Схема асинхронного двигателя со световой сигнализацией

Обновлено: 07.07.2024

Нетрадиционное подключение асинхронного двигателя.Правда или миф.

Устройство двигателя

В перпендикулярной плоскости, представленной магнитопроводом, вокруг проводника возникают магнитные потоки Ф. По ней проходит переменный синусоидальный ток, имеющий положительные и отрицательные полуволны. Достаточно подать на статор двигателя трехфазное напряжение и двигатель сразу запускается.

В этих схемах вместо установки на вводе рубильников с предохранителями применяют воздушные автоматы. Динамическое торможение, в отличие от торможения противовключением и фрикционного метода, является плавным, мягким торможением.

Таким образом, также как было описано ранее, в стержнях ротора будет индуцироваться ток, в результате чего ротор начнет вращаться.

Кнопка S2 освобождается и принимает исходное положение, контактор К2М обесточивается, контакты К2 1—2 М размыкаются. Благодаря этому при отпускании кнопки катушка пускателя не теряет питание, так как ток в этом случае идет через блокировочный контакт.

Поэтому для защиты электродвигателей от длительных перегрузок при использовании автомата с электротепловым расцепителем такого типа применяются дополнительные электротепловые реле, как и при использовании автоматического выключателя с электромагнитным расцепителем.

Одновременно закроется вспомогательный контакт K1A. Схема подключения такого двигателя показана на рисунке справа.

Скольжение асинхронного двигателя может изменяться в диапазоне от 0 до 1, т. Пользователей: Устройство однофазного асинхронного двигателя Однофазные асинхронные двигателя выпускают от 5Вт до 10кВт.
Определение схемы обмоток и рабочего напряжения асинхронного электродвигателя

9 комментариев

Изготовление таких электродвигателей производится в очень широком диапазоне мощностей, где номинал устройства может составлять всего лишь несколько ватт, а может иметь мощность и в десятки мегаватт. Разберем принцип работы всех этих схем.

Типовые схемы разомкнутых систем управления электродвигателями

После размыкания контакта реле времени РДТ схема приходит в исходное состояние, двигатель плавно останавливается. Концы трехфазной обмотки могут быть: соединены внутри электродвигателя из двигателя выходит три провода , выведены наружу выходит шесть проводов , выведены в распределительную коробку в коробку выходит шесть проводов, из коробки три.

Буду знать, куда зайти, если нужна будет информация по запуску двигателя. При неподвижном роторе магнитные поля Фа и Фв создают одинаковые по величине, но противоположны по знаку крутящиеся моменты М1 и М2. Обмотка создает неподвижный в пространстве магнитный поток.

Во время преодоления однофазным двигателем номинальной нагрузки создается небольшое скольжение с основной долей прямого крутящего момента Мпр. В этом случае используются электромагнитные пускатели с катушками на напряжение , 48, 36 или 24 В. Основными положительными характеристиками короткозамкнутых асинхронных электродвигателей являются их высокая надежность, незначительная масса, компактность, более высокий срок службы, чем у двигателей внутреннего сгорания аналогичной мощности. Такая схема изображена на рис.

Реостатный пуск асинхронного двигателя с кз ротором.



Возможно использование понижающего трансформатора для понижения напряжения в схеме управления. Анимация процессов, протекающих в схеме показана ниже. Рассмотренная схема является основой построения схем управления электродвигателями двухскоростных транспортеров подачи раскряжевочных агрегатов, сортировочных конвейеров и т.

Такие схемы также часто дополняются различными контактами реле, выключателей, переключателей и датчиков. Схема подключения двигателя по реверсивной схеме.

Эти двигатели просты в устройстве, обслуживании и ремонте. Запустить Вращающееся магнитное поле пронизывающее короткозамкнутый ротор Магнитный момент действующий на ротор Вы также можете заметить, что стержни ротора наклонены относительно оси вращения. Привод может иметь две скорости. По этому возможно нужно использовать какое-то устройство для плавного запуска, чтобы избавиться от пусковых токов. Это делается для того чтобы уменьшить высшие гармоники ЭДС и избавиться от пульсации момента.
схемы включения асинхронного двигателя

Особенности электрических двигателей

Такая схема показана на рис. Это энергия рассеивается как тепло.

Поэтому контактор К2М в этот период не включается. Шаговый режим работы двигателя создает благоприятные условия наладки.

Фазное напряжение — разница потенциалов между началом и концом одной фазы. При замыкании контакта К1А.

Схема управления асинхронным электродвигателем с коротко-замкнутым ротором с использованием магнитного пускателя и воздушного автоматического выключателя. Подвижная часть пускателя притягивается к неподвижной, замыкая при этом свои контакты. Одной из преимуществ использования асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором является простота их включения в сеть. Таким образом, в магнитном поле будет находиться замкнутый проводник с током, на который согласно закону Ампера будет действовать сила, в результате чего контур начнет вращаться.

Нереверсивная схема управления асинхронного двигателя.

Они во многом играют важную роль, например, подшипники качения, обеспечивают возможность плавности хода, корпус защищает от механического воздействия на основные рабочие части, вентилятор обеспечивает обдув двигателя и отвод тепла, выделяемого при работе, но на принцип преобразования электрической энергии в механическую не влияют. Применение синхронных электродвигателей не допускает частых пусков, поэтому, как правило, их используют в условиях относительно неизменной нагрузки, при необходимости обеспечения постоянной скорости вращения. Реверсивный пуск асинхронного двигателя с короткозамкнутым ротором Такая схема запуска приведена на рис.

Это позволяет проводить смену инструмента, наладку станка с легким поворотом приводного вала и ротора электродвигателя. Особенности электрических двигателей Устройство синхронных электродвигателей очень напоминает синхронный генератор. Изменение направления вращения реверс ротор двигателя меняет при изменении порядка чередования фаз на его статоре.

Главные вкладки

Реверсивная схема подключения электродвигателя Как изменить направление вращения электродвигателя? Обычно реверсивный магнитный пускатель состоит из двух контакторов, заключенных в один корпус. Двигатель вращается расторможенным. В таком случае относительное магнитное поле ротора будет постоянным, таким образом в стержнях ротора не будет создаваться ЭДС, а следовательно и ток. В частности, на базе этой схемы создаются схемы управления главным электродвигателем лесопильных рам.
Реверсивная схема подключения магнитного пускателя

Блокировочные связи в схемах управления

Блокировочные связи в схемах автоматического управления электроприводами обеспечивают необходимую последовательность включения и отключения отдельных ее элементов. Наличие блокировок предотвращает повреждение отдельных частей механизмов, работающих согласованно, устраняет опасность выхода из строя оборудования в результате неправильных действий обслуживающего персонала и повышает надежность установки в целом.
Блокировка замыкающего контакта пусковой кнопки обеспечивает питание контактора при опускании кнопки. Такая блокировка предотвращает самозапуск механизма при внезапных исчезновениях и появлениях питающего напряжения, что исключает возможность несчастных случаев, например при профилактических осмотрах и ремонте механизмов. Блокировка реверсивных контакторов и магнитных пускателей исключает одновременные включения контакторов при заедании или залипании подвижной части аппаратуры, при неправильных действиях с кнопками и т. д.
В схеме на рисунке 13.10,а предусматривается включение второго электродвигателя (контактор К.2) только после включения первого (контактор К1). Блокировочная связь, посредством которой выполняется это условие, осуществляется включением замыкающего блок-контакта К1 в цепь катушки контактора К2.

Рис. 13.10. Блокировочные связи в схемах управления.

На рисунке 13.10,6 изображена схема управления, предусматривающая только одновременную работу двух двигателей. Блокировочная связь в этой схеме осуществляется замыкающим блок-контактом контактора К1 в цепи катушки К2, а замыкающим блок-контактом К2, включенным параллельно контакту кнопки S1. При нажатии кнопки S1 включится контактор К1, который, закрыв свой блок-контакт, подаст напряжение на катушку контактора К2. Контактор К2, сработав, зашунтирует своим блок-контактом кнопку S1 и создаст цепь независимого питания катушки К1. Если по каким-либо причинам контактор К2 не включится, то кнопка S2 не будет зашунтирована и после ее отпускания вся схема выключится.
Путевые блокировки ограничивают ход рабочего органа механизма при помощи путевых и конечных выключателей. Они предупреждают повреждение механизма и обеспечивают высокую точность выполнения технологической операции.
На рисунке 13.10, в изображена схема управления реверсивным электроприводом с ограничением перемещения рабочего механизма. Это ограничение достигается установкой в необходимых местах конечных выключателей Е1 и Е2, размыкающие контакты которых находятся в цепи катушек соответствующих контакторов.
При включении рабочим механизмом какого-нибудь конечного выключателя электродвигатель останавливается, и повторный пуск его может быть осуществлен только в обратном направлении. Схема, показанная на рисунке 13.10, г, позволяет автоматически останавливать механизм в двух заданных точках. Достигается это установкой путевых выключателей Е1 и Е2, размыкающие контакты которых включаются последовательно с блок-контактом К, шунтирующим кнопку S2. После пуска двигателя механизм приходит в движение и при достижении места остановки нажимает на путевой выключатель, например Е1, и электродвигатель останавливается. После выполнения необходимой технологической операции вновь нажимают кнопку S2 и механизм продолжает дальнейшее движение.
Сигнализация, применяемая в электрических схемах электропривода, служит для контроля наличия сигнала, например напряжения, технического состояния и положения включающих и отключающих аппаратов, последовательности операций, совершаемых схемой электропривода и для контроля аварийного состояния схемы.
Световая сигнализация осуществляется при помощи различной сигнальной арматуры: табло, транспарантов, семафоров. При этом световой сигнал может быть воспроизведен ровным или мигающим светом, а также свечением ламп неполным накалом. В некоторых случаях сигнализация о срабатывании защиты может быть выполнена при помощи специальных сигнальных указательных реле-блинкеров. Звуковая сигнализация выполняется при помощи звонков, гудков и сирен.
Сигнализация по назначению может быть разделена на две основные группы:
сигнализация положения (состояния) — для информации о состоянии технологического оборудования, например включено — отключено;
предупреждающая и аварийная—для информации об отключениях наиболее важных объектов, например вентиляции или отклонении технологического процесса от заданного хода.
Сигнализация положения выполняется для механизмов, которые имеют два или более рабочих положения. Наиболее распространены две структуры построения схем сигнализации положения (состояния) технологических механизмов:
схемы сигнализации, совмещенные со схемами управления; схемы сигнализации с независимым от схем управления питанием на группу технологических механизмов одного или разного назначения.
Схемы сигнализации, совмещенные со схемами управления, как правило, выполняют в том случае, если полезная площадь щитов и пультов позволяет применить сигнальную аппаратуру без ограничения ее размеров и допускающую прямое питание от цепей управления. Сигнализация положения (состояния) технологических механизмов в таких схемах может осуществляться одним или двумя световыми сигналами.
На рисунке 13.11 приведены три схемы включения сигнальных ламп. В первом случае (рис. 13.11,а) лампа горит, когда магнитный пускатель К включен: неисправность лампы равносильна ложному сигналу, так как погашенная лампа сигнализирует об отключении. От этого недостатка свободна схема с двумя лампами (рис. 13.11,6). В любом положении магнитного пускателя одна из ламп горит (H1 — пускатель включен, Н2 — пускатель отключен). Если обе же лампы погашены, то сигнализация неисправна.
На рисунке 13.11,в показана схема одноламповой сигнализации. Когда пускатель включен, лампа горит полным накалом, если отключен — неполным благодаря диоду V.

Схемы включения сигнальных ламп


Рис. 13.11. Схемы включения сигнальных ламп.

схема групповой сигнализации

Схемы предупреждающей и аварийной сигнализаций, предназначенных для оповещения обслуживающего персонала о нарушении нормального хода процесса, воспроизводятся ровным или мигающим светом и сопровождаются, как правило, звуковым сигналом. Наиболее распространены схемы сигнализации с центральным съемом звукового сигнала. Они дают возможность принимать новый звуковой сигнал до размыкания контактов, вызвавших появление предыдущего сигнала.
Мнемосхемы. На рабочих плоскостях щитов и пультов управления сложными технологическими процессами часто размещают мнемосхемы — комплекс символов, изображающих элементы дистанционного управления объекта: заслонки, клапаны, задвижки, шиберы, насосы, вентиляторы и т. п.
Мнемосхемы бывают мимическими (несветящимися) и световыми. В мимических мнемосхемах оборудование и соединительные связи изображаются сплошными накладными плитками. Между изображением оборудования располагаются сигнальные лампы.
В световой мнемосхеме все контролируемые и управляемые узлы объекта и связи между ними отображаются световыми символами различных цветов.
Если контролируемые пункты (КП), где размещается технологическое оборудование, имеют сходную структуру (однотипные птичники, коровники, свинарники, инкубаторы и т. д.), то мнемоническую схему выполняют общей для всех КП (обобщенная мнемосхема). Это экономит проводниковый материал, сигнальную аппаратуру и площадь, занимаемую мнемощитами.
Световая сигнализация обобщенной мнемосхемы осуществляется по вызову оператора посредством клавиатуры, совмещенной с групповой сигнализацией (в одной арматуре сигнальная лампа и клавиша).
Приход известительного сигнала о нарушении технологического процесса сопровождается звуковой сигнализацией и мигающим светом кнопки-лампы, символизирующей комплект контролируемого оборудования.
Оператор квитирует (гасит) звуковой сигнал нажатием светящейся кнопки, при этом на обобщенной мнемосхеме воспроизводится состояние КП и причина, вызвавшая предупредительный сигнал. Кнопка, светящаяся до этого мигающим светом, горит ровным светом до тех пор, пока не будет устранено нарушение режима.
На рисунке 13.12 показана принципиальная схема групповой сигнализации для п — контролируемых пунктов, в каждом из которых по m объектов сигнализации (технологические датчики Е1. Ет при нарушении режима замыкаются). 1 — п — адресные провода линии связи между КП и диспетчерским пунктом (ДП).
Для циклического переключения адресных проводов используется контактный распределитель, выполненный на базе магнитоуправляемых контактов (Е1. Ен), поочередно возбуждаемых магнитом, насаженным на консоль, которая получает вращение от редукторного микродвигателя М.

Рис. 13.12. Принципиальная схема групповой сигнализации.

Если в момент подачи на шинку 1 положительного потенциала контакт Е1—1 уже замкнут, то сработает реле К2, а затем К3 — его первая катушка получает импульсное питание через конденсатор С1, одновременно включается звуковая сигнализация (НА), реле К1 теряет возбуждение — его катушки включены встречно и распределитель останавливается. Кроме того, на вход 2 ячейки памяти А1 поступает отрицательный сигнал, который совместно с положительным сигналом (1), поступившем с шинки 1, приводит последнюю в возбужденное состояние (пампа Н1 загорается). Наряду со звуковой сигнализацией вступает в работу генератор импульсов А, на выходе которого включена вторая обмотка реле К2, благодаря чему последняя начинает импульсно возбуждаться, а лампа групповой сигнализации горит мигающим светом.
При нажатии кнопки S1 отключаются цепи звуковой сигнализации и включается реле K4 — на мномосхеме воспроизводится состояние КП (горит лампа Н (и+1).
При последующем цикле опроса заряженный конденсатор С1 обязательно предотвращает повторное возбуждение звукового сигнала.
Ячейка памяти теряет возбуждение в том случае, когда на ее вход 1 подан положительный сигнал, а на входе 2 сигнал отсутствует.
При подаче положительного сигнала на вход 1 состояние схемы ячейки не изменится и только при подаче на вход 2 отрицательного потенциала она включается.
Ячейка сохранит свое состояние и при исчезновении сигналов (сначала 1, затем 2 или оба одновременно). Ячейки могут быть выполнены на базе герконных реле, интегральных схем и т. д.
Генератор импульсов выполнен на базе герконного реле, обмотка которого шунтирована конденсатором. При подаче напряжения питания конденсатор начинает заряжаться через резистор, включенный последовательно с обмоткой.
При напряжении на конденсаторе, равном напряжению срабатывания реле, реле К, включаясь своим контактом, шунтирует цепь заряда. Конденсатор С начинает разряжаться до напряжения отпускания реле.
В качестве сигнальных ламп применяются лампы накаливания и неоновые лампы.
В системах отображения информации используются миниатюрные, сверхминиатюрные и коммутаторные лампы накаливания. Наименование типа ламп, например МН, означает: накаливания, миниатюрная, НСМ — накаливания, сверхминиатюрная; КМ — коммутаторная, миниатюрная. Неоновые лампы относятся к ионным электровакуумным приборам тлеющего разряда с холодным катодом.
Лампы включаются в сеть последовательно с балластным резистором, с тем чтобы тлеющий разряд не переходил в дуговой. Обозначение ламп шифруется следующим образом: Т — тлеющего разряда, Н — неоновая.
На базе полупроводниковой технологии разработаны новые источники света — светодиоды. Миниатюрный источник света из фосфата галлия имеет маркировку АЛ 102, на основе карбида кремния КЛ101.

Подключение трехфазного асинхронного электродвигателя

Трехфазный асинхронный электродвигатель и подключение его к электрической сети часто вызывает массу вопросов. Поэтому в нашей статье мы решили рассмотреть все нюансы, связанные с подготовкой к включению, определением правильного способа подключения и, конечно, разберём возможные варианты схем включения двигателя. Поэтому не будем ходить вокруг да около, а сразу приступим к разбору поставленных вопросов.

Подготовка асинхронного электродвигателя к включению

На самом первом этапе нам следует определиться с типом двигателя, который мы собрались подключать. Это может быть трехфазный асинхронный двигатель с короткозамкнутым или фазным ротором, двух- или однофазный двигатель, а может быть и вовсе синхронная машина.

Помочь в этом может бирка на электродвигателе, на которой указана нужная информация. Иногда это можно сделать чисто визуально — так как мы рассматриваем подключение трехфазных электрических машин, то двигатель с короткозамкнутым ротором не имеет коллектора, а машина с фазным ротором имеет таковой.

Определение начала и конца обмотки

Трехфазный асинхронный электродвигатель имеет шесть выводов. Это три обмотки, каждая из которых имеет начало и конец.

Для правильного подключения мы должны определить начало и конец каждой обмотки. Существует множество вариантов того, как это сделать — мы остановимся на наиболее простых из них, применимых в домашних условиях.

Обмотки статора электродвигателя

  • Для того чтоб определить начало и конец обмотки трехфазного двигателя своими руками, мы должны для начала определить выводы каждой отдельной обмотки, то есть определить каждую отдельную обмотку.
  • Сделать это достаточно просто. Между концом и началом одной обмотки у нас обязательно будет цепь. Определить цепь нам помогут либо двухполюсный указатель напряжения с соответствующей функцией, либо обычный мультиметр.
  • Для этого один конец мультиметра подключаем к одному из выводов и другим концом мультиметра касаемся поочередно остальных пяти выводов. Между началом и концом одной обмотки у нас будет значение близкое к нулю, в режиме измерения сопротивления. Между остальными четырьмя выводами значение будет практически бесконечным.
  • Следующим этапом будет определение их начала и конца.

ЭДС при различных вариантах соединения обмоток электродвигателя

  • Для того чтоб определить начало и конец обмотки, давайте немного погрузимся в теорию. В статоре электродвигателя имеется три обмотки. Если подключить конец одной обмотки к концу другой обмотки, а на начало обмоток подать напряжение, то в месте подключения ЭДС будет равен или близок к нулю. Ведь ЭДС одной обмотки компенсирует ЭДС второй обмотки. При этом в третьей обмотке ЭДС не будет наводиться.
  • Теперь рассмотрим второй вариант. Вы соединили один конец обмотки с началом второй обмотки. В этом случае ЭДС наводится в каждой из обмоток, в результате получается их сумма. За счет электромагнитной индукции ЭДС наводится в третьей обмотке.

Схема определения начала и конца обмоток электродвигателя

  • Используя этот метод, мы можем найти начало и конец каждой из обмоток. Для этого к выводам одной обмотки подключаем вольтметр или лампочку. А любых два вывода других обмоток соединяем между собой. Два оставшихся вывода обмоток подключаем к электрической сети в 220В. Хотя можно использовать и меньшее напряжение.
  • Если мы соединили конец и конец двух обмоток, то вольтметр на третьей обмотке покажет значение близкое к нулю. Если же мы подключили начало и конец двух обмоток правильно, то, как говорит инструкция, на вольтметре появится напряжение от 10 до 60В (данное значение является весьма условным и зависит от конструкции электродвигателя).
  • Подобный опыт повторяем еще дважды, пока точно не определим начало и конец каждой из обмоток. Для этого обязательно подписывайте каждый полученный результат, дабы не запутаться.

Выбор схемы подключения электродвигателя

Практически любой асинхронный электродвигатель имеет два варианта подключения – это звезда или треугольник. В первом случае обмотки подключаются на фазное напряжение, во втором на линейное напряжение.

Электродвигатель асинхронный трехфазный и подключение звезда–треугольник зависит от особенностей обмотки. Обычно оно указано на бирке двигателя.

Номинальные параметры на бирке электродвигателя

Подключение асинхронного электродвигателя

В нашей статье мы рассмотрим наиболее популярные схемы прямого включения и прямого включения с возможностью реверса.

Схема прямого включения асинхронного электродвигателя

В предыдущих главах мы подключили обмотки двигателя, и вот теперь пришло время включения его в сеть. Двигатели должны включаться в сеть при помощи магнитного пускателя, который обеспечивает надежное и одновременное включение всех трех фаз электродвигателя.

Трехполюсный автоматический выключатель

Номинальные параметры пускателей

Кнопочный пост на две кнопки

Таблица выбора сечения провода

Обратите внимание! Вместо автомата вполне возможно применение предохранителей. Только их номинальный ток должен соответствовать номинальному току двигателя. А также должен учитывать пусковой ток, который у разных типов двигателей колеблется от 6 до 10 крат от номинального.

  1. Теперь приступаем непосредственно к подключению. Его условно можно разделить на два этапа. Первый это подключение силовой части, и второй — подключение вторичных цепей. Силовые цепи – это цепи, которые обеспечивают связь двигателя с источником электрической энергии. Вторичные цепи необходимы для удобства управления двигателем.
  2. Для подключения силовых цепей нам достаточно подключить вывода двигателя с первыми выводами пускателя, выводы пускателя с выводами автоматического выключателя, а сам автомат с источником электрической энергии.

Обратите внимание! Подключение фазных выводов к контактам пускателя и автомата не имеют значения. Если после первого пуска мы определим, что вращение неправильное, мы сможем легко его изменить. Цепь заземления двигателя подключается помимо всех коммутационных аппаратов.

Схема подключения первичных и вторичных цепей схемы включения электродвигателя

Теперь рассмотрим более сложную схему вторичных цепей. Для этого нам, прежде всего, как на видео, следует определиться с номинальными параметрами катушки пускателя. Она может быть на напряжение 220В или 380В.

  • Так же следует разобраться с таким элементом, как блок-контакты пускателя. Данный элемент имеется практически на всех типах пускателей, а в некоторых случаях он может приобретаться отдельно с последующим монтажом на корпус пускателя.

Расположение элементов пускателя

  • Эти блок-контакты содержат набор контактов – нормально закрытых и нормально открытых. Сразу предупредим – не пугайтесь в этом нет нечего сложного. Нормально закрытым называется контакт, который при отключенном положении пускателя – замкнут. Соответственно нормально открытый контакт в этот момент разомкнут.
  • При включении пускателя нормально закрытые контакты размыкаются, а нормально открытые контакты замыкаются. Если мы говорим за электродвигатель трехфазный асинхронный и подключение его к электрической сети, то нам необходим нормально открытый контакт.

Нормально закрытые и нормально открытые контакты

Схема реверсивного включения электродвигателя

Распространенным вариантом подключения асинхронного электродвигателя является вариант с использованием реверса. Такой режим может потребоваться в случаях, когда необходимо изменять направление вращения двигателя в процессе эксплуатации.

  • Для создания такой схемы нам потребуются два пускателя из-за чего цена такого подключения несколько возрастает. Один будет включать двигатель в работу в одну сторону, а второй в другую. Тут очень важным моментом является недопустимость одновременного включения обоих пускателей. Поэтому нам необходимо во вторичной схеме предусмотреть блокировку от таких включений.
  • Но сначала давайте подключим силовую часть. Для этого, как и приведенном выше варианте, подключаем от автомата пускатель, а от пускателя — двигатель.
  • Единственным отличием будет подключение еще одного пускателя. Его подключаем к вводам первого пускателя. При этом важным моментом будет поменять местами две фазы, как на фото.

Схема реверсивного подключения электродвигателя с катушкой пускателя на 220В

Схема реверсивного подключения электродвигателя с катушкой пускателя на 220В

Вывод

Способы подключения асинхронного трехфазного электродвигателя зависят от типа двигателя, схемы его соединения и задач, которые стоят перед нами. Мы привели лишь самые распространенные схемы подключения, но существуют и еще более сложные варианты. Особенно это касается асинхронных машин с фазным ротором, которые имеют функцию торможения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая сигнализация. На предприятиях находят применение разнообразные схемы сигнализации, отличающиеся числом и типом устройств, напряжением и родом тока, характером световых и звуковых сигналов. Правильно построенные схемы обеспечивают четкую сигнализацию, способствуют предотвращению аварий и несчастных случаев.

Схема технологической сигнализации должна обеспечивать одновременную подачу светового и звукового сигналов; съем звукового сигнала (нажатием кнопочного выключателя); повторность срабатывания исполнительного устройства звуковой сигнализации (при вторичном отклонении параметра) после его отключения нажатием кнопочного выключателя; проверку исполнительных устройств сигнализаторов (световых и звуковых) от одного кнопочного выключателя.



рис.2.12. Функциональные схемы технологической сигнализации: а - схема местной сигнализации; б-г -схемы дистанционной сигнализации: 1а, 1б-электроконтактные манометры; 1б, 1в, 2в, 2г, 3е, 3д, 4в, 4г-электрические лампы; 2а, 3а-манометрические термометры; 3б-двухпозиционный регулятор; 3в-пневматическая лампа; 3г-пневмоэлектрический преобразователь; 4а-термоэлектрический преобразователь; 4б-потенциометр сигнализирующий (с контактным устройством).

На рис. 2.12 представлены функциональные схемы сигнализации на один параметр, используемые на промышленных предприятиях.

Ниже рассмотрены различные принципиальные электрические схемы сигнализации.

При замыкании технологического контакта Р измерительного прибора (рис. 2.13, а) включается сигнальная лампа HL. Параллельно лампе можно подключить звуковой сигнализатор (звонок и т.п.). Недостаток такой схемы состоит в том, что звонок работает все время, пока замкнут контакт Р. Если контакт прибора имеет недостаточную разрывную мощность, в схему вводят промежуточное реле (катушка реле К на рис. 2.13,б).

Надежность схемы сигнализации можно повысить, использовав две параллельно включенные лампы для сигнализации об одном параметре. В этом случае нет большой необходимости в цепи поверки ламп.


Рис.2.13. Принципиальные схемы технологической сигнализации: а – без промежуточного реле; б – с промежуточным реле.

Все основные специфические требования к технологической сигнализации выполнены на рис. 2.14,а. При замыкании контакта прибора Р включаются звонок НА и лампа HL. Для снятия звукового сигнала необходимо нажать кнопочный выключатель SB2. При этом реле К контактом К (строка 3) отключает звонок НА, а контактом К (строка 2) самоблокируется. Как только контакт Р разомкнется, схема вновь становится готовой для подачи звукового сигнала. При нажатии кнопочного выключателя проверяется исправность звонка и лампы. Схема на рис. 2.14,б отличается от предыдущей только наличием промежуточного реле К2, которое вводится в схему ввиду недостаточной мощности контакта Р.



Рис.2.14. Схемы технологической сигнализации на один параметр: а – без промежуточного реле; б – с промежуточным реле.

Для защиты технологических контактов в случае их работы в цепях с большой индуктивностью используют искрогасящий контур (рис. 2.15).


Рис.2.15. Использование искрогасящего контура для защиты технологического контакта (Р).

Рассмотрим работу схемы сигнализации температуры и давления (рис.2.16). При определенном отклонении температуры в объекте от заданного значения замыкается технологический контакт Р1 (в приборе). Включается реле К1. Замыкаются контакты К1 (строки 4,8,11), и размыкается контакт К1 (строка 12). Контакт К1 в строке 4 готовит цепь для включения реле К3. Контакт К1 в строке 8 включает звонок НА. Контакт К1 в строке 11 включает лампу HL1. Контакт К1 (строка 12) исключает ложное срабатывание лампы HL2 при замыкании контакта Р1. Для отключения звонка нажимают кнопочный выключатель SB1. Включается реле К5, и замыкается контакт К5 (строка 3). При этом включается реле К3, которое замыкающимся контактом К3 (строка 4) самоблокируется. Размыкается контакт К3 (строка 8), и звонок НА отключается. Схема готова для включения звонка при замыкании другого технологического контакта (Р2).


Для проверки исправности звонка и ламп нажимают соответственно кнопочные выключатели SB2 и SB3. Аналогично работает схема при замыкании технологического контакта Р2. Недостатком данной схемы является наличие двух реле на каждый сигнализируемый параметр.

Рассмотрим работу схемы сигнализации с центральным реле (рис.2.17). При замыкании контакта Р1 датчика включается катушка К1 общего (центрального) реле.

Рис.2.16. Схема технологической сигнализации

Замыкается его контакт К1 (строка1), и включает звонок НА; замыкается второй контакт К1 (строка 4) этого реле, и становится на самоблокировку; замыкается третий контакт К1 (строка 2), и включается промежуточное реле К2. Контакт К2 (строка 5) размыкается, что дает возможность нажатием кнопочного выключателя SB1 обесточить реле К1 для снятия звукового сигнала. Контакт К2 (строка 8) переключается и включает лампу HL1. Контакт К2 (строка 7) замыкается и подключает реле К2 к участку (шине) 2, минуя контакт К1 (строка 2).

Для отключения звонка необходимо нажать кнопочный выключатель SB1. При этом реле К1 обе сточится и разомкнет свой контакт К1 в цепи звонка НА. Контакты К1 (строки 2 и 4) разомкнутся и подготовят реле К1 к принятию нового сигнала от других приборов (Р2 и т.п.).


Для проверки исправности ламп и звонка нажимают кнопочный выключатель SB2.

Диоды VD1 и VD2 не позволяют подключаться реле К2, если замкнутся контакты других приборов (например, контакт Р2 при разомкнутом контакте Р1), иначе будет подан ложный сигнал, т.е. включится и лампа HL1. Назначение диодов VD3 и VD4 аналогично.

Рис.2.17. Схема технологической сигнализации нескольких параметров (с центральным реле).


Сигнализация положения (состояния). Простейшая схема сигнализации состояние электродвигателя представлена на рис. 2.18,а. Сигнальная лампа HL подключена параллельно катушке магнитного пускателя KM. Недостатком такой схемы является возможность выдачи ложной информации в случае перегорания лампы.

На рис. 2.18,б для сигнализации отключения двигателя используется один контакт КМ (строка 3) магнитного пускателя. Если в этой схеме не горят одновременно обе лампы HL1 и HL2, это свидетельствует, в частности, о перегорании одной из них. Если у магнитного пускателя нет свободных контактов, то с целью размножения его контактов устанавливают промежуточное реле (рис. 2.18,в).

Рис.2.18. Схемы сигнализации состояния электродвигателя: а – с одной лампой; б – с двумя лампами (без промежуточного реле); в – с двумя лампами (с промежуточным реле).

Введением в схему резисторов можно обеспечить двухрежимное использование одной лампы. В таких схемах (рис. 2.19) перегорание лампы не дает ложной информации. При неподвижном электродвигателе лампа HL1 горит неполным накалом - ток идет через резистор R1. При работающем электродвигателе замкнут контакт KM магнитного пускателя, и лампа горит полным накалом – ток идет через контакт КМ.



Рис.2.19. Схема сигнализации состояния электродвигателя с использованием резистора.

Рис.2.20. Схемы сигнализации состояния электродвигателя, построенные по принципу соответствия положения рукоятки переключателя состоянию электродвигателя:

а – с тремя лампами; б – с мигающими лампами (включен, отключен – ровный свет; несоответствие – мигающий свет); в – с изменением накала ламп (включен, отключен – неполный накал, несоответствие – полный накал).

В схеме (рис. 2.20,б) при соответствии положения рукоятки переключателя состоянию электродвигателя лампы HL1 и HL2 горят ровным светом, при не соответствии – мигающим светом. В схеме (рис. 2.20,в) лампы HL1 и HL2 при несоответствии горят полным накалом, а при соответствии – неполным накалом.

Схемы блокировки

Если остановка электродвигателя М1 не должна приводить к остановке электродвигателя М2, контакт К2 блокирует как кнопку SB3, так и контакт КМ1 (рис.2.21,б)


Рис.2.21. Принципиальная схема управления двумя сблокированными электродвигателями: а – с блокировкой пуска и останова; б – с блокировкой пуска


Рис.2.22. Принципиальная электрическая схема управления электродвигателем (М3), сблокированным с двумя электродвигателями (М1 и М2).

Блокировку реверсивного двигателя можно производить и с помощью двухцепных кнопочных выключателей (рис.2.24).


При нажатии любого из выключателей SB1 или SB2 разрывается цепь магнитного пускателя соответственно КМ2 или КМ1. Такая блокировка позволяет осуществить реверсирование электродвигателя без предварительной остановки. В этом случае необходима механическая блокировка в магнитном пускателе, исключающая притягивание якорей одновременно к сердечникам обеих катушек.

Рис.2.23. Принципиальная электрическая схема управления реверсивным электродвигателем



Рис.2.24. Фрагмент принципиальной электрической схемы управления реверсивным двигателем с использованием двухцепных кнопочных выключателей (SB1 и SB2).

Схемы защиты

При защите объектов чаще всего необходимо включить или отключить подачу каких-либо веществ в объект. Это может быть осуществлено несколькими способами.

Если на магистрали установлен регулирующий орган, то схема защиты может быть выполнена, как показано на рис.2.25,а. При достижении в объекте критического давления позиционный регулятор выдает единичный сигнал переключающему реле 3 (в камеру В). Мембранный узел смещается вниз, при этом сопло С1 закрывается, а сопло С2 открывается.

Воздух из линий мембранного исполнительного механизма сбрасывается в атмосферу, а клапан 4 плотностью закрывается или открывается в зависимости от его типа (НЗ или НО). При достижении нормального давления в объекте давление воздуха в камере В реле 3 становится равным нулю, и схема принимает первоначальное положение.

После срабатывания устройства защиты часто недопустимо автоматическое восстановление нормального функционирования объекта при исчезновении признака опасности. Поэтому на линии между позиционным регулятором и реле 3 устанавливают обратный клапан КО и патрубок с игольчатым вентилем ВИ рис.2.25,б. Для восстановления нормального режима работы схемы после срабатывания устройств защиты необходимо открыть вентиль ВИ для сброса воздуха и вновь закрыть его.

Чтобы исключить срабатывания схемы защиты при кратковременных срабатываниях позиционного регулятора, необходимо использовать реле времени: сигнал от позиционного регулятора подается на реле времени, которое лишь спустя определенное время посылает сигнал к переключающему реле (рис.2.25,в). При появлении на выходе позиционного регулятора единичного сигнала давление в камере В трех мембранного элемента 5 нарастает медленно. Через некоторое время элемент 5 срабатывает, и единичный сигнал от него поступает к реле 3 (защита сработала).

Вместо переключающего реле 3 можно использовать трехмембранный элемент (см.рис.2.25,д) или трехходовой клапан (см.рис.2.25,е,ж). При подаче единичного сигнала от позиционного регулятора (см.рис.2.25,д) мембранная сборка трехмембранного элемента 5 смещается вверх, верхнее сопло закрывается, а нижнее сопло открывается. Связь мембранного исполнительного механизма регулирующего клапана 4 с регулятором прекращается, исполнительный механизм сообщается с атмосферой, и клапан 4 срабатывает. В случае использования трехходового клапана 7 при подаче единичного сигнала на его исполнительный механизм нижнее седло 8 закрывается, а верхнее – открывается, благодаря чему регулирующий клапан 4 (тип НЗ) перекрывает магистраль.


Рис. 2.25. Схемы защиты простого объекта с использованием регулирующего органа:

а- без переключателя; б- с устройством ручного восстановления нормального режима; в- с задержкой времени срабатывания схемы защиты; г- с переключателем; д- с трех мембранным элементом; е- с трех ходовым клапаном; ж- устройство трех ходового клапана; 1а- позиционный регулятор; 2а- регулятор; 3- переключающее реле; 4- регулирующий клапан; 5- трех мембранный элемент; 6- переключатель; 7- трех ходовой клапан; 8, 9- нижнее и верхнее седло клапана; 10- тарельчатый золотник; 11-14- пневматические линии; КО- клапан обратный; ВИ- вентиль игольчатый; V- емкость.

Если при аварийных состояниях объекта недопустима утечка вещества, происходящая, как правило, при закрытом регулирующем органе, необходимо на магистрали рядом с регулирующим органом устанавливать отсечный клапан (монтируется без шунта). Так поступают и при отсутствии на магистрали регулирующего органа.

Если подача вещества осуществляется индивидуальным насосом (или компрессором), то для ее прекращения достаточно отключить привод насоса (компрессора) с помощью электроконтактного прибора, воздействующего на магнитный пускатель электродвигателя насоса (компрессора).






Нереверсивная схема управления асинхронного двигателя.



Рисунок 1 — Простейшая схема асинхронного двигателя

Для подачи напряжения на управляющую и силовую цепь используется автоматический выключатель QF. Пуск асинхронного двигателя осуществляется кнопкой SB1 «Пуск”, которая замыкает свои контакты в цепи катушки магнитного пускателя КМ. Который срабатывая замыкает основные контакты силовой цепи статора. Вследствие чего электродвигатель М подсоединяется к питанию. В то же время в управляющей сети происходит замыкание блокирующего контакта КМ который шунтирует кнопку SB1.

  • от КЗ — посредством автоматического выключателя QF и плавкими предохранителями FU;
  • от перегрузок — посредством теплореле КК (при перегреве данные устройства отсоединяют контактор КМ, прекращая работу движка);
  • нулевая защита — посредством магнитного пускателя КМ (при низком напряжении или его полном отсутствии контактор КМ оказывается незапитанным, размыкается и электродвигатель выключается).

Для подключения электродвигателя после срабатывания защитного механизма требуется снова надавить клавишу SB1.








Напряжение на обмотке уменьшается почти в 2 раза, но в случае отказа одного из контакторов, управляемых вручную, пострадает вся коммутация. Как следствие, существенно упадет мощность двигателя, возникнут проблемы с его запуском.


Реостатный пуск асинхронного двигателя с кз ротором.

Если невозможно запустить АД с кз ротором в стандартном режиме, используют запуск при сниженном напряжении. С этой целью в цепь статора добавляют сопротивление, реостат или используют автотрансформатор. Автоматический выключатель QF срабатывает и на управляющую и силовую цепь поступает напряжение. После нажатия кнопки SB1 пускатель КМ1 приходит в действие, подавая электроток в цепь статора с включенным сопротивлением. В то же время питание поступает и на реле времени КТ.



Рисунок 2 — Схема асинхронного двигателя с симметричными сопротивлениями (реостатный пуск)

Через определенный временной интервал, задаваемый реле КТ, происходит замыкание контакта КТ. В итоге пускатель КМ2 шунтирует (закорачивает) сопротивление статора. Процедура запуска электродвигателя завершается. Для его выключения необходимо нажать клавишу SB2 и выключить автомат QF.

Разновидности простейших движков-трансформаторов

Движки переменного тока могут быть синхронными. Схема получается проще, а мотор дешевле. Хотя все асинхронные двигатели содержат статор, аналогичный синхронной машине, конструкция ротора определяет их существенное отличие от них. Его не нужно намагничивать тем или иным способом, как это делается в синхронном движке. Несмотря на отличия моделей асинхронных машин, конструкция их ротора — это эквивалент короткозамкнутой вторичной обмотки.

Самый простой вариант — короткозамкнутый ротор. Его можно просто отлить из ферромагнитного материала и обработать надлежащим образом. Сплавы на основе железа проводят электрический ток и взаимодействуют с магнитным полем. Цельнометаллическая конструкция обладает следующими преимуществами:

  • наиболее проста в изготовлении и по этой причине обладает минимальной себестоимостью;
  • лучше всего переносит усилия, возникающие при работе двигателя;
  • хорошо разгоняется из-за эффективного взаимодействия магнитных полей.

Читать также: Как правильно подключить светодиодный светильник

Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором схема

Как преодолеваются недостатки болванки

Однако вполне очевидно то, что такой короткозамкнутый ротор будет не лучшим проводником для токов, индуцируемых статором. Сплавы железа проводят электроток заметно хуже алюминия или меди. Кроме этого ведь неспроста магнитопроводы трансформаторов изготавливают из стальных пластин, а не из цилиндрических болванок. Вихревые токи нагревают литой металл и уменьшают общую эффективность электроустановки. Поэтому недостатки массивности конструкции из железного сплава конструктивно учитывает наиболее эффективный двигатель с короткозамкнутым ротором.

В таком электродвигателе используются алюминиевые или медные детали. Функции применительно к созданию магнитного поля и проводимости тока конструктивно разделяются. Для получения переменного магнитного поля с малыми потерями по аналогии с трансформаторами применяются тонкие изолированные пластины. Каждая из них содержит выемки и по форме эквивалентна поперечному сечению ротора. Ее материалом является трансформаторная сталь.

Как получается беличье колесо (клетка)

После того как пластины собраны, получается цилиндр с канавками. Они образованы выемками, в которые укладываются стержни из алюминия или меди. На торцы цилиндра надеваются пластины или кольца из такого же металла, что и стержни, концы которых крепятся к ним. Каждая пара диаметрально противоположных стержней, таким образом, создает короткозамкнутый виток. Его сопротивление индуцируемому току гораздо меньше, чем у железного сплава. Стержни с пластинами выглядят, как беличья клетка.

Асинхронный электродвигатель с короткозамкнутым ротором схема

Поэтому двигатель с короткозамкнутым ротором такой конструкции имеет меньше потерь и по этой причине широко распространен. Но сходство этого электромотора асинхронного электродвигателя короткозамкнутым ротором своим похожего на обычный нагруженный силовой трансформатор ограничено к применению в некоторых электросетях. Не каждая из них может выдержать большой пусковой ток. Если асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором будут стартовать одновременно, величина тока будет велика и сравнима с коротким замыканием.

В начале их пуска происходит процесс, аналогичный включению трансформатора с вторичной обмоткой, замкнутой накоротко. В этом начальном положении магнитное поле почти неподвижно, и в этой связи так называемое скольжение получается самым большим. Неподвижный короткозамкнутый ротор асинхронного двигателя создает при пуске наиболее мощное электромагнитное поле. Ведь он собран из листовой стали, отличающейся минимальными вихревыми потерями, а беличье колесо характеризуется минимальным электрическим сопротивлением.

Реверсивный пуск асинхронного двигателя



Рисунок 3. Схема реверсивный пуск асинхронного двигателя с кз ротором.

В данной схеме нажатием кнопки реверса меняется чередование фаз питающего напряжения на статоре двигателя, что будет вызывать смену направленности его вращения (реверсом). При помощи нормально замкнутых контактов КМ1 и КМ2 выполнена защита от ошибочного включения сразу двух магнитных пускателей КМ1 и КМ2. Также действуют защиты, аналогичные описанным ранее. Отключить электродвигатель можно кнопкой SB3 и автоматом QF.


Схемы присоединения асинхронных электродвигателей к сети

Схемы присоединения односкоростных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором
Асинхронные электродвигатели с короткозамкнутым ротором до 11 кВт включительно имеют три выводных конца во вводном устройстве и зажим заземления. Обмотки этих двигателей соединены в звезду или треугольник и предназначены для включения на одно из стандартных напряжений.

Двигатели мощностью от 15 до 400 кВт имеют шесть выводных концов во вводном устройстве и зажим заземления. Эти двигатели могут включаться на напряжения 220/380 или 380/660 В. Схемы включения обмоток показаны на рис. 11.


Рис. 11.
Схемы включения односкоростного двигателя на напряжения 220/380 или 380/660 В:а — звезда (высшее напряжение); б — треугольник (низшее напряжение)
Схемы присоединения многоскоростных асинхронных электродвигателей с короткозамкнутым ротором

Многоскоростные асинхронные электродвигатели отличаются от односкоростных только обмотками статора и пазами ротора. Число частот вращения может быть две, три или четыре. Например, в серии 4А предусмотрены многоскоростные двигатели со следующими соотношениями частот вращения: 3000/1500, 1500/1000, 1500/750, 0/500, 0/750, 3000/1500/1000, 3000/1500/750,

1500/1000/750, 3000/1500/1000/750, 1500/1000/750/500 об/мин.

Схемы соединений обмоток двухскоростных двигателей показаны на рис. 12 и 13, схемы присоединения четырехскоростных двигателей — на рис. 14.

Двухскоростные двигатели

имеют одну полюсопереключаемую обмотку с шестью выводными концами. Обмотка двигателей с соотношением частот вращения 1:2 выполняется по схеме Даландера и соединяется:

— в треугольник () при низшей частоте вращения;

— в двойную звезду () при высшей частоте вращения.


Рис. 12.
Схемы соединений обмоток двухскоростных двигателей:а — / . Низшая скорость — : 1В, 2В, 3В — свободны, на 1Н, 2Н, 3Н подается напряжение. Высшая скорость — . 1Н, 2Н, 3Н — замкнуты между собой, на 1В, 2В, 3В подается напряжение; б — / с дополнительной обмоткой. Низшая скорость — с дополнительной обмоткой, 1B, 2B, 3В — замкнуты между собой: на 1Н, 2Н, 3Н подается напряжение. Высшая скорость — : Ш, 2Н, 3Н — свободны, на 1B, 2B, 3В подается напряжение; в — . Низшая скорость: 1В, 2В, 3В — свободны, на 1Н, 2Н, 3Н подается напряжение. Высшая скорость: 1Н, 2Н, 3Н — свободны, на 1B, 2B, 3В подается напряжение.


Рис. 13.
Схема присоединений двухскоростных двигателей с соотношением скоростей 2:3 и 3:4:а — / без дополнительной обмотки; б — / с дополнительной обмоткой; в —


Рис. 14.
Схема присоединений четырехскоростных двигателей
Обмотки двухскоростных двигателей с соотношением частот вращения 2:3 и 3:4 соединяются:

— либо в тройную звезду;

— либо в треугольник — двойную звезду без дополнительной обмотки или с дополнительной обмоткой.

Трехскоростные двигатели

имеют две независимые обмотки, одна из которых выполняется по схеме Даландера и соединяется по схеме / . Число выводных концов трехскоростного двигателя — девять.

Четырехскоростные двигатели

имеют две полюсопереключаемые независимые обмотки, выполненные по схеме Даландера, с 12 выводными концами. При включении в сеть одной из обмоток вторая обмотка остается свободной.

Кнопочный пост

Данное оборудование предназначается для коммутации, то есть соединения цепей, в которых протекает переменный ток с максимальным напряжением в 660 В и частотой 50 или 60 Гц. Можно эксплуатировать такие устройства и в сетях с постоянным током, но тогда максимальное рабочее напряжение ограничивается 440 В. Возможно применение даже в качестве пульта управления.

кнопки для поста

Обычный кнопочный пост имеет следующие особенности своей конструкции:

Основные преимущества

Среди основных преимуществ таких приборов выделяются следующие:

  • комплектация данного прибора не всегда может быть стандартной, она может корректироваться по пожеланиям заказчика;
  • корпус обычно изготавливается из негорючей тугоплавкой пластмассы или же из металла;
  • имеется хорошая герметизация, которая достигается за счет наличия резиновой прокладки между крышкой и контактами внутри;
  • уплотнитель для данного кнопочного поста находится под хорошей защитой от воздействия каких-либо агрессивных факторов со стороны окружающей среды;
  • сбоку имеется дополнительное отверстие, чтобы было удобно вводить нужный кабель;
  • все крепления, имеющиеся у поста, изготавливаются из высокопрочной нержавеющей стали.

Схемы управления электродвигателями



Современное оборудование часто работает в автоматическом и полуавтоматическом режиме. Это позволяет исключить пресловутый человеческий фактор, увеличить объемы и темпы производимых операций, сделать производство более рентабельным. Одним из главных факторов надежной работы современного оборудования является безупречное выполнение включения электродвигателей, которое выполняется в заданной последовательности и с соблюдением штатного режима работы. Схемы управления электродвигателями могут быть различны, так как принципы автоматического и полуавтоматического режима работы могут существенно отличаться друг от друга.

Полуавтоматическое управление предусматривает участие оператора, который инициирует пуск оборудования нажатием соответственной кнопки или поворачивая рычаг. После этого функция персонала заключается лишь в контроле рабочего процесса. При автоматическом управлении первоначальный пуск оборудования осуществляют реле или датчики, после чего работы выполняется в соответствие с заданными программами. Такое программное устройство часто выполняется с помощью логических схем, вариантов которых может быть довольно много. В промышленности наиболее часто встречаются следующие схемы управления асинхронными электродвигателями

• нереверсивного управления; • реверсивного управления с двумя магнитными пускателями.

Основные схемы управления асинхронным электродвигателем

При использовании схемы управления электродвигателем с нереверсивным управлением после пуска происходит подключение к сети электромагнитной катушки. С ее сердечником соприкасается подвижный якорь и замыкает силовые контакты. В результате на двигатель подается трехфазное напряжение. Параллельно с силовыми контактами замыкаются блокировочные, что позволяет зашунтировать кнопку пуска и отпустить ее. Нажимая кнопку стоп, оператор тем самым разрывает цепь, от которой запитана электромагнитная катушка. Это освобождает якорь, который при падении размыкает силовые контакты, что приводит к остановке оборудования. В этой схеме управления защита от длительной перегрузки обеспечивается подключением к двум фазам тепловых реле.

Схемы управления электродвигателями постоянного тока и синхронными двигателями

Схема управления электродвигателем постоянного тока может быть следующих видов:

• с нижним расположением ключа; • с верхним расположением ключа; • мостовая схема.

Все они базируются на принципах ШИМ и основных характеристиках двигателя. Наиболее экономичной схемой является с нижним расположением ключа, его верхнее расположение используют при повышенных требованиях к безопасности. Мостовая схема используется при реверсивном управлении двигателем.

Синхронные двигатели сложнее асинхронных, но они менее чувствительны к колебаниям напряжения и более устойчивы к перегрузкам. Это стало причиной их широкого распространения. Схема управления синхронным электродвигателем обычно включается в себя тиристорные возбудители, которые заменили электромашинные возбудители, долгое время являвшиеся уязвимым местом этого типа электромоторов.

Тип постов

Существует три типа поста — это ПКЕ, ПКТ и ПКУ. Первый обычно применяется для работы со станками для деревообработки промышленного или домашнего назначения. ПКУ применяется в промышленности, но лишь на тех объектах, где отсутствует опасность взрыва, а концентрация пыли и газа не поднимается выше того уровня, который способен вывести устройство из строя. ПКТ — это именно те посты, которые могут использоваться в схемах управления трехфазными асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором, а также другими двигателями электротехнического типа. Кроме того, они также активно используются для управления таким оборудованием, как кран-балки, мостовые краны и прочие устройства, предназначенные для подъема тяжелого груза.

Читайте также: