Самая крутая волга газ 21

Обновлено: 04.07.2024

Машина сделана больше сорока лет назад, а выглядит так, будто сошла с конвейера только вчера

Фото: Дмитрий Косенко

Та самая звезда на радиаторной решетке

Фото: Дмитрий Косенко

Машину переделали под первую серию

Фото: Дмитрий Косенко

— В процессе реставрации мы переделали переднюю часть автомобиля под первую серию, для того, чтобы поставить облицовку радиатора со звездой. Процесс оказался сложным, так как кузов был поврежден коррозией. Плюс к этому удручающее состояние салона, пластика. Реставрация заняла порядка двух лет.

Фигурка оленя на капоте

Фото: Дмитрий Косенко

Со временем олень пропал, но его нашли и специально установили на этой машине

Фото: Дмитрий Косенко

— Так как автомобиль проектировался с 1953 года, а серийный выпуск начался в конце 1956-го, для тех лет характерны были хромированные элементы на капоте, и олень — это знак того времени. Однако с течением времени выяснилось, что это травмоопасно при столкновении с пешеходом. И начиная с 1962 года с третьей серии оленя убрали. Ну и вторая причина — их скручивали. Поэтому только первая и вторая серии имеют этого оленя.

Под капотом всё тоже новехонькое

Фото: Дмитрий Косенко

— Двигателю проведен полный капитальный ремонт, заменена поршневая группа. Отремонтирован клапанный механизм. На этом автомобиле был установлен полностью алюминиевый блок цилиндров с алюминиевой головкой и верхнеклапанный механизм.

Менялись ржавые пороги, днище

Фото: Дмитрий Косенко

— Полностью заменили пороги с коробами, с усилителями, частично заменили пол. Заменили брызговики моторного отсека, то есть значительные участки установлены новые, точки крепления рессор. Работа по ремонту кузова была большая, — показывает реставратор.

Фото: Дмитрий Косенко

— Этот автомобиль сделан в так называемой улучшенной комплектации, она заключается в дополнительных хромированных элементах по периметру верхней части автомобиля. Такие автомобили в основном делались на экспорт. Этот хром восстанавливался.

Фото: Дмитрий Косенко

— Салон полностью отреставрирован, перешиты диваны, заменены ткань и кожзам. Установлены новый потолок, дверные карты, ковровое покрытие, задняя полка, декоративные накладки на пороги. Заменен весь пластик салона, так как со временем он начинает распадаться, усыхает, трескается, — перечисляет Борис Беспальчий.

Руль заказали новый

Фото: Дмитрий Косенко

Машина будто только что с завода. А вы бы хотели проехаться в такой?

Фото: Дмитрий Косенко

— При полной реставрации автомобиль делается таким образом, как будто он только с конвейера сошел. Каждая деталь, каждый элемент полностью восстанавливает свой внешний вид вплоть до крепежа, резиночек, втулочек.

Ручная работа отнимает много времени, зато как красиво!

Фото: Дмитрий Косенко

— Это же ручная работа, ее автоматизировать невозможно, есть определенная последовательность, технологический цикл. Допустим, когда кузов делается, то красить мы не можем, то есть нужно сначала полностью отремонтировать железо. Здесь много деталей, которые красятся, кронштейны, рулевой вал. Всё это занимает много времени. Нельзя собирать шасси и тут же делать проводку. Поэтому получается долго.

Запасные части подбирают по каталогам

Фото: Дмитрий Косенко

Запасные части для реставрации могут быть как новыми (это реплики), так и оригинальными, изготовленными в 50–60-х годах.

Многие запчасти сохранились у дедушек

Фото: Дмитрий Косенко

— Существует определенный рынок, он состоит из нескольких сегментов. Это фирмы, которые специализируются на изготовлении и продаже запасных частей для старых машин. Есть частные лица, у которых дедушки делали в свое время запасы, и можно в этих запасах найти абсолютно новые детали, которые были в свое время куплены, но не пригодились.

Оригинальный двигатель ГАЗ-21

Фото: Дмитрий Косенко

Существуют разные виды реставрации, это зависит от целей, которые стоят перед владельцем машины. Если он, к примеру, собирается постоянно ездить на своем раритете в городском потоке, целесообразно будет использовать современные мотор, коробку передач, тормоза.

Возможна и замена агрегатов

Фото: Дмитрий Косенко

— Есть полная реставрация в оригинал, как будто автомобиль сошел с завода. Есть реставрация, когда внешний вид соответствует оригиналу, а внутреннее содержание может отличаться. Например, поставили более мощный современный мотор, другую коробку передач. Здесь, например, была 3-ступенчатая коробка, а можно поставить современную 5-ступенчатую. На оригинальном автомобиле ездить достаточно сложно в современном потоке, не так эффективно тормозит, нет такой динамики и так далее, — объясняет новосибирский реставратор.

Машина-донор для восстановления тщательно подбирается

Фото: Дмитрий Косенко

Важны условия хранения автомобиля

Фото: Дмитрий Косенко

— Идеальный вариант — это когда есть автомобиль, который неплохо сохранился. Но таких вариантов мало. Есть варианты, когда это семейный автомобиль. Условия хранения много определяют. Если это сухое помещение, где нет избыточной влажности, есть какая-то вентиляция, то машина хорошо сохранится. Если условия плохие, то машина, даже если не ездит, быстро придет в негодность.

Фото: Дмитрий Косенко

Машина, создающая настроение

Фото: Дмитрий Косенко

— Есть коллекционеры, которые приобретают автомобили для того, чтобы это была как коллекция, редко на какие-то выставки выставляют. А есть категория людей, которые хотят, чтобы на этом автомобиле в хорошую погоду можно было прокатиться для настроения, для позитива. Эта машина будет эксплуатироваться, — объясняет реставратор.

Сергей уже 22 года не расстается со своим Mercedes-Benz 230Е в 124-м кузове и планирует уже никогда не продавать его.

Антон приделал на свой Suzuki Carry ковш для расчистки снега и теперь не зависит от дорожников.

Мирон Медведев владеет электрокаром Nissan Leaf и экономит на бензине по 10 тысяч рублей в месяц. Обзор машины можно увидеть здесь.

515B5100.JPG

"Двадцать первая" Волга — это наша аксиома. Все знают: она— легенда и никому не нужно доказывать, что она у нас самая-самая. Но когда в наши руки попал свеженький, только из рук реставраторов экземпляр ГАЗ-21 третьей серии, мы решили проверить, насколько правдивы легенды.

Легенда No1. Она красивая

Тест-драйв ГАЗ-21 Волга: проверяем мифы на прочность

Что ж, Волга и вправду хороша. Тем более впечатляющей она была в пору своего появления, в 1956-м. Подчеркнуто выразительный, если не сказать вызывающий, стайлинг и полный света салон резко контрастировали с прежними отечественными машинами — мрачноватыми и тяжеловесными по стилю.

515B4968.JPG

Увы, экстерьер Волги, построенный на стилистических решениях американской школы, в те годы исповедовавшей ежегодную смену моделей, по западным меркам довольно быстро устарел. Но в СССР об этом догадывались далеко не все.

Тест-драйв ГАЗ-21 Волга: проверяем мифы на прочность

Легенда No2. Она комфортабельная

А вот это смотря для кого!

То есть с позиций полувековой давности ответ будет однозначным и положительным, но результаты нашего тест-драйва не столь безоговорочны. Автомобиль просторный, не зря на некоторых зарубежных рынках он официально считался шестиместным — два мягких широких дивана, высокий потолок и почти ровный пол.

Добротная отделка тканью, винилом и хромом, а также поставляемый в "базе" атрибут роскоши конца 1950-х — пятиволновый радиоприемник. Динамик с бумажным диффузором звучит мягко и глубоко, но кнопки диапазонов традиционно западают при переключениях (да, это случалось и в пору молодости Волги).

Тест-драйв ГАЗ-21 Волга: проверяем мифы на прочность

Понравился отопитель, на фоне нынешней мягкой зимы вполне эффективный, а главное — бесшумный по причине того, что спрятан в подкапотном пространстве. Шумы при движении, конечно, есть — в первую очередь это двигатель и гул трансмиссии, во вторую — работа подвески на колдобинах. Ходовая, кстати, поглощает неровности необычайно эффективно, такое ощущение, что сидишь за рулем современного внедорожника высокого класса.

1958_GAZ-21_Volga_Ad.jpg

Легенда No3. Она для начальников

Да, и для них тоже. На задний диван, где во все времена любили ездить боссы разных мастей, садиться легко. Дверной проем практически прямоугольный, он минимально заужен внизу колесной аркой, а линия крыши падает книзу только позади двери. Взаимное расположение подушки дивана и дверного проема рассчитано на зависть иным современным бизнес-седанам. Чтобы расположиться в салоне, не нужно пригибаться, как в современных седанах, или тянуться вверх, как во внедорожнике. Садиться можно сразу, без подготовки — мягкое сиденье оказывается как раз на уровне мягкого места человека среднего роста.

Нет проблем и с размещением ног, поскольку форма подушки заднего дивана и расстояние от нее до переднего сиденья больше, чем у многих современных машин. Поэтому ноги даже в громоздкой зимней обуви удалось пронести на свое место без труда. Справедливости ради нужно сказать, что на передний диван Волги садиться еще легче — и места для неснятой с головы шляпы под потолком тут еще больше.

Легенда No4. Она "неубиваемая"

Чистая правда! И прочная, энергоемкая ходовая еще не все, что конструкторы сделали для соответствия машины качеству отечественных дорог и направлений. Волга создавалась в первую очередь для нужд госучреждений и организаций, то есть она должна была быть машиной универсального назначения, уместной в большом городе, на загородной трассе, разбитой шоссейке и даже на грунтовке.

По этой причине ГАЗ-21 получила жесткий, хоть и переутяжеленный несущий кузов. Также у нее были нетипичные для легкового автомобиля немалый клиренс в 190 мм, а мягкая подвеска была построена на мощных рессорах, кованой балке и прочных кованых рычагах, вполне подошедших бы и небольшому грузовику.

Такой запас прочности деталей обеспечивает заданный ресурс автомобиля без оглядки на тяжесть условий эксплуатации. Беспрецедентно высокий запас выносливости, заложенный в конструкцию Волги, отмечали и западные автоэксперты. В середине ХХ века типичные европейские автомобили уже были более субтильными, поэтому, например, в Бельгии и Великобритании советский ГАЗ-21 рекомендовался в первую очередь фермерам и прочим жителям глубинки.

Mala_515B5083.JPG

Одно замечание: для продления жизни расходников подвески Волга, как и многие ее современницы, требовала регулярного обслуживания — шприцевания шарниров ходовой через несколько сот километров, а также после каждого дождя.

Легенда No5. Она и сегодня лучше многих

В целом, конечно же, нет. Но тест-драйв запомнился парой-тройкой параметров, по которым стильная "старушка" даст фору нашим современникам. Первая Волга была актуальной для своего времени машиной, но с тех пор прошло более полувека, и сравнивать ее с нынешними одноклассниками целиком не стоит.

Например, у Волги нелады с эргономикой: во время теста так и не удалось нормально устроиться за рулем. При максимально отодвинутом назад диване водитель даже среднего роста сидит слишком близко к "баранке". Во всяком случае по современным меркам. Зато сам руль вдруг оказался легким! Без каких-либо усилителей большая и тонкая "баранка" легко крутится даже на стоянке.

Сцепление тугое, и если бы не мощная прямая спинка дивана, выжимать педаль было бы еще сложнее. Тормозить тоже труднее, чем на теперешних авто, но самое непривычное, что педали возвращаются в исходное положение как-то не спеша. Наверное, следовало бы сказать, что у педалей плохая информативность, но это значит ничего не сказать. Редкую по теперешним понятиям всеядность и комфортабельность ходовой мы уже похвалили. Осталось снять шляпу перед теми, кто проектировал механизм переключения передач с рычагом на руле: его ход мягкий, легкий и точный, опять же, на зависть половине сегодняшних иномарок.

Тест-драйв ГАЗ-21 Волга: проверяем мифы на прочность

Легенда No 6. Она стремительная

Разве что внешне. Двигатель ГАЗ-21, имея современные для своей поры конструктивные решения (алюминиевые блок и головка, мокрые гильзы, полноопорный коленвал), на нашем тестовом образце 1962 г.в. развивает75 л.с. мощности.

Это не очень много, учитывая полторы тонны снаряженной массы машины, но еще на парковке можно заметить, что двигатель реагирует на игру акселератором довольно живо. На деле оказалось, что в современном городском потоке Волга держится совершенно уверенно, правда, только в пределах 50-60 км/ч. Все объяснимо: максимальный крутящий момент 170 Нм 2.4-литровый агрегат выдает "на низах" — при 2 200 об/мин, а по мере набора оборотов тяга падает.

Но у неторопливого волговского мотора есть своя прелесть — он настолько гибкий по характеристике, что трехступенчатая механическая коробка передач превращается с ним в некий "автомат". После разгона на первых двух передачах, на высшей третьей ступени получается без лишних переключений и неторопливо катиться по переулкам, и гнать от души по шоссе. С редким, скажу я вам, по теперешним временам удовольствием.

Автомобиль предоставлен мастерской OldCarService

Мнение реставратора, рассказывает Павел:

— Первая Волга — во многом замечательная машина, хотя идеализировать ее тоже не стоит. В самом деле надежная и комфортабельная, при интенсивной эксплуатации она требовала постоянного ухода, и как раз его регулярность обеспечивала ту самую "неубиваемость". Но содержать ее "частнику" было проще, чем некоторые другие модели, поскольку в условиях отсутствия СТО и дефицита запчастей достать детали к Волге было можно практически повсеместно — в любом таксопарке или автобазе. А нам любить "двадцать первую" стоит не только из-за ностальгии, но и как продукт определенной технической культуры, ведь работа некоторых ее узлов может служить примером и сегодняшним инженерам.

По первоначальному плану мы на личном "Москвиче-407" Юрия Гладчука должны были принять участие в съемках фильма с рабочим названием "Красота по-советски", которые сейчас проходят в Минске, и подготовить об этом материал. Увы, за день до съемок оказалось, что потек главный тормозной цилиндр, а реанимационные мероприятия к улучшению ситуации пока что не привели. Поэтому тест-драйв "407-го" и репортаж мы ставим на паузу, а сегодня вместо него у нас в гостях машина из этого же фильма. Правда, классом повыше. Встречаем советский "бизнес-класс" ГАЗ-21!


Ключ на старт, подрулевой рычаг трехступенчатой коробки передач на себя и вниз - поехали! Мягко и уверенно поплыла старенькая "Волга".


На нас все смотрят - такой красивый и элегантный автомобиль нечасто встретишь на улицах города! Его владелец Владимир Алексеевич, пока мы едем и ищем место для фотосессии, то и дело нахваливает "Волгу".


ГАЗ-21 третьей серии 1969 г.в. был куплен два с половиной года назад. Пробег по одометру на настоящий момент всего 69.000 км. Судя по отличному состоянию автомобиля, возможно, это действительно так.

- Искали машину с сыном долго, главным критерием для покупки была максимальная оригинальность, - продолжает свой рассказ владелец. - В этой машине почти все "родное", двигатель ни разу не ремонтировался, только предыдущим владельцем красился кузов. Но мечту я все-таки свою исполню. Купил второй ГАЗ-21, правда, в худшем состоянии. В него поставлю современную подвеску, двухлитровый бензиновый двигатель от Mercedes-Benz, автоматическую коробку передач и гидроусилитель руля. Сейчас машина на покраске. А эту, конечно же, сохраню в первозданном виде.



Какой большой руль! Словно и не руль вовсе, а штурвал. Жаль, крутить его по сравнению с "москвичами" все-таки трудновато. Тем не менее машина своим поведением напоминает корабль - мягко, очень мягко плывет этот автомобиль. А как легко и четко переключаются передачи!



2,4-литровый двигатель разгоняет автомобиль небыстро, но чинно, уверенно и благородно. Его эластичность хороша - на третью (прямую) передачу можно переключаться уже по достижении 40 км/ч. Максимальная скорость по техпаспорту невелика - 130 км/ч, зато на прямой машина стоит ровно, больших подруливаний не требует. В поворотах, правда, кренится, но ведь не для спорта "Волга" было создана, а для советских разбитых дорог, поэтому просвет здесь - о-го-го! - 190 мм. А подвескам никакая яма не страшна. Правда, тормоза барабанные, усилителей нет - как следует дави на педаль тормоза, шофер!


Как же мягко он плывет… Комфорт, комфорт и еще раз комфорт - это настоящий бизнес-класс, правда, 60-х годов.

- Наиболее оптимальная скорость для этой машине за городом - 80 километров в час, - уточняет владелец. - Больше на ней разгоняться не хочется - эта машина все-таки для степенной езды. На ней нужно ехать медленно и получать удовольствие. На старых шинах машина сильно "гуляла" по дороге. Съездил в Питер, в магазин по продаже ретрозапчастей, купил новые оригинальные покрышки - стало лучше.


Кстати, здесь даже аналог современного "круиз-контроля" имеется: разогнался до 80 км/ч за городом, выдвинул ручку ручного "газа", что на фото выше, снял ногу с педали - и едешь расслабившись. Шумный он правда, этот ГАЗ-21: слабенькая у него по нынешним меркам шумоизоляция, мост гудит. Но на это не обращаешь внимания, а получаешь удовольствие от управления легендарным автомобилем.


"Бриллиантовая рука", "Берегись автомобиля", "Кавказская пленница" - в каких только советских фильмах не снималась "двадцать первая" "Волга"! И сегодня она участвует в съемках кино с рабочим названием "Красота по-советски" на минских улицах. Но об этом - сохраним интригу! - чуть позже.


С помощью фотографии сложно передать ощущение пространства внутри этого автомобиля, но, поверьте, в салоне невероятно просторно! Особенно сзади, места там - словно в лимузине, советский шик и комфорт. И главное - у "Волги" очень мягкие и удобные диваны. Еще сзади есть большая пепельница, ручки в спинке переднего дивана, а ежели разложить эту спинку, можно устроиться на ночлег. Что и делали в те времена, путешествуя по Крыму.



Прикосновение к старому советскому автомобилю из 1960-х действительно вызывает восторг и бурю положительных эмоций. Повернуть ключ зажигания и завести мотор - это целое событие! Включить податливым подрулевым рычагом коробки первую скорость, тронуться, услышать знакомые с детства звуки трансмиссии, почувствовать запах старой машины. Сложно описать словами эти чувства! Это полет души, ностальгия, радость…

Юрий ГЛАДЧУК
Фото автора
ABW.BY

Если у вас есть интересный автомобиль, мы с радостью готовы сделать вас героем нашей статьи - ждем предложений на hladchuk@abw.by

Заметки на полях



К услугам задних пассажиров - удобные ручки и пепельница в спинке переднего дивана.


Не у каждого современного "бюджетника" на своем законном месте есть кнопка открытия багажника! А здесь она имеется.


Большой и удобный багажник. Жаль, что штатная "запаска" скрадывала его объем… За газовое оборудование Владимира Алексеевича не пинайте - не виноват он, это прежний владелец установил. В планах - установка другого, но оригинального ГАЗ-21А и перевод его на 92-й бензин. 80-го нынче днем с огнем не сыщешь.


В старых советских двигателях есть защита от повреждения вследствие замерзания воды в виде… металлических пробок, которые в случае чего просто выскочат! Как-то раз на своем "москвиче" я потерял такую при разгоне. Пришлось просить вытачить новую деталь - другую-то не найти.


Знаменитая накапотная фигурка оленя. Но в автомобилях третьей серии ее уже не было. В данном случае статуэтка установлена внештатно предыдущим владельцем. Конструкторы убрали ее вследствие чрезмерной травмоопасности: что острый металлический "олень" делает при контакте с пешеходом - страшно представить…



В машинах тех лет можно встретить металлические шторки на радиаторе охлаждения. Закрыв их, зимой можно ускорить прогрев двигателя до рабочей температуры.


Воздушный фильтр - инерционно-масляный.


Масляных фильтров было два: грубой и тонкой очистки. Каждый день пластинчато-щелевой фильтр грубой очистки следовало очищать поворотом стержня, делая 15-20 качков его рукоятки. Но многие владельцы этих машин сегодня заменяют данную систему полнопоточным фильтром, как на современных автомобилях, - это одна из действительно полезных модернизаций. Штатная система очистки масла с двумя фильтрами громоздкая и, мягко говоря, не самая эффективная. Да и найти сменный фильтрующий элемент, который собран из картонных пластин, довольно проблематично.


Упор поднятия капота - вещь, несомненно, удобная.


Педаль "газа" напольная, как у BMW. Но ее отклики не так быстры…


Обивка сиденья от старости обветшала, но скоро Владимир Алексеевич все поправит.


Зато состояние дверных карт, как и всего автомобиля, завидное! Кстати, стоимость комплекта дверных ручек в российских ретромагазинах доходит до 400 долларов - владеть раритетным автомобилем нынче хлопотно и дорого.


На месте для отдыха левой ноги располагаются две кнопки: верхняя - "груша" подачи стеклоомывающей жидкости, нижняя - переключатель дальнего и ближнего света. Довольно удобно - не надо отрывать руки от руля.


Панель приборов включает спидометр, одометр, амперметр, указатель уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости и давления масла. Для полного счастья не хватает разве что тахометра, но где его найти на советских машинах тех лет? А вот прозрачный спидометр, согласитесь, сама элегантность!

ГАЗ 21 с АКПП (GAZ 21 automatic), ч.1

Были "Волги" и с "автоматом". Трехдиапазонная автоматическая коробка передач устанавливалась на автомобили первого и второго выпусков, но партии были крайне незначительные.


Ламповый радиоприемник А-9. У меня примерно такой же, включаешь его - и ждешь некоторое время, пока прогреваются лампы. Но ловит он сегодня в Минске только одну неопознанную радиостанцию, на которой часто играет советская музыка, выступают фольклорные коллективы, а ведущие, судя по их интонациям, вероятнее всего, внуки знаменитого Юрия Левитана. Голос из прошлого! Кататься дождливой ночью по городу под треск старого радиоприемника та еще романтика… Что я и делал на своем "407-м", пока прямо на кассе "МакДональдса" в очереди не пропали тормоза. Зря я заехал в логово идеологического врага! Старая советская машина ведь все чувствует…

ГАЗ-21 (легендарная "Волга") — одна из самых известных моделей отечественного автопрома. Она пользуется большой популярностью у специалистов по тюнингу, поэтому на ее основе было разработано множество интересных проектов.



Один из них — ГАЗ-21 в кузове купе. Для этого "Волгу" пришлось серьезно модифицировать. Обычные стекла в окнах были заменены на оргстекло, а ее кузов покрасили в 2 цвета.





ГАЗ-21 нередко используется и для модификации иномарок. Детали модели были установлены на BMW. Получившийся гибрид оборудовали двигателем мощностью 380 л. с.



Известен и проект по превращению "Волги" в кабриолет под названием "Арарат". Автомобиль оснастили подъемными дверьми и мощным мотором от Nissan. Салон модели обшили кожей.



В Германии на основе ГАЗ-21 создали дрэгстер, получивший название "Мечта". Кроме того, "Волга" использовалась для разработки гассера и детского кабриолета длиной почти 3 м.

Вот так, различными техническими и дизайнерскими автоаксессуарами умельцы меняют знаменитый лик легендарной машины. И вы так тоже можете! Ну, или почти так.

Читайте также: