режима для новичков не существует. Хотя власти пытались создать законопроект, который регулировал бы разрешенную скорость для водителей, только что закончивших автошколу. Для начинающих автолюбителей существуют особые страховые тарифы. Так, чем меньше у автомобилиста водительский стаж, тем выше будет стоимость его страховки

WhatsApp

Давайте перечислим все ограничения для водителей со стажем менее 2 лет! Со знака "Начинающий водитель" мы, пожалуй, и начнём.

Знак "Начинающий водитель"

Его по ПДД обязаны клеить водители, чей водительский стаж составляет менее 2 лет. При этом, Правила не указывают, что делать, если автомобиль водит несколько водителей с разным стажем. По трактовке текста ПДД если автомобилем в данный момент управляет начинающий водитель, то он обязан установить сзади этот знак, а когда за руль пересядет опытный автолюбитель, то знак можно снять (а можно не снимать — обратной обязанности в ПДД нет).

Знак

Знак должен содержать в себе восклицательный знак высотой 11 см в жёлтом квадрате со сторонами 15 см. Эти размеры также прямо указаны в ПДД. Знак должен устанавливаться сзади. К слову, прямого запрета установки ещё одного такого же знака спереди или сбоку нет. Но есть наказание за предметы, ограничивающие обзорность с места водителя — в виде штрафа 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП.

Как за отсутствие знака, так и если он ограничивает обзорность с места водителя, налагается штраф 500 рублей по части 1 статьи 12.5 КоАП. Дело в том, что она предусматривает наказание за нарушение Основных положений (приложение к ПДД), и именно в Основных положениях содержится как обязанность клеить табличку, так и не наносить предметы, ограничивающие обзорность.

Буксировка запрещена, если стаж водителя менее 2 лет

Пункт 20.2 ПДД предписывает управлять буксирующим автомобилем водителем, имеющим стаж 2 и более года. При этом, 2 года должна быть открыта именно соответствующая категория, а не права. То есть, если Вы получили категорию "A" 10 лет назад, а категорию "B" — 1 год назад, то буксировать автомобиль Вы ещё не можете.

Какой штраф за буксировку начинающим водителем?

За любые нарушения правил буксировки отвечает всего одна статья в Кодексе об административных правонарушениях — 12.21, часть 1 которой предполагает предупреждение или штраф 500 рублей за такие нарушения.

Запрет перевозки пассажиров на мотоцикле и мопеде для начинающих водителей

Пункт 22.2 ПДД говорит нам о том, что для перевозки людей на мотоцикле или мопеде мы обязаны иметь права соответствующей категории, открытой 2 и более лет:

  • для мотоциклов — категории "A" или подкатегории "A1", если рабочий объём двигателя мотоцикла не превышает 125 см2;
  • для мопедов — любой категории или подкатегории.

Перевозка пассажира на мотоцикле начинающим водителем

Все вышеперечисленные изменения в отношении водителей со стажем менее 2 лет вступили в силу 4 апреля 2017 года.

Кроме того, периодически на обсуждение властей выдвигаются идеи самими же властями запретить начинающих водителям со стажем менее 2 лет:

  1. ездить со скоростью выше 70 или 90 км/ч;
  2. ездить в тёмное время суток;
  3. перевозить крупногабаритный или тяжеловесный груз;
  4. буксировать автомобили в принципе.

Также было предложение вместо полноценного водительского удостоверения выдавать начинающим водителям со стажем менее 2 лет временные разрешения на управление автомобилями. Для чего это может быть нужным, на ум не приходит.

ГИБДД предлагает ограничить скорость движения на уровне 70 км/ч для водителей со стажем менее двух лет вождения. Стоит ли это делать, и какие здесь могут быть противоречия?

Ограничение скорости для начинающих водителей: за и против

Г ИБДД по указу первого вице-премьера Игоря Шувалова подготовило поправки в ПДД, согласно которым предлагается ввести ограничение скоростного режима для неопытных водителей. По новым поправкам, новичкам запрещается двигаться быстрее 70 км/ч не только в черте города, но и за его пределами. Для контроля за соблюдением новых правил дорожного движения и выявления нарушителей придется внести соответствующие поправки в КоАП. Новые поправки будут закреплять обязательное размещение опознавательного знака на лобовом автомобильном стекле начинающего водителя. Этот знак нужен для того, чтобы камеры видеофиксации смогли распознать новичка за рулем. В противном случае вся эта инициатива с ограничительными мерами для неопытных водителей окажется бесполезной и невыполнимой.

Ограничение скорости для начинающих водителей: за и против

Т акже предлагается запретить молодым водителям перевозить крупные грузы и пассажиров на мотоциклах и брать на буксир другие транспортные средства. А вот мотоциклистам, наоборот, хотят увеличить скорость передвижения на крупных магистралях с нынешних 90 до 110 км/ч.

Однако ПДД утверждаются только правительственным постановлением, а общественное обсуждение документа будет длиться вплоть до 4 апреля текущего года.

И нициатива ГИБДД уже нашла поддержку среди депутатов Госдумы, которые считают, что на современном российском авторынке продается достаточно много моделей машин с мощным двигателем и технической начинкой. Кроме того, комфортабельность машины не дает прочувствовать реальную скорость даже опытному водителю на отметке свыше 100 км/ч, не говоря уже о новичках. Из-за недостаточного водительского опыта и стажа происходят многочисленные ДТП, в которых основными виновниками оказываются именно начинающие водители. Однако депутаты также подчеркнули, что в КоАП не предусмотрен штраф за превышение скорости на 20 км/ч. Поэтому фактически на практике ограничение верхнего лимита скорости для новичков будет установлено на уровне не 70, а 90 км/ч.

Н о не все депутаты разделяют эту точку зрения - некоторые парламентарии уверены, что эта затея абсолютно бесполезна, поскольку нужно не ограничивать в скорости начинающих водителей, а наоборот, всячески помогать им во время обучения максимально овладеть навыками скоростной езды и маневренности в условиях современных реалий городского автомобильного движения. Они считают, что инициатива ГИБДД по сути является шагом не вперед, а назад, поскольку новичкам негде и некогда будет учиться управлять машиной на высокой скорости.

Н ужно ли ограничение скорости для начинающих водителей?

К ак и многие законопроекты, этот хорош на бумаге. Действительно, звучит хорошо, что нужно ограничить начинающих водителей в скорости, якобы заботясь об их безопасности, а также о безопасности окружающих и остальных участников движения. А что же в действительности? А в действительности на дорогах и без того беспредел. Так кто же станет терпеть в огромном потоке машине новичка, который движется со скоростью черепахи? Об этом, видимо, депутаты не подумали. Значит, перед молодыми водителями встает дилемма: или терпеть хамство на дорогах от заправских водил, или постоянно попадаться в руки сотрудников ГИБДД.

Ограничение скорости для начинающих водителей: за и против

К стати, о выявлении нарушителей. Дело в том, что камеры фото- и видеофиксации отслеживают нарушителей по номерам автомобилей, а не по силуэту и тем более уж не по возрасту водителя за рулем. Так что здесь тоже все неоднозначно. Если новички не будут крепить на лобовое стекло опознавательный знак, то никто и знать не будет, превысил он скорость или двигался с допустимой для его уровня и стажа вождения. Естественно, ни один инспектор ГИБДД не станет останавливать подряд все автомобили, чтобы проверить стаж водителя за рулем. С этой точки зрения инициатива кажется совсем безрассудной и неисполнимой. Да и потом, как известно, есть категория граждан, которая вообще никаким законам не подчиняется. Сюда же можно отнести и детей депутатов, которым, как ни странно, закон не писан. Как же быть с ними?

И опять таки предприимчивые недобросовестные сотрудники правоохранительных органов запросто смогут вменять несуществующие нарушения новичкам. Ведь если прикрепить на лобовое стекло машины опознавательный знак, то штрафы будут приходить на почту. А там поди разбери, превысил ли ты скорость и на сколько. Поэтому, если все таки поправки в ПДД будут приняты, они могут в очередной раз усложнить жизнь простым автовладельцам.

В место этого нужно наоборот, предпринимать всевозможные меры, чтобы как можно быстрее и безболезненнее адаптировать начинающих водителей к реальным условиям передвижения на российских дорогах и особенно междугородних магистралях с высокой транспортной проходимостью и интенсивным движением, а не ограничивать их водительские права. Кроме того, в проекте нового регламента обучения и сдачи экзаменов на вождение записано, что на экзаменационном маршруте кандидат в водители должен показать умение двигаться с максимальной скоростью. Если законопроект одобрят, то этот пункт попросту утрачивает всякий смысл. Поэтому нужно в будущем разрешить обучать потенциальных водителей езде на автомагистралях на высоких скоростях. Что же касается инициативы в адрес мотоциклистов, то, судя по всему, гаишники пытаются сбросить груз ограничений, оставшихся с советского периода. Но, по всей видимости, мотоциклисты будут продолжать ездить с той скоростью, которая им удобна. Ведь отследить это или проверить не представляется возможным, по крайней мере на сегодняшний день, даже с учетом современного технического оснащения.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: